Электрические машины и охрана труда. Ремонты Трансформатор силовой 110 кв ремонт

Трансформатор силового типа является сложным оборудованием, которое требует периодического техобслуживания. Это позволяет обеспечить его стабильную работу длительное время. Капитальный и «текущий ремонт силовых трансформаторов» выполняется с определённой периодичностью и по установленной схеме. Также производятся «межремонтные испытания силового трансформатора». Особенности проведения обслуживания и ремонта представленных агрегатов будут рассмотрены далее.

Разновидности

Существует несколько разновидностей ремонта силового оборудования. Если требуется произвести обслуживание габаритного прибора высокой мощности, например, 1600 кВА, 2500 кВА, 6300 кВА и т. д., без особых навыков не обойтись. Специальное оборудование может осмотреть и устранить неисправности только квалифицированный профессионал.

Различают следующие виды ремонта:

  1. Техобслуживание. Производится по установленному нормативами графику. При этом работа аппаратуры не прекращается.
  2. Текущий ремонт силового трансформатора. Требует отключения аппарата от сети. Относится к профилактическим действиям.
  3. Капитальный ремонт трансформаторов. Применяются меры по устранению неисправностей, возникших во время работы агрегата, а также при устаревании, износе системы. После 10–15 лет работы установки её необходимо реконструировать.

Помимо представленных действий производятся межремонтные и «послеремонтные испытания». Для устройств с мощностью более 110 кВ первое капитальное обслуживание требуется спустя 12 лет после начала эксплуатации. Для других разновидностей подобные действия совершаются по результатам испытаний и общему состоянию.

Техосмотр «силовых масляных трансформаторов» и агрегатов с масляной системой охлаждения типа «ТСЗМ», «ТСЗН» и прочих разновидностей, которые имеют в своём составе регулировочные элементы (РПН), необходим раз в год. Для устройств без системы РПН представленный тип обслуживания производится раз в два года.

Для прочих видов техобслуживание требуется не реже, чем раз в четыре года. Существуют и специальные инструкции. Их применяют в местах повышенного загрязнения.

Межремонтные испытания выполняются в соответствии с правилами, установленными ППР(проект производства работ).

Техобслуживание

Процесс техобслуживания выполняется с определённой периодичностью. Процедура чётко регламентируется. Она включает в себя несколько обязательных этапов:

  • Осмотр «трансформаторного» устройства снаружи, определение возможных неисправностей и повреждений корпуса.
  • Чистка бака, изоляторов.
  • Устранение грязевых отложений в расширителе.
  • Доливается «масло» (при необходимости), изучают состояние указателя уровня охладительной жидкости.
  • Осматриваются фильтры термосифонного типа. При необходимости в них меняется сорбент.
  • Оценивается состояние циркуляционных труб, предохранителя, уплотнителей, сварных швов.
  • Для устройства с масляной системой охлаждения отбираются пробы внутренней жидкости.
  • Производятся «испытания силовых трансформаторов», измерения основных показателей их работы.

По определённой технологии выполняется оценка состояния установки после проведения техобслуживания.

Текущий ремонт с сухим типом охлаждения

Оборудование с сухим типом охлаждения имеет литую изоляцию. Оно простое в применении, не капризно. Техобслуживание подобного прибора выполняется по установленному регламенту. Его пункты зависят от условий окружающей среды и эксплуатации. Процесс выполняется по следующей схеме:

  1. Раз в полгода нужно проверять охладительную систему. Если в конструкции установлены вентиляторы (принудительная вентиляция), качество их работы необходимо оценить. Важно определить работоспособность температурного контроллера.
  2. Поверхность прибора очищается от различных загрязнений. Эту процедуру проводят раз в квартал или полгода. Если окружающая среда имеет высокий уровень загрязнённости, очистку проводят чаще.
  3. Раз в год исследуется корпус на наличие трещин. При необходимости их следует сразу же устранить.
  4. Проверяется целостность изоляции, защиты металлических элементов конструкции. Осмотр выполняется раз в год.
  5. Фиксация обмотки должна быть крепкой. Её проверяют при техосмотре. Если будут выявлены повреждения в обмотке литого вида, её полностью меняют.

Уход за сухим типом устройств требует меньше сил и времени. Это объясняется отсутствием в системе жидкости, состояние которой нужно постоянно контролировать. Масляные разновидности необходимо исследовать тщательнее.

Текущий ремонт с масляным типом охлаждения

Сложность проведения текущего устранения неисправностей прибора с масляной системой охлаждения зависит от сложности его конструкции и особенностей эксплуатации. В состав входит бак, заполненный маслом. Этот конструкционный элемент требует особого внимания. Техобслуживание проводится по следующей схеме:

  1. Процесс выполняется без транспортировки агрегата, на месте его монтажа.
  2. Корпус осматривается, выявляются внешние дефекты.
  3. Мелкие неисправности в арматуре, охладительной системе и в навесных узлах устраняются.
  4. Крепления затягиваются потуже. Если есть течь, её необходимо заделать. Доливается масло.
  5. В термосифонном фильтре меняется силикагель.
  6. Корпус очищается от загрязнений.
  7. Замеряется сопротивление изоляционного материала на обмотках.

Видео: Текущий ремонт силового трансформатора 35 кВ

Перечисленные действия выполняются в течение 1–2 дней. При этом рабочая часть трансформатора не затрагивается.

Капитальный ремонт

Капитальные ремонты силовых трансформаторов включают в себя весь перечень работ текущего обслуживания, а также устранение возможных неисправностей «обмоток», сердечника, переключателей. В процессе проведения этой процедуры осматриваются соединения обмоток на выводах и местах контакта с переключателем напряжения. Исследуется состояние бака с маслом, трубопроводы, расширители, выводы.

В России капитальный вид обслуживания может быть глубоким или предполагает проведение вскрытия масляного бака. Это сложная процедура, которую должны производить подготовленные специалисты.

Видео: Капитальный ремонт трансформатора 110 кВ

Глубокий капитальный ремонт

При проведении капитального восстановления оборудование отключается от сети. Если требуется провести глубокое обслуживание, предпринимается ряд последовательных действий:

  1. Открывается корпус установки.
  2. Активная часть приподнимается.
  3. От магнитопривода отсоединяются обмотки.
  4. Катушки перематываются в соответствии с особенностями конструкции.
  5. Главная изоляция восстанавливается или полностью заменяется.
  6. Настраивается функционирование магнитной системы.
  7. Подлежат замене или восстановлению отводы, вводы, охладители и переключатели, вентиляторы, насосы для масла и его запирающая арматура.

Это сложный процесс, требующий высокой квалификации мастера, независимо от типа прибора. В некоторых случаях потребуется вскрывать масляный бак. Для этого после проведения перечисленных выше действий, необходимо просушить рабочую часть. Бак исследуют на специальной площадке. При этом питание должно быть полностью отключённым.

Профилактические испытания

Испытания работы техники после профилактики также проходит ряд последовательных этапов. В первую очередь изучаются условия для включения прибора. Измеряются «обмоточные» сопротивления. Далее измеряется отклонение диэлектрических потерь изоляции катушек.

На следующем этапе определяется правильность работы аппаратуры при подключении к промышленной частоте повышенной мощности. Исследуется сопротивление обмоток при постоянном токе. Проверяется коэффициент трансформации.

Если агрегат относится к трехфазному типу, проверяется группа его соединений. При проведении испытаний однофазных приборов измеряется их полярность. Исследуются показатели тока, потери на холостом ходу.

