Спа́се, ны́не обнища́вшее мое́ се́рдце не пре́зри …. Символ веры

Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!
В Символе веры, с помощью которого мы каждое воскресенье исповедуем свою веру, мы утверждаем: «Исповедую единое Крещение во отпущение грехов». (…) Эту фразу можно разделить на три части: «исповедую»; «единое Крещение»; «во отпущение грехов».
Первый элемент: «Исповедую». Что это значит? Это торжественное слово указывает на огромную важность объекта, то есть Крещения. В самом деле, произнося эти слова, мы утверждаем нашу истинную идентичность чад Божиих. Крещение является в некотором смысле документом, удостоверяющим личность христианина, его свидетельством о рождении. Это свидетельство о рождении в Церкви. Все вы знаете день своего рождения, ведь так? Все вы празднуете день рождения, все мы это делаем. Но я задам вопрос, который уже задавал и буду еще задавать: кто из вас помнит дату своего Крещения? Поднимите руку. Кто из вас? Мало. Вас не много. И я не спрашиваю епископов, чтобы им не стало стыдно, если они этого не помнят, да? Увы, мало тех, кто помнит. Но сделаем так: сегодня, когда вернётесь домой, спросите себя: «В какой день я был крещён?», вспоминайте. Это – ваш второй день рождения. Первый день рождения – это день собственно рождения, а второй – день, в который вы родились в Церкви. Сделаете это? Считайте это домашним заданием: вспомнить день, когда ты родился, и поблагодарить Господа за то, что Он открыл двери Своей Церкви в тот день, когда ты получил Крещение. Сделаем это сегодня. Вместе с тем с Крещением связана наша вера во отпущение грехов. Таинство Покаяния, или Исповедь, является, в сущности, “вторым крещением”, которое всегда отсылает к первому, чтобы укрепить и обновить его. (…)
Второй элемент: «единое Крещение». Это выражение напоминает другое выражение – св. Павла: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4,5). Слово “крещение” буквально означает “погружение”, и действительно, это Таинство представляет собой истинное духовное погружение – куда? В бассейн? Нет, в смерть Христа. Крещение – это именно духовное погружение в смерть Христа, из которой возрождаются вместе с Ним как новые творения (ср. Рим 6,4). Речь идет об омовении возрождения и просвещения. Омовение возрождения – потому что оно осуществляет это рождение от воды и от Духа, без которого никто не может войти в Небесное Царство (ср. Ин 3,5). Омовение просвещения – потому что через Крещение человек наполняется Христовой благодатью, «Светом истинным, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1,9) и изгоняет мрак греха. (…)
Наконец, рассмотрим вкратце третий элемент: «во отпущение грехов». Вспомните Символ веры: единое Крещение; исповедую единое Крещение во отпущение грехов. В Таинстве Крещения отпускаются все грехи – первородный грех и все личные грехи, а также наказания за грех. Крещением открывается дверь в истинную новизну жизни, не обременённой грузом негативного прошлого, но уже ощущающей красоту и благость Царства Небесного. Речь идёт о мощном вмешательстве милости Божьей в нашу жизнь, чтобы спасти нас. Это спасительное вмешательство не лишает нашу человеческую природу ее слабости (все мы слабые и все мы грешники, да?) и не лишает нас ответственности просить прощения всякий раз, как мы ошибаемся! И это прекрасно. Нельзя креститься два, три, четыре раза, но можно пойти к Исповеди, и когда мы идем к Исповеди, мы обновляем эту благодать Крещения. Это всё равно что второй раз креститься. Господь Иисус настолько добр, что не устаёт прощать нас. Не забывайте об этом. Крещение открывает нам двери в Церковь. И когда эти двери немного прикрываются (из-за наших слабостей и грехов), Исповедь их вновь открывает, потому что Исповедь – это как второе Крещение, которое прощает нам всё и просвещает, чтобы мы шли вперед со светом Господа, с Его радостью. (…)

(Из наставления Папы Франциска во
время общей аудиенции 13 ноября 2013 г.).
Русская служба Радио Ватикана.

