Функции философии: мировоззренческие и методологические. Функции философии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Философия - есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя не только к ней), а внутри нее имеются специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну, какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества. Сущность философии - в размышлении над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».

Философия выступает в двух ипостасях:

1. как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования мировоззрения. В процессе реализации мировоззренческой функции философии у человека складывается концепция бытия, человека, общества.

1. Философия как мировоззрение

Мировоззрение - общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Мировоззрение -- исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира.

Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания -- политическим, религиозным и др. Однако целостный и завершенный вид ему придает только философия, которая интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников.

Мировоззрение существует на двух уровнях:

1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности;

2) рациональном -- на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений.

Мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира. Оно основывается на теоретическом обосновании законов развития объективных процессов. Но оно может осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего собственного или других людей), поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней.

Мировоззренческие функции философии.

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека, вызывают чувство тоски, которая, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.

Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности.

Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Одним из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое усиление темпов развития общественной жизни.

Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества, констатировал он, ведет к умиранию в нем духовного начала. Для работы в оставшееся свободное время над самим собою, для серьезных бесед или чтения книг необходима сосредоточенность, которая нелегко ему дается. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью. Не познания и совершенствования ищет он, а развлечения - и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало для человека второй натурой. Ведя разговоры с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями.

Он не имеет больше ничего своего и даже испытывает в некотором роде страх, что от него может потребоваться это свое. Постоянная спешка, интенсификация совместного труда приводят к тому, что мы, беспрестанно и при самых разнообразных условиях встречаясь друг с другом, держимся отчужденно по отношению к себе подобным. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к человеку. Мы, в конечном счете деградируем.

В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, А. Швейцер называет: рост специализации во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания, растущее влияние этой безликости на личность человека и т.п. Техницизм и сциентизм подчинили себе и мировоззрение, философию, которая все больше лишается этического начала. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности и тоже негативно действует на философию. Результатом всего этого явилась, по А. Швейцеру, мировая война, потрясающая основы человеческого бытия.

Одним из важнейших противовесов негативным тенденциям в обществе, ведущим к его дегуманизации, является философия, причем не всякая, а та, которая наполнена глубоким этическим содержанием. Мировоззренческие (в подлинном смысле слова) идеи дают человеческому бытию направление и сообщают ему ценность. Жизнь без мировоззрения представляет собой, повторим за А. Швейцером, патологическое нарушение высшего чувства ориентирования как для общества, так и для индивида.

Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.

Коснемся лишь одного момента - общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политический режим - следствие.

Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса. И в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно - таки подробными рекомендациями для практических политических действий. Так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора. Однако наличие в этих философских системах тех или иных учений о государственном устройстве столь же мало говорит о полной выводимости таких взглядов из философской онтологии. Гносеологии или даже из социальной философии, сколь и их учения об устройстве (или структуре) организма животного, имевших место у философов вплоть до первой половины XIX века.

Как в последнем случае наличие «натурфилософии» объясняется неразвитостью теоретической сферы биологии и в то же время необходимостью умозрительного решения конкретных проблем, так обстоит дело и с вопросом о разработке представлений о конкретном устройстве государства: это задача юридической науки и специалистов-политиков (в наши дни соответствующая наука получила название политологии).

Но дело даже не столько в уровне развития частных наук об обществе, сколько в том, что в рамках самой философии нет строго линейного, однозначного соотношения между отдельными ее частями. Содержание отдельных философских систем, как бы ни казалось оно логичным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие проблемы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти проблемы относительно самостоятельны (например, проблема смысла жизни и, с другой стороны, вопрос о соотношении сущности и явления в материально-предметном мире), постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь.

В результате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находящимися вообще за пределами философии.

Неоднозначность связи свойственна не только отдельным частям философского знания, но и отношению философии к другим общественным наукам, например, политэкономии и политологии. Известно, например, что марксизм как политэкономия был принят не только В.И. Лениным, но и многими другими политическими деятелями, в числе которых был и Г.В. Плеханов; политические же выводы из марксизма у Ленина и Плеханова, т.е. политологические построения, были различными. Если теперь взять философию, то с политэкономией К. Маркса оказались связанными и диалектический материализм, и эмпириомонизм, и неокантианство.

Из сказанного вытекает, что нет одной дороги от философии к политике. Философская система, базирующаяся на материализме и диалектике, столь же мало несет ответственность за тот или иной политический режим, сколь и философия Ф. Ницше или М. Хайдеггера - за установление фашистского режима в Германии в 30-х годах нашего столетия.

В начале XX века в отечественной философии была осознана необходимость размежевания философии и теории государственного устройства. Важный вклад в прояснение этого вопроса внес глава московской школы философии права П.И. Новгородцев. Функции философии, по его мнению, состоят лишь в разработке общественного идеала, который может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве, выработка же конкретной программы действий не является задачей философии. Общественный идеал, как отмечал П.И. Новгородцев, имеет свои корни в живой человеческой личности. Этот идеал устанавливается философией в связи с основной нравственной нормой, каковой является понятие личности в ее безусловном значении.

Личность, утверждал П.И. Новгородцев, не должна рассматриваться как средство к общественной гармонии; напротив, сама эта гармония является лишь одним из средств для осуществления задач личности и может быть принята лишь в той мере, в какой способствует этой цели. В данном утверждении, полагает П.И. Новгородцев, нет никакого противопоставления личности обществу. Наоборот, такое противопоставление будет в том случае, если исходить из абстрактных, произвольных представлений об «интересах общества», оказывающихся на поверку интересами стремящейся властвовать личности. Если исходить из конкретного рассмотрения личности во всей полноте ее нравственных определений, то в ней тогда обнаружится и стремление к общему и сверхиндивидуальному. Тогда открывается возможность установить связь отдельных лиц между собой и вывести основания общественного идеала.

