Сущность человека состоит в том. Существование и сущность людей

Разные эпохи представляют совершенно противоположные мнения. Л. Фейербах утверждал, что сущность человека предопределенна заранее и зависит от заложенных генов. После рождения человек не может изменить биологических данных, поэтому разум, чувство и воля – постоянные показатели. К. Маркс продолжает эту мысль, но корректируя понятие, подчеркивает влияние социально-исторической эпохи и напоминает: «На проявление поведения каждого индивидуума сказывается совокупность общественных отношений».

Чем ближе к современности, тем понятнее становятся выводы знаменитых людей о сущности человека. Каждый из философов подчеркивает свою главную мысль, которая характеризует . Свобода выбора, мышление, духовность, самопознание, воля, разум, творческая энергия, труд – все эти понятия значимы и особенны, но только тогда, когда они едины и согласованы с внутренними стремлениями к гармонии. В отдельности – это лишь маленькая часть жизни без дальнейшего развития. Им, ученым, было небезразличным сущность бытия, но акцентируя на одной мысли, они исключали другую.

Первоначальные выводы

Если соединить мысли ученых воедино, можно вывести общую формулировку, которая дает первоначальные понятия – в чем конкретно заключается заложенная или приобретенная сущность человека. Существа, т.е. люди, наделены природными и общественными качествами, применимыми для творческой и свободной деятельности, которая проникнута историческим характером, свойственным конкретным временем. Понятно и запутано одновременно. Почему отсутствуют предпочтительные им черты – мудрость, красота, нравственность, справедливость? В чем виновата любовь – первейшая потребность утверждения своего «я»?

Любовь помогает проявить индивидуальность в свободных направлениях. Контактируя с объектом симпатии, человек изучает и познает его сущность. Неповторимость одного и противопоставление другого. Социальная природная внутренняя сила способна измениться посредством общения, подчеркивая важность ответных чувств. Динамическое развитие в жизни населения любого города или поселка неразрывно связано с темой любви – семья, работа, общество. Им импонирует все, что нравится.

Сближая людей с другими живыми существами, социальная философия одновременно раскрывает отличие. Подчиняясь законам биологических процессов, человек, как высшее существо, наравне с низшими обладает теми же системами: нервной, кровеносной, мышечной. Однако социальная черта развивается из-за связи с обществом, добавляя к имеющимся природным свойствам готовность к труду, свободу выбора, нравственность и мораль, ответственность за взятые обязательства, разум и др.

Социальная общественная жизнь может кардинально изменить биологические данные. Посредством пошагово разработанного воспитания формируется новая личность в нужном направлении. В современной трактовке больше придерживаются единства природных и социальных начал, когда способность мыслить, действовать в виде задатков превращаются в более познавательные процессы, характеризующие дальнейшую жизнь. Социальная задача – адаптация и привитие необходимых качеств возлагаются на родителей, воспитателей и учителей.

Уровни познания

С помощью пяти уровней квалифицируется глубина познания сущности.

  1. Первый. Активность ради потребности.
  2. Второй. Деятельность через труд, как средство к существованию.
  3. Третий. Развитие общественных отношений.
  4. Четвертый. Появление сознательных целесообразных действий, направленных на понимание мира и нахождение своего места в обществе.
  5. Пятый. Свободная и творческая деятельность приводит к изменению общества.

Переходя от уровня к уровню, к индивидууму приходит ясное понятие, в чем точнее , последующая и сознаваемая им деятельность.

Активность ради потребности

На первом уровне существование не отличается от жизни животных. Так же присутствует потребность в пище и сне. Если ограничивать свои действия только тем, чтобы утолить голод и дать телу отдохнуть от передвижений, к вам не придет желание изменить и совершенствовать существующий порядок. Винить некого, анализировать нечего. Сплошной примитив.

Деятельность через труд

Ф. Энгельс высказывался, что «труд создал человека». Полученные им простые орудия труда улучшают быт и условия жизни. При втором уровне, постепенно, через труд, человек становится независимым от природных условий. Биологические потребности принимают другой оттенок, не как приспособление, а надежное средство для игры, учебы или работы.

Развитие общественных отношений

Известно, что человек проявляет себя через деятельность. Однако работа одного члена общества подразумевает совместное производство многих других людей в коллективе или семье. На третьем уровне происходит последовательный обмен информацией, осмысление и передача опыта, налаживание связей, формируются взгляды, мнения, настроения. Вникая в систему общественных отношений, им, мужчинам, женщинам и детям, обыкновенная потребность становится необходимостью для самостоятельной сферы, чтобы показывать развитие, достижение результата и саму сущность.

