Феогност,митрополит киевский. Феогност, митрополит киевский и всея руси Макарий, Митрополит Киевский, священномученик

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • Житие Святого отца нашего Феогноста, митрополита Киевского и Всея России.

    Блаженный Феогност, грек по происхождению, родился в Константинополе, еще юношей приобрел знание Божественных канонов и законов, проявил себя мужем разумным и боголюбивым и считался украшением родного города. Он поставлен был на митрополию Киевскую и всея России Исаиею, патриархом Константинопольским, в 1328 году и тогда же прибыл в Галицко-Волынскую землю, поставил здесь двух епископов, затем проследовал сначала во Владимир , потом в Москву, где и воссел на престол своего предшественника, чудотворца Петра митрополита, и стал жить в его доме.

    В том же году великий князь московский Иоанн Даниилович ездил в Орду, хан которой по имени Узбек поручил ему великое княжение Владимирское и с великой честью отпустил в Москву. С тех пор татары перестали воевать с Русской землей, и была в ней тишина в продолжение сорока лет. Святитель Феогност радовался возвышению великого князя московского и во всех случаях был твердым его помощником, так как Господь благоволил перейти и утвердиться Киевской и Владимирской державе в боголюбивом граде Москве.На другой год после своего прибытия святой митрополит Феогност озаботился благоукрашением стольного города своей митрополии, построил в Москве каменную церковь во имя прп. Иоанна Лествичника и создал придел к храму Успения Божией Матери, во имя св. апостола Петра (поклонения честным его веригам), знаменуя сим почитание святой памяти своего предшественника, митрополита Петра, почивающего в сем Успенском храме. В 1329 году блаженный митрополит отправился из Москвы осматривать обширную паству свою. Прежде всего, по примеру своих предшественников Кирилла, Максима и святого Петра, святитель Феогност посетил Новгород. В это время в Пскове княжил Александр Михайлович Тверской, укрывшийся сюда из Орды, где он умертвил убийцу отца своего. Хан Узбек настоятельно требовал, чтобы Александр явился на суд в Орду, но тот не решался ехать к татарам. Зная неистовство хана Узбека, который не пощадит земли Русской за непослушание Александра Михайловича, братья его соединились с великим князем Иоанном Даниловичем, чтобы принудить псковского князя исполнить волю хана. Ни владыка Моисей, ни посадник, прибывшие из Новгорода во Псков, не убедили псковичей отпустить Александра в Орду. Тогда братья его и московский князь подошли ко Пскову со своими войсками и, чтобы избежать пролития крови христианской, упросили преосвященного Феогноста, чтобы он отлучением и запрещением связал князя Александра и послал его в Орду. Святой Феогност положил отлучение и проклятие на псковского князя, на весь город Псков и на всю область их.

    Тогда князь Александр Михайлович сказал псковитянам: «Братия и друзья верные! пусть не будет на вас отлучения и проклятия святительского ради меня худого и грешного. Я ухожу от вас к немцам и в Литву, чтобы не было никакой тягости земле вашей от царя Узбека». Псковичи послушались, со слезами отпустили Александра и послали к великому князю Иоанну Даниловичу челобитье о мире и любви. Тот примирился с псковичами, а митрополит преподал им свое благословение.

    Посвятив для Ростова и Ярославля, вместо почившего Прохора, епископа Антония, преосвященный Феогност отправился в 1330 году в Галицко-Волынскую область.

    По дороге сюда или, может быть, ранее этого путешествия святой Феогност остановился в городе Костроме, где был собран собор из четырех епископов, который поставил на Суздальскую кафедру епископа Даниила, а затем разбирал спор между епископами Сарайским и Рязанским о Червленом Яре (местность между реками Доном и Хопром). Дело решено было в пользу рязанского владыки: Червленый Яр приписан был к Рязанской епархии. В Галицко-Волынской области он пробыл продолжительное время к утешению Православия, сильно теснимого католичеством, и для того, чтобы воспрепятствовать отделению Галицко-Волынских епископий в особую от Всероссийской митрополию. Из Владимира Волынского он дал знать в Новгород, чтобы явился для посвящения к нему нареченный в архиепископа Новгородского Василий. В то же время пришли во Владимир и послы от псковичей, от возвратившегося князя Александра Тверского и от князя Гедимина Литовского, с просьбой, чтобы митрополит поставил во Псков особого епископа - Арсения. Феогност поставил Василия во архиепископа Новгороду и Пскову, а псковичам в их просьбе отказал, так как они добивались себе отдельного епископа из стремления к церковной и гражданской независимости от Новгорода, и незадолго перед этим временем проявили непокорность великому князю и митрополиту. Во Владимире же Волынском был посвящен блаженным Феогностом и епископ Феодор для Твери.

    Во след новопоставленному архиепископу Василию, возвращавшемуся с посадниками и их дружиной в Новгород, митрополит послал грамоту, в которой писал: «Князь литовский отпустил на вас 500 воинов, чтобы вас схватить». Владыка Василий и посадники ускорили свой путь, но под Черниговом их настиг князь Феодор Киевский с татарским баскаком. Едва они откупились от преследующих. Бог же наказал за это дружину князя Феодора тем, что на обратном пути кони их пали, и они шли пешие. А блаженный митрополит стыдил князя, грозя: «Срам князю, который чинит неправду, обижает, творит насилие и разбой».

    Посетив Перемышль, Холм и Галич, первосвятитель водворился на время в Киеве, чтобы устроить древнюю митрополию, потерпевшую от монголов и Литвы. Сюда пришли к митрополиту послы от великого князя московского Иоанна Данииловича, чтобы он дал князю благословение воздвигнуть церковь во имя Преображения Спаса нашего Иисуса Христа, устроить монастырь внутри града Москвы и перенести туда архимандритию от святого Даниила из Заречья, ибо великий князь хотел вселить ее внутрь града, близ своего дворца, чтобы ни день ни ночь не быть отлученным от этой святыни. Преосвященный митрополит с любовью преподал князю свое благословение, и скоро построен был каменный храм Спаса на Бору, между жилищами великого князя и митрополита, и основалась Спасская обитель.

