Гиперактивный ребенок: признаки, симптомы и диагностика гиперактивности у детей. Коррекционные занятия, упражнения и игры с гиперактивными детьми дома, в школе и в детском саду

(1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В последнее время специалисты пришли к выводу, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Синдром дефицита внимания является самой распространенной формой хронических нарушений поведения в в детском возрасте. По данным, полученным в ходе различных исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0 до 9,5% .

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления синдрома гиперактивности: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность (Ю.С.Шевченко, Н.Н.Заваденко и др.)

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для таких детей характерна чрезмерная болтливость, невозможность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с синдромом гиперактивности на 25-30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Л.С.Выготский писал , что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мотивации, направленной активности.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать во время занятия и походить. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (у них часто меняется настроение).

К подростковому возрасту, повышенная активность в большинстве случаев снижается, а импульсивность и дефицит внимания сохраняется. Если не проводить коррекционную работу в дошкольном детстве, то могут возникнуть трудности в подростковом возрасте. По результатам исследования Н.Н.Заваденко поведенческие нарушения сохраняются у почти у 70% подростков и 50% взрослых, имеющих диагноз синдрома гиперактивности в детстве.

В целом, возникновение симптомов гиперактивности относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе, хотя тяжелую форму можно распознать уже в раннем детстве. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка, страдающим симптомом гиперактивности, справляться с новыми требованиями, которые предъявляются ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

1. Нарушения координации. Это могут быть нарушения тонких движений (мелкой моторной координации), нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.

2. Нарушение межличностных отношений. У детей с синдромом гиперактивности часто осложнены взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало друзей. Дети с синдромом гиперактивности все время ищут товарищей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности во время игр, отвлекаемости, импульсивности, частого желания заняться чем-то другим и пр.

Во взаимоотношениях со взрослыми дети с синдромом гиперактивности отличаются своей «невоспитуемостью»: на них не действуют обычные наказания и поощрения, и часто ни ласка, ни похвала не стимулируют хорошее поведение. Такие дети становятся очень «трудными» практически для всех окружающих взрослых. Они часто оказываются эпицентром домашних ссор и конфликтов. Также синдром гиперактивности – это частая причина для перевода ребенка из одного учебного заведения в другое, несмотря на нормальный уровень развития интеллекта.

3. Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

4. Поведенческие расстройства. У детей с синдромом гиперактивности возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, например, они могут мешать педагогам, отвлекать других детей и провоцировать их неправильное поведение во время занятий. Поведенческие расстройства наблюдаются часто, но не всегда.

5. Другие особенности. У детей с синдромом гиперактивности чаще встречается энурез, они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы.

К подростковому возрасту повышенная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н.Заваденко поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Такие дети не сразу приступают к выполнению задания и оказываются последними при выполнении действия. Например, во время одевания на улицу: они суетятся и мешают другим детям одеваться, а когда все уже одеты, оказываются не готовыми к выходу на улицу. Если же они собираются одни, то процесс одевания идет значительно быстрее, т.к. нет отвлекающих факторов.

Дети с синдромом гиперактивности имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того, чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Педагог требует, чтобы дети сидели прямо и не отвлекались. Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

В настоящее время установлено, что в результате коррекции при помощи разнонаправленных двигательных упражнений у детей с синдромом гиперактивности происходит развитие функции сознания, самоконтроля и саморегуляции .

Перечисленные трудности приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н.Заваденко отмечает, что для 66% детей с синдромом гиперактивности характерны дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением – и дисграфия – частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга. Для 61% детей – признаки дискалькулии – нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

Корме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. Для детей с синдромом гиперактивности также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Вместе с тем такие дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди детей с синдромом гиперактивности могут быть и одаренные.

Анализ возрастной динамики: первый всплеск отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй – в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Д.А.Фарбер отмечает, что к 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.

