Как ведет себя учитель на уроке. Молодому учителю

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С «ТРУДНЫМ»» РЕБЕНКОМ?

Каждый учитель сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей.

Психологи такое поведение называют «девиантным», Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.

  1. Делинквентное поведение - направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребёнка на грани закона.
  2. Аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость).
  3. Скрытые формы неблагополучия ребёнка - пассивное поведение, повышенная тревожность. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.

Самая сложная задача педагогического работника и родителя - найти ключик к пониманию трудного ребёнка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.
  2. Санкция должна соответствовать поступку.
  3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
  4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
  5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
  6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
  7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.
  8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
  9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.
  10. Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
  11. Дайте понять ребёнку, что он любим.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
  2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
  3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
  4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
  5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
  6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Выясните причину тревожности.
  2. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
  3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
  4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.
  5. Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
  6. Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
  7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
  2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
  3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
  4. Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
  5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
  7. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
  8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
  9. Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми, близкими ребёнку.
  10. Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребёнок мог стать объектом насмешек.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С УПРЯМЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребёнок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
  2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
  3. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
  4. Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
  5. Если нет реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕРВНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
  2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
  3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
  4. Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы - пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
  5. Найдите со семи взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
  6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
  7. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни - явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ?

Гиперактивность диагностируется, если ребёнок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.

  1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она - следствие мозговой дисфункции.
  2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
  3. Главное лекарственное средство - игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
  4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
  5. Лучшие друзья гиперактивного ребёнка - противоположные ему по темпераменту и складу характера.
  6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
  7. Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
  8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕВНИМАТЕЛЬНЫМ РЕБЁНКОМ?

Нарушение внимания диагностируется, когда ребёнок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.

  1. Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Многие начинающие учителя, студенты-практиканты педагогических вузов испытывают страх перед ученической аудиторией, неуверенность в своих коммуникативных возможностях и сомнения в своей способности установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если молодому педагогу не удастся мобилизоваться и собраться с духом, даже методически верно составленный урок может оказаться под угрозой срыва. А робость и нерешительность учителя ученики могут истолковать как недостаточный профессионализм и отсутствие необходимой компетентности.

Готовиться к первому уроку необходимо с первого дня учёбы в педагогическом вузе. Очень важна психологическая подготовка, необходимо участвовать в разнообразных научных конференциях, где студенты могут понаблюдать и отработать приёмы работы с аудиторией. Чтобы справиться со страхом публичных выступлений, полезно участвовать в студенческой самодеятельности, КВН, конкурсах и даже просто задавать вопросы преподавателю во время лекции.

Подготовка у уроку

Уверенности обычно придаёт наличие следующих составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид, который, естественно, начинается с ванной комнаты и гигиенических процедур. Не следует недооценивать данный пункт, т.к. ученики всегда оценивают внешний вид учителя и достаточно критично относятся к имеющимся недостаткам. Какая-то погрешность, несуразная деталь может стать причиной появления у учителя клички и поводом для насмешек. Оптимальный костюм для мужчины – классический деловой с галстуком; для женщины – строгий костюм с юбкой или брюками.
  2. Знание своего предмета (или, в крайнем случае, хорошее владение темой урока). Согласно исследованиям, эрудиция учителя, глубокое знание своего предмета для учащихся важнее его личностных характеристик. Ученики уважают педагогов, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и предпочитают строгих и требовательных учителей, которые обладают широким кругозором и дополняют материал из учебника интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. В то время как опытные учителя могут ограничиться общими набросками хода урока, начинающим учителям рекомендуется продумывать все этапы урока (включая предполагаемые ответы учащихся) и время, отведённое на каждый этап. Полезно иметь в запасе несколько дополнительных игровых упражнений по теме урока на случай, если задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны задолго до конца урока.
  4. Хорошая дикция. От всех предыдущих пунктов будет мало толку, если учитель не владеет своим голосом и говорит слишком тихо, невнятно, медленно или быстро. Повышение или понижение громкости речи, паузирование, эмоциональность помогает привлечь внимание к важным моментам урока, разбудить интерес учащихся, создать соответствующее настроение, установить дисциплину и т.д. Не ленитесь отрепетировать весь или некоторые моменты урока перед зеркалом или сокурсником.