    Из южной России митрополит Феогност отправился в Грецию и в Орду. Он был в Царьграде у патриарха для разрешения недоумений, возбужденных при пасторском обзоре епархий, и сообщил там собору о чудесах митрополита Петра. На последнее сообщение митрополит Феогност получил в 1333 году письменное разрешение патриарха Иоанна XIV Калеки праздновать память святителя. Преосвященный Феогност посетил Орду с тем, чтобы получить утверждение прав и преимуществ, предоставленных Русской Церкви татарскими ханами.

    По возвращении в Москву митрополит освятил осенью 1333 года созданную великим князем на Кремлевской площади каменную церковь во имя святого Архангела Михаила, будущую усыпальницу князей Московского рода. Вслед за тем, по совету блаженного Феогноста, сын Иоанна Данииловича, Симеон вступил в брак с дочерью великого князя литовского Августой, которая была крещена в Москве и наречена Анастасией. Мудро содействуя установлению добрых отношений Литвы и Руси, блаженный святитель проявил себя миротворцем и между Москвою и Новгородом.

    Посвятив в 1336 году епископа Гавриила для Ростова , первосвятитель утвердил князя тверского Александра Михайловича в намерении идти в Орду с покорностью татарскому хану. Приняв благословение от Феогноста митрополита и от всех святителей русских и решив, что лучше умереть за веру, чем своим неповиновением навлекать гнев татар на всю Россию, князь Александр отправился в Орду и со смирением предал себя воле хана Узбека. Тот подивился его мудрости, пожаловал княжением Тверским и отпустил на Русь. Но вскоре оклеветали тверского князя в Орде, он был вызван туда вторично со своим сыном Феодором, и оба были убиты по приказанию Узбека. Тела их встретил во Владимире митрополит Феогност со священным cобором, отпел над ними надгробное пение и со слезами отпустил в Тверь. Зимою 1340 года митрополит Феогност был в Брянске. При нем поднялась крамола против князя Глеба Святославича. Напрасно святитель уговаривал возмутившихся брянцев - они не послушались и умертвили князя.

    В это время умер Иоанн Даниилович Калита ; на престоле великого княжения Владимирского и Московского воссел сын его Симеон Иоаннович. Он послал в Торжок за данью. Но жители Торжка обратились в Новгород с жалобой на бояр московских, собиравших дань. Новгородцы захватили их и на время заточили. Разгневанный великий князь Симеон пошел с войском к Торжку. Новгородцев объял страх, и они умолили бывшего в войске митрополита печаловаться за них перед князем. Первосвятитель уговорил князя заключить с новгородцами мир и посетил Новгород, где и удерживал своими поучениями буйных жителей от разбоя и насилия.

    В 1342 году великий князь Симеон Иоаннович отправился в Орду к новому хану Джанибеку, его сопровождал и преосвященный Феогност митрополит. Пробыв в Орде недолго, великий князь возвратился в Москву. Святитель же Божий Феогност остался в Орде, так как был оклеветан перед ханом некоторыми злодеями из русских, которые говорили: «Митрополит Феогност не дает дани в Орду с освященного чина и со всего церковного причта, а сам себе взимает с них дань бесчисленную, тебя же хана обижает, и ему следует давать тебе дань в Орду каждый год». Хан потребовал у митрополита, чтобы тот представил ему ежегодную дань. Святой же Феогност не повиновался этому приказанию. На понуждение и вопросы татар, почему митрополит не желает давать церковную дань, святой отвечал: «Христос истинный Бог наш, Церковь Свою искупил от неверных честною Своею кровью, поэтому и причт церковный свободен от всякого рабства и служения, кроме служения Богу. Да и почему вы заставляете меня отвечать вам за эту дань?»

    Неверные сказали на это: «Ты глава Церквам и должен или сам давать нам за них ежегодную дань, или разреши нам самим взимать с них дань, мы же никого не пощадим».

    Святитель отвечал: «Если кто оскорбит Церковь Божию, того оскорбит Бог. Так пишет учитель наш Павел, апостол Христов».

    Поганые не переставали принуждать святого к представлению дани, угрожая ему всякими мучениями, сами же не смели собирать дань со священнослужителей и причта. Не попустил Бог проявиться их дерзости и устрашил их. Ибо они знали, что и первые цари их, будучи нечестивыми, немилостивыми и кровопийцами, давали однако подтвержденные клятвами ярлыки митрополиту и епископам не брать дань ни с кого из причта церковного и из всех, живущих в областях, принадлежащих Церкви, всех их ханы считали Божиими слугами и приносили эту дань небесному Богу. И доныне сохранились такие грамоты (ярлыки) нечестивых царей, подкрепленные страшными клятвами, писанные к великому чудотворцу Петру, митрополиту всея России, и иным митрополитам. Много раз ханы пытались преступить свою клятву и сами, без разрешения митрополита, хотели собирать ежегодную дань с церковного причта, но возбранил им это Вышний Промысл, ибо они боялись Божией казни.

    Нечестивые татары сильно мучили Христова святителя Феогноста, принуждая его снять с них прежнюю клятву и разрешить им собирать дань с церковного причта. Блаженный страдалец Феогност доблестно претерпел эти муки ради Церкви Христовой. О своем имуществе он не заботился и раздал тогда татарам до 600 рублей серебра. Но не только не разрешал татарам собирать дань с людей церковных, а совершенно запретил им это и заклял страшными клятвами.

    Его отпустили на Русь с прежними правами духовенства, и жена хана Тайдула подтвердила их особой грамотой. Так освободил святитель Христову Церковь от напасти, а причетников от налога и дани. Как непобедимый воин, возвратился с победой святой Феогност и, в самое средокрестие святого и Великого поста, прибыл благополучно на свой престол Русской митрополии, принося благодарения Богу и Пречистой Богородице.

    Вскоре по возвращении из Орды святитель огорчен был страшным пожаром, опустошившим Москву и истребившим до 18 церквей. Это бедствие тем более было тягостно, что пожар 1343 года был уже четвертый при блаженном Феогносте, а между тем столько расходов сделано было в Орде. И однако ревностный архипастырь в следующем же году поручил греческим художникам возобновить иконное письмо в кафедральном своем храме Пречистой Богородицы, и возобновление было окончено в том же году.