Для гиперактивных детей характерна постоянная болтовня , указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Американский психолог В.Оклендер характеризует детей с синдромом гиперактивности так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж. Роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов. Но редко дожидается ответов».

Синдром гиперактивности у детей встречается довольно часто, но все исследователи подчеркивают более высокую распространенность симптома среди мальчиков по сравнению с девочками, которая колеблется от 3:1 до 9:1. Высокая частота симптомов у мальчиков обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны из-за большего количества межполушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.

Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих нарушений. Среди девочек синдром гиперактивности встречается реже и проявляется в виде нарушения внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрытно, и потому не выявляются при одно-двукратном наблюдении, и имеют более неблагоприятный прогноз. Девиантность девочек базируется на «застревании» психологического развития в лобных отделах левого полушария, что гораздо сложнее поддается коррекции и компенсации.

Д.Добсон вводит понятие так называемой «нормальной» гиперактивности, придавая ему следующее значение: «Далеко не каждый ребенок, который не сидит на месте, крутится волчком и бегает вприпрыжку, страдает гиперактивностью в медицинском смысле этого слова. Большинство малышей от восхода солнца до наступления темноты находятся в постоянном движении».

Наблюдения и различные исследования показали, что гиперактивность к подростковому возрасту исчезает или значительно снижается. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжает сохраняться вплоть до взрослого возраста. У людей, страдающих в детстве тяжелыми формами синдрома гиперактивности, в подростковом и взрослом возрасте велик риск социальной дезадаптации (П.Уэндер, Р.Шейдер).

Несмотря на то, что проблемой гиперактивности занимаются многие специалисты (педагоги, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще существует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, т.к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого, имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению причин наблюдаемых нарушений поведения, окончательной ясности в этом вопросе пока не достигнуто. На современном этапе исследования гиперактивности считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:

  • Генетические факторы;
  • Повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;
  • Негативное действие внутрисемейных факторов.

По результатам исследования Н.Н.Заваденко возникновение синдрома гиперактивности из-за раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – в 57% случаев, негативное действие внутрисемейных факторов – в 63% случаев.

Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.

Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут служить недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты, наркотическое отравление плода во время пренатального развития, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов. По результатам многочисленных исследований одной из самых распространенных причин отклонений в обучении и поведении является родовая травма шейных отделов позвоночника, которая не диагностируется своевременно. Что приводит к возникновению синдромов несформированности или дифицитарности головного мозга в онтогенезе .

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться следующие условия:

  • обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения;
  • соблюдение режима, достаточное время для сна;
  • обучение по личностно-ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;
  • соответствующая медикоментозная поддержка;
  • разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей;

По современным научным данным, среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. У девочек более выражена социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.
Эмоциональная зрелость при подготовке к школе в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Для детей с синдромом гиперактивности могут быть «плохие» эмоциональные проявления:

  • может использоваться ложь как форма ухода от соблюдения нормы;
  • повышенная двигательная активность;
  • ябедничество;
  • небрежность в выполнении монотонных операций;
  • нарушение или несоблюдение правил в игре или другом виде деятельности.

Таким образом, показателями синдрома гиперактивности являются: нарушения психических функций – внимания, которые могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частым переключением с одного занятия на другое; произвольного вида памяти; координации движений, это могут быть нарушение мелкой моторной координации, нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации; межличностных отношений со сверстниками и с взрослыми. Сверстниками такие дети всегда стремятся руководить, часто в играх нарушают правила, отвлекаются, импульсивны, часто меняют желания заняться чем-то другим. Во взаимоотношениях со взрослыми они отличаются своей «невоспитуемостью», на них не действуют обычные наказания и поощрения. Дети с синдромом гиперактивности стремятся все делать наоборот, это нужно учитывать при воспитании таких дошкольников.

Я представляю одно занятие для детей с синдромом гиперактивности «Мы – разные, мы – вместе».

Форма занятия: групповая, продолжительностью 20-25 минут.