Понимание мира и нахождение своего места

Социальные условия заставили человека задуматься. Выполняя работу без особой заинтересованности, производительность стояла на месте. Стоило только получить удовлетворение от задания, эффективность и продуктивность быстро увеличивалась. На четвертом уровне появляется цель, к которой хотелось стремиться. Цель накапливалась опытом, поднималась социальная планка, достигался высокий уровень, от этого жить становилось легче, удобнее, веселее. Желание иметь выстроенный план подчеркивает человеческую способность к самостоятельности. С одной стороны достигший результат, с другой – предпосылки к следующему.

Свобода и творчество меняет общество

Высший уровень, которому суждено привести лишь избранных. Им сознаваемая деятельность помогает прокладывать новые пути, разрушать стереотипы и менять не только самого себя, но и внешние обстоятельства. Человек, обеспечивая существование, при полной творческой свободе создает прекрасные шедевры искусства, разрабатывает технологии, живет идеями и будущим.

Социальное влияние

Социальное общение, отношение возникает, когда изменение одного человека происходит под влиянием другого. Каждый по себе выражает свойства общества и несет перемену. Совместная деятельность позволяет проявлять особенности к положению, к процессам и явлению. Разные нации, классы, уровни приводят к разным структурам общества. Приходится сталкиваться, осознавать и находить приемлемое суждение.

Следует понимать, в широком и узком аспекте, то, в чем, непосредственно или опосредствовано, заключается осознание термина «социальная сущность» и внутренние взаимодействия человека с окружением. Широкое – значит общественное, узкое – выбор определенной структуры, группы, коллектива. Из-за этого меняется мнение, выбор, сущность.

Огромную роль в процессе общения играет язык. Без раскрытия обозначения предметов, названий, им, людям, отличающихся или похожих, тяжело было бы найти основу для активной деятельности, которая смогла привести к принципиально новому и качественному повороту при обмене информацией, укреплением традиций.

Призвание человека

Сущность человека подразумевает удовлетворенность от жизнедеятельности. Им, счастливчикам, удается выбрать любимую специальность, определиться с выбором среди множества профессий. Такие люди лучезарны, чисты и приветливы. Они приносят пользу от проделанной работы и придают настроение. Как сложилось, что им повезло и не нашлось в пути множество преград? Видимо желание обладать способностями достигают кульминационной точки и склоняют вселенную к помощи. Или просто, смогли распознать свое призвание.

Социальная программа воспитания подразумевает не нахождению, а предложению стереотипов, по которым требуется прокладывать свой путь. Предлагая чужие находки и способы, тем самым отрицая свое, отличающееся необычностью и нестандартностью, взрослые иногда затаптывают на начальном этапе поднимающийся росток индивидуальности. Поэтому им, скромным и тихим, сложно проявить упорство, чтобы заявить свою сущность.

Для человека, чьи попытки заканчиваются неудачей, сущность становится тяжелой ношей. Прожитое время знаменуется опустошенностью и неудовлетворенностью. Когда осознано, что половина пути отдана нелюбимому делу, наконец, приходит забытое призвание, которое необходимо превратить в реальность. Конечно, социальная общественность не всегда примет «на ура» чудаковатые предложения о переменах, но им не понять, как хочется создать свой отдельный мир.

Заблуждаясь в сложных поворотах, у человека должна присутствовать тропинка, дающая точку отсчета, чтобы вернувшись к истокам, вновь набраться сил и уверенности для дальнейшего продвижения. Чтобы окончательно не запутаться в жизненном лабиринте, определите для себя, в чем удивительном и нестандартном заключается ваша сущность и великое призвание, как человека и гражданина.

Рассуждая о и понятии, в чем заключается каждый прожитый день, вы непременно найдете гармонию с собой, с внешним миром, ощутите точку соприкосновения природных данных и личных желаний. Сущность сама заставит сравнить прошлые чувства с новыми пришедшими эмоциями. Людям, веселым и беспокойным, захочется непременно поднять настроение и заменить радостью и успехом. Потом будет неловко за упущенное время, но приобретенный смысл жизни заставит успокоиться.

Представьте себе будущее, где для человека сущность заключается в полной гармонии. Реализовывая цели, пришедшим к единству души и сознания, социальная адаптация выявиться ненужной. Упуская трения и недоговоренность, люди станут чистыми от материальной зависимости и освобожденными от приписанных обществом обязанностей.

Проблема сущности человека является ключевой в учении об индивиде и его бытии. Это обуславливается тем, что раскрытие сути входит в определение любого объекта. Без этого нельзя говорить о функциях, значении предмета. Рассмотрим далее, как происходит .