    По смерти великого князя Гедимина (в 1341 году) поднялись в Литве кровавые распри между сыновьями его. Один из них, Евнутий, вынужден был бежать из Литвы и явился в Москву. Здесь язычник-князь в 1345 году крещен был митрополитом и наречен Иоанном. Вслед затем (1346 г.) прибыл в Москву владыка Новгородский Василий с предложением великому князю Симеону занять стол Новгородского княжения. Тотчас по прибытии он посетил митрополита, принес ему дары и просил о благословении. Первосвятитель благословил Василия и почтил его крестчатыми ризами. Тогда же митрополит поставил Спасского архимандрита Иоанна во епископа городу Ростову.

    Случилось так, что патриарх Константинопольский возвел Галицкого епископа в сан митрополита всей южной России, создав таким образом митрополию отдельную от Киевской, это вызвало много беспорядков в церковном управлении.

    Вследствие назначения особого митрополита для южной России блаженному Феогносту пришлось испытать много тревог. По совещании с великим князем московским, посланы были в Царьград послы, и заботы святителя не были бесплодны. Константинопольский собор 1347 года постановил уничтожить прежнее определение о Галицко-Волынском митрополите и почтил Феогноста званием «предпочтенного митрополита и экзарха всея Руси».

    Обрадованный таким решением Константинопольского собора, блаженный Феогност в следующем году отправился на Волынь. Вслед за возвращением его в Москву, волынский князь Любарт Гедиминович, во святом крещении Феодор, прислал к великому князю московскому просить для него в замужество племянницу великого князя, дочь ростовского князя. По совету преосвященного Феогноста, ростовская княжна охотно была выдана за усердного ко святой вере Любарта. Затем Ольгерд, великий князь литовский, прислал к Симеону Иоанновичу послов с просьбой взять в замужество Иулианию, дочерь князя тверского Александра. Великий князь московский усомнился выдать родственницу за язычника и просил совета у митрополита. Первосвятитель, имея в виду полезные последствия сего брачного союза, как для государства, так особенно для успехов святой веры в языческой Литве, преподал благословение на брак (1350 г.).

    Ослабленный летами и трудами, блаженный Феогност в конце 1350 года был тяжко болен. Смиренно перенося недуг, первосвятитель не оставлял своего пастырского служения, возвратил на Суздальскую кафедру епископа Даниила, а в Новгороде также вторично поставил епископа Моисея. В 1352 году Россию посетило ужасное несчастие, открылась моровая язва и опустошила многие русские области. Престарелый святитель пережил тяжелый год, готовясь к смерти. Зимой преосвященный Феогност поставил наместника своего святого Алексия, которого любил, во епископа городу Владимиру. Так при жизни своей митрополит учинил его владыкою, а по смерти благословил на свое место, на митрополию Киевскую и всея России. Святитель Феогност отличался выдающимся умом, обширными богословскими познаниями. Ревность о Православии побудила святителя выступить против не право учащих о Божественном свете.

    После себя святой Феогност оставил письменные труды. Из них недавно найдено поучение под таким заглавием: «Поучение Феогноста, митрополита всея Руси, душеполезное и спасительное. К духовным детям нашим, правоверным христианам от Божественных Писаний о смиреннолюбии, что не подобает христианам играть и бесчинно смеяться, что недостойно приходящие к Божественным Тайнам ввергают себя в нестерпимую муку, и о том, как подобает почитать Честный и Животворящий Крест Господень».

    В 1353 году, 11 марта, блаженный Феогност, великий пастырь и наставник Российский, с миром отошел к Господу, его же ради усердно подвизался. Всех лет его святительства было 25. 14 марта честное тело блаженного было положено в преславном граде Москве, в великой соборной церкви Пречистой Богоматери, в приделе Поклонения веригам верховного апостола Петра , близ чудотворного гроба Петра митрополита, богоносного святителя русского. Мощи святителя Феогноста, обретенные нетленными в 1471 году, недолго почивали в сем соборном храме, который стал уже ветхим, просуществовав 146 лет. Великий князь московский Иоанн III Васильевич и митрополит Филипп задумали построить на месте ветхого новый храм, подобный храму Пресвятой Богородицы во Владимире, и перенести туда мощи святых митрополитов. В 1474 году новый храм разрушился, и 10 марта 1475 года мощи святых митрополитов, в том числе и святителя Феогноста, перенесли в церковь св. Иоанна, под колокола. Новый храм Успения Пресвятой Богородицы был окончен строением в 1479 г. при митрополите Геронтии, и раки святых митрополитов торжественно перенесли туда 27 августа. Мощи Феогноста митрополита поставили по-старому, и здесь они доселе почивают под спудом.

    В 1474 году у гроба святителя Феогноста совершилось преславное чудо. Некий человек в городе Москве пошел по обычаю к месту скудельничьему, где граждане погребали странников и нищих. Был обычай посещать это место в четверг седьмой недели, приносить туда канун и свечи и творить моление об умерших. Вместе со всеми пошел и тот человек. И вот стали засыпать старую яму, которая была наполнена мертвыми телами, и копать новую. А копали и засыпали землею все граждане, мужи и жены, Бога ради. И тот человек взял в полу землю из новой ямы и понес ее в старую, но вследствие тесноты людской споткнулся, упал на землю и внезапно оглох и онемел. Много дней страдал он этою болезнью; однажды сказал ему некто, как бы во сне: «Иди завтра в соборную церковь Пречистой Богородицы, в честь славного Ее Успения». Он пошел туда и стал прикладываться к гробам святых митрополитов Петра, Иоанна и Филиппа; когда же он приложился к гробу святителя Феогноста, внезапно стал говорить и слышать, и рассказал всем, как был он нем и как вернулась ему речь: «Когда я наклонился, - сказал исцеленный, - и хотел приложиться к мощам святителя Феогноста, святой внезапно поднялся, благословил меня рукою и коснулся языка моего. Я же стоял, как мертвый, и вдруг стал говорить».Слышавшие это дивились и прославили Бога и святого митрополита Феогноста.