Общество - это не нивелировка личностей, но именно связь различий. Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач, а восполнение своих сил в стремлении к идеалу. Из понятия личности вытекают не только ее притязания, но и ее обязанности, и прежде всего ее обязанность солидарности и единства с другими. П.И. Новгородцев указывает, что безусловный принцип личности с необходимостью приводит к идее всечеловеческой, вселенской солидарности, и определяет общественный идеал как принцип свободного универсализма.

Рассмотрение взглядов П.И. Новгородцева на проблему общественного идеала позволяет достаточно четко уяснить то значение, какое имеет философия для индивида и общества в своем социально-аксиологическом аспекте.

С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами.

Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится тем или иным этапом развития мировой истории. Критикуя идеи старого мира, философ критикует - вольно или невольно - сам этот мир.

Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция.

Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, добро. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.

В этой связи интересны соображения, изложенные Э.В. Ильенковым в работе «Об идолах и идеалах». Воспитание догматика, отмечает он, состоит в том, что человека приучают смотреть на окружающий мир как на резервуар примеров, иллюстрирующих справедливость той или иной абстрактно-общей истины, тщательно оберегают от соприкосновения с фактами, говорящими в пользу противоположного взгляда. Обратная сторона догматизма - скепсис. Догматизм и скепсис - две взаимно провоцирующие позиции, две мертвые и нежизнеспособные половинки, на которые неверным воспитанием разрезается живой человеческий ум.

Отношение к противоречию, считает Э.В. Ильенков, является точным критерием культуры ума. Для подлинно культурного в логическом отношении ума появление противоречия - сигнал появления проблемы, неразрешимой с помощью строго заштампованных интеллектуальных действий, сигнал для включения мышления - самостоятельного рассмотрения вещи, в понимании которой возникла антиномия. И ум с самого начала надо воспитывать так, чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой вещи, а не только того, что о ней сказали другие люди. Учить диалектике - значит учить умению строго фиксировать противоречие, а затем находить ему разрешение на пути конкретного рассмотрения вещи, действительности, а не путем формально-словесных манипуляций, замазывающих противоречия, вместо того чтобы их решать. Показывая, как целесообразно строить педагогический процесс в школе, чтобы ученики овладевали диалектикой, Э.В. Ильенков справедливо считает, что диалек-тика вовсе не таинственное искусство, свойственное лишь зрелым и избранным умам, и что диалектику можно и нужно воспитывать с детства.

Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему.

Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания).

Таковы основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.

Мировоззрение по своей форме может быть: мифологическим, религиозным, философским. Это зависит от того, на каком основании оно базируется -- на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т.е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий.

Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила -- Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.

Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самих философских знаний.

Мировоззренческие установки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т.д. В поздний период первобытного общества возникает религия, которая со своих позиций формировала мировоззренческие установки в связи с представлениями о сотворении мира, происхождении людей и животных, жизни и смерти и т.д. И мифы, и религия не ушли в историю вместе с первобытным обществом, когда еще не было науки, а существовали лишь практические навыки и иллюзорные представления о них.

Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.

Мифологическо-религиозное мировоззрение продолжало сопутствовать общественному развитию на всех его последующих этапах, но уже в качестве не единственных форм мировоззрения, а как оставшиеся от прошлого воззрения, сосуществующие наряду с философской формой.

Разновидностью мифов в области общественных процессов являлись утопии как представления об идеальном обществе, государстве, социально-политической системе и т.д.

На сегодняшний день утопиями являются рассуждения о возможности возвращения к социализму, о построении демократического общества на основе рыночной экономики путем всеобщей приватизации и т.д. В этих утопиях остро ощущается дефицит научного мировоззрения. Реформирование общества, не опирающееся ни на науку, ни на современную философию, лишено стратегической определенности, которая сегодня должна быть связана с мировоззренческими позициями, ориентированными на формирование общества социальной справедливости на трудовой основе и демократическими формами организации во всех сферах общественной жизни.

В современном обществе существуют различные типы мировоззрения.

По своей сущности они подразделяются на прогрессивные, способствующие созидательному процессу; повседневно-утилитарные, связанные с обыденной жизнью; и реакционные, направленные на разрушение социальных начал. Содержание мировоззрения определяется практическими результатами

2. Методологическая функция

Другой важнейшей функцией философии является методологическая.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология -- теория методов исследования, стратегия приемов познания, пока не сформировалась как стройная наука. Вместе с тем, в ней выработаны положения, являющиеся базисными для познающего мир: о глобальности и абсолютности материи, о постоянном развитии мира в целом и отдельных его частей. О "сотканности" мира из противоречий, о маятникообразности всех процессов относительно положения равновесия, о несводимости закона целого к законам его частей и др.

Каждая конкретная наука обладает только ей присущими методами исследования, например, в физике есть метод спектрографии, в химии -- хроматографии, в электротехнике -- метод контурных токов, в экономике - метод составления балансов и т.д.

Методологические функции философии.

Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики.

Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным, в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, «участвовать» в их предвидениях.

Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют как часть, как внутренний необходимый элемент самой теории. При этом происходит своеобразная проверка философских принципов и всеобщих категорий в практике познания. Такую проверку выдерживают далеко не всякие философские принципы.

Рассмотрение эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук весьма значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий. Не всегда философия «на виду» и далеко не всегда она в качестве методологии на переднем крае. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же методом или комплексом таких методов. Философский же метод чаще всего действует «с тыла»: через частнонаучные методы и общенаучные понятия. Тем не менее, без мировоззренческих понятий и принципов невозможно развитие науки (другой вопрос - каковы эти понятия и принципы, как они трактуются и каков характер их воздействия на науку).

Координирующая функция философии. Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод - один из его компонентов) и объекта в науке.

Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде всего, необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Стоит также проблема исторической, генетической взаимосвязи «старых» и «новых» методов, соответствия «классики» и «современности», разработки принципа соответствия в отношении методов частнонаучного исследования. Эта задача может стать одной из главных проблем, разрабатываемых всеобщей и отраслевой методологиями. Свой вклад в ее решение должна внести и философская методология.