В Митр. Макарий как последователь проф. Осипова

Проф. Осипов говорит:
Кстати, автор специального исследования о первородном грехе Кремлёвский – специально изучал отцов первых 4-х столетий, и пришел к такому выводу: «Что касается восточных отцов Церкви, то в суждениях их нет ни малейшего намека на переход первого греха Адамова на всех людей, хотя мысль об общем тлении всех в Адаме выражена у них со всей определенностью».
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/kurs_2/txt07.html
И казалось бы - Кремлевский солидный человек, кандидат богословия, школа XIX века. Что тут и проверять? Не нашел и все тут.
Однако удивительным образом Кремлевский не нашел этого учения даже в курсах догматического богословия, в т.ч. у Макария Булгакова:
Высказанное же блаж. Августином мнение о переходе первого греха Адамова на всех людей, церковь решительно отвергает (см. Догм. Бог. архиеп. Антония, Филарета, еп. Сильвестра, м. Макария ). На вопрос, вменяется ли человеку в вину это расстройство его природы, с которым он является на свет, мы должны ответить безусловно отрицательно на основании всего, что сказано о грехе. Понятие вменения в Писании постоянно самым решительным образом связывается с свободным нравственным деянием; где нет свободы и сознания, там не может быть вины. Если же Писание именует всех людей чадами гнева Божия по природе (Еф. 2, 3), то этим указывается только на природную предрасположенность людей к греху, обыкновенно приводящую к греху, когда человек вступает в сознательный возраст.

Давайте посмотрим, что там пишет м. Макарий, на которого таким воздушно-легким "см." ссылается Кремлевский. А пишет он вот что:

Под именем первородного греха она разумеет собственно то преступление заповеди Божией , то уклонение человеческой природы от закона Божия, и следовательно, от своих целей, которое совершено нашими праотцами в раю и от них перешло на всех нас . «Первородный грех, читаем в Православном Исповедании кафолической и апостольской Церкви восточной, есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму. Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы зачинаемся и рождаемся с этим грехом» (ч. 3, отв. на вопр. 20).
или вот:
Например, Церковь учит, что крещение изглаждает, уничтожает в нас первородный грех: это значит, что оно очищает собственно греховность нашей природы, наследованную нами от прародителей; что через крещение мы выходим из греховного состояния, перестаем быть естеством чадами гнева Божия, т.е. виновными перед Богом , делаемся совершенно чистыми и невинными пред Ним, благодатью Духа Святого, вследствие заслуг нашего Искупителя
http://azbyka.ru/knigi/pravoslavno_dogmaticheskoe_bogoslovie_makarija_91-all.shtml

Между прочим, ссылка на Кремлевского обретается и в "Православной энциклопедии", где в статье "Первородный грех" читаем, например:
Расхождения между правосл. и католич. учениями о Г. п. привели к расхождению и в понимании того, что происходит в таинстве Крещения. Католич. Церковь исповедует Крещение, в к-ром «отпускаются все грехи - грех первородный и все грехи личные…» (ККЦ. 1263). Для правосл. Церкви такое исповедание является неприемлемым, поскольку она не признает всеобщей вины в Г. п.
http://www.pravenc.ru/text/166457.html

Ну и так, чтобы не забыть:
Человечество прогневало Творца преступлением Адама, который совершенно пренебрег данной ему заповедью; посему мы, жалкие, были смущены и погибали, подвергшись проклятью и наказанию; пока гневался Бог, мы находились под владычеством смерти.
http://azbyka.ru/otechnik/?Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-proroka-avvakuma=3
или там:
И святой апостол Петр, сказав: «подадите в вере вашей добродетель и прочее, присовокупляет», говоря: «емуже бо несть сих... мжай, забвение приемь очищения древних своих грехов» (2Пет.1:5,9). Понял ли ты из сказанного, (что это говорится) об очищении чрез Крещение, бывающем таинственно и обретаемом действенно посредством исполнения заповедей? Если же, крестившись, мы не освободились отеческого греха, то очевидно, что не можем совершать и дел свободы.

Десятая часть Символа Веры говорит о таинстве крещения как средстве нашего спасения и избавления от грехов.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Господь Иисус Христос, покидая землю на сороковой день, обещал Своим ученикам послать вместо Себя Утешителя, Духа истины. Он это исполнил через десять дней после Вознесения. В виде огненных языков на апостолов сошел Святой Дух, третье Лицо единого Бога-Троицы. Этот день считается днем рождения христианской Церкви, которая является местом сугубого присутствия Святого Духа.

Внутренним содержанием жизни Церкви являются особого рода священнодействия, которые получили названия таинств. Их всего семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, священство и елеосвящение.

Видимым совершителем таинства является священник, но Церковь верует, что в каждом действии, которое совершает человек, незримо присутствует Святой Дух, и именно Он подает спасающую благодать приступающим к таинствам.

Человек участвует в таинствах и через них приобщается к спасительному крестному подвигу Христа, Который умер и победил смерть воскресением.

Первым в ряду таинств стоит таинство крещения. Именно о нем говорит Символ Веры. Это таинство является дверью, вводящей человека в жизнь духовную.