Задачи: развитие произвольности и самоконтроля, развитие внимания, снятие психоэмоционального напряжения, развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие эмоционально-выразительных движений, развитие тактильного восприятия.

Психолог. Сегодня к нам на занятие пришел в гости кот Матвей и принес собой волшебный цветок с названиями игр. Мы будем по очереди отрывать лепестки и смотреть, название какой игры там написано, а затем будем в эту игру играть. Пожалуйста, оторвите один лепесток (один ребенок отрывает лепесток и отдает психологу для прочтения).

1. Игра «Обзывалки»

Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга необидными словами (названия овощей, фруктов, мебели, грибов) только в уменьшительно-ласкательной форме: «А ты,… морковочка!»

Затем психолог предлагает оторвать следующие лепестки по очереди и читает названия игр, которые проигрываются детьми.

2. Игра «Броуновское движение»

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

3. Игра «Волшебный мешочек»

Дети рассматривают мелкие игрушки, а затем их кладут в матерчатый мешочек и предлагается на ощупь определить каждую из них.

4. Игра «Летает – не летает»

Психолог называет разные предметы. Дети должны поднять руки тогда, когда называют предмет, который может летать. Психолог может их обманывать.

5. Заключительный этап

Когда отрывается последний лепесток, психолог говорит о том, что на нем написан вопрос: «В какие игры дети играли на занятии?» дети передают друг другу по кругу серединку от цветка и называют игры, в которые играли на занятии.

Литература:

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребенка. М., 1973.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1982.
  3. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005.
  4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2001.
  5. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. ред. проф. Л.М.Шипицыной. – СПб., 2005.
  6. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург, 2005.
  7. Арцишевская И.Л. Работа психолога в детском саду с гиперактивными детьми. – М., 2005.

Цель:

Создать психологически непринужденную атмосферу для комфортного общения детей и взрослого, снятия напряжения мышечных зажимов, гармонизации отношений между детьми.

Развивать умение контролировать импульсивные действия, управлять своим телом, выполнять инструкции, соблюдать правила общения.

Методические приемы:

Беседы, направленные на гармонизацию общения;

Музыкотерапия;

Цветотерапия;

Упражнения на развитие волевой регуляции;

Игры на концентрацию внимания;

Упражнение на дыхание;

Психологическое тестирование.

Материалы: магнитная доска, магнитофон, цветные ладошки, разноцветные лепестки, предметные карточки

Ход занятия психолога с гиперактивными дошкольниками

1.Вступление.

Цель: создание психологически непринужденной атмосферы.

Дети становятся в круг, держатся за руки, дарят друг другу улыбку, с помощью стихотворения желают всем добра.

2. Упражнение «Мое настроение».

Цель: активизировать детей к проявлению внутренней психологической активности.

Дети, стоя в кругу, выражают свои мысли относительно своего настроения.

3. «Правила радостного общения».

Цель: сориентировать детей на другой субъект, развивать восприимчивость, симпатию.

Дети вспоминают правила общения между собой:

Не перебивать;

Никого не обижать;

Всем помогать;

Улыбаться, быть вежливыми;

Говорить друг другу комплименты;

Если сделал что-то плохое - извиниться;

Мириться.

4. Упражнение «Какого цвета мое настроение, на что он похоже».

Цель: способствовать развитию самопознания, выражение своих чувств.

Дети подходят к столу, где находятся разноцветные лепестки, выбирают лепесток который соответствует их настроению и составляют «Цветок настроения».

Объясняет значение каждого цвета. Затем дети высказывают мнение, на что похоже их настроение, выбирают определенную карточку.

5. Игра «Интервью».

Цель: Развивать осознание собственного эмоционального состояния, умение выражать свои мысли.

Дети отвечают на вопрос:

«Когда бывает весело, радостно....»;

«Когда бывает грустно....».

6. Игра «Запрещенное движение».

