Московский знаменский храм в переяславской слободе.

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

Московский храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе (Сретенское благочиние Московской епархии)

Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда "блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек" . Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая , которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в году в Переписной книге города Москвы было записано: "В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы " . Причину переименования история не сохранила.

В году "тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей" началось строительство каменного храма, который был освящен в году и существует по сей день. Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию.

В году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение. При этом боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным, застроена с боков колокольня. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

Резной позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX века, отражает развитие русского стиля в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, он выдержан в традициях XVI -XVII веков. Роспись храма выполнена в году художником Я. Е. Епаничковым. В начале века при храме действовали богадельня и церковно-приходская школа.

В советское время церковь не закрывалась, на её колокольне даже сохранились колокола. Храм принимал к себе святыни из закрываемых и разрушаемых окрестных церквей.

Святыни

  • распятие из разрушенного Страстного монастыря, в южном приделе
  • икона «Знамение» (список XVI в. с новгородского подлинника)
  • икона святого Иоанна Предтечи (XVII в.)
  • икона святителя Николая (XVIII в.)
  • икона мучеников Адриана и Наталии из снесенной церкви XVII века во имя этих святых, находившейся на 1-ой Мещанской улице
  • икона святого Феодосия Черниговского с частицей его облачения
  • икона преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба
  • икона святого праведного Филарета Милостивого

Приписные храмы

Настоятели

Использованные материалы

  • Москва. Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе. // Сайт "Народный каталог православной архитектуры"
  • Церковь Иконы Божией Матери Знамение, что в Переяславской Ямской слободе // Сайт "Храмы России"
  • Дневник храма “Знамения” Божией Матери , альманах “Альфа и Омега”, № 61, 2011:
  • Е.А. Мусорина, С.И. Выстрелков, "Храм Знамения Богородицы в Переславской Ямской слободе" М. 2007, Изд-во "Православная Таганка", с. 34-38.

Особым поклонением прихожан пользуется величественная местночтимая икона Божией Матери «Казанская» в киоте с левой стороны клироса.
Казанская икона Божией Матери, покровительница храма, самая старинная святыня. Икона была перенесена из храма, находившегося в затопленном позже Ставрополе-на-Волге.

В храме для поклонения прихожан открыты уникальные мощевики. Мощевики с мощами старцев Киево-Печерской Лавры и других святых появились в храме в 80-е годы.

Мощевик с 71 частицами Киево-Печерских угодников.




Мощевик с 61 частицами Оптинских и многих чтимых святых как ранней церкви, так и поздних времен, а также частицами Гроба и Креста Господня, Маврийского дуба и камня с горы Искушений.


Рядом с мощевиками располагаются аналойные иконы — Казанский образ Пресвятой Богородицы и образ Господа Вседержителя.

В храме бережно хранится множество святых реликвий.

Икона Божией Матери «Иерусалимская»
«Закланная»
“Неопалимая купина”

Удивителен Образ Божьей Матери «Закланная» . Эта икона греческого происхождения, она была подарена храму греческими паломниками. Существует предание о чуде, связанном с этой иконой. Когда инок, у которого была икона, проткнул её копьём, из иконы потекла струйка крови. Белое пятно на щеке Богоматери - след от иноческого копья.
Деревянная икона Божией Матери «Неопалимая купина» с частицей мощей святых Вифлеемских младенцев.
Со стороны правого придела в честь святителя Николая Чудотворца расположены икона Господа Вседержителя и икона Божией Матери «Знамение».

Появился в храме в 2000-х годах. Во время Страстной седмицы сюда приносится Плащаница и киот вместе с ней выносится на середину храма для поклонения. В остальное время в киоте находятся икона святого старца Петра Чагринского с частицей его мощей и икона святой блаженной Матроны Московской, освящённая на ее мощах в Москве.


Святое распятие. Голгофа.


Старинные иконы: святых преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также святителя Митрофана Воронежского с частицей его святых мощей.

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Со стороны левого придела находится дореволюционная икона святого преподобного Серафима Саровского.

В Богородично-Казанском храме и по сей день хранится Евангелие в прекрасном серебряном окладе художественной работы — дар М. Киселёвой, сделанный в конце XIX века для Троицкого собора.



Храм в честь Державной иконы Божией Матери в Чертанове (храм построен, на приходском доме завершены СМР)

АДРЕС: ул. Чертановская, вл. 2, к. 2

НАСТОЯТЕЛЬ: игумен МИТРОФАН (Гудков)

Храм построен. Годы строительства: 2001-2009.

Архитектор: Воскресенский И.Н.