Так велики благодатные дары, подаваемые человеку в крещении, так глубоко невидимое преображение его естества, что это таинство справедливо называется “рождением свыше”. Его так назвал Сам Господь в беседе с Никодимом, иудейским начальником, пришедшим к Нему вечером, тайно, узнать о смысле человеческого бытия.

Человек рождается от отца и матери, и это есть его рождение по плоти. Но человек обладает духом, он сотворен по образу Божьему. Это делает его принципиально отличным от животного мира, хотя во многом он схож с ним. Человек должен осознать свое коренное отличие от всего остального мира. Должен понять, что он гражданин небесного отечества, он должен узнать и принять своего настоящего Отца - Бога. И это узнавание и принятие запечатлевается в крещении - “рождении свыше”, таинстве, в котором человек усыновляется Богу. Происходит истинное рождение человека - “по духу”.

Это рождение является, по словам Христа, условием обретения вечной жизни. Кто впустил Бога в свою жизнь, в свою душу, чтобы облегчить тяготу своих грехов и немощей, пребудет с Ним вечно. Ибо противоположно непрочности людских отношений, любовь Бога непреходяща. Он есть источник и податель жизни, и пребывающий с Ним пребудет во век.

Крещение - это рождение человека, и потому оно совершается только раз в жизни. Никакие грехи человека не могут изменить вечного завета между ним и Богом. Пока человек жив, есть надежда, что даже самый закоренелый грешник может раскаяться и вспомнить о том, что он сын Божий. Бог же не перестанет любить его и ждать назад. Поэтому как человек не может второй раз “войти в утробу матери своей и родиться”, так и крещение не может совершиться повторно.

Православная церковь с давних времен крестит не только взрослых, но и детей. Эта практика часто подвергалась нападкам со стороны многих конфессий, не признающих этого обычая. Но Сам Господь сказал: “Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им”.

От крещаемого требуется сознательная вера в Господа, отречение от грехов прежней жизни и желание жить по заповедям Божьим. Младенец лишен возможности осознанно исповедовать Бога как Царя и Владыку. Он должен возрасти, войти в разум и сам, сознательно избрать жизнь с Богом. Такова аргументация противников крещения детей. Православная Церковь всегда держалась мнения, что ожидать, пока ребенок вырастет и сознательно примет Бога - то же самое, что не давать больному младенцу лекарства, ожидая, пока он вырастет и сам решит, хочет ли он его принять. Человеческая природа больна и поражена грехом, она нуждается в лечении. Благодать, подаваемая в таинствах, и в таинстве крещения, как одном из них, врачует немощное естество человека, помогает ему с детства возрастать в духе и истине, приобщает к источнику вечной жизни.

Недостаток сознательной воли со стороны младенца восполняют крестные родители, или восприемники, на которых лежит святая обязанность научить ребенка истинам христианской веры. Ему для этого придется изрядно потрудиться. Благодать Божия, подаваемая в таинстве крещения не спасает человека, младенца или взрослого, сама по себе. Как рождение по плоти есть только начало жизненного пути человека, так и рождение духовное, совершающееся в крещении, есть только начало духовного пути к святости и совершенству. Святые отцы уподобляют действие этого таинства посеянному семени, над которым следует много потрудиться: взрыхлять землю нашего жестокого сердца, вырывать с корнем сорняки страстей, поливать живой водой молитв и добрых дел. Только тогда это благодатное семя новой жизни и рождения свыше возрастет и принесет духовные плоды.

Крещение – это вступление человека в лоно Церкви. Во время Крещения человек умирает для греховной жизни и рождается для новой жизни. Оно совершается лишь однажды, как однажды и рождается человек. Таинство Крещения установил Сам Господь. Обычно православных крестили в детстве, в наше время совсем не редкость крестить и взрослых, для которых это становится значительным и знаменательным событием. В этот день они становятся членами Церкви Христовой, решительно меняют жизнь и дают обет сочетаться Христу и веровать Ему как Царю и Богу. Из купели человек выходит заново рожденным, оставив свою прошлую жизнь с ее грехами.

К принятию таинства Крещения следует готовиться заранее. Во многих приходах священником проводятся специальные беседы для «оглашенных» (готовящихся принять Крещение и изучающих основы Православной веры). В первую очередь, для Крещения требуется вера в Господа и Его святое Евангелие, а также в Церковь, главой которой Он является. Поэтому во время Крещения священник и просит читать Символ веры. В раннехристианские времена взрослого человека допускали ко Крещению не сразу, а готовили для этого иногда год и более. Готовящимся ко Крещению позволяли принимать участие в некоторых службах и обрядах Церкви. Сегодня каждый священник согласно своей пастырской совести испытывает веру и разумение желающего креститься. Если он считает, что пришедший еще не готов к принятию таинства, а креститься хочет, например, из любопытства, то Крещение может и должно быть отложено. Священник может пригласить такого человека на беседу и подготовить его к вступлению в Церковь, объяснив истины, которые заключаются в Символе веры.

