Аристид Майоль. Великие скульпторы

Аристид Майоль родился 8 декабря 1861 года в приморском городке Баньюльс-сюр-Мер, расположенном на крайнем юго-западе Франции. Отец его был виноградарем, а дед рыбаком. Его каталонское происхождение впоследствии скажется на характере образов, где галльская нежность и гармоничность будут неотделимы от испанской суровой и сдержанной силы.

В 1882 году, недоучившись в перпиньянском коллеже, Майоль отправился в Париж с намерением посвятить себя искусству — живописи. После неудачных попыток поступить в Школу Изящных искусств Аристид записывается туда вольнослушателем. Вскоре он переходит в Школу декоративного искусства. И здесь Майоль пробыл недолго. Его угнетала крайне консервативная система обучения. В 1885 году Аристид поступает наконец в Эколь де Боз"ар, в класс Александра Кабанеля.

За четыре года обучения у Кабанеля, Жерома и других академических профессоров Майоль приобретает профессиональные навыки. Но, разочаровавшись в академическом обучении, Майоль ищет учителей вне школы.

Своим самым сильным впечатлением восьмидесятых годов Майоль называл живопись Пюви де Шаванна. Однако решающую роль в его становлении сыграло знакомство в 1889 году с искусством Поля Гогена. «Искусство Гогена было для меня откровением, — говорил он впоследствии Дж. Ревалду, — посмотрев понт-авенские картины Гогена, я почувствовал, что смог бы работать в том же духе». Он перенял от Гогена в первую очередь антиакадемичность и современную энергию живописного языка, взгляд на живопись как на «образ» мира. Внутренние контакты с творчеством Гогена Майоль сохранит и в будущем. Неудивительно, что Майоль сближается с молодыми художниками, последователями Гогена, называвшими себя «Наби» («Пророки»). Они писали картины, подобные декоративным панно, расписывали ширмы, делали рисунки для гобеленов. Майоля привлекла идея возрождения старинного ковроткачества. У себя на родине, в Баньюльсе, он организовал мастерскую, где шесть девушек работали над коврами по его эскизам.

Аристид Майоль - Дама с зонтиком

Майоль создал более десятка ковров, показанных на выставках в Париже и Брюсселе. Но и среди них выделяется гобелен «Очарованный сад», который выполнен в золотисто-коричневой «осенней» гамме с добавлением звучных красных, синих и зелёных тонов.

Кроме гобеленов, Майоль создаёт на исходе века целую серию предметов прикладного искусства. Он работает с деревом, бронзой и керамикой, украшая свои произведения лепными и живописными изображениями античных персонажей. Первая из сохранившихся — бронзовая статуэтка «Наби» — датирована 1895 годом. Напряжённая работа над гобеленами приводит к тому, что в 1899 году Майоль временно теряет зрение. Выздоровев, он вынужден навсегда оставить любимое ремесло.

Его увлекает новый вид искусства — скульптура. Первые маленькие фигурки Майоля навеяны мотивами пастелей Эдгара Дега, где он изображал причёсывающихся, умывающихся, одевающихся женщин. И вот эту камерную, интимную по своему звучанию тематику подхватил Майоль. В 1901 году Майоль начинает работу над первой своей большой скульптурной композицией — сидящей женской фигурой. Скульптура имеет два названия — «Мысль» или «Средиземное море». В 1905 году в осеннем Салоне Парижа скульптура предстала перед публикой.

И. Ненарокомова пишет: «Успех был огромен. И не только высочайшее техническое мастерство скульптора потрясло зрителей. В удивительно пластичной, безупречной по композиции, выполненной в классических традициях скульптуре были заключены поэтичность, музыкальность, особое майолевское видение мира. Сидящая обнажённая женщина, погружённая в задумчивость, словно застыла в вечности. Прекрасная и грациозная, полная жизни и теплоты, она одновременно воплощала некое общечеловеческое начало, являя собой совершенство форм, созданных природой, разумную красоту мироздания». «Я никогда не довольствовался ни формой, ни материалом, — говорил позже Майоль. — Я хотел не творить форму, а вкладывать в неё душу. Я искал дух».

Писатель Андре Жид считал, что «Средиземноморье» — олицетворение нового искусства. В самом деле, это произведение — своего рода манифест, которым Майоль утверждал эстетические и идейные принципы скульптуры, своё понимание проблем, стоящих перед монументалистами.

В 1905 году после выставки «Средиземноморье» купил немецкий любитель искусства граф Г. Кесслер. Он сыграет благотворную роль в дальнейшей судьбе мастера, став страстным почитателем таланта Майоля и пропагандистом его творчества в Германии. Именно благодаря его заказам скульптор смог выбиться наконец из нищеты и обрести возможность для дальнейшего творчества. Вплоть до Второй мировой войны Майоль работал поочерёдно в двух разных концах Франции — летом под Парижем в Марли-ле-Руа, а в остальные месяцы — в Баньюльсе.