Затем проверяется переключатель, бак и радиаторы, охлаждающие устройства, индикатор. Проводятся испытания вводов и встроенных токов.

Аварийные ситуации

В некоторых случаях осмотр может быть проведён в аварийной ситуации. Она может возникнуть при определении внутри корпуса сильного потрескивания или неравномерного шума. Оборудование требует проведения внепланового осмотра при ненормальном уровне нагрева. Он может постепенно увеличиваться.

В некоторых случаях происходит выброс масла, его течи (понижается уровень жидкости ниже допустимого значения), разрушаются диафрагмы расширительных труб. В этом случае установка не может нормально функционировать. Требуется выполнить её аварийное восстановление.

После проведения техобслуживания или в процессе испытаний могут быть взяты пробы масла. Если качество вещества оказывается неудовлетворительным, питание отключается. Выполняется аварийная замена жидкости.

Ненормальное гудение

Если внутри корпуса определяется ненормальное гудение, причин такому состоянию может быть несколько. Его вызывает ослабление болтов крышки или других деталей. Их потребуется подтянуть.

При повышенном напряжении в сети может появиться шум. Чтобы его устранить потребуется переставить переключатель в правильное положение. При нарушении прессовки на стыках внутри магнитопровода появляется гудение. Сердечник потребуется перепрессовать. Если крайние листы магнитопровода начинают вибрировать, можно услышать шум. Их нужно расклинить.

Гудение также вызывает перегрузка оборудования (её необходимо снизить), неравномерная загрузка фаз или замыкание между ними или витками обмоток.

Помимо перечисленных неисправностей могут появиться обрывы в витках катушек при их некачественном соединении. Если подобная ситуация определяется в первичной обмотке, произойдёт изменение вторичного напряжения.

Чтобы определить объем работ в аварийной ситуации, производится процесс дефектации трансформатора. Это позволяет установить степень тяжести и характер повреждений. На основе проведённого анализа устанавливается потребность в материалах, приспособлениях и инструментах, необходимых для проведения устранения неисправностей.

Силовые трансформаторы, как и любая техника, нуждается в периодическом обслуживании. Чтобы не возникла необходимость проводить устранение неисправностей в аварийном режиме, периодически проводятся техосмотры и комплекс капитальных мероприятий по восстановлению элементов системы.

Капитальный ремонт трансформатора без разборки его активной части включает в себя следующие стадии работ:

· разборку вспомогательного оборудования;

· подъем съемной части бака (колокола) или крышки и активной части (у трансформаторов с верхним разъемом бака);

· осмотр и ремонт активной части и вспомогательного оборудования;

· контрольную подсушку или сушку изоляции активной час ти;

· испытания.

Разборка вспомогательного оборудования

Перед разборкой трансформатор осматривают снаружи, проверяют работу систем охлаждения и устройств переключения ответвлений обмоток; осматривают арматуру, сварные швы, армировку изоляторов, уплотнения и составляют опись внешних дефектов. Затем измеряют изоляционные характерис тики, проводят сокращенный анализ и измерение tgδ масла. Потом сливают масло из бака и измеряют ΔС/С изоляции трансформатора.

После выполнения указанных работ демонтируют приборы контроля, устройства защиты, автоматики и управления системой охлаждения. Снятые приборы сдают в лабораторию на проверку.

Осмотр и ремонт активной части

Проверяют состояние изоляции обмоток, прессующих деталей обмоток, отводов и болтовых соединений, магнитопровода и его заземления, изоляции стяжных шпилек, ярмовых балок и бандажей, переключателей ответвлений обмоток. Главную изоляцию проверяют внешним осмотром и считают ее пригодной, если электрокартон не хрупок и при сгибе не ломается.

При осмотре изоляции обмоток проверяют, не имеет ли она повреждений, разбуханий и определяют ее механическую прочность, при необходимости обмотки подпрессовывают.

При осмотре отводов проверяют состояние их изоляций, паек и контактов. Разъемные контакты отводов разбирают и зачи щают. Паяные контакты, имеющие дефекты, переделывают заново. Нарушенную изоляцию контактов заменяют новой;

Магнитопровод осматривают во всех доступных местах. При этом проверяют плотность сборки пакетов стали, отсутствие следов нагрева, целостность заземления и соединений ярмовых балок с магнитопроводом.

Состояние изоляции листов стали проверяют измерением сопротивления лаковой пленки пакетов стали и всего магнитопровода.

Сопротивление изоляции стяжных шпилек и ярмовых балок проверяют мегомметром. Сопротивление изоляции при этом не нормируется, устанавливается лишь отсутствие замыканий.

Проверяют состояние охлаждающих масляных каналов в магнитопроводе и обмотках. Минимальная высота каждого масляного канала в обмотках должна быть не менее 4 мм. В каналах не должно быть отложений шлама, препятствующих циркуляции масла.

У трансформаторов, имеющих переключатели ПБВ, проверяют состояние валов, изоляционных цилиндров, деталей крепления, исправность контактов и достаточность их нажатия. Переключатель должен легко перемещаться из одного положения в другое.

У трансформаторов, снабженных устройствами РПН, проверяют исправность всех механизмов переключателя. Обращается внимание на отсутствие люфтов в схеме привода.

В процессе ремонта переключающего устройства измеряют переходное сопротивление его контактов и силу контактного нажатия. Переходное сопротивление одного контакта, измеренное микроомметром, не должно выходить за пределы 10 - 20 мкОм. Силу контактного нажатия измеряют динамометром.

После тщательного осмотра, проверки и устранения всех выявленных дефектов и повреждений активная часть трансформатора промывается струей сухого горячего (60 °С) масла той же марки, которым трансформатор был заполнен до ремонта.

Осмотр и ремонт отдельных узлов и вспомогательного оборудования

К осмотру и ремонту бака и его арматуры приступают после снятия колокола или выемки из бака активной части. Наружную поверхность бака и крышки очищают от грязи, устраняют места течи масла.

При ремонте расширителя и выхлопной трубы выявляют и устраняют места течи масла в сварных швах. Стенки расширителя, отстойник и маслоуказатель очищают от загрязнений и промывают горячим маслом. Заменяют все дефектные уплотнения. Проверяют целость мембраны выхлопной трубы и качество ее уплотнения.

Термосифонные и адсорбционные фильтры проверяют на отсутствие течи масла, очищают и заполняют свежим высушенным адсорбентом. Воздухоосушитель также очищают, проверяют исправность масляного затвора, заменяют силикагель.

Радиаторы у трансформаторов с системой охлаждения Д очищают, ремонтируют и промывают горячим маслом. Аналогичным образом поступают с охладителями и маслопроводами систем охлаждения ДЦ и Ц. Радиаторы и системы охлаждения ДЦ и Ц испытывают на герметичность.

Маслонасосы, вентиляторы и их электродвигатели разбирают, осматривают и заменяют износившиеся детали (подшипники, рабочие колеса и пр.). У электродвигателей проверяют состояние обмоток, паек, креплений. Мегомметром измеряют значение сопротивления изоляции (допустимое значение не менее 0,5 МОм).

Сборка трансформатора после ремонта.

После выполнения ремонтных работ активную часть трансформатора, опускают в бак. Затем устанавливают резиновые прокладки и крышку бака. Разъем равномерно стягивают болтами. Активную часть раскрепляют внутри бака. После этого устанавливают вводы и соединяют их с отводами от обмоток. Устанавливают газоотводные трубы. Расширитель и выхлопную трубу пока не устанавливают, их люки и все отверстия в съемной части бака плотно закрывают заглушками.

Собранный трансформатор проверяют на герметичность путем создания в баке разрежения. Проверкой выявляется качество сварных швов и уплотнений. Трансформатор считают герметичным, если не будет выявлено никаких дефектов и значительного изменения первоначального значения разрежения в тече-1ч.

Трансформатор выдерживают под вакуумом от 6 до 10 ч. Затем при работающем вакуумном насосе бак трансформатора заполняют сухим при температуре 50-60 °С маслом до уровня на 150-200 мм ниже уровня крышки. Вакуум в трансформаторе снимают постепенно подачей воздуха в пространство над маслом через силикагелевый воздухоосушитель.

После заполнения трансформатора маслом проводят его окончательную сборку: устанавливают расширитель и выхлопную трубу, контрольно-сигнальные устройства; монтируют систему охлаждения и термосифонные фильтры. Затем в трансформатор доливают масло до уровня, соответствующего температуре окружающего воздуха.

На полностью собранном и залитом маслом трансформаторе с РПН под нагрузкой проверяют работу переключающего устройства.

В заключение для определения плотности всех соединений и сварных швов трансформатор в течение 3 ч испытывают избыточным давлением столба масла высотой 0,6 м над высшим уровнем масла в расширителе

Контрольная подсушка и сушка трансформаторов

Контрольная подсушка проводится в тех случаях, когда продолжительность пребывания активной части на воздухе не превысила допустимой (24 час. – для тр-ов до 35кВ включительно и 16 час. – для тр-ов 110 кВ. и выше) и нет оснований предполагать, что изоляция значительно увлажнена. Подсушка заключается в прогреве активной части (циркуляцией масла через электронагреватели, токами КЗ, с помощью паровых нагревателей и другими способами) в масле с температурой верхних слоях 80°С. В процессе такого прогрева периодически измеряются характеристики изоляции. Прогрев прекращается, когда характеристики изоляции будут отвечать требованиям норм, но не раньше чем через 24 ч, не считая времени нагрева до 80 °С. Продолжительность контрольного прогрева не более 48 ч. Если за это время характеристики изоляции не достигнут требуемых значений, трансформатор подлежит сушке.

Средний ремонт трансформаторов включает организационные и технические мероприятия, вскрытие трансформатора, осмотр и мелкий ремонт активной части, деталей и сборочных единиц трансформатора.

В сравнении с текущим этот вид ремонта отличается объемом и сложностью работ. Согласно действующим нормам капитальный ремонт трансформаторов напряжением 110 кВ производится в первый раз в большинстве случаев после 12 лет эксплуатации. Применяя , сроки проведения первого капитального ремонта можно пересматривать в сторону увеличения сверх 12 лет. В каждом конкретном случае изменение сроков капитального ремонта принимается после рассмотрения состояния трансформатора и необходимого обоснования

Капитальный ремонт трансформатора производится, как правило, со вскрытием активной части, но без ее разборки. Необходимость подпрессовки обмоток является основной причиной периодического вскрытия активной части. Объясняется это тем, что в качестве основной твердой изоляции в конструкции трансформатора используется электрокартон с большой усадкой (около 10%). При отсутствии автоматической подпрессовки в процессе эксплуатации обмотки трансформатора распрессовываются и, следовательно, теряют или снижают свою электродинамическую стойкость. Поэтому для предупреждения деформаций обмоток под воздействием токов КЗ обмотки хотя бы 1 раз в течение срока службы трансформатора подвергаются подпрессовке.Кроме того, необходимость вскрытия может быть вызвана некоторыми дефектами активной части, которые появляются с течением времени. К таким дефектам следует отнести следующие: старение масла и зашламление активной части, увлажнение изоляции, ослабление прессовки магнитопровода, ухудшение изоляции между элементами магнитопровода (шпильками, ярмовыми балками и др.), ослабление крепления изоляционных барьеров обмоток и междуфазной изоляции, ослабление крепления отводов, излом изоляции отводов, износ механических деталей РПН; старение уплотняющих маториалов, течи масла, разрушение покрытия внутренних поверхностей бака, разрушение опорной изоляции, (пята-кольцо) прессующих винтов прессующего устройства обмоток, ослабление разъемных контактных соединений, корродирование поверхности, разрушение узла установки ввода и дефекты вводов напряжением до 500 кВ и выше, требующих их замены со сливом масла из бака трансформатора, повреждение схемы заземления магнитопровода и элементов прессующего устройства обмоток

Вскрытие активной части трансформатора налагает требования в отношении увлажнения изоляции: чтобы уложиться в сроки проведения ремонта (разные у трансформаторов разного класса изоляции), проводится прогрев рансформаторов.

Капитальный ремонт без разборки активной части включает в себя перечень операций, выполняемых на узлах (элементах) трансформаторов в определенной технологической последовательности

Организация ремонта трансформатора. В подготовку к ремонту трансформатора входят работы по проверке и комплектованию технической документации, инструмента, приспособлений, оборудования, материалов и ремонтных площадок. В зависимости от вида ремонта, его сложности и особенностей, условий и места проведения определяется объем подготовительных работ и обеспечение ремонта необходимой технической документацией: эксплуатационной, заводской и ремонтной, разрабатываемой ремонтной организацией (проект организации работ, проект реконструкции или модернизации, ППР).

Приемка в ремонт трансформатора оформляется актом. Трансформатор сдают в ремонт полностью в рабочем состоянии со всей технической, ремонтной и эксплуатационной документацией, а также с комплектом необходимых для ремонта запасных частей, деталей, материалов, инвентарной оснастки и оборудования для выполнения ремонта.

Выдача трансформатора из ремонта оформляется актом с передачей заказчику отчетной технической документации, протоколов испытаний и измерений.Условия пребывания активной части трансформатора на воздухе.

Началом осмотра активной части считается:

  • для трансформаторов, транспортируемых с маслом начало слива масла;
  • для трансформаторов, транспортируемых без масла, вскрытие крышки или любой заглушки.
Осмотр активной части или капитальный ремонт считается законченным с момента герметизации бака или начала вакуумирования перед заливкой маслом. Кратковременное вскрытие какой-либо заглушки и установка термометра для измерения температуры при прогреве не учитываются при определении продолжительности пребывания активной части на воздухе.Вводимые в эксплуатацию трансформаторы до 35 кВ включительно осматриваются в соответствии с действующими заводскими инструкциями. Трансформаторы 35 кВ, проходящие капитальный ремонт, и все трансформаторы 110 - 750 кВ при монтаже и капитальном ремонте осматриваются в соответствии с указаниями, приведенными ниже.Температура активной части в процессе всего периода разгерметизации должна превышать температуру точки росы окружающего воздуха (на ремонтной площадке) не менее чем на 5°С и во всех случаях должна быть не ниже 10 °С. Если естественные условия окружающей среды не обеспечивают этого требования, то трансформатор перед осмотром следует нагреть. Температура активной части в процессе осмотра определяется любым термометром (кроме ртутного), устанавливаемым на верхнем ярме.Вскрытие предварительно прогретой активной части трансформатора, должно производиться при устойчивой ясной погоде без осадков.

Продолжительность работ, связанных с разгерметизацией бака, не должна превышать значений, приведенных в табл. 1. Если время осмотра превышает указанное в таблице, но не более чем в 2 раза, должна быть проведена контрольная подсушка трансформатора..

Таблица 1. Продолжительность пребывания активной части трансформатора на воздухе

Напряжение трансформатора, кВ Мощность трансформатора, MB . A Допустимая продолжительность, не более, ч, при температуре воздуха выше 0 0 С; Примечание
Относительная влажность воздуха, % T a, ч > T t, p на 0 С Прогрев активной части до температуры, 0 C Применение установки «Суховей» Слив масла При температуре воздуха ниже 0 0 C
До 75 До 85
До 35 включительно До 6,3 24 16 - На 10°С выше температуры окружающего воздуха - Полный 12 -
110-220 10 и более До 80 12 12 8 8 - 5 То же На 10°С выше температуры окружающего воздуха - - То же 8 8 - При ремонте
110-500 80 и более 32 20 5 60-80 Рекомендуется » » - То же
110-330 До 400 12 20 10 5 - - - » » Частичный - - При монтаже То же
110-750 100 и более - менее 100 5 - Применение обязательно Полный - » »

Примечание: T a,ч –температура активной части; T t,p – температура точки росы.

При относительной влажности окружающего воздуха более 85% трансформатор допускается осматривать только в закрытом помещении или во временном сооружении (тепляке), где можно создать необходимые условия для осмотра. При осмотре активной части трансформатора с продувкой сухим воздухом от установок типа «Суховей» общая продолжительность работ не должна превышать 100 ч и определяется специальной инструкцией завода-изготовителя.Основные технологические операции среднего ремонта трансформаторов. При среднем ремонте трансформаторов основные типовые технологические операции выполняют в следующей последовательности:

  1. отсоединяют шины и спуски от вводов, силовые и контрольные кабели от двигателей и приборов, заземление трансформатора. Кабели маркируют;
  2. проводят тщательный внешний осмотр трансформатора и составляют опись дефектов, подлежащих устранению при ремонте;
  3. проверяют изоляционные характеристики трансформатора для последующего сравнения их с показателями после ремонта;
  4. сливают из расширителя масло, проверяют при этом работу маслоуказателя и газового реле, перекрывают кран между расширителем и баком;
  5. снимают вводы и навесные охладители, сливают масло из бака трансформатора на 150 - 200 мм ниже уровня крышки. Перекрывают краны и задвижки между охладителями и баком трансформатора, сливают из охладителей масло, снимают их и вводы с трансформатора, устанавливают заглушки на плоских кранах, задвижках и фланцах трансформатора. При невозможности доставки трансформатора на место ремонта в собранном виде производят демонтаж охладителей и вводов. Заполняют охладители маслом и устанавливают заглушки;
  6. наносят разметку на всех рельсах и катках в местах их сопряжения, приподнимают трансформатор домкратами, убирают подкладки и опускают трансформатор на рельсы. Заряжают тросом полиспаст и закрепляют его за якорь и трансформатор, проверяют стыки на крестовинах рельсовых путей. Доставляют трансформатор на ремонтную, площадку со скоростью, не превышающей 8 м/мин, и устанавливают по уровню, выверяя горизонтальность рамы бака;
  7. испытывают трансформатор на ремонтной площадке;
  8. устанавливают по габаритному чертежу трансформатора схемы строповки элементов арматуры, вводов, бака и других составных частей трансформатора;
  9. сливают частично масло до уровня 150 - 200 мм от верха крышки (верхней части бака);
  10. демонтируют газоотводные трубы, краны, задвижки, расширитель, выхлопную трубу, клапаны;
  11. устанавливают заглушки;
  12. определяют условия вскрытия и допустимую продолжительность пребывания активной части трансформатора на воздухе при осмотре в зависимости от условий окружающей среды;
  13. прогревают трансформатор методом постоянного тока или другим методом до температуры верхних слоев масла 60 –80 0 С;
  14. сливают масло из бака с подсосом воздуха через воздухоосушитель, установленный ранее при частичном сливе масла;
  15. снимают высоковольтные маслонаполненные вводы. Герметичные вводы ГБМТ с баками давления снимают вместе с баками, предохраняя соединительную трубку от повреждений и резких изгибов (радиус изгиба должен быть не менее 90 мм);
  16. снимают трансформаторы тока с бакелитовыми цилиндрами и устанавливают их нижней частью в емкость с маслом;
  17. снимают вводы НН, отсоединив гибкие соединения через специальные люки или, разболтав контактную часть, демонтируют фарфоровые покрышки у разборных вводов (у трансформаторов, активная часть которых связана с крышкой, вводы ВН и НН до вскрытия трансформатора не снимают);
  18. ввертывают до упора домкратные винты для фиксации переключающего устройства погружного типа, отсоединяют крепление переключающего устройства от бака трансформатора;
  19. производят маркировку отводов, отсоединяют их от переключателей напряжения и закрепляют за активную часть, отсоединяют распорные болты, валы переключающих устройств, предварительно нанеся риски на муфты сцепления;
  20. разболчивают крышку трансформатора или верхнюю часть бака, отпуская равномерно болты, начиная с середины боковых сторон;
  21. снимают крышку, поднимают активную часть или снимают верхнюю часть бака. Подъем производят в строгом соответствии с указаниями габаритного чертежа, при этом следят за образованием по всему периметру зазора между баком и активной частью; подъем с перекосом запрещается;
  22. устанавливают активную часть на деревянных подкладках, выложенных горизонтально по уровню; запрещается производить работы, если активная или верхняя часть бака находится «на весу»;
  23. устанавливают временные стеллажи, обеспечивающие удобные и безопасные условия при ревизии активной части и при проведении работ на съемной части бака;
  24. измеряют отношение D С/С прибором ЕВ-3 или ПКВ-7;
  25. проверяют затяжку доступных стяжных шпилек ярм. креплений отводов, барьеров, переключателей и других элементов активной части. Замеченные ослабления устраняют подтяжкой гаек;
  26. проверяют затяжку винтов и домкратов осевой прессовки обмоток; на время затяжки домкратов внутренних обмоток в случае необходимости разрешается вывернуть мешающие затяжке прессующие винты наружных обмоток. Эти винты затягивают при прессовке наружных обмоток. Подтягивание винтов и домкратов производят равномерно по всей окружности, затягивают контргайки;
  27. проверяют затяжку, подтягивают разъемные соединения отводов, затягивают контргайки;
  28. проверяют состояние прессовки остова и при необходимости проводят подпрессовку ярма. Выявляют места перегрева, забоин и шлакообразования. Заменяют дефектную изоляцию стяжных шпилек (полубандажей), восстанавливают в доступных местах разрушенную межлистовую изоляцию пластин активной стали конденсаторной бумагой или бакелитовым лаком. Выправляют забоины и удаляют шлакообразования;
  29. осматривают изоляцию доступных частей обмоток, отводов, переключателей, цилиндров, вводов и других изоляционных элементов. Устанавливают наличие следов электрических разрядов, проверяют цвет и механическую прочность изоляции и принимают решение о дальнейшей эксплуатации трансформатора. Замеченные повреждения устраняют;
  30. осматривают состояние доступных контактных поверхностей переключателей;
  31. удаляют подагры с контактных поверхностей или заменяют контакты;
  32. проверяют схему заземления активной части в соответствии с чертежом и производят измерения: сопротивления изоляции стяжных шпилек, бандажей и полубандажей ярм относительно активной стали и ярмовых балок; сопротивления изоляции прессующих колец относительно активной стали и ярмовых балок; сопротивления изоляции ярмовых балок относительно активной стали; сопротивления изоляции электростатических экранов относительно обмоток и активной стали (если предусмотрены конструкцией). Проверяют исправность цепи между заземляющими шинами экранов, устанавливают на место и закрепляют заземление экранов;
  33. измеряют отношениеD С/С в конце ревизии перед опусканием активной части или установкой верхней части бака; приращения D С/С измеренные в конце и начале ревизии (приведенные к одинаковой температуре), не должны превышать значений, указанных в табл. 2;

Таблица 2. Наибольшие допустимые значения D С/С изоляции обмоток трансформаторов110 кВ и выше без масла

Показатель ЗначенияD С/С %, при температуре обмотки, °С
10 20 30 40 50
D С/С приращение отношений D С/С измеренных в начале и 8 12 18 29 44
в конце ремонта и приведенных к одной температуре 3 4 5 8,5 13

Примечание. Значения D С/С относятся ко всем обмоткам трансформатора.

  1. промывают активную часть струей горячего трансформаторного масла, которое должно соответствовать предъявляемым требованиям;
  2. удаляют остатки масла со дна бака;
  3. промывают и очищают доступные внутренние части бака;
  4. параллельно с работами на активной части ремонтируют основные наружные составные части трансформатора: крышку, бак, расширитель, предохранительные устройства, вводы, систему охлаждения;
  5. опускают активную часть в бак, устанавливают крышку или ставят на место верхнюю часть бака;
  6. восстанавливают заземление активной части на бак (если предусмотрено конструкцией), восстанавливают схему отводов;
  7. герметизируют разъемы крышки или верхней части бака. Резиновые прокладки уплотнений рекомендуется предварительно приклеивать резиновым клеем к раме разъема. При разделке стыков прокладок концы на длине 60 - 70 мм полностью срезают. Середину стыка располагают против одного из болтов. При уплотнении разъемов подтягивают или отпускают болты одновременно по всему периметру, даже если неплотность по разъему разная. Затяжку считают нормальной, когда прокладка зажата на 2/3 первоначальной толщины;
  8. устанавливают и уплотняют карманы вводов высокого напряжения;
  9. устанавливают на бак и закрепляют трансформаторы тока;
  10. устанавливают и закрепляют вводы ВН, подсоединяют отводы к вводам так, чтобы конус изоляции отвода вошел в экран вводной траверсы и стропов различной длины. При установке вводов необходимо предусмотреть меры против их опрокидывания;
  11. устанавливают коробки вводов НН и вводы НН, подсоединяют к ним отводы. Установку вводов НН и подсоединение к ним отводов производят после заливки трансформатора маслом до уровня верхних ярмовых балок;
  12. устанавливают пофазно изоляционные валы с приводом переключателей в соответствии с маркировкой. Закрепляют привод переключателя и выполняют его герметизацию. Проверяют по таблице, приведенной в чертеже отводов. Особое внимание обращают на согласование положения привода и переключателя;
  13. устанавливают на люки и крышки постоянные заглушки и уплотняют их;
  14. подготавливают трансформатор к вакуумированию. Устанавливают на бак задвижки и краны, временный маслоуказатель, подсоединяют трубопроводы временной масло вакуумной системы;
  15. проверяют бак трансформатора на натекание, для чего включают вакуумный насос, открывают вентиль вакуум провода на крышке бака трансформатора и равномерно ступенями по 0,013 МПа через каждые 15 мин устанавливают в баке вакуум с остаточным давлением 0,001 МПа. Закрывают вентиль вакуум провода на крышке трансформатора. Трансформатор считается герметичным, если абсолютное давление внутри бака не превышает 0,003 МПа;
  16. вакуумируют и заливают маслом (табл. 3). Вакуумирование бака разрешается выполнять при установленных вводах или усиленных заглушках на патрубках, карманах, коробках вводов и т. д. Трансформаторы до 35 кВ включительно и трансформаторы 110кВ, баки которых не рассчитаны на полный вакуум, заполняют без вакуумирования при атмосферном давлении с помощью центрифуги, фильтр-пресса или цеолитовой установки маслом с температурой не ниже 10°С до уровня несколько выше верхнего ярма;

Таблица 3. Вакуумирование и заполнение маслом трансформаторов

Технологическая операция Класс напряжения трансформатора, кВ Остаточное давление в баке, МПа Продолжительность операции, ч Температура масла, °С Примечание
Вакуумирование трансформатора перед заполнением маслом 0,001 0,001 2 20 - - Для баков трансформаторов, не рассчитанных на полный вакуум, допустимое значение остаточного давления приводится в сопроводительной технической документации, а при ее отсутствии устанавливается 0,054 МПа для трансформаторов 110 - 220 кВ
Заполнение трансформатора маслом 110-150 220-750 0,001 0,001

Скорость заполнения не более 3 т/ч

Температуру и скорость поступления масла в бак контролировать в процессе всей заливки
Выдерживание трансформатора под вакуумом и пропитка изоляции 110-150 220-750 - - 6 10 Снижается Температура активной части трансформатора, залитого маслом, изменяется в зависимости от температуры окружающей среды
Снятие вакуума и пропитка изоляции при атмосферном давлении 110-150 220-750 0,001 0,001 3 5 То же Снимать вакуум необходимо с подачей воздуха в бак трансформатора через силикагелевый осушитель
  1. устанавливают расширитель, выхлопную трубу и газоотводящую систему, собирают и подсоединяют навесные охладители, термосифонные фильтры, присоединяют к расширителю воздухоосушитель и трубопровод для доливки масла;
  2. устанавливают приборы газовой защиты и сигнализации. Собирают и подсоединяют систему масляной защиты к расширителю;
  3. доливают трансформаторы и заполняют маслом системы охлаждения через расширитель со скоростью не более 4 т/ч до уровня максимальной отметки маслоуказателя расширителя;
  4. испытывают бак трансформатора на маслоплотность избыточным давлением столба масла высотой 0,6 м над высшим рабочим уровнем масла в расширителе в течение 3 ч при температуре масла не ниже 10 °С. При доливке и испытании избыточным давлением трансформаторов с азотной или пленочной защитой руководствуются указаниями технической документации;
  5. испытывают трансформатор; при необходимости подсушивают; перекатывают трансформатор и устанавливают на фундамент так, чтобы крышка имела подъем 1 - 1,5% по направлению к газовому реле, если в сопроводительной документации нет специальных указаний и уклон не предусмотрен конструкцией бака;
  6. присоединяют выносную систему охлаждения к трансформатору;
  7. доливают масло в трансформатор и в систему охлаждения через расширитель со скоростью не более 4 т/ч с последующим отстоем в течение 12 ч, при этом руководствуются инструкциями завода-изготовителя;
  8. выпускают воздух из трансформатора, вводов и охладителей, включают масляные насосы системы охлаждения, проверяют правильность вращения роторов маслонасосов по манометрам. При закрытой заслонке давление по манометру должно быть не менее 0,13 МПа;
  9. проверяют направление вращения крыльчаток вентиляторов, при этом поток воздуха, создаваемый крыльчаткой, должен быть направлен в сторону пучка охлаждающих трубок охладителя;
  10. проверяют работу фильтров системы охлаждения. Разница избыточного давления на выходе и входе масла в фильтрах должна быть не более 0,2 МПа;
  11. включают циркуляцию масла в трансформаторе не менее чем на 8 ч, затем отключают и дают маслу отстояться в течение 12 ч;
  12. оформляют документацию на ремонт.
Определение необходимости контрольной подсушки или сушки трансформаторов после капитального ремонта. Трансформаторы, прошедшие капитальный ремонт, могут быть включены в работу без контрольной подсушки или сушки при соблюдении условий проведения ремонта и времени пребывания активной части на воздухе в соответствии с требованиями табл. 1, а также при соответствии изоляционных характеристик масла и обмоток установленным требованиям. При сравнении характеристик изоляции до и после капитального ремонта следует также учитывать влияние качества масла на характеристики изоляции.При включении трансформаторов после капитального ремонта без контрольной подсушки или сушки должны соблюдаться следующие условия:
  • для трансформаторов до 35 кВ включительно мощностью до 1000 кВ А сопротивление изоляции за время ремонта не должно снижаться более чем на 40% или быть не ниже данных, указанных в табл. 4, пробивное напряжение масла должно соответствовать требованиям, указанным в табл. 5;

Таблица 4. Наименьшие допустимые сопротивления изоляции R 60 обмоток трансформатора в масле

Номинальное напряжение обмотки ВН, кВ Значения R 60 , МОм, при температуре обмотки, °С
10 20 30 40 50 60 70
До 35 450 300 200 130 90 60 40
110 900 600 400 260 180 120 80
Выше 110 Не нормируется

Примечание. Значения, указанные в таблице, относятся ко всем обмоткам трансформатора.

  • для трансформаторов 35 кВ мощностью выше 1000 до 10000 кВ А включительно сопротивление изоляции за время ремонта не должно снижаться более чем на 40% или быть не ниже данных, указанных в табл. 4, отношение R60/R15 при температуре 10 - 30 °С не должно быть менее 1,3, а характеристики масла должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 5;

Таблица 5. Область применения и предельно допустимые значения показателей качества трансформаторного масла

Показатели качества масла Область применения Масло всех марок процессе эксплуатации
До 220 кВ До 500 кВ До 750 кВ
ГОСТ10121-76 ГОСТ 982 -68(ТКП) ТУ-38-101-281-75 ГОСТ 982 -68(Т-750)
До заливки После заливки До заливки После заливки До заливки После заливки До заливки После заливки

Минимальное пробивное напряжение в стандартном маслопробойнике, кВ, для трансформаторов на напряжение:

от 15 до 35 кВ

от 60 до 220 кВ

от 330 до 500 кВ

tgd при напряжении электрического поля 1 кВ, %, не более: при 20 0 С при 70 0 С при 90 0 С Кислотное число, мг КОН на 1 г масла, не более 0,2 2 - 0,02 0,3 2,5 - 0,02 0,2 1,5 2,6 0,02 0,3 2 - 0,02 - - 1 0,03 - - 1,5 0,03 - 0,3 0,5 0,01 - 0,5 0,7 0,01 - 7 *1 - 0,25
Содержание водорастворимых кислот и щелочей, мг КОН Отсутствуют 0,014 *2
Содержание механических примесей Отсутствуют
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже 150 150 135 135 135 135 135 135 Снижение не более чем на 5 0 С по сравнению с предыдущим значением
Температура застывания, °С, не выше (проверяют для трансформаторов, работающих в районах с холодным климатом) Общая стабильность против окисления (ГОСТ 981-75*): Количество осадка после окисления, %, не более кислотное число окисленного масла, мг КОН на 1 г масла, не более Натровая проба, баллы, не более Влагосодержание, %: для трансформаторов, оборудованных воздухоосушителем -45 Отсутствует 0,1 1 0,002 - Отсутствует - 1 0,0025 -45 0, 01 0,1 1 0,002 - - - 1 0,0025 -50 0,02 0,2 1 0,002 - - - 1 0,0025 -55 Отсутствует 0,03 1 0,002 - - - 1 0,0025 - Не нормируется То же >> -
Для трансформаторов, оборудованных азотной и пленочной защитами 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,002
Газосодержание, %, для трансформаторов, оборудованных азотной и пленочной защитами 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 1 *3
*1. Для трансформаторов до 220 кВ и для трансформаторов 330-500 кВ tgd эксплуатационного масла должно быть не более 5%, для трансформаторов 750 кВ - не более 2%.

*2. Для трансформаторов мощностью более 630 кВ А и маслонаполненных вводов. Для трансформаторов мощностью менее 630 кВ А содержание водорастворимых кислот и щелочей в эксплуатационном масле должно быть не более 0,03 мг КОН.

*3. Для трансформаторов, оборудованных пленочной защитой масла.

Примечание. При использовании новых типов масел необходимо руководствоваться требованиями соответствующих ТУ.

  • для трансформаторов 35 кВ мощностью более 10000кВ-А сопротивление изоляции после ремонта не должно быть ниже значений, указанных в табл. 4, tg d , отношение R 60 /R 15 при температуре 10-30°С должно быть не менее 1,3, а характеристики масла должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 5;
  • для трансформаторов 110 кВ и выше приращения D С/С не должны превышать значений, приведенных в табл. 2. Сопротивление изоляции за время ремонта не должно снизиться более чем на 30%, а его значение должно быть не ниже указанных в табл. 4, tgd или С 2 /С 50 не должны увеличиться соответственно более чем на 30% и 20%, отношение R 60 / R15 при температуре 10 - 30 °С должно быть не менее 1,3, а характеристики масла должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 5.
При рассмотрении условий включения трансформаторов без контрольной подсушки или сушки необходимо, чтобы характеристики масел, заливаемых в трансформаторы, соответствовали требованиям. При заливке после ремонта трансформаторов маслом с другими, чем у слитого масла, характеристиками может наблюдаться изменение значений сопротивления изоляции и tgd , что должно учитываться при комплексной оценке состояния изоляции трансформатора введением поправок на изменение tgd масла.Характеристики изоляции R 60 , tg d , С 2 /С 50 должны измеряться при одной и той же температуре или приводиться к одной базовой температуре.Контрольную подсушку обмоток трансформатора проводят в следующих случаях:
  1. при появлении признаков увлажнения масла или твердой изоляции, установленных осмотром или измерениями на трансформаторах, проходящих капитальный ремонт;
  2. при продолжительности пребывания на воздухе активной части трансформатора больше времени, указанного в табл. 1.
  3. при несоответствии нормам характеристик изоляции, измеренных при капитальном ремонте трансформатора.
Сушку обмоток трансформатора производят в следующих случаях:
  1. если контрольной подсушкой характеристики изоляции не приведены в соответствие с требованиями;
  2. если продолжительность пребывания на воздухе активной части трансформатора при капитальном ремонте более чем вдвое превышает время, указанное в табл. 1.

Во время работы трансформатора в электроустановке он постепенно теряет свои первоначальные свойства, и без соответствующего обслуживания просто выйдет из строя. Это происходит от постоянного негативного влияния электродинамических, термических и механических нагрузок. Для того чтобы предупредить выход из строя любого трансформатора необходимо проводить помимо ежедневного внешнего осмотра ещё и такие виды ремонтов:

  1. Текущий;
  2. Капитальный.

Они являются планово-предупредительными ремонтами. Существует ещё один особый вид ремонта - внеочередной. Он проводится в случае обнаружения дефекта, если он может привести к отказу в работе. Это решение простой электротехнический персонал не принимает, это должен сделать или руководитель Потребителя, или же лицо ответственное за электрохозяйство данного цеха или участка. Персонал только сообщает своему руководству о неисправностях в работе.

Один из самых распространённых на производстве типов трансформаторов имеет сокращение ТМГ (трансформатор масляный герметичный) и используется почти на всех типах подстанций и распределительных устройств. Ремонт обмоток и их обслуживание является очень нелёгкой задачей, так как только, чтобы их осмотреть нужно сливать всё масло и разбирать герметично зажатый корпус.

Кто устанавливает периодичность текущих ремонтов трансформаторов

В зависимости от местных условий работы, а также состояния трансформатора текущий ремонт производится по мере необходимости. Периодичность их устанавливает технический руководитель или лицо ответственное за электрохозяйство. Чаще всего эти работы выполняются не реже одного раза в год. Иногда этот срок может быть продлён до 1 раза в три года. С капитальными ремонтами немного другая история. Капитальный ремонт выполняется по типовой номенклатуре работ и должен проводиться:

  1. Для трансформаторов 110 кВ и выше, мощность которых от 125 МВА и больше, не позднее чем через 12 лет после момента ввода его в работу. Это делается с учётом результата диагностического контроля. Дальнейшие ремонты производятся по мере необходимости;
  2. Все остальные менее мощные трансформаторы (ТМГ) подлежат капитальному ремонту в соответствии с их состоянием и по итогам диагностического контроля.

Вывод в ремонт силового трансформатора последовательность

Во время эксплуатации любой трансформатор, понижающий или повышающий, выводится с работы аварийно в следующих случаях:

  1. Внутреннее потрескивание, которое характерно для электрического разряда между двумя разно полярными проводниками;
  2. Ненормального или неравномерного шума, который появляется как с нагрузкой, так и без неё;
  3. При необоснованном нагреве, который увеличивается даже при номинальной нагрузке и исправном охлаждении;
  4. При выбросах масла, которые могут быть и с расширителя и с разрушенной диафрагмы выхлопной трубы;
  5. При сильной течи масла, а также при достижении минимального допустимого уровня;
  6. После получения из лаборатории плохих результатов проведённого химического анализа масла.

Последовательность действий персонала при выводе с работы трансформатора в ремонт чётко регламентируется под роспись. В зависимости от местных условий и схемы включения трансформаторов эти переключения могут немного отличаться друг от друга, но основная логическая цепочка всё же остаётся неизменной. Главное, они должны быть выполнены без последствий для питаемого оборудования и для источников, потребляющих электроэнергию, а также безопасно, то есть с применением как основных, так и дополнительных средств индивидуальной защиты.

Вот последовательность отключений и переключений в схеме понижающего трехфазного масляного или сухого трансформатора подстанции, для вывода его в ремонт:

  1. Если имеется секционный разъединитель и масляный выключатель с низкой стороны, то для обеспечения бесперебойного электроснабжения питающихся потребителей. при этом в первую очередь включается разъединитель а уже потом секционный масляный выключатель;
  2. Отключается масляный выключатель с низкой стороны. Теперь обе секции питаются от одного трансформатора, который во время ремонта другого будет питать обе секции. Естественно, это если их всего две, как и трансформаторов;
  3. Отключается вводной масляный выключатель, то есть с высокой стороны;
  4. Теперь можно уже обеспечивать видимый разрыв к силовым шинам выводимого в ремонт трансформатора путём отключения линейных или шинных разъединителей;
  5. С низкой и с высокой стороны должны быть установлены переносные заземления, естественно, после непосредственной проверки отсутствия напряжения и вывешивания плакатов безопасности.

После чего на ремонтируемый трансформатор допускается бригада, с соблюдением всех организационных и технических мероприятий.

Текущий ремонт силовых трансформаторов

В объем работ, выполняемых во время текущего ремонта, входят:

  • Тщательный наружный осмотр;
  • Читка корпуса, протирка изоляторов;
  • Обтяжка всех болтовых соединений, особое внимание нужно уделить токоведущим соединениям, в случае их окисления необходимо раскрутить, зачистить и заново обтянуть;
  • Проверка системы охлаждения и работы маслоуказательного устройства;
  • Срабатывание газовой защиты и чистка блок-контактов в нём;
  • Если есть автоматические устройства охлаждения, необходимо проверить их срабатывание и работоспособность;
  • Спуск ваги и конденсата с отстойника расширителя;
  • Проверка степени влажности силикагеля. Частички розового цвета должны быть заменены на новые;
  • Доливка масла в расширительный бачок в случае необходимости;
  • Замер сопротивления изоляции, эту процедуру выполняют мегомметром, рассчитанным на напряжение 2500 Вольт. Погрешность прибора не должна превышать 10–15%.

Если между текущими ремонтами во время эксплуатации были замечены мелкие неисправности они должны быть устранены ремонтным персоналом. При этом число узлов и деталей которые должны быть заменены на новые должно быть минимальным.

При текущих ремонтах сухих трансформаторов нужно обязательно снять кожух и удостоверится в отсутствии электрического нагрева и механического повреждения всех его частей. После обтяжки обязательно продуть сжатым воздухом, только после этого ставить назад кожуха. Ремонт импульсного трансформатора из-за его небольших габаритов может выполняться даже в домашних условиях.

Капитальный ремонт силовых трансформаторов

При капитальном ремонте обязательно производится вскрытие крышки, и тщательная проверка всех узлов. После чего испытывают его в соответствии с нормативными документами. Ремонт крупных силовых масляных трансформаторов (ТМГ) производится непосредственно на месте установки с применением сборных конструкций, без отправки его в ремонтный цех. Если существуют трансформаторные башни, сооружённые вблизи распределительных устройств или ремонтные площадки машинных залов с подъездными путями тогда задействуют и их. Ремонт масляных трансформаторов (ТМГ) должен включать в себя полную замену старого масла на новое.

Трансформаторы небольшой мощности (сварочные, импульсные и т. д.) ремонтируют в специальных оборудованных мастерских или ремонтных цехах. Эти помещения должны надёжно защищать разобранные трансформаторы от попадания на их части пыли и различных атмосферных осадков. Виды особо важных работ, которые должны выполнять только узкоспециализированные работники, обладающие навыками и знаниями:

  • Доставка ТМГ на ремонтную площадку. Его погрузка, разгрузка и транспортировка;
  • Снятие контактных выводов;
  • Ремонт активной части трансформатора;
  • Перемещение и установка отдельных комплектующих и узлов.

Причём работники должны качественно уметь выполнять не только электрические работы, но и такелажные. Пройдя соответствующее обучение со сдачей экзаменов, а также получив подтверждающий документ. Технологический процесс ремонта трансформатора должен быть выполнен качественно и строго по графику тогда это неприхотливое оборудование прослужит десятки лет. Испытание трансформатора после ремонта сводится к:

  • определению коэффициента трансформации. Он определяется для всех существующих обмоток и ответвлений;
  • замеру сопротивления изоляции обмоток;
  • подаче повышенного напряжения на первичную обмотку. Этому испытанию подвергают каждую обмотку. Технология этого процесса выполняется с помощью повышающего автотрансформатора. Именно он даёт возможность повышения и понижения испытательного напряжение плавно

Ремонт сварочных трансформаторов

Перед тем как перейти непосредственно к ремонту сварочного трансформатора, стоит убедиться в отсутствии подгорания клемм для подключения силового провода. Клеммная колодка, к которой подключаются концы сварочных проводов, самое слабое место этого устройства. Фазные замыкания обмоток редкость, чаще всего это замыкания на заземлённый корпус, а если всё же они произошли, то будет наблюдаться сильный нагрев. То есть при ремонте сварочных трансформаторов нужно обратить особое внимание на все болтовые соединения, так как все-таки процесс сварки связан постоянной работой трансформатора в режиме короткого замыкания. Также этот ремонт направлен на ревизию механизма, соединяющего сердечник, и надёжное закрепление обмоток на магнитопроводе. Ремонт обмоток очень редкая процедура и сводится она к нанесению специального лака на поврежденные её участки или полной её замены на новую.

Качественный текущий и капитальный ремонт трансформаторов, выполненный в полном объёме, часто становится основной составляющей долгосрочной безаварийной его работы.

Видео капитального ремонта трансформатора

Техническое обслуживание и текущий ремонт трансформаторов проводятся с установленной для определенного устройства, периодичностью. Рассмотрим, что входит в ремонт масляных, сухих, электронных и высоковольтных измерительных трансформаторов, а также сроки проведения и порядок работы.

Техническое обслуживание силового трансформатора

Технология, по которой проводится ремонт силовых трансформаторов и натяжка, достаточно проста:

  1. Осмотр устройства снаружи, устранение видимых невооруженным глазом дефектов: грязи на заглушках, изоляторах и на баке;
  2. Проверка уплотняющих деталей (кольца и прокладки). Если замечается течь между фланцевыми соединениями, необходимо подтянуть гайки и обезжирить место крепления;
  3. Проверка и очистка бака. Это очень ответственная часть работы. Нужно проверить точность работы маслоукаазателя и прочистить баковые расширители;
  4. Очень важно следить за состояние воздухоосушителя. Нужно заменить силикогель, который после нескольких месяцев эксплуатации стал розовым, на голубой;
  5. Перезарядить сифонный фильтр. Чтобы это сделать необходимо выпустить из него воздух, и присняв крышку, долить масло до соответствующей пометки на стене бака. Важное замечание: температура доливаемого масла не должна отличаться от температуры масла внутри трансформатора.

Большую роль в этом процессе играет ремонт обмоток силовых трансформаторов, инструкция по процессу имеет следующий вид:

Проблема Решение Примечание
Повреждение витков, трещины секций обмотки Нужно на поврежденный участок цепи наложить специальную лакоткань. Эти повреждения не требуют демонтировать обмотку.
Повреждения обмоток и катушки Нужно обмотку обжечь в печи при температуре от 500 градусов. Витки перекрываем специальной тафтовой тканью в несколько слоев. Катушке необходимо придать нужный размер путем прессовки и деформации.
Необходимо изготовить новую обмотку Понадобится использование специального станка, намотка производится по шаблону. Перед работой на катушку обязательно накладывается прослойка картона.
Обмотки разъединились между собой Здесь понадобятся паяльные работы. Для процесса используем медные или алюминиевые провода (в зависимости от типа обмотки), сечение в среднем до 40-45 мм. Обязательно использование канифоли или ультразвуковой пайки (в случае, если материал проводника – алюминий).

Видео: ремонт силового трансформатора


Обращаем Ваше внимание, что ремонт тяговых или трансформаторов (предназначенных для напряжения в 110 кв и более) и реакторов, не имеет принципиальных отличий от схемы, данной выше, различная только норма времени и пириодичность. Тяговые и тмг (тм 25 КВа) проверяются каждые 12 лет.

Как производят ремонт измерительных трансформаторов

Обязательное требование – подготовить специальное помещение (цех или хотя бы гараж) для починки и поверки. Нужно очистить эпоксидную и фарфоровую изоляции от накопившейся пыли, грязи и жира, проверить прочность их крепления и места соединений на наличие трещин. Далее предпринимаются такие шаги:

  1. Проверка наличия масла в баке и его количеств. Если замечена течь, то нужно затянуть сильнее болты и промазать места соединения герметиком. В том случае, когда трансформатор пропускает масло через швы сварного происхождения, он нуждается в полной замене и ремонту не подлежит;
  2. Проверить соединение трансформатора и заземления. В частности вторичной обмотки и заземляющего контура;
  3. Наличие на торцах и болтовых соединениях коррозионных процессов. Если таковые имеются, их необходимо устранить посредством использования наждачной бумаги или проволочной щетки;
  4. Проверить сопротивление изоляционных материалов. Для этого понадобится специальный прибор – мегаоомметр, разработанный по принципу мультиметра. Норма – 1 кВ для обмотки первичной и 2,5 для вторичной.


Испытания трансформаторов после ремонта производят при помощи высоких напряжений. При помощи таких исследований можно проверить правильность трехфазных соединений и полярность устройств.

Ремонт сухих трансформаторов

Проще всего проводится ремонт сухих трехвазных трансформаторов напряжения. Фазы проведения ремонтных работ:

  1. Нужно подпрессовать обмотку и ярмо системы;
  2. Обязательно подтяните все крепления на вентиляции и баке;
  3. Проверьте и при необходимости замените следующие механизмы: изолятор, кожух, вентилятор, яровые балки;
  4. Очень важно продуть сухим воздухом все вентиляционные каналы устройства;
  5. И последняя проверка – это исследование на наличие ржавчины. При необходимости поврежденные участки зачищаются и закрашиваются специальной краской. Особенно обращайте внимание на кожухи, шины, магнитную систему (стяжки).

Как ремонтировать сварочные трансформаторы

Главным достоинством такой техники является простота конструкции, поэтому ремонт сварочных (бытовых) трансформаторов легко выполним и своими руками, методика следующая (автор Атабеков):

Самым слабым механизмом в сварочных тороидальных трансформаторах является соединение клемм прибора и заземления. Особое внимание уделяем именно этому месту, они часто ослаблены постоянным действием переменного тока.


Предлагаем рассмотреть типовые виды повреждений понижающих сварочных трансформаторов и способы их решения:

Проблемы Решение Примечание
Замкнуло в витках первичной проводки Необходима частичная либо полная перемотка. Обязательно замените изолирующие прокладки трансформатора, возможно ремонт потребует полного разбора машин.
Замкнуло в витках дросселя Пропитайте катушку специальным изолирующим веществом (лаком, краской, мастилом) Аналогичные примечания, как и данные выше. После устранения обязательна проверка заземления и безопасности в целом.
Ослабела пружина регулятора Нужно натянуть либо просто заменить пружину Эта проблема легко диагностируется по сильному шуму, который начинает издавать трансформатор.
Замкнуло зажимы в регуляторе При помощи мультиметра найдите и устраните пробой в системе Проблема диагностируется, если пропала возможность регулировать работу устройства
Перегрев контактов Необходимы срочная зачистка и залудение поврежденных контактов. Обратите внимание также на перегоревшие части проводов – их также нужно заменить.

Основы ремонта гидротрансформаторов

Капитальный ремонт гидротрансформаторов акпп, трансформаторов типа тмз, и электродвигателей необходим каждые 5 лет. Что входит в этот процесс:

  1. Проверка обмоток статора;
  2. Проверка соединений и контактов галогенных ламп и диодов (например, модель автомобиля Мерс или БМВ);
  3. Замена либо восстановление обмоток ротора, изготовленных сварным путем;
  4. Техника обязательно диагностируется при помощи контрольных устройств;
  5. Полная модернизация деталей машин (по требованию или необходимости).

По такой же схеме производят ремонт строчных трансформаторов (в телевизорах, холодильниках и прочей бытовой технике) более подробную информацию поможет найти специальный справочник электрика.

Если самостоятельно нет возможности выполнить все операции, то помогут фирмы, специализирующиеся на ремонте электрических устройств и СТО, просто нужно заключить с ними соответствующий договор. Средняя цена на ремонт трансформаторов тока и напряжения колеблется в пределах от 200 долларов до тысячи, причем нужно понимать, что этот прайс меняется в зависимости от города или повреждений (например, Донецк, Самара, Чебоксары, Новосибирск, отремонтируют ТМЗ за 500 у.е., а в Минске, Санкт-Петербурге, Алмате и Москве – ремонт обойдется все 700). Обратите внимание, Украина в этом плане значительно дешевле, это происходит в связи с тем, что практически в каждой области есть машиностроительный завод.