Специфические характеристики

Мыслители разъясняли , определяли их отличие от животных. При этом они использовали разные специфические характеристики. Действительно, человек отличается от животного по разным признакам: плоским ногтям, интеллекту, религии, улыбке и так далее. При этом следует заметить один интересный факт. Сущность людей пытаются определить не исходя из них самих, а используя те признаки, которые отличают их от ближайшего вида. Между тем такой прием в методологическом плане следует считать не совсем правомерным. Объясняется это тем, что сущность любого объекта устанавливается в первую очередь имманентным (внутренним) способом бытия этого предмета, его собственными закономерностями существования. Кроме того, далеко не все характеристики индивида можно признать значимыми.

Труд

Он выступает в качестве специфической субстанции, находящейся в основе исторического развития и бытия человека. Труд, как показывает современная наука, ведется всегда в условиях общего производства. Люди не могут ничего создавать и заниматься работой, не вступая опосредованно либо прямо в отношения с другими индивидами. Совершенствование общего производства и труда способствует расширению сфер взаимодействия.

Позиция Маркса

Уровень, на котором индивид накапливает, осваивает и реализует комплекс отношений, отражает сущность развития человека. В этой связи можно считать вполне правомерной критику Маркса идей Фейербаха. Последний понимал человека абстрактно. Маркс говорил о том, что суть индивида выступает как комплекс отношений с другими. В данном случае речь о всей совокупности взаимодействий: прошлых и настоящих, идеологических и материальных. Проще говоря, не сводится исключительно к "экономической", или "играющей", или "разумной". Индивид является и производящим, и культурным, и политическим, и нравственным и пр. одновременно. В нем аккумулируется в той или иной степени весь спектр отношений. За счет этого, в свою очередь, реализуется .

Комплексность категории

Рассматривая сущность человека в жизни , следует обратить внимание на другой аспект вопроса. Индивид - результат исторического процесса. Современный человек не появился из "ниоткуда", он стал следствием развития человеческой истории. Вместе с тем индивид - это не только результат отношений, но и их творец. Из этого следует, что человек выступает одновременно и в качестве объекта, и в качестве субъекта отношений. В нем реализуется тождество и единство. Между обществом и человеком существует диалектическое отношение. Индивид - это микромир. В нем общество проявляется на микроуровне, а оно, в свою очередь, - человек в рамках всех его отношений. Можно сделать следующий вывод. При рассмотрении индивида оценивается . Вне ее он не может находиться. Вне деятельности индивид не становится человеком. В этом смысле прав Аристотель. Этот мыслитель говорил, что существо, которое не способно вступать в общение, является или Богом, или животным.

Бытие

Между тем человек не сводится только к своей сущности. В реальном своем проявлении она обнаруживается в бытие. Сущность людей - общая характеристика рода. Бытие отдельного индивида всегда обособлено в конкретно-эмпирическом выражении. Существование не исчерпывается сущностью. Оно выступает как бытие целостного субъекта в многообразии форм, свойств, видов его проявления. Природа и сущность человека выражается в единстве трех начал. Первое уже было рассмотрено выше. Его отражает . Второй аспект - психологический. Неотъемлемым третьим компонентом выступает . Если исключить любой из этих факторов, будет уничтожен и сам индивид. Целостное формирование связано с этими ключевыми элементами. Природа и сущность человека - результат взаимодействия естественных задатков индивида, окружающей среды и внутреннего Я (воли, стремлений, интересов и пр.).

Экзистенциализм

Бытие является таким же значимым вопросом, как и сущность человека. В обществе выдвигается множество взглядов на него. Особый интерес представляет подход в рамках экзистенциализма. В этом учении бытие трактуется в соотнесении с трансценденцией. Она предполагает выход за пределы индивидуально-реального мира. Конечность бытия задана. Она обнаруживается в том, что существование человека рассматривается с позиции смертности. Отсюда вывод об индивидуальности бытия. Люди, хотя и проживают совместно, умирают в одиночку. В экзистенциализме индивид и объединение рассматриваются как противоположности. Они всегда находятся в непримиримом конфликте. Человек - личность, объединение индивидов - безличность. Подлинность бытия связывается с индивидуальным. В этом плане рассматривается сущность свободы человека . Она проявляется в стремлении к трансценденции. Неподлинное бытие - желание утвердиться в обществе. Оно проявляется, кроме прочего, в стремлении принять действующие законы. В этом смысле сущность личности человека и его подлинное бытие становятся несовместимы. Об их соотношении высказался Сартр. Он указывал, что сущности предшествует существование. Только перед лицом смерти выявляется, что в индивиде подлинно, а что нет.