В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов научного познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй - конкретности истины.

Любой метод науки имеет свои теоретико-познавательные и логические возможности, за пределами которых его эффективность снижается или элиминируется вовсе. Вследствие этого для изучения сколько-нибудь сложных объектов требуются комплексы методов, способные компенсировать неполноту познавательных возможностей отдельных методов.

Взаимная дополнительность становится, таким образом, главным условием, позволяющим избежать односторонности при выборе методов и их оперировании. Такого рода комплексирование неизбежно не только на уровне отдельной научной дисциплины, но и при решении многих проблем внутри той или иной области познания. При этом получение одинаковой информации из разных источников, т.е. в ходе применения разных методов, не всегда будет расцениваться как ненужное дублирование, ставящее под сомнение целесообразность использования методов-дублеров. Сказанное не означает также, что исследователь должен стремиться к привлечению максимального количества методов независимо от эффективности уже имеющихся в науке. В этом случае может сложиться методологический релятивизм. В определенных ситуациях бывает достаточно одного метода. И не всякий старый метод, каким бы авторитетом он ни был освящен, следует сохранять, если его «разрешающая способность» оказалась менее высокой в сравнении с недавно разработанным методом. Состав того или иного комплекса методов определяется по объективному критерию: сколь эффективно при этом решается конкретная познавательная задача. Принцип доминирования устанавливает неравнозначность методов в решении проблем и целесообразность их подчинения главному, ведущему в данной системе (или нескольким основным методам). Он нацеливает исследователя на то, чтобы внутри каждого комплекса методов была установлена субординация с ведущей ролью одного или нескольких из них, позволяющая максимально точно и полно познать объект в его целостности и специфичности.

Всеобщая философская методология по отношению к частным методам служит обоснованием не только двух названных принципов, но и других, устанавливает логическую связь между отдельными группами методов. Применяя их, ученый имеет возможность скоординировать между собой те или иные уже имеющиеся методы, избежать односторонности в их оценке, использовании и выявить недостающие звенья исследования.

Философско-методологические принципы (движения познания от явления к сущности, единства качества и количества, конкретности истины, всесторонности рассмотрения) способны быть координирующим началом в общей системе методов науки. Такую же роль играют принцип единства уровней организации материи и развития, единства структуры и функции, взаимосвязи необходимости и вероятности и т.п. Координирующая функция в сфере частнонаучного исследования сводится к диалектизации оперирования методами.

Философский метод не может привести к успеху в науке, если при решении частных задач применяется в отрыве от общенаучных и специальных методов. Он не есть некая отмычка, которая позволяет сама по себе делать какие-то открытия в частных науках. Плодотворное координирующее воздействие всеобщего философского метода осуществляется не автоматически. В предпосылки, содействующие успешному решению задачи исследователем, входят глубокое знание им специального предмета исследования, владение всем необходимым комплексом частных методов, методикой познания, достаточный опыт работы с объектом исследования, знакомство с историей философии, с опытом применения диалектики к решению конкретных научных проблем, умение самостоятельно применять ее.

Интегрирующая функция философии. Интеграция (от латинского integratio - восстановление, восполнение) - объединение в целое каких-либо частей. Этот термин применяется во многих науках и практике и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий.

Применительно к функциям философии термин «интегрирующий» связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Здесь учитывается также определение и устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих к разобщенности системы, к чрезмерному росту относительной самостоятельности элементов (или частей) в ее составе, выявление недостающих ее звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функционирование системы придает ей большую гармоничность и оптимальность, т.е. повышает степень ее упорядоченности, организованности.

Процесс формирования отдельных научных дисциплин, как известно, происходил в результате отграничения предмета каждой науки от предметов других наук; стержнем того или иного предмета исследования были объективные законы действительности. Но, отпочковываясь от системы протознания, дисциплины оказывались, как правило, в изоляции друг от друга; элементы науки (отдельные научные дисциплины) становились самодовлеющими в своей автономности; естественные связи между ними нарушались, структурные взаимодействия исчезали.

Такое взаимодействие было характерно не только для отношений между крупными отраслями естествознания, но и для отношений между дисциплинами внутри отраслевых рамок науки. В результате сама наука из целостной системы знания, какой она была в античную эпоху, все более превращалась в суммативную, хотя и с более специализированными элементами, углублявшими познание.

Дифференциация изоляционистского типа являлась ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX в. И, несмотря на большие успехи, достигнутые наукой на пути прогрессирующей специализации, происходил рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В этих условиях диалектический подход к науке (независимо от того, как он применялся - стихийно или сознательно) оказался способным устранять разграничительные рубежи между научными дисциплинами и выявлять естественные их связи.

В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания.

В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках. Такие «пограничные» науки могут быть сложносоставными, характеризующимися свойствами других наук (например, электрохимия и физическая химия). По своим философским основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируют единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения» (непрерывности). Они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегративной и интегративной).

Помимо «переходных», или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два типа наук-интеграторов. Это синтезирующие, объединяющие ряд далеко стоящих друг от друга наук (пример - кибернетика, социальная экология), а также недавно появившийся тип проблемных наук - они возникают для исследования и решения определенной проблемы (пример - онкология, решающая проблему опухолевых заболеваний). Эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.

Все три типа наук представляют собой средства интеграции научного знания. Этот способ интеграции в результате взаимопроникновения методов исследования - «интеграция по методу». К этому способу интеграции относятся математический и философский методы (или «математизация» и «философизация» науки).

Математический аппарат проник в самые разные науки, объединяя их между собой единством метода и своеобразным общим языком. Аналогичную роль играет категориальный аппарат философии. В результате междисциплинарное единство научного знания реально осуществимо.

