Чечня хасавюртовские соглашения. Хасавюртовские соглашения


Саид-Хасан Абумуслимов
Стороны Россия Россия
Чеченская Республика Ичкерия Чеченская Республика Ичкерия Статус утратил силу 30 сентября Язык русский Викитека содержит текст:
История Чечни
История Чечни в Средние века
Чечня и Российская империя
Чечня в Гражданскую войну
Чечня в СССР
Чечня после распада СССР

Хасавюртовские соглашения (1996)

Портал «Чечня»

Хасавю́ртовские соглаше́ния - совместное заявление от 31 августа 1996 года представителей Российской Федерации и Республики Ичкерии о разработке «Принципов определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой » (прилагались к заявлению), положившее конец Первой чеченской войне .

Предыстория

Соглашение было подписано на фоне успешной боевой операции вооружённых формирований Чеченской Республики Ичкерии, установивших контроль над городами Грозный , Аргун , Гудермес , а также неудовлетворительного состояния материально-технического обеспечения федеральных войск, и недостаточно хорошей организации их действий . А. Солженицын одобрил прекращение бездарно проводившихся боевых действий . По мнению Л. Рохлина , сама попытка военным путём решить проблему была ошибкой

Стороны

Подписи под документом поставили: на тот момент начальник штаба Вооруженных сил ЧРИ Аслан Масхадов (по поручению и. о. Президента Чеченской Республики Ичкерии З. Яндарбиева) и секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь (по поручению Президента РФ Б. Н. Ельцина).

Лица, участвовавшие в подписании Хасавюртовских соглашений

Итоговые договоренности

Итогом договорённости стало прекращение военных действий и вывод федеральных войск из Чечни, а вопрос о статусе территории был отложен до 31 декабря 2001 года .

Последствия соглашений

По мнению Д. С. Полянского, подписание Хасавюртовских соглашений стало началом интенсивного распространения религиозного экстремизма, основной очаг которого находился в Чечне. .

Соглашения не повлияли на практику взятия заложников и вымогательства денег, так, журналисты Виктор Петров , Брис Флетьо и Светлана Кузьмина были похищены во время действия Хасавюртовских соглашений .

Запрос в Конституционный суд России

Оспариваемые в запросе акты, принятие которых способствовало прекращению боевых действий на территории Чеченской Республики и свидетельствовало о готовности сторон разрешить конфликт мирным путём, представляют собой рамочное соглашение политического характера, в котором определены некоторые направления для дальнейшей разработки и реализации программы действий по обеспечению процесса мирного урегулирования в Чеченской Республике. В соответствии с частью второй статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Следовательно, разрешение поставленных депутатами Государственной Думы вопросов, касающихся политических соглашений, неподведомственно Конституционному Суду Российской Федерации. Ни по своей форме, ни по своему содержанию оспариваемые документы не являются договором между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с пунктом «в» части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации не могут быть предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации.

Напишите отзыв о статье "Хасавюртовские соглашения"

Примечания

  1. Александр Лебедь и др. Время собирать камни... (Встреча с российскими писателями, октябрь 1997 года) с. 141-201 ; Ответы на вопросы кубанских казаков (сентябрь 1997 года) c. 126-140 // И возродится Русь. - Благотворительный фонд развития отечественной культуры. - Москва: "ТВ-Пресс Агентство" "CIT", 2000. - 304 с. - 1000 экз. - ISBN 5-93302-003-6 .
  2. Солженицын А.И. 13. В Чечне // Россия в обвале. - Москва: Русский путь, 1998.
  3. Спрашивают, за что солдаты воевали в 94 - 96-е годы? Моё мнение - за интересы мафии. … Через Чечню прогонялось огромное количество нефти якобы на нужды суверенной республики … и потом получались огромные деньги. … Дудаев окреп, и ему надоело делиться. Возможно, не прав Лебедь , но он обвинил Березовского в том, что тот его упрекнул, мол, зачем ты прекратил боевые действия, мы так могли бы там ещё поработать и поднажиться на этой войне. Поэтому повторяю - кровь была пролита за мафию. … решить вопрос военным путём невозможно … - Александр Волков. Лев Рохлин. История одного убийства.. - Москва: ООО «Издательство Алгоритм», 2012. - С. 55-56. - 271 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-4438-0083-7 .
  4. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «». 8.10.1996
  5. Полянский, Дмитрий Сергеевич. Терроризм как политическое явление в современной России: автореферат дис. … кандидата политических наук: 23.00.02. - Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т , 2006. - 21 c.
  6. «Свободная Пресса», 7 декабря 2013.
  7. Определение Конституционного Суда РФ от 26.12.1996 n 103-о

