Причины советско-китайского раскола. История советско-китайских отношений

Американцы, вспоминая Карибский кризис, называют его самым опасным моментом в холодной войне, когда мир стоял на грани катастрофы. Несмотря на некоторые напряженные моменты, Вашингтон и Москва сумели разрешить этот кризис, но только после гибели летчика американских ВВС майора Рудольфа Андерсона-младшего (Rudolph Anderson Jr).

Семь лет спустя, в марте 1969 года подразделение солдат из Народно-освободительной армии Китая (НОАК) напало на советскую погранзаставу на острове Даманский, убив десятки и ранив еще большее количество пограничников. Из-за этого инцидента Россия и Китай оказались на грани войны, которая могла привести к применению ядерного оружия. Но после продлившихся две недели столкновений конфликт утих.

Что если бы непродолжительный конфликт 1969 года между Китаем и Советским Союзом перерос в войну?

История

Инцидент на острове Даманский, где была устроена засада и произошли основные боевые действия, стал низшей точкой в советско-китайских отношениях. Еще за десять лет до этого Пекин и Москва стояли плечом к плечу как главный оплот коммунистического мира. Но борьба по вопросам идеологии, лидерства и ресурсов привела к резкому разрыву между союзниками, и это имело глобальные последствия. Раскол усилил территориальные споры, существовавшие еще с царских времен. Вдоль длинной, слабо обозначенной границы было множество серых зон, на обладание которыми претендовали как Китай, так и СССР.

Контекст

Американцам пора понять: Китай - это не СССР

Цюши 10.05.2012

Почему Китай не станет следующим СССР?

U.S. News & World Report 22.06.2014

Если Китай распадется, как СССР

Синьхуа 14.08.2013
После нескольких мелких инцидентов столкновения на Даманском усилили напряженность до максимума. Советы провели контрнаступление, но понесли серьезные потери, как и во время августовского инцидента в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Стороны укрепились во мнении, что китайское руководство готовилось к этим столкновениям и руководило ими. Зачем китайцам провоцировать своего гораздо более сильного соседа? И что, если бы Советы более агрессивно отреагировали на китайские провокации?

Сразу после этого конфликта СССР и Китай начали подготовку к войне. Красная Армия перебросила свои силы и средства на Дальний Восток, а НОАК провела полную мобилизацию. В 1969 году Советы имели огромное техническое превосходство над Китаем. Но Пекин создал самую большую армию в мире, и значительная ее часть была сосредоточена недалеко от советско-китайской границы. В отличие от нее, Красная Армия сконцентрировала основную часть своих сил и средств в Восточной Европе, где они могли готовиться к конфликту с НАТО. Следовательно, в момент столкновения китайцы вполне могли обладать превосходством в обычных силах вдоль большей части границы.

Однако китайское превосходство в живой силе отнюдь не означало, что НОАК сможет провести длительное вторжение на территорию СССР. У китайцев не было тылового обеспечения и авиации, чтобы захватить и удержать большие участки советской территории. Более того, протяженная советско-китайская граница давала Советам массу возможностей для ответных действий. Поскольку наступление НАТО было маловероятно, Советы могли перебросить из Европы на восток значительные силы и средства, чтобы атаковать Синьцзян и прочие приграничные территории.

Самым важным направлением возможного удара была Маньчжурия, где Красная Армия в конце Второй мировой войны провела сокрушительное и молниеносное наступление. Несмотря на большой численный перевес, у НОАК в 1969 году надежд остановить такое наступление было ничуть не больше, чем у Квантунской армии в 1945-м. А потеря Маньчжурии стала бы колоссальным ударом по экономической мощи Китая и по его политической легитимности. В любом случае советская авиация очень быстро вывела бы из строя китайские ВВС и подвергла мощным воздушным ударам города, центры связи и военные базы на территории Китая.

