История усадьбы шаховских глебовых стрешневых. Усадьба Белая Колпь (Андреевское) Шаховских

Архитекторы А.С. Каминский и С.С. Эйбушитц, 1820, 1868, 1886 гг. Выстроен в стиле неогрек.

Большая поляна на углу Моховой ул. и ул. Знаменки раньше была кварталом двух-трёхэтажных домов. На этом месте в начале XVIII в. располагались большие владения знаменитого князь-папы Никиты Зотова. Потом они перешли к его внуку Никите Васильевичу.

В начале 1740-х гг. усадьба принадлежала уже князю Фёдору Ивановичу Голицыну. В 1757 г. он продал этот участок за 1800 рублей жене статского советника Ивана Христиановича Эйхлера, Анне Эйхлер. Иван был другом Артемия Волынского, обвинённого в попытке государственного переворота, за что и пострадал - его сослали в Сибирь. В конце XVIII – начале XIX вв. дом принадлежал князю Павлу Петровичу Шаховскому, который жил в другом своём доме на Пречистенке. Женат он был на Агафоклее Алексеевне урождённой Бахметьевой. У них было четыре сына и шесть дочерей. Позже домом владели дочери князя Павла Шаховского Ирина и Софья.

В 1867 г. большое владение разделилось на три части - на углу Моховой ул. и ул. Знаменки (дом 2), ул. Знаменки (дом 4) и по Моховой ул. (дом 6). Теперь остался только дом 6. Остальные дома снесены в 1972 г. к приезду американского президента Ричарда Никсона, отчего эта лужайка получила название «Лужайка Никсона».
В 1867 г. дом купил Иван Кузьмич Бакланов, директор Товарищества Купавинской суконной фабрики. Он взялся перестроить старый главный дом усадьбы. В 1868 г. архитектор Каминский объединил старый дом и флигели и создал строгий классический фасад с четырёхколонным портиком с колоннами ионического ордера.

В 1892 г. дом у Бакланова покупает богатая иркутская купчиха Юлия Базанова. В этом году она с дочерью становится единственной наследницей золотопромышленного производства семьи умершего мужа и свёкра. Оставляет дело в Иркутске на помощников, а сама переезжает в Москву и отдаётся делам благотворительности. На её деньги выстроена клиника ушных и горловых болезней при медицинском факультете Императорского Московского университета на Девичьем поле, на углу Олсуфьевского и Боженинского пер. Это была вторая в России лор-клиника, построенная по специальному проекту и оснащённая всеми научными новинками того времени. Московская городская дума приняла решение присвоить новой клинике имя Ю. И. Базановой. И дальше она продолжала вкладывать большие средства в разные благотворительные учреждения Иркутска и Москвы.
К 1906 г. её финансовое положение сильно ухудшилось, и она была вынуждена продать дом на Моховой.

Дом купил мануфактур-советник Николай Михайлович Красильщиков, директор и распорядитель мануфактуры «Анна Красильщикова и сыновья» в селе Родники Костромской губернии. Там вырабатывался одёжный товар, который славился своим стойким чёрным цветом. Красильщиков был женат на красавице Елизавете Алексеевне Дружниковой. Её портрет кисти В. Серова 1906 г. украшал вестибюль этого особняка. Сейчас он находится в Краснодарском краевом художественном музее. Елизавета Красильщикова позировала художнику в бриллиантовом колье. В Москве ходил анекдот, что когда она в нём выезжает в свет, то для охраны ей нанимают двух телохранителей.

Николай Михайлович имел очень красивый тенор, по мнению многих лучше, чем у Карузо. Он учился пению в Италии, пел только итальянские оперы и имел необычайный авторитет в московских оперных кругах. Многим, в том числе, А. Неждановой и Л. Собинову, он давал уроки пения и наставления. В доме на Моховой бывало немало известных людей, музыкантов, художников.

В 1920 г. Красильщиковым удалось перебраться во Францию, где Николай Михайлович скончался от инфаркта. Елизавета Алексеевна после его смерти вышла замуж за графа Сергея Сергеевича Шереметева.

После революции в особняке было общежитие для командированных текстильного комбината. Потом его отдали Государственной библиотеке им. Ленина и здесь расположился институт библиотековедения.

В 1950-м г. в здании открылся мемориальный музей «всесоюзного старосты» М. И. Калинина. Музей имел большое воспитательное значение, в частности здесь принимали в пионерскую организацию лучших школьников. Воспоминание об этом событии многие сохранили на всю жизнь.

В 1930-х гг. здесь был единственный жилой район на Моховой, поэтому Витька из знаменитой песни «Москвичи» (Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой) жил именно здесь.

В 1991 г. музей был закрыт, теперь здесь центр восточной литературы РГБ.

Объект культурного наследия федерального значения.

Белая Колпь - древнее село,которому больше пятисот лет. Название пошло от белой чубатой цапли-колпицы, некогда водившейся в здешних местах. Существовала даже поговорка: "Белая как колпица".

Впервые село упоминается в меновной грамоте московского князя Ивана III в 1497 году, а потом оно было любимым местом охоты Московского князя Василия III.

В 1658 году село переходит во владение стольника Степана Никитича Шаховского и в течение более 250 лет, до 1917 года, является родовым имением Шаховских .

Общая структура усадьбы обозначилась в елизаветинскую эпоху (1741—1761 гг.), об этом напоминаеткрупный масштаб, осевое построение, регулярная планировка парка. В начале XIX в. усадьба была отстроена заново князем М.А. Шаховским в монументальных формах зрелого классицизма.

Усадьба включала в себя главный усадебный дом (сгорел в 1919 году), дом управляющего, конюшню (сохранились остатки), каретник (сохранились остатки), псарню (утрачена в 1980-е), Андреевскую церковь (1807), кирпичную ограду (не сохранилась), террасный парк, липовый парк, запруду на реке Колпянке .Кроме того, изменилась планировка центра. И все же усадьба представляет большую художественную и историческую ценность. С ней связаны воспоминания о декабристах — воспитанниках Школы колонновожатых, собиравшихся в начале 1820-х гг. у своего преподавателя, владельца имения В.М. Шаховского.

В центре всей композиции находился дом. Одним фасадом он смотрел на небольшой липовый сад, другим - на парадный двор. Там широкий партер двумя террасами с белокаменными лестницами спускался к речке, к запрудам. По сторонам находились церковь и хозяйственный двор со служебными постройками. Вся усадьба окружена оградой.

