Жизнь после смерти есть?! Загробная жизнь: что нас ждет после смерти.

Один из самых волнующих разум людей вопросов — “есть ли что-то там, после смерти, или нет?”. Создано много религий, раскрывающих каждая по-своему тайну загробного мира. Написаны библиотеки книг по теме жизни после смерти.. Да и, в конце концов, туда, в неизвестную реальность и далекое небытие, ушли уже миллиарды душ, бывших когда-то жителями бренной земли. И они-то в курсе всех секретов, но нам не расскажут. Между миром мертвых и живых огромная пропасть . Но это при условии, что мир мертвых существует.

Различные религиозные учения, из которых каждое по-своему трактует дальнейший путь человека после выхода из тела, в целом поддерживают версию о том, что душа есть и она бессмертна. Исключения составляют религиозные направления Адвентисты Седьмого Дня и Свидетели Иеговы, они придерживаются версии о тленности души. И загробный мир, Ад и Рай, квинтэссенции вариаций послежизненного существования, согласно большинству вероисповеданий, для истинных поклонников Бога будут представлены в значительно лучшем виде, чем то, то есть на земле. Вера в превосходное после смерти, в высшую справедливость, в вечное продолжение жизни и является основой многих религиозных мировоззрений.

И хотя ученые и атеисты утверждают, что человек надеется, потому что это заложено в его природе на генетическом уровне, мол, “ему просто нужно во что-то верить, и желательно глобальное, со спасительной миссией ”, — “противоядием” тяги к религиям это не становиться. Даже если брать в расчет генетическую тягу к Богу, откуда она взялась в чистом сознании?

Душа, и где она находится

Душа — это бессмертная субстанция, не осязаемая и не измеряемая с помощью материальных мерок. Нечто соединяющее дух и тело, индивидуальное, идентифицирующее человека как личность. Людей похожих внешне много, братья и сестры близнецы бывают просто копиями друг друга, “двойников”, не имеющих кровного родства, тоже достаточно. Но внутренним духовным наполнением эти люди всегда будут различаться, и это касается не уровня, качества и масштаба мыслей, желаний, а прежде всего способностей, граней, особенностей, потенциала личности. Душа — нечто, сопровождающее нас на земле, оживляющее смертную оболочку.

Большинство людей уверены, что душа находится в сердце, или где-то в области солнечного сплетения, есть мнения, что она в голове, мозге. Ученые же в ходе ряда экспериментов установили, что при убиении с помощью тока животных на мясокомбинате некая эфирная субстанция выходит в момент прекращения жизни именно из верхней части головы (черепа). Душу измеряли: в ходе проведенных в начале 20-го века американским медиком Дунканом МакДугаллом экспериментов был установлен вес души — 21 грамм . Примерно такую массу теряли 6 пациентов в момент смерти, что доктор смог зафиксировать с помощью сверхчувствительных кровати-весов, на которых лежали умирающие. Однако позже проведенные другими медиками опыты установили, что сходную массу тела человек теряет и при погружении в сон.

Смерть — просто долгий (вечный) сон?

Библия гласит, что душа находится в крови . Во времена Ветхого Завета, да и доныне, христианам запрещалось пить и употреблять в пищу в обработанном виде кровь животных.

“Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится” (Ветхий завет, Книга Левит 17:14)

“…а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так” (Книга Бытие 1:30)

То есть, у живности есть душа, но они лишены возможности мыслить, принимать решения, у них отсутствует высокоорганизованная психическая деятельность. Если любая душа бессмертна, то и звери будут в духовном воплощении в загробном мире. Однако в том же Ветхом Завете говорится о том, что ранее все животные просто прекращали свое существование после физической смерти, без иного своего продолжения. Утверждалась основная цель их жизни: быть съеденными; рожденные на “уловление и истребление”. Также ставилась под сомнение и бессмертность души человека.

“Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?” (Екклесиаст 3:18-21)

Но надежда для христиан на то, что зверушки в одной из своих ипостасей нетленны сохраняется, ведь в Новом Завете, в частности в Откровении Иоанна Богослова, есть строки о том, что в Царстве Небесном будет много животных.

В Новом Завете говорится о том, что принятие жертвы Христа дарует жизнь всем людям, желающим спасение. Те же, кто не принимают этого, согласно Библии, не имеют Жизни Вечной. Означает ли это, что они пойдут в Ад или что зависнут где-то в состоянии “духовного инвалида” — неизвестно. В буддистских учений реинкарнация подразумевает, что душа, ранее принадлежавшая человеку, его сопровождавшая, может в следующей жизни поселиться в животном. Да и сам человек в Буддизме занимает двоякую позицию, то есть, вроде и не “прессуется” как в Христианстве, но и не является Венцом Творения, господином над всеми живущими.

А находится где-то между низшими сущностями, “бесами” да другой нечистью и высшими, просветленными Буддами. Его путь и последующее перевоплощение зависят от степени просветления в сегодняшней жизни. Астрологи говорят о существовании семи тел человека, а не только души, духа и тела. Эфирное, астральное, ментальное, каузальное, будхиальное, атманическое и, естественно, физическое . По мнению эзотериков шесть тел входят в состав души, по мнению же отдельных эзотериков — сопровождают душу на земных путях.

Учений, трактатов и доктрин, по-своему истолковывающих суть бытия, жизни и смерти множество. И, конечно, не все истинны, истина, она как говорится, одна. Запутаться в дебрях чужих мировоззрении легко, важно все-таки придерживаться выбранной однажды позиции. Потому что если бы все было просто и мы знали ответ о том, что там, на другом конце жизни, не было бы столько догадок, и как следствие глобальных, кардинально различающихся между собой версий.

Христианство выделяет дух, душу и тело человека:

“В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти”. (Иов 12:10)

Причем, сомнений в том, что дух и душа — разные явления не остается, только в чем их разница? Дух (упоминается о его наличии и у животных) ли уходит после смерти в иной мир или душа? И если уходит дух, что происходит с душой?