Захватив в 1945 году Маньчжурию, Советы разграбили японскую промышленность и ушли. Такой же сценарий они могли разыграть и в 1969 году, но лишь в том случае, если бы китайское руководство посмотрело в глаза реальности. Поскольку перегибы «культурной революции» остались в очень недалеком прошлом, а соперничающие фракции по-прежнему состязались в идеологическом радикализме, Москве было бы трудно найти конструктивного партнера для проведения мирных переговоров. Советское наступление в случае его развития было бы очень похоже на наступление японских войск в 1937 году, правда, без превосходства на море, каким обладал имперский флот Японии. В предвидении таких ударов НОАК могла уйти во внутренние районы, оставляя после себя выжженную землю.

Ядерное оружие?

Китай испытал свой первый ядерный заряд в 1964 году, что теоретически давало Пекину средства ядерного сдерживания. Однако системы доставки таких зарядов к цели оставляли желать лучшего. Ракеты на жидком топливе не внушали особого доверия по показателями надежности, на их подготовку требовалось несколько часов, а находиться на стартовой площадке они могли строго ограниченное время. Более того, в то время китайские ракеты обладали недостаточной дальностью пуска, чтобы нанести удар по ключевым советским объектам, находившимся в европейской части России. Китайская бомбардировочная авиация, представленная немногочисленными Ту-4 (советская копия американского В-29) и Н-6 (копия советского Ту-16), не имела больших шансов преодолеть современную систему ПВО Советского Союза.

Советы, со своей стороны, были близки к достижению ядерного паритета с США. У СССР был современный и передовой арсенал оперативно-тактического и стратегического ядерного оружия, способный с легкостью уничтожить китайские силы ядерного сдерживания, войсковые соединения и крупные города. Чутко прислушиваясь к мировому общественному мнению, советское руководство не решилось бы начать полномасштабное ядерное нападение на Китай (американская и китайская пропаганда в таком случае порезвилась бы вовсю). Но ограниченные удары по китайским ядерным объектам, а также удары тактическим оружием по развернутым порядкам китайских войск могли показаться вполне разумными и целесообразными. Многое зависело бы от того, как китайцы отреагируют на поражения на поле боя. Если бы китайское руководство решило действовать по принципу «пан или пропал», и применить свои ядерные силы, дабы упредить решительные и победоносные действия Советов, оно вполне могло получить упреждающий удар со стороны Советов. А поскольку Москва считала Китай абсолютно невменяемым, она вполне могла принять решение об уничтожении китайских ядерных сил до того, как они создадут ей проблемы.

Реакция США

Соединенные Штаты отреагировали на эти столкновения с осторожностью и опаской. Пограничный конфликт убедил Вашингтон в том, что советско-китайский раскол остается в силе. Однако официальные лица по-разному оценивали вероятность более масштабного конфликта и его последствия. Советы по различным официальным и неофициальным каналам пытались выяснить отношение США к Китаю. Предположительно, Соединенные Штаты в 1969 году отрицательно отнеслись к советскому зондированию в попытке предложить совместное нанесение ударов по китайским ядерным объектам. Но даже если бы Вашингтон не захотел сжечь Китай в ядерном пламени, он вряд ли пошел бы на какие-то серьезные действия для защиты Пекина от гнева Москвы.

За 10 лет до этого Дуайт Эйзенхауэр изложил самые большие препятствия в войне Советского Союза против Китая: что делать после победы. У Советов не было ни возможностей, ни желания править еще одной территорией размеров с континент, особенно когда там может возникнуть массовое сопротивление недовольного населения. А Соединенные Штаты, обхаживавшие «законное» правительство на Формозе (Тайвань), с радостью поддержали бы различные силы сопротивления советской оккупации. Если бы Пекин пережил войну, Соединенные Штаты вполне могли «спустить с поводка Чан Кайши» в попытке отнять у континентального Китая часть его территорий и поставить их под власть Запада.

Наиболее вероятным исходом такой войны мог стать кратковременный успех Китая, после чего СССР нанес бы по нему быстрый и сокрушительный ответный удар. Пекин в таком случае попал бы в еще более прочные объятия США, и возможно, именно по этой причине Советы решили не рисковать.

Роберт Фарли часто публикует статьи в The National Interest. Он автор книги The Battleship Book. Фарли преподает в Паттерсоновской школе дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce) при Университете Кентукки. Его сфера специализации включает военную доктрину, национальную безопасность и морские дела.

В 1953-1956 гг. отношения между СССР и Китаем развивались по нарастающей, ни до ни после этого они никогда не были столь плодотворными. Поэтому не случайно эти годы вошли в историю как эпоха "великой дружбы". Обе стороны были заинтересованы в сотрудничестве. Если советское руководство интересовала поддержка Мао Цзедуна в международном коммунистическом движении, то китайскую сторону - экономическая помощь и уступки СССР в спорных вопросах. Так, 23 марта 1953 г. было подписано крайне выгодное для Китая торговое соглашение, советские специалисты оказывали помощь в сооружении около 150 промышленных объектов. В 1954 г. в ходе визита в Пекин Хрущева, Булганина и Микояна Китаю были выделены крупные кредиты, достигнута договоренность о ликвидации советских военно-морских баз в Порт-Артуре и Дайрене, в пользу китайской стороны СССР отказывался от своих экономических интересов в Манчжурии и пр.

До ХХ съезда Китай был привилегированным союзником СССР как на государственном, так и на партийном уровне, что дало возможность расширить влияние в Азии и на страны "третьего мира", способствовать прекращению Корейской войны и заключению соглашения по Индокитаю. Проблемы стали нарастать как снежный ком по мере усиления критики "культа личности" Сталина, которая встретила откровенное непонимание китайского руководства, стремившегося вести все более активную политику внутри коммунистического движения. Китайскую позицию, по мере усугубления ситуации, поддерживали в Албании, КНДР и отчасти в Румынии. Вторым камнем преткновения в советско-китайском конфликте стала политика мирного сосуществования, шедшая вразрез с классовыми представлениями китайского лидера. Мао Цзедун выступил на конференции коммунистических и рабочих партий 1957 г. с оценкой третьей мировой войны в контексте победы над империализмом. Он сказал, что третьей мировой войны не стоит бояться, поскольку в результате ее настанет конец империализму, а социализм приобретет сотни миллионов новых сторонников. Однако советское руководство оставило этот "пробный шар" без внимания. Хрущев продолжал пропагандировать мирное сосуществование. И чем активнее он это делал, тем напряженнее становились отношения с Китаем. Противоречия переросли в острейший кризис, когда осенью 1959 г. Хрущев занял нейтральную позицию во время китайско-индийского пограничного конфликта, выразив сожаление по поводу противоречий между двумя дружественными Советскому Союзу странами. С точки зрения китайского руководства, одинаковое отношение Москвы к социалистическому Китаю и буржуазной Индии означало отказ КПСС от принципа пролетарского интернационализма. После этого в Китае была развернута шумная кампания под флагом борьбы с "советским ревизионизмом", который обвинялся во всех "смертных грехах": отступлении от марксизма-ленинизма во внешнеполитическом курсе, предательстве международной пролетарской солидарности и т.п. Хрущев понял, что на поддержку и авторитет Мао Цзедуна ему больше не приходится рассчитывать. Ответным шагом Москвы стали резкие меры: летом 1960 г. все советские специалисты из Китая были отозваны, сокращены поставки Китаю в рамках подписанных ранее соглашений. Окончательную точку в конфликте ставило требование Москвы о возвращении всех кредитов, предоставленных начиная с 1950 г.


СССР и страны "третьего мира"

В принципе в конфликте с Китаем Москва стояла перед выбором между ортодоксальным коммунизмом и более широким взглядом на возможных союзников в лице стран "третьего мира" . В ситуации противостояния с США вовлечение стран "третьего мира" в орбиту своего влияния было для Советского Союза единственной возможностью удержать баланс сил. Отказ от поддержки национально-освободительного движения, в первую очередь в материальном отношении, автоматически означал усиление позиций США.Под эту геополитическую ситуацию было подведено теоретическое обоснование на ХХ съезде КПСС, когда национально-освободительное движение, наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и рабочим движением, было названо одной из трех ведущих сил революционного процесса в планетарном масштабе.

"Третья ведущая сила" поддерживалась Советским Союзом по всем направлениям: проводилась твердая антиколониальная внешнеполитическая линия и поддержка молодых независимых государств, осуществлялись колоссальные вливания в создание независимых национальных экономик, оказывалась военная поддержка и поставки вооружения. Основным рычагом влияния на "третий мир" была экономическая помощь. За 1957-1964 гг. было заключено более 20 соглашений о сотрудничестве с развивающимися странами.

Каждое новое "прибавление" в сообществе стран "третьего мира" становилось козырем советской пропаганды, доказательством "поступательного движения к социализму и коммунизму". Чем больше модель развития была похожа на советскую, тем более "праведным", с точки зрения марксизма-ленинизма, признавался новый режим и тем большую радость вызывало это событие "у всех советских людей".

22 июня 1960 года произошел официальный разрыв отношений между Советским Союзом и Китаем. Поводом к этому стал обмен оскорблениями между лидерами ведущих восточных держав. Великий кормчий Мао Дзэдун обозвал Никиту Хрущева "современным ревизионистом" и "гуляш-коммунистом", повинным в "реставрации капитализма" в СССР. Он заявил, что "империализм и реакция - это бумажные тигры" и потребовал от советского лидера использовать всю мощь своей страны для поддержки "национально-освободительных войн" в странах "третьего мира" и оказания большего политического и военного давления на США. В ответ Хрущев назвал Мао "авантюристом", не считающимся с реальностью ядерного противостояния. Так наступил конец великой советско-китайской дружбе.

Конечно, все случилось не в один миг. Считая себя лицом, теперь может «развивать дальше марксизм» (как это делали Ленин и Сталин), Мао Цзэдун в 1958 г., начал «большой скачок» — ускоренное построение коммунизма путем создания «народных коммун». Советские «марксисты», пресса КПСС начали косвенную критику «отхода от марксизма», что было воспринято Мао Цзэдуном очень остро. И уж совсем враждебным актом расценили китайские руководители отказ Советского Союза от данного Китаю в октябре 1957 года обещания помочь Китаю овладеть изготовлением атомного оружия: 20 июня 1959 СССР «дал понять», что не передаст Китаю соответствующих материалов.

С марта по сентябрь 1959 г. между КНР и Индией разгорался конфликт из-за событий в Тибете. Туда с 1950 г. вошли войска КНР и там была установлена ​​жесткая коммунистическая власть, которая неблагосклонно относилась к буддистским монастырям монахов и их порядков. 17 марта 1959 в Тибете вспыхнуло буддистский восстание, которое было жестоко подавлено коммунистической властью. Далай-лама бежал в Индию. Неру обвинил КНР в нарушении индокитайской соглашения о Тибете. На китайско-индийской границе начались вооруженные столкновения. В этой критической ситуации СССР решительно принял сторону Индии. Более того, 12 сентября 1959 СССР заключил с Индией соглашение, по которому он оказывал Индии для осуществления пяти индийских пятилетки кредит в 1,5 млрд. рублей. Такой большой суммы КНР от СССР никогда не получала.

К тому времени в руководстве КНР были проведены определенные изменения — сторонники СССР, одобряющие смену его внешнеполитического курса с наступления на капитализм на мирное сосуществование, были заменены на сторонников непримиримой борьбы против США и мирового империализма. А Хрущев как раз в период подготовки КНР к великому революционному празднику — 10-го юбилея КНР, находился в Вашингтоне, и «любовался с президентом США Эйзенхауэром», председателем мирового империализма! И осмелился опоздать на большой китайский революционный праздник!

К тому же Хрущев привез с собой нового советского посла в КНР — Степана Червоненко на замену бывшего советского посла Павла Юдина. Юдин был «важной персоной» — московским академиком, а Червоненко был для Мао Цзэдуна простым периферийным партийным чиновником, который еще никогда нигде послом не был. Это было еще одно «неуважение» Хрущева в сторону «великого Мао».

И когда Хрущев, сойдя с трапа самолета и широко раскинув руки двинулся к Мао Цзэдуну (тот лично встречал Хрущева, как было установлено протоколом), чтобы обнять китайского лидера, то... натолкнулся на выставленный вперед кулак Мао. Объятия не состоялись. Враждебный жест Мао Цзэдуна красноречиво свидетельствовал, что разрыв между КНР и СССР фактически уже состоялся. Хотя телекамеры этот жест не схватили. И мир о разрыве еще официально не узнал.

Лишь в мае 1989 года, после многочисленных перипетий, Москва и Пекин нормализовали отношения. Случилось это во время визита в Китай Михаила Горбачева.

Новости

Семь лет продолжались дружеские отношения Советского Союза и Китайской Народной Республики. Все изменилось в 1956 году, когда на XX съезде КПСС был подвергнут критике «культ личности» Сталина.

Откровенное непонимание

Вплоть до 1956 года КНР являлась привилегированным союзником СССР. В ходе визита Хрущева в Пекин в 1954 году Китаю были выделены крупные кредиты, достигнуты договоренности о ликвидации советских военно-морских баз в Порт-Артуре и Дайрене, более того, Советский Союз отказывался в пользу КНР от своих экономических интересов в Манчжурии.
Но грянувшее с трибун XX съезда осуждение «культа личности» Сталина внесло свои коррективы в диалог двух стран. Руководство КНР выразило откровенное непонимание новых политических веяний, охвативших ряды советских коммунистов, которые шли вразрез «марксистко-ленинским» принципам.
«Товарищ Хрущёв в своём секретном докладе на XX съезде КПСС, полностью и огульно отрицая И. В. Сталина, опорочил диктатуру пролетариата, опорочил социалистический строй, опорочил великую Коммунистическую партию Советского Союза, великий Советский Союз, а также опорочил международное коммунистическое движение», – писалось в китайской прессе.
В Пекине сетовали на то, что, готовя выступление на съезде, лидеры КПСС не потрудились проконсультироваться с китайскими товарищами. Мао Цзэдун был искренне убежден, что личный вклад Сталина в развитие социализма, в достижения СССР и создание блока демократических государств явно превалирует над допущенными им «незначительными ошибками и перегибами».
Еще одним клином, вбитым в советско-китайские отношения, стала хрущевская политика мирного сосуществования с Западом, шедшая вразрез с представлениями «Великого кормчего». На конференции коммунистических и рабочих партий состоявшейся в 1957 году товарищ Мао назвал позицию СССР предательской. Китайский лидер призвал не бояться третьей мировой войны, так как она принесет окончательную победу коммунизма над империализмом.
Летом 1958 года Китай начал обстрелы островов в Тайваньском проливе, которые считал частью своих территорий. СССР не был заранее осведомлен о китайской акции, а поэтому в самый разгар событий в Пекин с секретной миссией нагрянул министр иностранных дел Громыко. Позиция советского посла была категоричной: «СССР не будет поддерживать Китай в его противостоянии Тайваню и США».