    В XVI и XVII столетиях святитель Феогност стал в числе почитаемых усопших. Местное празднование установлено ему в XIX веке. В настоящее время святителю Феогносту совершается уже общецерковное празднование.

    Феогност, митрополит киевский и всея Руси

    Митрополит киевский и всея Руси, по происхождению константинопольский грек, поставлен в русские митрополиты в Константинополе в конце 1327 или начале 1328 г., ум. 11 марта 1353 г. Прибыл на Русь, вероятно, в 1328 г., сначала в Волынскую землю, где в мае месяце этого года поставил владимирского и галицкого епископов, при участии всех тогдашних иерархов Галицко-Волынской земли. Участие последних иерархов, входивших в состав особой литовской митрополии, свидетельствует, что к тому времени - может быть, еще до выезда Ф. из Константинополя и по его стараниям - указанная митрополия была упразднена, и новый киевский митрополит являлся таким образом действительным первоиерархом безраздельно всей Руси. В том же 1328 г. Ф. прибыл в Москву, которая становится его кафедральным городом. Решение его основаться здесь, а не во Владимире, как следовало бы, имело громадные политические последствия. Благодаря этому решению стольный город московских князей приобретал значение церковной столицы Руси. В нем сосредоточивались все нити управления церковной частью страны, притягивавшие отдельные и самые отдаленные области к одному месту, и стекались богатые материальные средства русской церкви. Присутствие митрополита в этом городе освящало церковным авторитетом все действия его князя и придавало им сугубую силу. Это было то самое, к чему всегда упорно стремился великий князь московский Иван Данилович, чего он достиг отчасти при предшественнике Ф., св. митр. Петре, и что по смерти Петра неудачно пытался обеспечить на будущее время путем выбора и поставления в митрополиты своего, московского кандидата. Такое совпадение митрополита с великим князем в общих намерениях касательно судьбы церкви и московского княжества и даже прямо полное единение с последним во всех его политических замыслах характеризует и последующую деятельность Ф. Так, по прибытии в Москву Ф. по собственной инициативе начинает заботиться о внешнем украшении города, чтобы дать ему и в этом отношении возможность соперничать с богатым Владимиром, и побуждает к тому же и Ивана Даниловича. В древнее время главное украшение городов составляли храмы, поэтому Москва стала застраиваться каменными церквами. Продолжая постройку заложенного еще при митр. Петре Успенского храма, Ф. в 1329 г. построил две каменные церкви - ап. Петра и Иоанна Лественика; в 1330 г. князем заложена была каменная церковь Спаса на Бору; в 1333 г. им же построена каменная церковь Архангела Михаила. Той же цели возвышения Москвы - и одновременно митрополичьей кафедры - служило и прославление митр. Петра, первого митрополита, жившего и погребенного в ней. Еще до приезда Ф. у мощей святителя стали совершаться чудеса, которые не прекращались и по его прибытии. Ф. воспользовался своими связями с патриархией и исходатайствовал в июле 1339 г. разрешение канонизовать митр. Петра. С причислением митр. Петра к лику святых Москва стала не только городом выдающейся политической важности, но и местом, к которому очевидно для всех явлено особое Божие благоволение. В 1329 г. Ф. пришлось оказать вел. князю и чисто политическую услугу. В 1327 г. в Твери восставшим народом был убит ханский посол и его свита. Тверской князь Александр Михайлович, он же и великий князь Владимирский, будучи замешан лично в это дело, бежал от ханского гнева во Псков. Хан Узбек передал тогда великое княжение московскому князю и потребовал от него поимки и доставки беглеца к себе. В 1329 году, во время пребывания Ф. в Новгороде, для исполнения этого требования великий князь Иван вместе с другими русскими князьями осаждали Псков, но безуспешно. Чтобы сломить упорство защитников города, кн. Иван и другие князья решили просить Ф. наложить церковное отлучение на тверского князя и псковичей. Им пришлось, однако, "увещевати и молити" митрополита прежде, чем тот исполнил их просьбу. После этого тверской князь удалился в Литву, и с него и псковичей снято было отлучение. Тем же постоянным помощником московского князя в его государственных стремлениях является Ф. и при преемнике Ивана Даниловича, его сыне Симеоне Гордом. Не довольствуясь личным содействием осуществлению московских интересов, он принял меры к тому, чтобы этим интересам оказывалось содействие и его преемником. По соглашению с кн. Иваном, после его смерти, в 1340 г. он выбирает своим митрополичьим наместником, в качестве предызбранного кандидата в митрополиты, известного своей преданностью этим интересам св. Алексия.