Прекращение жизни и клиническая смерть

Врачи выделяют биологическую, клиническую и окончательную смерть. Биологическая смерть подразумевает остановку сердечной деятельности, дыхания, кровообращения, угнетение с последующим прекращением рефлексов центральной нервной системы. Окончательная — все перечисленные признаки биологической смерти, включая смерть мозга. Клиническая же смерть предшествует биологической смерти, является обратимым переходным от жизни к смерти состоянием.

После остановки дыхания и сердцебиения, при проведении реанимационных мероприятий, вернуть человека к жизни без тяжелого ущерба для здоровья возможно лишь в первые несколько минут: максимум до 5 минут, чаще в течение 2-3 минут после прекращения пульса .

Описаны случаи благополучного возвращения и после 10 минут пребывания в клинической смерти. Реанимация проводится в течение 30 минут после остановки сердца, дыхания или потери сознания при отсутствии обстоятельств, делающих возобновление жизни невозможным. Иногда для развития необратимых изменений мозга достаточно 3-х минут. В случаях гибели человека в условиях пониженной температуры, когда метаболизм замедлен, интервал благополучного “возврата” к жизни увеличивается, и может достигать 2 часа после остановки сердца. Несмотря на прочное мнение, основанное на врачебной практике, что после 8 минут без сердцебиения и дыхания пациента маловероятно вернуть к жизни без тяжелых последствий для его здоровья в будущем, сердца начинают биться, люди оживают. И встречают дальнейшую жизнь без серьезных нарушений функций и систем организма. Иногда 31-я минута реанимации оказывается решающей. Тем не менее, большинство людей, переживших длительную клиническую смерть, редко возвращаются к прежней полноте существования, некоторые переходят в вегетативное состояние.

Бывали случаи, когда врачи ошибочно фиксировали биологическую смерть, а пациент позже приходил в себя, пугая работников морга более чем все фильмы ужасов, которые они когда-либо смотрели. Летаргические сны, снижение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем при угнетении сознания и рефлексов, но сохранении жизни — реальность, и возможно спутать мнимую смерть с истинной.

И вот все-таки парадокс: если душа находится в крови, как гласит Библии, то где она у человека, находящегося в вегетативном состоянии или в “запредельной коме”? Которому с помощью аппаратов искусственно поддерживают жизнь, но врачами уже давно констатированы необратимые изменения мозга или гибель мозга? В то же время отрицать факт того, что при остановившемся кровообращении жизнь прекращается — нелепо.

Увидеть Бога и не умереть

Так что же видели они, люди, пережившие клиническую смерть? Свидетельств масса. Кто-то говорит о том, что пред ним в красках предстали Ад и Рай, кто-то видел ангелов, демонов, умерших родственников, общался с ними. Кто-то путешествовал, летая словно птица, по всей земле, не чувствуя ни голода, ни боли, ни себя прежнего. Перед другим за мгновение проносится вся его жизнь в картинках, иной видит себя, врачей со стороны.

Но в большинстве описаний присутствует знаменитый загадочно-смертельный образ света в конце тоннеля. Видение света в конце тоннеля объясняется несколькими теориями. По мнению психолога Пайэлла Уотсона, это прообраз прохождения через родовые пути, человек во время смерти вспоминает свое рождение. По мнению российского врача-реаниматолога Николая Губина — проявления токсического психоза .

В ходе проведенного американскими учеными эксперимента с лабораторными мышами было установлено, что и зверушки при переживании клинической смерти видят тот самый тоннель со светом в конце. И причина куда банальнее, чем приближение озаряющего темноту загробного мира. Мозг в первые минуты после прекращения сердцебиения и дыхания производит мощные импульсы, которые и принимаются умирающими как выше описанный образ. Причем активность мозга в эти самые мгновения невероятно высокая, что и способствует появлению ярких видений, галлюцинаций.

Появление картинок из прошлого связано с тем, что первыми начинают угасать новые структуры мозга, затем старые, при возобновлении жизнедеятельности мозга процесс происходит в обратном порядке: сначала начинают функционировать старые, затем новые участки коры головного мозга. Что обуславливает “всплывание” в появляющемся сознании самых значимых картинок прошлого, затем настоящего. Не хочется верить, что все так просто, правда ведь? Очень желается, чтобы все было запутано на мистике, замешано на самых причудливых предположениях, показано в ярких красках, с чувствами, зрелищами, трюками.

В обычную смерть без тайны, без продолжения отказывается верить сознание многих людей . И разве можно на самом деле согласиться с тем, что тебя когда-то не станет совсем? И не будет вечности, или хоть какого-нибудь продолжения… Когда вглядываешься внутрь себя, иногда самое ужасное ощущать безысходность положения, конечность бытия, неизвестность, не знать, что дальше и шагать в пропасть с завязанными глазами.

“Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Застынет все, что пело и боролось, Сияло и рвалось. И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет все — как будто бы под небом И не было меня!” М. Цветаева “Монолог”

Лирика может быть бесконечной, поскольку смерть самая большая загадка, всем, кто бы как не уходил от размышлений на эту тему, предстоит пережить все на своем опыте. Если бы картина была однозначна, очевидна и прозрачна — нас давно убедили бы тысячи открытий ученых, полученные в результате экспериментов ошеломляющие результаты, версии различных учений об абсолютной смертности тела и души. Но никому со стопроцентной точностью не удалось установить и доказать, что нас ждет на другом конце жизни. Христиане ждут Рая, буддисты реинкарнации, эзотерики полета в астрал, туристы продолжения путешествий и т.д.

Но признавать существование Бога — разумно, поскольку многие, при жизни отрицавшие высшую справедливость на Том Свете, перед смертью часто каются в своей горячности. Вспоминают о Том, кого так часто лишали места в своем душевном храме.

