Все виды фар на авто. Приборы освещения автомобиля

Сергей1986

Есть судебная практика по данному вопросу.

Если вкратце, то: Постановлением мирового судьи судебного участка №58 Волгоградской области от 15 июня 2017 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Скорикова А.С. прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Обосновывая невиновность Скорикова А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.5 КоАП РФ, мировой судья сослался на тот факт, что использование светодиодных ламп категории LED в световых приборах не образует состав административного правонарушения ввиду того, что использование данных ламп разрешено в определенных типах фар.

Что подтвердил городской суд: Согласно заключению эксперта /л.д.№/ при проведении исследования автомобиля Пежо Боксер, государственный регистрационный знак №, установлено, что представленная на исследование светодиодная лампа, соответствует типу, цвету огней, расположению и режиму работы осветительных приборов, установленных на автомобиле, а также требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Алексей-453

Хочу поставить на ваз 2106 фары ближнего света от БМВ они с линзами лампочки галоген как и на родных H7 а на БМВ H1 .ваз2106 машина снята с производства. Нужно ли их регистрировать?

Добрый день! Подскажите пожалуйста. У меня лансер 10. Не так давно поставил в повортники лампы 2 в 1. То есть ДХО+ поворотник, при включении поворота дхо гаснет потом снова загорается. Будет ли это являтся нарушением головного света? Если при включении ближнего света фар дхо отключаются совмем. Заранее спасибо

Удачи на дорогах!

Денис , здравствуйте.

Если я правильно Вас понял, то в конструкцию автомобиля были внесены изменения, не предусмотренные документацией, и разрешение ГИБДД предварительно получено не было. При таком раскладе сотрудники ГИБДД могут наложить .

Удачи на дорогах!

Сергей-665

Здравствуйте, Максим!

Меня интересует вопрос по светодиодным лампам, в частности в противотуманных фарах. Замечаю интересную трактовку значений слов во всём, что касается запрета на светодиодные лампочки. Пункт 3.1 перечня говорит "Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства." Разве здесь есть что-либо про лампочки?

Начну с того, что термин "световой прибор" по ГОСТ - это "Устройство, содержащее одну или несколько ламп и светотехническую арматуру, перераспределяющее свет лампы (ламп) и (или) преобразующее его структуру и предназначенное для освещения или сигнализации." Таким образом, например, световым прибором является вся ПТФ, а не лампочка:

количество - было 2, стало 2 световых прибора;

тип - была ПТФ, стала ПТФ (чуть позже);

цвет - был белый, стал белый;

расположение - где предназначено конструкцией, там и стоят;

режим работы ПРИБОРА (не лампочки) - был постоянный, а не мигающий (проблесковый) - таким и остался;

Тоже самое и с ч.3 ст. 12.5 КоАП - нет нигде ни слова, ни мысли "про лампочку". Где в "требованиях к конструкции транспортных средств" есть запрет на светодиодные лампы, как источник света?

Вы пишите: "...Однако нигде не говорится о том, что можно сделать это без получения разрешения в ГИБДД...". Также, нигде и не говорится, что нужно это делать с разрешения ГИБДД.

Интересно Ваше мнение по такому взгляду на эту тему. Спасибо!

Сергей , здравствуйте.

В данном случае если Вам удастся убедить в собственной правоте судью, то наказание будет отменено. Если решите попробовать, то прошу написать сюда о результатах. Не исключаю, что это возможно, однако пока что никто из водителей не писал о положительном результате.

Примеров дел с результатом в виде лишения прав в общем доступе вполне достаточно.

Удачи на дорогах!

Товарищи подскажите, у меня Nissan Almera II N16 рестайлинг хетчбек 5 дверей. Приобрел новые фары маркировка HCR H7, ближний линзы, есть омыватель фар, корректор фар изнутри, могу ли я поставить туда ксенон 5000к?

Владислав-45

Можно говорить, запрещать и т.д.

А кто несет ответственность за не вовремя увиденное препятствие или если машину не заметили?

Какой риск опаснее?

А где методика оценки рисков безопасности?

Кто ею руководствуется - т.е. расчитывает оценку степени риска причинения вреда как инженер с высшим образованием.

Здравствуйте, подскажите, могу ли я поставить светодиодные лампы (ближний/дальний) в автомобиль 2018г.в. Kia rio? В некоторых комплектациях фары идут уже с линзой.

Данил , здравствуйте.

Если фары изначально предназначены для светодиодных лампочек, то это возможно. Если фары комплектовались галогенными лампами, то менять их на светодиодные нельзя.

Удачи на дорогах!

Михаил-198

Доброго дня! Хочу задать вопрос, почему вы отталкиваетесь от п.3 статьи 12.5 "...режим работы которых не соответствуют требованиям..." Перерыв кучу нормативных документов, я не смог найти регламентов по режиму работы светодиодных ламп, а так же любых упоминаний о светодиодной лампе, как о типе лампы. Такого в законодательстве РФ просто не существует (по ксенону есть нормативы режима работы: автокорректор фар, омыватель фар и т.д.). Соответственно, т.к. нет регламентированного режима работы, п.3 статьи 12.5 не может быть применен при наказании за установку LED ламп. Отсюда вытекает, что за данное нарушение применяется п.1 статьи 12.5 о внесении изменений в конструктив. За первое нарушение - предупреждение, далее штраф 500 руб.

Анатолий-85

Здравствуйте, Максим.

Подскажите, пожалуйста, можно ли применять светодиодные лампы на Ситроен Джампер 2017 г.в.

На фарах обозначение - HCR ?

Заранее Вам благодарен.

Михаил , здравствуйте.

Если у Вас есть желание доказать обратную точку зрения, то это нужно сделать в суде.

В настоящее время суды лишают прав за светодиодные лампочки и водители должны об этом знать.

Удачи на дорогах!

Удачи на дорогах!

Добрый вечер,скажите пожалуйста я ездил на автомобиле КалинаI 2012года фары заводское галогенные лампы а на правый фаре от бывшего владельца был установлен отсеке габариты синий светодиодной лампа.Во время передвижние перегорел правый ближний свет фары и на посту инспектор ДПС заметил что свет габаритный лампы не совсем белый и остановил меня.После долгих уговоров два инспектора меня решить проблему на месте я отказался.И тогда они сначала оформили протокол на правую ближний свет я подумал что для них этого будет достаточно но не так совсем я подумал и начал оформлять протокол на изъятие габаритный лампы по п 1 ст 12.5 теперь мировой судья заочно вынесла постановление о лишении водительских удостоверений хотья я писал заявление об отложений рассмотрений ввиду болезни но оказалась она решила наказать меня с лишением прав теперь жду постановление подать на обжалование.Напишите пожалуйста у кого было такое подобное и чем закончилась.Заранее благодарю

А на моделях, снятых с производства (прим. п. 3)?

Здравствуйте, у меня газ 3102 с обычными галогенными лампами, хочу поставить светодиодные би-линзы которые расчитаны на установку в цоколь Н4, будут ли у меня проблемы с инспекторами? Стекла на фарах гладкие, омыватели есть

Тимур , здравствуйте.

Скорее всего проблемы будут.

Удачи на дорогах!

Конкретно интересует приведение в статье слов о том что светодиодные лампочки НАРУШАЮТ РЕЖИМ РАБОТЫ. Как можно нарушить РЕЖИМ РАБОТЫ, когда этот РЕЖИМ РАБОТЫ не описан, нет требований для работы светодиодных ламп? Ткнте пожалуйста носом в то место где описан режим работы светодиодных лампочек, да да именно светодиодных!?!?!?!

Так же международными нормами не предусмотрена отдельная маркировка светодиодных фар или я ошибаюсь? На них так же маркируют HC/R. Новые авто которые комплекстуются светодиодными фарами имеют все ту же пресловутую HC/R маркировку, взять тот же форд.

Отсюда следует что светодиодные лампочки это не более чем конструктивное вмешательство с предупреждением или штрафом в 500 рублей. Другой вопрос ставить леды вместо галогенок - спорный момент и за это я бы наказывал но опять же по какому пункту? все тот же конструкив... другое дело билед-линзы (все то же конструктивное вмешательство) когда родной отражатель уже не имеет никакой роли, в фаре стоит билед-линза которая работает как блиний дальний...

А вы пишите про лишение, мне кажется есть некоторые недомолвки по этим вопросам.

Если мы говорим о букве закона, давайте говорить о букве закона а не о том как разводят "неродивых" водителей.

Не дает прикрепить постановление от инспектора который вынес предупреждение за светодиоды в фарах. (если найду способ сжать без потери качества выложу)

Вернемся к букве закона. То есть суд берет на себя право наказывать водителей за несуществующее нарушение? Это все равно что едет себе водитель в солнечный день по дороге. а инспектор его останавливает и начинает штрафовать за то что козырек водителя не опущен чтобы водитель случайно не ослеп.... Ведь лишение прав управления ТС за то что в фаре стоит светодиод (или если по уму БИЛЕД-ЛИНЗА) - это ничто иное как произвол, ибо никаких режимов работы нарушено быть не может, как можно нарушить то чего не существует (как я могу нарушить правило которого не существует) ? Это все равно что быть наказанным за закон который будет придуман после того как тебя накажут с формулировкой незнание закона не освобождает от ответственности - бред? Очень хотелось бы посмотреть постановление где суд берет на себя право приравнивать светодиоды по режиму работы к газоразрядным лампочкам (или ксенон в простонародье) - по какому такому верховному праву или законам физики они это делают? То есть они вообще в курсе что светодиод это не газоразряд чтобы брать на себя право приравнивать его к ксенону???? Почему тогда на дорогах допускают новые авто в которых с завода стоит светодиодная оптика с маркировкой HC/R - напомню для тех кто забыл это так то маркировка галогеновых фар? То есть все водители только что купившие авто сразу должны лишаться прав? Так ведь, или по какому принципу выносится решение этих лишать этих не лишать - по принципу кто больше даст на лапу? Потому как отмазки эта машина с завода комплектуется светодиодной оптикой а эта нет не прокатит... К тому же в том же положении есть примечание о снятых с производства ТС, где допускается установка внешних световых приборов с других ТС (учитывая тенденцию выпуска модификаций раз в три года машина снимается с производства через три года)

А если у кого то возникли проблемы, найти себе толкового адвоката, который разбирается в сути вопроса а не в том что привыкли делать наши суды.

Всем удачи на дорогах

Мой пост скриптум, просто втыкать светодиодную лампочку в фару коотрая была сделана под галоген - это зло вы слепите водителей и за это я бы наказывал. делайте по уму и ставьте билед-модули, которые никак не взаимодействуют с вашим отражателем, там все от и до и слепить никого не будет и результат налицо что говорится... Однако это все те же предупреждение или штраф 500 рублей.

Евгений199

На самом деле все достаточно просто! Все ГИБДД шная система работает в одной связи с Судебной системой.

Вот от сюда такая статистика по вынесению приговоров по лишению.

Судьи достаточно не компетентны в таких сложных вопросах.. Практики мало...

нет конкретных нормативных документов, касаемо светодиодных ламп.и режима их работы..

Если например с ксеноном утвердили...Будьте добры и по диодам это сделать, а не по хитрому юлить,как это любят "добросовестные" сотрудники ГИБДД. нак напишет гаишник,то так чаще всего судья и вынесет решение. В пользу "их" системы не разобравшись.

если не будет в защите нормального квалифицированного защитника.

либо добросовестного судьи...что в наше время стала редкость...

Сергей-710

Добрый день Максим. У меня будет вопрос немного не по теме, но он касается также светооборудования авто. С некоторых пор на автомобиль Веста появились фары и задние фонари так сказать из серии "Тюнинг". При остановке сотрудниками ГИБДД как будут наказаны владельцы данных авто с установленными на них девайсами? Спасибо.

Сергей , здравствуйте.

2. Если Вы хотите установить нестандартные фары, то имеет смысл их официально узаконить. В этом случае никаких штрафов не будет.

3. За изменение конструкции может быть наложен штраф в размере 500 рублей (и аннулирование регистрации).

4. Пока что у меня нет информации о том, наказывают ли по части 3 статьи 12.15 КоАП (лишение прав) за полную замену световых приборов. Нельзя исключать, что возможно и такое наказание.

Удачи на дорогах!

Сергей-710

3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

В статье в цитате выделено "режим работы", т.е. установив в галогеновые фары Led лампы водитель нарушает. Извините, а что изменилось работе фар? Как Led лампы повлияли на освещение?

Сергей-710

Прочитал. Понял что официально узаконить можно только то оборудование на которое у производителя есть сертификат? Значит если я куплю фары на которые у производителя нет сертификата, то узаконить и установить их не получится? Спасибо.

Сергей :

1. Если Вы уверены в собственной правоте, то можете использовать любые лампочки. А свою точку зрения Вам просто впоследствии нужно будет доказать в суде. Не исключаю, что именно у Вас это получится. Если так и случится, то прошу написать сюда о результатах.

Если вы недавно купили (или собираетесь купить в будущем), то скорее всего у многих из вас в передней части машины есть одна абсурдная по стоимости деталь, стоимость которой вас может сильно удивить и даже напугать. Речь идет о передних фарах. Вы заметили, что на авторынке появляется все больше и больше автомобилей с красивой и удивительной светодиодной оптикой? Также все больше мы видим автомобили с адаптивным ксеноном. А знаете, сколько стоит эта красота?

Вам нравится LED и Ксеноновые фары? А знаете, сколько стоят светодиодные или адаптивные ксеноновые передние фары? Вы знаете, что стоимость некоторой оптики не поддается никакой логике? Например, как вам 120 тыс. рублей за один блок-фары. И что самое удивительное это не предел.


Светодиодная оптика Toyota Corolla 2017 года

Я, конечно, понимаю что современные передние фары со светодиодами и дневными ходовыми огнями современное чудо техники. Также вызывает восторг и адаптивная ксеноновая . Но я не согласен с их ценой. Мне кажется странным, что стоимость передней оптики для многих современных автомобилей слишком завышена.


Ведь согласитесь автомобильные фары должны стоить соизмеримо стоимости нового автомобиля. И что самое главное передняя оптика ни как не должна стоить существенную часть стоимости всего автомобиля.

Вот вам пример.

Давайте возьмем новое поколение кроссовера , с их прекрасными передними фарами, выполненные в стиле "Молота Тора".

Вот фотография этого шедевра :


Новая LED фара Volvo для XC90 второго поколения

Как вы думаете, сколько стоит этот блок-фары?

И так внимание... Их средняя стоимость на Российском рынке составляет в среднем 120 тыс. рублей!!!

Даже на подержанном рынке автозапчастей вас сильно удивит стоимость этой детали. Например, вы легко найдете б/у оригинальную фару XC90 второго поколения в среднем за 35 000 рублей.


Подержанная LED фара Volvo для XC90 второго поколения

Причем за эти деньги фара будет не в идеальном состоянии. Я, например, нашел объявление в интернете о продаже за эти деньги светодиодной фары с дефектами крепления и царапинами.

Вот еще пример. Давайте посмотрим, сколько стоит передняя фара на не новую Audi A6, которая штатно оснащена ксеноновыми адаптивными передними фарами.

И так передняя фара в сборе на Audi A6 в кузове C6, которая выпускалась с 2005 по 2008 года стоит у официального дилера 55 000 рублей. Представляете, и это речь идет только о ксеноновом блоке одной фары.

И это для 9-10 летнего автомобиля. Представляете, что в случае повреждения передней оптики владелец А6 2008 года выпуска должен отдать как минимум 110 тыс. рублей за две .


Особенно это удивительно, с условием того что например А6 этого года выпуска на подержанном рынке в среднем стоит 680 тыс. рублей. То есть чтобы купить новую оптику на старую А6 нужно отдать около 16 процентов стоимости б/у машины на Российском рынке.

Да, не у дилеров вы можете купить фару дешевле. Но вряд ли вы найдете оригинальную оптику дешевле 40 000 рублей. Так что все равно даже ксеноновая адаптивная фара для А6 в кузове С6 стоит неоправданно дорого, не говоря уже о светодиодных красивых фарах новых Audi.

Или давайте возьмем новый Ford Mondeo. Как вы думаете, сколько стоит передние на эту модель? Думаете что немного? Зря.

Стоимость одной фары со светодиодами составляет 68 000 рублей. Это средняя стоимость у официальных дилеров Ford в России.

Да, можно найти дешевле, но вряд ли у вас получится купить оригинальную оптику дешевле 50 тыс. рублей.

А сколько же тогда стоят обычные галогенные фары на эту же модель (этот автомобиль доступен для продажи, как со светодиодной передней оптикой, так и с традиционными галогенными лампами)?

Средняя стоимость одной фары с галогенными лампочками составляет 15 000 рублей. На рынке автозапчастей даже можно приобрести оригинальную оптику на новое поколение всего за 10 000 рублей.

Как вам разница между LED и галогенной оптикой? Согласитесь ничего хорошего.

Давайте узнаем теперь, сколько стоит передняя светодиодная оптика на Toyota Corolla, которая появилась на этой модели в 2016 году. Как вы думаете, сколько же стоят новомодные передние фары на эту модель?

Вы ни за что не поверите, но одна только светодиодная фара у не официальных дилеров и поставщиков автозапчастей стоит 90 000 рублей!!!


У дилера ценник на одну фару может зашкаливать больше 100 тыс. рублей. Как вам цена? Особенно если учитывать стоимость нового автомобиля в полной комплектации, которая составляет 1,32 млн. рублей.

В итоге получается, что стоимость двух блоков передних фар на Toyota Corolla нового поколения составляет 200 тыс. рублей, что соответствует 15 процентам стоимости нового автомобиля. Это абсурд. Не могут фары стоить даже 10 процентов стоимости нового автомобиля.

Или большинство автомобильных компаний продают новые автомобили в убыток (что верится с трудом), либо стоимость новой передней оптики для многих новых автомобилей очень искусственно завышена.


Вы думаете, что ксеноновая оптика в любом случае значительно дешевле? Да, но ненамного. Например, передняя оптика Mazda 6 стоит у дилера как минимум 60 000 рублей. Причем заметьте речь идет не о светодиодах, а лишь об обычной линзованной ксеноновой фаре.

И так можно продолжать приводить примеры очень долго, так как за последние годы передние фары автомобилей превратились в очень дорогой компонент.


На самом деле дороговизна современной передней оптики это головная боль многих владельцев новых автомобилей. Дело в том, что передние фары очень уязвимы. Ведь они могут быть повреждены даже при небольших авариях.

Кроме того, фары в отличие от многих других компонентов автомобилей наиболее подвержены быстрому износу и выходу из строя. Поэтому в будущем владельцы подержанных автомобилей столкнутся с огромной проблемой замены фар, из-за их стоимости. Ведь рано или поздно ее предстоит заменить.


Но если сегодня все еще существуют обычные галогенные фары, то в будущем, скорее всего, таких автомобилей будет немного. И вряд ли в ближайшие годы стоимость современных передних фар существенно снизиться. Поэтому многие будущие покупатели подержанных машин обязательно столкнутся с проблемой стоимости оптики. Да, конечно, существуют и неоригинальные передние фары. Но они также не дешевы и в большинстве случаев их качество оставляет желать лучшего.

Вы представляете, с чем столкнется владелец кроссовера 2017 года выпуска Volvo XC90, например, в 2027 году, которому придется покупать новую переднюю оптику в связи с ее естественным износом или при повреждении в случае мелкой аварии? Скорее всего, это будет уже 2, 3 или даже 5, 6 собственник внедорожника, у которого вряд ли будет много денег, чтобы спокойно тратить на фары огромные суммы.


Ведь для замены передних фар Volvo XC 90 придется отдать более 200 тыс. рублей за оригинальную пару передней оптики. Или вы думаете, что в 2027 году передние фары на Volvo XC90 будут стоить дешевле. Это вряд ли, учитывая инфляцию. Примечательно, что оптика на подержанные автомобили не подешевеет, даже если к тому времени себестоимость светодиодных фар существенно снизится.

Не знаю, но мне кажется вряд ли владельцы десятилетних автомобилей, которые за эти годы существенно упадут в цене, будут готовы отдавать огромные деньги за передние фары, стоимость которых будет на тот момент, наверное, составлять 50-70 процентов стоимости 10-летней б/у машины.

Надеюсь, что к тому времени на рынке запчастей появятся альтернативные адаптеры, с помощью которых можно будет вместо светодиодных фар установить традиционную светодиодную оптику.

Иначе в скором времени подержанные автомобили с дорогой оптикой будут ни кому не нужны. Особенно на нашем авторынке.

К счастью многие автопроизводители пока не отказались от использования обычных галогенных фар, и предлагают нам возможность выбирать, с какой оптикой приобретать автомобили. Но судя по всему, галогенная передняя оптика в скором времени начнет исчезать в автопромышленности.

К сожалению, это уже происходит, несмотря на то, что светодиодные технологии в автопромышленности пока очень дороги.


Или автомобильные компании знают, что их современная продукция не прослужит десятилетия? Если это не так, то что же они предложат владельцам подержанных автомобилей? Неужели они думают, что владелец старого автомобиля будет готов отдать за переднюю оптику пол стоимости б/у авто?

В общем, пока одни вопросы, на которые нет ответов.

Ведь действительно фары являются одними их самых уязвимых компонентов любого автомобиля и соответственно их стоимость не должна быть абсурдна. Вспомните, как было долгое время.

Стоимость запчасти традиционно, в некотором роде, зависела от ее срока службы. То есть, чем чаще автозапчасть выходит из строя, тем дешевле ее стоимость. Ведь в таком случае производители запчастей имеют возможность продавать их дешевле за счет постоянного спроса. Так почему же передняя современная оптика так дорога, если по статистике повреждений передние фары являются рекордсменом по повреждениям.


Да, я понимаю, что светодиодные фары высокотехнологичны и не могут стоить очень дешево. Но может быть тогда еще не пришло время устанавливать их на обычные автомобили. Может быть, им место пока только в дорогих эксклюзивных моделях?


Согласитесь, . Надеюсь, что в нашей стране, кто-нибудь в будущем начнет оказывать услуги по адаптации передней оптики, устанавливая вместо дорогих светодиодных фар, качественную галогенную оптику. В том числе и на те модели, которые изначально выпускаются или выпускались исключительно только со светодиодами.

Кстати это очень интересная тема бизнеса на будущее. Так что может это реально будет кому-то интересно и полезной идеей, которая может быть подскажет каким бизнесом заняться в будущем.

Есть правда еще один вариант, который решит проблему дорогих светодиодных фар. Это наши доходы. Если они, например, значительно вырастут, до того уровня, который позволит нам легко купить оригинальные светодиодные фары. Тогда большинство из нас легко согласиться поменять передние фары на десятилетних машинах.

В первых автомобилях использовались самые примитивные фонари — керосиновые либо ацетиленовые. Лет сто назад на место открытого пламени вставили электрическую лампочку. С одной ее стороны имелся отполированный рефлектор, с другой — линза. Герметизации фар в то время не было, так что рефлектор очень быстро ржавел. И без того слабый свет становился еще тусклее, а главное, вокруг фары образовывался ореол, слепящий встречные автомобили. Запрет на фары этого типа ввели в 1941 году.

Лампочка H13 для ближнего/дальнего света. Компьютеризованные системы настройки в процессе сборки тщательно выверяют положение контактов и нити в каждой лампочке. При этом выдерживаются допуски не более 0,01 мм. Это значит, что, заменяя лампу, вам не потребуется заново подстраивать направление фар. Волосок для дальнего света расположен прямо в фокусе рефлектора, обеспечивая таким образом наилучшее освещение дороги. Волосок для ближнего света немного отведен от точки фокуса, исходящий от него свет обрезается в верхней части и меньше травмирует глаза встречных водителей. В конструкциях некоторых кварцевых ламп для эффективного обрезания верхних лучей используется металлический экран.

Герметичная лампа-фара мало отличается по своей сути от бытовой лампы — вольфрамовый волосок помещается в стеклянной колбе, заполненной инертным газом, но рефлектор установлен прямо внутри колбы. Эти лампы, как и обычные бытовые, постепенно теряют яркость, так как вольфрам испаряется с волоска и оседает на стенках колбы. Фары с переключением ближний/дальний свет появились только в 1920-х. До этого из-за огромных допусков тогдашней сборки все регулировки по направлению светового потока просто не имели смысла. Герметичные фары оказались весьма дешевы — в основном из-за унификации, позволявшей гнать огромные тиражи. Фары выпускали нескольких типов, и стандартизированный подход связывал руки автодизайнерам, ограничивая возможность придать машине индивидуальный облик. С 1973 года автопроизводители стали заменять лампы-фары на светильники с галогеновыми лампами.


На габаритах и стопсигналах светодиоды используются относительно давно. Это новшество развязало руки дизайнерам, позволяя оформлять фонари в любом стиле. Кроме того, светодиоды потребляют мизерные количества энергии, а загораются на 400−500 миллисекунд быстрее, чем лампа накаливания. Это не так уж мало — едущий за вами и болтающий по мобильнику раззява, при скорости около сотни км/ч будет иметь запас метров 12 чтобы успеть нажать на тормоза.

Галогеновые лампы с 1980-х — самая распространенная основа для автооптики. Это небольшая лампочка, которая вставляется внутрь сборки из рефлектора и линзы. Благодаря современным герметикам и технологии сборки сейчас рефлекторы уже почти не корродируют из-за попадания влаги внутрь. Колба лампы из термостойкого кварца позволяет поддерживать весьма высокую температуру волоска, так что по цветовому составу свет получается существенно ближе к естественному дневному. Более высокая температура означает еще и то, что лампа имеет большую световую отдачу на единицу поглощаемой энергии. С другой стороны, вольфрамовый волосок из-за этого испаряется быстрее, и чтобы этому противостоять, галогеновые лампочки заполняют теперь не только инертным газом, но и парами брома или йода. Галоген вступает в соединения с парами вольфрама, а при контакте с раскаленным волоском эти соединения снова распадаются и вольфрам оседает на том же волоске.

От HID («ксенон») к светодиодам

В лампах HID (High Intensity Discharge, газоразрядные высокой интенсивности, в просторечии «ксенон») вообще нет никаких волосков. Вместо них свет излучает высоковольтная дуга в атмосфере инертных газов. Для зажигания этих ламп требуется высокое напряжение и высокий стартовый ток (когда лампа уже заработала, она потребляет гораздо меньше энергии и выдает больше света, чем обычная галогеновая). Кроме того, электрическая дуга выдает более равномерный световой поток, который проще фокусировать.
Есть тут, правда, и один недостаток — на то, чтобы лампа зажглась, прогрелась и начала выдавать полную мощность, требуется несколько секунд. Поэтому в некоторых машинах лампы HID используют для ближнего света, а для дальнего оставляют обычные галогеновые. Альтернативный вариант — шторка с механическим приводом, тогда одна ксеноновая лампа может иметь распределение света под оба режима.
Тем не менее, будущее автомобильного света специалисты отдают полупроводниковым технологиям — светодиодам. Поскольку до сих пор не существует никаких стандартов на унифицированную светодиодную сборку, автопроизводителям приходится для каждой модели изготавливать оригинальную конструкцию, а это недешево. Но благодаря явным преимуществам (малый вес, стойкость к вибрациям, большие сроки эксплуатации, сверхнизкое потребление энергии) светодиоды, вероятно, вскоре вытеснят с рынка системы HID.
На дорогих машинах фары HID (ксенон) зачастую ставят в качестве штатного оборудования. На рынке запчастей и аксессуаров тоже предлагается множество разнообразных комплектов «ксенона». (Нередки даже случаи, когда аббревиатурой HID маркируют обычные галогеновые лампы — так что будьте бдительны!) В них, как правило, имеется дуговая лампа и система запуска — все как в оригинале, только посадочные места рассчитаны на то, чтобы лампа подошла к стандартной «галогеновой» фаре. Такие комплекты стоят гораздо дешевле штатных, но… Форма вольфрамовой нити накаливания существенно отличается от формы электрической дуги. В результате распределение светового потока, исходящего от такой фары, оказывается совершенно непредсказуемым. Хотя водителю такой машины дорога будет видна прекрасно, встречным водителям не позавидуешь, поэтому такие самовольные переделки считаются незаконными.

Производство таких лампочек представляет собой немалое достижение в области высоких технологий. После того как электроды запаивают в стеклянную толщу донышка, воздух отсасывают из лампы через верхушку колбы. Язычок пламени нагревает верхнюю часть лампы до размягчения, а поток жидкого азота охлаждает основание почти до -200°С. Внутрь колбы бросают гранулу замороженных газов (обычно это инертные газы плюс галоген). В тот же момент мягкую верхушку лампы закупоривают, и когда гранула испаряется, давление в колбе поднимается до 4−5 атмосфер.


Европейские и американские нормы распределения светового потока (а следовательно, и конструкции фар) несколько отличаются. Для европейского света характерна более четкая светотеневая граница с подъемом справа, световой поток направлен на дорогу и правую обочину. Такое распределение минимизирует ослепление встречных водителей и позволяет видеть «пассажирскую» обочину на большее расстояние. В американском свете светотеневая граница менее выражена, световой поток почти симметричен.

Галогеновая лампа излучает свет с температурой 3400 К (цветовая температура естественного солнечного света примерно 6000 К). Последнее время на дорогах появляются лампы с бело-голубым свечением, заметно отличающимся от привычного желтоватого. Обычно это «тюнингованные» лампочки, в которых на колбу нанесены различные покрытия для имитации света от более дорогих газоразрядных ламп. Цветовая температура действительно несколько выше, но светоотдача не повышается ни на грош, так что цель этого — только престиж.

Любое транспортное средство – автомобиль, поезд, самолет, мотоцикл, скутер и др. – оснащается осветительными приборами. Автомобильные фары предназначены для освещения дороги в обычных условиях, а также в непогоду и темное время суток яркими лучами света, направленными вдаль.

С развитием отрасли машиностроения усовершенствовалась и автомобильная оптика. Если раньше фары автомобиля представляли собой аналог фонарей, то сегодня - это сложные оптические устройства, в которых применяются различные источники света: лампы накаливания, галогенные и ксеноновые лампы, светодиоды, лазерные лучи. Внешний вид и конструкция фар тоже значительно изменились.

В свое время огромным прорывом стало изобретение фар на основе отражателей. Их корпус имеет параболическую или ступенчатую форму. В параболическом корпусе источник освещения располагается таким образом, чтобы отраженные лучи выходили из фар по горизонтали. Линза, установленная на выходе, преломляет луч и под небольшим углом направляет его вниз, оберегая пешеходов и водителей встречных авто от ослепления. В фарах, где конструктивно предусмотрен ступенчатый отражатель, дополнительная линза отсутствует, поскольку световой поток изначально направляется вниз.

Впервые автомобиль, фары которого работали от динамо-машин, был выпущен в 1899 году концерном Columbia Automobile Company. Далее, в 1900 году производители наладили выпуск ацетиленовых фар, способных работать и в дождливую, и в ветреную погоду. В 1908 году на смену данной технологии пришло электричество. Электрическими фарами стали оборудоваться все автомобили.

Фары с лампами накаливания

Классическими фарами с лампами накаливания разных типов оснащались все машины, выпускавшиеся до начала 90-х годов прошлого столетия. Внутри ламп не содержится ничего, кроме вакуума и вольфрамовой нити. Такие фары дают мало света на выходе, при этом отличаются достаточно большими энергозатратами. Но, несмотря на недостатки, они до сих пор остаются наиболее распространенным, правда, в усовершенствованном варианте.

Галогенные фары

Галогенные лампы впервые появились в 1962 году. Они, как и лампы накаливания, имеют внутреннюю спираль (или две спирали), создающую температуру до 3000 оС, но их объем заполнен парами галогенов: брома или йода. Это предотвращает появление на стенках колбы осадка из атомов вольфрама, усиливает яркость автомобильных фар в 2-2,5 раза и увеличивает срок службы в 2-4 раза. Средняя мощность галогенных ламп составляет 35-60 Вт, а максимальная – 130 Вт. Сила светового потока для ближнего света фар – 1000 люмен, для дальнего – 1650-2100 люмен.

Различные типы галогенных ламп отличаются друг от друга по способу установки в автомобильной фаре и подключения к бортовой электросети. Чаще всего в автомобильной оптике применяются галогенные лампы со следующей маркировкой: H1, H3, H4 (самые распространенные), H7, H9, H11, а также HB3, HB4 и R2.

Ксеноновые фары

Ксеноновые фары давно завоевали популярность среди производителей и автомобилистов. Внутри колбы газоразрядной ксеноновой фары находится одноименный ионизированный инертный газ, производящий яркий белый естественный свет. А вместо спирали используются два электрода. Между ними возникает дуга, разогревающая ксенон. Давление внутри колбы составляет примерно 30 атмосфер, а при работающих фарах – до 120 атмосфер.

Чем ярче свет, тем ниже потребление электричества. Поэтому такие фары являются экономичнее предыдущих вариантов, при этом они также обеспечивают хорошую видимость на дороге, поскольку мощный световой поток, создаваемый ими, достигает 3200 люмен. Иногда вместо ксенона в лампах используется другой инертный газ – криптон либо смесь газов.

Кстати, ксеноновые лампы также применяются в мощных кинопроекторах и фотовспышках. Но, в отличие от них, ксеноновые автомобильные фары имеют другую структуру. В них инертный газ выступает в роли «запала», а дуга, создающая световой поток, возникает в атмосфере паров ртути и солей натрия и скандия. Таким образом, ксеноновые фары правильнее было бы называть металлогалогенными, но данный термин не прижился. Название «ксеноновые» подчеркивает отличие этих источников света от галогенных ламп и обычных ламп накаливания.

Ксеноновые лампы работают при постоянном напряжении 42 В или 85 В. Но для того, чтобы «запустить процесс», необходим импульс переменного тока частотой от 400 Гц и напряжением до 25000 В. Для формирования такого импульса служит электронный блок розжига, индивидуальный для каждой лампы. Необходимость его установки является недостатком газоразрядных ламп.

В ксеноновой автомобильной оптике применяются полиэллипсоидные отражатели. Задняя часть их корпуса, имеющая отражающую поверхность, выполнена в форме эллипса. Подобная конфигурация помогает концентрировать все исходящие лучи в одной точке, а затем пропускать их через конденсорную линзу, которая предназначена для создания параллельного потока лучей.

Ксеноновые фары, в которых присутствует элемент, управляющий силой светового потока, называются биксеноновыми. Но переключение с дальнего света на ближний требует определенного времени, поскольку инертные газы разогреваются не быстро. Классификация ксеноновых фар строится по принципу направления луча: лампы D1S, D2S, D3S и D4S предназначены для фар прожекторного типа, а D1R, D2R, D3R и D4R – для фар рефлекторного типа (с отражателями).

Светодиодные фары

Современные светодиодные автомобильные фары – это модифицированная версия обычных лампочек, используемых в уличных источниках освещения, адаптированная к применению в транспортных средствах. Их основой является набор мощных, очень ярких светодиодов, излучающих белый свет.

Впервые светодиодные фары появились в 1992 году в качестве замены лампам в сигналах поворота и габаритных огнях. В фарах переднего (головного) света светодиоды в основном устанавливаются в престижных моделях автомобилей.

Их отличительные характеристики – эффективность, надежность, яркость, долговечность, компактность, нечувствительность к ударам и вибрациям, а также экономичность и более высокая мощность по сравнению с обычными световыми фарами. Главным недостатком, препятствующим массовому распространению светодиодных автомобильных фар, является их непомерно высокая стоимость, достигающая 100000 рублей за штуку! Но, возможно, большой потенциал светодиодов позволит в скором времени их удешевить и сделать доступными для большего числа автолюбителей.

Лазерные фары

Нынешнего потребителя, кажется, уже нельзя ничем удивить! Если раньше к автомобилю относились как к роскоши, то сегодня это действительно средство передвижения и ничего больше. В условиях, когда машина есть практически у всех, а у некоторых и не одна, выделиться очень сложно. И тогда на передний план выходят различные автомобильные «примочки», например, лазерные фары.

Впервые подобные световые элементы начали разрабатывать в лабораториях известного немецкого автоконцерна BMW. Их серийный выпуск пока еще не налажен, но отдельные модели, например, BMW i8, уже оснащены лазерными фарами.

Их конструкция довольно проста. Создается рамочная основа, на ней закрепляются три лазерных элемента. Также в конструкции имеются зеркальные отражатели и специальная «фосфорная» линза. Попадая на отражатели, лучи лазера перенаправляются на линзу, и желтый фосфор под их воздействием излучает свет. Отражательная пластина фокусирует его перед автомобилем.

По утверждению разработчиков, лазерные фары намного эффективнее предшествующих им светодиодных элементов по нескольким параметрам: яркости свечения (в 1000 раз), энергопотреблению (значительно ниже), сроку службы (10000 часов работы). Кроме этого, лазерная технология позволяет создавать элементы света любой конфигурации, что является очевидным преимуществом данной новинки.

Тех, кто переживает о вредном воздействии лазера на организм, разработчики стремятся успокоить: в данном случае использование лазерного луча абсолютно безопасно, поскольку световой поток генерируется желтым фосфором, который является совершенно безобидным элементом.

Классификация фар по назначению

Но автомобильные фары классифицируются не только по виду источника света. Они бывают ближними, дальними, противотуманными, ходовыми, передними и задними.

Фары ближнего света предназначены для обеспечения водителям видимости в обычных световых и погодных условиях.

Фары дальнего света обеспечивают обзор дороги на большом расстоянии (до 60 м) в темное время суток. Однако высокая яркость света этих фар может стать источником опасности для водителей встречных машин – ослепленные, они теряют видимость и управление. Дальний свет рекомендуется использовать на трассах за пределами крупных населенных пунктов.

Кстати, систему переключения между ближним и дальним светом придумали в 1915 году специалисты компании Guide Lamp Company. Но поначалу для того чтобы переключить режим приходилось останавливаться, поскольку переключатели находились непосредственно рядом с фарами. В салон авто рычаг переключения света был перенесен в 1917 году компанией Cadillac, но поначалу он был ножным.

Противотуманные фары используются в любом современном автомобиле. Они незаменимы при езде в плохих погодных условиях: тумане, дожде, снеговых осадках. Их конструктивная особенность заключается в направлении светового луча вниз, на полотно дороги.

Ходовые (дневные) огни – это внешние световые приборы, которые применяются для улучшения видимости в светлое время суток в качестве более экономичной замены ближнего света.

Маркировка автомобильных фар

На рассеивателе каждой автомобильной фары имеется маркировка, установленная международным стандартом. Цифры и буквы говорят о характеристиках изделия, его особенностях и сфере использования. Структура маркировки:

  • верхний буквенный ряд обозначает категорию (B – противотуманная фара, C – фара ближнего света, H – фара для галогенных ламп, R – фара дальнего света, S – фара-лампа, PL – пластиковый рассеиватель);
  • средний ряд состоит из цифро-буквенных индексов – буква и цифра в кружке является знаком международного утверждения, далее следует код страны, выдавшей утверждение, и округленное значение силы светового потока (дальний свет);
  • наличие стрелки обозначает назначение фары для левостороннего движения, отсутствие – для правостороннего, двухсторонняя стрелка обозначает универсальность фары;
  • нижний ряд, также состоящий из цифро-буквенных индексов, представляет собой код официального утверждения.

Не стоит забывать о том, что фары любого вида требуют контроля над эффективностью работы, своевременного ремонта или замены. От состояния автомобильной оптики зависит безопасность водителя, пассажиров и прочих участников дорожного движения. Для регулирования или ремонта фар следует обращаться в специализированные автосервисы или СТО, где работают профессионалы высокого уровня.

Светотехника на машине – основа безопасности и удобства на дорогах. Это такая же неотъемлемая часть транспортного средства, как колёса и руль. В то же время, видов и конфигураций световой техники на машину существует довольно много.

По прямому функционалу передние фары автомобиля можно разделить на отдельные классы:

Противотуманные фары

В плохую погоду, когда на улице идет густой снег, дождь или стелется сильный туман, от обычного ближнего освещения мало пользы. Не приносит должного облегчения и дальний свет. Объяснить эту особенность просто. Лучи дальнего света не обрезаны и не имеют ограничений в верхнем диапазоне луча. Как следствие, происходит их отражение от капель тумана или снежинок, что делает невозможным движение из-за сильного ослепления.

Противотуманные фары специально разработаны для движения в плохую погоду, когда ближний и дальний свет не эффективны. Особенность «противотуманок» — узкий луч в вертикальной плоскости и широкая диаграмма распределения света – в горизонтальной. Как следствие, ослепления водителя не происходит.

Для достижения максимальной эффективности противотуманных фар, при выборе последних должны выполняться некоторые рекомендации:

— во-первых, идеальный угол рассеивания луча по вертикали около пяти градусов (чем меньше – тем лучше;

— во-вторых, верхняя часть светотеневой границы должна иметь максимальную резкость;

— в-третьих, горизонтальный угол рассеивания — около 60 градусов (это – идеальный параметр).

Специалисты не рекомендуют устанавливать в «противотуманки» ксеноновые фары. Не секрет, что у ксенона нет фиксированного источника света, поэтому в отражателе возникают множественные преломления и отражения света. Как следствие, встречные и попутные водители сильно ослепляются светом такой фары. Да и эффективность в плохих погодных условиях будет нулевой.

Есть автолюбители, которые устанавливают задние противотуманные фары. Они будут полезными в условиях недостаточной видимости, когда необходимо дополнительно информировать водителя, движущегося сзади о своем присутствии.

Но здесь существуют некоторые ограничения. Во-первых, данные фары запрещено включать в хорошую погоду (они будут слепить, и раздражать водителей, находящихся сзади). Во-вторых, их нельзя подключать параллельно со стоп-сигналами.

Ближний свет

Фары ближнего света освещают дорогу впереди транспортного средства на 50-60 метров. При этом настройку желательно производить таким образом, чтобы частично охватывалась обочина, и не слепились встречные водители.

Ближний свет бывает двух типов светораспределения – американский и европейский. Их различия заключаются в структуре формирования пучка света и принципах его формирования. При этом вышеупомянутые системы выполняются как в двухфарной, так и в четырехфарной вариации.

На американских авто нить накала в фаре находится немного выше горизонтальной плоскости. Благодаря этому, световой поток смещается на правую сторону обочины и имеет больший наклон вниз. На европейских авто, наоборот, нить накаливания заслоняется от нижней части полусферы с помощью специального экрана и расположена выше фокуса отражателя.

Сегодня фары ближнего света выполняются из прозрачного стекла, а ассиметричный луч формируется с помощью отражателя. Такая конструктивная особенность позволяет добиться максимального светоотражающего эффекта.

Дальний свет

Для освещения большего участка дороги (на расстоянии до 150 метров) предназначены фары дальнего света, в которых формируется яркий луч, имеющий большую силу. Такие фары условно разбиваются на два вида – заводские фары, которые идут вместе с авто, и дополнительные фары (имеют различные формы, размеры, мощность и характеристики света).

Заводские фары дальнего света имеют отражатель небольших размеров, поэтому говорить о высоком качестве света не приходится. Хотя для обычных ночных путешествий заводских фар вполне достаточно. Если же приходится часто передвигаться по скоростным магистралям в темное время суток, необходимо устанавливать дополнительные фары, имеющие узкий луч света. При этом вся светосила должна быть направлена на достижение максимальной дальности. Такие осветители часто называют прожекторами. Они способны эффективно освещать дорогу до 1000 метров перед авто.

Не стоит забывать, что дальний свет должен заблаговременно переключаться на ближний (где-то за 150-200 метров до встречного автомобиля). В противном случае можно ослепить участника движения. С дальним светом нельзя ехать и позади другого авто, ведь ослепление может произойти через стекло заднего вида.

Фары дневного света

Сегодня все большей популярностью пользуются фары дневного света и на многих иномарках они устанавливаются еще на заводе. При этом в ПДД многих стран мира есть требование включать это дневное освещение за городом. Производители пошли навстречу своим покупателям и сделали ходовые огни доступными уже в «базе».

Дневные ходовые огни расположены на передней части авто. Они излучают яркий белый свет, который хорошо виден даже в светлое время суток. Преимущество фар дневного света неоспоримо – они потребляют минимум электроэнергии, не повышают расход топлива и не изнашивают головные фары.

Фары рабочего света

Если в темное время суток проводятся погрузочные, монтажные или строительные работы, то без фар рабочего света не обойтись. Световой поток такой фары распределяется равномерно по всей части дороги, без резких контрастов. На обычных легковых автомобилях данный вид фар не используется.

Какие лампочки больше всего подходят для дополнительных фар

В доп-фары ближнего и дальнего света, как и в штатные элементы, могут устанавливаться разные лампы:

  • галогеновые;
  • ксеноновые;
  • светодиодные.

Галогенки светят не очень ярко и обычно их используют для противотуманок. Световой луч галогеновых ламп отличается желтым оттенком, который не отражает капли дождя, проходя сквозь него. Из преимуществ таких ламп стоит выделить невысокую стоимость.

Ксеноновые элементы отличаются ярким белым светом и подходят практически для любого типа освещения, однако ксенон сильно слепит и использовать такие лампы можно только на АТС, которые предполагают установку такой оптики. В противном случае можно лишиться прав сроком до полугода.

Если говорить про светодиодные дополнительные фары для автомобиля, то они являются наиболее оптимальным вариантом. Во-первых, они не слепят остальных участников дорожного движения. Во-вторых, светодиодные фары отличаются долгим эксплуатационным сроком, благодаря своей устойчивости к вибрациям. И конечно, нельзя забывать, что диодное освещение потребляем минимум энергии.

Светодиодные фары делятся на несколько категорий, в зависимости от того, для каких целей они будут использоваться. Также они отличаются по:

количеству и типу светодиодов (например, LED или Cree лампы с 6,12 и более кристаллов);
типу крепежной системы (универсальная или особая, которая применяется для мотоциклов и квадроциклов);
отличительным особенностям (пропитка корпуса водоотталкивающими средствами, хромированное напыление, цвет стекла и многое другое);
Светодиодные фары могут быть изготовлены не только в стандартной форме, но и представлять собой:

Модульные балки, которые состоят из большого количества маленьких лампочек. Такие фары создают мощный и яркий свет и отлично вписываются в облик машины.
Однорядные и двухрядные балки. В таких фарах также устанавливается различное число световых элементов. Чем больше их будет, тем ярче будет светить такая фара.

Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что дополнительные светодиодные фары ближнего света – это лучший выбор. Осталось только определиться с производителем. На сегодняшний день это немецкая компания Hella KG Hueck & Co, которая заслуженно считается мировым лидером по продаже и производству автомобильной оптики.

Как устроены фары?

Водители задумываются о фарах только в двух случаях - когда они по той или иной причине по ночам не видят дорогу и когда их слепит встречная машина. Пока не перегорает лампа, о фарах обычно даже не вспоминают. И зря - ведь от них зависит не только комфорт, но и безопасность водителя. Да и вообще эволюция автомобильного света и устройство современной фары интересны сами по себе.

В первых автомобилях использовались самые примитивные фонари - керосиновые либо ацетиленовые. Лет сто назад на место открытого пламени вставили электрическую лампочку. С одной ее стороны имелся отполированный рефлектор, с другой - линза. Герметизации фар в то время не было, так что рефлектор очень быстро ржавел. И без того слабый свет становился еще тусклее, а главное, вокруг фары образовывался ореол, слепящий встречные автомобили. Запрет на фары этого типа ввели в 1941 году.

Лампочка H13 для ближнего/дальнего света. Компьютеризованные системы настройки в процессе сборки тщательно выверяют положение контактов и нити в каждой лампочке. При этом выдерживаются допуски не более 0,01 мм. Это значит, что, заменяя лампу, вам не потребуется заново подстраивать направление фар. Волосок для дальнего света расположен прямо в фокусе рефлектора, обеспечивая таким образом наилучшее освещение дороги. Волосок для ближнего света немного отведен от точки фокуса, исходящий от него свет обрезается в верхней части и меньше травмирует глаза встречных водителей. В конструкциях некоторых кварцевых ламп для эффективного обрезания верхних лучей используется металлический экран

Герметичная лампа-фара мало отличается по своей сути от бытовой лампы - вольфрамовый волосок помещается в стеклянной колбе, заполненной инертным газом, но рефлектор установлен прямо внутри колбы. Эти лампы, как и обычные бытовые, постепенно теряют яркость, так как вольфрам испаряется с волоска и оседает на стенках колбы. Фары с переключением ближний/дальний свет появились только в 1920-х. До этого из-за огромных допусков тогдашней сборки все регулировки по направлению светового потока просто не имели смысла. Герметичные фары оказались весьма дешевы - в основном из-за унификации, позволявшей гнать огромные тиражи. Фары выпускали нескольких типов, и стандартизированный подход связывал руки автодизайнерам, ограничивая возможность придать машине индивидуальный облик. С 1973 года автопроизводители стали заменять лампы-фары на светильники с галогеновыми лампами.

На габаритах и стопсигналах светодиоды используются относительно давно. Это новшество развязало руки дизайнерам, позволяя оформлять фонари в любом стиле. Кроме того, светодиоды потребляют мизерные количества энергии, а загораются на 400−500 миллисекунд быстрее, чем лампа накаливания. Это не так уж мало - едущий за вами и болтающий по мобильнику раззява, при скорости около сотни км/ч будет иметь запас метров 12 чтобы успеть нажать на тормоза.

Галогеновые лампы с 1980-х - самая распространенная основа для автооптики. Это небольшая лампочка, которая вставляется внутрь сборки из рефлектора и линзы. Благодаря современным герметикам и технологии сборки сейчас рефлекторы уже почти не корродируют из-за попадания влаги внутрь. Колба лампы из термостойкого кварца позволяет поддерживать весьма высокую температуру волоска, так что по цветовому составу свет получается существенно ближе к естественному дневному. Более высокая температура означает еще и то, что лампа имеет большую световую отдачу на единицу поглощаемой энергии. С другой стороны, вольфрамовый волосок из-за этого испаряется быстрее, и чтобы этому противостоять, галогеновые лампочки заполняют теперь не только инертным газом, но и парами брома или йода. Галоген вступает в соединения с парами вольфрама, а при контакте с раскаленным волоском эти соединения снова распадаются и вольфрам оседает на том же волоске.

От HID («ксенон») к светодиодам

В лампах HID (High Intensity Discharge, газоразрядные высокой интенсивности, в просторечии «ксенон») вообще нет никаких волосков. Вместо них свет излучает высоковольтная дуга в атмосфере инертных газов. Для зажигания этих ламп требуется высокое напряжение и высокий стартовый ток (когда лампа уже заработала, она потребляет гораздо меньше энергии и выдает больше света, чем обычная галогеновая). Кроме того, электрическая дуга выдает более равномерный световой поток, который проще фокусировать.

Есть тут, правда, и один недостаток - на то, чтобы лампа зажглась, прогрелась и начала выдавать полную мощность, требуется несколько секунд. Поэтому в некоторых машинах лампы HID используют для ближнего света, а для дальнего оставляют обычные галогеновые. Альтернативный вариант - шторка с механическим приводом, тогда одна ксеноновая лампа может иметь распределение света под оба режима.

Тем не менее, будущее автомобильного света специалисты отдают полупроводниковым технологиям - светодиодам. Поскольку до сих пор не существует никаких стандартов на унифицированную светодиодную сборку, автопроизводителям приходится для каждой модели изготавливать оригинальную конструкцию, а это недешево. Но благодаря явным преимуществам (малый вес, стойкость к вибрациям, большие сроки эксплуатации, сверхнизкое потребление энергии) светодиоды, вероятно, вскоре вытеснят с рынка системы HID.

На дорогих машинах фары HID (ксенон) зачастую ставят в качестве штатного оборудования. На рынке запчастей и аксессуаров тоже предлагается множество разнообразных комплектов «ксенона». (Нередки даже случаи, когда аббревиатурой HID маркируют обычные галогеновые лампы - так что будьте бдительны!) В них, как правило, имеется дуговая лампа и система запуска - все как в оригинале, только посадочные места рассчитаны на то, чтобы лампа подошла к стандартной «галогеновой» фаре. Такие комплекты стоят гораздо дешевле штатных, но… Форма вольфрамовой нити накаливания существенно отличается от формы электрической дуги. В результате распределение светового потока, исходящего от такой фары, оказывается совершенно непредсказуемым. Хотя водителю такой машины дорога будет видна прекрасно, встречным водителям не позавидуешь, поэтому такие самовольные переделки считаются незаконными.

Производство таких лампочек представляет собой немалое достижение в области высоких технологий. После того как электроды запаивают в стеклянную толщу донышка, воздух отсасывают из лампы через верхушку колбы. Язычок пламени нагревает верхнюю часть лампы до размягчения, а поток жидкого азота охлаждает основание почти до -200°С. Внутрь колбы бросают гранулу замороженных газов (обычно это инертные газы плюс галоген). В тот же момент мягкую верхушку лампы закупоривают, и когда гранула испаряется, давление в колбе поднимается до 4−5 атмосфер.

Европейские и американские нормы распределения светового потока (а следовательно, и конструкции фар) несколько отличаются. Для европейского света характерна более четкая светотеневая граница с подъемом справа, световой поток направлен на дорогу и правую обочину. Такое распределение минимизирует ослепление встречных водителей и позволяет видеть «пассажирскую» обочину на большее расстояние. В американском свете светотеневая граница менее выражена, световой поток почти симметричен.

Галогеновая лампа излучает свет с температурой 3400 К (цветовая температура естественного солнечного света примерно 6000 К). Последнее время на дорогах появляются лампы с бело-голубым свечением, заметно отличающимся от привычного желтоватого. Обычно это «тюнингованные» лампочки, в которых на колбу нанесены различные покрытия для имитации света от более дорогих газоразрядных ламп. Цветовая температура действительно несколько выше, но светоотдача не повышается ни на грош, так что цель этого - только престиж.

Маркировка автомобильных фар

На рассеивателе каждой автомобильной фары имеется маркировка, установленная международным стандартом. Цифры и буквы говорят о характеристиках изделия, его особенностях и сфере использования. Структура маркировки: верхний буквенный ряд обозначает категорию (B – противотуманная фара, C – фара ближнего света, H – фара для галогенных ламп, R – фара дальнего света, S – фара-лампа, PL – пластиковый рассеиватель); средний ряд состоит из цифро-буквенных индексов – буква и цифра в кружке является знаком международного утверждения, далее следует код страны, выдавшей утверждение, и округленное значение силы светового потока (дальний свет); наличие стрелки обозначает назначение фары для левостороннего движения, отсутствие – для правостороннего, двухсторонняя стрелка обозначает универсальность фары; нижний ряд, также состоящий из цифро-буквенных индексов, представляет собой код официального утверждения. Не стоит забывать о том, что фары любого вида требуют контроля над эффективностью работы, своевременного ремонта или замены. От состояния автомобильной оптики зависит безопасность водителя, пассажиров и прочих участников дорожного движения. Для регулирования или ремонта фар следует обращаться в специализированные автосервисы или СТО, где работают профессионалы высокого уровня.

Можно ли установить ксеноновые лампы в обычные фары с отражателями?

В принципе можно, но ничего хорошего из этого не выйдет. Во-первых, согласно Российскому законодательству применения ксеноновых ламп в фарах с отражателями категорически запрещено, поскольку это создает опасность встречным водителем на дороге, которые могут быть ослеплены ярким источником света ксеноновых ламп рассеянного отражателями фар.

В итоге, установив в фары с отражателями ксеноновые лампы, вы получите только внешнее красивое свечение. Но освещение дороги будет намного хуже, чем при использовании галогенных ламп, поскольку для ксеноновых источников освещения необходима линзованная оптика. Кроме того, ксеноновые лампы, установленные в отражатель, отвратительно освещают дорогу в дождливую погоду.

В том числе, хотим отметить, что ксеноновые лампы в короткий срок выжгут хромированное напыление ваших отражателей. В итоге, даже установив в последующем снова галогенные лампы, ваши фары будут светить уже не так эффективно как прежде.

Какая ответственность за установку ксеноновых ламп в фары с отражателями?

Как мы уже сказали установка ксеноновых источников света в автомобильные фары, оборудованные отражателями под галогеновые лампы, запрещено.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ, управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равносветовые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения влечет лишения водительских прав сроком от 6 месяцев до 1 года с конфискацией ксенонового оборудования и ламп.

То есть, другими словами, если вы не законно установите на свою машину ксеноновые лампы в фары, которые не предназначены для данного вида источников света, то вас не оштрафуют, а сразу лишат водительского удостоверения, а после окончания срока лишения вам предстоит пересдать теоретический экзамен.

Можно ли установить светодиодные лампы в линзу ксеноновой фары?

Теоретически можно. Но придется покупать и ставить либо Китайский вариант, который вряд порадует вас качеством освещения дороги и долговечностью, либо вам предстоит разбирать фару и устанавливать другую блок-линзу. В последнем варианте качество освещения действительно будет лучше и возможно даже эффективнее ксеноновых источников света. Но опять же если вы купите качественные светодиодные лампы и блок-линзу под них, которая стоит немаленьких денег.

Что касаемо законодательства, то в настоящий момент нет прямого запрета на использования в обычных фарах светодиодных ламп ближнего и дальнего света. Также не существует пока единых стандартов и ГОСТов, которые предписывали бы правила установки и использования на транспортных средствах светодиодных источников ближнего и дальнего освещения.

В настоящий момент правила и стандарты только разрабатываются. Так что в ближайшем будущем, скорее всего, все произойдет точно также как ксеноновыми лампами. Вспомните, что творилось на Российских дорогах еще 10 лет назад, когда каждый второй автомобиль был оснащен не заводским ксеноном. Сегодня та же картина.

На дороге каждый день становится все больше автомобилей с незаводскими светодиодными лампами ближнего и дальнего света, когда как большинство владельцев автомобилей, оснащенных фарами с обычными отражателями, больше не используют ксеноновые источники освещения, опасаясь лишиться прав (правда многие уже поняли, что «колхозный» ксенон реально снижает безопасность на дороге).

Так что использовать в отражателях или линзах под ксенон светодиодные лампы также опасно, как и «колхозный» ксенон, поскольку светодиодная лампа не будет освещать дорогу эффективно в отражателе или в линзе, предназначенную под ксеноновую лампу.

Помните, что под светодиоды также нужен специальный прожектор (блок-линза со специальным оборудованием, которое собирает свет от светодиодной лампы в пучок и направляет его в линзу-стекло).