Другой подход

Между тем ряд авторов не соглашается с позицией экзистенциалистов, говорящих о том, что человек сам по себе - "ничто", абсолютная внутренняя свобода. В действительности, индивид всегда "нечто". С другой стороны, он совершенствуется в определенной среде. Она, в свою очередь, накладывает на него ограничения. Соответственно, рассматривая сущность понятия "человек ", следует сказать, что индивидуальное его бытие невозможно вне системы отношений. Равно как и суть индивида отсутствует вне его бытия. Из этого следует, что говорить нужно не о приоритетности категорий, а о диалектике. Рассуждать можно о неразрывной связи, единстве существования и сущности человека. Последняя формируется в ходе бытия и постоянно в нем присутствует. Само бытие поэтому всегда значимо. К этому выводу пришел один из известных экзистенциалистов Камю. В своем "Бунтующем человеке" он отвергает тезис Сартра. Камю выдвигает противоположную идею. Он говорит о том, что сущность изначально присутствует в существовании в виде "семени", а не в качестве "плода", взявшегося неизвестно откуда.

Особенности соотношений

Философская сущность человека , как указывалось выше, состоит из трех компонентов. При этом все элементы не только взаимодействуют, но и определенным образом соотносятся друг с другом. Особый интерес в этом сочетании представляет . Она проявляется в нервно-мозговых, электрохимических, морфофизиологических процессах. Человек не может существовать безотносительно к биологической природе. Он не в состоянии перестать пить, есть, выйти из телесной оболочки и пр. Естественное и общественное находятся в неразрывном единстве. Его сторонами выступают организм и индивидуальность. Первое является естественной основой человека, а личность - качество, связанное с сущностью.

Наследование

В плане своей биологической сущности каждый человек обуславливается определенным генотипом - комплексом генов, которые передаются от родителей. При рождении индивид получает наследственность. В форме задатков она шифруется в генах. Задатки оказывают влияние на физические, внешние данные - цвет кожи, рост, форму лица, голос и пр. Кроме этого, они обуславливают и психические качества - темперамент, эмоции, некоторые черты характера и пр. Ученые считают, что по наследству в некоторой степени передается и одаренность - склонность к тем или иным наукам, искусству и так далее. Между тем не следует говорить только о естественной обусловленности способностей. Задатки выступают только как их предпосылки. Их нельзя сводить к генотипу. Способности обуславливаются единством 3-х факторов, которые уже приводились выше.

Крайности

Их необходимо избегать, рассматривая . Не следует занимать позицию абсолютизации того или иного фактора. Если приоритетным станет социальный компонент, то человек предстанет как абсолютный результат окружающей среды. В этом случае внешние условия, как на "чистой доске", распишут все этапы, которые пройдет индивид. Сторонники этого подхода не только сущность, но и все существование человека ставят в зависимость от социальной среды. В свое время именно на такой позиции стояли люди, боровшиеся против "буржуазной" науки генетики. Второй подход предполагает "биологизацию" человека. Его сторонники пропагандируют различные расистские теории, в рамках которых провозглашается превосходство одной нации над остальными. Несостоятельность концепций обуславливается тем, что уникальность генотипа выражена на индивидуальном, а не на каком-либо другом уровне. Биологизаторскую позицию занимали представители социал-дарвинизма, объясняя жизнь человека на основании естественного отбора.

Генно-культурная коэволюция

Это современный подход к вопросу соотношений внешних и внутренних аспектов индивида. Социобиологи считают, что процессы генной (органической) и культурной эволюции идут совместно. Они тесно взаимодействуют. Однако приоритетная роль отводится все-таки генам. Они выступают как конечные причины множества поступков. В этой связи человек является объектом биологического изучения. Мысли по этому поводу излагал в своих работах Уилсон. Он считает, что задача социобиологии состоит в изучении естественных основ всех форм поведения у всех животных, в том числе и у человека. Ключевые положения концепции сведены к тому, что индивид не может иметь "трансцендентальных" целей, появляющихся вне его организма.

Нюансы теории

Между тем трактовать поведение и эволюцию индивида преимущественно биологическими терминами не совсем верно. Естественный и внешний аспекты, как отмечалось выше, тесно взаимосвязаны. Младенец, который попадает в животные условия, даже если выживает в физическом смысле, не станет человеком. Для этого ему необходимо пройти определенные этапы адаптации. В этой связи верным можно считать утверждение, что ребенок выступает только в качестве кандидата в человека. Он не может стать им в изоляции. Ребенку необходимо учиться быть человеком в процессе общения с другими индивидами.