Дом управляющего или сыроварня - двухэтажный жилой корпус. Центр главного фасада обращённый к реке, выделен полуколоннами дорического ордера, боковые ризалиты рустованы, торцы здания обработаны крупными арочными впадинами и рустом. Меньше разрушен, так как здесь до недавнего времени было общежитие.

Посещение этой усадьбы - хороший повод вспомнить страницы истории и погулять в замечательном, хорошо сохранившемся парке.

Шаховские были тесно связаны родственными узами со многими дворянскими родами. Прежде всего - с родом Муравьевых, давшим России ряд видных государственных и общественных деятелей, военачальников, писателей. И Шаховские и Муравьевы были людьми просвещенными, знавшими толк в искусствах. Владельцы Белой Колпи собрали великолепную портретную галерею, богатейшую библиотеку и архив, приведшие в восхищение Гаврилу Геракова, автора любопытных "Путевых записок", выпущенных в 1828 году.
Более обстоятельное описание художественной атмосферы усадьбы оставил литератор и знаток изящного граф Сергей Дмитриевич Шереметев, побывавший здесь в августе 1902 года и даже издавший о Белой Колпи небольшую книжку. Он был "удивлен видом хором древних, какие редко можно встретить, с мебелью, люстрами, рядом старых портретов на стенах… в золоченых рамах и самых разнообразных размеров, подчас сплошь покрывающих стены". Из всех полотен, увиденных в Белой Колпи, более всего ему запомнился портрет генерала Николая Николаевича Муравьева :

"Какое выразительное, твердое и умное лицо!" - писал С.Д.Шереметьев.

Портрет написан известным русским художником Н.И.Аргуновым в 1817 году и ныне находится в Государственном Историческом музее.

В Белой Колпи имелись и работы В.А.Тропинина, О.А.Кипренского и Ф.А.Тулова. хранящиеся ныне в Третьяковской галерее и Историческоммузее.

Про храм.

До XIX века в селе были две деревянные церкви — в честь мученика Андрея Стратилата и в честь чудотворцев Косьмы и Дамиана — обе сожжены во время литовского нашествия в 1626 году. В 1686—1691 годах была выстроена новая деревянная церковь.

Каменный храм в стиле классицизма построен в 1807 году по личному проекту владельца села князя Михаила Александровича Шаховского. Храм был возведен в честь Воскресения Христова с приделами в честь мученика Андрея Стратилата (по наименованию деревянной старинной церкви) и в честь своих небесных покровителей свв. кнн. Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев.

Основной объем представляет бесстолпный двусветный четверик с одной апсидой, увенчанный массивным световым барабаном. Основной особенностью расположения храма является то, что алтарь находится с севера, а не с востока, как это принято в церковной традиции. Вероятно, это объясняется принадлежностью князей Шаховских к Северному обществу и желанию как-то увековечить данный факт. Высокие архитектурные качества сооружения говорят об участии в постройке зрелого мастера. В этой церкви в сентябре 1818 года венчались Александр Николаевич Муравьев (его имение в Ботово было неподалеку) и Прасковья Михайловна Шаховская.

С юга к храму примыкает трапезная того же времени. Фасады здания обрамлены филенками. Четверик завершен развитым дорическим антаблементом .

Трехъярусная колокольня, выстроена позднее (1818 г.) в стиле ампир, по художественным достоинствам не уступает храму. Правда надо учесть, что поначалу она завершалась небольшим куполом, с фигурным шпилем, а ныне её венчает нелепая конструкция.

В 1918 году имение князей Шаховских было национализировано. В конце 1930-х годов была закрыта церковь. . С колокольни сбросили колокола прямо на землю. Они разбились. Один колокол повесили на столбе посреди деревни и звонили в него в случае пожара и собирали колхозников на работу. Во время оккупации этот колокол немцы увезли в Германию, вместе со всеми ценными иконами и предметами. Затем здание храма использовалось колхозом им. М.И. Калинина под склад зерна и холодильную камеру.

В 1997 году церковь была возвращена верующим и с тех пор здесь идут богослужения, идет реставрация и украшение.

Как доехать : от ст. Шаховская до с. Белая Колпь, 13 км

Дополнительно

Заявление А Н

В связи c появлением в ряде СМИ публикаций, искажающих истинную картину событий 2009-2010 годов в усадьбе Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской улице, дающих ложное представление об охранном статусе усадьбы и о позиции общественного движения «Арх надзор» по вопросу ее реконструкции, мы считаем нужным заявить о следующем.

1. 16 октября 2010 года правительство Москвы приостановило работы по строительству новой сцены театра «Геликон-опера» на территории усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых по адресу: Большая Никитская улица, 19/16.

Цель приостановки – проверка обстоятельств сноса усадебных строений, уточнение статуса и пообъектного состава памятника истории и культуры, проверка соответствия проекта законодательству об охране культурного наследия.

2. Принятое в 2002 году решение прежнего правительства Москвы о строительстве большой сцены театра на территории усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых привело к гибели значительной части объекта культурного наследия федерального значения. Физически утрачены здания XVIII-XIX веков, исчез один из интереснейших усадебных дворов Москвы, уничтожен яркий архитектурный образ, созданный учителем Шехтеля архитектором Константином Терским (приложение 1).

Но «точка невозврата» в судьбе усадьбы Шаховских еще не пройдена. Памятник еще возможно спасти и восстановить.

3. Утверждения руководства театра, тиражируемые некоторыми СМИ без должной проверки, что усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых по адресу: Большая Никитская улица, 19/16, не являлась памятником архитектуры (объектом культурного наследия) и что снесенные в 2009-2010 годах строения не представляли ценности, являются ложными.

Статус памятника архитектуры был присвоен усадьбе в 1992 году решением Исполкома Моссовета, а в 1995 году – Указом Президента России. В состав памятника, согласно его официальному паспорту, входили все усадебные строения, в том числе и снесенные, причем они датировались XVIII-XIX веками (приложения 3, 5, 9). Во всей проектной и разрешительной документации объект изначально именовался памятником архитектуры. В частности, разрешения на работы по нему выдавали Росохранкультура и Москомнаследие, чего не требовалось бы, если бы усадьба не имела охранного статуса (приложение 6).

4. Согласно законам России и Москвы, капитальное строительство на памятниках, их реконструкция, градостроительная деятельность на их территориях запрещены. Разрешены – реставрация, консервация, ремонт, приспособление к современным условиям. Процитируем Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:

«Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения» (статья 35).

5. Полуциркульный флигель (циркумференция), входивший в состав памятника архитектуры, снесен без разрешения полномочных инстанций. В 2008 году Росохранкультура согласовала лишь фрагментарную разборку участков кладки (приложение 6), однако весной 2009 года строение было уничтожено полностью (приложения 1, 4).

6. Ссылки на расхождение фактического адреса усадьбы (Большая Никитская улица, 19/16) и адреса, приведенного в тексте Указа Президента России о принятии ее на государственную охрану как памятника архитектуры федерального значения (Большая Никитская улица, 19/13), не отменяют охранный статус усадебных зданий. Прямые указания на тип объекта, его датировку и авторство в тексте Указа Президента являются не менее значимыми, чем цифра после дроби. Указом Президента РФ статус памятника федерального значения был присвоен именно усадьбе Шаховских-Глебовых-Стрешневых XVIII-XIX веков, а не соседнему зданию театра «Парадиз» 1880-х годов постройки (ныне театр имени В.В. Маяковского).

Фактическое местоположение объекта культурного наследия федерального значения подтверждено письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации (приложение 7) и официальным заключением специалистов Государственного института искусствознания РФ (приложение 8). «…Правильным адресом находящегося под охраной объекта культурного наследия – усадьбы является: г. Москва, ул. Б. Никитская, 19/16, — говорится в письме Генеральной прокуратуры. — Достаточных оснований полагать, что в связи с неверно указанным адресом усадьба не относится к объектам исторического и культурного наследия федерального значения, не имеется». Государственный институт искусствознания констатирует значительный ущерб, нанесенный в результате сноса усадебных строений не только конкретному памятнику, но и архитектурному наследию Москвы в целом.

7. Работы по главному дому усадьбы авторы и заказчики проекта называют реставрацией. Однако в 2009-2010 годах главный дом надстроен новым этажом, при этом снесена теремковая кровля, венчавшая центральную часть дворового фасада (приложения 9, 10). Уничтожение элементов памятника и его надстройка грубо противоречат требованиям законодательства о культурном наследии.

Осенью 2010 года правительство Москвы приняло ряд абсолютно верных мер, связанных с пересмотром или отказом от принятых при прежнем руководстве города строительных проектов, угрожающих разрушением или искажением памятников архитектуры и исторического облика Москвы. В их числе остановка строительства на Боровицкой площади, отказ от реконструкции и нового строительства на Провиантских складах, заявление об отказе от первоначального проекта реконструкции Пушкинской площади, отказ от строительства офисного комплекса на Хитровской площади. «Арх надзор» поддерживает эту политику и выражает надежду, что она будет реализована и по отношению к усадьбе Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской улице.

Общественное движение «Арх надзор» призывает правительство Москвы:

— отменить реализацию проекта строительства новой сцены театра «Геликон-опера» на территории усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых по адресу: Большая Никитская улица, 19/16;

— предоставить театру другой участок для строительства новой сцены;

— продолжить работы по приспособлению главного дома усадьбы для малой сцены театра;

— вернуть работы по главному дому в законные рамки научной реставрации, а именно: разобрать надстройку, воссоздать теремковую кровлю;

— воссоздать методами научной реставрации усадебные строения, снесенные в 2009-2010 годах.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Парадный двор усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых (архитектор Константин Терской) до сноса:

Из построек, попавших в первый кадр, сохранилось только шатровое крыльцо слева. Флигель-циркумференция с башней и само пространство двора уничтожены весной 2009 года.

2. Проект новой сцены театра «Геликон-опера» (архитекторы Андрей Боков, Дмитрий Буш, институт «Моспроект-4»), вид с той же точки:

Во дворе выкапывается амфитеатр, передняя стена циркумференции строится заново, аппликативно накладываясь на новые стены. Вместо арки ворот появляется портал сцены. Нет и шатрового завершения башни, перекликавшегося с аналогичным завершением крыльца. Пространство двора перекрывается.

3. План усадьбы с периодизацией строений, выполненный Центром историко-градостроительных исследований (ЦИГИ):

План ориентирован на юг. Внизу, горизонтально – линия Большой Никитской улицы, справа вверху, диагонально, – линия Калашного переулка. Красноватым тоном, в основе главного дома, – палаты князя Василия Никитича Репнина, построенные между 1731 и 1743 годами. Впоследствии принадлежали князю Дашкову, мужу княгини Екатерины Романовны Дашковой, урожденной Воронцовой. Зеленоватым тоном – флигели (циркумференция), построенные Федором Ивановичем Глебовым (купил усадьбу у Дашковой в 1768 году) и его женой Елизаветой Федоровной, урожденной Стрешневой, до 1798 (по другим данным – до 1801) года. Коричневым тоном – постройки и перестройки княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой, 1880-е годы, архитектор Константин Терской. Серым тоном – стенки 1950-х годов.

Руководство театра утверждает, что циркумференция заново построена в советские годы.

4. План усадьбы после сносов 2009 года, выполненный нами на основе предыдущего документа:

В южном (верхнем) углу – флигель по Калашному переулку, 16, еще существующий, но, по проекту, подлежащий сносу до передней стены.

Руководство театра жалуется прессе, что Москомнаследие не согласует его снос.

В состав памятника входили все строения усадьбы. С тех пор из семи перечисленных строений одно снесено полностью, одно – до передней стены, одно – ожидает сноса до передней стены.

Согласована «фрагментарная разборка участков кладки, перекрытий, кровли…». Усадьба названа памятником федерального значения. Действие разрешения истекало 31 декабря 2008 года.

Циркумференция полностью снесена весной 2009 года.

Отдел Института, занимающийся обследованием и паспортизацией памятников России, посвятил проблеме специальное заседание. Напомним: именно этот Институт возглавлял покойный Алексей Ильич Комеч, на «одобрение» которого ссылается руководство театра.

9. Главный дом усадьбы до сноса теремковой кровли и надстройки:

10. Главный дом усадьбы после сноса теремковой кровли, в процессе надстройки.

11. Флигель в Калашном переулке, 16 (архитектор Константин Терской), на сносе которого продолжает настаивать театр (правое строение).

Фотографии: Василь Ярошевич, Ольга Дубицкая, nora, moya-moskva.moskva.com.

UPD. Уважаемые участники дискуссии! Учитывая, что позиция общественного движения А Н четко изложена в финальной части текста, который вы обсуждаете, в дальнейшем посты, игнорирующие и сознательно искажащие позицию движения (например утверждения, что Арх надзор стремится выдавить театр из усадьбы), а также обвинения в ангажированности и проплаченности А Н будут удаляться модератором. Просим всех участников дискуссии воздерживаться от хамского тона и личных оскорблений — подобные посты также будут удаляться. Модератор оставляет за собой право банить отдельных участников за повторное нарушение этики дискуссии.
И отдельная просьба — придерживаться темы. Для обсуждения достоинств и недостатков театра есть другие площадки.

UPD2 : про то, что на Никитской нет домов 18 века «по определению» или про то, что наличие в кладке позднего реставрационного кирпича является достаточным основанием для сноса — тоже не сюда.

196 комментариев

Навигация по комментариям

Конечно! Вы только это поняли? Весь интернет заполонила Татьяна. Это она пишет все комментарии на всех ресурсах. У вас были сомнения, что за Геликон не только она? Конечно же, больше никого. Можете расслабиться. А к админу у меня уже вопросов нет.

Мой ответ для Вас, уважаемый brusnik. Я уже помещала выше, в одном из своих комментариев, выдержку из статьи Шевчука. (она была датирована 17.09.2009), т.е. почти за год до приостановки работ по реконструкции здания. То, на что Вы ссылаетесь и Ваши глубокоуважаемые дамы, было сказано господином Шевчуком после приостановки (или во время), эти мелочи не влияют на смысл. Все мы люди, все мы человеки…… (Можно конечно проявить фантазию на предмет того, что «именно разница в изложении информации по принадлежности Геликона к памятника послужило причиной или поводом к отставке», не буду, т.к. это, на мой взгляд, бред.) Теперь о принадлежности здания к памятнику истории и культуры. Как Вы думаете, почему сейчас встает вопрос о проведении экспертизы, что государственные деньги девать некуда? Вовсе нет. ЕЕ, ЭКСПЕРТИЗЫ просто НЕ БЫЛО. Об этом, кстати, месяц назад говорил и Рахматуллин в форуме, по-моему, отвечая мне. А наличие экспертного заключения является непременным требование и основанием для внесения в «охранный реестр» (не буду писать точные формулировки). Кроме того, я уже писала выше о Комече А.И. и не буду еще раз все это повторять.

Татьяна, цитирую, в прошлый раз Рустам Рахматуллин отвечал на Ваш вопрос: "поскольку памятник стал памятником в советские годы, а понятие “государственная историко-культурная экспертиза” введено законом 2002 года." Выше, вчера, я Вам писала: http://photo1.fotodia.ru/2010/11/26/207080_ulgpkSBL6c_o.jp(ссылка на фотографию информацилнного щита на стройплощадке (увы), на котором написано: "Работы ведутся в соответствии с Решением Правительства...". Из Решения Правительства Москвы от 17 октября 2002 г. N 1576-РП О реставрации и приспособлении здания по адресу: ул. Б. Никитская, д. 19/16, стр. 1, 2 (центральный административный округ) – п.1. Согласиться с предложением руководителей Комплекса социальной сферы и Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города о проектировании, реставрации с приспособлением памятника архитектуры … " (документ полностью найдёте, при желании, самостоятельно. Понятие "реставрационный кирпич" - тоже легко найти самостоятельно). При проведении работ на НЕпамятниках какое бы то ни было разрешение органов охраны памятников не требуется. О Ваших просьбах предоставить "документальное подтверждение". Вам не кажется, что люди могут быть просто заняты другими делами? Вам не кажется, что получив все "документальные подтверждения", о которых Вы просили Рустама Рахматуллина в прошлый раз, назвать их в результате "обрывками" было, мягко выражаясь, некорректно? Вам не кажется, что Вы уже давно могли бы получить в театре, как активный защитник, те документы, которые просят предоставить Вас, отсканировать и, наконец, показать их здесь? И, да, сайт, так же как и форум "Геликон-Оперы", как и прочие ресурсы, освящающие эту тему, читают не только участники общественного движения Архнадзор, а ещё и те, кто просто поддерживает нашу позицию. Или вашу, не будучи даже поклонником театра "Геликон-Опера". И это нормально. Надеюсь, вы поняли, к чему эта ремарка? До свидания. ADMIN, если моё мнение имеет значение, считаю, тему надо закрывать - уже все всем всё сказали. И даже больше... Пощадите себя:)

Валентина М. пропустила ваше сообщение, извините. Я говорила здесь не о дате ввода понятия “государственная историко-культурная экспертиза”, а о принципе и подходе. Дело в том, что задолго до принятия упомянутого Вами закона, в другом законе определялся порядок постановки на назовем "охранный учет".

Вы удовлетворены моим ответом? по позиции Шевчука к зданию Геликона? Может Вам не совсем ясен вывод - здания на Б.Никитской ул. д.19/16 и 19/16 стр.1 и стр2 не относятся к памятникам, т.к. они не были внесены в реестр причина - одна из причин - отсутствие соответствующей экспертизы, а проведение экспертизы было нецелесообразно, поскольку о постройках ХУ111 века не представляется возможным говорить после пожара 1812 года, смотрите карту "Генеральный план города Москвы с назначением сгоревших домов и ныне существующих" Булгакова (1813 г.), а застройка Х1Х века, пострадавшая в войне и в советские годы вероятно не представляла никакой культурной и исторической ценности.

Ещё раз попробую - может, пройдёт... Сначала Вам не нравилась косвенная речь, теперь сам Шевчук. Что же Вы тогда вообще о нём заговорили, коли Вас его позиция не устраивает? За целый год вполне могут вскрыться новые обстоятельства - бывает и такое в жизни! К примеру, церковь св. Николая в Подкопаеве в результате недавних исследований "постарела" на целый век в связи с новыми открытиями. Год - срок ой какой немалый! И внимательно перечитайте вот этот документ: http://mkn.users.photofile.ru/photo/mkn/96532259/xlarge/120979163.jpg

Шевчук констатировал только тот факт, что ЗДАНИЕ ГЕЛИКОНА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПАМЯТНИКОМ. Я не высказывала своего отношения к Шевчуку и не собираюсь обсуждать его персону, она за рамками темы. Я привожу Вам достаточно весомые доводы, основанные не только на словах Шевчука, но и на норме закона. История про церковь очень познавательна и безусловно интересна, но это общие слова, не имеющие никакого отношения ни к зданию Геликона и к вопросам здесь обсуждаемым. Я заметила, что как только начинаю говорить конкретно идет "утрясание" ничего не значащих мелочей. В адрес Архнадзора не раз звучали вопросы о гос. регистрации этого общественного движения,но ни один представитель Архнадзора не ответил на этот вопрос, не предоставил в качестве опровержения документ подтверждающий юридический статус Архнадзора. Вы даете ссылки на документы, которые извините только подтверждают правоту моей позиции. Опус администратора об "итогах" пожара 1812 года тоже весьма сомнителен. В подсказанном "Театралом" источнике, на стр.16 написано:"Из 9158 домов уцелело только 2626, и то большей частью в предместьях города и в частях Мясницкой и Тверской, где имели пребывание неприятельские караулы.", а вот выдержка о судьбе Московского университета: «В 1812 году, во время нашествия Наполеона, университет уничтожен неприятельским огнем со всеми учеными сокровищами вместе с библиотекой в 20 тысяч томов и гимназией, которая более при университете не возобновлялась. В 1819 году университет вновь отстроен на пожертвованные 500 тысяч рублей….». При диалоге надо уважать оппонента...

Спасибо Я-ли, просто люди очень долго и настойчиво просили действовать на основании закона. Наверное настояло время указать "общественному движению" на действительные нарушения закона, только извините с их стороны. Хватит поливать грязью тех, кто живет по закону. Хватит дискредитировать власть и чиновников, надоело.

Нарушение какого закона? №, дата? Когда найдёте нужный закон (всё в открытом доступе), там же найдёте и ответ на свой вопрос (подсказка - ст.3, ст.9). Спокойной ночи! PS: Так часто употребляемые слова "предоставить" и "предъявить" весьма неуместны. Вам лично здесь никто и ничего не должен предоставлять и предъявлять, а так же "выкладывать". Ага, надоело! Поэтому с вопросами по поводу протокола - в Государственный институт искусствознания РФ. Обращаться в Прокуратуру - неотъемлемое право любого гражданина РФ. Перед администратором за "опус" извинитесь на всякий случай.

Ой, извините, я не прокомментирована протокол от25.09.2009 года, вернее выписку из протокола. 1. Основание и причина разбора отделом свода памятников Института искусствознания вопроса по зданию на Б.Никитской ул. д.19/16 из этой выписки не прослеживается. 2. Из предъявленной выписки также не понятно, кто и на основании чего вынес означенное в нем "постановление". Т.о. предъявленная Вами выписка, надо сказать, что месяц назад ее предъявлял господин Рахматулин, не может быть принята как бесспорное доказательство. И еще, чтобы больше не возвращаться к подобной теме. №7 в списке Ваших аргументов и документов значится некое письмо-ответ от Помощника Генерального прокурора РФ, датированное 03.12.2009. Письмо это адресовано Михайлову Константину Петровичу, координатору Вашего движения, а не движению. Знаете почему? Прокуратура обязательно поинтересовалась - что это за "общественное движение", была бы проведена проверка на предмет регистрации и т.д. А вот проверки на письмо не было, это формальная отписка, основанная на самом письме господина Михайлова К.П., который кстати говоря предусмотрительно не выложил на всеобщее обозрение свое письмо в адрес уважаемой ГП РФ.

Есть вопрос к Наталье Самовер и Руслану Рахматуллину: Это правда, что Вы предлагаете сделать памятником пустое место под зданием на Б.Н. 19/16 (будущего большого зала Геликон-оперы) и, соответственно, лишить статуса памятника здание театра им. Маяковского на Б.Н. 19/13 (ну, раз по ошибке его в Указ занесли)? И это всё под лозунгом "защитим старую Москву"? А остальным хочу предложить оставить в покое АрхНАДЗОРовцев, они тут не причём. Гаечки, шурупчики большой и сложной машины. Сказать по правде, я уже знаю кто за всем этим стоит. ;-)

Ничего у них не получится... Заговор провалился!)) Распоряжение Правительства Москвы № 1935-РП от 15 сентября 2010 года О проектировании, реставрации, реконструкции в рамках применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной среды объектов культурного наследия, комплекса зданий Государственного учреждения культуры города Москвы Московского академического театра им.Вл.Маяковского по адресам: ул.Большая Никитская, 19/13, стр.1, Малый Кисловский переулок, вл.11, стр.1 и 3 за счет средств бюджета города Москвы В целях обеспечения государственной поддержки театрального искусства и укрепления материально-технической базы Государствен- ного учреждения культуры города Москвы Московского академического театра им.Вл.Маяковского: 1. Принять предложение Комплекса социальной сферы города Москвы о проектировании, реставрации, реконструкции в рамках при- менения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной среды объектов культурного наследия, комплекса зданий Государственного учреждения культуры города Моск- вы Московского академического театра им.Вл.Маяковского по адресам: ул.Большая Никитская, 19/13, стр.1, Малый Кисловский переулок, вл.11, стр.1 и 3...

"Ничего у них не получится… Заговор провалился!))" ??????????? У Вас что, уважаемая galyorka? Документ который вы приводите имеет место быть. И его никто не оспаривает.Театр им.Маяковского - государственный театр, т.е. подобно театру "Геликон-опера" - государственное учреждение культуры. С с годами здание обветшало (это жизнь) и требует ремонта, а в силу того, что в соответствии с Указом Президента РФ №176 от 20.02.1995, где под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения принято здание, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Б.Никинтская, д.19/13.

к комментарию: Татьяна, 2010-11-28 15:14:41 Уважаемая Татьяна! Всё очень просто. Собянин пообещал побороть коррупцию в Москве и начал кадровые перестановки. Шевчук -- не первый и не последний "пострадавший". galyorka имела ввиду провал заговора коррумпированных чиновников с мафией, планомерно шаг за шагом подставляющих нового мэра Москвы, потому что их хитроумный план против Собянина действительно практически провалился. Финансировать такую акцию, понятное дело, АрхНАДЗОРУ и потенциальным претендентам на собственность однозначно не по зубам, сами АрхНАДЗОРОвцы скорее всего даже не в курсе того, как их использовали хитроумные чиновники. Сидели себе на галёрке, пока не понадобились кому-то и для чего-то, теперь вот обрадовались возникшей волне интереса к их деятельности. Приведённый документ имеет к делу прямое отношение. Также как _http://www.stroi.ru/nrmdocs/d217dr409305m5.html и многие им подобные. Тут железная логика Шевчука: если здание 19/13 вписано в реестр по ошибке, значит вся реставрация театра Маяковского -- ошибка и напрасная трата денег. Расчёт очевидно на то, что когда всё это вскроется, обвинять будет просто некого, крайним проще всего сделать Собянина, потому то именно он якобы инициировал всю эту "защиту памятников". Другие инициаторы -- это "представители от народа без юридического лица".

Подведем итоги? 1. Ни определение состава памятника в паспорте (приложение 5), ни само существование паспорта, ни мнение Генеральной прокуратуры (приложение 7), ни заключение Института искусствознания (приложение 8) не обсуждались нашими оппонентами по существу. Оппоненты предпочитают не заметить, например, простейший довод Генеральной прокуратуры: Театр Маяковского построен архитекторами Терским и Шехтелем, тогда как усадьба построена архитекторами Кольбе и Терским, как и записано в президентском указе. Забавно слышать в эфире, что театр заявил главный дом на охрану как выявленный памятник. Это крокодиловы слезы. После такой заявки, по закону, должна немедленно остановиться надстройка дома (приложение 10), произведенная со сносом теремковой кровли (приложение 9), а виновные – подвергнуться наказанию. 2. Не менее характерна «дискуссия» о пожаре 1812 года. Карта погорелья, на которую ссылаются оппоненты, известна всем краеведам. У многих она висит на стене. На территориях, показанных сгоревшими, до наших дней сохранились десятки зданий XVI века, сотни зданий XVII века, тысячи зданий XVIII и первого десятилетия XIX века. Потому что это каменные здания. Большая Никитская - одна из самых сохранившихся после 1812 года улиц, поскольку одна из самых аристократических, одна из «самых каменных». Нами приведен список памятников XVI – начала XIX веков, сохранившихся на Большой Никитской улице (или сохранявшихся до советского времени). В ответ следуют повторные ссылки на карту погорелья. Администратор сайта Александр Можаев, являющийся, к слову, архитектором-реставратором, автором нескольких натурных открытий, говорит, что подобная «дискуссия» не имеет смысла. Имеет, Саша, - для непредвзятого наблюдателя. Допустим, оппоненты не готовы верить нам; но эту же информацию, как уже сказано, можно почерпнуть из бесчисленных книг, из интернета, из текстов охранных досок. Во втором томе восьмитомника «Памятники архитектуры Москвы» (Белый город) опубликованы поэтажные планы памятников Большой Никитской улицы с периодизацией стен и помещений. Каждому современному специалисту, каждому читателю подобных книг известно, например, что задний фасад старого Университета сохранил казаковскую наружность XVIII века с характерными для раннего классицизма нишами, а Жилярди придал переднему фасаду ампирную гладкость и новый ордер. Только в свете натурных и архивных свидетельств специалист читает свидетельства литературные. Ниши XVIII века сохранялись, к слову, и на внешних фасадах снесенной циркумференции Глебовых-Стрешневых. А еще можно черпать информацию из официальных перечней памятников. Например, из указа президента, в котором перечислены и датированы памятники Большой Никитской улицы, отнесенные к федеральной категории охраны. Это именно тот указ 1995 года, на который любят ссылаться наши оппоненты, поскольку именно в нем фигурирует ошибочная дробь в адресе усадьбы Глебовых-Стрешневых. Президент Ельцин не мог ошибиться, говорят наши оппоненты, когда дело касается дроби в адресе. Однако в указе приводится и датировка: «Усадьба Глебовых-Стрешневых, 2-я пол. XVIII в., 1884 г.». Так мог или не мог? Мог ли он ошибиться в датировке сразу всех памятников Большой Никитской старше 1812 года? А ведь дело не ограничивается интернет-комментариями. Г-н Бертман лично сообщает телевизионной аудитории, что XVIII века в усадьбе не может быть «по определению», поскольку вся улица сгорела в 1812 году. Поначалу это могло быть добросовестным заблуждением. Дальше это выглядит как заведомо ложная информация. И в любом случае как невежество. 3. Оппоненты не комментируют по существу и картограмму с периодизацией строений усадьбы (приложение 3). По результатам новейших исследований, ядро главного дома датировано даже не 2-й, а 1-й половиной XVIII века; изначально это палаты князя Василия Никитича Репнина. В ответ, кроме уже знакомого рассказа про пожар 1812 года, мы слышим рассказ про бомбу 1941 года. Никто из оппонентов не потрудился выложить иную картограмму с указанием разрушений, произведенных бомбой; пишут то ли о попадании внутрь главного дома, то ли о разрушении циркумференции, после чего она то ли выстроена заново, то ли реставрирована. На приведенной нами картограмме кладка 1950-х годов ясно показана. В основном это некоторые поперечные стены. Оппоненты пишут о находке кирпичей 1950-х годов с таким нажимом, словно сообщают последнюю, страшную правду. Оправдывать немецкой бомбардировкой снос уцелевшего и реставрированного здания означает довершать работу бомбардировщика. 4. Разбирая эти нагромождения, не забудем, для чего они громоздятся. Для оправдания наполовину совершившегося сноса – и для подготовки сноса дальнейшего. Во имя театра, разумеется. Оппоненты не представили документов прямого действия, по которым осуществлялся снос. Нам такие документы неизвестны. Независимо от охранного статуса, такие вещи не делаются без разрешительных бумаг. Где разрешения Росохранкультуры? Москомнаследия? Даже манипуляция чиновников с охранным статусом памятника не помогает нашим оппонентам: дело происходит в объединенной охранной зоне, где снос исторических строений не предусмотрен законом. Тем временем театр сообщает журналистам, что согласовать дальнейший снос не удается. Но очень надо. Речь идет о флигеле в Калашном переулке, 16 (см. приложение 11). Без сноса здесь не умещается коробка сцены. 5. Спасибо комментаторам, зовущим стороны к примирению. Напомню, что ответила Наташа Самовер. Театр не сторона. Заказчик работ – город, принявший решение о приостановке строительства во дворе. Технический заказчик – «СТД Девелопментс», стоящий в тени, но разделяющий ответственность за все произошедшее. Театр – заложник старого решения, гарантом которого выступал Лужков. Спор наследия с театром – спор белого со сладким. Но это и есть типично лужковский спор. Столкнуть лбами там, где не ждали. Для того и существуют законы о наследии, реестры памятников, границы территорий и охранных зон, чтобы исключать подобные столкновения. Чтобы Консерватория не разрушала дом Чеснокова и Кастальского. Чтобы Музей современного искусства не разрушал Театральный дом Поленова. Чтоб инвестор МХТ не разрушал гостиницу Шевалье, дважды описанную Львом Толстым. И чтобы ни одна из этих почтенных организаций не запятнала себя вандализмом. 6. Наши оппоненты истово говорят о любви (к музыке и театру). Мы тоже говорим о любви. О нашей любви. О любви сотен тысяч москвичей к старой Москве. О любви тысяч профессионалов - реставраторов, историков Москвы, историков архитектуры. О том, что предмет нашей науки, нашего творчества, а равно и наших праздных прогулок – исчезающий предмет. О том, что в груди у каждого – руины, кладбище руин. (И не московских только, а от Владивостока до Карпат.) Мы хороним своих ушедших, догадываясь или зная, отчего они ушли. Послушай, говорит мне некто, извини, так получилось, я убил твою любовь. Мне не хватило места для своей. Но у меня есть справка, что твоя не стоила твоей любви. Даже не справка, а распоряжение. Здесь сказано, она была дурнушка, дура, да и вовсе не она. Печать и подпись. Вышло в пятницу, сегодня понедельник, хватит мучиться. Выпьем, старик. И то же говорит любой начальственный вандал. Старик, присядь, я подписал бумагу, там написано: этот предмет больше не есть предмет твоей охраны. Вот экспертиза. Протокол с участием. С твоим особым мнением. И тридцать восемь виз от департаментов. Когда мы подойдем к ней сзади, убегай. А лучше оставайся дома. Сочиняй про метафизику московской любви. И по пивку. 7. Постскриптум взят из новенького. Как мы только что узнали (см. последний текст на сайте) губернатор Матвиенко и компания готовы поломать закон о наследии. «Хозяева жизни» хотят надстраивать, подкапывать, отламывать, перекрывать легально, и чтобы средние чиновники имели право снимать с охраны без заминки. Заранее или по факту. Если у них получится, наследие лишится ПРАВА и останется стоять НА СЛОВАХ. Как это будет выглядеть – см. комментарии.

Во второй части рассказа про усадьбу знаменитого рода Орловых я предлагаю вам посмотреть фотографии Никольской церкви, Мавзолея и хозяйственных…

  • Усадьба ОТРАДА-СЕМЕНОВСКОЕ, Московская область, Ступинский район (часть 1)

    В подмосковном селе Семеновское находится уникальная усадьба, получившая «говорящее» название – Отрада. Это богатое имение основал младший из…

  • Самая старая усадьба с каменным домом!

    В Мещерино Ступинского района Московской области, возможно, была одна из первых усадеб с каменным домом в Московской губернии. Роскошный дворец…

  • Усадьба АВДУЛОВО, Покровская церковь, Московская область, Ступинский район

    Белокаменная Покровская церковь в стиле барокко была возведена в Авдулово в 1762 год на средства владельца села майора И.Л. Юренева. В 1890 году…

  • Усадьба ПОКРОВСКОЕ, Покровская церковь, Московская область, Ступинский район

    Храм в Покровском принадлежит к типу усадебных церквей, которые возводили в своих вотчинах ближайшие родственники царя Бориса Годунова. Подобные…

  • Усадьба ГОРОДНЯ, Воскресенская церковь, Московская область, Ступинский район

    Ни одна книга про шатровое зодчество не обходит стороной архитектуру храма в Городне. Село Городня упоминается в летописях с XIV века, а первые…

  • Усадьба ЧИРКИНО, Московская область, Ступинский район

    В Чиркино сохранилось два уникальных храма, построенных Шереметевыми. Здесь находилась их первая вотчина, а одна из церквей была возведена как… Усадьба ВЕРЗИЛОВО будет отреставрирована и приспособлена под гостиничный комплекс

    Судьба подмосковной усадьбы Верзилово определилась на аукционе, прошедшем в столице 19 июля. На сегодняшний день в усадьбе сохранились руины…

  • March 29th, 2017

    Понемногу улеглись сумбурные, и в то же время яркие, впечатления от посещения бывшего Дома медицинских работников, а ныне Геликон-оперы, а ранее - усадьбы XVIII века. В годы моей "туманной юности", я часто бывала там на интересных вечерах или на просмотрах каких-нибудь особенных зарубежных фильмов. Помню этот Дом медика с уютным залом, лестницей, зеркалами во всю стену, - это был один из самых любимых клубов Москвы. И вот наконец, когда уже остались в прошлом переживания по поводу реставрации этой усадьбы, отгремели битвы за её сохранение и победило здоровое любопытство, выбрав для посещения оперу Оффенбаха "Сказки Гофмана", мы отправились в театр. Для того чтобы не торопясь осмотреть отреставрированную усадьбу, приехали заранее - перед спектаклем в Геликон-опере проводят экскурсии по историческим залам, рассказывая о владельцах усадьбы Шаховских.

    1. Но времени всё равно не хватило - все исторические залы, кроме белоколонного зала княгини Шаховской, как раз того, в котором я бывала раньше, были открыты. О белоколонном зале расскажу отдельно, после уже запланированного посещения. Сначала всё же немного из услышанного об истории главного дома усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских.


    Фасад театра «Геликон-опера» на Большой Никитской 19/16

    В 1759-1761 годах в доме, где сейчас находится "Геликон-опера", жила Настасья Михайловна Дашкова, которая часто устраивала домашние концерты. На этих концертах пела ее невестка - Екатерина Романовна Дашкова.

    Портрет Екатерины Романовны Дашковой (неизвестный художник, ок. 1762)

    С 1768 года дом принадлежал сенатору и генерал-аншефу Федору Ивановичу Глебову. Занимая самое высокое положение в свете, Федор Иванович и его жена Елизавета Петровна принимали на Большой Никитской членов великокняжеской семьи и высший свет. После смерти мужа в 1799 году дом перешел к вдове Елизавете Петровне (урожденной Стрешневой). В 1803 году Елизавета Петровна выхлопотала для себя и сыновей разрешение именоваться Глебовыми-Стрешневыми.
    С 1864 года главной наследницей огромного состояния Глебовых-Стрешневых стала двадцатитрехлетняя Евгения Федоровна Шаховская (в девичестве фон Бреверн). По Высочайшему повелению ей и ее мужу Михаилу Валентиновичу Шаховскому "дозволено именоваться князьями Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми".

    Княгиня Евгения Федоровна и князь Михаил Валентинович Шаховские-Глебовы-Стрешневы

    2. Обосноваться в Москве супруги смогли только в конце 1870-х годов. Княгиня немедленно приступила к перестройке неподалеку от Москвы.

    3. Домашний театр в Покровском-Стрешневе воодушевил Евгению Фёдоровну купить в 1885 году владение на углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка. Почти все постройки бывшей усадьбы Зарубиных-Ефремовых были снесены. В 1885-1886 годах на свободной площадке по проекту К.В. Терского (автором фасада стал Ф.О. Шехтель) было построено здание частного театра в "русском" стиле. В 1887 году между театром и главным домом основной усадьбы был сооружен крытый переход на уровне второго этажа, удобно соединявший оба строения, до нашего времени переход не сохранился. Театр был построен для сдачи в аренду антрепренеру и актеру Георгу Парадизу. В 1910 году он был перестроен архитектором А.А. Галецким. Сейчас в этом здании находится театр имени Маяковского.

    Главный дом усадьбы XVIII века тоже был перестроен его владелицей в 1886 году. Архитектор К.В. Терский пристроил к дому крыльцо в формах XVII века - со столбами-кубышками, висячей гирькой и шатром, по-видимому, владелице нравился такой псевдорусский стиль. В Покровском-Стрешневе строил для княгини тот же архитектор и в таком же красно-кирпичном стиле.


    Фото из интернета

    4. В центре полукруга служебных строений Терский возвёл ворота с крепостной башенкой. В Калашный переулок выходили два флигеля, один из которых был решен в той же древнерусской стилистике. Парадный двор усадьбы Шаховских был одним из самых живописных в Москве. В XIX веке усадьба была театром, в котором выступали французские и итальянские актёры, а также труппа Венской оперетты.

    5. Шаховские-Глебовы-Стрешневы вскоре утратили интерес к владению на Никитской улице. Они подолгу жили в Европе, а затем обосновались на курортах земли Гессен в Германии, откуда были родом предки Евгении Федоровны - фон Бреверны. После смерти мужа в 1892 году вдова окончательно покинула дом на Большой Никитской и жила или в Покровском-Стрешневе, или в Европе. Все строения московского владения сдавались в аренду. В парадных комнатах второго этажа главного дома устраивались "свадьбы и домашние балы".

    6. В начале XX века здесь была открыта камерная сцена, а в советское время после 1937 года находился Клуб медицинских работников. Время его наибольшего расцвета пришлось на 70-е - начало 90-х годов прошлого столетия, когда им руководил Александр Семёнович Бертман - отец Дмитрия Бертмана.
    В 2009 году по проекту архитектора А.В. Бокова начались работы по перестройке усадьбы Шаховских, в результате была разрушена часть исторических строений. В ночь на 19 июня 2011 года был снесён флигель усадьбы XIX века, несмотря на решение об отмене всех выданных ранее согласований о сносе исторической застройки в центре столицы.
    Всё это уже осталось в прошлом...

    7. Итак, входим в театр, и как обычно он "начинается с вешалки", т. е. с зрительского гардероба, куда нас вежливо направляют молодые люди, по-видимому студенты Дмитрия Бертмана, по блестящей чёрной лестнице.

    8. Лестница и посетители многократно отражаются в ступенчатом зеркальном потолке и в зеркалах по обеим сторонам, а внизу под струящейся водой встречает нас огромная афиша очередной премьеры.

    9. Реальный мир дробится на осколки, и мы попадаем в театральный мир, как будто в Зазеркалье..

    12. В фойе гардероба висит портрет бывшей хозяйки усадьбы - княгини Евгении Фёдоровны Шаховской. Говорят, портрет очень понравился потомку Шаховских, посетившему усадьбу после реставрации.

    13. По театральному выглядит и фойе гардероба.

    14. Понравился атриум, образованный из проезда во двор благодаря застеклению арочного проема. Атриум носит имя Шаляпина, который когда-то выступал в стенах особняка.

    15. Атриум тоже настраивает на театральную волну.

    16. В полу атриума сделана стеклянная витрина, и в ней представлена археологическая инсталляция.

    17. Под стеклом артефакты - некоторые энергетические вещи для театра, есть и камень из Греции с горы Геликон, где по преданию музы встречались с Аполлоном.

    18. На табличке перечислены все предметы инсталляции.

    21. Лестница ведёт в фойе второго этажа, здесь находится историческая часть здания с отреставрированными интерьерами, которые уцелели к моменту начала реконструкции в 2000-е годы.

    23. По левой стороне исторического фойе анфиладой вдоль главного фасада идут три небольших зала, носящие имена Покровского, Тихонова и Образцовой, а по правой стороне находится белоколонный зал княгини Шаховской.

    24. В историческом фойе устраиваются временные выставки.

    25. Маленький зал, где давала первые спектакли труппа Геликон-оперы, называется "Покровский" - в честь Бориса Александровича Покровского. Сейчас этот зал используется для небольших камерных спектаклей.

    27. В этом зале стоит клавесин, изготовленный по модели И. Рюккерса 1612 (1617) года московским мастером Дмитрием Беловым. Дмитрий окончил Московскую консерваторию по классу органа и классу композиции, параллельно с учебой работал реставратором в музеях и реставрационных фирмах России, а также органным мастером Малого и Белого залов в Московской консерватории. Его мастерская музыкальных инструментов "Клавир" на сегодняшний день является первой и единственной мастерской, специализирующейся на изготовлении клавикордов.

    30. Следующий зал в анфиладе "Тихонов" назван в честь дирижера Кирилла Климентьевича Тихонова (1921-1998). В 1990 году он стал главным дирижером и музыкальным руководителем Геликон-Оперы. В этом зале на стене висит гобелен, где изображен Аполлон с музами на горе Геликон.

    31. На противоположной стене камин с часами, здесь же костюм Отелло, принадлежавший великому тенору XX века Марио Дель Монако.

    32. Третий зал анфилады носит имя Образцовой. Елена Васильевна Образцова работала и дружила с коллективом "Геликон - оперы" со времён основания театра. Мебель и предметы интерьера из московской квартиры Елены Васильевны подарила театру дочь певицы, здесь же личный рояль певицы. На стене висит картина "Елена Образцова в роли графини из Пиковой дамы", её написал петербургский художник Туман Жумабаев.

    33. В этом же зале представлена историческая афиша театра Ла Скала (1964 год, дебют Образцовой).

    35. Одна из любимых оперных партий Елены Образцовой - Кармен.