Видели ли пережившие клиническую смерть Бога? Если Вы когда-то слышали или услышите о том, что кто-то в состоянии клинической смерти видел Бога — сильно сомневайтесь.

Во-первых, Бог не будет встречать у “ворот”, он не швейцар… На суд Божий предстанут все уже во время Апокалипсиса, то есть для большинства — после стадии трупного окоченения. К тому времени вернуться и рассказать о Том Свете уже вряд ли кто-то сможет. “Увидеть Бога” — вообще приключение не для слабонервных. В Ветхом Завете (во Второзаконии) есть слова о том, что еще никто не видел Бога и оставался живым. Бог говорил к Моисею и народу на Хориве из среды огня, не являя образа, и даже к Богу в скрытом виде люди боялись подойти близко.

Также в Библии утверждается о том, что Бог есть дух, а дух нематериален, соответственно, увидеть его как друг друга мы не можем. Хотя чудеса, совершаемые Христом во времена Его пребывания на земле во плоти, говорили об обратном: можно вернуться в мир живых уже во время или после похорон. Вспомним воскресшего Лазаря, который был оживлен на 4-й день, когда уже начало смердеть. И его свидетельство об ином мире. Но христианству больше 2000 лет, за это время разве много нашлось людей (не считая верующих), прочитавших строки о Лазаре в Новом Завете, и уверовавших на основание этого в Бога? Так и тысячи свидетельств, чудес для тех, кто заранее убежден в обратном — могут быть бессмысленны, напрасны.

Иногда, чтобы поверить — нужно увидеть все самому. Но даже личный опыт имеет свойство забываться. Есть момент замены действительного желаемым, излишней впечатлительности — когда люди сильно хотят увидеть что-то, при жизни часто и много рисуют себе это в уме, а во время и после клинической смерти на основании ощущений дорисовывают впечатления. По статистике большинство людей, увидевших после остановки сердца нечто грандиозное, Ад, Рай, Бога, демонов и т.д. — были психически неуравновешенны. Врачи-реаниматологи, наблюдавшие не раз состояния клинических смертей, спасавшие людей, говорят о том, что в подавляющем количестве случаев пациенты не видели ничего.

Так получилось, что и автор этих строк побывала однажды на Том Свете. Мне было 18 лет. Относительно легкая операция обернулась по причине передозировки наркоза врачами чуть ли не реальной смертью. Свет в конце тоннеля, тоннель похожий на нескончаемый больничный коридор. Как раз за пару дней до того, как оказаться в больнице я размышляла о смерти. Думала о том, что у человека должно быть движение, присутствовать цель развития, в конце концов, семья, дети, карьера, учеба, и все это должно быть любимо им. Но как-то столько “депрессухи” было вокруг на тот момент, что мне показалось будто все тщетно, жизнь бессмысленна, и, может, неплохо уйти пока эта “мука” еще не началась в полной мере. Я имею ввиду не суицидальные мысли, а скорее страх перед неизвестностью и будущим. Сложные семейные обстоятельства, работа и учеба.

И вот полет в небытие. Уже после этого тоннеля — а после тоннеля я просто увидела девушку, в лицо которой смотрит врач, закрывает покрывалом, надевает бирку на палец ноги — я слышу вопрос. И этот вопрос, пожалуй, единственное, чему я никак не могла найти объяснение, откуда, кто его задавал. “Хотела уйти. Пойдешь?” А я как будто слушаю, но не слышу никого, ни голос, ни то, что происходит вокруг, я в шоке от того, что смерть-то существует. Весь период, пока наблюдала все и потом, после возвращения сознания, повторяла один и тот же вопрос, свой, “Так что, смерть — это реальность? Я могу умереть? Я умерла? И я сейчас увижу Бога?”.

Сначала видела со стороны врачей, себя, но не в точных видах, а размыто и хаотично, вперемешку с другими образами. Совершенно не понимала, что спасают меня. Чем больше производили манипуляций, тем больше мне казалось, что спасают кого-то другого. Слышала названия лекарств, разговоры врачей, крики, и, будто лениво зевая, решила тоже подбодрить спасаемого, стала говорить в унисон паникерам “Дыши, открывай глаза. Приди в себя и т.д.”. Искренне переживала за него. Вертелась вокруг всей толпы, потом словно увидела все что будет дальше: тоннель, морг с биркой, какие-то санитары взвешивают мои грехи на советских весах…

Становлюсь каким-то маленьким рисовым зернышком (именно такие ассоциации у меня возникают при воспоминаниях). Мыслей нет, только ощущения, и звали меня совсем не так, как звали мама с папой, имя вообще было временным земным номером. И казалось, что я побыла живой всего тысячную долю от вечности, в которую иду. Но я не ощущала себя человеком, какой-то маленькой субстанцией, уж не знаю, духом или душой, все понимаю, но никак не могу среагировать. Не понимаю, как прежде, а осознаю новую реальность, только привыкнуть не могу, было сильно не по себе. Моя жизнь казалась искрой, горевшей секунду, потухшей быстро и незаметно.

Было ощущение, что впереди экзамен (не суд, а какой-то отбор), к которому я не готовилась, но и предъявлять мне ничего серьезного не буду, я ни зла, ни добра не сотворила в стоящей мере. Но будто застыла в моменте смерти, и невозможно что-то изменить, как-то повлиять на судьбу. Не было ни боли, ни сожалений, но преследовало ощущение дискомфорта и смятения от того, как же я такая маленькая, размером с зернышко, буду жить. Без мыслей, их не было, все на уровне чувств. После нахождения в комнате (так понимаю, морге), где я долго пребывала около тела с биркой на пальце и не могла покинуть это место, я начинаю искать выход, потому что хочу лететь дальше, здесь скучно и меня здесь больше нет. Вылетаю через окно и лечу к свету, со скоростью, вдруг вспышка, сродни взрыву. Все очень ярко. Видимо в этот момент наступает возврат обратно.