Категории философии («объект», «субъект», «системность», «развитие», «детерминизм», «необходимость», «закон», «структура», «причинность», «случайность» и др.) все более глубоко проникают в частные науки, в ткань всего научного знания. Осуществляя категориальный синтез знания на эмпирическом и теоретическом уровнях, выступая своеобразным категориальным каркасом всего научного знания, создают и укрепляют его единство, целостность.

В современный период отмечается сближение философии и математики, что усиливает интегрирующую силу философского и математического методов.

К настоящему времени в науке действует множество интегрирующих факторов, которые позволяют утверждать, что она стала целостным системным образованием; в этом отношении наука вышла из кризисного состояния, и проблема состоит теперь в достижении еще большей ее организованности, упорядоченности. В современных условиях процесс дифференциации наук не только не приводит к их дальнейшему разобщению, а, наоборот, - к их взаимному цементированию. Однако разобщение наук далеко не преодолено, а на отдельных участках научного знания оно иногда даже усиливается. И, несмотря на это, тенденция к интеграции, к синтезу наук становится не только все более заметной в наше время, но и доминирующей.

На уровне науки в целом философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания. Существует множество видов, типов и уровней интеграции. Ученые, специально исследовавшие интегративные факторы, разделяют их по степени общности на частные, общие и наиболее общие. В результате выявляется такая их иерархия: закон - метод - принцип - теория - идея - метатеория - конкретная наука - метанаука - смежная наука - комплексная наука - научная картина мира - философия. Здесь каждый последующий фактор выполняет интегрирующую роль по отношению к предыдущему. Интегрирующая сила каждого фактора определяется, в конечном счете, степенью общности закономерностей и свойств той предметной области, которая им отражается.

Поэтому любой из конкретных интеграторов имеет свои определенные границы. В каждом отдельном случае интеграции наук (естественных, технических, общественных) указанные интегративные факторы координируют и субординируют научные дисциплины в относительное (групповое) единство, обусловливая специфический механизм их взаимопроникновения.

Философия выступает самым общим интегратором. Причем ее внутринаучная интегрирующая функция составляет лишь разновидность общей интегрирующей функции. Сюда входит, помимо того, общекультурная интегрирующая функция. Она нацелена также на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации и социальных структур, включая взаимную отчужденность материального производства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии и науки, искусства и науки, не говоря уже о разобщенности человечества по экономическому, классовому, национальному, расовому и государственному основаниям.

Логико-гносеологическая функция философии. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, «отходя» на время от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика. Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся сущности объекта.

Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии.

Но существуют методы, являющиеся общими, сквозными: анализ-синтез, индукция-дедукция, моделирование, идеализация, формализация и др. Философия, будучи альма-матер для многих из них, раскрывая сущность и показывая историю их становления, обучает этим методам, формируя мощный инструмент познания для частных наук.

Методологическая функция философии показывает ее возможности для получения нового знания или достижения практических целей. В каждой сфере человеческой деятельности: хозяйственной, политической, научной, педагогической и т. д. есть свои специфические методологические установки. Но кроме специфических есть и общие.

Философия разрабатывает общеметодологические идеи, которые конкретизируются в различных сферах деятельности.

Если в своей мировоззренческой функции философия ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания, то в своей методологической функции философия ориентирует на выработку программы познавательной и практически-преобразовательной деятельности.

К методологической функции философии иногда относят как подфункцию так называемую аксиологическую (иногда ее выделяют в особую функцию наряду с мировоззренческой и методологической).

Аксиологическая подфункция (от греч. акеие - ценность) связана с формированием у человека ценностных ориентаций, идеалов, убеждений и соответствующих методологических установок на их реализацию.

Из сказанного видно, что изучение философии, особенно молодым человеком, имеет большое значение в процессе становления личности, формирования ее мировоззрения. И нужно не только изучать проблемы философии, но и размышлять над ними, анализируя предлагаемые решения, вырабатывая свою точку зрения на решение этих проблем, выдвигая свои проблемные догадки и т. д. Философия (помимо других своих немаловажных функций) развивает интеллект, способность теоретического мышления.

Под методом в самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью которых можно получать новое знание. Философия обладает своими особыми методами и своим особым языком.

Язык философии -- это язык категорий, тех предельно общих понятий (дух -- материя; необходимость -- случайность. Добро -- зло; прекрасное -- безобразное; истина -- заблуждение и т.д.), на котором формулируются ее вечные предельные вопросы и на них же даются рациональные ответы.

Любая наука в любой исторический период использует категории количества и качества, причины и следствия, сущности, закона и т.д., сознательно или бессознательно заимствуя их категориальные смыслы из философии. Благодаря системе своих всеобщих категорий философия помогает наукам осмыслить и, самое главное, целенаправленно сформировать собственные философские основания, адекватные их предмету и задачам.

Одним из важнейших и древнейших методов философии является диалектический. Диалектика -- это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его базовых противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами.

Диалектика неотделима от философского диалога, от умения выслушивать и учитывать мнения как соратников, так и оппонентов. К важнейшим методам философии могут также быть отнесены метод философской рефлексии, как направленности мысли на собственные неявные основания, герменевтические методы адекватной интерпретации философских текстов и чужих смыслов, феноменологический метод исследования сознания. А также систематическое использование всего арсенала общелогических методов познания -- индукции, дедукции, аналогии, формально-логического анализа терминов, логических схем и контекстов рассуждений.

Методологическая проблематика, возникающая в ходе развития специально-научного познания, требует для своего изучения и разрешения не только тех средств, которыми располагают сами эти науки, но, прежде всего, средств, которые вырабатываются философией и науковедением.

Философия науки в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех исследования для всех наук во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов науки, но и глубинных методологических установок, характеризующих научную рациональность.

Современная философия науки показала, что сама научная рациональность исторически развивается и что доминирующие установки научного сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые наука вносит свой специфический вклад.

Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира, в обосновании учета общих принципов самоорганизации и развития мира при изучении любых частных объектов познания. Речь идет не о навязывании философских догм.