Прозвучавшая в «Средиземноморье» тема покоя и погружённости в себя вскоре почти исчерпывается в статуе «Ночь» (1902-1909). А вот в «Памятнике Бланки» («Скованная сила») (1905-1906) — первом мемориальном произведении мастера — воплощён другой мотив. Скульптор создаёт пластически выразительную аллегорию, где мощная женская фигура олицетворяет революционный порыв, противоборство человека трагической судьбе, одухотворённую силу, преодолевающую внешнее сопротивление.

В 1907 году, по заказу русского мецената И. А. Морозова, Майоль начал работать над статуей Помоны — она должна была представлять аллегорическую фигуру осени и плодородия. Знаменитая статуя появляется сразу после поездки в Грецию в 1910 году. Там на Майоля наибольшее впечатление произвела архаика и ранняя классика.

С той поры излюбленным мотивом скульптора становится изображение стоящей женской фигуры. Майоль говорил: «Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Мои статуи — это поэмы жизни. Вместо того чтобы выражать себя в стихах, я делаю это в скульптуре».

«„Помона“ стоит и держит в каждой руке по яблоку, — пишет К. Богемская. — Идея яблока — округлая шаровидная форма — прочитывается во всей пластике её тела: и в выпуклом лбе, и в полусферах груди, и в лепке живота. Классическая стройность и симметрия, ясность образа могут напомнить о музейных прототипах. Но Майоль действительно является мастером XX века. Изображая обнажённую фигуру, он не стремится передать реальную красоту женственности, он мыслит объёмами, достигает их архитектонического сочетания, величавой строгости целого. Майоль был почитателем живописи Сезанна… У самого Майоля поражает не обнажённая фигура, а уравновешенность пластики. И в том, как рационалистически чётко видел скульптор свою задачу, с какой глубокой художественной культурой он подходил к своему материалу, можно усмотреть его родство с Бурделем, несмотря на все различия».

Аристид Майоль - Ночью.

«Я составил бы себе состояние, если бы разрешил сделать с „Помоны“ много уменьшенных копий, — говорил Майоль своему биографу А. Фреру. — Такие предложения мне делали много раз. Меня уверяли, что успех будет колоссальный — продать удастся любое количество копий. Но я упорно отказывался. Я никогда не разрешал уменьшать размеры больших статуй. Искусство есть искусство. Если с помощью его можно заработать деньги — тем лучше. Но превращать его в коммерцию не годится».

В начале 1910-х годов Майоль начинает работу над новыми масштабными произведениями, законченными из-за войны только в двадцатые годы: «Памятник Сезанну», «Иль-де-Франс» и «Венера с ожерельем». «Безусловно, одно из высших достижений всего майолевского творчества — „Иль-де-Франс“, — пишет Н. Апчинская. — Ещё в 1910-х годах скульптор выполнил с натуры торс „девушки, выходящей из воды“, который лёг в основу композиции статуи. Этот изогнутый, как лук, торс, плавная поступь, суровое лицо статуи — всё это создаёт впечатление неудержимого, но при этом внутренне уравновешенного порыва. Как всегда, отправляясь от сюжетного немотивированного движения человеческого тела, Майоль сумел наполнить своё произведение такой глубиной и одухотворённой энергией, что оно действительно явилось символом французского национального духа — и человеческого духа вообще».

Именно к «Иль-де-Франс», пожалуй, больше всего подходят слова М. Алпатова о героизме майолевских статуй, который «не противоречит естественным функциям человека» и «рождается в них самих, как их высшее проявление». В этой статуе достигает кульминации тема «устремлённости», разработанная ещё в статуэтках 1900-х годов, а по своей энергии данное произведение сопоставимо с «Памятником Бланки». Но если в последнем выражено сопротивление внешнему давлению, то «Иль-де-Франс» — само воплощение свободы и победы, подлинная «Ника» XX века.

На всём протяжении двадцатых годов скульптор работал над «Венерой с ожерельем». Это самая лиричная и женственная из его богинь. Статуя впечатляет непринуждённой грацией жеста, лишённого манерности и продиктованного внутренним чувством.

В то же время Майоль работает над памятниками жертвам Первой мировой войны. Наиболее удачный — «Памятник павшим» в Баньюльсе, решённый в виде каменной стелы с двумя выступами. Простыми средствами Майоль передал здесь чувство глубокой скорби и стоящее за ней ощущение вечности.

Аристид Майоль - Очарованный сад

В тридцатые годы мастер создаёт ряд статуй, олицетворяющих природные стихии, или своеобразные «первоначала» природы: землю, воду, воздух. Подобный замысел нашёл воплощение в статуе «Гора» (1933-1937). «В других статуях, — говорил скульптор Фреру, — я искал архитектуру статики, здесь я ищу архитектуру движения». «Гора» полна мощного порыва, явственно ощущается огромная сила.

В тридцатые годы мастер работал также над единственной в его творчестве круглой групповой композицией, позже названной «Три грации» (1930-1937). Сам Майоль называл её «Нимфы прерий». Она состоит из трёх обнажённых женских фигур, головы которых увенчаны венками из полевых цветов.

Последняя монументальная статуя Майоля — «Гармония» (1940-1944), создавалась в тяжёлые годы фашистской оккупации. Скульптор практически не выезжал из Баньюльса и, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему работал по десять часов в сутки, создавая жизнеутверждающие произведения. Свою задачу Майоль, как и прежде, видел в том, чтобы творить «вечно человеческое» и «волновать сердца людей».

27 сентября 1944 года скульптор скончался после автомобильной катастрофы. Его похоронили в Баньюльсе в окружении кипарисов и сосен. На могиле его надгробие в виде статуи «Средиземноморье».

МАЙОЛЬ АРИСТИД (Ари-стид Жо-зеф Бо-на-ван-тюр) - французский скульп-тор, жи-во-пи-сец, гра-фик.

Ро-дил-ся в се-мье ви-но-гра-да-ря.

Обу-чал-ся в Па-ри-же - в Шко-ле изящ-ных искусств у Ж.Л. Же-ро-ма (1881-1883 годы) и в Шко-ле де-ко-ра-тив-ных искусств у А. Ка-ба-не-ля (1883-1887 годы).

Его ран-ние жи-во-пис-ные про-из-ве-де-ния вы-да-ют влия-ния П. Пю-ви де Ша-ван-на и П. Го-ге-на («Жен-щи-на и вол-на», около 1898 года, Пти-Па-ле, Па-риж); в 1894 году Майоль примк-нул к груп-пе «На-би». В 1893-1895 годы за-ни-мал-ся соз-да-ни-ем го-бе-ле-нов в собственной мас-тер-ской в Бань-юль-се, за-тем об-ра-тил-ся к ке-ра-ми-ке и мел-кой пла-сти-ке, близ-кой сти-лю ар ну-во («Тан-цор», 1895 год, Му-зей Ор-се, Па-риж).

С 1900 года по-свя-тил се-бя скульп-ту-ре; при под-держ-ке А. Вол-ла-ра бы-ла уст-рое-на пер-вая вы-став-ка Майоля в Па-ри-же (1902 год).

Важ-ней-шую роль в фор-ми-ро-ва-нии зре-ло-го сти-ля Майоля сыг-ра-ло по-се-ще-ние им в 1908 году Гре-ции: па-мят-ни-ки ан-тич-но-сти, осо-бен-но ран-ней клас-си-ки и ар-хаи-ки, рас-ши-ри-ли пред-став-ле-ния Майоля о пер-во-ис-то-ках ев-ропейской куль-ту-ры и ук-ре-пи-ли ве-ру в жи-во-твор-ность клас-сической тра-ди-ции.

С са-мо-го на-ча-ла оп-ре-де-ли-лась при-вер-жен-ность мас-те-ра клас-сической фор-ме в её ка-но-нич-ных про-яв-ле-ни-ях - пре-ж-де все-го, изо-бра-же-ние об-на-жён-ной жен-ской фи-гу-ры [«Сре-ди-зем-но-мо-рье» («Мысль»), из-вест-няк, 1902 год, част-ное собрание, Швей-ца-рия; пов-то-ре-ния - брон-за (Му-зей современного искусства, Нью-Йорк; Му-зей Ор-се, Па-риж), мра-мор (Му-зей искусств, Вин-тер-тур; му-зей Ор-се), и другие]. От-ка-зы-ва-ясь от ат-ри-бу-тов и мно-го-слов-ной па-те-ти-ки ака-де-мического искусства, Майоль дос-ти-га-ет вы-ра-зи-тель-но-сти тон-ки-ми сред-ст-ва-ми варь-и-ро-ва-ния про-пор-ций, поз и жес-тов фи-гур. Ис-пол-няя по за-ка-зу И.А. Мо-ро-зо-ва цикл брон-зо-вых ста-туй «Вре-ме-на го-да» (1910-1911 годы, ГМИИ), Майоль стре-мил-ся не к от-вле-чён-ной идеа-ли-за-ции, а к по-ис-ку гар-мо-нии в са-мой на-ту-ре, из-ва-ян-ной с жи-вых мо-де-лей: «По-мо-на» оли-це-тво-ря-ет осен-нее пло-до-ро-дие в креп-ких, ок-руг-лых объ-ё-мах жен-ско-го те-ла; ве-сен-нее цве-те-ние в ста-туе «Фло-ра» пе-ре-да-но в строй-ных про-пор-ци-ях юно-го те-ла и тре-пе-те об-ле-каю-щих его дра-пи-ро-вок.

В мо-ну-мен-таль-ных ра-бо-тах Майоля клас-сический ка-нон на-пол-ня-ет-ся ас-со-циа-ция-ми, за-дан-ны-ми те-мой па-мят-ни-ка. В па-мят-ни-ке ре-во-лю-цио-не-ру Л.О. Блан-ки («Ско-ван-ная си-ла», брон-за, 1905-1906 годы, Пю-же-Те-нье, департамент При-мор-ские Аль-пы; сад Кар-ру-зель, Па-риж, и другое) мощ-ная жен-ская фи-гу-ра кру-то раз-во-ра-чи-ва-ет-ся в по-пыт-ке ос-во-бо-дить-ся от пут. Па-мят-ник П. Се-зан-ну (ка-мень, 1912-1925 годы, Му-зей Ор-се, Па-риж) - об-ра-зец так называемых пей-заж-ных скульп-тур Майоля: по-коя-щая-ся на дра-пи-ров-ках жен-ская фи-гу-ра с вет-кой в ру-ке лишь слег-ка от-сту-па-ет от клас-сических об-раз-цов, но имен-но эти от-кло-не-ния (сколь-же-ния по-лу-со-гну-тых ног, не-ве-со-мость опор-ной ру-ки) соз-да-ют ощу-ще-ние вол-ни-сто-го ланд-шаф-та. По-ток па-даю-щих дра-пи-ро-вок в фи-гу-ре «Се-ны» (брон-за, 1921 год, Национальный му-зей современного искусства, Па-риж) ас-со-ции-ру-ет-ся с пол-но-вод-ной ре-кой, а скло-нён-ная фи-гу-ра «Скор-би» (па-мят-ник пав-шим в Се-рé, брон-за, 1921-1923 годы) про-бу-ж-да-ет вос-по-ми-на-ния о древнегреческих над-гроб-ных сте-лах. В па-мят-ни-ке К. Де-бюс-си (мра-мор, 1930-1933 годы, Сен-Жер-мен-ан-Ле; Му-зей Май-о-ля, Па-риж) идея му-зы-ки пе-ре-да-на гар-мо-нич-ны-ми ли-ния-ми фи-гу-ры и плав-ным дви-же-ни-ем её рук.

Са-мый круп-ный ме-мо-ри-ал Майоля - «Па-мят-ник пав-шим в вой-не» в Бань-юль-се (брон-за, 1930-1933 годы). Центральная го-рель-еф-ная фи-гу-ра уми-раю-ще-го вои-на, с её не-ус-той-чи-вой по-зой, вы-ра-зи-тель-но пе-ре-да-ёт со-стоя-ние пе-ре-хо-да от жиз-ни к смер-ти; флан-ки-рую-щие её груп-пы пла-каль-щиц со-от-но-сят-ся с древ-ни-ми по-гре-баль-ны-ми ри-туа-ла-ми.

Слож-ный мо-тив па-даю-щей, те-ряю-щей рав-но-ве-сие фи-гу-ры раз-ра-ба-ты-ва-ет-ся и в «пей-заж-ных» скульп-ту-рах 1930-х годов («Ре-ка», сви-нец, 1938-1943 годы, Му-зей современного искусства, Нью-Йорк; Му-зей Май-о-ля, Па-риж; «Воз-дух» - па-мят-ник по-гиб-шим лёт-чи-кам, ка-мень, 1937-1939 годы, часть мо-ну-мен-та воз-ду-хо-пла-ва-те-лям в Ту-лу-зе).

По-след-ние го-ды жиз-ни Майоль ра-бо-тал над ста-ту-ей «Гар-мо-ния», ос-та-вив её не-за-вер-шён-ной (брон-за, 1940-1944 годы, Му-зей Май-о-ля, Па-риж).

Соз-да-вал так-же ил-лю-ст-ра-ции (ли-то-гра-фии) к про-из-ве-де-ни-ям ан-тич-ных ав-то-ров (Вер-ги-лия, Ови-дия, Лон-га; 1910-1913 годы), по-эзии П. де Рон-са-ра, П. Вер-ле-на, П. Луи.

Зна-че-ние Майоля в искусстве XX века оп-ре-де-ля-ет-ся тем, что в бур-ный пе-ри-од подъ-ё-ма аван-гар-ди-ст-ских дви-же-ний он су-мел про-дол-жить клас-сическую тра-ди-цию, на-пол-нив её ка-но-ны но-вым со-дер-жа-ни-ем, по-черп-ну-тым из жи-вой при-ро-ды и современной дей-ст-ви-тель-но-сти.

В 1964-1965 годы в са-ду Тю-иль-ри в Па-ри-же ус-та-нов-ле-ны 18 брон-зо-вых ста-туй Майоля; в 1995 году в Па-ри-же ос-но-ван Му-зей Май-о-ля.

Майоль Аристид Жозеф Бонавантюр (1861-1944) - французский скульптор. "У современной скульптуры два ствола, дающие соки своим более молодым ответвлениям,- Бурдель и Майоль,- абсолютно справедливо утверждала известный русский скульптор В.Мухина,- два полюса по темпераменту, пластической форме: один - пафос огня, другой - дышащее спокойствием море".

Возвышающую, реальную силу гармонии воплощает в себе одна из лучших статуй Аристида Майоля - бронзовая "Помона", которую скульптор начал делать в 1907 году по заказу И. А. Морозова (окончил он ее в 1910). Полная мягкого, сдержанного движения обнаженная женщина с яблоками в руках символизирует осеннее плодородие. Она входила в группу из четырех статуй, пластически повествующих о четырех порах года. "Постоянство изменчивости" линий женского тела стало для Майоля темой множества его скульптурных вариаций.

Аристид Майоль родился 8 декабря 1861 года в небольшом, утопающем в зелени городке Баньюль-сюр-Мер, который находится неподалеку от испанской границы, у Восточных Пиренеев в провинции Руссильон. На местном каталонском наречии "майоль" означает "виноградная лоза", будущий скульптор гордился, что происходит из рода потомственных виноградарей.

Аристид Майоль был вторым из четверых детей. Он рос мечтательным, тихим и застенчивым мальчиком. В старинном фамильном доме за детьми все время приглядывала мать, строгая тетка и полуослепший к старости дед. Аристид очень любил окружающую природу. "Окрестности Баньюля,- любил повторять он,- это как картина Пуссена, только еще прекрасней. ...Море, солнце, вино! Здесь невозможно создавать бесчувственное искусство".

Рисовать он начал рано, еще учась в колледже в Перпиньяне. Один из первых своих написанных маслом пейзажей, на котором были изображены берег, море, прибрежные скалы, Аристид старательно населил самыми разными персонажами.

Активно участвовал он в качестве художника и в выпуске иллюстрированной газеты. Его талант был замечен: Генеральный совет в Перпиньяне выделил Аристиду стипендию в 20 франков. Будущий скульптор старательно копировал античные гипсы, собранные в местном музее, много рисовал и наконец решился ехать в Париж. Деньгами помогла тетка, которая ежемесячно высылала ему в столицу необходимую сумму.

В это время в Париже уже не было тех дружных свободных братств художников, какими были братства барбизонцев или импрессионистов в 1870-е годы. Большинству художников приходилось пробиваться самостоятельно.

Преодолевая нищету, Аристид Майоль много работал, копировал в Лувре Рембрандта, Фрагонара, Шардена, а в 1881 году поступает в Школу изящных искусств в класс антиков профессора Жерома. Однако его рисунки не понравились мэтру, и Аристид Майоль продолжил свое образование в Школе декоративных искусств.

После окончания школы Майоль попал под сильное влияние понт-авенской группы, которую возглавлял Гоген, в то время утверждавший: "Живопись - не натура. Это поверхность, которую следует декорировать". Кроме Поля Гогена, Аристид Майоль увлекался творчеством изобретателя "синтетизма" Эмиля Бернара, который стремился, в отличие от импрессионистов, не к аналитическому, расчленяющему, а к цельному видению. В сферу интересов молодого художника вошло и творчество монументалиста Пюви де Шаванна, который стал одним из теоретиков "клуозонизма" и предпочитал четко вылепленную, немного грузную форму.

В ранних живописных работах Аристида Майоля сквозь узорчатый, подвижный рисунок пробивается реальное воплощение мечтательно-зыбких женских образов: "Женщина в волнах" (1898), "Лазурный берег" (1898) и др.

На время Майоль оставил живопись и организовал в Бань-юле экспериментальную мастерскую по производству гобеленов. Он сам делал картоны, составлял гамму цветов, подбирал и даже окрашивал нитки. Ткали гобелены местные девушки. В 1894 году на выставке "Группы двадцати" в Брюсселе Аристид Майоль показал свои первые гобелены - "Музыка" и "Очарованный сад". В этих работах, как и в ранней живописи Майоля, чувствуется влияние стиля модерн, понт-авенской школы и группы "набидов". Стилизованное упрощение и мягкая, плавная извивающаяся линия станут со временем отличительной особенностью его творческой индивидуальности.

Именно в гобеленах Аристид Майоль начал создавать свой, неповторимый, очень естественный, без присущих модерну надломов мир, полный цветов и свежих красок. Даже одежда и прически дам напоминают в его работах все те же бутоны и соцветия. Позже Аристид Майоль попытается теоретически обосновать адекватность человека растению, воплотит свои идеи в пластике и будет добиваться органического соединения мира искусства с миром природы, архитектуры с растительностью. В 1893 году Аристид Майоль женился на одной из своих мастериц, которая стала впоследствии любимой его моделью. Он не раз изображал ее не только на своих рисунках, но и в камне, бронзе, дереве. В это же время друзья познакомили Майоля с меценатом, богатым румынским князем Эммануэлем Бибеско, который со своими не менее состоятельными родственниками заказывал Майолю ковры.

Однако наступление машинного конвейерного производства не давало возможности процветать возрожденному кустарному промыслу.

В сорок лет Аристид Майоль словно начал жизнь заново. Он увлекся скульптурой, "увлеченно вырезал из дерева женские фигурки, даже не прорабатывая их предварительно в глине. Октав Мирбо, который часто встречался с Майолем в это время, говорил, что он был беден, но горд и весел.

Возвращаясь к земле, к истокам, Майоль все зимы проводил на родине, в Баньюле, а на лето приезжал в Марли-ле-Руа возле Парижа. Он с увлечением продолжал свои начатые еще в 1890-е годы эксперименты с изготовлением статуэток, ваз из фаянса и обожженной глины, пробовал себя в мелкой пластике из дерева и бронзы. Аристид Майоль был убежден, что нужно создавать вещи, имеющие отношение к жизни, что скульптура - как гончарное дело, она тоже должна быть создана для чего-нибудь.

Постепенно он преодолел "архаическую" скованность, которая чувствовалась в его ранних терракотовых купальщицах. В лучших произведениях этого времени "Лежащей девушке" (1900), "Леде", "Еве" (1902) чувствуется необыкновенная интимность выражения. Его женщины, выполненные в камне и бронзе, очень естественны, непосредственны и пластичны. Не только фигуры майолевских героинь, но даже их прически можно воспринимать как некие целостные и гармоничные архитектурные сооружения. Именно точная структурная, конструктивная основа делает эти небольшие фигурки похожими на большие скульптуры, к созданию которых Аристид Майоль приступил в начале 1900-х годов. Первым до размера натуры он увеличил в 1902 году терракотовый эскиз "Средиземное море", а в 1905 году перевел его в камень. Внешне абсолютно спокойные героини Майоля поражают ясно выраженным внутренним напряжением мысли и чувства. Это можно сказать о созданной в 1902-1906 годах "Ночи" и других скульптурах. Майоль много наблюдал за каталонками, иногда мог в один сеанс вылепить голову понравившейся ему девушки. Он признавался: "Когда она проходит мимо, я чувствую ее душу. Вот это я хочу передать в моей статуе, что-то живое и вместе с тем нематериальное. Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Мое чувство переходит в мои пальцы". Необыкновенно жизненно воплотил Майоль в камне и чувство нежности, вдохновенной ласки (горельеф "Желание", 1907).

Аристид Майоль создал в это время немало интересных скульптурных портретов - величественно-суровый, чем-то похожий на образы романских святых "Портрет матери" (1898), правдивый портрет грубоватого в общении живописца Этьена Террю (1905) и выполненный с некоторым чувством трагической неотвратимости судьбы портрет старика Опоста Ренуара (1907), который после того, как пришлось позировать Майолю, сам увлекся скульптурой.

В 1903 году на выставку Салона была впервые допущена маленькая статуэтка Майоля "Леда", а в 1905 году - "Средиземное море". В этом же году Аристиду Майолю поручают создание памятника Луи-Огюсту Бланки, который получил название "Скованная сила" (1905-1906). Моделью для этой скульптуры, в которой впервые у Майоля проявляется некоторая экспрессия, служила жена художника. Образ женщины, силящейся разорвать сковывающие ее путы, олицетворяет саму жизнь революционера, который много лет провел в заключении. Образы Майоля никак не сопоставишь с танцем Айседоры Дункан. Они иногда не просто предельно просты, но даже простоваты, но в этом и кроется тайна их необыкновенной естественности и пластичности.

Только в 1908 году Аристид Майоль смог благодаря помощи образованного немецкого коллекционера графа Гарри Кессле-ра осуществить давнюю свою мечту - посетил Грецию. Вместе с Майолем в это долгожданное путешествие отправился и его меценат писатель Гуго фон Гофмансталь. Аристид Майоль с удивлением открыл для себя, что Греция очень похожа на его родную Каталонию. Позже скульптор написал: "В Афинах я рисовал в музее статую Аполлона. В этой статуе передано с предельным совершенством тело, но она уже далека от величественности и царственности Фидия. Кончив рисунок, я обернулся и оказался перед большой статуей примитивного характера, произведением в египетском стиле, строгом и грандиозном. Одним словом, статуей бога. Я понял, насколько это искусство по своему духовному величию выше Аполлона. Это сравнение меня поразило и заставило глубоко задуматься".

Дыхание античности чувствуется во многих произведениях Аристида Майоля, но особенно в его несравненных женских торсах - "Торсе Нереиды" (1905) и "Малом торсе на дельфине" (1925). Лишенные рук, ног, головы, эти женские фигуры поражают необыкновенной пластичностью и женственностью. Мелкие, легкие складки, которые воспринимаются как промокшее платье, напоминают складки одежд нимф Парфенона.

Аристид Майоль продолжал свои "поиски великого". Значительно позже, подводя итоги своей творческой жизни, он писал: "Нашему времени не нужны больше боги. Мне остается следовать природе, и мне кажется, что я смогу найти в изучении человеческого тела основания красоты высшего порядка, если поставлю себе задачей передать гармонию форм и их архитектурное равновесие, и что этим изучением я смогу достичь великого".

Именно интимность отличает величественные статуи Аристида Майоля от произведений античных скульпторов. В 1907- 1910 годах появляется полная так называемой "развитой гармонии" "Помойа" и более легкая, прелестная, в обтекающих тело легких одеждах "Флора". В 1910-1932 годах скульптор работал над памятником "Иль-де-Франс", воплотившем в себе вечный дух исканий. Царственного величия исполнена полулежащая фигура (памятник Сезанну; 1912-1925), которая была своеобразным итогом исканий мастера уже не в "вертикальном", а в "горизонтальном" типе фигур. И если "Венера с ожерельем" (1918-1928) еще поражает своей отстраненностью от окружающего мира, то в бронзовой фигуре "Сена" (1921) уже сливаются воедино и "человеческое", и "пейзажное" начала. Не то складки одежды стекают подобно воде, не то вода и есть одежда...

Очень органичны, естественны и необыкновенно красивы, даже иногда утонченны иллюстрации Аристида Майоля к "Эклогам" Вергилия, "Искусству любви" Овидия, "Дафнису и Хлое" Лонга и другим произведениям.

Обосновывая свою эстетическую концепцию, Аристид Майоль писал: "В природе все восходящие линии, все вертикали прямы, горизонтальные линии - круглы. Возьмите ствол

дерева. Его вертикаль пряма, как свеча. Но сделайте разрез ствола, и вы получите одни лишь круглые формы. Перенесите эти принципы, которые я нашел в природе, на человеческую фигуру. И вы будете иметь основы моей эстетики".

Очень точно определил развитие творческой индивидуальности Аристида Майоля Джон Ревалд, который в 1939 году писал: "В его эволюции нет ничего резкого, внезапного, ничего интеллектуального, она походит на ясный ручей, который в своем течении постепенно становится рекой. Его вода остается по-прежнему светлой, но его русло углубляется".

Те, кто хорошо знал Майоля, отмечали, что он вовсе не был художником только постоянного и светлого спокойствия. Экспрессия, которую можно уловить в некоторых его ранних работах (живописная композиция "Море" (1895), горельеф "Желание" и др.), с особой силой проявилась в 30-е годы. Аристид Майоль, как вспоминают его друзья, любил грозу и живопись Тициана очень часто предпочитал Эль Греко, его влекла "дорога, которая ведет неизвестно куда, в тайну".

В 1930 году в саду библиотеки Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа был установлен выполненный Аристидом Майолем памятник выдающемуся композитору Дебюсси. Памятник лаконичен и немногословен - это присевшая на мгновение обнаженная женщина, которая поводит вокруг себя руками. Она похожа на нотный знак, вобравший в себя всю бездонность музыки.

Самым грандиозным произведением из созданных Майолем в 30-е годы считается памятник павшим в Баньюль-сюр-Мер.

Сам скульптор в эти годы говорил: "Я искал архитектуры устойчивости, стабильности. Теперь я ищу архитектуры движения". Он создает целую серию необыкновенно динамичных маленьких бронзовых и глиняных купальщиц, а позднее, вдохновленный мощной глубокой музыкой Баха,-символические образы природных стихий. Полна могучего спокойствия и задумчивости его "Гора" (1935-1938). Легка и свободна почти парящая над постаментом женщина-"Воздух", выполненная в 1937-1939 годах как памятник летчику Ж. Мермозу, о котором писал Сент-Экзюпери. Мечтательны объединенные внутренним ритмом "Три нимфы" (1936-1938). Покорна, вся во власти стремительного стихийного движения "Река" (1938-1943).

В живописи, которую Майоль не оставлял в этот период, проявляется пастозность, даже некоторая скульптурность письма.

Когда началась Вторая мировая война, Аристид Майоль наотрез отказался эвакуироваться и остался с женой в своем доме.

Последней моделью Аристида Майоля стала оригинальная, очень глубокая, начитанная девушка Дина Вьерни, которую он пригласил позировать для "Трех нимф". С начала 1937 года она почти ежедневно приходила за пять километров к нему на ферму, и они даже во время сеансов вели философские беседы, читали стихи. Именно с Дины сделаны почти все последние рисунки Майоля и его последняя, самая дорогая для него скульптура "Гармония" (1944), в которой он как бы объединяет чувства трагедии и радости, живое движение, в котором чувствуется отзвук его недавнего увлечения экспрессией, и изумительное чувство спокойствия и необыкновенной нежности.

В начале сентября 1944 года Майоль, возвращаясь от Рауля Дюфи, попал в автокатастрофу. Врачи самоотверженно боролись за его жизнь. Утратив возможность говорить, Аристид Майоль пытался записывать свои мысли в школьной тетрадке.

Однако 27 сентября 1944 года его не стало. В последний путь скульптора провожали две его Музы - окруженная детьми каталонская красавица Лаура, увековеченная им в "Помоне", и утонченная, нежная и гордая Дина. "Гармония", для которой она позировала, так и осталась незавершенной, но в ней звучит услышанная и воплощенная великим скульптором великая музыка, музыка тишины.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Майоль родился на юге Франции, в городке Баньюль-сюр-Мер, в семье потомственных виноградарей. Учился в коллеже в соседнем Перпиньяне, проявляя в юные годы особый интерес к рисунку и живописи. В 1882 году он отправляется в Париж, где поступает в Школу изящных искусств и учится у Жерома, а затем продолжает свое образование в Школе декоративных искусств у живописца Кабанеля. В начале 1890-х годов Майоль знакомится с художниками так называемой понт-авенской группы, которую возглавлял Гоген, что оказывает определенное влияние на его ранние живописные произведения. В те годы его также увлекало творчество Эмиля Бернара и Пюви де Шаванна. В 1895 году, находясь под большим впечатлением от средневекового ткаческого искусства и в особенности серии гобеленов «Дама с единорогом» из коллекции музея Клюни, Майоль организует в Баньюле мастерскую по производству гобеленов. Здесь он сам рисовал картоны, составлял гамму цветов, подбирал и окрашивал нити, как это делали древние мастера. Ткали гобелены местные девушки, на одной из которых Майоль женился в 1896 году. Свою жену Клотильду он не раз изображал в рисунках, а затем и в скульптурах. В 1894 году на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе Майоль представляет свои первые гобелены — «Музыка» и «Очарованный сад», в которых ощущалось влияние художников понт-авенской школы и группы «Наби». Но кропотливая работа над мелкими деталями при изготовлении гобеленов оказала пагубное влияние на зрение мастера. Около 1900 года он практически ослеп и пребывал в таком состоянии примерно полгода. От производства гобеленов пришлось отказаться. В этот период Майоль, не привыкший сидеть без дела, обращается к скульптуре.
Именно в скульптуре ему было суждено найти свой собственный неповторимый стиль. Его излюбленной пластической темой становится обнаженное женское тело, округлые формы и плавные изгибы которого, по мнению мастера, способны передать всю полноту и красоту мира — таинственность ночи, извилистое течение реки, невесомую легкость воздушного пространства.
В 1902 году Амбруаз Воллар организует первую персональную выставку Майоля в своей галерее и приобретает несколько его скульптур. В 1904 году Майоль впервые выставляет свои произведения в Осеннем салоне. В том же году он знакомится с графом Гарри Кесслером, который становится его покровителем. Скульптор не раз отмечал, что это знакомство явилось самой большой удачей в его жизни. Благодаря финансовой поддержке мецената графа Кесслера в 1908-1910 годах Майоль посетил Грецию, где на него сильнейшее впечатление произвели произведения эпохи архаики и ранней классики.
В 1905 году скульптор по заказу работает над созданием памятника социалисту Луи-Огюсту Бланки, получившего в итоге название «Скованная сила». Образ женщины, стремящейся разорвать сковывающие ее узы, олицетворяет саму жизнь революционера, который много лет провел в заключении.
В 1912 году Майоль начинает работу над памятником Полю Сезанну, создав композицию с полулежащей женской фигурой. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, монумент показался слишком упрощенным. После громкого скандала в прессе он был установлен в парижском саду Тюильри.
С течением времени, от 1910-х к 1940-м, творчество Майоля не претерпевало каких-либо заметных изменений, и женские образы неизменно оставались главной его темой («Иль де Франс», «Венера с ожерельем», «Скорбь»).
В 1934 году в жизни Майоля появляется юная натурщица Дина Верни, ставшая его музой и послужившая прообразом таких поздних скульптур мастера, как «Река», «Воздух», «Гора». Верни позировала и для последней монументальной статуи скульптора, которая называлась «Гармония» и которая так и не была им закончена. Последние годы жизни Майоль провел в родном Баньюле, продолжая заниматься не только скульптурой, но и живописью. 15 сентября 1944 года, возвращаясь на автомобиле от Рауля Дюфи, он попал в автокатастрофу. 27 сентября он скончался. В 1964 году двадцать скульптур мастера, переданных государству Диной Верни, были установлены в Париже в саду Тюильри.

Происхождения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Майоль. А.

Субтитры

Биография

Аристид Майоль родился 8 декабря 1861 года на юге Франции - в городке Баньюльс-сюр-Мер в провинции Руссильон (Пиренеи). Учился в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже , занимался рисунком и живописью в классе Александра Кабанеля , но ухудшение зрения заставило его обратиться к скульптуре .

Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). Именно там, на родине, в крестьянском труде и первых, ещё неумелых, но упорных попытках заниматься искусством прошли первые двадцать лет его жизни.

В 1881 году Майоль поселился в Париже. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, затем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством современных французских художников. В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеленов - вытканных вручную шерстяных ковров-картин без ворса.

Он вернулся домой и организовал мастерскую. В 1894 году первые его работы были представлены публике.

Ткачество открыло Майолю забытые возможности декоративно-прикладного искусства, а созданные им гобелены, очаровав многих художников, принесли мастеру известность и поклонников среди коллекционеров.

В сорок лет Майоль занялся скульптурой.

В 1934 году архитектор Жан-Клод Дондель познакомил 73-летнего Майоля с эмигранткой из Бессарабии , 15-летней Диной Верни , которая стала сначала его натурщицей , а затем и музой . Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других) и благодаря этому творческому содружеству Майоль вновь начал рисовать.

В 1930-х годах Майоля всё больше привлекала природа («Гора», 1935-1938 гг.; «Река», 1938-1943 гг.). Скульптура «Гора» - снова женщина, она душа горы, её незримый образ, её сущность. Одна нога женщины уходит в камень, другая согнута; голова её склонена. Пальцы рук женщины разомкнуты и устремлены вверх - это вершина горы. Волнистые развевающиеся волосы олицетворяют облака, наползающие на вершину.

«Гармония» (1940-1944 гг.) - последняя статуя мастера. Майоль работал над ней четыре года, но она осталась незавершённой. «Гармония» изображает юную, сильную и гибкую женщину, неуловимо похожую на античную Венеру. Это своего рода завещание скульптора потомкам.

Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Простые истины, которые благодаря ему вновь утвердились в европейской скульптуре, - это законы гармонии и красоты. Они были надолго забыты; их подменили условной красивостью, принятой в академиях, пустой и бездушной. Вслед за живописной выразительностью Огюста Родена и эмоциональностью Антуана Бурделя классическая простота Аристида Майоля уничтожила последние следы академизма, вернув скульптуре XX века её древние основы.

Своё состояние, в том числе все коллекции, Майоль завещал Дине Верни, и после его гибели в