Можно ли долго плакать по умершему. Почему нельзя плакать по умершему

А чего смерти бояться? Все умрём. Столько хороших людей уже умерло, что и нам не грех в могилу лечь.

Комфорт и безопасность изменили нас. Порог боли и чувствительности современного человека сильно отличает нас от наших даже ближайших предков, и в этом нет ничего плохого, я и сам каждое утро восхищаюсь чудом горячей воды и благодарю Бога за свет и тепло. Но мы другие. Защитив себя и обезопасив жизни свои, кое в чем мы сделались более уязвимыми, а порой и беззащитными. Факт смертности – нашей и наших близких – мы теперь переносим куда тяжелее и болезненней, нежели наши прадеды.

В старину человека с детства приучали к мысли, что ему придётся похоронить родителей. И молодые люди знали, что доведётся не просто переживать утрату родителей, но именно – похоронить и сделать это красиво и правильно. А еще было чудесное слово «досмотреть», и достоинство детей оценивалось по тому, как они утешают своих умирающих близких, как успокаивают их угасающую старость. Подумайте: с детства к этому готовили. Не боялись детей испугать или шокировать. Как готовили? Говорили о смерти спокойно, как о чём-то естественном, не смягчая ее трагичности, не врали себе и детям, не прятались от нее. Старики собирали себе на смерть, готовили рубахи и платки – в чём в гроб положат, не боялись часто причащаться, не пугались писать завещаний и – плакали, конечно же, плакали – как же без этого? Кому же охота помирать? Столько дел! Столько работы! Но плач этот был правильным, он разрешался в особый ритуал, обряд – горе избывалось, обряжаясь в погребальные обычаи и традиции.

И не только к смерти родителей готовили от юности. Муж и жена – скорее всего кто-то пойдёт к Богу раньше, и уже во время венчания люди учились разлуке. Не ведая того, наши предки приучали своих детей к одному из самых изящных духовных упражнений. Покойный Сенека, наставник умирания, советовал своим ученикам: «Нам надо постоянно думать о том, что смертны и мы и любимые нами» (Письма 63,15). Думать – постоянно. Пребывать в памяти смертной. Не давать суете и малодушию спрятать от нас трагичности мира. Но Сенека говорит не просто о памяти смертной вообще, об отстранённом созерцании космического закона. Это созерцание конкретно. Философ призывал к перемене самого фокуса «смертельного созерцания». Верующих часто, иногда – справедливо, укоряют в эгоизме. В созерцании своей финальности действительно есть нечто эгоцентричное. Но в том, что умру я – нет еще большой трагедии. Порой смерти ждёшь, как избавления, отрады. Но – умрут любимые мною люди. Вот это по-настоящему ужасно. Мир полон боли, несчастий, болезней, но быть живым – это так хорошо.

Когда Софокл устами одного из своих персонажей говорит «высший дар – нерождённым быть» (Эдип в Колоне 1225), слушателя и читателя пронизывает космический холод, мурашки бегут по коже, одолевает и парализует благородная метафизическая тоска – до чего эпично, глубоко, красиво! И лишь истрезвившись от этой античной стужи, начинаешь понимать ложь этих слов. Да, ко мне, непомерно эстетствующему эгоисту эта фраза подойдёт, но разве я бы хотел, чтобы никогда на свет не появился мой ясноглазый племянник, или веселые братики, моя мама, мои добрые и терпеливые друзья, разве было бы хорошо, если бы они никогда не родились? Да, мир полон боли, горя, потерь, но эти люди – украшение человечества, вместе с ними даже в этот больной мир вошли и смысл и радость, и сквозь горе мы всё же радуемся, что кто-то славный побыл на этом свете пусть даже совсем чуть-чуть. Но как же больно от мысли, что однажды им всем придётся умереть.

«Человек начинается с плача по умершему». Так говорил покойный Мераб Мамардашвили. Не с плача по себе умершему или умирающему начинается человек, а с принятия и избытия смерти своих любимых. Этому плачу в хороших семьях приобщали с детства – чтобы человек в ребенке проснулся как можно раньше, чтобы через мужественное принятие смертности своей и своих любимых с первых дней своей жизни научиться принимать, благословлять этот мир, и – сопротивляться ему. Все наши близкие и друзья, любимые и хорошие – это люди, которых мы однажды потеряем. А еще – это люди, которые потеряют нас.

Однако «плач по умершему» это не просто красивый образ или стерильное духовное упражнение. У нас есть религия. Она учит нас правильному плачу по умершему, целительному плачу. Когда я только начинал служить священником, меня всегда смущали наши белорусские похороны: «профессиональные» плакальщицы, сложнейшие и разнообразнейшие ритуалы, особый панихидный распев и завывательная манера исполнять песнопения и потребность на грани одержимости «адправить пакойника» (помолиться за покойного) «як след» (как положено). Потом я понял, как же важен этот вой, эти эпические слёзы, «лишние» обряды.

Это – Белоруссия. Здесь было так много горя. В войну белорусы потеряли каждого четвертого, и, может быть, перенести нам все эти беды и помогла способность хоронить, «как положено». Не надо льстить себе: мы всего лишь люди – сколько бы вы не знали языков, какую бы изысканную литературу не читали, горе и боль, слёзы и утраты у нас у всех – человеческие. И эту боль надо уметь выплакать, провыть, прокричать.

Смерть – всегда не вовремя. Смерть застаёт нас врасплох. И нам нужно не только умом, но и самой кожей избыть это горе. Даже распоследние материалисты это, если не понимали, то чувствовали, изобретая гражданские панихиды и пресные минуты молчания. А в церкви – дым кадила, чтение бесконечных поминальных записок, столы с приношениями и запечатанная земля, и как запоют «Со святыми упокой», подхватит вся церковь этот скорбно-торжественный мотив, а потом разрешится в мужественный и трагичный мажор икоса восьмого гласа – «Сам Един еси Бессмертный, сотворивый и создавый человека». Выкричаться нам надо, пропеть, простонать сквозь слёзы и благодарную грусть. И интеллигентнейшая из русских женщин в минуту боли и утраты могла написать:

Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.

Современного человека, и, прежде всего ребенка, подростка со всех сторон ограждают от смерти, от самого факта и упоминания. Но ведь однажды ему предстоит проводить своих родителей в последний путь, и сделать он это должен «как следует». Религия есть некая культурная оформленность предельного человеческого опыта. Она дает не просто некий эмоциональный антидот, противоядие от чрезмерного потрясения, сознания необратимости, но само исполнение ритуала избывает скорбь, потому что кричим мы, плачемся Богу-Человеколюбцу, Утешителю сирот и смертников.

И Он не даёт нам ответов, как и пытливого Иова Он не уговорил, а только утешил – как? – не знаем ни мы, ни Иов. Дети, выросшие в семьях без подлинной религиозной традиции, более уязвимы, они беззащитны перед смертью, их не приучают с детства правильно переживать и осмыслять смерть и близких, и свою собственную. Наши панихиды, родительские субботы, грозные обряды, кутья, записочки и сорокоусты могут показаться ненужным усложнением, недостойным благородной евангельской истины. Но стоит ли от этого отказываться перед лицом всех наших утрат бывших и – непременно – будущих? А потому, смертнички мои, положу я в кадило побольше ладану и затяну длинную и громкую белорусскую панихиду, чтобы и живые, и мёртвые услышали и утешились скорой грядущей встречей.

Когда умирает родной или близкий человек, слезы текут невольно. Плачет сама душа, ведь она живая. Сдерживать слезы в минуту горя невозможно. Смерть всегда застает нас врасплох.

Сам Иисус Христос прослезился, когда получил известие о смерти Лазаря. Почему он заплакал, если знал, что Душа бессмертна? Он увидел, как страдают близкие покойного, и посочувствовал их горю. Иисус прослезился и показал людям меру того, как нужно оплакивать усопших.

Спаситель в разговоре с учениками сравнивает смерть со сном. Он говорит, что идет «разбудить» Лазаря. (Евангелие от Иоанна). У него не было причин скорбеть о смерти Лазаря. Для Иисуса воскресить друга было так же просто, как разбудить ото сна.


По умершему нельзя плакать, потому что безутешные слезы вредят здоровью

Некоторые люди не до конца понимают, почему нельзя плакать по умершему.

Полностью отказаться от слез в тяжелую минуту невозможно.

Горе потери следует глубоко осознать и пережить.

Эмоциональные переживания со слезами – это нормальная реакция человеческой психики на тяжелую утрату.

Но оплакивать покойного нужно в меру, чтобы не нанести вред ни себе, не ему. Нельзя изнурять себя страданиями и долго плакать по умершему.

Горькие слезы появляются от слабой веры в Господа, когда потерявшие близкого люди забывают, что жизнь родного человека со смертью не закончилась.

Человек перешел в иной мир, умерло только физическое тело.

От слез можно умереть, потому что они обостряют хронические заболевания

Можно ли умереть от слез? Неизжитое горе, которое выражается в слезах и страданиях приводит к болезням телесным и душевным. Вернуться к обычной жизни из такого состояния сложно.

Человек, который долго и глубоко страдает после смерти близкого, впадает в депрессию. У него обостряются хронические заболевания и появляются новые тяжелые недуги. Поэтому довести себя до исступления и умереть от слез, вполне возможно.

Наша разлука с умершими временная, на все воля Божья

Сразу после смерти покойные больше, чем при жизни нуждаются в поддержке близких людей.

Смерть приходит внезапно. Люди уходят в мир иной, не успев исповедоваться и раскаяться. Нераскаянные грехи тяготят умершего. Но свою судьбу, свой жизненный путь он изменить уже не может. Вот тогда родные и близкие оказывают ему молитвенную поддержку.

Постоянно оплакивать покойного вредит не только Вам, но и ему.

Покойному предстоят тяжелые испытания.

Он должен держать ответ за каждый прожитый день, за каждый неблаговидный поступок. А тут еще и близкие рыдают, вместо того, чтобы помолиться за него.

Вспомним строки Библии:

(Евангелие от Матфея)

«Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

Безусловно, здесь речь идет не о том, что Иисус не позволил ученику хоронить отца. Здесь говорится о неверующих людях– «мертвых душою». О том, что нужно следовать за Господом и верить, что мертвые не умирают, что наша разлука с ними – временная.

Те же, кто не верит, что душа живет после смерти физического тела – сами мертвы.

Еще один важный момент, который хочется подчеркнуть из приведенного эпизода священного писания. Ученик обращается к Иисусу с просьбой, но Господь отказывает ему.

Никогда нельзя забывать, что на все воля Божья. Ни один волос не упадет с вашей головы, без воли Господа на это.

Когда кто-то умирает – и на это воля Божья.

Поэтому смерть близких нужно принимать со смирением. Сильно плакать и страдать означает противиться воле Божьей. Неприятие воли Господа – грех.

(Евангелие от Матфея)

«Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц».

Как правильно провожать умерших в последний путь

Некоторые люди заблуждаются, когда думают, что душераздирающие рыдания на похоронах – доказательство любви к покойному. Традиция громко оплакивать покойника пришла из язычества и не изжита до сих пор.

Православному христианину провожать умершего в последний путь следует спокойно и сдержанно.

Отпустите усопшего с любовью в сердце.

1.Чаще молитесь о душе покойника после отпевания и похорон. Первые 40 дней зажигайте церковную свечу и молитесь ежедневно. Можете это делать в храме, но можно и дома, как подскажет сердце. Главное, молитесь искренне.

Ведь Душа, которая недавно покинула тело, испытывает беспокойство и страх. После обычной жизни в человеческом теле, Душа не знает, что ждет впереди, куда определит Господь. После смерти человек дает ответ за всю прожитую жизнь, определяется его дальнейшая участь.

2. Просите Господа простить покойному грехи вольные и невольные. Сходите на Божественную Литургию в церковь.

В православной церкви есть дни для поминовения усопших – Родительские субботы. В эти специальные дни мы вспоминаем умерших, молимся о них, и тем самым напоминаем себе о смерти, которая придет ко всем.

В эти дни нужно молиться Господу обо всех умерших людях, не только о близких. Это такая дань живых мертвым.


3. Помяните усопшего на 3-й, 9-й и 40-й дни.

Феофан Затворник писал:

«Усопшие не вдруг свыкаются с новой жизнью. Даже и у Святых некое время держится земляность. Пока то она выветрится, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному. Третины, девятины и сорочины указывают на степени очищения от земляности».

На годовщину смерти также устраиваются поминки, раздается милостыня, заказывается панихида.

«День смерти лучше дня рождения” – писал Блаженный Иероним Стридонский, и объяснил это тем, что рождение привязывает свободу души к телу, а смерть освобождает ее.

Чем мы можем помочь усопшим

Православные священники наставляют, что заботиться о своих умерших – христианский долг. Главная забота заключается в усердной молитве об упокоении души и о прощении грехов. Установите прочную молитвенную связь с усопшим человеком, и пережить потерю будет легче.

«Усопшие нуждаются в молитвах, как бедный в куске хлеба и чаше воды».

(Святитель Феофан Затворник).

Не нужно отчаянно страдать и лить слезы. Уныние – один из семи смертных грехов, духовная болезнь. Вера в Господа – лучшее лекарство от уныния.

Наш христианский долг – с верой в сердце заботиться о могиле усопшего, поминать его, заказывать панихиды, сорокоусты, читать псалтырь, ставить в храме свечи.


Полезно очищать душу, причащаться, исповедоваться, читать жития Святых старцев. Делайте добрые дела в память об умершем близком человеке, раздавайте милостыню. Ведь вокруг так много живых людей, которым нужна помощь.

Лучшая панихида – наша добродетельная жизнь.

Дай Бог нам сил научиться жить без близкого человека, храня о нём долгую, светлую память.

Почему нельзя плакать по умершим?

    Нельзя плакать по умершим от того, что души покойников в загробном мире от этого страдают. Когда человек плачет, он все время думает о покойном, тужит, желает его вернуть. Тратит колоссальное количество энергии в пустую. И душа покойного не может обрести покой.

    Если говорить о плаче о недавно умершем(до 40 дней), то это чревато тем, что душа умершего может не перейти в иной мир(обрести новую жизнь и тело), а застрять здесь в виде привидения и страдать от этого. Плакать по давно умершим, нет смысла, душа обрела новую жизнь и тело, взамен например старого и больного. Ему в этом положении хорошо и он счастлив.

    Возможно эти слзы приносят душе, в новой жизни, страдания.

  • Плакать по умершим

    нельзя долго и сильно. Якобы, слезы топят умершего и он не может перейти в другой мир.

    Моя тетя потеряла сына. Очень долго плакала, на протяжении лет 5 не могла успокоиться, постарела и никакие уговоры на нее не действовали.

    Вот все и приводили такие доводы, что ему там от слез не комфортно, что слезы топят, что они его беспокоят и т.д.

  • Потому что считается что плач по умершему и проявление к нему любви и жалости отрицательно воздействует на душу покойника. Из- за печали и тоски душа не сможет покинуть этот мир и будет обречена на вечное скитание между мирами.

    Тут много всего написано....4 марта 2014 захлебнулась моя 6-ти летняя доченька....Я хожу в церковь, но мне от этого не легче, за все время мой ангел мне не приснился... Вы пишите не плакать, но не было и дня чтобы я ее не вспоминала и слезы сами текут. Я хожу на работу, общаюсь с людьми, смеюсь, но душевная глубокая боль не отпускает. Иногда забываешься, думаешь что все хорошо, а иногда начинаешь реветь...

    Да существует такой миф, что нельзя плакать по умершим людям, потому что когда человек умер то его душа уже вышла в путь в другой мир, и когда мы плачем то тем самым зовем его, а это причиняет душе большое беспокойство, нельзя мешать душе, у нее уже есть свой путь!

    Плачем мы оттого,что мы ЛЮДИ! И потому,что мы ЛЮБИМ!Да,умерший проходит свои дела,нас,живых,не касающиеся!Но-он был частью нашей жизни!После его ухода наша жизнь однозначно меняется-мы сами в состоянии перехода,а это вс ж таки ломка прежних устоев,подчас крепко зацементированных.У меня 45 дней назад погиб родной брат-в 28 лет.Я тоже плачу,особенно к вечеру.Но это в большей степени оттого,что он по земным меркам ничего не успел-ни семьи,ни детей,ни любимого дела!Вс искал что-то.Отсюда-тоска.Одно утешает-ТАМ он дома.

    не плакать вряд ли получится, но вот кричать ни в коем случае нельзя. душа осваивается в новом мире и беспокоить ее- значит причинить ей зло, душа все слышит и громкие крики могут ее напугать. Еще слышала, что первые три дня душа безэмоционально просматривает все картины своей жизни и, если громко кричать, она может обернуться, что бы посмотреть что происходит и в этот момент пропустит какое-то важное событие- оно навсегда исчезнет из ее опыта, представьте если там было что то очень важное, первая любовь, рождение детей и душа это забудет- это не простительно

Сегодня существует множество примет и поверий, рассказывающих нам, почему нельзя плакать. Некоторые говорят, что нельзя плакать в зеркало, другие утверждают, что нельзя плакать по умершему. Как результат, наслушавшись таких советов, в следующий раз, почувствовав ком в горле и подходящие к глазам слезы, мы непроизвольно сдерживаемся - не буду плакать, нельзя ведь - говорим мы сами себе. И даже не задумываемся, а на каком собственно основании кто-то понял, что нельзя плакать в тех или иных случаях? И не совершаем ли мы ошибку, слепо доверяя таким рекомендациям, в то время, как надо бы перепроверить такую информацию? Для того чтобы разобраться, почему нельзя плакать в некоторых случаях, мы предлагаем по-иному посмотреть на слезы, почему иногда хочется поплакать, какими бывают слезы, что они несут в себе. Как всегда, сделаем все это с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Действительно ли нельзя плакать в некоторых случаях?
Что такое слезы? Почему люди плачут? Почему иногда хочется поплакать?
Почему нельзя плакать? Кто это утверждает и почему? Откуда берутся такие приметы и поверья?

Прежде чем разбираться, почему и когда можно, а когда нельзя плакать, важно понимать, что слезы бывают разными. Подавляющее число людей плачут редко, в самых стрессовых ситуациях, или вообще никогда. Мы не будет говорить о таких слезах, потому что они - просто физическая реакция тела человека на сильную боль, душевную или физическую.

Но среди нас есть особенные личности, для которых слезы - это показатель эмоций, отражение их внутренних состояния. Видя разные ситуации вокруг себя, особенно, какие-то трогательные или, наоборот, страшные, слезы наворачиваются у них на глаза, и сдержать их очень трудно. Вот именно о таких людей и их слезах и пойдет речь в этой статье.

Слезы - это выражение эмоций для людей со зрительным вектором . От природы зрительники обладают огромным диапазоном эмоций, смена которых проходит очень и очень часто. Человек может веселиться, смеяться, а потом вдруг загрустить или даже заплакать. Так же смехом или слезам зрительник может реагировать на абсолютно разные вещи, например, испуг, картинка катастрофы, страдания людей или животных, стихотворение или драма. И все эти эмоции, а также реакции организма на них, для самого зрительника наступают внезапно. Он сам так о себе и говорит: у меня часто меняется настроение.

Среди зрительних людей иногда бытует мнение, что плакать нельзя, это вредно, неприятно и противно, а также очень некрасиво. На самом деле, это правда, но лишь отчасти, потому что слезы у зрительника бывают двух разных типов. Первый из них, это так называемые слезы за себя , они вызываются страхами за себя, свою красоту, свою жизнь. Например, можно плакать в истерике, что тебя никто не любит. Или, что ты заболел, и скоро умрешь. Такой тип зрительных слез - очень тяжелый, они не дают ничего, кроме зрительной раскачки в увеличение страдания. Нельзя запретить себе плакать, но важно вовремя задумать, что такие слезы несут в себе мину замедленного действия. Истерики, нарастающее ощущение страха - это все сопровождает человека, который часто плачет о своих проблемах. Необходимо избавиться от этих состояний как можно быстрее, для улучшения своего же самочувствия. Проще сказать, чем сделать? А сделать это можно только поняв разницу между истеричными слезами и слезами сопереживательными. И тот, и другой тип слез присущи зрительным людям.

Второй тип слез - совершенно обратный первому. Это чистое, светлое состояние зрительного вектора. Это слезы за других, слезы сопереживания, сочувствия, разделения состояний человека. Такие слезы, даже если ощущаются, как боль, всегда за собой несут на следующий день облегчение, любовь к жизни и миру. Поэтому часто просто хочется поплакать - мы ищем для этого душещипательную мелодраму или грустную историю любви. Сдерживать такие слезы разными рационализациями про то, что это вредно - глупо. Наоборот, это полезное, нормально состояние для зрительника - смотреть на мир и плакать: от радости, от счастья, от сострадания.

Почему люди говорят, что плакать нельзя?

Любая народная мудрость имеет свои корни. Фольклористика - интереснейшая наука, которая дает возможность знать пословицы, поговорки, приметы. Но без системного понимания их смыслов, мы имеем всего лишь каталог мудрости, который не дает нам большого толка.

А вот рассматривая их через спектр системно-векторного мышления, открываются многие смыслы. Например, примета, что нельзя плакать перед зеркалом, дает нам понять ее создателя - человека со зрительным вектором в состоянии страха . Раскачиваясь в своих эмоциональных состояниях, он способен в зеркале увидеть все, что угодно (вплоть до черта), не зря в фильмах ужасов именно зеркало и отражение в нем используется, как один из самых страшных моментов. На самом деле, в этой примете нет ничего правдивого, кроме испуга отдельных людей.

Смысл слез всегда был загадочен для людей. Плачущий человек мог вызывать сочувствие, сострадание. "Не плачь по умершему, ни ему, ни себе не поможешь, только нервы истратишь" - рекомендация не самых зрительных людей. На самом деле именно слезы могут давать огромное облегчение для человека, находящегося в состоянии горя. Выплакаться, выговориться - то, что нужно в состоянии стресса, это прекрасное лекарство и природный антидепрессант для зрительника. Плача, мы снимаем с себя напряжение, даем освобождение нахлынувшим эмоциям, а сдерживая слезы, наоборот, оставляем проблему внутри, консервируя ее, а это значит, что рано или поздно, она прорвется или вылезет наружу психосоматическим заболеванием.

http://geo-storm.ru/vechnye-voprosy/pochemu/mozhno-li-plakat-po-umershemu/

Тяжесть потери близких людей невозможно передать словами. Трудно сдерживать слезы при воспоминании о них, справляться с эмоциями и привыкать жить, когда их не будет рядом. Но почему говорят, что нельзя плакать по умершему?

По канонам православной церкви запрещается долго лить слезы по усопшим людям. В основе этого факта лежит философское отношение к смерти у христиан. Человеческие души бессмертны. А тела усопших согласно принятому обряду погребения предаются земле. Душа близкого и родного человека переходит в совершенную жизнь и получает второе рождение. Священнослужители не рекомендуют тратить энергию и силы на слезы по усопшим родственникам, а советуют уделить внимание молитвам об упокоении их душ. Такие действия помогают взять себя в руки и перестать проливать горькие слезы из-за такой трагедии.

Следующая версия ответа основана на мнении медицинских работников и психологов. Длительное депрессивное состояние, основанное на повышенной слезливости родственников умершего человека, приводит к развитию патологических состояний нервной системы. По утверждениям психологов, постоянная скорбь в течение долгих месяцев и частые слезы приводят к диагностированию серьезных психических и физических заболеваний, вплоть до потери разума и сумасшествия. Таких людей нельзя оставлять без внимания и в случае длительного депрессивного состояния обращаться за помощью квалифицированных специалистов.

Еще одна версия того, почему считается, что нельзя плакать по умершему, основана на народных приметах. Согласно таким приметам появилось утверждение о том, что повышенная слезливость родственников приводит умерших к холоду и избыточной влаге. Ведь все слезинки падают на них в ином мире, и их душам будет сложнее обрести покой. Также снятся вещие сны, в которых усопшие родственники просят перестать оплакивать их. Частые молитвы, заупокойные службы по душам близких людей, заказанные в церквях считается наилучшим выражением искренней к ним любви.

Конечно, трудно сдерживать эмоции, слезы после смерти родственников, противостоять нахлынувшему горю. Душевную боль утраты можно сравнивать со страшными физическими муками. Но покойным от этого легче не станет, а стрессовая ситуация, затяжная депрессия, состояние постоянной печали и скорби приведут к новым неприятностям, ухудшению здоровья живых родственников. Поэтому, не нужно плакать по умершему человеку. Лучше постоянно ставить свечи за упокой его души, и заказывать панихиды.