Ссылки

Отрывок, характеризующий Хасавюртовские соглашения

Русская армия будто бы в отступлении своем от Смоленска отыскивала себе наилучшую позицию для генерального сражения, и таковая позиция была найдена будто бы у Бородина.
Русские будто бы укрепили вперед эту позицию, влево от дороги (из Москвы в Смоленск), под прямым почти углом к ней, от Бородина к Утице, на том самом месте, где произошло сражение.
Впереди этой позиции будто бы был выставлен для наблюдения за неприятелем укрепленный передовой пост на Шевардинском кургане. 24 го будто бы Наполеон атаковал передовой пост и взял его; 26 го же атаковал всю русскую армию, стоявшую на позиции на Бородинском поле.
Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела.
Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте.
Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.
Дело же, очевидно, было так: позиция была избрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Во йны. Позиция эта, под прикрытием реки Колочи, для армии, имеющей целью остановить неприятеля, движущегося по Смоленской дороге к Москве, очевидна для всякого, кто посмотрит на Бородинское поле, забыв о том, как произошло сражение.
Наполеон, выехав 24 го к Валуеву, не увидал (как говорится в историях) позицию русских от Утицы к Бородину (он не мог увидать эту позицию, потому что ее не было) и не увидал передового поста русской армии, а наткнулся в преследовании русского арьергарда на левый фланг позиции русских, на Шевардинский редут, и неожиданно для русских перевел войска через Колочу. И русские, не успев вступить в генеральное сражение, отступили своим левым крылом из позиции, которую они намеревались занять, и заняли новую позицию, которая была не предвидена и не укреплена. Перейдя на левую сторону Колочи, влево от дороги, Наполеон передвинул все будущее сражение справа налево (со стороны русских) и перенес его в поле между Утицей, Семеновским и Бородиным (в это поле, не имеющее в себе ничего более выгодного для позиции, чем всякое другое поле в России), и на этом поле произошло все сражение 26 го числа. В грубой форме план предполагаемого сражения и происшедшего сражения будет следующий:

Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24 го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24 го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24 го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24 го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26 го числа.
После потери Шевардинского редута к утру 25 го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало.
Но мало того, что 26 го августа русские войска стояли только под защитой слабых, неконченных укреплений, – невыгода этого положения увеличилась еще тем, что русские военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево), оставались в своей растянутой позиции от села Нового до Утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. Таким образом, во все время сражения русские имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (Действия Понятовского против Утицы и Уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.)
Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства.

25 го утром Пьер выезжал из Можайска. На спуске с огромной крутой и кривой горы, ведущей из города, мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили, Пьер вылез из экипажа и пошел пешком. За ним спускался на горе какой то конный полк с песельниками впереди. Навстречу ему поднимался поезд телег с раненными во вчерашнем деле. Возчики мужики, крича на лошадей и хлеща их кнутами, перебегали с одной стороны на другую. Телеги, на которых лежали и сидели по три и по четыре солдата раненых, прыгали по набросанным в виде мостовой камням на крутом подъеме. Раненые, обвязанные тряпками, бледные, с поджатыми губами и нахмуренными бровями, держась за грядки, прыгали и толкались в телегах. Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера.

Хасавюртовские соглашения, вступившие в силу в конце лета 1996 года, ознаменовали собой окончание длившейся еще с декабря 1994 года.