    В 1329 г., на другой год по прибытии в Москву, Ф., как упомянуто выше, ездил для административных целей в Новгород. Оттуда он возвратился в Москву и там, а может быть частью во Владимире, в конце 1329 г. и начале 1330 г. поставил епископов на ростовскую, суздальскую и тверскую кафедры. С марта-апреля 1330 г. по апрель-май 1332 г. он пробыл в Галицко-Волынском крае. Причиной поездки туда несомненно были дела, связанные с открытием особой галицкой митрополии. Неизвестно, каким образом Ф. удалось достичь закрытия этой митрополии уже к августу 1331 г.: галицкий епископ в качестве рядового иерарха участвует в этом месяце в поставлении митр. Ф. черниговско-брянского епископа. 25 того же августа Ф. был во Владимире-Волынском, где поставил новгородского архиепископа Василия. Вскоре за тем Ф. отказал прибывшему от псковичей посольству о поставлении для них особого от Новгорода епископа. Из галицко-волынской Руси он ходил зачем-то в Константинополь, откуда через Орду возвратился в Москву весной 1333 г. В 1337-38 гг. вновь была открыта галицкая митрополия. Из греческих актов об упразднении ее известно, что открытию предшествовали какие-то нелады между будущим митрополитом галицким, епископом и другими епископами Галицко-Волынского края и что первый по жалобам вторых должен был подвергнуться суду митр. Ф. Избегая именно этого суда, галицкий епископ ушел в Царьград и там исходатайствовал себе назначение митрополитом. Ф. неоднократно подавал патриарху жалобы на нового митрополита и просьбы о закрытии митрополии, но до 1347 г. не имел успеха. В этом году почти одновременно произошли перемены на императорском и патриаршем престолах, и новые император и патриарх, получив от вел. князя и Ф. грамоту по этому делу, не замедлили исполнить их желание. В 1340 г. Ф. посетил Брянск, где был свидетелем народного возмущения против кн. Глеба Святославича и тщетно старался спасти последнего от смерти. В 1341 г. Ф. был вместе с вел. князем в Торжке и затем в Новгороде "с многими людми", причем "тяжко бысть (новгородским) владыце и монастырем кормом и дары". В 1342-43 гг. Ф. путешествовал в Орду для получения подтвердительного ярлыка от нового хана. Во время пребывания его там какие-то русские люди донесли хану, что у русского митрополита бесчисленно много злата, серебра и всякого богатства и что он вполне может платить в Орду ежегодную дань за себя и духовенство. Хан потребовал у Ф. этой дани, но тот мужественно противостоял всем утеснениям и истязаниям, раздарил 600 руб. хану, ханше и их приближенным и сохранил за русской церковью прежние льготы. Кроме ханского ярлыка, Ф. вывез из Орды еще ярлык от ханши Тайдулы, данный ему в знак ее покровительства. В 1346 г. Ф. ставил епископа в Ростов. В 1348-49 гг. снова ездил в Галицкую землю. После этого был в Костроме и держал там собор, о котором известно только то, что на нем был разрешен спор между рязанским и сарайским епископами о границах их епархий. В 1350 г., впав в тяжкую болезнь, Ф. отправил вместе с великим князем посольство к патриарху и императору с ходатайством о поставлении, в случае его смерти, в русские митрополиты не грека, а того лица из русских, которое будет прислано от великого князя. В 1351 г. он благословил на суздальскую кафедру епископа Даниила, бывшего под запрещением "за некую вину". В начале декабря 1352 г. ставит своего наместника Алексия во епископа владимирского. В 1353 г., перед самой смертью его, в Москве состоялось какое-то совещание великого князя с князем суздальским "про причет церковный". 11 марта этого года Ф. скончался и через четыре дня погребен был в Успенском соборе рядом с митр. Петром.

    В 1475 г. гроб митр. Ф. был вынесен из Успенского собора, на время перестройки последнего, в церковь св. Иоанна под колоколами и возвращен на прежнее место 27 августа 1479 г. По сообщению летописи, в 1474 г. при гробе Ф. получил исцеление некий человек; "и сказаша митрополиту Геронтию и великому князю, они же неверием одержими беша, не повелеша звонити и всему городу славити его, но последи новую церковь сотвориша Богородицкую и заделаша мощи его, в землю покопавши, и покрова на гробнице каменной не положиша, и ныне в небрежении гроб его". Хотя в некоторых прологах XVII в. и встречаются под 27 августа записи о перенесении мощей "иже во святых отца нашего Феогноста, митрополита киевского", но несомненно, что ни в XVI, ни в XVII столетиях митр. Ф. еще не было установлено празднования в Успенском соборе. Установление этого празднования относится к XIX столетию.

    Греческий историк Никофор Григора называет Ф. "мужем разумным и боголюбивым", наши летописи (Типографская и Воскресенская) - великим наставником. Тот же Григора сообщает, что митр. Ф., получив определение константинопольского собора 1341 г. с изложением учения о несотворенности Фаворского света, не согласился с этим учением и написал по поводу его многие пространные укоризны и обличения, которые доставил патриарху и епископам. В настоящее время известно только одно сочинение Ф., не считая грамоты от его имени на Червленный яр, которую, конечно, не он писал, - поучение на русском языке "к духовным чадом... о божественных писании, о смеренолюбьи, яко не подобает играти и смеятися бещанно... и якоже недостойнии приходять к божественным таинам, в муку себе в нетерпеливую в вергуть, и како подобает чтити честнаго и животворящаго креста". Может быть, не без ведома Ф. был составлен в его правление до 1340 г. сборник узаконений против симонии, под заглавием: "Книга, нарицаемая Власфимия". Находящийся в московской синодальной библиотеке требник, ложно носящий его имя и содержащий в себе обличение раскольников, составлен известным типографом петровского времени Ф. Поликарповым-Орловым.

    "Полное Собрание Русских Летописей", тт. I, II, III, IV, V, VII и ХХІ. - "Рус. Истор. Библ.", т. 6, ч. 1, 2-е изд., СПб., 1908 г. - Евгений митр. , "Словарь истор. о писат. дух. чина", ч. II, СПб., 1827 г. - Барсуков Н. , "Источники русской агиографии", СПб., 1882 г. - Леонид , архим. , "Св. Русь", СПб., 1891 г. - Макарий , митр. , "История русской церкви", т. IV, СПб., 1886 г. - Филарет , архиеп. , "Обзор русской духовной литературы", кн. 1, СПб., 1884 г. - Его же , "Русские святые", Чернигов, 1865 г. - Димитрий , архиеп. , "Месяцеслов Святых", вып. VII, Тверь, 1898 г. - Голубинский Е. , "История канонизации святых в русской церкви", изд. 2-е, М., 1903 г. - Его же , "История русской церкви", II т., 1-я пол., M., 1900 г. - Никольский Н. , "Материалы для истории древнерусской духовной письменности" ("Изв. отдел. рус. яз. и слов. И. A. Н.", 1903 г., т. VIII, кн. I).

    {Половцов}

    Феогност, митрополит Киевский и всея Руси

    Святитель, митрополит Киевский и всея Руси.

    † 1353, память 14/27 марта, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.

    По происхождению грек.

    Был хиротонисан в митрополита Киевского и всея Руси Константинопольским патриархом Исайей в 1328 году и в этом же году прибыл на Русь.

    Это был архипастырь хорошо образованный, отличавшийся мудростью в делах церковного управления. Основные усилия он направил на централизацию церковной власти и на объединение всего Русского государства.