Сведение сложного к простому соответствует сущности научного знания: - даже самое простейшее и элементарное образование науки - научный факт - представляет собой целый класс явлений, объединенных на основе некоторого уровня абстракции; -в эмпирической закономерности мы видим еще большее обобщение действительности. В ней в единое целое увязываются целые системы фактов; - в теориях мы видим систематизацию огромного многообразия закономерностей. Здесь они получают единое истолкование на основе небольшого числа исходных принципов.

Научное знание есть сложная система с разветвленной иерархией структурных уровней. Вычленяют три основных уровня: локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией; знание, составляющее целую научную область; знания, представляющие всю науку.

мировоззренческий эвристический аксиологический

Заключение

Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.

Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности. Противостоять обстоятельствам можно лишь при умении сохранять духовную трезвость, самоценность, собственное достоинство личности. Для личности становится понятным значение личного достоинства других людей. Для личности невозможна ни стадная, ни эгоистическая позиция.

Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность невозможна без внутренней собранности.

Философия заставляет людей думать. Бертран Рассел пишет в своей книге «История западной философии»: «Она умеряет религиозные и философские страсти, а занятия ею делают людей более интеллектуальными особями, что не так уж плохо для мира, в котором немало глупостей». Изменить мир, считает он, можно лучше всего путем морального совершенствования и самосовершенствования. Философия способна сделать это. Человек должен действовать на основе своей мысли и своей воли. Но с одним условием: не покушаться на свободу других. Имея здоровье, благосостояние и способность к творческому труду, он может преуспеть в духовном самосовершенствовании и достичь счастья.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Мировоззренческие функции философии - гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная. Методологические функции - эвристическая, координирующая, интегрирующая.

    реферат , добавлен 12.06.2007

    Смысл, основное содержание, функции и основные методы философии. Становление философии: от мифа к логосу. Специфика философского мировоззрения, структура философского знания. Философия как форма самосознания культуры. Приобретение опыта самопознания.

    реферат , добавлен 10.03.2013

    Мировоззрение, его место и роль в жизни. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы. Главные темы и направления русской философии. Теория отражения в философии. Происхождение, признаки и функции государства. Структура общественного сознания.

    шпаргалка , добавлен 13.08.2012

    Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия как особый тип мировоззрения. Основные определения философии. Познание необъятного как цель философии. Предмет и аспекты философии. Функции философии в культуре. Структура философского знания.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека. Философия как особая форма духовной жизни и рациональное мировоззрение. Методологические и социальные функции философии. Философия в системе культуры.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2008

    Философия как наука, самая древняя область знаний, предмет и направления ее исследования, история становления и развития, место в современном обществе. Главные проблемы и функции философского учения. Содержание мировоззренческой функции философии.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2013

    Общее понятие, функции и принципы философии. Необходимость философского познания мира. Человек и мир как центральная проблема философских учений. Философия как теоретическая основу мировоззрения. Сущность диалектического и прагматического методов.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Объект и предмет философии. Мировоззрение, его структура. Истоки философского типа мышления, мифологическое и религиозное миропонимание. Интеллектуальное своеобразие мифа. Рациональное объяснение мира. Значение научно-познавательной функции философии.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2009

    Коренные мировоззренческие вопросы. Своеобразие философского знания. Взаимоотношения между философией и религией. Социально-историческая и культурная обусловленность познания и мышления. Функции философии. Мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

    реферат , добавлен 25.10.2015

    Понятие и сущность мировоззрения. Философия как наука, анализ данного термина. Типы философского познания и их специфика, структура. Основной вопрос и функции философии. Практический смысл ее изучения человеком. Классификация ее традиций и систем.

В общей классификации философических функций выделяют 11 направлений. Функции философии - решение отдельных задач, которые возникают перед наукой в процессе ее становления. Каждая функция имеет свое значение, оно равноценно для развития и популяризации философии.

Мировоззренческая

Для мировоззренческой функции, основной задачей является формирование у человека целостной картины мира. Она способствует развитию у него индивидуального взгляда на каждое событие и явление. Первые информационные ориентиры человека - родители. Они формируют основы мировоззрения ребенка, задают базовое понимание нормы, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Мировоззрение определяет, как человек будет взаимодействовать с окружающими, каких морально-нравственных ценностей он будет придерживаться. Во взрослом возрасте, сформировавшаяся личность может изменить свои взгляды на мир, обратившись к другой системе ценностей.

Гносеологическая

Задача гносеологической функции - развитие механизма познания. Важно не только познавать окружающий мир, но и делать это правильно. Неверное понимание полученной информации ведет к формированию искаженной картины мира. Это приводит к познавательному конфликту и отсутствию адекватной коммуникации между философами различных школ.

Благодаря гносеологии человек исследует мир во всей его полноте. Он может различать и классифицировать процессы, происходящие в мире, давать свою оценку событиям. Объединение информации о мире, собранной разными исследователями, позволяет создать полноценную научную базу знаний.

Методологическая

Задача методологической функции - создание новых методов познания. Человек получает информацию об окружающем мире через:

  • зрение;
  • слух;
  • осязание;
  • общение с другими людьми;

Далее, он обрабатывает полученную информацию с помощью рациональных или иррациональных методов познания. Рационализм отрицает все, что нельзя доказать практическим путем. Он позволяет дать определение предметам и явлениям, которые можно опознать с помощью органов чувств. Иррационалы полагаются на внутренние ощущения и способность человека к интуитивному пониманию сути вещей. В современной науке используется преимущественно рациональный подход, но он будет не полным без интуитивного познания. С помощью методологии философы стремятся найти метод познания, который объединит два направления и создаст новый, улучшенный способ изучения мира.

Информационно-коммуникативная

Коммуникативная функция существует для передачи знаний от человека к человеку. Информация передается посредством:

  • устного общения;
  • письменного общения;
  • сохранения информации на различных внешних носителях.

