Троцкий, Л. Перманентная революция

Но в русском языке это выражение появилось благодаря Г. В. Плеханову, который писал о «перманентном перевороте» в 12-м номере «Ежедневника социал-демократа» (июнь 1910 года). Именно этот человек основал в России социал-демократическое движение. В своих трудах он применял термин Карла Маркса (1918-1883 годы) - die Revolution in Permanenz (беспрерывная революция), который его и придумал.

Появление

Как появилась фраза «перманентная революция»? Сперва Троцкий в 1905 году писал о «революционном континууме» и «непрерывном перевороте» (газета «Начало», 8 ноября). Фразу «перманентная революция» он начал употреблять после февраля 1917 года, когда в брошюре «Что же дальше?» опубликовал лозунг «Перманентный переворот против перманентной бойни!». В 1932 году вышла его книга об этом явлении, и новый термин стал связываться лишь с именем Троцкого.

Как сарказм, эта фраза означает затянувшийся процесс реформ, перемен и так далее.

Теория

Что собой представляет теория перманентной учение о формировании мятежного процесса в слаборазвитых и периферийных странах. Она сперва была предложена Энгельсом и Марксом, в дальнейшем разработана Львом Троцким, Владимиром Лениным, Эрнестом Менделем и иными марксистскими идеологами (включая таких авторов-троцкистов, как Джозеф Хансен, Михаэль Леви, Ливио Майтан).

Формулировки

Как перманентная революция трактовалась основоположниками марксизма? Сам образ этого явления была описан Фридрихом Энгельсом и Карлом Марксом ещё в 1840 году в «Манифесте компартии» и «Послании ЦК Союзу коммунистов». Создатели марксизма считали, что при осуществлении демократическо-буржуазной революции рабочие не остановятся на достижении лишь простых целей.

Известно, что буржуазия стремится поскорее закончить мятеж. А пролетариат обязан этот процесс сделать непрерывным до тех пор, пока имущие классы не будут отстранены от правления, пока рабочие не завоюют государственную власть. и Карл Маркс настаивали на гармонии революционного движения крестьян и пролетарского переворота.

Позиция Ленина

К термину «перманентная революция» возник интерес и у Ленина. Владимир Ильич утверждал, что в российской обстановке может перерасти в социалистический бунт. Этот нюанс возможен ввиду специфичных условий развития в стране капитализма - наличия двойственного типа разногласий данной формации как между развивающимся капитализмом и остатками крепостничества, так и внутри самой системы.

В такой ситуации не буржуазия, а пролетариат, которым руководит революционная партия, является передовой силой переворота. Крестьянство, желающее с помощью мятежа достичь своих целей, в первую очередь уничтожить помещичьи землевладения, является союзником рабочих.

Точка зрения Ленина довольно необычна. Он считал, что сутью перерастания демократическо-буржуазного переворота в социалистический является модификация структуры сил вокруг рабочего класса к концу демократическо-буржуазной революции. Он утверждал, что если демократическо-буржуазный мятеж пролетариат осуществляет в союзе со всеми хлеборобами, то безотлагательно переходить к перевороту социалистическому рабочие должны лишь с сельской беднотой и иными неимущими, угнетёнными элементами. Демократическо-революционная диктатура рабочих и крестьян обязана принять вид социалистической диктатуры пролетариата.

Концепция превращения демократическо-буржуазного мятежа в социалистический была создана в 1905 году Лениным в работах «Демократическо-революционная диктатура рабочих и крестьян», «Два маневра социал-демократии в демократичном мятеже» и других. Ленин рассматривал социалистическую и как две детали одной цепи. Более того, эти два мятежа трактуются им как единое течение.

Перспектива мирового бунта

Теория перманентной революции - весьма интересное учение. Известно, что Ленин созерцал формирование мятежного движения в контексте межнациональной революционной перспективы. Он видел полное построение социализма именно через всемирное антиимпериалистическое течение.

В каждом своём труде Владимир Ульянов вписывает Октябрьский переворот в революционный общемировой контекст. Хотя, как и Троцкий, в ряде работ пишет о Советской республике как об оплоте мирового переворота.

Взгляд социал-демократов

Идея перманентной революции интересовала также российских меньшевиков и западных социал-демократов. В их взгляде отражена мысль о том, что рабочий класс при совершении социалистического мятежа оказывает сопротивление всем непролетарским классам, в том числе и оппозиционному крестьянству.

Ввиду этого для триумфа социалистического бунта, преимущественно в России, после свершения демократическо-буржуазного переворота должно пройти много времени, пока большая часть населения не превратится в пролетариев и рабочие не станут большинством в государстве. Если же трудящихся недостаточно, любой перманентный бунт обречён на поражение.

Мнение Троцкого

В свой черёд собственный взгляд на перспективу перманентного мятежа изложил Троцкий, подготовивший в 1905 году новое его толкование. Одной из важнейших деталей концепции этого переворота является теория комбинированного развития. Марксисты до 1905 года анализировали способ осуществления социалистического бунта в развитых буржуазных странах.

В соответствии с Троцким, в более или менее прогрессивных государствах, таких как Россия, в которых совершенно недавно возник процесс развития пролетариата и индустриализации, возможно было совершить социалистический переворот ввиду исторического бессилия буржуазии осуществить демократическо-буржуазные требования.

В своих трудах Лев Троцкий писал о том, что политическая некомпетентность буржуазии напрямую определялась образом её отношений к крестьянству и пролетариату. Он утверждал, что запоздалость русского мятежа оказалась не только проблемой хронологии, но и дилеммой социального строения нации.

Итак, мы уже выяснили, что Троцкий - сторонник теории перманентной революции. Весьма стремительно он её начал развивать после Октябрьского бунта 1917 года. Троцкий отрицал законченный социалистический характер этого мятежа, расценивая его лишь как первую фазу на пути к социалистическому бунту на Западе и на всём земном шаре. Он говорил, что социализм может победить в Советской России лишь тогда, когда социалистический бунт станет перманентным, то есть проникнет в главнейшие страны Европы, когда пролетариат-победитель Запада поможет российским рабочим справиться в борьбе с противодействующими ему классами, и тогда можно будет построить коммунизм и социализм в мировом масштабе. Он видел такой исход мятежа в связи с малочисленностью русского пролетариата и существования в России огромной массы мещанских по своей натуре хлеборобов.

Роль сельских жителей

Нередко теория перманентного переворота Троцкого критикуется за то, что автор якобы недооценивает роль крестьянства. На самом деле он в своих трудах очень много пишет о том, что рабочие не смогут осуществить социалистический мятеж, не заручившись поддержкой крестьян. Троцкий утверждает, что, являясь лишь меньшей частью российского общества, рабочий класс может привести бунт к эмансипации крестьянства и тем самым получить одобрение аграриев, как части революции, на поддержку которой он будет опираться.

При этом пролетариат во имя личных интересов и улучшения своих условий будет стремиться осуществить такие революционные преобразования, которые не только будут исполнять функции буржуазного переворота, но и приведут к формированию рабочей державы.

В то же время Троцкий утверждает, что пролетариат будет вынужден вносить классовое противостояние в село, вследствие чего будет нарушена та общность интересов, которая бесспорно имеется у всех хлеборобов, но в относительно узких пределах. Рабочим же придётся в начальный период своего правления искать опору в конфронтации сельской бедноты деревенским богачам, аграрного пролетариата - хлебопашеской буржуазии.

Осуждение теории в СССР

Итак, вы уже знаете, что автор теории перманентной революции в России - Троцкий. В Советском Союзе его учение было осуждено на пленумах ЦКК РКП (б) и ЦК в резолюции о выступлении Троцкого, которая была принята в 1925 году, 17 января, а также в «Тезисах о задачах РКП (б) и Коминтерна», принятых 14-й сессией РКП (б) «О фрондерском блоке в ВКП (б)». Подобные же решения были приняты во всех официозных компартиях, находившихся в составе Коминтерна.

Политика этой организации в Китае стала прямым поводом для классифицированного изложения Троцким доктрины перманентного переворота и критики сталинистского толкования «этапов революционного движения». Именно в этой стране китайская компартия по распоряжению Москвы пыталась создать союз с народной буржуазией - сперва с руководством Гоминьдана (глава Чан Кайши), а после Шанхайской резни 1927 года, произошедшей по его вине, - с Ван Цзинвэйем («левый Гоминьдан»).

Перспективы СССР

Как на развитие СССР могла повлиять перманентная революция? Определение этого процесса заставляет многих задуматься. Сторонники перманентного бунта считали строительство социализма в отдельно взятой России «народной однобокостью», отступлением от основополагающих воззрений пролетарской солидарности.

Троцкисты говорили, что если в ближайшем будущем после Октябрьского мятежа на Западе не восторжествует революция рабочего класса, то в СССР начнётся «реконструкция капитализма».

Троцкий утверждал, что Советский Союз вышел из октябрьского переворота как рабочая держава. Реприватизация средств производства является необходимым условием социалистического развития. Именно она открыла возможность стремительного роста продуктивных сил. Аппарат рабочей страны тем временем превратился в орудие бюрократического насилия над рабочим классом, а далее - в инструмент саботажа экономики. Оказёнивание изолированной и отсталой рабочей страны и трансформация бюрократии в привилегированную всесильную касту является самым логичным практичным оспариванием социализма в отдельном государстве.

Троцкий заявлял, что режим СССР состоит, таким образом, из ужасающих противоречий. Но он продолжает оставаться режимом переродившейся рабочей страны. Таково социальное заключение. Политический сценарий имеет многовариантный характер: либо бюрократия отбросит страну к капитализму, опрокинув новые виды собственности, либо пролетариат разрушит бюрократию и раскроет выход к социализму.

Эволюция учения

Каким образом происходило развитие теории после Второй мировой войны? Это учение продолжали развивать многие левые марксисты-теоретики в странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы, Южной и Северной Америки, где существовали троцкистские формирования. В середине XX века произошёл антиколониальный подъём. На этом этапе Четвёртый интернационал исследовал эволюцию революционных течений в развивающихся странах, прежде всего в Кубинской и Алжирской революциях.

На одном из съездов Четвёртого интернационала в 1963 году было принято постановление «Динамика мирового переворота сегодня». Его авторами были Эрнест Мандель (лидер бельгийского блока) и Джозеф Хансен (член управления Социалистической рабочей партии США).

В постановлении говорилось о том, что три доминирующие силы мирового переворота - политический бунт в искажённых рабочих державах, колониальный мятеж и пролетарское восстание в капстранах - образуют диалектический союз. Каждая из этих сил воздействует на другие и в ответ получает мощный импульс для её будущего торможения или развития. Задержка пролетарского мятежа в буржуазных державах, безусловно, помешала колониальному перевороту встать на социалистический путь настолько сознательно и быстро, насколько возможно под давлением триумфа рабочих в развитых странах или революционного победоносного мятежа. Эта задержка также препятствует развитию политического восстания в СССР, в том числе ввиду того, что советские рабочие не видят перед собою примера многовариантного пути создания социализма.

Бухарин

Термин «перманентная революция» Бухарина заинтересовал также. В брошюре, посвящённой октябрьскому перевороту, в начале 1918 года он писал о том, что падение империалистического режима было организовано всей предыдущей революционной историей. Он утверждал, что это падение и триумф рабочего класса, поддержанного сельской беднотой, победа, открывшая сразу безграничные горизонты на всей планете, не является началом органической эпохи. Перед русским пролетариатом ставится так резко, как никогда, задача межнационального переворота. Весь комплекс отношений, зародившихся в Европе, ведёт к этому неотвратимому концу. Так, перманентный переворот в России превращается в европейскую революцию пролетариата.

Он считал, что в пороховой погреб окровавленной старой Европы брошен факел русского социалистического мятежа. Он не умер. Он благоденствует. Он расширяется. И он неизбежно сольётся с великим триумфальным бунтом всемирного пролетариата.

Фактически Бухарин был далёк от системы социализма в суверенной стране. Все знают, что он был главным теоретиком кампании против троцкизма, обобщавшейся в битве против концепции перманентного переворота. Но ранее, когда магма революционного мятежа остыть ещё не успела, Бухарин, выходит, не разыскал для оценки переворота иной формулировки, кроме той, против которой он через несколько лет должен был свирепо вести борьбу.

Брошюра Бухарина была изготовлена Центральным комитетом партии «Прибой». Никто не объявлял её еретической. Напротив, все видели в ней бесспорное и официальное выражение убеждений Центрального совета партии. Брошюра в таком виде переиздавалась множество раз в течение ближайших лет, и вместе с другим буклетом, посвящённым февральскому мятежу, под общим наименованием «От крушения самодержавия до падения буржуазии», была переведена на французский, немецкий, английский и другие языки.

В 1923-1924 годах многие стали дискутировать против троцкизма. Эти споры разрушили многое из того, что было построено Октябрьской революцией, просочились в читальни, библиотеки, газеты и похоронили бесчисленное число документов, относящихся к величайшей эпохе в развитии революции и партии. Сегодня эти документы приходится восстанавливать по частям, чтобы вспомнить былые времена.

Практика

Итак, вы уже поняли, что перспектива мировой революции весьма заманчивая. На практике учение о перманентном перевороте выглядело своеобычно. Критикуя теорию Троцкого, Радек (советский политический деятель) присоединяет к ней и «тактику, из неё вытекающую». Это весьма важное дополнение. Гласное обсуждение «троцкизма» в этом вопросе благоразумно ограничивалось доктриной. Но Радеку этого недостаточно. Он ведёт борьбу против большевистской дипломатической линии в Китае. Он стремится этот курс запачкать теорией перманентного бунта, а для этого нужно доказать, что из этого учения в прошлом вытекала неверная тактическая линия.

Радек своих читателей здесь вводит в заблуждение. Возможно, он сам не знает историю революции, в которой никогда не участвовал лично. Но он, по-видимому, не потрудился проверить вопрос по документам.

История не идёт прямолинейно. Иногда она забирается в различные тупики.

Каково будет социальное содержание этой диктатуры? Первым делом она должна будет довести до конца аграрный переворот и демократическую перестройку государства. Другими словами, диктатура пролетариата станет орудием разрешения задач исторически запоздалой буржуазной революции. Но на этом дело не сможет остановиться. Придя к власти, пролетариат вынужден будет производить все более глубокие вторжения в отношения частной собственности вообще, т. е. переходить на путь социалистических мероприятий.

– Но неужели же вы считаете, – возражали мне десятки раз Сталины, Рыковы и все прочие Молотовы 1905-1917 г.г., – что Россия созрела для социалистической революции? На это я неизменно отвечал: нет, этого я не считаю. Но мировое хозяйство в целом, и прежде всего европейское, вполне созрело для социалистической революции. Приведет ли диктатура пролетариата в России к социализму или нет – каким темпом и через какие этапы, – это зависит от дальнейшей судьбы европейского и мирового капитализма.

Таковы основные черты теории перманентной революции, как она сложилась уже в первые месяцы 1905 г. После того успели совершиться три революции. Русский пролетариат поднялся к власти на могучей волне крестьянского восстания. Диктатура пролетариата стала в России фактом прежде, чем в какой-либо из несравненно более развитых стран мира. В 1924 году, т. е. через семь лет после того, как исторический прогноз теории перманентной революции подтвердился с совершенно исключительным могуществом, эпигоны открыли против этой теории бешеную атаку, выдергивая отдельные фразы и полемические реплики из моих старых работ, основательно мною самим к этому времени позабытых.

Тут уместно напомнить, что первая русская революция разразилась через полвека с лишним после полосы буржуазных революций в Европе, и через 35 лет после эпизодического восстания Парижской Коммуны. Европа успела отвыкнуть от революций. Россия вообще их не знала. Все проблемы революции ставились заново. Не трудно понять, как много неизвестных и гадательных величин заключала для нас тогда будущая революция. Формулы всех группировок были своего рода рабочими гипотезами. Нужна полная неспособность к историческому прогнозу и полное непонимание его методов, чтобы теперь, задним числом, рассматривать анализы и оценки 1905 г., как если б они были написаны вчера. Я часто говорил себе и друзьям: не сомневаюсь, что в моих прогнозах 1905 г. были большие пробелы, которые не трудно вскрыть теперь задним числом. Но разве мои критики видели лучше и дальше? Не перечитывая долго своих старых работ, я заранее готов был считать пробелы их гораздо более значительными и важными, чем они были на деле. В этом я убедился в 1928 г., во время своей ссылки в Алма-Ата, когда вынужденный политический досуг дал мне возможность перечитать с карандашом в руках свои старые работы по вопросу о перманентной революции. Я надеюсь, что из дальнейшего и читатель в этом убедится полностью.

В рамках этого введения необходимо, однако, дать по возможности точную характеристику составных элементов теории перманентной революции и главных возражений против нее. Спор настолько расширился и углубился, что стал охватывать в сущности все важнейшие вопросы мирового революционного движения.

Перманентная революция, в том смысле, какое Маркс дал этому понятию, значит революция, не мирящаяся ни с одной из форм классового господства, не останавливающаяся на демократическом этапе, переходящая к социалистическим мероприятиям и к войне против внешней реакции, революция, каждый последующий этап которой заложен в предыдущем, и которая может закончиться лишь с полной ликвидацией классового общества.

В интересах рассеяния того хаоса, который создан вокруг теории перманентной революции, представляется необходимым расчленить три ряда идей, которые сочетаются в этой теории.

Во-первых, она охватывает проблему перехода от демократической революции к социалистической. Таково в сущности историческое происхождение теории.

Понятие перманентной революции было выдвинуто великими коммунистами середины XIX века, Марксом и его единомышленниками, в противовес демократической идеологии, которая, как известно, претендует на то, что с установлением «разумного», или демократического государства, все вопросы могут быть разрешаемы мирным, реформистским или эволюционным путем. Буржуазную революцию 48-го года Маркс рассматривал лишь, как непосредственное вступление к пролетарской революции. Маркс «ошибся». Но ошибка его имела фактический, а не методологический характер. Революция 1848 года не перешла в социалистическую революцию. Но именно поэтому она и не закончилась демократией. Что касается германской революции 1918 года, то это вовсе не демократическое завершение буржуазной революции: это обезглавленная социал-демократией пролетарская революция; вернее сказать, это буржуазная контрреволюция, вынужденная, после победы над пролетариатом, сохранить лже-демократические формы.

Вульгарный «марксизм» выработал схему исторического развития, согласно которой каждое буржуазное общество раньше или позже обеспечивает себе демократический режим, после чего пролетариат, в обстановке демократии, постепенно организуется и воспитывается для социализма. Самый переход к социализму мыслился при этом не одинаково: открытые реформисты представляли его себе в виде реформистского заполнения демократии социалистическим содержанием (Жорес). Формальные революционеры признавали неизбежность революционного насилия при переходе к социализму (Гэд). Но и те и другие рассматривали демократию и социализм по отношению ко всем вообще народам и странам, как два, не только совершенно раздельных, но и далеко друг от друга отстоящих этапа в развитии общества. Такое представление было господствующим и у русских марксистов, которые в период 1905 года принадлежали в общем к левому крылу Второго Интернационала. Плеханов, блестящий родоначальник русского марксизма, считал идею диктатуры пролетариата в современной нам России бредовой. На той же точке зрения стояли не только меньшевики, но и подавляющее большинство руководящих большевиков, в частности все без исключения нынешние руководители партии, которые были в свое время решительными революционными демократами, но для которых проблемы социалистической революции, не только в 1905 году, но еще и накануне 1917 года, были смутной музыкой отдаленного будущего.

Этим идеям и настроениям теория перманентной революции, возрожденная в 1905 году, объявляла войну. Она показывала, как демократические задачи отсталых буржуазных наций непосредственно ведут в нашу эпоху к диктатуре пролетариата, а диктатура пролетариата ставит в порядок дня социалистические задачи. В этом состояла центральная идея теории. Если традиционное мнение гласило, что путь к диктатуре пролетариата лежит через долгий период демократии, то теория перманентной революции устанавливала, что для отставших стран путь к демократии идет через диктатуру пролетариата. Этим самым демократия становится не самодовлеющим режимом на десятки лет, а лишь непосредственным вступлением к социалистической революции. Они связываются друг с другом непрерывной связью. Между демократическим переворотом и социалистическим переустройством общества устанавливается таким образом перманентность революционного развития.

Второй аспект «перманентной» теории характеризует уже социалистическую революцию, как таковую. В течение неопределенно долгого времени и в постоянной внутренней борьбе перестраиваются все социальные отношения. Общество непрерывно линяет. Один этап преобразования непосредственно вытекает из другого. Процесс этот сохраняет по необходимости политический характер, т. е. развертывается через столкновения разных групп перестраивающегося общества. Взрывы гражданской войны и внешних войн чередуются с периодами «мирных» реформ. Революции хозяйства, техники, знания, семьи, быта, нравов, развертываются в сложном взаимодействии друг с другом, не давая обществу достигнуть равновесия. В этом перманентный характер социалистической революции, как таковой.

ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Идея перманентной, т. е. непрерывной, революции была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии" (1848) и "Обращении Центрального Комитета к Союзу Коммунистов" (1850). Основоположники марксизма считали, что пролетариат, обладая достаточной силой, организацией, влиянием и занимая самостоятельную политич. позицию, может осуществить переход от бурж.-демократич. революции к революции социалистической, к установлению своей власти. "В то время как демократические мелкие буржуа хотят возможно быстрее закончить революцию, ... наши интересы и наши задачи заключаются в том, чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти..." (Маркc К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 7, с. 261). Непрерывность К. Маркс и Ф. Энгельс понимали как последовательную смену этапов революц. процесса. Они предупреждали, что "...рабочие не могут в начале движения предлагать чисто коммунистические мероприятия" и "...не смогут достигнуть господства и осуществления своих классовых интересов, не пройдя полностью более длительного пути революционного развития..." (там же, с. 266, 267).

В новых историч. условиях эпохи империализма идея непрерывной революции была развита В. И. Лениным в теорию перерастания демократич. революции в социалистическую. "...От революции демократической,- писал В. И. Ленин,- мы сейчас же начнем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистич. революции. Мы стоим за непрерывную революцию. Мы не остановимся на полпути" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 222).

В. И. Ленин отверг схему оппортунистич. лидеров 2-го Интернационала и рус. меньшевиков, согласно к-рой за победой бурж. революции обязательно следует более или менее длит. период развития капитализма. В эпоху империализма, когда мировая капиталистич. система созрела для социалистич. революции, революционно-демократич. преобразования объективно создают угрозу капитализму. Монополистич. капитал объединяется с самыми реакц. силами на общей платформе враждебности ко всякой революции. Именно поэтому, подчёркивал В. И. Ленин, "в XX веке в капиталистической стране нельзя быть революционным демократом, ежели бояться идти к социализму" (там же, т. 34, с. 190).

Краеугольный камень ленинской теории перерастания демократической революции в социалистическую - это идея гегемонии пролетариата, к-рый выполняет роль двигателя безостановочного развития демократич. революции, поэтапного перехода к решению всё более радикальных задач, создания условий для социалистич. революции. В результате победы демократич. революции утверждается революционно-демократич. тип власти, к-рая выступает в качестве орудия непрерывного углубления и перерастания демократич. революции в социалистическую. Применительно к условиям России нач. 20 в. В. И. Ленин определял классовое содержание такой власти, как революционно-демократич. диктатура пролетариата и крестьянства. После 2-й мировой войны 1939-45 перерастание демократич. революций в социалистич. произошло в ряде европ. и азиатских стран. В нек-рых странах демократич. и социалистич. преобразования тесно переплетались, в сущности составляя два этапа единого революц. процесса (см. Народно-демократическая революция).

Значение марксистско-ленинской теории непрерывной революции заключается в том, что она раскрывает закономерную связь социалистич. революции с различными типами народных демократич. движений и революций, позволяет найти пути и формы перехода к социалистич. революции, отвечающие конкретным условиям той или иной страны.

Марксова идея непрерывной революции получила извращённую интерпретацию в троцкистской теории П. р., выдвинутой А. Парвусом и Л. Троцким в годы Революции 1905-07 в России и ставшей платформой борьбы троцкистов против ленинизма. Непрерывность последоват. этапов революц. процесса была подменена в троцкистской теории субъективистской концепцией, к-рая произвольно смешивала все этапы, игнорируя закономерную связь между ними; в ней отрицался бурж.-демократич. характер революции и выдвигалась авантюристич. идея непосредств. перехода к революции социалистической (см. В. И. Ленин, там же, т. 17, с. 381). Эта позиция Троцкого, который игнорировал идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, была выражена в лозунге "без царя, а правительство рабочее". Раскрывая эклектизм троцкистской теории, В. И. Ленин отмечал: "Оригинальная теория Троцкого берет у большевиков призыв к решительной революционной борьбе пролетариата и к завоеванию им политической власти, а у меньшевиков - „отрицание" роли крестьянства" (там же, т. 27, с. 80). Отвергая марксистско-ленинскую стратегию классовых союзов пролетариата с крестьянством и др. непролетарскими слоями трудящихся, троцкистская теория в сущности закрывала путь к формированию массовой политич. армии социалистич. революции, подрывала внутр. факторы развития и победы этой революции. Перманентность революц. процесса, судьбу социалистич. революции в каждой стране Троцкий связывал с внешними факторами, с победой мировой революции. С этих механистич. позиций троцкисты выступали против ленинской теории о возможности победы социализма первоначально в одной, отдельно взятой стране. Из этого вытекала противоречащая марксизму установка на "экспорт", искусственное подталкивание революции.

Троцкистская теория П. р. представляет собой один из идейных источников совр. концепций мелкобурж. революционизма, в т. ч. маоизма, характерной чертой которого также является неверие в способность рабочего класса объединить вокруг себя широкие массы трудящихся для решения задач социалистического стр-ва. Такая установка выражена во всей авантюристич. политике этого мелкобурж. течения. Подобные представления противоречат марксизму-ленинизму, практике мирового революц. движения.

Лит.: Лейбзон Б. М., Мелкобуржуазный революционаризм, М., 1967; Ленинская.теория социалистической революции и современность, М., 1972, гл. 6.

Перманентная революция

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Троцкий Л. Д. Перманентная революция. ВВЕДЕНИЕ. Настоящая книжка посвящена вопросу, тесно связанному с историей трех русских революций, но не только с нею. Этот вопрос за последние годы играл огромную роль во внутренней борьбе коммунистической партии Советского Союза, был затем перенесен на Коммунистический Интернационал, сыграл решающую роль в развитии китайской революции и определил целый ряд первостепенной важности решений по вопросам, связанным с революционной борьбой стран Востока. Дело идет о так называемой теории «перманентной революции», которая по учению эпигонов ленинизма (Зиновьева, Сталина, Бухарина и др.) составляет первородный грех «троцкизма». Вопрос о перманентной революции был, после большого перерыва, и на первый взгляд, совершенно неожиданно поднят в 1924 году. Политических оснований для этого не было: дело шло о давно отошедших в прошлое разногласиях. Но психологические основания были большие. Открывшая против меня борьбу группа так называемых «старых большевиков» противопоставляла мне прежде всего это свое звание. Но большим затруднением на ее пути был 1917 год. Как ни важна была предшествующая история идейной борьбы и подготовки, однако, не только в отношении партии в целом, но и в отношении отдельных лиц, вся предшествующая подготовка нашла свою высшую и безапелляционную проверку в октябрьском перевороте. Ни один из эпигонов этой проверки не выдержал. Все они, без исключения, в момент февральской революции 1917 г. заняли вульгарную позицию демократической левой. Ни один из них не выдвинул лозунга борьбы пролетариата за власть. Все они считали курс на социалистическую революцию абсурдом или, еще хуже, «троцкизмом». В таком духе они вели партию до приезда Ленина из-за границы и до появления его знаменитых тезисов 4-го апреля. После этого Каменев, уже в прямой борьбе с Лениным, пытается открыто сформировать демократическое крыло в большевизме. Позже к нему присоединяется приехавший с Лениным Зиновьев. Сталин, жестоко скомпрометированный своей социал-патриотической позицией, отходит к сторонке. Он дает партии забыть о своих жалких статьях и речах в решающие недели марта и постепенно передвигается на точку зрения Ленина. Отсюда сам собою возникал вопрос: что же каждому из этих руководящих «старых большевиков» дал ленинизм, если ни один из них не оказался способен самостоятельно применить теоретический и практический опыт партии в наиболее важный и ответственный исторический момент? Надо было во что бы то ни стало отвести этот вопрос, подменив его другим. С этой целью решено было в центр обстрела поставить теорию перманентной революции. Мои оппоненты, разумеется, не предвидели, что, создавая искусственную ось борьбы, они незаметно для себя сами будут поворачиваться вокруг этой оси, создавая для себя, методом от обратного, новое миросозерцание. В основных своих чертах теория перманентной революции была формулирована мною еще до решающих событий 1905 года. Россия шла навстречу буржуазной революции. Никто в рядах тогдашней русской социал-демократии (мы все тогда назывались социал-демократами) не сомневался в том, что мы идем навстречу именно буржуазной революции, т. е. такой, которая порождается противоречием между развитием производительных сил капиталистического общества и пережившими себя крепостнически-средневековыми сословными и государственными отношениями. Марксистскому разъяснению буржуазного характера предстоящей революции мне пришлось в те времена посвятить не мало речей и статей, в борьбе с народниками и анархистами. Но буржуазный характер революции не предрешал вопроса о том, какие классы и в каких взаимоотношениях будут осуществлять задачи демократического переворота. Между тем с этого пункта только и начинались основные стратегические проблемы. Плеханов, Аксельрод, Засулич, Мартов и за ними все русские меньшевики исходили из того, что руководящая роль в буржуазной революции может принадлежать лишь либеральной буржуазии, как естественному претенденту на власть. По этой схеме партии пролетариата выпадала роль левого фланга демократического фронта: социал-демократия должна была поддерживать либеральную буржуазию против реакции и в то же время защищать против либеральной буржуазии интересы пролетариата. Другими словами, меньшевикам было свойственно понимание буржуазной революции преимущественно, как либерально-конституционной реформы. Совсем по иному ставил вопрос Ленин. Освобождение производительных сил буржуазного общества из оков крепостничества означало для него прежде всего радикальное разрешение аграрного вопроса, в смысле полной ликвидации класса помещиков и революционной перетасовки земельной собственности. С этим было неразрывно связано уничтожение монархии. Аграрная проблема, захватывающая жизненные интересы подавляющего большинства населения и составляющая в то же время основу проблемы капиталистического рынка, была поставлена Лениным с подлинно-революционной смелостью. Так как либеральная буржуазия, враждебно противостоящая рабочим, связана с крупной земельной собственностью многочисленными узами, то подлинное демократическое раскрепощение крестьянства может быть осуществлено только путем революционной кооперации рабочих и крестьян. Их совместное восстание против старого общества должно было, по Ленину, привести, в случае победы, к установлению «демократической диктатуры пролетариата и крестьянства». Эту последнюю формулу сейчас повторяют в Коминтерне как некий над-исторический догмат, без попытки анализа живого исторического опыта последней четверти века, как если б мы вовсе не были свидетелями и участниками революции 1905 года, февральской революции 1917 года и, наконец, октябрьского переворота. Между тем такого рода исторический анализ тем более необходим, что режима «демократической диктатуры пролетариата и крестьянства» никогда в истории не было. В 1905 году у Ленина дело шло о стратегической гипотезе, которая еще подлежала проверке со стороны действительного хода классовой борьбы. Формула демократической диктатуры пролетариата и крестьянства имела в значительной мере преднамеренно-алгебраический характер. Ленин не предрешал заранее вопроса о том, каковы будут политические соотношения обоих участников предполагаемой демократической диктатуры, т. е. пролетариата и крестьянства. Он не исключал возможности того, что крестьянство будет представлено в революции самостоятельной партией, притом, самостоятельной на два фронта: т. е. не только по отношению к буржуазии, но и по отношению к пролетариату, и в то же время способной совершить демократическую революцию в борьбе с либеральной буржуазией и в союзе с партией пролетариата. Ленин допускал даже, как мы увидим ниже, что в правительстве демократической диктатуры революционная крестьянская партия будет составлять большинство. В вопросе о решающем значении аграрного переворота для судьбы нашей буржуазной революции я был, по крайней мере, начиная с осени 1902 года, т. е. с момента моего первого побега заграницу, учеником Ленина. Что аграрная, а следовательно и общедемократическая революция, может быть совершена только в борьбе против либеральной буржуазии объединенными силами рабочих и крестьян, это для меня, вопреки нелепым россказням последних годов, стояло вне сомнения. Но я выступал против формулы «демократической диктатуры пролетариата и крестьянства», видя ее недостаток в том, что она оставляла открытым вопрос, какому же классу будет принадлежать действительная диктатура. Я доказывал, что крестьянство, несмотря на свой колоссальный социальный и революционный вес, не способно ни создать действительно-самостоятельную партию, ни, тем более, сосредоточить в руках такой партии революционную власть. Как в старых революциях, начиная с немецкой реформации XVI-го века и даже ранее, крестьянство, во время своих восстаний, поддерживало одну из фракций городской буржуазии, и нередко обеспечивало ее победу, так в нашей запоздалой буржуазной революции крестьянство, при наивысшем размахе своей борьбы, сможет оказать аналогичную поддержку пролетариату и помочь ему прийти к власти. Наша буржуазная революция, заключал я, лишь в том случае сможет радикально разрешить свои задачи, если пролетариат, при поддержке многомиллионного крестьянства, сможет сосредоточить в своих руках революционную диктатуру. Каково будет социальное содержание этой диктатуры? Первым делом она должна будет довести до конца аграрный переворот и демократическую перестройку государства. Другими словами, диктатура пролетариата станет орудием разрешения задач исторически запоздалой буржуазной революции. Но на этом дело не сможет остановиться. Придя к власти, пролетариат вынужден будет производить все более глубокие вторжения в отношения частной собственности вообще, т. е. переходить на путь социалистических мероприятий. – Но неужели же вы считаете, – возражали мне десятки раз Сталины, Рыковы и все прочие Молотовы 1905-1917 г.г., – что Россия созрела для социалистической революции? На это я неизменно отвечал: нет, этого я не считаю. Но мировое хозяйство в целом, и прежде всего европейское, вполне созрело для социалистической революции. Приведет ли диктатура пролетариата в России к социализму или нет – каким темпом и через какие этапы, – это зависит от дальнейшей судьбы европейского и мирового капитализма. Таковы основные черты теории перманентной революции, как она сложилась уже в первые месяцы 1905 г. После того успели совершиться три революции. Русский пролетариат поднялся к власти на могучей волне крестьянского восстания. Диктатура пролетариата стала в России фактом прежде, чем в какой-либо из несравненно более развитых стран мира. В 1924 году, т. е. через семь лет после того, как исторический прогноз теории перманентной революции подтвердился с совершенно исключительным могуществом, эпигоны открыли против этой теории бешеную атаку, выдергивая отдельные фразы и полемические реплики из моих старых работ, основательно мною самим к этому времени позабытых. Тут уместно напомнить, что первая русская революция разразилась через полвека с лишним после полосы буржуазных революций в Европе, и через 35 лет после эпизодического восстания Парижской Коммуны. Европа успела отвыкнуть от революций. Россия вообще их не знала. Все проблемы революции ставились заново. Не трудно понять, как много неизвестных и гадательных величин заключала для нас тогда будущая революция. Формулы всех группировок были своего рода рабочими гипотезами. Нужна полная неспособность к историческому прогнозу и полное непонимание его методов, чтобы теперь, задним числом, рассматривать анализы и оценки 1905 г., как если б они были написаны вчера. Я часто говорил себе и друзьям: не сомневаюсь, что в моих прогнозах 1905 г. были большие пробелы, которые не трудно вскрыть теперь задним числом. Но разве мои критики видели лучше и дальше? Не перечитывая долго своих старых работ, я заранее готов был считать пробелы их гораздо более значительными и важными, чем они были на деле. В этом я убедился в 1928 г., во время своей ссылки в Алма-Ата, когда вынужденный политический досуг дал мне возможность перечитать с карандашом в руках свои старые работы по вопросу о перманентной революции. Я надеюсь, что из дальнейшего и читатель в этом убедится полностью. В рамках этого введения необходимо, однако, дать по возможности точную характеристику составных элементов теории перманентной революции и главных возражений против нее. Спор настолько расширился и углубился, что стал охватывать в сущности все важнейшие вопросы мирового революционного движения. Перманентная революция, в том смысле, какое Маркс дал этому понятию, значит революция, не мирящаяся ни с одной из форм классового господства, не останавливающаяся на демократическом этапе, переходящая к социалистическим мероприятиям и к войне против внешней реакции, революция, каждый последующий этап которой заложен в предыдущем, и которая может закончиться лишь с полной ликвидацией классового общества. В интересах рассеяния того хаоса, который создан вокруг теории перманентной

Перманентная революция

Перманентная революция
С немецкого: Die Revolution in Per/nanenz-
Авторство обычно приписывается Льву Троцкому. Но в русский язык это выражение вошло благодаря основателю социал-демократического движения в России Г. В. Плеханову, который писал о «перманентной революции» в 12-м номере «Дневника социал-демократа» (июнь. 1910). Он использовал в данном случае термин Карла Маркса (1818- 1883) - die Revolution in Permanenz (непрерывная революция), который и является его автором.
Лев Троцкий писал сначала (1905) о «непрерывной революции» и «революционной непрерывности» (газ. «Начало», 8 ноября), а выражение «перманентная революция» появилось у него после февраля 1917 г., когда он в брошюре «Что же дальше?» выдвинул лозунг: «Перманентная революция против перманентной бойни!» В 1932 г. вышла его книга «Перманентная революция», и этот термин стал ассоциироваться только с именем Троцкого.
Иронически: затянувшийся процесс перемен, реформ и т. д.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Перманентная революция" в других словарях:

    - (permanent revolution) Теория Троцкого (см. Trotskyism – Троцкизм), согласно которой несоциалистическая революция может не прерываясь перерасти в пролетарскую социалистическую революцию. Он изложил ее главным образом в работе Результаты и… … Политология. Словарь.

    См. Непрерывная революция. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

    Теория перманентной революции (от лат. permaneo продолжаюсь, остаюсь) это теория о развитии революционного процесса в периферийных и слаборазвитых странах. Теория была первоначально предложена Марксом и Энгельсом, в дальнейшем разработана… … Википедия

    Перманентная революция - Всесторонняя теория мировой социалистической революции, разработанная Львом Троцким. Как разъяснял Троцкий в написанном в 1922 г. предисловии к его отчету о революции 1905 г., выражает ту мысль, что Русская революция, начавшись как буржуазная по… … Исторический справочник русского марксиста

    - (от лат. permaneo остаюсь, продолжаюсь) непрерывная революция. Идея П. р. впервые была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом в кон. 40 х гг. 19 в. в Манифесте Коммунистической партии и в Обращении Центрального Комитета к Союзу коммунистов. Маркс и … Советская историческая энциклопедия

    Идея перманентной, то есть непрерывной, революции была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) и «Обращении Центрального Комитета к Союзу Коммунистов» (1850). Основоположники марксизма считали, что …

    ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - (permanent revolution) (Марксизм) концепция Троцкого непрерывного процесса продвижения революции от демократической к социалистической, разработанная им в ответ на революцию 1905 г. в России. Вопреки ортодоксальной марксистской интерпретации,… … Большой толковый социологический словарь

    Первая народная революция эпохи Империализма, расшатавшая устои самодержавного строя и создавшая предпосылки для последующей успешной борьбы за свержение царизма. Это был новый тип буржуазно демократической революции, гегемоном которой… … Большая советская энциклопедия

    Разновидность социальной революции, основной задачей которой является ликвидация феодализма или его остатков. Содержание 1 Происхождение термина 2 Сущность и задачи … Википедия

    - (от лат. permaneo продолжаюсь, остаюсь) это теория о развитии революционного процесса в периферийных и слаборазвитых странах. Теория была первоначально предложена Марксом и Энгельсом, в дальнейшем разработана Владимиром Лениным, Львом … Википедия

Книги

  • Перманентная революция , Лев Троцкий. Лев Троцкий. Культовая фигура русской революции. Человек, чье имя считалось символом коммунистического движения тогда, когда никто еще ничего не знал о Владимире Ленине. Фанатик "красного…