Внезапный разворот

В августе 1959 года разразился пограничный конфликт между Индией и Китаем. Хрущев занял нейтральную позицию, выразив сожаление по поводу разногласий между двумя дружественными Советскому Союзу странами. Однако с точки зрения китайского руководства уравнивание социалистического Китая и буржуазной Индии означало отказ КПСС от пролетарской солидарности.
В октябре этого же года с визитом в Пекин прибыл уже Хрущев. «Зачем нужно убивать людей на границе с Индией?», – недоумевал советский лидер. Министр иностранных дел Китая Чен Йи, разумеется, всю вину возложил на Индию и заодно обвинил Советский Союз в нарушении коммунистических принципов.
Это был поворотный пункт, давший старт широкомасштабной компании под лозунгом борьбы с «советским ревизионизмом». В ответ Советский Союз аннулирует все договоренности с Китаем по сотрудничеству в области ядерной энергетики. Однако это уже не смогло остановить ход китайского атомного проекта. В 1964 году в КНР прошло первое испытание атомного оружия «во имя защиты суверенитета, против угроз США и великодержавности СССР».
Чем дальше, тем сложнее становились отношения СССР и КНР. Карибский кризис выявил диаметрально противоположные позиции двух сторон. В китайской печати впервые открыто критикуется внешнеполитическая линия Советского руководства. Размещение ракет на Кубе называется «авантюризмом», а их вывод – «капитулянтством». Хрущев обвиняет Китай в негибкой и примитивной политике. «Великая война идей между Китаем и СССР» в самом разгаре.
Москва резко реагирует на антисоветские выпады Пекина. Из Китая отзываются все специалисты, сокращаются поставки в рамках ранее подписанных соглашений, и, что самое принципиальное, ставится требование о возврате всех кредитов. Нужно отметить, что к 1964 году Китай погашает перед Советским Союзом все долги – почти 1,5 млрд. инвалютных рублей (около 100 млрд. на современные деньги).
В середине шестидесятых годов Советский Союз был окончательно возведен в статус врага. В обиход китайской пропаганды входит устойчивое словосочетание – «угроза с Севера».

Кульминация вражды

Не заставили себя долго ждать и территориальные претензии со стороны Китая. Советскому Союзу вменялась вина царской России, которая захватила более 1,5 млн. кв. км. «исконно китайских земель» в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, а также в Таджикистане, Киргизии и Казахстане.
Уже с лета 1960 года на всей протяженности советско-китайской границы стали вспыхивать отдельные инциденты, которые постепенно приобретали систематический характер. Только за один 1962 год было насчитано более 5 тыс. нарушений советской границы.
К середине 1960-х годов в Кремле стали осознавать, что более 7 тыс. км. сухопутной границы оказались фактически беззащитны перед лицом угрозы со стороны многомиллионной армии Китая.
К этому времени власти КНР перебросили из глубин страны к северным границам военный контингент численностью до 400 тыс. человек. С советской стороны ему противостояли всего два десятка мотострелковых дивизий Забайкальского и Дальневосточного округов.
Бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР Адриан Данилевич в интервью говорил, что «советское руководство не столько опасалось США, сколько Китая. Наиболее усиленные группировки войск создавались на востоке, и обычные типы оружия в первую очередь поставлялись туда. Почему так? Потому что сознавали: на Западе более трезвые политики и более разумные военные деятели, чем были в Китае».
Но Китай боялся СССР не меньше. Мао Цзэдун нервно реагировал на то, как Москва при помощи танков устанавливает лояльный режим в социалистической Чехословакии. Он действительно опасался, что советские войска могут повторить нечто подобное и в Пекине, тем более что в Москве отсиживался главный конкурент Мао по внутрипартийной борьбе Ван Мин.
Кульминацией советско-китайской конфронтации стал пограничный конфликт на реке Уссури за остров Даманский, произошедший в марте 1969 года. Две недели противостояния так и не выявили победителя, хотя десятикратно превосходящие силы китайской армии потеряли там в десять раз больше солдат, чем СССР.
В сентябре 1969 года умер основатель вьетнамской компартии Хо Ши Мин. Премьер-министр СССР Николай Косыгин возвращаясь с похорон встретился в пекинском аэропорту с китайским коллегой Чжоу Эньлаем. Сторонам удалось договориться о сохранении статус-кво на границе, с последующим выводом вооруженных частей со спорных территорий и началом переговорных процессов.
20 октября 1969 года в Пекине состоялись советско-китайские переговоры. Они не смогли сгладить противоречия межу двумя державами, однако позволили преодолеть нарастание кризиса и, самое главное, отвести угрозу полномасштабного военного конфликта между Китаем и Советским Союзом.