В дни перед принятием таинства нужно читать Евангелие и книги, разъясняющие православные догматы, например, Закон Божий. Эти дни – особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже важные проблемы. Посвятите это время духовным размышлениям, сосредоточьтесь на внутренней жизни своей души. Избегайте суеты, пустых разговоров, смотрения телевизора, не участвуйте в различных увеселениях, ибо то, что вы будете принимать, велико и свято, а все святое Божие должно приниматься с величайшим трепетом и благоговением.

По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились «крестные» – люди, за веру которых крестят младенцев. При Крещении взрослых старше 18 лет крестные не обязательны. Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого им от купели младенца.

Часто люди несерьезно подходят к избранию крестных. Большинство «кумов» не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм «принять для храбрости»; крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. И практически никто не знает, кто такие крестные, для чего они нужны и в чем их обязанности. Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке – только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители. После погружения младенца в купель Крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в Православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

Взрослым желательно перед Крещением соблюдать пост в течение 2-3 дней. В день Крещения с утра не едят, не пьют и не курят, живущие в браке накануне ночью воздерживаются от супружеского общения. Святыня Божия требует от человека особой чистоты. Являться ко Крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Женщины в месячной нечистоте не приступают к купели Крещения до окончания этих дней. Не приходят креститься в косметике и украшениях.

Среди таинств Церкви на первом месте стоит таинство Крещения. Оно как бы служит дверью, вводящей человека в благодатное Царство Христово – Церковь, чем и дает ему доступ ко всем ее духовным сокровищам. В обычном своем состоянии человек не способен к духовной жизни – для этого ему необходимо родиться духовно.

В таинстве Крещения, верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омывается от всех своих грехов, благодатно рождается для духовной христианской жизни и становится членом Царства Божия.

Крещение установил Сам Господь наш Иисус Христос, Который освятил Его Своим собственным примером, приняв Крещение у Иоанна на реке Иордан. Перед Своим вознесением на Небо Господь повелел апостолам крестить всех верующих в Него: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19).

Для принятия Крещения необходимы вера в Иисуса Христа как Сына Божия, покаяние во всех грехах и твердое намерение жить по заповедям Божиим.

Православная Церковь допускает Крещение младенцев по вере их родителей и восприемников с условием, что и те, и другие обязуются воспитывать крещаемого в Православной вере и руководить им в истинно христианской жизни. О том, что благодатные дарования даются по вере других, ясно свидетельствуют евангельские рассказы. Например: по вере римского сотника Господь исцелил его слугу. При исцелении расслабленного, повествуется, о том, как «Иисус, видя веру их (принесших больного), сказал расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2,5). По вере матери-хананеянки Господь исцелил ее дочь; и т.д. Поэтому восприемники и родители, которые пренебрегают священным долгом воспитывать ребенка в христианской вере, лишают его возможности с детства познать Бога и оставляют его безоружным перед всеми соблазнами, которые ожидают его в зрелом возрасте.

Сектанты осуждают православных за совершение таинств над младенцами. Но основанием для Крещения младенцев служит то, что Крещение заменило собой ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами. Апостол Павел называет христианское Крещение «обрезанием нерукотворным» (Кол. 2, 11-12).

Так как при Крещении человек получает, вместо прежнего ветхого бытия, новую жизнь, становится чадом Божиим и наследником вечной жизни, то очевидно, что Крещение необходимо для всех, в том числе – и для младенцев, чтобы, развиваясь физически, они одновременно и своим духом возрастали во Христе. Сам Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18,16). Ведь младенцы, как и взрослые, причастны первородному греху и, следовательно, имеют нужду в очищении от него. В апостольских писаниях неоднократно упоминается о Крещении целых семейств (дом Лидии, дом темничного стража, дом Стефанов (1 Kop. 1, 16), и нигде не упоминается об исключении младенцев при общем Крещении. Отцы Церкви в своих поучениях настаивают на Крещении детей. Св. Григорий Богослов, обращаясь к матерям-христианкам, говорит: «У тебя есть младенец? – Не давай усилиться повреждению со временем; пусть он будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи человеческого естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала его для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога».

Крещение не является лишь символом очищения, оно – самое начало и источник всех последующих божественных даров, очищающий и уничтожающий все греховные скверны и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения Божиих даров.