Проектировщик: Творческая мастерская архитектора Воскресенского (ТМА Воскресенского)

Официальный сайт храма: www.derzhavnaya.ru

Март 2019 года: в приходском доме, в секторе А, ведутся отделочные работы. Подрядчики приступили к монтажу конструкций ограждения лестничных клеток. Выполняются пуско-наладочные работы систем вентиляции, отопления, горячего и холодного водоснабжения. Завершен перевод объекта на постоянное энергоснабжение.

Январь 2019 года. Закончена отделка одного из трех блоков приходского дома. В новых помещениях в ближайшее время начнутся занятия воскресной школы. Приход храма активно готовится к чину великого освящения.

В 2018 году храме ведутся работы по внутреннему убранству. Два иконостаса для боковых приделов уже полностью смонтированы. Главный, центральный иконостас мастера обещают выполнить к июню. Завершаются отделочные работы в приходском доме. В нем будут располагаться административные и канцелярские помещения, просфорня, воскресные школы для детей и взрослых, а также большой актовый зал, где планируется проводить как приходские мероприятия (просмотр фильмов или праздничные концерты), так и общевикариатские (конференции или совещания).

Новости прихода:

На месте взорванной святыни подмосковного села Орлово выросла удивительной красоты пятикупольная церковь.

Благодаря тому, что финансирование стройки не прекращалось ни на один день, храмовый комплекс был построен в рекордно короткие сроки

Голгофа отца Николая

При орловском храме всегда была крепкая церковная община, которую в разные годы окормляли разные священники, но последнему из них выпала особая доля – мученическая кончина во имя Христа на печально известном бутовском полигоне.

Ровно четверть века отец Николай Лавров был настоятелем храма в Орлове, из них последние 18 лет пришлись на время безбожия и репрессий. После октябрьского переворота вся мощь государственной машины была направлена на уничтожение Церкви. Но даже в таких условиях, ежедневно рискую жизнью, батюшки продолжали свое служение.

В 1935 году Кунцевский райсовет принял решение о переоборудовании здания орловской церкви под школу. У отца Николая потребовали ключи от церкви. Вместо этого пастырь собрал из окрестных сел верующих и написал от их имени коллективное ходатайство с просьбой приостановить действие постановления о закрытия храма.

Попытка спасти Божий дом имела для отца Николая самые трагические последствия. Следователи обвинили его в руководстве «контрреволюционной кулацкой группой». По постановлению тройки при УНКВД Москвы и Московской области Николая Яковлевича Лаврова приговорили к расстрелу.

Обретение креста

После закрытия церкви местные власти распорядились церковную утварь и иконы передать в соседние храмы, но прихожане поступили иначе: они разобрали по домам дорогие для них святыни в надежде сохранить их до лучших времен. Комитет бедноты расценил эти действия как саботаж и велел «пособникам контрреволюции» под страхом расстрела вернуть церковное имущество до последней иконы, чтобы потом на глазах у всего села устроить показательный пожар.

Казалось, в тот страшный день все сгорело дотла, и уже нет никакой надежды найти хоть какую-нибудь подлинную вещь из орловского храма. Но случилось чудо. Восемь лет назад при обследовании фундамента разрушенной церкви был обретен потемневший от времени настенный крест, будто специально ждавший своего часа.

Три храма – один священник

Уже давно село Орлово вместе с окрестными деревеньками вошло в состав Москвы, а их жители стали москвичами. Сменились поколения, но люди не забыли своих корней, в том числе и духовных. Среди местных жителей нашлись подвижники, которые создали церковную общину и задались целью возродить разрушенный храм.

Михаил Колюпанов родился в 1977 году в Москве.
В 2000 году закончил Свято-Тихоновский богословский институт. В 2001–м был рукоположен в священники. С 2001 по 2004 год служил в храме Рождества Богородицы на Крылатских Холмах. С 2004 года – настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Орлове

Община есть, а церкви и священника – нет. Разве это правильно? И в 2004 году молодой иерей Михаил Колюпанов становится пастырем «группы церковных активистов». Первые молебны, пока позволяла погода, проходили под открытым небом – на фундаменте старой церкви. А потом остро встал вопрос о временном помещении. Руководство поликлиники восстановительного лечения на ул. Родниковой в Солнцеве любезно предоставило отцу Михаилу… свой актовый зал. На сцене батюшка устроил алтарь, перед алтарем поставил подсвечники, а по стенам развесил иконы.

– Местные бабушки поначалу отнеслись к нашему храму с недоверием. Думали, что мы сектанты какие-нибудь, – улыбается отец Михаил, – а теперь на воскресной службе бывает до 60 причастников. Кроме того, церковь посещают люди с ограниченными возможностями, которые приезжают на лечение в поликлинику. Они ищут здесь поддержки, утешения и, конечно, помощи Божией.