Промежуток тишины и пустоты, и опять комната с врачами, манипуляции со мной, но будто с кем-то другим. Последним помню невероятно сильную боль и резь в глазах от того, что светят фонарем. А боль во всем теле адская, я опять влажу в себя земную, и как-то неправильно, ноги, кажется, в руки запихала. Было ощущение, что я корова, что квадратная, что из пластилина, очень не хотелось назад, но запихали. Я уже почти смирилась с тем, что ушла, а тут опять обратно надо. Влезла. Больно было еще долго, началась истерика от увиденного, но не говорить, ни даже объяснить причину рева никому не могла. В течение дальнейшей жизни я переносила еще раз наркоз в несколько часов, все достаточно благополучно, не считая озноба после. Никаких видений не было. С момента моего “полета” прошло десятилетие, и много, конечно, случилось в жизни с тех пор. И я довольно редко кому-то рассказывала о том давнем событии, но когда все-таки делилась, большинство слушающих очень волновал ответ на вопрос “так увидела я Бога или нет?”. И хотя я сто раз повторяла, что не видела Бога, меня, бывало, переспрашивали еще раз и с подковыркой: “А Ад или Рай?”. Не видела… Это не значит, что их нет, это значит, что я их не видела.

Вернемся к статье, точнее закончим ее. Кстати, прочитанная мной уже после клинической смерти повесть В. Зазубрина “Щепка” оставила серьезный отпечаток на отношении к жизни в целом. Может, рассказ и депрессивный, слишком реалистичный и кровавый, однако именно так мне и казалось: жизнь — щепка…

Но сквозь все революции, расстрелы, войны, смерти, болезни виделось то, что вечно: душа. А на тот свет попасть не страшно, страшно попасть и не мочь ничего изменить, осознавая при этом то, что испытание не прошел. Но жить стоит, однозначно, как минимум для того, чтобы сдавать экзамены…

А Вы для чего живете?..

Каждый человек хотя бы раз в жизни задается вопросом «Есть ли жизнь после смерти?». Раньше наши предки верили в бессмертие души и способность ее к новому воплощению. Сегодня после долгого периода неверия и атеизма смириться с тем, что со смертью наступает абсолютный конец, достаточно трудно. Восточные религии имеют долгую историю рассмотрения этого вопроса. В них жизнь после смерти воспринимается как нечто естественное и не подлежащее доказательству.

В последнее время, большинство людей достаточно неоднозначно относятся как к старости, так и к умиранию. Наверное, поэтому все больше людей из европейской культуры интересуются такими верованиями, стремясь облегчить и побороть собственный страх перед смертью. Что же такое смерть и есть ли жизнь после смерти? Давайте рассмотрим эти вопросы подробнее.

Под смертью, согласно разным словарям, сегодня мы понимаем прекращение своего физического существования. С точки зрения медицины смерть – это остановка сердца и полное отсутствие дыхания. На сегодняшний день развитие технологий позволяет поддерживать жизнь человека в состоянии комы. Это когда тело фактически мертво, но кровь по сосудам бежит за счет работы оборудования.

В Азии в монастырях можно увидеть мумии монахов, на которых до сих пор происходит рост волос и ногтей. И это после факта физической смерти и прошествии многих лет. В Индии встречаются случаи, когда тела людей с высоким уровнем духовного развития во время погребального костра не горели. Поскольку они уже существовали по другим законам физики. Если с медицинской точки зрения после смерти уже ничего нет, то с точки зрения физики все происходит согласно природным законам.

И все же прекращение функционирования физического тела является отправной точкой для понятия «смерть». И именно это явление вызывает появление у человека страха смерти. Рассмотрение вопроса «существует ли жизнь после смерти?» с точки зрения разнообразных религий является одним из способов побороть эту боязнь.

Жизнь после смерти в разных культурах

Европейская культура преклоняется перед материальными ценностями, мы верим в то, что можем пощупать и увидеть. Однако подобное мировоззрение создает определенную привязку, которая и становится основанием для боязни смерти. Ведь мы не боимся того, что будет с нами потом. Мы переживаем за то, что потеряем все, что было для нас дорого и важно здесь. На ту сторону бытия мы не сможем забрать с собой деньги, драгоценности, недвижимость, близких людей или свой статус.

Все это останется в этом мире после нашей смерти. А там нас будут оценивать по нашим деяниям, что будет иметь значительное влияние на нашу душу и ее дальнейший путь. Поэтому еще одним способом противостояния страху смерти является принятие ее факта и готовность оборвать существующие связи этого мира. Например, в восточной философии существуют специальные практики, основывающиеся на лицезрении смерти. Это прогулка по кладбищам, нахождение долгое время рядом с мертвым телом и прочее. Они помогают человеку понять и принять смерть и увидеть в ней естественный закон жизни, в котором нет ничего пугающего. Также после этого человек начинает лучше ценить каждое мгновение жизни, радуясь ему.

Конечно, взгляды на послесмертие у разных религий различаются, однако все они сходятся на том, что смерть – это часть жизненного цикла. К ней не нужно стремиться, но ее и не нужно бояться.


В одной из великих книг – Библии – тема жизни после наступления смерти была одной из самых важных. А вот в Пятикнижии ведущая роль отводилась обсуждению насущных проблем евреев. И все же в этих текстах присутствует упоминание тех мест, куда уходит человеческая душа после физической смерти.

В иудаизме рассказывается о том, что первые люди изначально жили в раю, упоминается Страшный суд. В Кохэлете, который известен христианам под названием Книга Экклезиаста, рассказывается о том, что после наступления смерти человек перемещается в свой «вечный дом». Его душа воссоединяется с Богом, а прах возвращается в землю. Также в этих текстах указывается на быстротечность жизни, которую необходимо ценить.

В Египте к смерти люди готовились практически от рождения. Культ смерти был одним из самых почитаемых. Так, для фараона гробницу (пирамиду) начинали строить еще при жизни. Земная жизнь здесь считалась лишь кратким мигом, в то время как истинное существование возможно было лишь после смерти. Об этом рассказано в сборнике религиозных гимнов, который называется «Книга мертвых». Ее читали во время ритуала, чтобы дать указания, полезные для загробной жизни.

После смерти душа попадала на суд к Осирису, который с помощью других богов определял, куда ей следует отправиться. Необремененная грехами душа, словно перышко, отлетала в рай, тогда как грешники отправлялись в пасть страшного чудовища (лев с головой крокодила).


Многие индийские религии придерживаются теории реинкарнации (переселения души). Согласно ей после смерти тела, душа человека может снова вселиться в новое тело. И хотя данный процесс регулируется высшими силами, человек может повлиять на то, каким будет его следующее воплощение. Обремененная грехами карма может привести к тому, что в следующей жизни душа возродиться в животном или даже растении.

А вот праведные люди, стремящиеся к духовному развитию, в следующей жизни могут стать царями или даже богами (дэвами). Такое перерождение может происходить большое количество раз. Поэтому одним из главных стремлений в индуистских религиях является желание выйти из круга перерождения. Есть цель достижения состояния нирваны и завершения своего пути воссоединением с высшей сущностью.

Особенностью буддизма является описание не столько переселения душ, сколько путешествия сознания по множеству миров. Смерть здесь трактуется как переход из одного мира в другой, на который влияет карма (деятельность при этой и прошлых жизнях). В джайнизме существует главный принцип – не наносить вред любому живому существу. И если человек при жизни соблюдает данный принцип, то в следующем рождении может стать божеством.

Христианство и ислам

Эти две религии являются самыми многочисленными на нашей планете. Представления о загробной жизни у них очень похожи. Христианство еще в самом начале полностью отвергло идею о переселении душ, что было даже закреплено официально на одном из Соборов. Согласно толкованию христианства главная и единственная загробная жизнь начинается после наступления смерти.

Уже на третий день после погребения душа способна переместиться в другой мир, где будет готовиться к Страшному суду. Ни один грешник не сможет скрыться от божьей кары и обязательно попадет в ад. Правда у него есть возможность пройти через чистилище, где он сможет очиститься и уже оттуда попасть в рай. Праведники же все сразу попадают в рай.

Ислам также говорит о том, что земная жизнь – это способ подготовиться к жизни загробной. На нее большое влияние имеют все действия, совершенные человеком при жизни. Способ жизни сильно влияет на смерть: грешники мучаются, а праведники покидают этот мир безболезненно. У мусульман два посмертных суда. Первый проводят два ангела, наказывая провинившихся. После этого душа существует в ожидании главного суда под предводительством Аллаха, который согласно этой религии произойдет после конца света.

Философия и эзотерика

Интерес к проблеме жизни после смерти привел к тому, что стало проводиться большое количество исследований на эту тему. Предметом изучения стал опыт людей, которые находились между жизнью и смертью. Парапсихологи не оставляют попыток найти доказательства того, что загробная жизнь существует. Некоторые из них предпочитают беседовать с пациентами, которые в прошлом пережили клиническую смерть. Другие пытаются помочь людям вспомнить их прошлые воплощения.

Философия так же не утратила интереса к вопросу «есть ли жизнь после смерти». Так, Ван Инванген особо настаивает на том, что в природе не может существовать целостный организм. Так как по сути, он состоит из большого количества составляющих.

Самыми элементарными являются частицы, способные существовать во времени и пространстве здесь и сейчас. Поэтому, даже заново родившаяся душа не может быть идентичной той, которая умерла ранее. Рассмотрение смерти с точки зрения времени привело современную философию к мысли, что человек смертен для стороннего наблюдателя, а не для себя. Это отразилось в одном из философских принципов – релятивизме.

Представьте, что вам, прямо сейчас дали доказательства жизни после смерти, как может измениться ваша реальность… Прочтите и подумайте. Информации к размышлению достаточно.

В статье:

Точка зрения религии на загробный мир

Жизнь после кончины… Звучит как оксюморон, смерть - завершение жизни. Человечество преследовала мысль, что биологическая смерть тела не оказывается концом существования человека. Что остается после кончины стана, у разных народов в различные периоды истории были свои взгляды, которые имели и общие черты.

Представления племенных народов

Мы не можем наверняка сказать, каких взглядов придерживались наши доисторические предки, антропологами собрано достаточное количество наблюдений за нынешними племенами, чей образ жизни изменился со времен неолита. Стоит сделать некоторые выводы. В период физической смерти душа усопшего покидает тело и пополняет сонм духов предков.

Существовали и духи животных, деревьев, камней. Человек не отделялся принципиально от окружающего мироздания. Никакого места для вечного упокоения духов не было - продолжали жить в том согласии, наблюдая за живыми, способствуя им в делах и помогая советом через посредников-шаманов.

Оказывали помощь почившие предки бескорыстно: незнающие товарно-денежных отношений аборигены, не переносили их и на общение с миром духов - последние довольствовались почтением.

Христианство

Благодаря миссионерской деятельности ее адептов, охватило вселенную. Деноминации согласились, что после смерти человек отправляется либо в Ад, где любящий Бог будет наказывать его вечно, либо в Рай, где постоянное счастье и благодать. Христианство - самостоятельная тема, вы можете подробнее ознакомиться с загробной жизни.

Иудаизм

Иудаизм, из которого и «выросло» христианство, не имеет соображения, о жизни после смерти, факты не представлены, ибо никто не возвратился обратно.

Ветхий Завет трактовали фарисеи, что загробная жизнь и воздаяние существует, и саддукеи, уверенные - со смертью все заканчивается. Цитату из библии «…псу живому лучше, нежели мертвому льву» Ек. 9.4. книгу Екклезиаста, писал саддукей, не веривший в загробную жизнь.