Итак, вы привели себя в порядок, повторили ещё раз тему урока, ознакомились с дополнительной литературой, продумали и подготовили отличный план-конспект урока, всё отрепетировали и стоите на пороге классной комнаты, вооружённый знаниями, энтузиазмом и указкой. Что делать дальше, как вести себя, на что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Этот момент очень важен, излишняя суетливость, спешка не прибавят вам веса в глазах учащихся. Входите с чувством собственного достоинства, сложите журнал и сумку на учительские стол и стул и привлеките внимание учащихся (прочистив горло, слегка постучав по столу и т.п.). Кивком или взглядом дайте ученикам понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не пренебрегайте этим моментом и воспринимайте эту церемонию как должный и непременный знак уважения. Более того, он настраивает на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство. Если это ваша первая встреча с классом, представьтесь (фамилия, имя и отчество), запишите ваше имя и отчество на доске. Чтобы снять напряжение, расскажите для начала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критериях отметок, затроньте организационные моменты. На первое время, чтобы быстрее запомнить своих учеников, попросите их написать свои имена на карточках (лучше приготовить их заранее, чтобы ученикам не пришлось рвать листы из тетрадей, а вам не пришлось терять время в этот момент) и поставить их перед собой на парте. Ученики любят, когда учитель называет их по именам. Можете использовать творческий подход и подготовить упражнения для того, чтобы «сломать лёд» и познакомиться поближе.
  3. Стиль работы. Не старайтесь сразу стать друзьями с учениками, многим учителям это не только мешает объективно оценивать знания «лучших друзей», но и в некоторых случаях может приводить к срыву урока. Не стоит либеральничать, «заигрывать» с учениками, обещать награды за хорошее поведение и отличную учёбу: это обязанности учащихся, а награда – отметка. Не допускайте фамильярности и панибратства в отношениях с детьми.
  4. Ни в коем случае не пытайтесь завоевать авторитет, запугивая и унижая учеников, подавляя их своим авторитетом и всезнайством. Не старайтесь «подловить» учащихся на мелочах и не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками (отметки вы ставите в первую очередь себе как учителю) – это признак неопытности и некомпетентности.
  5. Делая паузу в работе, чтобы дать ученикам отдохнуть от работы, ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше заранее подготовьте познавательную историю или лёгкую игру, при условии, что вы сможете вернуть дисциплину в класс после игры. Если вы не уверены, то лучше провести традиционную физкультминутку.
  6. Выставляя отметки, комментируйте, сначала обязательно похвалите за старание, а потом кратко выскажите замечания.
  7. Заканчивая урок, не кричите домашнее задание детям вдогонку: они должны дождаться вашего разрешения, перед тем как покинуть класс.
  8. Обязательно заполните журнал, согласно нормативным требованиям запишите дату проведения урока, тему, домашнее задание. Как шутят опытные педагоги, урока можешь ты не дать, но записать его обязан!

Многим выпускникам педагогического вуза очень сложно справиться с волнением перед первым в своей жизни профессиональным уроком. Неуверенность в себе и своих способностях может привести и к печальным последствиям, например, к срыву совершенно правильно методически составленного урока. Требуется собраться с мыслями и мобилизовать весь свой педагогический потенциал, накопленный за годы обучения и практики. Потому что в глазах учеников нерешительный и робкий педагог может стать поводом, чтобы усомниться в его компетенции.

Подготовку к своему первому уроку стоит начинать еще в стенах вуза, принимая участие в различных конференциях и коллоквиумах, где студенты могут на практике попробовать свои силы в работе с аудиторией.

Избавиться от страхов публичного выступления очень легко выступая на разного рода студенческой самодеятельности, конкурсах или просто рекомендуется чаще готовиться к семинарским занятиям, на которых можно проявить мастерство ораторского искусства.

Итак, завтра первый урок, на котором вы теперь не слушатель, а лектор. Следует хорошенько подготовиться. С чего начать?

Во-первых, для того чтобы придать себе внутренней уверенности необходимо создать безупречный внешний вид , т.к. дети иногда в силу отсутствия толерантности и воспитания любую погрешность или недостаток в образе учителя обращают в критическую насмешку.
Для мужчины в выборе одежды уместным станет деловой костюм с галстуком без излишней вычурности и яркости. Женщине можно выбрать юбку или брюки в комплекте строго костюма. И, естественно, ни о каких мини и глубоких декольте речи быть не может!

Во-втрых, весомым аргументом в качественной подготовке к первому уроку является безупречное знание темы урока .

По данным социологических исследований, проведенным среди школьников, оказалось, что владение своим предметом гораздо важнее внешних или личностных характеристик учителя. Более того, требовательные учителя вызывают уважение, потому как великолепно ориентируются в своем предмете и всегда преподносят дополнительный познавательный материал помимо того, что есть в учебнике.

В-третьих, для успешного дебюта неплохо было бы составить план предстоящего урока и выучить его, для того чтобы волнение не заставило обратиться мысли в хаос. В конспект рекомендуется включить не только поэтапное ведение урока, но и возможные вопросы и ответы учеников. Посмотреть примеры конспектов для уроков можно на нашем новом сайте Конспекты-Уроков.рф . Также не следует забывать про ограниченное время - всего 45 минут, в рамки которого и необходимо уложить всю информацию.

Нелишним будет и подготовка дополнительных материалов на тот случай, если до звонка останется немного времени.

В-четвертых, немаловажным фактором в преподнесении знаний является дикция . Если учитель не будет владеть своим голосом, как инструментом для привлечения внимания с расстановкой акцентов на важные моменты паузами, эмоциональными всплесками, повышением и понижением громкости речи, то в принципе от предыдущих пунктов толку будет мало. Установить в классе соответствующее настроение и дисциплину, вызвать интерес к теме поможет правильное и уместное голосовое сопровождение, поэтому за день до первого урока необходимо хорошенько отрепетировать основные моменты ведения. Например, перед зеркалом.

Итак, мысли приведены в порядок, настрой боевой и уверенности в себе хоть отбавляй. Однако, следует обратить внимание на детали поведения после входа в класс. Зайти нужно без спешки и суеты, с чувством собственного достоинства, положив на стол и стул, предназначенные специально для учителя журнал и личные вещи. Следует поприветствовать класс взглядом или кивком головы и дождаться ответной реакции. Для начала работы необходимо представиться и записать ваше имя на доске. Затем лучше всего рассказать о том, в каком ключе и с каким требованиями вы подходите к работе.

Любой человек любит, когда его называют по имени, поэтому будет правильным решением предложить детям написать на заранее подготовленных карточках свои имена и поставить перед собой на партах.

Не стоит допускать фамильярности и панибратства во взаимоотношениях с учениками, многим в будущем это сильно мешает оценить реальные знания и способности учеников. Но авторитета через унижение детей или их запугивание тоже добиваться не стоит.

Если вы когда-то выбрали профессию учителя и пришли работать в школу - значит это ваше призвание, поэтому на свой первый урок шагайте смело, уверенной походкой. Ведь это всего лишь опыт, правда, который запомнится на всю жизнь.

Ребенок должен понимать, что все его учителя - тоже люди, которые в некоторых ситуациях могут вести себя некорректно. При этом знать это полезно не только детям, но и их родителям, так как при возникновении спорных ситуаций взрослые люди должны собраться и обсудить между собой, по какой причине возникла такая ситуация и что нужно сделать, чтобы в дальнейшем классная работа для всех была комфортной.

Ребенка нужно научить тому, что спорить с учителем не стоит, но необходимо понимать, чем отличается нормальное поведение от плохого и что нужно сообщать об этом дома. Есть несколько распространенных ситуаций, о которых следует предупредить ребенка, чтобы он знал, что имеет право делать учитель, а что - нет.

Оскорбления детей

Оскорбления - это первое, что не имеет право делать учитель по отношению к ученику. О ярких оскорблениях и нецензурных выражениях говорить не нужно, ведь такие случаи являются вопиющими и педагогов должны отстранять от работы сразу же. К счастью, таких учителей сегодня встретить практически невозможно.

Чаще всего учителя пытаются косвенно оскорбить ребенка, например, сравнивая его с младшими классами или всячески намекая на его низкие умственные способности. Еще одна распространенная цитата, которая встречается во многих школах: «Вы худший класс за всю мою практику».

Все эти действия учителя являются непрофессиональными и должны быть решены в кратчайшее время, и не стоит даже рассуждать о том, имеет ли право учитель кричать на ребенка.

Физический контакт с учениками

Нет никаких проблем, если учитель просто подбадривает и аккуратно прикасается к спине или плечу ребенка. Так он может обратить на себя внимание или поправить осанку ребенка.

Но затрещины и грубые толчки уже выходят за рамки педагогического профессионализма и нарушают любые правила поведения с учениками. Подобное поведение следует пресекать, общаясь с руководством школьного учреждения, чтобы они объяснили педагогу, что нельзя делать учителю.

Наказания действиями

Важно объяснить ребенку, что учителям запрещено каким-либо образом наказывать его, принуждая что-либо делать, если это не касается его непосредственного обучения.

Выгонять из класса, ставить в угол, заставлять стоя проводить весь урок - все это нарушения действующего законодательства, не говоря уже о принуждении мыть кабинет или выполнять какие-то другие действия, которые не входят в обязанности ребенка как ученика.

Запрет на выход в туалет

По правилам нет никакой разницы в том, по какой причине ребенок отпрашивается в туалет - по реальной нужде или, например, чтобы попить воды. Заставлять детей терпеть до ближайшей перемены возмутительно, так как это наносит вред их организму, а помимо этого, унижает перед сверстниками.

Сама по себе практика «отпрашиваться в туалет» является довольно странной и в основном встречается только среди непрофессиональных педагогов. В итоге такое обучение приводит к тому, что люди, вырастая, спрашивают разрешения на выход в процессе проведения бизнес-тренинга или других обучающих курсов.

Игнорирование ярких конфликтов или открытой травли

Среди детей агрессия является достаточно распространенным явлением, причем чаще всего она направлена от коллектива в сторону одного ученика. Сюда относятся и акты физической агрессии, когда дети друг друга бьют руками или различными предметами, и целенаправленная моральная травля ребенка.

Если учитель никак не препятствует этому, хотя ребенок объяснял ему происходящую ситуацию или она вовсе происходила на его глазах, с таким педагогом нужно срочно провести беседу и поговорить о его профессионализме.

Изъятие личных вещей

Сегодня в школах часто встречаются такие ситуации, когда учителя отбирают у детей их личные вещи, и, в первую очередь, это касается мобильных телефонов, наушников и всевозможных игрушек. В некоторых случаях вещи и вовсе отказываются отдавать даже после окончания урока, заявляя о том, что они будут возвращены только родителям.

Все это является прямым нарушением действующего законодательства, запрещающего людям забирать чужие вещи, несмотря на возражения их владельца. И учителя в этом правиле не рассматриваются как исключение.

Решение нехватки каких-то вещей за счет детей

В школах сегодня встречаются ситуации, связанные с нехваткой того или иного инвентаря. При этом учителя в таких ситуациях чаще всего пытаются решить проблемы одних детей за счет других.

Оценка внешнего вида

Дети постоянно вычурно одеваются и пытаются выделяться среди большинства, ведь только в их классе может быть несколько десятков человек, а помимо этого, они общаются еще и с параллельными, поэтому хочется всячески обратить на себя внимание хотя бы внешним видом.

Учителя не должны давать никакой негативной оценки детям, и тем более высмеивать их за вкусы в одежде, прическе или любых других элементах внешнего вида. Конечно, каждый имеет свои предпочтения и представления о прекрасном, но детям их знать не обязательно, а зачастую даже вредно.

Разговоры о достатке

Все дети должны быть равными для учителя независимо от их поведения или достатка. Учитель не должен выделять определенных учеников и отмечать в разговоре с ними достаток их семьи. Особенно это касается ситуаций, когда родители ребенка не могут оплатить поход на экскурсию или какое-то другое мероприятие, и учитель осуждает его за это.

У каждой семьи свои финансовые возможности, а посещение ребенком платных мероприятий или их пропуск - это добровольный выбор родителей, и ребенок здесь точно не при чем. Не говоря уже о том, что семейные дела абсолютно не касаются учителей.

Разделение детей по гендеру

В отечественной практике распространено создание отдельных правил для мальчиков и девочек. К примеру, девочек часто осуждают за то, что они неаккуратно пишут, отмечая, что это именно женская черта. А плачущим мальчикам вместо успокоения могут пренебрежительно говорить о том, что мужчины не плачут.

Все эти факторы никак не зависят от пола, и учитель это должен понимать. Единственный показатель, который может отмечать учитель в зависимости от пола - результаты упражнений на физкультуре, так как там действуют разные нормативы.

Привлечение к хозяйственным работам

Ребенок - это ученик, который посещает школу с единственной задачей: впитывать знания. Педагог не может привлечь его к переносу вещей, мытью доски, уборке кабинета или любым другим работам, если сам ребенок не соглашается ему помочь.

Некоторые из этих вопросов являются спорными, и в них действительно можно найти компромисс. К примеру, можно приучать детей к порядку и учить следить за своим местом, периодически формируя группы для мытья класса. Но все эти решения учитель не должен принимать самостоятельно. Сначала их следует согласовать с родителями на очередном собрании.

Что должен делать учитель?

У профессионального педагога есть строгие обязанности , которые он должен выполнять:

  • создавать программу с полезными уроками;
  • проверять ученические работы по мере необходимости;
  • воспитывать в детях полезные и правильные качества;
  • следить за здоровьем каждого подопечного, создавая соответствующие условия в кабинете, следя за осанкой каждого ученика, а также обеспечивая своевременную медицинскую помощь по мере необходимости (вызывать скорую или отправлять в медпункт);
  • соблюдать этику.

Последний пункт включает в себя все перечисленные выше вопросы. Многие учителя считают, что педагогическая этика представляет собой размытое понятие, но это не так, и каждый педагог должен соблюдать определенные правила, чтобы обучение детей было действительно качественным и полезным для их жизни.

Определитесь, почему вы считаете учителя проблемным. Если у вас сложилось плохое мнение об учителе, то очень просто возненавидеть все, что касается этого человека. Какие конкретные аспекты поведения учителя действительно мешают вам учиться? Какие из них просто слегка раздражают вас? Первый шаг к решению проблемы состоит в том, чтобы понять ее суть.

  • Например, ваш учитель сыплет избитыми шутками и неясно формулирует домашнее задание. Вы можете игнорировать шутки и попросить учителя написать домашнее задание на классной доске в самом конце урока.
  • Очень строгий учитель может раздражать, особенно если вы лучше воспринимаете информацию в спокойной обстановке. Но если учитель намеренно запугивает или унижает учеников, то об этой ситуации нужно рассказать родителям или работникам школы.
  • Оцените собственное поведение. Не усугубляете ли вы проблемные отношения с учителем? Вам следует научиться отвечать за свои поступки. Например, даже если учитель очень скучный и занудный, вы не имеете права спать на уроке.

    • Если вы действительно усугубляете ситуацию, нужно изменить свое поведение и попросить прощения. Например, можно сказать: “Извините, что я вчера была невнимательна на уроке. Я понимаю, насколько важно знать математику, и я хочу исправиться”. Не превращайте извинение в попытку критиковать учителя. Не говорите следующего: “Извините, что я уснул на уроке, просто он был очень скучным”.
  • Поговорите с учителем. Искренне и уважительно спросите, как можно улучшить успеваемость. Внимательно выслушайте советы и замечания. Не пытайтесь оправдываться в ответ. Наоборот, постарайтесь обдумать услышанные слова, чтобы правильно понять сказанное.

    • Обычно учителя любят инициативных учеников. Не спрашивайте: “Как я могу получить хорошую оценку?”. Предложите проблемному учителю конкретный план действий и узнайте его мнение. Так, можно сказать следующее: “Я собираюсь перечитать пройденный материал из учебника и сделать словарные карточки, чтобы подготовиться экзамену. Как вы считаете, это поможет мне хорошо подготовиться? Что я могу еще сделать?”.
  • Воздавайте должное и поощряйте учителя за хорошие уроки. Учителя стараются поощрять вас, а вы можете поощрять учителя, чтобы получать интересную подачу материала и домашние задания. Это долговременный подход, но он может оправдать себя глубокими знаниями и обстановкой во время уроков. Всегда будьте искренни: поддельный энтузиазм только ухудшит ситуацию.

    • Задавайте вопросы, чтобы продемонстрировать, что вы читаете учебник и понимаете материал. Разочарованные учителя могут ожить и расцвести, если увидят неподдельный интерес со стороны учеников.
    • Не обращайтесь к учителю лишь за тем, чтобы перенести срок сдачи работы или ради одолжений иного характера.
    • Научитесь благодарить за доступное изложение материала или особо полезное задание.
  •