Основные эпизоды и окончание военного конфликта

Федеральные российские войска были введены в республику в декабре 1994 года. Причиной такого правительственного шага стало усиление здесь откровенно

бандитских и антиправительственных элементов, способствовавших дестабилизации в регионе с целью дальнейшего отделения Ичкерии от России: повсеместные этнические столкновения, развал инфраструктуры республики, радикализация исламской молодежи, рекордная безработица, многократный рост преступности здесь и так далее. Вводом федеральных войск в декабре 1994 года планировалось стабилизировать ситуацию и положить конец разгулу антиправительственных элементов еще до нового года, однако значительная недооценка вражеских сил привела к затянувшейся войне. В Москве считали, что Джохар Дудаев располагал лишь парой сотен вооруженных боевиков. Практика продемонстрировала, что их оказалось более десяти тысяч, к тому же хорошо обученных и профинансированных государствами мусульманского Востока. Штурм города Грозного длился несколько месяцев, вплоть до марта 1995 года, а

окончательно контроль над районом был установлен лишь летом этого года, после чего были начаты затяжные переговоры об условиях мира. Однако наметившееся сближение было вновь сломано боевиками, устроившими Кизляре в январе 1996 года, и попыткой отвоевать вновь Грозный. Фактически конец войны в Чечне наступил после убийства Джохара Дудаева в апреле этого года. После этого война вновь перешла в стадию стагнации и вялотекущих переговоров. последние с оставшимися сепаратистами продолжались до августа. Итоги их известны сегодня как Хасавюртовские соглашения.

Текст Хасавюртовского соглашения предполагал, что Россия должна была вывести свои войска с территорий. Решение вопроса о статусе откладывалось на пять лет, до декабря 2001 года. До этого периода управление всей отмеченной территорией осуществляется совместной комиссией, созданной из представителей федеральных и местных правительственных органов.

Реальные последствия акта

Сегодня Хасавюртовские соглашения принято ругать, исходя из последствий, которые они принесли стране. Фактически же они в очередной раз показали полную

неспособность сторон договориться. Несмотря на пункты договоренностей, гласящие о мероприятиях по борьбе с восстановлению инфраструктуры хозяйственно-экономического комплекса республики и так далее, Хасавюртовские соглашения вновь вернули Ичкерию к бесконтрольному росту ваххабитских настроений и тотальной преступности. По существу, эта ситуация привела к необходимости нового введения федеральных войск в сентябре и началу Второй чеченской войны. Вместе с тем следует отметить, что логика в подписании такого акта на момент августа 1996-го определенно была. Здесь следует учитывать ситуацию, в которой оказался президент Ельцин и центральное правительство после кровопролитного конфликта, а также сильное давление со стороны общественности, желавшей скорейшего прекращения военных действий и вывода с Кавказа солдат срочной службы.

31 августа 1996 года в Хасавюрте - дагестанском районном центре на границе с Чечней, секретарем Совета безопасности Российской Федерации Александром Лебедем и начальником штаба чеченских боевиков Асланом Масхадовым были подписаны документы, положившие конец первой чеченской войне - Хасавюртовские соглашения. Были прекращены военные действия, из Чечни вывели федеральные войска, а вопрос о статусе территории был отложен до 31 декабря 2001 года.

Осенью 1991 года руководство Чечни заявило о государственном суверенитете и выходе республики из состава РСФСР и СССР. В течение последующих трех лет в Чечне распускались органы власти, отменялось действие законов РФ, началось формирование вооруженных сил Чечни во главе с верховным главнокомандующим, президентом республики, генералом советской армии Джохаром Дудаевым.

(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. В 8 томах 2004 г.г. ISBN 5 203 01875 - 8)

9 декабря 1994 года Ельцин подписал указ "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта". 11 декабря, когда российские войска пересекли административную границу с Чеченской республикой, началась операция по восстановлению конституционного порядка в Чечне, .

Военные действия в республике продолжались около двух лет.

Потери федеральных сил в первой чеченской войне составили, по официальным данным, 4,103 тысячи убитых, 1,906 тысячи пропавших без вести, 19,794 тысячи раненых.

После двух лет боевых действий, террористических актов, рейдов боевиков и после смерти президента Чечни Дудаева были подписаны Хасавюртовские соглашения.

Подписание Хасавюртовских соглашений прошло через месяц после президентских выборов, победу на которых одержал действующий президент Борис Ельцин.

Подписи под Хасавюртовским миром поставили секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь и начальник штаба вооруженных формирований сепаратистов Аслан Масхадов, на церемонии подписания присутствовал глава Группы Содействия ОБСЕ в Чеченской республике Тим Гульдиман.

В документах были указаны принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой . Стороны обязались не прибегать к применению силы или угрозе силой, а также исходить из принципов Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах. Ключевые моменты урегулирования содержались в спецпротоколе. Главный из них - положение об "отложенном статусе": вопрос о статусе Чечни должен был быть решен до 31 декабря 2001 года. Решением оперативных проблем должна была заняться объединенная комиссия из представителей органов государственной власти России и Чечни. В задачи комиссии, в частности, входили контроль за выполнением указа Бориса Ельцина о выводе войск, подготовка предложений по восстановлению валютно-финансовых и бюджетных отношений Москвы и Грозного, а также программы восстановления экономики республики.

После подписания Хасавюртовских соглашений Чечня де-факто стала независимым государством, но де-юре - государством не признанным ни одной страной мира (в том числе Россией).

В октябре 1996 года Совет Федерации Федерального Собрания РФ принял постановление "О ситуации в Чеченской Республике" , согласно которому документы, подписанные 31 августа 1996 года в городе Хасавюрте, считались "свидетельством готовности сторон разрешить конфликт мирным путем, не имеющими государственно-правового значения".

93 депутата Госдумы подали запрос в Конституционный суд о конституционности Хасавюртовских соглашений. В декабре 1996 года Конституционный суд отказал в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов ввиду неподведомственности поставленных в нем вопросов Конституционному суду Российской Федерации.

Хасавюртовские договоренности и последовавшее за ними в мае 1997 года заключение договора "О мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия", который был подписан Борисом Ельцином и Асланом Масхадовым, не привели к стабилизации ситуации в регионе. После вывода российских вооруженных сил в Чечне начался межвоенный кризис: разрушенные дома и села не восстанавливались, из-за этнических чисток и боевых действий Чечню покинуло или было физически уничтожено почти все нечеченское население.

В 1999 году произошло вторжение чеченских вооруженных формирований в Дагестан, после чего обе стороны окончательно перестали соблюдать положения Хасавюртовских соглашений. Началась вторая чеченская кампания. В республике был введен режим контртеррористической операции, который длился почти 10 лет и был отменен только 16 апреля 2009 года.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

30.08.2016 | Сергей Маркедонов

Двадцать лет назад, 31 августа 1996 года в дагестанском Хасавюрте были оглашены «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой». В постсоветскую историю России они вошли как Хасавюртовские соглашения. И на несколько лет, вплоть до начала второй антисепаратистской кампании в Чечне, эти договоренности стали символом национального поражения, неким аналогом пресловутого Брестского мира.

Нынешний год для России в целом и для Северного Кавказа, в частности, богат на знаковые юбилеи. Двадцать пять лет назад практически сразу же после провала ГКЧП в Чечне произошел переход власти от республиканского Верховного Совета к Общенациональному конгрессу чеченского народа (ОКЧН), что предопределило впоследствии формирование непризнанного сепаратистского образования и раскол Чечено-Ингушетии на два отдельных субъекта. Через пять лет, наполненных внутричеченской конфронтацией, жестоким военным противостоянием между непризнанной Ичкерией и федеральным центром, случился Хасавюрт. Он завершил первую неудавшуюся кампанию по восстановлению территориальной целостности постсоветской России в границах РСФСР. И фактически стал прологом ко второй попытке «собирания РФ». В какой степени сегодня актуальны события двадцатилетней давности? Какие уроки из них были извлечены или, напротив, оказались недостаточно изученными?

Сегодняшний официальный взгляд на постсоветскую историю Чечни можно описать несколькими тезисами. Это - классический пример хаоса времен «лихих 1990-х» и свидетельство последующего укрепления российской государственности под водительством президента Владимира Путина и главы республики Рамзана Кадырова.

В пользу этой версии говорит тот факт, что Чечня - это единственное из непризнанных образований, отколовшихся от новых независимых постсоветских государств, которое было возвращено под контроль центральных властей. И она была не просто возвращена, а превращена в витрину образцовой лояльности центру. Рамзан Кадыров публично называл себя «пехотинцем Путина». Республика под его началом стала важным политическим символом для главы Российского государства. Ее власти демонстрируют поддержку не только внутриполитическим начинаниям Кремля (а иной раз пытаются инициативно опережать центр и предлагать идеи, которые Москва по тем или иным причинам не желает или не может озвучивать), но и внешней политике РФ. При этом Грозный стал своеобразным дополнительным ресурсом России на ближневосточном направлении.

Кадыров известен своим жестким стилем управления. Однако даже его критики не отрицают наличия у него определенного ресурса популярности и поддержки населения. К слову сказать, он оказался единственным руководителем на Северном Кавказе, который не стал идти дорожкой, проторенной соседями, и высказался за процедуру всенародного избрания главы субъекта Федерации.

В то же самое время эта, на первый взгляд, безупречная схема не учитывает важные нюансы, отчего страдает определенным упрощенчеством. Начнем с того, что сепаратистский проект в Чечне не был чем-то, что развивалось в политическом вакууме. Появление Ичкерии в августе 1991 года - это не какой-то рукотворный хаос (хотя отрицать карьерные устремления отдельных персонажей, как на местном, так и на общероссийском уровне в то время невозможно), а системная проблема, часть общего процесса распада СССР. Его необходимо рассматривать в контексте «бунта автономий» против союзных республик, хотя в каждом конкретном случае (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах) для выступления против центра были свои особенности.

Генезис чеченского постсоветского сепаратизма - тема, требующая отдельного исследования. Отметим лишь, что в определении его первопричин следует искать не столько отголоски Кавказской войны и сталинской депортации, сколько крах советской экономической системы и такого ее побочного детища, как сезонные промыслы («шабашничество»), что привело к появлению в Чечне большого количества трудоизбыточного населения. Людей, готовых к восприятию идей суверенизации в буквальном смысле и не понимающих логики распада СССР лишь в строгих рамках беловежских предначертаний.

При этом справедливая критика центра за пассивность, проявленную в начале 1990-х годов, должна учитывать некоторые обстоятельства принципиальной важности. Во-первых, Москва наблюдала нестабильность и конфликты в провозглашенной Ичкерии. Ввод российских армейских и военно-полицейских подразделений в республику в декабре 1994 года не знаменовал нарушение мирной жизни Чечни. Первая кровь пролилась задолго до этого. Республика пережила противостояние президента и городских властей Грозного, исполнительной и представительной власти, столкнулась с «ответным сепаратизмом». Так, Надтеречный район Чечни стал своеобразной Вандеей для непризнанного государства, рожденного «чеченской революцией» 1991 года. Следовательно, были надежды на то, что сам сепаратистский проект рано или поздно выдохнется. Во-вторых, пора уже давно опровергнуть миф о том, что в 1991-1994 годах с Джохаром Дудаевым никто из федерального центра не работал. С ним велись переговоры по многим форматам (президентскому, парламентскому), а в 1991-1993 гг. он получил из Москвы 11 различных вариантов разграничения полномочий с федеральной властью!

Наиболее близко к достижению компромисса Москва и Грозный были в апреле 1994 года, когда федеральный президент дал поручение правительству подготовить проект Договора, аналогичный «татарстанской модели». Между тем, эта модель (основанная на Договоре между Москвой и Казанью от 15 февраля 1994 года) давала республике такие права, как совместное с федеральным центром решение вопросов, связанных с «экономическими, экологическими и иными особенностями» субъекта Федерации, и в частности, с «длительным использованием нефтяных месторождений». Органы власти республики также получили право оказывать государственную поддержку соотечественникам и выдавать проживающим на территории республики гражданам паспорта с вкладышем на татарском языке и с изображением герба республики. Для претендентов на пост президента республики было введено дополнительное требование: он должен владеть двумя государственными языками республики, русским и татарским. Но даже такие широкие полномочия не получили поддержки в Грозном.

Первая антисепаратистская кампания 1994-1996 годов окончилась для России тяжелым поражением, не столько военным, сколько политико-психологическим. Автор настоящей статьи не единожды слышал из уст грузинских, азербайджанских, украинских, армянских дипломатов слова об испытанном двадцать лет назад шоке. Хасавюрт подвел своеобразную черту под первой серией войн за советское наследство, главным последствием которой стала «заморозка» вооруженных этнополитических противостояний и институционализация де-факто образований.

Как бы то ни было, а после 31 августа 1996 года Чечня получила «отложенный статус». Таким образом, на Северном Кавказе Россия явила принципиально отличный подход от тех, которые демонстрировали Баку, Тбилиси, Кишинев. Ни одно де-факто государство, возникшее в результате распада Союза ССР, будь то Абхазия или Нагорный Карабах, не получало даже теоретической возможности на реализацию своего национально-государственного проекта. Между тем, пункт первый Хасавюртовских «Принципов» провозглашал, что основы взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой будут определены в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права до 31 декабря 2001 года. Заметим, Соглашение двадцатилетней давности не закрывало сецессии для Ичкерии. Третий же пункт, определяющий основы законодательства Чечни («на соблюдении прав человека и гражданина, праве народов на самоопределение, принципах равноправия народов, обеспечения гражданского мира, межнационального согласия…») не содержал ни слова о России, а также ее государственности.

Такая идея (не говоря уже о практике) привела бы к незамедлительной отставке любого чиновника в структурах грузинской или азербайджанской власти. И не вина Москвы (по крайней мере, это – не прямая вина), что государственное строительство в Ичкерии провалилось. Вот как оценивал эту ситуацию известный британский эксперт по евразийской проблематике Анатоль Ливен: «После предоставления Чечне фактической независимости в 1996 году тамошнее правительство оказалось не в силах удерживать ситуацию под контролем. По республике и по Северному Кавказу в целом прокатилась волна похищений и других преступлений в отношении российских граждан, в Чечне укрепили позиции силы, публично выступавшие за развязывание религиозной войны против России и за дальнейшее расчленение российской территории…. В этой ситуации Россия, несомненно, имела законное право нанести ответный удар».

Тем паче, что получившие де-факто независимость ичкерийцы буквально с первых дней завоеванного «отложенного статуса» стали систематически нарушать Хасавюртовские соглашения, предопределяя республиканский статус в одностороннем порядке до 2001 года. 6 сентября 1996 года в газете «Ичкерия» был опубликован Уголовный кодекс Ичкерийского де-факто государства, который ликвидировал светское судопроизводство внутри Чечни. Но самое главное - это то, что в Ичкерии не была сформирована (в отличие от Нагорного Карабаха, Абхазии или Приднестровья) дееспособная власть (пускай и финансово зависимая от третьей силы). Не был преодолен режим «федерации полевых командиров», который способствовал ведению войны всех против всех. Сыграли свою негативную роль и поборники идей так называемого «чистого ислама», обратившие свой гнев уже не только против России, но и против местных религиозных традиций. Не сумев обеспечить элементарную управляемость внутри Чечни, ее лидер Аслан Масхадов (к слову сказать, поддерживаемый на первых порах в этом качестве Москвой) фактически подыграл тем боевикам, которые поставили своей задачей приумножить свой хасавюртовский успех.

Как следствие, формирование запроса даже в сепаратистской среде на выстраивание новых отношений с Москвой, базирующихся на прагматике и представлении о потенциальном инкорпорировании в РФ как об «искусстве возможного». Это в значительной степени объясняет сложную эволюцию таких фигур, как Ахмат Кадыров или Магомед Хамбиев. Именно в период между двумя антисепаратистскими кампаниями был предопределен закат национально-сепаратистского чеченского проекта, чьи представители впоследствии разошлись по разным (даже диаметрально противоположным) лагерям. И если кто-то встал под российский трехцветный флаг, а кто-то маргинализировался, превратившись в профессионального ичкерийца - эмигранта, то кто-то сделал ставку на радикальный исламизм. К слову сказать, не стоит забывать, что вторая антисепаратистская кампания началась за несколько месяцев до знаменитой фразы «я устал, я ухожу», и «чеченская» политика федерального центра нулевых годов писалась отнюдь не с чистого листа.

По формальным критериям сегодня Российское государство выглядит победителем. Оно взяло реванш за Хасавюрт. Однако победа над противниками российского государственного проекта лишь закрыла один набор проблем, открыв другие, среди которых важнейшей проблемой остается интеграция Чечни и всего Северного Кавказа в общероссийское пространство. Перефразируя выдающегося политика и дипломата нового времени Камило Кавура, Чечня осталась в составе России, теперь необходимо формирование чеченцев-россиян. И решение этой проблемы не может ограничиваться элитным уровнем и контактами первых лиц. Без солидарных общественных усилий значительных прорывов на этом направлении не добиться.

  – доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ

Город Хасавюрт, находящийся на границе Дагестана и Чечни, в середине 90-х годов прошлого века внезапно стал известен всей России. Именно здесь 31 августа 1996 года были подписаны Хасавюртовские соглашения – документ, который подвел черту под Первой чеченской кампанией и, как показало время, сыграл негативную роль в развитии дальнейших событий.

Предпосылки и условия для подписания соглашения

Начало трагическим событиям и хасавюртовскому миру положили перестроечные реформы, начатые Михаилом Горбачевым. Союз Советских Социалистических Республик к 1991 году фактически уже был разрушен и сохранялся только в документах. Народы СССР все чаще задумывались о национальном самоопределении и независимости.

Большую роль в распаде огромной страны сыграл и Борис Ельцин, который фактически закончил начинания Горбачева и сделал все, чтобы страна, в которой он родился и жил, перестала существовать. Более чем вероятно, что не будь у власти в СССР таких руководителей, как Горбачев и Ельцин, не произошло бы и обеих чеченских войн.

Советский Союз официально прекратил свое существование 8 декабря 1991 года, когда Ельцин вместе с Кравчуком (Украина) и Шушкевичем (Беларусь) подписали в Беловежской Пуще Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Однако еще в октябре того же года Чечено-Ингушская АССР официально разделилась на Чечню и , после чего чеченское руководство объявило о выходе из состава РСФСР и о принятии суверенитета. Решение было признано Россией незаконным, однако исчезновение СССР с карты мира буквально через два месяца после этого события сделало заявление руководства Чечни отчасти правомерным.

В том же году Ельцин ввел чрезвычайное положение на территориях Чечни и Ингушетии, которое уже не сыграло никакой роли. Маховик был запущен самим руководством страны, действовавшим безграмотно и политически недальновидно.

В результате на протяжении трех лет в (далее ЧР) создавались так называемые отряды самообороны, а Россия даже передала ей оружие, находящееся на территории республики. Как независимое государство Чечня не была признана ни одной страной, хотя Джохар Дудаев, руководитель самоназванной Ичкерии, пытался выстраивать новую государственную систему.

В это же время сюда начали стекаться боевики из стран Ближней Азии. Осенью 1994 года российские войска и оппозиционные Дудаеву отряды попытались штурмовать Грозный, но все закончилось провалом. В ответ на это в силу вступил подписанный Ельциным указ «О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской Республики». Так началась первая чеченская кампания, которая длилась до момента подписания соглашений в Хасавюрте.

Война проходила тяжело для обеих сторон. Обстрелы разрушали не только столицу, но и многие другие города и села республики. В ответ на установление зыбкого контроля российскими силовыми структурами в некоторых районах республики, боевики летом 1995 года нанесли удар по Буденновску (Ставропольский край), устроив там террористический акт, захватив больницу и взяв в заложники почти 2 000 человек.

Переговоры с ними закончились предоставлением транспорта в обмен на выезд из Буденновска и освобождение заложников. Лишь в одной этой операции российская сторона потеряла около 145 человек убитыми, свыше 400 были ранены.

Военная кампания проходила в заведомо невыгодных для федеральных войск условиях. Боевики, которых поддерживала немалая часть населения, скрывались в горах и наносили точечные удары. После ликвидации весной 1996 года Джохара Дудаева террористы не смирились. Кремль понимал, что такая война может продолжаться бесконечно, и попробовал выйти на переговоры.

Перемирие продолжалось недолго – возобновились обстрелы и авиабомбовые удары по нескольким горным районам. Дело осложнялось еще и тем, что сепаратистам оказывалась военная помощь со стороны некоторых государств, а иностранные боевики постоянно пополняли редеющие чеченские ряды.

Наконец, в первой половине августа 1996 года сепаратисты устроили атаку на Грозный, в результате чего федеральный гарнизон после больших потерь был вынужден сдать город боевикам. Такие же события произошли в Аргуне и Гудермесе.

Подписание Хасавюртовских соглашений 1996 года

По мнению отдельных экспертов, именно сдача Грозного стала непосредственной причиной подписания соглашения в Хасавюрте. Обе стороны очень устали от этого затянувшегося военного конфликта. Подписание документа состоялось 31 августа 1996 года, через месяц после того, как Ельцин с рейтингом доверия всего в 3% сумел во второй раз стать Президентом РФ.

Россия фактически была поставлена перед необходимостью любым путем прекратить войну и заключить соглашения, поскольку федеральное военное командование, руководимое из Кремля, не могло организовать слаженности действий войсковых соединений. К тому же, сама армия потеряла боевой дух и нуждалась в восполнении материально-технической базы.

Договор подписали Александр Лебедь (секретарь Совета безопасности РФ) и Аслан Масхадов (начальник штаба Вооруженных сил Ичкерии). Эти соглашения были заключены в присутствии представителя ОБСЕ Тима Гульдимана, заместителя секретаря Совета Безопасности РФ Сергея Харламов и вице-президента Чеченской республики Саида-Хасана Абумуслимова.

Договор был призван прекратить войну и вывести российские войсковые соединения. На основании документа создавалась объединенная комиссия, которая должна была контролировать выполнение следующих пунктов Хасавюртовского соглашения:

  1. Подготовка вывода войск;
  2. Согласованные действия по борьбе с терроризмом и национальной вражды на территории ЧР;
  3. Подготовка социально-экономических программ по восстановлению республики;
  4. Восстановление бюджетных и финансовых взаимоотношений;
  5. Обеспечение населения Чечни медикаментами и продовольствием.

Однако эти пункты являлись второстепенными. Суть же Хасавюртовских соглашений заключалась в том, что Россия не только выводила из Чеченской Республики войска, но и фактически признавала ее независимость.

Вопрос о регулировании территориального статуса был отложен. Стороны, таким образом, договорились о следующем: Россия дает республике независимость неофициально, откладывая юридическое оформление до того момента, пока ЧР не окажется восстановленной после военных действий.

Последствия хасавюртовского мира для России

Подписание документа стало еще одним из доказательств преступного и безграмотного руководства страной. Россия, согласно условиям соглашения, была обязана полностью обеспечить республику, заявившую о своей независимости.

Ельцин, выступая в роли президента страны, от лица которого было подписано это соглашение, создал опасный прецедент. Ведь на основе данного документа о своем выходе из состава Российской Федерации могли заявить и другие республики . Не случайно в том же 1996 году около ста депутатов Госдумы запросили проверку соглашения на предмет его неконституционности. Однако Конституционный Суд РФ в рассмотрении запроса отказал.

Самое же плохое заключалось в том, что эти соглашения не стали гарантом мирной жизни для народа Чечни. В республике и в целом на начал распространяться исламский экстремизм, по-прежнему происходили захваты заложников и этнические зачистки.

Восстановление инфраструктуры не наблюдалось, зато из Чечни были вынуждены уехать почти все жители других национальностей. В результате вялотекущая фаза конфликта тянулась до 1999 года, когда бандформирования с чеченской территории вошли в Дагестан. Это событие послужило началом Второй чеченской кампании, а контртеррористическая операция на сей раз длилась на протяжении 8 лет.