    Святитель Феогност, прибыв в свою митрополию, поселился в Москве, как и его предшественник, митрополит Петр († 1326; память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января), а не во Владимире, за обладание которым боролись русские князья и куда в 1299 году переселился со своим двором из опустошенного татарами Киева, митрополит Максим († 1305; память 6/19 декабря). Московский великий князь Иван Данилович Калита († 1340; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых и 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых), ставший в том же 1328 году великим князем Владимирским, тоже остался жить в Москве, и она таким образом стала церковной и политической столицей Руси. Святитель Феогност и князь продолжили каменное церковное строительство в Москве, начатое закладкой в 1326 году, по совету митрополита Петра, церкви Успения Богородицы: в 1329 году святитель Феогност возвел церковь Иоанна Лествичника и пристроил с севера у церкви Успения придел в честь апостола Петра; князь же в 1330 году заложил храм Спаса Преображения на Бору, а в 1333 году выстроил церковь Архангела Михаила. Укреплению Москвы как центра русской митрополии способствовало прославление мощей святителя Петра, а в 1339 году была получена утвердительная грамота от Константинопольского патриарха Иоанна XIV Калеки о его канонизации.

    В мае 1328 года митрополит Феогност собрал на Волыни Собор епископов упраздняемой митрополии и с их участием хиротонисал епископов Владимиро-Волынского Афанасия (у 1363) и Галицкого Феодора. С сентября 1330 года митрополит Феогност вновь был на Волыни, откуда отправил послов в Новгород за кандидатом в архиепископы Новгородские Василием (Каликой; † 1352, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), и 25 августа 1331 года во Владимире-Волынском посвятил его. В апреле 1332 года в Галиче или во Владимире-Волынском святитель Феогност рукоположил Черниговского епископа Павла.

    Весной 1329 года митрополит Феогност был вместе с великим князем Иваном Даниловичем Калитой в Новгороде, побуждая псковичей выдать Тверского князя Александра Михайловича, которого требовал хан Узбек для наказания за восстание тверичей против татар в 1327 году и убийство ханского посла Шевкала. Великий князь, чтобы отвратить гнев ханский от себя и от России, двинулся на непокорных псковичей с войском, но, не желая проливать кровь, упросил митрополита подействовать на них силою церковной анафемы, если они не прекратят своего упорства. Псковичи смирились. После церковного отлучения князь Александр Михайлович ушел из Пскова в Литву, но затем вернулся во Псков и стал Псковским князем.

    Вскоре после этого, узнав о смерти митрополита Литовского Феофила, святитель Феогност отправился в юго-западную Русь для возвращения под свою власть Литовской митрополии, созданной в 1316-1317 годах по инициативе великого князя Литовского Гедимина и существовавшей (с центром в Новогрудке) по крайней мере по 1329 год.

    В марте 1330 года святитель Феогност посетил Кострому и присутствовал при основании Ипатьевского монастыря.

    В 1333 году святитель Феогност ходил в Золотую Орду для получения от хана Узбека утверждения в своем звании.

    В 1341 году митрополит Феогност второй раз посетил Новгород. Великий князь Московский Симеон Иванович Гордый занял своим войском Торжок и принудил новгородцев уплатить ему значительную дань, которая казалась для них несправедливою и позорною. При великом князе в Торжке они видели и святителя Феогноста, разумеется, как его единомышленника. Неудивительно, что вскоре за тем, удостоившись посещения митрополита, они приняли его очень неохотно, и местный летописец, прислушиваясь к мнению народа, внес в свою летопись следующие слова: "Приеха митрополит Феогност гречин в Новгород с многими людьми, тяжко же бысть владыце и монастырем кормом и дары". В 1353 году недовольство новгородцев против митрополита обнаружилось гораздо яснее: владыка Новгородский Моисей († 1363; память 25 января/7 февраля) отправил послов в Константинополь к императору и патриарху, прося от них "исправления о непотребных вещех, приходящих с насилием от митрополита", в частности, он был недоволен тем, что митрополит не дал ему права, бывшего у его предшественника архиепископа Василия (Калики), носить кресчатую фелонь.

    Тяжелое испытание пришлось перенести святителю в 1342 году во время второго похода в Золотую Орду по случаю воцарения хана Джанибека. Об этом посещении митрополитом Феогностом Орды рассказывает небольшая повесть под названием "Страдание преосвященного Феогноста митрополита о дани церковьней", содержащаяся в Степенной книге (ПСРЛ, СПб., 1913, т. 21, 2 половина, с. 345-346) и в Милютинских Четиих Минеях под 14 марта. С митрополитом ходил в Орду великий князь Симеон Иванович, но тот скоро вернулся в Москву. Митрополит же Феогност был там задержан, так как "некой русские злодеивые мужи" говорили хану о больших доходах, которые имеет Русская Церковь, и побуждали его обложить ежегодной данью и ее. Хан передал этот вопрос на рассмотрение своим людям. Святитель Феогност, отстаивая независимость Церкви, подвергся суровым истязаниям и пыткам, и раздав им до шестисот рублей, убедил их оставить в силе узаконения прежних ханов, основанные на "Ясе" Чингис-хана, получив об этом ярлык от Джанибека и его жены Тайдулы, и в 1343 году возвратился на Русь. За этот подвиг митрополита Феогноста особенно прославляли его благочестивые соотечественники.

    Новое испытание для митрополита Феогноста принесло учреждение особой митрополии в Галиче Константинопольским патриархом Иоанном XIV. Митрополит Феогност энергично воспрепятствовал этому и добился у Константинопольского патриарха упразднения образовавшейся митрополии. В августе 1347 года Константинопольский император Иоанн VI Кантакузен издал золотую буллу, в которой извещал, что открытие в Галиции особой митрополии есть нововведение, совершившееся незадолго пред #м во время смутных обстоятельств в Византии; что отныне "святейшие епископии, находящиеся в стране Малой России, называемой Волынью, именно: Галицкая, Владимирская, Холмская, Перемышльская, Луцкая и Туровская", должны подчиняться святейшей митрополии Киевской и всея России. В том же 1347 году русские князья во главе с великим князем Московским Симеоном Ивановичем собрали и послали императору Иоанну VI Кантакузену деньги на восстановление разрушенной землетрясением восточной апсиды Константинопольской святой Софии. Святитель Феогност, получив вновь под свое ведение волынские епархии, в 1348-1349 годах предпринял дальнее путешествие для их обозрения.