Комплекс в Солнцеве – щедрый дар москвичам от компании «Мосстроймеханизация-5». Ее генеральный директор Сергей Качалин считает храмостроительство вкладом в будущее
государства.

Слова утешения ждут от батюшки и в другом больничном храме – при Научно-практичном центре медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы.

Приписной храм Святой Троицы представляет собой небольшое помещение в здании Научно-практичного центра, и служба совершается здесь один раз в неделю.

Но на большие церковные праздники батюшка старается служить во всех «своих» храмах.

Общими молитвами Храм в честь Казанской иконы Божией Матери на Староорловской улице, рассчитанный на 500 человек, вместе с домом причта был возведен по Программе «200 храмов» в числе самых первых. И хотя строительство еще не закончено, но уже есть представление о том, как должен выглядеть храмовый комплекс XXI века. С одной стороны, его архитектура не выходит за рамки традиционного церковного зодчества, а с другой – везде, где это уместно, использованы современные технологии.

В доме причта предусмотрена комната матери и ребенка. Здесь можно будет покормить и перепеленать малышей. А в просторные учебные классы переедет воскресная школа прихода, долгие годы ютившаяся в больничной библиотеке.

Благодаря тому, что финансирование стройки не прекращалось ни на один день, храмовый комплекс был построен в рекордно короткие сроки. Генеральный директор организации «Мосстроймеханизация-5» Сергей Качалин стал не только куратором объекта, но и его единственным спонсором. За что ему низкий поклон от всего прихода храма и от жителей микрорайона, которые то и дело интересуются, когда же откроется новая церковь.

– Осталась лишь внутренняя отделка храма, – говорит настоятель, – но чтобы побыстрее начать богослужения, мы решили установить временный иконостас с репринтными фотокопиями икон.

Местные жители, желая внести свою лепту в убранство храма, приносят батюшке домашние иконы и церковную утварь, а один из давних прихожан вызвался профинансировать покупку колоколов для звонницы.

Строительство:

Инвестор и генподрядчик: «Мосстроймеханизация-5»

Проект: ГУП «МНИИТЭП»

Техзаказчик: ГУП «УРиРУО»

Адрес: ул. Староорловская, д. 106

Настоятель: священник Михаил Колюпанов

February 13th, 2015

Или посещение святого Трифона в Марьиной Роще

Инициаторами создания храма стали сами жители пригородного поселка Марьина Роща, поддержанные местным священником Сергием Леонардовым, настоятелeм Свято-Троицкой церкви в Останкине. Отец Сергий, как повествуют мемуары графа С.Д. Шереметева, связался на этот счет с графом Александром Дмитриевичем Шереметевым, который в мае 1901 г. отдал приказание Главной конторе, ведающей имениями и дачами в Московской губернии, выделить участок в 400 квадратных сажен под постройку храма. Владелец Останкина граф А.Д. Шереметев (1859-1931) был композитором, начальником Придворной певческой капеллы. Он вполне сочувствовал желанию жителей Марьиной рощи построить свой храм, и для новой церкви выбрал возвышенное и сухое место, хотя и небольшое по размеру.
03.

Церковь в стиле древнерусских храмов XVII века начала строиться с 1899 г. Духовное торжество освящения новоустроенного храма в Марьиной роще прошло в воскресный день 20 июня 1904 г. Богослужение возглавил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), Управляющий Московской епархией, в сослужении священника Сергия Леонардова, благочинного храмов 6-го округа Московского уезда, и отца Владимира Остроухова, настоятеля храма Сошествия Святого духа, что на Лазаревском кладбище. На торжественном богослужении пел Чудовский хор под управлением регента Н.А. Иванова.
04.

В заметке, помещенной в «Московских церковных ведомостях» о торжестве освящения церкви в Марьиной роще, отмечалась красота вновь построенного храма: «Внутри церковь отделана весьма благолепно. Несколько старинных икон в серебряных окладах в киотах и много утвари пожертвовано церкви из храма Лазаревского кладбища. Прихожане соорудили две пары хоругвей, серебряную утварь и облачения; а так же больших размеров иконы в иконостасах преподобного Серафима и святого мученика Трифона ».
05.


06.


07.

В 1912 году была надстроена звонница церкви по проекту архитектора Ю.Ф. Дидерихса. 2 декабря 1912 года на колокольню поднят колокол в 311 пудов. В 1930-е годы церковь не закрывалась. Колокола, кроме снятого большого, сохранились на колокольне, но звонить в них долгое время было запрещено. При храме сейчас действуют воскресная школа для детей и взрослых, приходская библиотека. Также здесь размещается редакция газеты «Православная Москва».
08.