Потребности

Вне социальной среды один только естественный аспект не делает человека личностью. Более того, следует отметить еще один немаловажный факт. Естественный аспект реализуется и удовлетворяется в социальном виде. Речь, в частности, об удовлетворении разнообразных потребностей: продолжение рода, питье, еда и пр. Стоит, однако, заметить, что такое "очеловечивание" природы не всегда на практике означает облагораживание. В отличие от животного отдельно взятый индивид может удовлетворять потребности в достаточно извращенной форме. Соответственно, общество в целом может негативно повлиять на окружающую среду. Это воздействие сегодня является не просто фактом. Оно выступает как глобальная проблема, и ее решение связывается с выживанием человека.

Антропологический рационализм

Эта концепция достаточно длительное время являлась приоритетной. Индивид и его мотивация рассматривались исключительно как выражение сознательного аспекта. Данный подход нашел отражение в известном картезианском тезисе "мыслю, значит, существую". Индивид с этой позиции рассматривался только как "разумный". Начиная с Новой эпохи, в философской антропологии на передний план постепенно стало выходить бессознательное. Такие известные мыслители, как Кант, Кьеркегор, Лейбниц, Шопенгауэр, Гартман, Ницше анализируют с различных сторон значение и роль психических процессов, которые не осознаются индивидом.

Концепция Фрейда

Этот мыслитель открыл целое направление в области философской антропологии. Фрейд определил бессознательное как ключевой фактор человеческого существования и измерения. Он представил его как могущественную силу, противостоящую сознательному. В рамках своей концепции Фрейд разделяет психику на 3 пласта. Нижним и самым мощным является "ОНО". Его можно сравнить с частью айсберга, находящейся под водой. В "ОНО" сосредотачиваются разнообразные естественные страсти и влечения, сексуального характера в первую очередь. После этого слоя следует "Я". Он представлен как относительно небольшой пласт сознательного. Далее идет "Сверх Я". В нем заключены нормы и идеалы, моральная цензура, сфера долженствования. Человеческое "Я", по Фрейду, постоянно вынуждено разрываться между осуждаемыми неосознанными побуждениями "ОНО" и морально-культурной цензурой "Сверх Я". Из этого следует, что сознание нельзя назвать хозяином в своем доме. Сфера "ОНО" полностью подчиняется принципу наслаждения и удовольствия. Она имеет определяющее влияние на поступки, чувства, мысли. Человек в первую очередь является существом, движимым сексуальной энергией и устремлением.

"Отягчающие обстоятельства"

По Фрейду, драматизм бытия усугубляется тем, что среди неосознанных влечений присутствует врожденная склонность к агрессии и разрушению. Она выражается в "инстинкте смерти", который противостоит " инстинкту жизни". Таким образом, внутренняя среда индивида - это, кроме прочего, ее и арена борьбы между двумя влечениями. Танатос и Эрос рассматриваются Фрейдом как 2 самые могущественные силы, которые определяют поведение индивида. Человек, таким образом, получается сотканным из множества противоречий между естественными влечениями, осознанными нормами, бессознательным и сознательным, инстинктами смерти и жизни. Однако в конечном итоге стремление к удовлетворению низменных нужд выступает у Фрейда определяющим. Человек является в первую очередь эротическим существом.

Теория Юнга

Вопрос о бессознательном интересовал многих ученых. Одним из них был швейцарский психиатр Юнг. Он, однако, выступал против рассмотрения человека как эротического существа. Юнг пытался глубже дифференцировать "ОНО", выведенное Фрейдом. Кроме "индивидуального бессознательного", он выделил еще и "общественное". Последнее является отражением опыта прежних поколений. Содержание этого коллективного бессознательного формируется общечеловеческими первообразами - архетипами *народный герой, Родина-мать, богатырь и пр.). Их комплекс образует опыт предыдущих поколений, который переходит к молодым. Архетипы составляют основу мифов, символики, сновидений, художественного творчества. Ядро личности формируется единством коллективного и индивидуального бессознательного. Однако ключевое значение имеет все же первое. Таким образом, по Юнгу, человек - существо в первую очередь архетипное.

Другие идеи

Многие последователи Фрейда развивали его теорию сознательного и бессознательного. Они уточняли учение, вносили коррективы. Например, Адлер критиковал идею Фрейда, преувеличивающую эротическую, естественную сторону человека. Он считал, что бытие связано и с другими сферами. Адлер говорил, что человек - это еще и социальное существо. Его поведение связано и с сознательными интересами. Фромм критиковал фрейдовскую концепцию об антагонизме между культурой и сущностью человека. Он признавался, что в его позиции не отдается приоритет какому-то одному фактору. В качестве одной из ключевых предпосылок для развития человека Фромм называет противоречие, которое исходит из двойственной сущности. Индивид является частью среды и одновременно он наделен разумом. Это противоречие Фромм назвал "экзистенциальной дихотомией". Обуславливается она тем, что в связи с отсутствием сильных инстинктов, помогающих животным, индивид вынужден решать разные задачи, руководствуясь сознанием. При этом результаты далеко не всегда продуктивны. Это, в свою очередь, вызывает беспокойство и тревогу. Соответственно, цена, которую платит человек за сознательность, - это неуверенность.

Выводы

Если оценивать роль бессознательного в теории последователей, стоит отметить, что непосредственная постановка вопроса является заслугой Фрейда. Рассмотрение человека и его существования через соотношение сознательного и бессознательного внесло новые элементы в философскую трактовку вопроса. Вместе с тем в концепции отмечается явная абсолютизация значения бессознательного. Эволюция фрейдизма между тем указывает на то, что представители психоанализа стремились отойти от первоначальной концепции. Они склонялись больше к признанию значения сознания и воздействия социального условия на формирование индивида. В частности, по Фромму, эра, связанная со становлением рыночных отношений, порождает нового человека, обладающего иными качествами. Индивид воспринимает все в качестве товара. Это относится не только к вещам, но и к личности, ее физической энергии, знаниям, навыкам, чувствам, умениям. Основной целью человека с рыночным характером выступает совершение выгодной сделки. Альтернативой этому должны стать такие условия, в которых на передний план выходит бытие индивида.

Заключение

Разработка проблемы бессознательного оказала существенное влияние на исследование индивидуального и коллективного сознания, разграничив психику человека на два аспекта. Здесь следует сказать о распространенном сегодня термине "менталитет". Под ним понимают глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий в себя и бессознательный аспект. Менталитет содержит комплекс установок, предрасположенности индивида или группы воспринимать, мыслить, совершать поведенческие акты конкретным образом. Если говорить о личности, то ментальность формируется на базе традиций, окружающей среды, культуры, оказывая при этом на них непосредственное влияние.

Проблема изучения человеческой личности всегда интересовала ученых, философов, писателей. Есть разные точки зрения по этому вопросу. Разберемся, что такое человек и что его отличает от животных, и изучим тему по обществознанию «Личность - социальная сущность человека».

Человек - биосоциальное существо

Человек сочетает в себе природные и социальные черты. Именно это сочетание обеспечивает ему возможность не только существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, но и выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать себя в той или иной сфере.

К биологическим относят:

  • тело человека, мозг;
  • инстинкты;
  • биологические потребности: в пище, сне, жилище.

К социальным относят:

  • речь, мышление, умения человека;
  • потребность в общении;
  • потребность в получении новых знаний.

Существуют разные точки зрения о сочетании природного и социального начал в человеке:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • эти качества противопоставлены друг другу;
  • находятся в неразрывном сочетании.

Сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что для нормального существования человека необходимы и биологические, и социальные свойства, и только их сочетание формирует человека как личность.

Называя человека личностью, как правило, подразумевают его социальные качества. Социальная сущность человека проявляется во взаимоотношениях с другими людьми и наличии у него особых ролей, которые он активно реализует, участвуя в общественной жизни.

Первый подход - рассматривать личность как активного участника отношений, стремящегося познавать мир и себя.

Второй подход - рассматривать личность посредством набора ролей.

К таким ролям относятся:

  • родитель;
  • ребенок;
  • работник;
  • покупатель;
  • пешеход;
  • водитель и другие.

Выполнение тех или иных ролей невозможно без связи с другими людьми. То, как они выполняются, зависит не только от особенностей характера человека, но и от исторической эпохи, в которую он жил.

В России отношения в семье в 19 и в 21 веках сильно отличаются: в дореволюционный период главным принципом было беспрекословное подчинение главе семьи, повсеместно использовались телесные наказания для детей, строго соблюдались традиции. Сейчас на первый план вышло взаимопонимание, сотрудничество в семейных отношениях, любовь, поддержка, равные возможности каждого члена на самореализацию.

Также изменилась роль женщины: если в прошлом она занималась ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, то в современных условиях целью многих женщин стала карьера, то есть профессиональное становление.

Самореализация и самосознание

Данные понятия обозначают важные для личности процессы.

Самосознание - это понимание человека своей роли, себя как личности, способности принимать самостоятельные решения, вступать в отношения и быть ответственным за свои действия.

Самореализация - достижение человеком поставленных целей, воплощение идей, максимальное приложение способностей, которое помогает быть успешным в выбранной деятельности, получить желаемый статус.

Что мы узнали?

Биологические и социальные качества человека неразделимы. Тело, здоровье, инстинкты позволяют человеку жить, быть биологическим существом. Социальные черты, такие как потребность в общении, получение новых знаний, признание общества, делают человека личностью. Быть личностью - значит участвовать в общественной жизни, выполняя особые роли, реализуя свои способности, соблюдая установленные нормы и правила. Выполнение особых функций в обществе всегда было присуще человеку, но со временем роли и их особенности менялись.

Тема 5. ЧЕЛОВЕК, ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА МАТЕРИИ

Кризисный характер человеческого существования в современную эпоху чрезвычайно обострил три коренных вопроса человеческого существования - о сущности человека, способе и смысле его бытия, перспективах дальнейшего развития. Задача сохранения человечества на Земле придала глубочайший жизненный смысл самому важному для человечества вопросу - “быть или не быть”.

В научной философии наиболее общие стороны человеческой сущности раскрывают концепции - “человек в бесконечном мире” (всеобщая) и “человек в обществе” (социальная). Обе концепции можно различать только с известной степенью условности; они неразрывно связаны и образуют целостную философскую концепцию человека. Определенные стороны человеческой сущности рассматриваются также этикой, эстетикой и другими философскими теориями.

Если всеобщая концепция раскрывает сущность человека как “вселенского”, а не сугубо “местного”, “провинциального” феномена, его особое место в мире, величие, достоинство и способность к бесконечному развитию, то социальная концепция -как интегрального социального существа, производящего себя и свою собственно социальную среду . “Людей,- писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - можно отличать от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, - шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят себя и свою материальную жизнь”102. Человек - это существо, которое само производит себя, свое бытие и сущность. При этом производимое им бытие возникает первоначально в виде мысленного прообраза . Человек поэтому есть не только производящее , но и сознающее существо.

Человек - основной элемент общества, которое представляет собой не что иное, как сложно организованный коллектив индивидов , общество есть общество людей, или люди в их деятельности и отношениях друг к. другу. Общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях, - так определяет человеческую сущность общества Маркс. Основой этих отношений выступает единство родового и индивидуального в человеческой сущности. Родовое в человеке - все то, что свойственно каждому человеку, человеку вообще, а также человечеству в целом. Родовые черты существуют только через реальных индивидов. При этом родовое выступает, как будет показано далее, определяющим лишь по отношению к каждому отдельному индивиду и собственно индивидуальному в нем. Оно не главенствует над массой единичных, но, будучи целостным, входит в каждое единичное как некая отдельность . Если родовое в индивиде не существует как своего рода отдельность, оно не существует и во всей массе индивидов. Человеческая сущность поэтому с необходимостью индивидуализирована , является сущностью каждого индивида.



В общественной науке почти безраздельно господствует утверждение, что сущность человека заключена в совокупности общественных отношений. Такая трактовка человеческой природы представляет собой чрезмерно расширительное толкование шестого тезиса Маркса о Фейербахе, согласно которому сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду; в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Однако шестой тезис выражает только одну сторону марксистской концепции человека - реляционную. Попытка растворить человека в совокупности отношений, отождествить человека как материальное существо с отношениями находится в полном противоречии с духом научного материализма и экономического учения. С этих позиций человек - не совокупность связей, а специфическая, высшая форма материи, предметное социальное существо, субстратный (субстанциальный) элемент общества, находящийся в отношениях с себе подобными. Маpкc резко критиковал представление о человеке как о некоем бестелесном, непредметном существе. “Непредметное существо, - подчеркивал он, - есть невозможное, нелепое существо” 103. К сожалению, это нелепое представление о человеке в большинстве исследований выдается за истинно марксистскую точку зрения. Глубочайшая мысль Маркса о человеке как “совокупности всех общественных отношений” заключается в том, что человек как социальное существо не может быть понят вне системы общественных отношений, причиной и результатом которой он является. Однако человек - это прежде вcегo материальное, предметное существо, главная производительная сила, производящая не только предметы потребления, но и экономическую форму общества - экономические отношения.

“Реляционное” определение человека не раскрывает главной стороны сущности человека как деятельного существа, субъекта труда и отношений. Полное определение человека включает в себя прежде всего указание на роль человека как производительной силы, субъекта труда и отношений, творца отношений. “Как само общество производит человека как человека,- писал Маркс, - так и он производит общество”104. Человек - это главный объективный фактор общественной жизни. В то же время в аспекте своего сознания и непосредственно направляемой сознанием деятельности человек выступает в качестве субъективного фактора истории. Объективная природа и роль человека являются первичными по отношению к субъективной стороне его существования и деятельности.

Как организованный коллектив индивидов общество представляет собой единство двух сторон - материальной и духовной, выраженных в понятиях общественного бытия и общественного сознания .

В собственном смысле общественное бытие есть бытие социальной формы материи, коллектива социальных материальных существ в их материальной деятельности и отношениях. Иначе говоря, общественное бытие - это совокупное бытие индивидов, реальный процесс их жизни. Анализируя в “Капитале” достаточно развитую ступень исторического процесса - капиталистическое общество, Маркс определил собственно социальное бытие как сверхчувственное. Это сверхчувственное существование раскрыто им на примере стоимости как “кристаллов” общественного абстрактного труда, заключенного в товаре. Он показал, что обыденные, чувственно воспринимаемые вещи, став товарами, превращаются “в вещи чувственно-сверхчувственные, или общественные”. При этом сверхчувственные, стоимостные отношения оказываются скрытыми за вещными отношениями, ибо специфически общественный характер работ частных производителей проявляется только в рамках обмена. Поэтому в глазах частных производителей их собственное общественное движение принимает форму движения вещей. Эту “вещную видимость общественных определений труда” он назвал товарным фетишизмом. Человеческие индивиды, являясь материальными социальными существами, выступают в качестве главной, или собственно социальной, субстанции общественного бытия . Имея предметную социальную сущность - присоединять к собственным социальным силам силы природы, собственно социальный индивид есть в то же время телесный индивид. Общественная сущность человека предстает в единстве с его телесностью. Включение в собственно социальную субстанцию - сложнейший коллектив социальных существ - биологического, шире - природного бытия как основы, на которой существует собственно социальное бытие людей, служит основанием для отождествления социальной субстанции с биологической. Чтобы избежать редукционизма, сводящего “нацело” высшее к низшему, необходимо учитывать следующее. Признание реального существования социальной субстанции, несводимой к биологическому организму, или “телу”, имеет “выводной характер” . Логическая процедура выведения понятия о той или иной материальной субстанции (физической, биологической и т.д.) состоит в заключении от движения, свойства или проявления к их носителю. Поскольку человеческие индивиды осуществляют деятельность, качественно отличную от биологической - трудовую и мыслительную, необходимо заключить о существовании социальной субстанции, качественно отличной от биологического тела.

В общественном бытии как совокупном бытии индивидов есть всеобщее, родовое, свойственное процессу жизни всей массы индивидов. Однако отождествление общественного бытия с всеобщим значительно обедняет его содержание, лишает процесс жизни индивидов целостности. При этом из содержания общественного бытия по существу устраняется, элиминируется все собственно индивидуальное, свойственное бытию индивидов, все многообразие их судеб. В действительности реальный процесс жизни индивидов представляет собой единство родового и индивидуального.

Общественное бытие имеет также своей субстанцией систему вещных компонентов - созданных людьми предметов, в первую очередь cредств труда. Однако признак социальности не может быть отнесен в равной мере к индивидам и вещественным элементам общества. Последние суть преобразованные природные компоненты социального. Объективность общественного бытия означает, что оно существует независимо от сознания (индивидуального и общественного), определяет его.

Общественное сознание в широком смысле представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, теорий, чувств, иллюзий, заблуждений общества, т.е. сознание общества . Как сознание общества, оно имеет своим предметом природу, общество и человека. В узком смысле общественное сознание - это отражение общественного бытия, его осознание . Оно отображает прежде всего общество и человека. Вместе с тем в нем отражаются и наиболее общие стороны мира (философия), так как их осознание зависит от общественного бытия. Общественное сознание выражает степень осознания человеком окружающего мира, своей собственной сущности и смысла существования. Поэтому история развития общественного сознания есть история последовательного проникновения человека в сущность и смысл своего существования.

С позиций научной философии человеческое существование имеет смысл в самом себе, у него нет цели вне его, оно само - высшая цель. Чем сложнее и богаче человеческая жизнь, тем сложнее и ее смысл. Он создается человеком, творящим собственное, не существовавшее ранее, бытие. Творить собственное бытие - это вместе с тем творить благо для человечества, бороться за человеческое, его сохранение и приумножение, Австрийский психолог В. Франкл считает, что человеческая жизнь имеет смысл, поскольку человек изначально , в силу своей природы , направлен на созидание и ценности. При этом творящий человек воспринимает действительность положительно, а приспосабливающийся - отрицательно105. Механизм приспособления, как определил Э. Фромм, есть “бегство от реальности”. Он позволяет снять психическое напряжение, но не найти смысл жизни, ибо, отказываясь от вызванного реальностью беспокойства, человек отказывается от собственной индивидуальности. Жизнь приобретает смысл, если индивиды ориентированы на принцип “быть”. Между тем в современном обществе получила распространение ориентация на обладание, или, иначе, установка “иметь”.

» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.