Твардовский за далью даль краткое. История создания поэмы "За далью — даль" Твардовского А.Т

«За далью - даль»


Поэма «За далью - даль», за которую А.Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А.Т. Твардовского. Она состоит из 15 небольших глав.

Основной мотив поэмы - мотив дороги. Лирический герой отправляется на поезде в путь по просторам родной страны. В самом начале произведения мы узнаем, что этот путь через Урал и Сибирь он задумал давно. Лирический герой вспоминает войну, разруху и хочет посмотреть на новую, отстроившуюся за мирные годы страну.

Путешествие дает возможность лирическому герою посмотреть новые места, ощутить чувство сопричастности с другими людьми, пробуждает творческое вдохновение. Характерной особенностью поэмы является присутствие иронической интонации. «Преодолел, взошел на гору И отовсюду виден стал. Когда он всеми шумно встречен, Самим Фадеевым отмечен, Пшеном в избытке обеспечен, Друзьями в классики намечен, Почти уже увековечен», - так пишет А.Т. Твардовский о своем лирическом герое. Достигнув славы, человек не должен оторваться от реальности, от общения, от развивающейся жизни. Герой поэмы признается, что край, где нет его, ощущает как потерю. Он торопится жить, стремится везде поспеть. Путешествие в пространстве становится мощным стимулом для воспоминаний - путешествий во времени.

Первым крупным событием поездки становится встреча с Волг ой: « - Она! - И справа, недалёко, Моста не видя впереди, Мы видим плес её широкий В разрыве поля на пути». Волгу русский человек воспринимает не только как реку. Это одновременно и символ всей России, ее природных богатств и просторов. А.Т. Твардовский не раз подчеркивает это, описывая радостное волнение героя и его попутчиков при встрече с матерью русских рек. В Волгу издавна смотрятся кремлевские стены, главы и кресты соборов и обычные деревеньки. Даже растворившись в океанских водах, Волга несет в себе «земли родимой отраженье». Патриотическое чувство лирического героя переносит его в памятные военные годы, тем более что его сосед по купе воевал за эту Волгу под Сталинградом. Таким образом, любуясь видом на реку, герой поэмы восхищается не только природными красотами русской земли, но и мужеством ее защитников.

Воспоминания переносят лирического героя на его малую родину - в Загорье. Память детства характеризует жизнь в этом краю как скудную, негромкую, небогатую. Символом тяжелого, но честного и нужного людям труда в поэме становится образ кузницы, которая стала для молодого человека своеобразной «академией наук».

В кузнице «рождалось все, чем пашут ниву, Корчуют лес и рубят дом». Здесь же велись интересные разговоры, из которых складывались первые представления героя о мире. Через много лет он видит «кувалду главную Урала» в работе и вспоминает родную, с детства знакомую деревенскую кузницу. При помощи сопоставления двух художественных образов автор соотносит тему малой родины с разговорами о судьбе всей державы. Композиционное пространство главы «Две кузницы» при этом расширяется, а поэтические строки достигают максимального эффекта художественного обобщения. Образ Урала заметно укрупняется. Ярче воспринимается роль этого региона в индустриализации страны: «Урал! Опорный край державы, Её добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец».

Галерею областей и регионов родной земли продолжает Сибирь. А лирический герой вновь погружается в воспоминания о войне, о детстве, затем разглядывает с интересом своих попутчиков. Отдельные строки поэмы обращены к соратникам по перу, псевдописателям, которые, не вникая в суть событий, пишут по заказу производственные романы по одной и той же основной сюжетной схеме: «Глядишь, роман, и все в порядке: Показан метод новой кладки, Отсталый зам, растущий пред И в коммунизм идущий дед». Твардовский выступает против упрощений в литературном труде. Он призывает не подменять изображение подлинной действительности дежурными схемами и шаблонами. И вдруг монолог лирического героя прерывается неожиданным возгласом. Оказывается вместе с поэтом в том же купе едет его редактор, который заявляет: «И н свет ты выйдешь, как картинка, Какой задумал я тебя». Этот комический сюжетный ход помогает автору поднять наболевшую для него проблему. Ведь сам А.Т. Твардовский, как известно, был не только поэтом, но и долгое время возглавлял один из лучших советских журналов - «Новый мир». Па проблему взаимоотношений автора и редактора он имел возможность посмотреть с обеих сторон. В итоге выясняется, что редактор только привиделся поэту, словно «сон дурной».

Сибирь в восприятии автора предстает пустынным краем, овеянным «дремучестью суровой». Это «недоброй славы край глухой», «глухомань вековечная». Глядя на огни Сибири, лирический герой рассуждает о том, как «издалека вели сюда Кого приказ, Кого заслуга, кого мечта, Кого беда...».

В тайге на станции Тайшет лирический герой встречает старого друга. Когда-то жизнь разлучила этих двух людей. Их мимолетная встреча на станции становится определенным символом необратимости бега времени и жизни человеческой. Едва повстречавшись, герои вновь расстаются и разъезжаются в разные стороны огромной страны.

Вагонные споры, картины дорожного быта создают в поэме необходимый фон, на котором автор пытается поставить самые злободневные вопросы эпохи. Он рассуждает о карьеризме и призывает молодежь осваивать необжитую землю. Примером такого подвижнического поступка становится судьба молодой пары, которая по зову сердца едет из Москвы работать в Сибирь. Далее, подчеркивая масштабность и грандиозность проектов освоения Сибири, Твардовский рассказывает о строительстве гидростанции на Ангаре.

В финале поэмы лирический герой привозит свой поклон Владивостоку от матушки Москвы, от Волги-матушки, от батюшки Урала, от Байкала, от Ангары и от всей Сибири. Повторы и уменьшительно-ласкательные суффиксы придают строфе фольклорное звучание. Поэт признается в любви к родине, к народу и прощается с читателем до новой встречи. Автору удалось воплотить в поэме свой грандиозный замысел: представить обобщенный портрет родной земли и передать подвижнический дух эпохи «оттепели», размах индустриальных планов и широту души русского человека.

Поэму Твардовского “За далью – даль” изучают в 8 классе на уроках литературы. Творчество Александра Трифоновича понятное, простое и вместе с тем богатое и разнообразное. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “За далью – даль” по плану.

Краткий анализ

История создания – поэма создавалась на протяжении 1950-1960 годов. В 1967 году была опубликована в полном варианте.

Тема – философские размышления о вечных ценностях, судьбе родной страны, воспоминания и путевые заметки, объединённые мотивом дороги.

Композиция – 15 глав с размытым сюжетом композиционно объединённых пафосом путешествия.

Жанр – эпическая поэма, благодаря своей содержательной масштабности считается лирико-философской эпопеей.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Метафоры “залит огнями”, “приют суждений”, “волна грозного жара” .

Эпитеты “жестокий опыт”, “грозные испытания”, “немая, бесконечная тоска”, “горькая тревога”.

Олицетворение “батареи ревут”, “дорога бьёт, трясёт и лечит”, “земля дрожала”.

История создания

Поэма была задумана автором задолго до её написания, с 1950 по 1960 год произведение создавалось, перерабатывалось, исправлялось, пока не обрело окончательный вид. Её самый полный, законченный вариант был опубликован в 1967 году. Твардовский из-за активной общественной и профессиональной деятельности долго не мог себе позволить совершить путешествие, о котором повествуется в поэме. Только после увольнения из редакции “Нового мира” он совершил долгожданную поездку. Первоначально поэма была задумана как эпическое произведение, путевые заметки, философские очерки, личные воспоминания: много пластов в жанровом и содержательном смысле включает в себя поэма “За далью -даль”.

Тема

Тематика поэмы широка и многообразна: основной мотив дороги переплетают описания природы Сибири, Урала, Дальнего Востока, философские размышления о жизни, истории, личные воспоминания. Писатель поднимает темы морального выбора, совести и справедливости, вечных ценностей, жизни и смерти; тема только что отзвучавшей победы, войны и её последствий также раскрыта в поэме. Много внимания уделено тематике творчества, поэта и его предназначения, ценности этой профессии и её специфике.

Всё произведение проникнуто особой романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток. Масштабные, захватывающие дух красоты Урала, Сибири встают перед глазами читателя. Тематику поэмы ярко характеризуют названия глав “Огни Сибири”, “На Ангаре”, “Фронт и тыл”, “Друг детства”, “Литературный разговор”. В поэме нет главного героя, для неё характерна бессюжетность и разноплановая проблематика. Основная мысль произведения – жить нужно в ладу с совестью, уважая историю своей страны, без этого не быть счастливому будущему.

Композиция

Поэма состоит из 15 глав, связанных тематически и структурно. Каждая глава – отдельный островок, “остановка” в путешествии, где-то её делает поезд, где-то память лирического героя, а иногда и отвлечённые размышления о вечных ценностях. Сама композиция строится от отправления лирического героя из родного города со жгучей тягой к новым далям до самого Владивостока, которой становится конечным пунктом.

Жанр

Произведение относится к жанру поэмы. Особенностью поэмы Твардовского является её эпичность. Учитывая большой объём, структуру и разнообразие тематического содержания поэмы её называют лирико-философской эпопеи. Нужно отметить, что многие главы были задуманы как лирические стихотворения и лишь в конечное издание вошли в структуру поэмы. Стих Твардовского лёгок и прост, это отличает все произведения автора. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Средства выразительности

Язык поэмы яркий и сочный, помимо эпитетов, метафор и олицетворений, в произведении много пословиц, поговорок, различных фразеологизмов и устоявшихся выражений народного характера. Широту русской души, её масштабность и безграничность автор рисует с помощью всех известных средств выразительности, включая эпитеты, метафоры, синекдоху, метонимию, антитезу, иронию, гиперболу и литоту. Картины словно оживают на страницах поэмы, заслуга в этом разнообразные тропы и стилистические приёмы.

Твардовский А.Т. – писатель, который за свою непродолжительную жизнь оставил неизгладимый след в памяти читателей, написав замечательные произведения. Среди написанных работ и поэма Твардовского «За далью-даль», что является автобиографическим произведением, которое он начал писать, вдохновившись своим путешествием по нашей стране-матушке.

За далью - даль Твардовский краткое содержание

Произведение состоит из пятнадцати частей, где автор делится с нами путевыми своими зарисовками, своими раздумьями, впечатлениями, рассказывая нам о своей поездке, что началась в Москве по направлению на Дальний Восток. Чтобы быстро ознакомиться со всеми небольшими частями произведения «За далью — даль» Твардовского, предлагаем к вашему вниманию краткое содержание.

Уже вначале работы автор нам рассказывает о путешествии и о тех мотивах, что подвигли его на поездку. Герой весь в предвкушении от поездки поездом и от того, что ждет его там, впереди. Мы видим в части под названием «В дороге», настроение героя, который желает побывать в новых для себя местах. Настроение у него замечательное, он рад каждому попутчику. Далее мы знакомимся с частью «Семь тысяч рек». Именно так отзывается герой о Волге. Этой реке автор посвятил целую часть. Он ее называет «срединой Земли родной», «Волга-матушка одна», несмотря на то, что есть и мощнее реки. Писатель воспевает реку, рассказывает о том, как любуются ею люди, как «в нее смотрелось пол — России» и насколько она красивая и большая.

Далее мы переносимся в воспоминания героя, где он рассказывает о своем родном крае Загорье, где прошла его юность в кузнице, а далее проезд через Урал «Я еду мимо, И что-то сжалося в груди: Тебя, как будто край родимый, Я оставляю позади», а далее «за Уралом — Зауралье» и уже иная даль.

В следующей части «Две дали» автор прощается с Уралом и встречает новый край, Сибирь, знакомя нас со встречающимися пейзажами, которые герой наблюдает из окна. Здесь же автор ведет разговор с нами, читателями «Читатель! Друг из самых лучших» «продолжим, стало быть, беседу». И беседа уже продолжается в части «Литературный разговор», где писатель знакомит нас со своими спутниками, давая их краткие характеристики. Так герой нам повествует о молодой паре, дамочке в пижаме, майоре и вновь герой обращается к читателю.

В поэме Твардовского «За далью — даль» лирический герой встречается и со своим другом детства, вспоминая с ним прошлые беззаботные времена в части «Друг детства». Также в путешествии автор нам рассказывает об исторических военных событиях, что происходили в стране, о которых мы узнаем из главы «Фронт и тыл». Здесь автор рассказывает о споре, что завязался между попутчиками на тему фронта «шел спор о фронте и о тыле, — Не что важней, А где трудней». Далее Ангара, Байкал, Владивосток.

В конце автор вновь обращается к читателям, которые в своем воображении вместе с героем постигли дали. Автор пишет о желании читателей узнать героя поэмы, но как такового героя и нет, вернее, герои произведения «Ты да я, да мы с тобой», то есть, сам автор и читатели. Завершает автор свою работу прощанием с читателями «Прощай. До новой дали», называя читателей «Старым другом».

История создания За далью даль Твардовского

История создания «За далью-даль» Твардовского начинается в 1950 году. Написать поэму авто решил после того, как ушел из журнала «Новый мир», и отправился путешествовать страной, записывая все в свой дневник. Писал автор свое произведение целых десять лет и завершил его в 1960 году.
Я же в своей работе над поэмой Твардовского «За далью-даль» и в своем сочинении хочу отметить большой талант писателя, который позволил нам представить величие нашей страны.