    Святителем Феогностом был разрешен спор о церковном подчинении Червленого Яра как области Рязанской, а не Сарайской епархии.

    Так в трудах о церковном благоустроении протекала жизнь святителя.

    В 1352 году некий монах по имени Феодорит уверял в Константинополе, что митрополит Феогност умер, и добивался поставления на его место, а когда патриарх просил его подождать до выяснения обстоятельств, тот бежал в Тырново и был там возведен в сан русского митрополита, после чего поселился в Киеве. За этим событием последовали грамоты Константинопольского патриарха и посольство от святителя Феогноста и великого князя Московского Симеона Ивановича в Константинополь с просьбой поставить после смерти митрополита Феогноста преемником его помощника, епископа Владимирского Алексия († 1378, память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня). Митрополит Феогност подготовил себе достойную смену в лице святителя Алексия, который при митрополите Феогносте за 14 лет прошел все иерархические ступени и под его руководством получил прекрасное церковное и светское образование. Прставление митрополита на Русскую митрополию из среды русских было нежелательно для греков. Но святитель Феогност, как добрый пастырь Церкви, преследовал только интересы Церкви. На всероссийскую кафедру он искал прежде всего достойного по совокупности качеств предстоятеля, независимо от национального происхождения.

    Митрополит Феогност скончался 11 марта 1353 года в эпидемию чумы, которую в народе называли "черной смертью". Через три дня был погребен в Московском Успенском соборе неподалеку от своего предшественника, святителя Петра.

    В 1471 году мощи его обретены нетленными.

    Причтен к лику святых.

    Труды:

    Грамота митрополита Феогноста на Червленный Яр о принадлежности тамошнего края к Рязанской епархии // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. - Ч. 1., № 18, с. 163. Поучение Феогноста, митрополита всея Руси, душеполезное и спасенное, к духовным чадом, нашим правоверным крестьяном, от божественных писаний о смеренолюбьи, яко не подобает играти и смеятися бещинно крестьяном, и яко же недостойни приходять к божественным тайнам - в муку себе не в терпеливую въвергнуть, и как подобает чтити честнаго и животворящаго креста // Сборник Отделения русского языка и словесности АН. - СПб., 1907. - Т. 82, № 4, с. 118-126.

    Литература:

    Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Почаево-Волынский. - М., 1888, с. 81-84.

    Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Очерк из истории Православной Церкви и древнего благочестия на Волыни. - Житомир, 1878, с. 100-101. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. - М.. 1896, с. 26, 75, 91,119. Макарий (Булгаков), митрополит. История Рус-^ ской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886. - Т. 4, кн. 1, с. 22, 25-26, 30-32. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. - 3-е изд. - СПб., 1882, март, с. 334.

    Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. - 3-е изд. - СПб., 1884, с. 70-71.

    Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. - СПб., 1827. - Т. 2, с. 317.

    Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Известия отдела русского языка и словесности императорской Академии наук. - 1903. - Т. 8, кн. 1.

    Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - 2-е изд. - М., 1903, с. 191, 560.

    Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. - М., 1900-1911. - Т. 2,1-я пол. Голубинский Е. Е. Митрополит всея России Феогност. - Сергиев Посад, 1893. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. - Каменец-Подольск, Тверь, 1892-1902. - Вып. 7.

    Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 131,136,137,138. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. - СПб., 1882, с. 584. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. - СПб., 1862. - с. 241-242.

    Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 2.

    Соколов Ал. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. - Киев, 1913.

    Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1402, 1405.

    Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. - СПб., 1891, № 514.

    Московский некрополь: в 3 т. - СПб., 1907- 1908. - Т. 3, с. 412.

    Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. - М., 1903-1911,1908, 1916. - Кн. 2, доп., с. 433-434, прим. 1, с. 435, прим. 2; 438-439.

    Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. - М., 1844-1891; 1848, с. 33.

    Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 487.

    Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. - М., 1903, с. 12. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. - 1896, с. 46.

    Русская историческая библиотека. - 2-е изд. - СПб., 1908. - Т. 6, ч. 1.

    Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. - СПб., 1841-1863. - Т. 1, 2, 3, 4, 5, 7,11. Исторический вестник. - СПб., 1881, апрель, с. 736.

    1891, сентябрь, с. 642. - 1895, январь, с. 95. Православный собеседник. - Казань, 1867, март, с. 216.

    Журнал Московской Патриархии. - М., 1953, № 8, с. 39-46.

    Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1573, 2409. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 41, с. 893.

    Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 25, с. 236-238.

    Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 13.

    Прохоров г. М. Феогност // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1987. - Вып. 1, с. 453-457.

    Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 3, с. 19, 26-33, 35, 37, 73, 74, 99,108 11, 149,158, 179, 193, 194, 199, 203, 205, 218, 219, 223, 226, 227, 230, 232, 251, 312.

    - Митрополит Киевский и всея Руси … Википедия

    Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1292 1305& … Википедия

    Максим Киевский (XII век 1305) митрополит Киевский и всея Руси. Преемник Киевского митрополита Кирилла II. Канонизирован в лике святителей. Память празднуется 6 декабря. По национальности грек … Википедия

    Митрополит Киприан благословляет Дмитрия Донского и Владимира Серпуховского Митрополит Киприан (? 16 сентября 1406) митрополит Киевский и всея Руси. Был посвящён в русские митрополиты 2 декабря 1375 года в Константинополе с первоначальным титулом … Википедия Википедия

    Митрополит Феогност (? 11 марта 1353 Москва) святой, митрополит Киевский и всея Руси, родом грек, преемник святого митрополита Петра. Получив посвящение в Константинополе в 1328, Феогност поселился в Москве. В 1329 он посетил Новгород и объявил… … Википедия

    Преемник святителя Петра (ум. 21 декабря 1326 г.), первого русского митрополита, избравшего Москву местом первосвятительской кафедры. Грек, ученый монах, знаток церковных канонов и правил. Получил посвящение в Константинополе в 1328 году. Во все время своего правления был полным единомышленником великого князя Ивана Калиты, в том же году возведенного на великокняжеский престол всей России, и его сына Симеона Гордого.

    Принявший на себя управление русской митрополией среди крайне трудных обстоятельств, святитель много сил приложил к устроению церковной жизни, особенно, юго- и северо-западной Руси. Митрополит Феогност, как мудрый и ревностный пастырь, употреблял все меры, чтобы, с одной стороны, содействовать московскому князю, а с другой, - чтобы в других русских епархиях, находящихся теперь в Литовском и Польском княжествах, сохранить единство веры.

    В 1329 году митрополит Феогност силой церковной анафемы вынужден был смирить псковичей, укрывавших тверского князя Александра Михайловича, навлекшего на себя гнев хана Узбека. Не внимавший убеждениям новгородского Владыки Моисея и великокняжеских послов, Псков усиливал недовольство в Орде, что вынудило святителя пойти на крайнюю меру и закрыть в городе все церкви. Жалея псковичей, князь Александр бежал в Литву, и только этим было предотвращено новое нашествие татар на Русь. Когда же (в октябре 1339 г.) князь Александр был замучен в Золотой орде вместе с сыном Феодором, митрополит встретил их тела во Владимире, отпел со слезами и отправил в Тверь.

    Предметом особых попечений и трудов митрополита Феогноста было отношение к Орде и к Греции.

    В 1342 году ему пришлось ездить в Орду, отстаивая права и льготы, которыми прежде пользовалось русское духовенство и которые хотел было уничтожить хан Джанибек. Раздав татарам все свои личные сбережения, митрополит отказался собирать дань с церковников, ссылаясь на слова апостола Павла: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм – вы» (1 Кор. 3, 17). Даже подвергнутый истязаниям митрополит не уступил ордынцам и настоял на том, чтобы хан утвердил за церковью все прежние льготы новым ярлыком. По возвращении святителя в Москву, страшный пожар (четвертый в его правление) опустошил Москву, и митрополит, оставшийся практически без средств, в следующем же году начал восстанавливать церкви.

    Церковные смуты, происходившие в то время в Греции, были очень неблагоприятны для Русской Церкви. Предметом особого волнения стали споры о фаворском свете, возбужденные, с одной стороны, Варлаамом и Акиндином, а с другой – преподобным Григорием Паламою. Соборы, составляемые в защиту то одной, то другой стороны (1341-1345), привлекавшие и императоров, разжигали все новые смуты, на фоне которых возникали нестроения и в некоторых русских епархиях. Так была открыта особая Галицкая митрополия с подчинением ей всех епархий Волыни (тогда – Малой России): Владимирской, Холмской, Перемышльской, Луцкой и Туровской. Закрыть Галицкую митрополию и вернуть под свое ведение Волынские епархии митрополит Феогност сумел лишь тогда, когда на Константинопольский престол взошел новый император – Иоанн Кантакузен, а святительскую кафедру занял новый патриарх – Исидор Бухир. Некогда преданный анафеме за приверженность учению Паламы, он теперь отменял все нововведения своего предшественника, патриарха Иоанна XIV, низведенного с кафедры в 1347 году.

    Новое испытание Русская Церковь пережила в 1352 году, когда некий инок Феодорит прибыл в Константинополь, желая занять кафедру Русской митрополии и уверяя, что митрополит Феогност скончался. Добившись желаемого в Тернове от патриарха Болгарского, новоявленный русский митрополит поселился в Киеве, но был вскоре осужден цареградским патриархом и другими иерархами. Именно последнее обстоятельство вынудило митрополита Феогноста и великого князя Симеона поспешно отправить своих послов к патриарху и греческому императору с просьбой, чтобы на Русскую митрополию, когда она сделается праздною, был поставлен не кто иной, как избранный уже в России епископ Владимирский Алексий.

    Благословением митрополита Феогноста был освящен подвиг преподобного Сергия Радонежского. Незадолго до смерти святителя юный отшельник Варфоломей обратился к нему с просьбой устроить в Радонежских лесах церковь во имя Пресвятой Троицы.

    Скончался святитель в марте 1353 года от моровой язвы, жертвой которой стали также великий князь Симеон Гордый и его малолетние сыновья. Погребен в Успенском соборе в приделе святого апостола Петра, основанного им в память о святителе Петре, церковное прославление которого было совершено в 1339 году. В 1471 году мощи святителя были обретены нетленными, а в XIX веке состоялась церковная канонизация. Память святителя Феогноста совершается 14 марта.

    Феогност (святой митрополит киевский)

    Ф еогност - святой митрополит киевский, родом грек, преемник святого митрополита . Получив посвящение в Константинополе в 1328 г., Феогност поселился в Москве. В 1329 г. он посетил Новгород и объявил оттуда анафему псковичам, принявшим к себе опального князя тверского . Александр должен был оставить Псков и уехал в Литву. Скоро, впрочем, он воротился и стал княжить в Пскове. Старое стремление Пскова получить церковную самостоятельность усилилось: псковичи выбрали себе в епископы некоего и послали его для посвящения к митрополиту, но Феогност отказал им в этом. При Феогносте митрополит Петр был причислен к лику святых. Феогносту удалось закрыть открытые было митрополии литовскую и галицкую, но последняя в 1337 - 38 гг. вновь была открыта и существовала до 1347 г. Подобно своим предшественникам, Феогност предпринимал путешествия по своей митрополии. В Орду Феогност ездил два раза. Во вторую поездку (1342) его встретили там большие неприятности. Кто-то сказал хану , что митрополит собирает большие доходы с духовенства и что у него много денег. Хан потребовал у него платежа со всего духовенства. Феогност перенес в Орде всякие истязания, раздарил до 600 рублей (более 60000 нынешних кредитных рублей) разным сильным людям и настоял на том, что хан утвердил за церковью все ее прежние льготы новым ярлыком. Феогност скончался 11 марта 1353 г. и погребен в Успенском соборе. В 1471 г. мощи его обретены нетленными, но почивают под спудом. Память Феогноста 14 марта.

    Другие интересные биографии: