Презентация на тему "глобус и географическая карта". Чем географические карты отличаются от глобуса






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие учебно-познавательного интереса к материалу о форме Земли и о ее моделях (шарообразной и плоской).

Предметные задачи урока:

  • развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;
  • формировать понимание того, что глобус – это модель Земли; карта - плоскостное изображение земной поверхности;
  • ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

Личностные задачи урока: создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

Метапредметные задачи урока:

  • принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
  • строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
  • использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию, слушать собеседника излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей; (коммуникативные);
  • учиться правильно давать определения изучаемых понятии?;
  • получать различную информацию из различных источников (учебник, интернет, глобус, карты).

Оборудование: глобус, карта полушарий, проектор, приложение .

Ход урока

Этап Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1. Организационный: позитивный настрой, проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний Географический диктант:

1. Земля имеет форму...

2. На каком месте среди всех планет относительно солнца находится Земля?

3. Радиусы Земли неодинаковые, тот, что больше - ..., тот, что меньше....

4. Движение Земли вокруг своей оси называется...

5. Орбитальное движение длится...

6. Линия, по которой Земля движется вокруг солнца, называется...

7. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за....

9. Две точки Земной поверхности, не участвующие в осевом вращении, называются....

10..Линия, одинаково удалённая от северного и южного полюса, которая делит земной шар на два полушария, называется...

С помощью проектора демонстрирует вопросы для проверки имеющихся знаний

Итог: во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете)

1. Отвечают на вопросы в тетради:

1. Геоид (приплюснутый у полюсов шар)

3. экваториальный, полярный

4. осевое (суточное)

5. 365 - (366 суток)

10. экватор

2. Обмениваются тетрадями с соседом по парте (взаимопроверка, оценивание)

НОРМА ОЦЕНОК НА ДОСКЕ

(исходим из количества ошибок)

6 и больше = “2”

3. Проблемная ситуация. Формулировка цели, постановка задач Слайды 5 Внимательно посмотрите на слайд и попробуйте определить:

Почему именно эти предметы размещены на слайде? О чём пойдёт речь на уроке? Какова будет наша цель?

Демонстрирует слайд.

Организует обсуждение, резюмирует высказывания детей

Предлагают варианты формулировки цели.

Отвечают на вопросы

Слайды 6-16 история создания разных глобусов. Рассказ учителя об истории создания различных глобусов.

Объяснение учителя может быть заменено предварительно подготовленными сообщениями учащихся об истории создания различных глобусов (учитель демонстрирует, сопровождает рассказ изображением)

Корректирует ответы

Сообщения учащихся об истории создания глобусов. Учащиеся сравнивают изображения, пытаются сформулировать заключение: что изображается на глобусе, почему создание глобуса-это шаг вперёд в истории науки, в чём преимущества и недостатки глобуса.
Просмотр мультипликационного ролика Проблемное задание Поиск ответа на вопрос: Что в мультфильме выдумка, что научно доказанная истина?

Обсуждение, дополнение ответов одноклассников

Посмотрите на изображение на слайдах 19-21 Постановка вопроса:

Что представляла собой старинная карта?

Организация дискуссии:

Почему плоскостное изображение земной поверхности было необходимо? В чём преимущества карты? В чём недостатки? Почему карты древности отличаются от тех, что висят у нас в классе и собраны в ваших атласах?

Высказывают предположения вступают в дискуссию. Учатся отстаивать свою точку зрения при этом выслушивают точку зрения одноклассников
Гимнастика для глаз:

Дети закрывают глаза под тихую музыку выполняют команды учителя:

“Представили наш ученический глобус, сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе. Поехали в восточном направлении, сделали полный оборот, глаз не открываем, прыгнули взглядом на северный полюс, на южный, вновь на северный и снова на южный, вновь сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе, поехали по линии экватора в западном направлении. Увеличили мысленно глобус в два раза и проделали ту же процедуру ещё раз”

Продолжение Слайд 22. Условные знаки на карте и в атласе Предлагает проанализировать изображения карты и глобуса Изучают условные знаки карты, цветовую шкалу, масштаб
Различие географических карт

Многообразие карт

Вводит новые понятия (план, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки, атлас); демонстрирует на слайдах 23-37 Просматривая различные слайды, пытаются определить, в чём различие, сходство, преимущества и недостатки каждого вида изображений.
4 Закрепление новых знаний Продолжите фразу: Я считаю, что глобус (карта) для работы важнее и удобнее, потому что..... Помогает сформулировать ответы Отвечают на вопросы, сравнивают
5 Рефлексия Что удивило на уроке?

О чём хотели бы узнать ещё?

Организует обсуждение Высказываются
6 Домашнее задание Параграф 5.

ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Ответы на вопросы развёрнутые, доказательные (оформляем в тетради), используя различные источники информации

Пояснение требований к выполнению домашнего задания Записывают в тетради вопросы:

1. Может ли быть космический глобус?

2. Могут ли быть аэрофотосъёмки всей земной поверхности? Если “да”, то можно ли из них составить карту или глобус, если “нет”, то почему?

3. Зачем человеку нужны разные карты, ведь на них изображается одна и та же поверхность, не лучше ли сделать одну, но качественно?

Глобус и географическая карта


Глобус и географическая карта

Одни из самых важных изобретений человека, которые позволяют изобразить земную поверхность.

С помощью них мы можем «путешествовать» по планете.


Что такое ГЛОБУС?

Глобус – уменьшенная модель Земли, на которой изображена её поверхность.

Слово «Глобус» в переводе с латинского языка означает ШАР.

Самый первый земной глобус - это глобус Кратеса из Пергамы. Он был сделан во II в. до н.э. Однако, ни сам глобус, ни его изображение не найдены.


Первый глобус

Первый реальный глобус создал в 1492 г. немецкий географ Мартин Бехайм и назвал его «Земное яблоко». На нем не было Америки, и расстояние между Европой и Азией было в два раза меньше, чем оно есть на самом деле.


Что мы видим на глобусе?

Глобус имеет форму немного приплюснутого шара. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый и белый цвета. Синий - вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый -лед.

Глобус называют «мяч в сетке». При вращении глобуса на месте остаются только полюса: северный и южный. Главный пояс земли – «экватор», его еще называют «самая длинная параллель».


Океаны мира:

На глобусе указаны материки и океаны.

Океанов - пять: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.


Материки:

Всего материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.


Географическая карта

Географическая карта - это условное изображение поверхности Земли на плоскости.



Глобус и Карта

Общее

Глобус

Различное

встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте, и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.

Карта

целый шар

две половинки – Западное и Восточное полушария

По определению, карта – это рисунок или графическое изображение поверхности планеты или отдельного ее участка. Она отображает нашу действительность на плоскости, в уменьшенном виде. Используя координатную сетку и условные значки, современная карта практически точно передает расположение объектов. Добиться такой точности стало возможно только благодаря математике.

Все карты разделяются на категории:

По охвату территории:

  • Карта мира.
  • Карта отдельного материка.
  • Карта страны или определенного региона.

По масштабу:

  • Крупномасштабная (изображение более детальное и точное)
  • Среднемасштабная.
  • Мелкомасштабная (указывает только крупные объекты)

По назначению:

  • Научно-справочная (предоставляет максимально точную и полную информацию)
  • Учебная (служит наглядным пособием в обучающем процессе)
  • Техническая, навигационная или дорожная.
  • Туристическая (отличается указанием конкретных мест и услуг)
  • Физические и топографические (изображают географические объекты и явления)
  • Тематические (имеют узкую направленность на заданную тематику)

Общепринятым для всех карт является расположение сторон света. Север всегда сверху относительно смотрящего на карту.

Создание географической карты – сложный процесс . Для этого используют разные проекции: цилиндрическую, коническую и азимутную. Чтобы появилась карта мира, модель нашей планеты помещается в цилиндр, для проекции на его стенки поверхности Земного шара. Дальше остается только разрезать цилиндр и плоское изображение готово. Конечно, сегодня все это делается виртуально, с помощью компьютера. Но даже в этом случае полностью избавиться от искажений и неточностей не представляется возможным.

Немного истории

Первые карты появились задолго до того, как человек научился записывать свои мысли. И что удивительно, это были карты неба, а не земной поверхности. На стенах пещер сохранились изображения созвездий, сделанные древними людьми. Это были простые ориентиры для возвращения домой после долгих поисков пищи. Когда каждое поселение в отдельности осознало, что оно не единственное, и вокруг есть такие же, появилась необходимость как-то обозначить это. А главное, отметить принадлежность занятого участка конкретному племени. Когда, с течением времени, наши предки додумались, что земля бескрайняя и начали исследовать ее, понадобилось как-то сохранять полученные знания.

Первые карты больше напоминали символические зарисовки, они не передавали точных расстояний и размеров. Да и как можно это сделать на глиняных табличках, которыми пользовались вавилоняне. Карты древних греков уже были куда лучше, хотя их ограниченные знания об окружающем мире поместили Грецию в центр всего мира и окружили ее водами океана. Римляне продвинулись в картографии намного дальше. Их карты давали много полезной информации путешественникам, сообщая некоторые расстояния, расположение необходимых мест и объектов. Но они совсем не имели представления о перспективе и масштабе.