Цель: развивать скорость реакции, умение соблюдать правила игры.

Дети стоят лицом к ведущему, под музыку дети повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Дети по очереди выполняют роль ведущего.

7. Упражнение «Цветные ладошки».

Цель: развитие наблюдательности, волевой регуляции, умение действовать по правилам.

Дети стоят лицом к ведущему. Когда взрослый поднимает красную ладонь «кричалку» - можно бегать, прыгать, кричать; желтую ладошку «шепотилка» - можно тихо передвигаться и шептать, на сигнал «молчанка» - синяя ладошка - дети должны замереть на месте и не двигаться.

8. Упражнение «Возьми себя в руки».

Цель: побуждать детей учиться умению контролировать импульсивные действия.

Психолог объясняет, что если дети чем-то обеспокоены, взволнованы, сердиты - хочется кого-то ударить, толкнуть, что-то разбрасывать, есть очень простой способ, чтобы взять себя в руки надо обхватить ладонями свои локти и сильно прижать руки к груди.

9. Музыкотерапия.

Цель: развивать эмоциональное ощущение музыки, творческого воображения и умения рассказать о своих чувствах.

Дети слушают музыкальный фрагмент и делятся впечатлениями о том, какие чувства вызвал характер музыки.

10. Упражнение «Спаси птенца».

Цель: формировать уверенность, умение прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Дети представляют что у них в ладонях маленький, беспомощный птенец. Они его согревают своим дыханием, отдают свою любовь и тепло. Затем, когда он мысленно оживает, его выпускают на свободу (разжимают ладони, поднимая их вверх) и видят, как птенец радостно взлетает.

11. Упражнение «И я...»

Цель: расширить представление детей о мире человеческих чувств. Развивать умение и желание дарить тепло друзьям и любовь родным людям.

Психолог предлагает детям закончить предложение:

Бабушка заболела, и я....

Маленький братик не может уснуть и я....

Упала сестренка и я....

Папа ремонтирует стул и я....

Дедушка отдыхает и я....

Мой друг печальный и я....

Приближается мамин праздник и я....

У меня есть конфеты и я....

12. Упражнение «Психологическая похвала».

Цель: обеспечить положительную психологическую атмосферу в группе, удовольствие.

Я хороший, ласковый ребенок

И приветливый, добрый, интересный.

Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.

Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.

Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.

Занятие 1.

1. Знакомство. « Больше всего я люблю.. Меньше всего я люблю…»

2. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

3. «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).

4. Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.

5. Пиктограммы эмоций. Определение настроения.

7. «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра

9. «Зеркало». Игра в парах - повторение всех движений и жестов.

10. «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.

11. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

12. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 2.

2. «Выбрось пальцы» – упражнение на сплочение группы.

4. «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть…, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание своего эмоционального состояния.

6. Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура – замри!

8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.

9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.

10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

Занятие 3

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.

4. «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.

6. «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.

7. «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.

Занятие 4

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.

3. « Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

4. «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.

6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»

8. «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.

9. Подвижная игра по желанию детей.

10 «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 5

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.

3. «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

4. «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.

5. «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.

6. «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

7. «Наша группа » – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).

9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 6

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. «Закончи предложение» –Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я смогу…

Я добьюсь…

Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).

4. Совместный рисунок « Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.

6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.

9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.

10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Коррекционно-развивающая программа

психологических занятий для гиперактивных детей

Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.

Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.

Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.

Занятие 1.

  1. Знакомство. « Больше всего я люблю.. Меньше всего я люблю…»
  2. «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).
  3. Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.
  4. Пиктограммы эмоций. Определение настроения.
  1. «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра
  1. «Зеркало». Игра в парах - повторение всех движений и жестов.
  2. «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.

Занятие 2.

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-Чанга»

2. «Выбрось пальцы» – упражнение на сплочение группы.

  1. «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть…, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание своего эмоционального состояния.
  1. Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура – замри!

8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.

9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.

  1. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
  2. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 3

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

  1. Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.
  1. «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.
  1. «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.
  1. «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.

  1. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
  2. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 4

  1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
  1. «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.
  1. « Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
  1. «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.

6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»

  1. «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.
  1. Подвижная игра по желанию детей.
  1. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 5

  1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
  2. «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.
  1. «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.
  1. «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.
  1. «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.

  1. «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.
  1. «Наша группа » – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).
  1. «Жмурки с голосом» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала по голосу. Роли меняются.

9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 6

  1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
  2. «Закончи предложение» –Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).

4. Совместный рисунок « Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.

6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.

9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.

10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».

Задачи и средства коррекции детской гиперактивности.

Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоции и поступков.

Добиться у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.

Необходимо определить сильные стороны личности ребенка, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей:

  • - Развитие внимания ребёнка (концентрация, переключаемость, распределение);
  • - Тренировка психомоторных функций;
  • - Снижение эмоционального напряжения;
  • - Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам;
  • - Обучение детей выразительным движениям;
  • - Формирование у детей моральных представлений;
  • - Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Подбирая игры (особенно подвижные) и упражнения для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности детей:

  • - дефицит внимания,
  • - импульсивность,
  • - очень высокую активность,
  • - неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях),
  • - быструю утомляемость,
  • - в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.

Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно.

  • 1 этап - Надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.
  • 2 этап - Использование игр, которые помогут ребёнку приобрести навыки контроля двигательной активности.
  • 3 этап - Подбирать игры на тренировку сразу двух функций.
  • 4 этап - Переходить к более сложным формам работы по одновременной отработке (в одной игре) всех 3-х функций.

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

  • 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
    • - проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
    • - помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
    • - контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
    • - не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";
    • - стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
    • - избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;
    • - реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

  • - не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
  • - выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • - для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • 2. Изменение психологического микроклимата в семье:
    • - уделяйте ребенку достаточно внимания;
    • - проводите досуг всей семьей;
    • - не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  • 3. Организация режима дня и места для занятий:
    • - установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
    • - чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
    • - снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
    • - оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
    • - избегайте по возможности больших скоплений людей;
    • - помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
    • - организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
  • 4. Специальная поведенческая программа:
    • - придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
    • - не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
    • - чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
    • - составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
    • - воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
    • - не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
    • - постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
    • - не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
    • - не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
    • - помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
    • - не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
    • - объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":

  • - лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • - запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
  • - прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
  • - чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";
  • - холдинг, или простое удержание в "железных объятиях";
  • - внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

  • - если родителей дошкольника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить "урок жизни". Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
  • - если 6-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
  • - если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.
  • - если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки "принятия". В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика "позитивной модели", заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 6 лет.

Компьютерные игры чрезвычайно привлекательны для ребёнка. Если соблюдать элементарную гигиену здоровья и позволять ребёнку играть не более 30 минут в день, то вполне можно использовать компьютерные игры для развития различных свойств внимания.

В каждой игре тренируется только одна отдельно взятая функция - это золотое правило, которое необходимо соблюдать и в компьютерных играх и в обычных подвижных играх для детей СДВГ. Взрослому человеку также трудно бывает одновременно тренировать и следить, например, за 3 функциями: сдержанностью, концентрацией внимания и усидчивостью. Поэтому тренируется одновременно только одна функциональная особенность.

Необходимость тренировок. Концентрацию внимания, его устойчивость и интенсивность, а также память и способность предвидеть результаты своей деятельности надо начинать тренировать с детства, не откладывая это в долгий ящик. Для этого применяются специальные подвижные, групповые и компьютерные развивающие игры.

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя:

  • - растяжки,
  • - дыхательные упражнения,
  • - глазодвигательные упражнения,
  • - упражнения для языка и мышц челюсти,
  • - перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
  • - упражнения для развития мелкой моторики рук,
  • - упражнения для релаксации и визуализации,
  • - функциональные упражнения,
  • - упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,
  • - упражнения с правилами.