Предназначение коммуникации - передача правильного содержания информации. Люди, желающие ознакомиться с ней, имеют право на получение достоверного знания. Коммуникация регулирует адекватность переданной информации, ее соответствие действительности.

Ценностно-ориентирующая

Ценностная или аксиологическая функция нужна для формирования системы критериев моральной оценки событий и явлений. Ее цель - фильтрация событий и явлений, отделение полезного и правильного от того, что вредно или уже изжило себя.

Моральные ценности общества определяются актуальной политико-социальной ситуацией в мире или конкретном рассматриваемом обществе. К моральным ценностям относятся основные гуманистические идеалы: жизнь как высшая человеческая ценность, право на свободу и неприкосновенность каждой личности.

Современные гуманистические ценности включают право на:

  • образование;
  • жилье;
  • удовлетворение физических потребностей;
  • свободу передвижения;
  • получение медицинской и других видов социальной помощи.

Потребность в переоценке ценностей особенно остро проявляется в переломные исторические моменты, когда одна эпоха сменяется другой.

Критическая

Критическое мышление - главный инструмент в оценке достоверности знания. Мыслительный процесс происходит в 3 этапа:

  • получение информации;
  • обработка;
  • заключение.

Люди, использующие критический подход, способны анализировать поступающую информацию и отделять истину от заблуждения. Для проверки и сравнения они используют логику, как главный инструмент мышления. Без критического подхода невозможно полноценное исследование мира, увеличение и модернизация знаний. Он помогает разрушать догмы, в том числе и внутри философского знания.

Интегрирующая

Философия - накопительная база человеческих знаний. Она собирает, обрабатывает, систематизирует информацию и интегрирует ее - распределяет по отдельным разделам.

Также интегрирующая функция определяет принципы мироустройства. Она формирует отношение человека к миру, обществу и себе. У людей, воспитанных под влиянием разных систем ценностей, благодаря интеграции вырабатываются похожие механизмы взаимодействия. Таким образом, отдельные личности превращаются в единое общество.

Идеологическая

Идеология - совокупность интересов отельной социальной группы. Чем большей властью обладает группа, тем больше у нее возможностей пропагандировать и внедрять свою идеологию в общество.

Идеологические интересы могут быть двух типов: реакционные и прогрессивные. Первые направлены на торможение процесса развития. На них основано костное мышление: они стремятся нивелировать значимость философии, сократить поле деятельности. Второй тип интересов направлен на популяризацию философии, стремление показать ее практическое значение.

Воспитательная

В современном мире одной из основных функций философии - воспитательная. Она культивирует гуманистические ценности: укрепляет мораль и нравственность. Гуманистический идеал - свободный человек, воспитанный в любящей семье, получивший хорошее образование и имеющий возможности для самореализации.

Особенность воспитательной функции - способность помочь человеку адаптироваться в мире, найти свой смысл жизни.

Прогностическая

Задача прогностического направления - создавать теории и прогнозировать развитие человека, общества и науки. Прогнозы создаются на базе изученной информации. Человек может проанализировать события прошлого и проследить, к каким последствиям они привели в настоящем. Прогностическое направление мыслительно-теоретическое: выводы прогнозистов невозможно проверить на практике сразу, можно только дождаться исполнения или неисполнения прогноза.

Способность прогнозировать дает человечеству возможность избежать глобальных ошибок, приводящих к ухудшению качества жизни. Прогнозы используются во всех сферах жизнедеятельности, но основная - политическая, она определяет общечеловеческие пути развития.

Проектировочная

Благодаря своей способности выявлять механизмы развития, философия может использоваться как основа для контроля мировых глобальных процессов. Суть проектирования - разработка новых нормативов, на основе которых будут созданы новые объекты, регулирующие жизнедеятельность людей в отдельных сферах.

Задача проектировочной функции - экономическая организация общества. Она формирует для каждого социального слоя новые образцы деятельности. Роль проектирования особенно велика в регулировании деятельности, направленной на преобразование мира. Введение новых тенденций позволяет значительно ускорить социальное и экономическое развитие общества.

Философия тесно связана с жизнью людей, удовлетворяет определенные социальные потребности, выполняет определенные функции.Функция (лат. functio – совершение, исполнение) – осуществление отношений двух групп объектов, при котором изменение одного из них сопутствует изменению другого. Философское мышление направлено не на рассмотрение изолированных объектов, а на изучение взаимоотношений между объектами, т.е. на изучение функций.

Одной из важнейших функций философии была и остается функция универсального знания или пропедевтики (вводного курса) к универсальному знанию.

Важными функциями философии являются также: мировоззренческая, гносеологическая (теоретико-познавательная или эпистемологическая), методологическая, идеологическая (социальная), гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, аксиологическая (ценностно-регулятивная), эвристическая, экспликативная, прогностическая.

Мировоззренческая функция, выражает отношение человека к миру, ориентирует его действия в духовно-практической сфере. Влияние этойфункции проявляется в том, что: 1) философия как теоретически – рационально обоснованное мировоззрение вооружает человека знаниями о мире в целом, о месте человека в этом мире, указывает на предельные основания бытия и тем самым формирует более адекватную картину мира; 2) философия берет на себя роль критического отбора и накопления мировоззренческого опыта прошлого и настоящего и передает уточненные представления последующим поколениям; 3) во взаимодействии человека с миром, мировоззрение приобретает значимость для анализа, оценки и понимания природных и общественных процессов и трансформируется в деятельность и поступки человека.

Гносеологическая функция (теоретико-познавательная или эпистемологическая ) - решает вопрос о познаваемости мира и достоверности знания;

Методологическая (греч. metodos – путь, способ исследования; logos – учение, понятие) функция. Философия выступает как система методов познания применяемых в процессе познания. Обобщая развитие теоретического мышления и творческую деятельность, она формирует и продуцирует методологические нормы и границы их применимости. Методологическое воздействие философских методов в том, что оно позволяет в процессе познания строить модели мира и являются программным руководством исследования.

Идеологическая (социальная ) – вскрывает взаимозависимости, влияющие на социальные отношения и взаимосвязи социальных групп.

Гуманистическая функция направлена на признание приоритета личности на основе общечеловеческих ценностей.Понятие «гуманизм» происходит от лат. humanus – человечный. Гуманизм – это признание ценности отдельного человека, его права на свободное развитие, реализацию своих способностей, утверждение и соблюдение принципов справедливости и блага, как критерия общественных отношений.

Культурно-воспитательная - способствует формированию у человека культуры мышления и общения, ориентирует человека на истину, добро и справедливость.

Критическая - связана с ориентацией на ценности и идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Критическая функцияили критицизм – это методологическая позиция философии, направленная против догматизма и агностицизма, критический анализ собственных оснований мышления, на выяснение границ применимости фундаментальных понятий и методов. Философские идеи исторически изменяются, поэтому возникает проблема взаимоотношения прошлых и новых философских учений. В философии, в отличие от частнонаучных теорий, критика предыдущих учений не означает отказа от них. Они сохраняются, развиваются и углубляются, изменяя свое содержание и форму в соответствии с состоянием культуры той или иной исторической эпохи. В результате обобщаются итоги прошлого, определяется облик настоящего, и создаются модели будущего (футурология). В настоящее время критицизм во все большей степени играет роль регулятивных идей, т.к. содержание философских проблем накладывает отпечаток на их решения.

Аксиологическая (ценностно-регулятивная) - заключается в определении ценностей жизни, системы нравственных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни человека. Аксиология (от греч. actia – ценность, logos - учение) – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира. Как теория ценностей, аксиология исследует ценностные связи, сущностные характеристики социальных и культурных факторов, определяет их иерархическую значимость для личности и общества.

Эвристическая - служит приращению научных знаний, отыскиванию путей к новым открытиям.

Экспликативная функция (от лат. explication – разъяснение, развертывание) – разъяснение и уточнение позиций, понятий, значения слов, когда представления обыденного сознания наполняются научным содержанием и обретают значение философских категорий. Эта функция философии проявляется в двух направлениях: с одной стороны, она переводит понятия обыденного сознания на уровень теоретического мышления и раскрывает их смысл, а с другой стороны, разъясняет общие идеи, представления и формы опыта, на которых основана культура и жизнь общества.

Прогностическая - направленная на философское осмысление перспектив развития человека, культуры и цивилизации, решения глобальных проблем.

Роль философии не ограничивается указанными функциями. Они, как и многие другие функции философии, характеризуют ее роль в обществе, в нравственно-духовном развитии человека и общества, отражают связь философской теории с практикой.

Схема № 1.

Схема № 2.

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

(Представления различных философов)

ФИЛОСОФ ИЛИ ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ СУТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ ФИЛОСОФИИ
Пифагор «Любовь к мудрости» (фило-софия)
Гераклит Философ – человек, занимающийся исследованиями
Платон Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия
Сократ Средство познания Добра и Зла
Аристотель Исследование причин и принципов вещей
Эпикур Путь достижения счастья посредством разума
Средневековая христианская философия Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного Писания
Гегель Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя
Кант Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия
Учение «Живая Этика» Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство духовного совершенствования человека и мира.

Как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности .

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными из них выступают:
  • мировоззренческая
  • гносеологическая
  • методологическая
  • информационно-коммуникативная
  • ценностно-ориентирующая
  • критическая
  • интегрирующая
  • идеологическая
  • воспитательная
  • прогностическая
  • проектировочная

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

по своей форме может быть:
  • мифологическим
  • философским.

Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, не смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.

Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.

Мироощущение мировосприятие и миропонимание

В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.

Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.

В мировосприятии , основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность. Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией .

Гносеологическая функция

С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная . Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.

Методологическая функция

Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией . Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

Информационно-коммуникативная функция

Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.

Ценностно-ориентирующая функция

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности , в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.

Критическая функция

С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.

Интегрирующая функция

Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему , вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.

Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.

Идеологическая функция

В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества , т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает. Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными. В зависимости от этого находится направленность реализации идеологической функции, которая способна оказывать большое влияние на проявление других функций философии. Реакционные идеологии в состоянии тормозить развитие философии, деформировать и искажать ее содержание, снижать ее социальную ценность, сокращать масштабы применения на практике.

Воспитательная функция

Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.

Прогностическая функция

Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.

Проектировочная функция

С рассмотренными функциями философии связана еще одна — проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы . Такое воздействие для обеспечения его четкой направленности и получения определенных результатов должно быть организованным. Предварительное проектирование социальной среды, например, в условиях освоения территорий, градостроительства, строительства заводов и фабрик требует участия философии, которая совместно с другими науками призвана разрабатывать наиболее общие принципы и нормы, составляющие нормативный каркас создания и функционирования объектов, используемых для организации жизнедеятельности людей в урбанизированной и иной среде. Такую же роль призвана играть философия и при организации экономического пространства. В более узком плане проектировочная функция философии реализуется в формировании образцов познавательной и практической деятельности. Рассмотрение функций философии является иллюстрацией ее масштабной роли в общественной жизни, в организации деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира.

В деятельности экономиста функции усвоенной философии реализуются не только в содержании его профессиональной практической и теоретической деятельности. Воплощение мировоззренческой, гносеологической, методологической и других функций философии осуществляется как в плане осознания макроэкономических проблем, так и в их реализации на уровне микроэкономических отношений. При этом становится возможным как генерирование новаторских идей, принятие обоснованных решений по их реализации, успешное воплощение их в экономической деятельности, так и безупречное следование принимаемым к исполнению, действующим в обществе требованиям экономических отношений. Иными словами, философия, став достоянием экономиста как составляющая его профессиональной подготовки способна выступить в качестве фундамента его практической деятельности. Успешность этой деятельности будет наряду с прочим зависеть и от того, какую философию экономист усвоил, и как умело он может применять ее на практике.

Роль и значение философии в жизни человека и общества заключаются в

тех функциях, которые она выполняет. Само понятие «функция» означает какой-либо способ действия, активности философии при решении поставленных ею задач.

Одной из первых функций, которую философия выполняет, является мировоззренческая функция. Философия синтезирует все имеющиеся взгляды на мир, создавая систему целостной картины мира, включая знания, оценки, ценностные установки, идеалы и руководящие принципы, и выясняет место человека в этом мире. Философия активно участвует в формировании мировоззрения, критикуя иллюзорные, а в современном мире виртуальные ценности.

Познавательная функция философии заключается в осмыслении знаний, полученных конкретными науками, систематизации этих знаний, создании единой картины мира. Философия сама не открывает новых знаний, она пытается объяснить мир на основе знаний других наук.

Социально-критическая функция философии заключается в критическом осмыслении социальной действительности, в которой живет и действует человек. Философия показывает систему ценностей необходимых и возможных, на основе которых должно развиваться общество.

Аксиологическая функция философии выражается в осмыслении ценности, значимости и смысла жизни человека и истории общества.

Выполняявоспитательную функцию, философия способствует формированию у человека представлений о сущем и должном, о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Без усвоения этих ценностных ориентиров невозможна жизнь человека, общества и развитие человеческого в человеке.

Методологическая функция философии заключается в разработке философией как собственных методов, без которых не может быть представлен предмет философии, так и методов, которые используют в познавательной деятельности другие науки.

Обратимся к рассмотрению основных методов, которые разработаны философией в истории ее развития. Метод критической рефлексии – один из главных методов философии. Рефлексия означает критический анализ собственных действий, познания и осознания психического состояния. Философское познание от других форм научного познания отличает именно способность к рефлексии, то есть способность познания субъективного бытия. Философия – единственная область знания, в которой человек познает самого себя и это познание делает одной из проблем исследования.



Диалектический метод начинает разрабатываться еще в античной философии, в беседах Сократа, который для выяснения истины сознательно приводил своих собеседников к противоречивым высказываниям. Сократ называл этот метод познания «майевтикой», в философской литературе этот метод получил название «отрицательной диалектики». Наиболее последовательно этот метод был разработан в XVIII веке в философии Гегеля, а затем в философии марксизма, где было представлено иное понимание этого метода. Суть диалектического метода сводится к тому, что, во-первых, сам процесс познания противоречив, в нем присутствуют одновременно противоположности, которые находятся в единстве и борьбе, позволяя познанию развиваться; во-вторых, в любом изучаемом объекте также присутствует противоречивость, которая должна быть познана. Этот метод неразрывно связан с другими методами, с единством исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Диалектический метод используется в познавательной деятельности всех наук и правоведении в частности.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот разрабатывается в философии Гегеля и философии марксизма. Следует отметить, что в философии Гегеля это метод разрабатывался только применительно к познанию, ибо признавалось тождество мышления и бытия, а в марксизме применительно к бытию и познанию. Сущность метода заключается в том, что в самом начале об изучаемом предмете дается самое общее, абстрактное понятие, а затем в процесс дальнейшего познания происходит конкретизация изучаемого объекта, наполнение понятия о нем конкретным содержанием. Например, при изучении права дается самое абстрактное понятие права, при изучении различных форм права и правовой теории это понятие наполняется содержанием, в результате возникает у обучаемого целостное представление о праве и государстве, регламентирующем жизнь людей на основе этого права.

Герменевтический метод разработан в философии XIX-XX веков и широко используется не только в философии, но и в других областях научного познания. Гермене́втика в переводе с древнегреческого (объясняю, истолковываю) означает искусство толкования текстов, культуры, эпохи или истории в целом. В истории философии герменевтический метод разрабатывался в философских концепциях XIX века (Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера) и XX века (Г. Гадамера, П. Рикера и других). Каждый из упомянутых мыслителей внес определенный вклад в разработку герменевтического метода. Сущность герменевтического метода сводится к нескольким основным положениям: необходимость предварительного понимания, бесконечность интерпретации и герменевтический круг.

Необходимость предварительного понимания означает, что каждая попытка толкования руководствуется уже известными представлениями об изучаемом объекте, то есть существует уже определенное знание, которое является основой для дальнейшего понимания. Наше предварительное понимание, от которого мы не можем уже никогда избавиться, позволяет нам, определяя значение предмета или текст, иметь какую-либо гипотезу. Бесконечность же интерпретации означает, что существует множество толкований смысла одного и того же события действительности, или текста будь то текст письма, научного сочинения или позитивного закона.

Предпонимание и бесконечность интерпретации неразрывно связаны с герменевтическим кругом. Понятие «герменевтический круг» введено Шлейермахером. Герменевтический круг представляет собой принцип понимания текста, памятника культуры, эпохи на основе соотношения части и целого, то есть понимание целого складывается из понимания отдельных его частей, а для понимания частей необходимо предварительное понимание целого. Такова сущность герменевтического круга. Герменевтический метод особенно важен при познании социально-культурной реальности, каковой является и правовая реальность, где из множества интерпретаций на основе анализа и сравнений выясняется истинное знание.

Структуралистский метод разрабатывается в ХХ веке, в философии структурализма и постструктурализма (Клод Леви-Строс, Мишель Фуко и др.) и неомарксизме, в дальнейшем это метод стал использоваться в других науках. Сущность этого метода заключается в том, что изучаемый объект представляет собой систему, состоящую их элементов, вначале изучается каждый элемент структуры, анализируются его функции, а затем проводится анализ всей системы и выявляются ее функции. Например, государство как сложная система, состоящая из элементов, выясняется сущность различных ветвей власти и их функции, в затем функции и роль государства в жизни общества и человека.