Мусульманство

Иудаизм, относится к числу авраамических религий. Существуют ли жизнь после смерти, определились четко - да. Мусульмане, в Рай, остальные дружно в Ад. Без апелляций.

Индуизм

Мировая религия на земле, о загробной жизни рассказывает многое. Согласно верованиям, люди после физической смерти отправляются либо в райские сферы, где жизнь лучше и продолжительнее, чем на Земле, либо на адские планеты, где все хуже.

Одно радует: в отличие от христианства, ты и из адских сфер за примерное поведение можешь вернуться на Землю, а из райских - вновь ниспасть, если у тебя что-то не заладилось. Нет вечного приговора на адские муки .

Буддизм

Религия - из индуизма. Буддисты верят в то, что пока ты не получишь просветления на земле и не сольешься с Абсолютом, череда рождений и смерти бескрайняя и называется « ».

Жизнь на земле - сплошное страдание, человека одолевают его бесконечные желания, а неисполнение делает его несчастным. Отрешитесь от жажд, и вы свободны. Это верно.

Мумии восточных монахов

“Живая” 200-летняя мумия тибетского монаха из Улан-Батора

Явление обнаружено учеными на юго-востоке Азии, и сегодня оно одно из доказательств, путь косвенных, что человек после отключения всех функций стана еще живет.

Тела восточных монахов не хоронили, а мумифицировали. Не так, как фараонов в Египте, а в естественных условиях, создаются благодаря влажному воздуху с плюсовой температурой. В течение некоторого времени у них еще растут волосы и ногти. Если у трупа обычного человека это явление объясняется усыханием оболочки и визуальным удлинением ногтевых пластин, то у мумий они действительно отрастают.

Энергетически-информационное поле, что измеряется градусником, тепловизором, приемником дециметрового диапазона и другими современными аппаратами, у этих мумий в три или в четыре раза больше, чем у среднестатистического человека. Ученые называют эту энергию ноосферой, позволяющей мумиям оставаться целыми и поддерживать связь с земным информационным полем.

Научные доказательства жизни после смерти

Если религиозные фанатики или просто верующие не ставят под сомнение написанное в учении, современные люди с критичным мышлением сомневаются в истинности теорий. Когда приближается смертный час, человека охватывает трепетный страх перед неизвестностью, и это побуждает любопытство и желание узнать, что ждет нас за пределами материального мира.

Ученые установили, что смерть - явление, которому характерен ряд очевидных факторов:

  • отсутствие сердцебиения;
  • прекращение любых умственных процессов в мозге;
  • остановка кровотечения и сворачивание крови;
  • через время после смерти тело начинает окоченевать и разлагаться, и от него остается легкая пустая и сухая оболочка.

Дункан МакДугалл

Исследователь из Америки по имени Дункан МакДугалл в начале XX века осуществил эксперимент, где установил: вес человеческого тела после кончины уменьшается на 21 грамм. Вычисления позволили ему сделать вывод, что разница масс - вес души уходит из тела после смерти. Теория подвергалась критике, это одна из работ по поиску ее доказательств.

Исследователи установили, что душа имеет физический вес!

Мысль о том, что нас ждет, окружен множеством мифов и мистификаций, что создаются шарлатанами, выдающими себя за ученых. Сложно разобраться, где правда или вымысел, уверенные теории можно поставить под сомнение за неимением доказательств.

Ученые продолжают поиски и знакомят людей с новыми исследованиями и экспериментами.

Ян Стивенсон

Канадо-американский биохимик и психиатр, автор труда «Двадцать случаев предполагаемых реинкарнаций» Ян Стивенсон провел эксперимент: где проанализировал рассказы в количестве более 2 тыс. человек, утверждавших, что хранят в памяти воспоминания из прошлых жизней.

Биохимик высказал теорию о том, что человек одновременно существует на двух уровнях бытия - грубом или физическом, земном, и тонком, то есть духовном, нематериальном. Покидая износившееся и непригодное к дальнейшему существованию тело, душа отправляется на поиски нового. Конечным итогом этого путешествия оказывается рождение человека на Земле.

Ян Стивенсон

Исследователи выяснил - каждая прожитая жизнь оставляет отпечатки в виде родинок, шрамов, обнаруженных после появления ребенка на свет, физических и психических деформаций. Теория напоминает буддистскую: умирая, душа реинкарнирует в другом теле, с уже накопленным багажом опыта.

Психиатр работал с подсознанием людей: в группе изучаемых ими были дети, появившиеся на свет с изъянами. Вводя подопечных в состояние транса, он пытался раздобыть любую информацию, доказывающую, что душа, живущая в этом теле, находила пристанище ранее. Один из мальчиков в состоянии гипноза рассказал Стивенсону, что был зарублен топором, продиктовал приблизительный адрес своей прошлой семьи. Приехав в указанное место, ученый нашел людей, одного из членов дома которых действительно убили ударом топора об голову. Рана отразилась на новом теле в виде нароста на затылке.

Материалы работы профессора Стивенсона дают многим основание полагать, что факт реинкарнации действительно научно доказан, что чувство «дежавю» - воспоминание из прошлой жизни, подброшенное нам подсознанием.

Константин Эдуардович Циолковский

К. Э. Циолковский

Первой попыткой российских исследователей определить такую составляющую человеческой жизни, как душа, были исследования известного ученого К. Э. Циолковского.

Согласно теории, абсолютной смерти во вселенной не может быть по определению, а сгустки энергии, именуемые душой, состоят из неделимых атомов, бесконечно странствующих по необъятной Вселенной.

Клиническая смерть

Современными свидетельствами жизни после кончины многие считают факт клинической кончина - состояние, пережитое людьми, чаще на операционном столе. Эту тему в 70-х годах XX века популяризировал доктор Раймонд Моуди, выпустивший книгу под названием «Жизнь после смерти».