Мне так и не удалось, к сожалению, узнать историю появления в этой церкви мощей Святого Трифона в сети, поскольку этой информации просто нет. Возможно лишь предположить, исходя из близости Трифоновской церкви, где находились тогда самые главные в России мощи святого Трифона, от них была отделена небольшая часть для «вделки» в икону святого Трифона в храме Нечаянная радость в Марьиной Роще, для поддержания духа и увеличения интереса довольно небогатых прихожан этой церкви… Но не менее интересна и сама чудотворная икона «Нечаянная радость», что дала имя этой уютной и камерной московской пригородной церкви, историю которой я и расскажу вкратце.

Названа она в честь Пресвятой Богородицы, духовно исцелившей одного преступника, кто совершал правонарушения, но при этом каждый раз перед выходом на злое дело, призывал своей молитвой к Богородице у ее иконы помочь ему в их исполнении - творя ангельское приветствие «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!...». Это слова архангела Гавриила, кто принес ей весть о том, что от нее родится Спаситель Мира из Евангелия от Луки… И, вот однажды, когда перед очередным преступлением этот человек по своему обыкновению совершил эту молитву перед иконой и явился ему как наяву образ Богородицы с младенцем Иисусом, покрытым кровоточащими ранами как на иерусалимском кресте. В страхе спросил он, что происходит? На, что Дева Мария ответила, что «…вновь и вновь грешники распинают Иисуса Христа…» и заставляют её скорбеть от их дел. В ужасе и раскаянии грешник попросил Богородицу простить, помиловать его и молиться об этом ее сыну. Богородица милостиво согласилась это сделать, но Иисус долго не хотел его прощать, но только после того как его мать пала ниц перед ним моля о прощении грехов преступника, Иисус ради матери все еж простил грешника повелев его поцеловать свои кровоточащие раны… В исступлении грешник припал к ранам Иисуса и тут чу́дное виде́ние исчезло… После этого события этот человек изменил свою жизнь, раскаялся и стал вести праведный образ жизни. И оно стал для него «нечаянной радостью, что и дало название появившейся на основе этой истории иконографии Богоматери.
09.

Фото некоей современной иконы "Неяаянная радость". Выложена только для ознакомления с сюжетом...

Композиционно, в левом углу иконы «Нечаянная радость» помещают молящегося беззаконного человека, который стоит на коленях перед образом Одигитрии. На Богомладенце изображают разорванную одежду и кровоточащие язвы. Под иконой помещают начальные слова этой истории из «Руна орашенного» (1683 г.) Дмитрия Ростовского или молитву иконе. Из уст грешника может исходить лента со словами его моления к Богородице.

До революции 1917 года наиболее известный чтимый список иконы «Нечаянная Радость» находился в московской церкви Неопалимой Купины в Хамовниках. Он был пожертвован в храм в 1835 году по завещанию Александры Куницыной. Предание приписывает ему возвращение в 1838 году слуха вдове Анисье Степановной. Другой почитаемый список находился в кремлёвской церкви Благовещения на Житном дворе.

В настоящее время чтимые списки иконы находятся в следующих московских храмах:

Храм Илии Пророка в Обыденском переулке — список иконы, почитавшийся патриархом Пименом, перенесённый из церкви Благовещения на Житном дворе;

Храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще — список, почитаемый чудотворным ;

Храм мучеников Адриана и Натальи в Бабушкине;

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле;

Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе;

Храм Спаса Преображения на Песках - список, почитаемый чудотворным.


Теперь, собственно, о моих ощущениях… Сейчас храм окружают безликие жилые кварталы 80-х. Но, на их фоне храм выглядит как-то еще уютней и добрей. Своей простой, но изысканной архитектурой он как бы противопоставляет высокое духовное невыразительному мирскому.
10.


Храм уютный и необычайно метафорически «теплый». Всегда и для каждого храма нет сходных ощущений, когда ты впервые переступаешь его порог. Так и здесь - полумрак, горят свечи, почти никого нет, где-то в глубине храма идет скромное венчание. Сразу в левой части храма под аркой привлекает внимание горящая сдержанным золотым огнем икона «Нечаянная радость» - главная реликвия храма. Приближаясь к ней, тебя как будто охватывает ее направленный поток любви и прощения…
11.



12.


13.

Икона святого Трифона находится сразу слева от этой чудотворной иконы в высоком киоте. Икона святого Трифона как и массивный ее оклад - в металле и расположена она ниже уровнем еще одной, в этом же киоте. Что это за икона, совмещенная с иконой святого Трифона я так и не узнал. Более всего она похожа на «Преображение Господня».
14.

Рассмотреть, где же находятся мощи святого Трифона в самой иконе, мне, на первый взгляд, тоже не удалось - икона совсем небольшая, хотя образ святого Трифона на коне и с птицей в руке, тем ни менее, хорошо угадывается в металле.