Благодаря найденным картам древнего Китая стало возможным точно восстановить картину рек, которые часто меняли свое русло. Китайцы делали свои карты на шелке и древесине чернилами, что и обеспечило хорошую сохранность. С течением времени карты становились все точнее и подробнее.

Только когда человечество смирилось с мыслью о сферической форме Земли, появился первый глобус . Это уже не плоское, искаженное изображение, а трехмерная модель, точно передающая форму планеты. Первое «земное яблоко», созданное немецким географом Мартином Бехаймом, имело полуметровый диаметр. Так как он был создан до эпохи открытий Колумба, то на нем отсутствуют некоторые территории. В основу его создания легли карты Птолемея, дополненные новыми знаниями путешественника Марко Поло.

Очень скоро новинка стала популярной среди ученых и моряков. Чтобы казаться окружающим просвещенным, каждый монарх спешил украсить свой дворец новомодным изобретением. Новые знания, полученные мореплавателями, вносили поправки и дополнения, превращая глобус в точную трехмерную модель Земли. Многие ученые неустанно трудились над созданием глобусов — маленьких и огромных, простых и сложных, с объемным изображением ландшафта и богато декорированных.

Появление глобуса стало большим скачком в попытках воссоздать окружающий мир, как можно точнее. Почему же тогда он не вытеснил карту совсем? Потому, что оба эти предмета отлично справляются с поставленными перед ними задачами – представить наглядно поверхность Земли. На карте намного удобнее измерять расстояние, чтобы сделать это на глобусе, нужна специальная выгнутая линейка. На карте можно сразу видеть все материки и океаны, а глобус приходится для этого поворачивать. Зато, только благодаря его сферической форме можно легко понять, как сменяются день и ночь, и почему существуют часовые пояса. Глядя на глобус легче представить вращение земного шара и его расположение в космосе.

Конечно, карта может иметь очень крупный масштаб и дать возможность рассмотреть все подробности, вплоть до расположения своего дома. Глобус, обладая довольно мелким масштабом, может ввести в заблуждение относительно размеров материков и расстояний. Но какой бы точной и современной не была карта, она дает погрешности и искажения, которых не избежать при перенесении шарообразной формы на плоскость.

Карта и глобус призваны дополнять друг друга, давая более полную, комплексную картину планеты.

Слайд 2

Глобус

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны.

Реки, горы, океаны.

Приведите доказательства шарообразности Земли.

  • Форма Земли хорошо видна на ее уменьшенной модели, которая называется земным глобусом. На его поверхности изображены материки и острова, океаны и моря Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько миллионов раз.
  • Глобус - это модель Земли. Модель - это уменьшенное воспроизведение объекта. Значит, у глобуса тоже есть масштаб.
  • Слайд 3

    • По глобусу определите расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга.
    • Определите масштаб учебного глобуса.
    • По глобусу определите расстояние от Москвы до Новосибирска
    • По глобусу определите расстояние от Москвы до экватора
  • Слайд 4

    Размеры Земли

    Расстояние от центра Земли экватора составляет 6378 км, а от центра до полюсов меня на 22 км и равно 6356 км. Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. Для того чтобы проехать это расстояние скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком - примерно пять лет. - 22 км

    • Средний радиус земли – 6371 км
    • Общая площадь планеты – 510 млн км²
  • Слайд 5

    Географическая карта

    Он на листок бумаги похож,

    Нашей Земли очень умный чертеж.

    Горы, равнины, моря, океаны,

    И города есть на карте, и страны...

    Слайд 6

    Искажения на географической карте

    На каких частях карты изображения имеют наибольшие искажения?

    Слайд 7

    Виды проекций

    Построение

    Цилиндрической (1),

    Конической (2)

    Азимутальных (3)проекций

    Какой материк на карте полушарий имеет наибольшие искажения?

    Слайд 8

    Сходства и различия плана и карты

    Сравните в атласе план местности и физическую карте полушарий.

    Определите черты сходства и различия на плане местности и на карте.

    • Условные знаки
    • Условные знаки
    • Масштаб
    • Масштаб
    • Внемасштабные знаки

    Какую информацию вы можете получить о реках по плану и по карте?

    Географическая карта- уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков.

    Слайд 9

    Виды карт

    • Охарактеризуйте карты атласа
    • Физическая карта полушарий
    • Физическая карта России
    • Политическая карта мира
    • Карта океанов
    • Контурные карты
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
  •