Описания большинства из опрошенных сходятся:

  • около 31% чувствовали полет по тоннелю;
  • 29% - видели звездный ландшафт;
  • 24% наблюдали собственное тело в бессознательном состоянии, лежащее на кушетке, описывали реальные действия врачей в этот момент;
  • 23% пациентов увлекал манящий яркий свет;
  • 13% людей во время клинической смерти смотрели, как фильм, эпизоды из жизни;
  • еще 8% лицезрели границу двух миров - мертвого и живого, а некоторые - собственных умерших родственников.

Среди опрошенных были люди от рождения слепые. И показания - аналогичны рассказам зрячих. Скептики объясняют видения кислородным голоданием мозга и фантазией.

Про загробную жизнь известно человеку немного. Ученые вообще не могут прийти к единому мнению, существует ли она, ведь доказать такое невозможно. Можно лишь довериться тем, кто пережил клиническую смерть и видел, что происходит за чертой. В этой статье мы попытаемся разобраться, существует ли загробная жизнь, какие ее тайны на сегодняшний день раскрыты, а что еще остается недоступным для человека.

Загробная жизнь – это загадка. У каждого человека есть свое личное мнение на счет того, может ли она существовать. В основном ответы обосновываются тем, во что верит человек. Приверженцы христианской религии однозначны во мнении, что человек после смерти продолжает жить, ведь умирает только его тело, а душа – бессмертна.

Есть доказательства загробной жизни. Все они основываются на рассказах людей, которым пришлось побывать одной ногой на том свете. Речь идет о людях, переживших клиническую смертью. Они рассказывают, что после того, как останавливается сердце и прекращают работу другие жизненно важные органы, события развиваются так:

  • Душа человека покидает тело. Умерший видит себя со стороны, и это шокирует его, хотя состояние в целом в такой момент описывается, как умиротворенное.
  • После этого человек отправляется в путь по туннелю и приходит либо туда, где светло и красиво, либо туда, где страшно и мерзко.
  • В пути человек просматривает свою жизнь, как фильм. Перед ним появляются самые яркие моменты, имеющие моральную основу, которые ему пришлось пережить на земле.
  • Никто из тех, кто побывал на том свете, не чувствовал никаких мук – все рассказывали о том, что там хорошо, свободно, легко. Там, по их словам, счастье, ведь там люди, которые уже давно ушли из жизни, и все они довольные, счастливые.

Ученые считают, что люди, пережившие клиническую смерть, не боятся умирать по-настоящему. Некоторые вообще ждут, когда наступит их час отойти в мир иной.

У каждого народа существуют свои поверья и понимание, как живут умершие в загробной жизни:

  1. Например, жители Древнего Египта считали, что в загробной жизни человек первым делом встречается с богом Осирисом, который проводит над ними суд. Если при жизни человек совершил очень много плохих дел, то его душа отдавалась на растерзание ужасным животным. Если же он при жизни был добрым и порядочным, то его душа отправлялась в рай. До сих пор такого мнения о жизни после смерти придерживаются жители современного Египта.
  2. Подобное представление о загробной жизни и у греков. Только они считают, что душа после смерти однозначно отправляется к богу Аиду, и там она остается навсегда. Только избранных Аид может отпустить в рай.
  3. А вот славяне верят в перерождение человеческой души. Они считают, что она после смерти тела человека на какое-то время отправляется на небеса, а потом возвращается на землю, но уже в другой мерности.
  4. Индуисты и буддисты убеждены, что душа человека вообще не попадает на небеса. Она, высвобождаясь из тела человека, ищет сразу же себе другое пристанище.

18 тайн загробной жизни

Ученые, пытаясь исследовать, что происходит с телом человека после смерти, сделали несколько выводов, о которых мы хотим рассказать и своим читателям. На многих из этих фактов основываются сценарии для фильмов про загробную жизнь. О каких фактах идет речь:

  • В течение 3 дней после того, как человек умирает, его тело разлагается полностью.
  • У мужчин, которые покончили жизнь путем повешения, всегда происходит посмертная эрекция.
  • Мозг человека после того, как у него останавливается сердце, живет еще максимум 20 сек.
  • После того, как человек умирает, его вес существенно снижается. Данный факт был доказан доктором Дунканом Макдугало.

  • Тучные люди, которые умерли такими же, через несколько дней после своей кончины, превращаются в мыло. Жир начинает, будто таять.
  • Если похоронить человека живьем, то смерть придет за ним через 6 ч.
  • После того, как человек умирает, у него прекращают расти и волосы, и ногти.
  • Если ребенок проходит через клиническую смерть, то он видит только хорошие картины, в отличие от взрослых.
  • Жители Мадагаскара каждый раз на поминки выкапывают останки своего умершего родственника, чтобы станцевать с ними ритуальные танцы.
  • Самое последнее чувство, которого лишается человек после своей смерти – это слух.
  • Память о произошедших в жизни событиях на земле остается в мозге навсегда.
  • Некоторые слепые люди, которые родились с такой патологией, могут видеть то, что будет с ними происходить после кончины.
  • В загробном мире человек остается собой – таким же, каким он был при жизни. Все качества его характера, разум сохраняются.
  • Мозг продолжает обеспечиваться кровью, если сердце человека остановилось. Это происходит до тех пор, пока не будет констатирована полная биологическая смерть.
  • После того, как умирает взрослый человек, он видит себя ребенком. Дети же, наоборот, видят себя уже взрослыми людьми.
  • В загробной жизни люди одинаково красивые. Никакие увечья и прочие уродства не сохраняются. От них человек избавляется.
  • В теле человека, который умирает, накапливается очень большое количество газа.
  • Людям, которые покончили жизнь с собой, чтобы избавиться от накопившихся проблем, на том свете все равно придется ответить за этот поступок и разрешить все эти проблемы.

Интересные истории о загробной жизни

Некоторые люди, которым пришлось пережить клиническую смерть, рассказывают, что они чувствовали в этот момент:

  1. Настоятель Баптистской церкви в США попал в аварию. Его сердце перестало биться, и скорая помощь даже констатировала смерть. Но, когда приехали полицейские, среди них был прихожанин, который лично был знаком с настоятелем. Тот взял жертву ДТП за руку и прочел молитву. После этого настоятель ожил. Он рассказывает, что в момент, когда над ним произносилась молитва, Бог ему говорил, что тот должен вернуться на землю и доделать мирские дела, важные для церкви.
  2. Строитель Норман МакТагерт, работавший и на объекте по возведению жилого дома в Шотландии, однажды упал с большой высоты и впал в коматозное состояние, в котором пробыл 1 день. Он рассказывал, что, находясь в коме, он побывал в загробном мире, где общался с матерью. Именно она оповестила его о том, что ему нужно вернуться на землю, потому что там его ждет очень важная новость. Когда мужчина пришел в себя, его жена сказала, что беременна.
  3. Одна из канадских медсестер (имя ее, к сожалению, неизвестно) рассказала потрясающую историю, которая случилась с ней на работе. Среди ночного дежурства к ней подошел десятилетний мальчик и попросил, чтобы она передала его маме, чтобы та не переживала о нем, что с ним все хорошо. Медсестра начала гнаться за ребенком, который после сказанных слов начал от нее убегать. Она увидела, как тот забежал в дом, поэтому начала в него стучать. Дверь открыла женщина. Медсестра рассказала ей о том, что услышала, но женщина была крайне удивлена, ведь ее сын не мог выйти из дома, потому что был сильно болен. Оказалось, что к медсестре приходил призрак ребенка, который скончался.

Верить в эти рассказы или нет – личное дело каждого. Однако нельзя быть скептиком и отрицать существование чего-то сверхъественного рядом. Чем же можно объяснить тогда сны, в которых некоторые люди общаются с покойниками. Их явление часто означает что-то, предвещает. Если человек общается с покойником в первые 40 дней во сне после смерти, то это значит, что к нему реально приходит дух этого человека. Он может ему рассказывать обо всем, что с ним происходит в загробной жизни, просить о чем-то и даже звать с собой.

Конечно, в реальной жизни каждому из нас хочется думать только о приятном, хорошем. Готовиться к смерти бессмысленно, и думать о ней тоже, ведь она может нагрянуть не тогда, когда мы ее себе запланировали, а тогда, когда наступит час человека. Мы желаем вам, чтобы ваша земная жизнь была полна радости и добра! Совершайте высокоморальные поступки, чтобы в загробном мире Всевышний вас за это вознаградил прекрасной жизнь в райских условиях, в которых вы будете счастливы и умиротворены.

Видео: «Загробная жизнь реальна! Научная сенсация»

Загробная жизнь и ее неопределенность - это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека - бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно.

Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы можно найти в учениях Церкви.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Смерть и христианин

Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни - ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.

Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей - это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.

Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни - ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело. Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно. Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной , и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.

Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» - постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.

Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий - это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый - еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой - это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.
Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких - они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно - переход духа человеческого от одного состояния к другому - от мирского тела к вечному духу.

Только Господь может определить место вечного пребывания души

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания - небеса с ангелами и прочими верующими, или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда - индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Слово мытарства происходит от древнерусского «мытня» - места сбора штрафов. То есть дух должен заплатить некий штраф или быть испытан некими грехами. Помочь пройти это испытание могут собственные добродетели, которые усопший нажил, будучи на земле.

С духовной точки зрения, это не дань Господу, но полное осознание и признание всего того, что мучило человека при жизни и с чем он не сумел до конца справиться. Лишь надежда на Христа и Его милость может помочь душе преодолеть эту черту.

Православные жития святых содержат множество описаний мытарств. Их рассказы крайне яркие и написаны достаточно подробно, чтобы можно было живо представить себе все описываемые картины.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

  • слово - оно может исцелить или убить, оно - начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая - грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;
  • ложь или обман - любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;
  • чревоугодие - это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;
  • лень, вместе с халтурой и тунеядством;
  • воровство - любой поступок, следствие которого - присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;
  • скупость - это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;
  • зависть - зрительное воровство и жадность до чужого;
  • гордость и гнев - они разрушают душу;
  • убийство - как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;
  • гадание - обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;
  • любодеяние - это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;
  • прелюбодеяние и содомские грехи.
Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Дни поминовения

Сюда относятся не только первые три важных дня (третий, девятый и сороковой), но любые праздники и простые дни, когда близкие вспоминают об усопшем поминают его.

Слово «поминки» означает поминовение, т.е. воспоминание. И в первую очередь - это молитва, а не просто мысль или горечь от разлуки с мертвым.

Совет! Молитва совершается для того, чтобы испросить у Творца милости для умершего и оправдать его, если даже он того не заслужил сам. По канонам Православной Церкви Господь может изменить Свое решение об умершем, если за него активно молятся и просят его близкие, совершая милостыни и добрые дела в его память.

Особо важно совершать это в первый месяц и 40-й день, когда душа предстает перед Богом. На протяжении всех 40 суток читается сорокоуст, по молитве каждый день, а в особые дни заказывается заупокойная служба. Вместе с молитвой, близкие посещают в эти дни церковь и кладбище, подают милостыни и раздают поминальное угощение в память о покойном. К таким поминальным датам относятся и последующие годовщины смерти, а также особые церковные праздники поминовения умерших.

Святые отцы также пишут о том, что поступки и добрые дела живых могут также стать причиной изменения Божьего приговора умершему. Загробная жизнь полна тайн и загадок, никто из живых точно не знает о ней ничего. Но мирской путь каждого является тем показателем, который может указать на то место, в котором дух человека проведет всю вечность.

Что такое мытарства? Протоиерей Владимир Головин