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций.

Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.

Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям (цефалокаудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног (проксимодистальный закон).

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки.

На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе - опускается вниз.

Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы ("надувание" цветных шаров в животе, "вдыхание" солнечного света и золотистой энергии и т. д.).

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движение глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и вдали. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет их с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебной деятельности чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, компьютер и т. д.), что существенно снижает качество обучения.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз, которые формируют речь.

Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие "чувствования" своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела). Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

Ниже представлены несколько упражнений:

Занятие 1.

Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

"Колечко".

"Кулак-ребро-ладонь".

Функциональное упражнение "Послушать тишину".

Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса. И.п. - сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

Функциональное упражнение с правилами "Костер".

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Дети садятся на ковер вокруг "костра" и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) "жарко" дети должны отодвинуться от "костра", по команде "руки замерзли" - протянуть руки к "костру", по команде "ой, какой большой костер" - встать и махать руками, по команде "искры полетели" - хлопать в ладоши, по команде "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг "костра". Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

Функциональное упражнение "Море волнуется...".

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:

Море волнуется - раз!

Море волнуется - два!

Море волнуется - три!

Морская фигура - замри!

Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора "Отомри!" упражнение продолжается.

Релаксация "Поза покоя".

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно -

Расслабление приятно!

Занятие 2.

1. Растяжка "Лучики".

И.п. - сидя на полу. Поочередное напряжение и расслабление:

  • - шеи, спины, ягодиц;
  • - правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы;
  • - левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.
  • 2. Дыхательное упражнение.

И.п. - сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки ("а", "о", "у" и др.) и их сочетания.

И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым,а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Упражнение "Колечко".

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

Упражнение "Лезгинка".

5. Функциональное упражнение "Колпак мой треугольный" (старинная игра).

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы:

"Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак".

Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово "колпак", заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово "колпак" (легкий хлопок ладошкой по голове) и "мой" (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: "колпак", "мой" и "треугольный" (изображение треугольника руками).

6. Когнитивное упражнение "Чаша доброты" (визуализация).

Цель: эмоциональное развитие. И.п. - сидя на полу. Инструктор: "Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!"

7. Когнитивное упражнение "Визуализация цвета".

Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И.п. - сидя на полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или различии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.

8. Релаксация "Кулачки".

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. И.п. - сидя на полу. Инструктор: "Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - пауза, выдох - пауза! Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем -

Отпускаем, разжимаем.

(Легко поднять и уронить расслабленную кисть.)

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики".

Занятие 3.

1. Растяжка.

Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности - правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и "волне" его дыхания можно легко определить "зажатые" места.

Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или "размять" икры ног и т.д.

2. Дыхательное упражнение.

И.п. - сидя на полу. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации.

Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

3. Глазодвигательное упражнение.

И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

И. п. - сидя на полу.

Упражнение "Колечко".

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение "Кулак-ребро-ладонь".

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

Упражнение "Лезгинка".

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Упражнение "Ухо-нос".

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук "с точностью до наоборот".

5. Функциональное упражнение "Чайничек с крышечкой".

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся в круг. Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее определенными мануальными жестами:

"Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней).

Крышечка (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком).

Крышечка - шишечка (вертикальные движения кулаками).

В шишечке - дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).

Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).

Пар идете - дырочка,

Дырочка в шишечке,

Шишечка крышечка,

Крышечка - чайничек".

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на "Гу-гу-гу", жесты сохраняются: "Гу-гу-гу - крышечка и т.д.".

6. Функциональное упражнение "Черепаха".

Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие - у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

7. Когнитивное упражнение "Движение".

Цель: формирование двигательной памяти. Инструктор предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

8. Релаксация "Олени".

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Инструктор: "Представьте себе, что вы - олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Посмотрите: мы - олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко".