Многофункциональная ширма. Многофункциональная развивающая ширма как элемент предметно-развивающей среды доу Оформление ширмы детском саду руками

Елена Ивершина

Здравствуйте дорогие коллеги! Хочу представить вашему вниманию многофункциональную ширму , которую я изготовила для детей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Цель данного пособия :

Развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий с сенсорными эталонами.

Задачи :

1. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор.

2. Формировать элементарные математические представления.

3. Работать над звукопроизношением и связной речью.

3. Развивать все виды восприятия : зрительное, слуховое, тактильно-двигательное.

4. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.

5. Способствовать развитию интегративных качеств.

Описание пособия :

Данная ширма двусторонняя - это обучающий инструмент со скрытыми интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.

Многофункциональность данной ширмы даёт возможность избежать перегрузок детей, удерживать внимание длительное время путём смены функций и заданий.

Различные части ширмы обучают выделять цвет, форму и величину, группировать предметы по сенсорным признакам, находить лишнее, обобщать и классифицировать. Задача ребёнка - выбрать из множества предоставленных предметов те, которые соответствуют конкретному заданию, подумать и найти место расположения объекта и способ его крепления к основе. Дети пристегивают кнопки, пуговицы; шнуруют, прикрепляют на «липучку» , застегивают молнию, плетут косички, застёгивают ремни. Это пособие научит определять настроение, познакомиться с эмоциями. Играя с ширмой , дети не только тренируют свои пальчики , но и узнают много нового , получают первоначальные сведения о морских обитателях, об их особенностях, повадках, питании.

С помощью ширмы , можно рассказать сказку, составить рассказ, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки, найти, что изменилось, чего не стало, определить лишний предмет, определить на ощупь и многое другое .

Вид многофункциональной ширмы снаружи


Вид многофункциональной ширмы изнутри


1. Знакомство с основными цветами спектра.


2. Формирование элементарных математических представлений :

а) Определение размера (длинный – короткий; широкий – узкий; большой, меньше, маленький, самый маленький)



с) Определение местоположение (правый верхний угол, левый нижний угол и т. д.)

Дидактические игры :

«Найди лишнее» ,

«Что у нас синее, красное, зелёное, жёлтое»

С внутренней стороны ширмы дети знакомятся с временами года.

Зимний пейзаж может легко превратиться в весну, лето или осень.

Для этого им необходимо просто достать из потайных кармашков листочки, тучки, цветы, солнце по сезону.

Средняя часть внутреннего вида ширмы изготовлена в виде домика с глубокими кармашками, в которых очень удобно хранить кукол для театра.

Дети с большим удовольствием, сами показывают кукольное представление.

Третья часть внутреннего вида многофункциональной ширмы - это фланелеграф и набор кармашков для наглядных пособий.

Дети сами могут выкладывать на фланелеграф различные плоскостные картинки и выполнять математические задания, по просьбе воспитателя.


Так же на фланелеграфе дети могут показать сказку из театра – оригами.

С нашей ширмой дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры. Вот пример игры «Поликлиника» .

Ширма служит и уголком уединения, где дети с удовольствием могут отдохнуть.

Развитие

Мелкой Моторики Руки

Дети пристегивают кнопки, пуговицы; шнуруют, прикрепляют на «липучку» , застегивают молнию, плетут косички, застёгивают ремни

Центральную часть ширмы можно использовать для показа кукольного театра, или для сюжетно ролевых игр.

Нижнюю часть используют для развития математических способностей, знакомство с цветом, счётом и геометрическими фигурами. (Д/и «Пристегнуть на пуговицы геометрические фигуры по заданию воспитателя.)



Используемая методическая литература :

Журналы «Дошкольное воспитание» ,

«Ребёнок в детском саду» .

Используемые ЦОР :

детский портал «Солнышко» (http://www.solnet.ee/holidays/index.html) ;

Сайт «Всё для детского сада» (http://www.osadik.ru/) ;

Сайт «Игры для детей(http://www.lyapki.ru/igru8.php) ;

Сайт «Умные детки» (http://www.umnyedetki.ru/poteshki.html) ;

Сайт «Всё для детского сада» (http://ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm) ;

Сайт «Дошкольники» (http://doshkolniki.com/)$

-«Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» http://doshvozrast.ru/$

-«Детский сад. ру» (http://www.detskiysad.ru/ucheba.htm/).

Публикации по теме:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СВОИМИ РУКАМИ И РУКАМИ РОДИТЕЛЕЙ Родители принимают активное участие в жизни нашего детского сада. Во время.

Я очень люблю создавать пособия и игры для детей своими руками. Такие игры позволяют развивать фантазию не только детей, но и взрослых.

Каждый раз восхищаюсь творчеством воспитателей, причем любого возраста. Дай нам задание, из ничего сделаем что-то, достойное восхищения.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ШИРМА-ДЕКОРАЦИЯ ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР. Ким Елена Александровна Театрализованная деятельность дошкольников формирует.

Екатерина Лам

В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного образования : «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка ».

Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель – развитие личности ребенка . А как известно, именно среда является одним из основных средств развития личности ребенка , источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Один из принципов построения развивающей среды в ДОУ , В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной – принцип гибкого зонирования : «Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной) .

В ФГОС ДО должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. А также развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая , подвижная и легко меняющаяся, я пришла к решению разработать и создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.

Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи :

Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;

Развивать все компоненты детской игры : обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;

Способствовать развитию мышления ребенка , стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;

Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

Формировать ;

Работать над звукопроизношением и связной речью.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСОБИЯ

Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб диаметром 2,5 см. Состоит из трех частей : центральная (65 см 135 см, от нижней до средней трубы – 87 см ) и боковые части (55 см 135 см) .

К рамам крепятся полотнища из ткани и шторки, они являются двухсторонними и съемными, т. к. закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна.

Имеются дополнительные элементы к сюжетно-ролевым играм или украшения, которые крепятся также на тесьму-липучку к полотнам ширмы .

Рассмотрим все части ширмы с другой стороны .

Первая секция ширмы :

Имеет прозрачные карманы : форматов А3 – 1 шт., А4 – 2 шт. и 2 широких, но не глубоких кармана.

Эту секцию можно использовать как стенд по всем образовательным областям, во время организованной образовательной деятельности (ООД, в организованной совместной деятельности (СОД, для демонстрации дидактических картин , наглядного пособия , различных схем и т. д. с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира.

Кроме этого, данную секцию можно использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллюстраций на разные тематики.

Вторая секция ширмы :

Эта часть имеет шторки и карманы из ткани, которые при необходимости увеличиваются. В них можно положить атрибуты для игр или инсценировки.

Данная секция может использоваться в совместной организованной деятельности (СОД) и в самостоятельной деятельности детей (СД, предназначена для показа театрализованных постановок с разными видами кукол, а также для сюжетно-ролевых игр, например, «Магазин» и др. В этих видах деятельности проглядывается интеграция всех образовательных областей : социально-коммуникативное развитие , художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие , а также физическое развитие (например, пальчиковый театр) .

Как известно, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра – это то средство , с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры.

Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.

Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря : «профессиональный» язык воспитателя, врача, продавца, домашней хозяйки и др.

Еще одним важным средством в повышении уровня речи детей является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы , краски, звуки. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Третья секция ширмы :

Эта часть имеет полотно с пристроченными к нему полосами тесьмы-липучки (12 полос, предназначенными для прикрепления дидактических картинок , счетного материала, а также для показа театра на фланелеграфе.

Секцию можно использовать во время организованной образовательной деятельности (ООД, совместной организованной деятельности (СОД, а также в самостоятельной деятельности детей (СД) .

Через организацию непосредственно образовательной деятельности мы сможем обучать детей грамоте, формировать элементарные математические представления , целостную картину мира, расширять кругозор, а также способствовать развитию мышления ребенка , развивать творческую активность.

Работая на этой части ширмы , также можно проследить интеграцию всех образовательных областей.

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШИРМЫ .

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать детям возможность для уединения.

Внутри ширмы можно создать такой уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книги, пообщаться, поиграть.

Рассмотрим варианты уединения :

Ребенок уединился частично.

Ребенок уединился полностью.

К ширме прилагается дополнительное полотно – крыша со шторами, с помощью которого, дети могут поиграть, уединившись внутри. Шторы изготовлены из сетки, поэтому хорошо видно, что происходит внутри ширмы .


Боковины ширмы можно расположить под разными углами, использовать для разделения пространства, для игр по интересам.



Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Рассмотрим некоторые из них.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» .


Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» .

Сюжетно-ролевая игра «Семья» .


С помощью дополнительных элементов , ширма превращается в медицинский кабинет.

Сюжетно-ролевая игра "Больница".


Ширму можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, в совместной организованной деятельности.

Например, формировать целостную картину мира или элементарные математические представления .



Ну и конечно, одна из основных форм применения многофункциональной ширмы , это театрализованная деятельность.


Я надеюсь, что ширма станет действительно многофункциональной , поможет создать благоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей а также творческой активности в различных видах деятельности, как того требует ФГОС ДО.

Также, я ожидаю, что данное пособие станет обучающим пособием с интересными элементами , позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.

Кроме этого, ширма поможет развивать мелкую моторику , математические способности , ориентироваться в пространстве.

Немаловажным считаю и то, что наличие ширмы поможет реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде , где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе. Важнейшее условие формирования гендерной идентичности – это создание полифункциональной предметно- развивающей среды , окружающей мальчиков и девочек.

Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. В игре закладываются и основы нравственности : великодушие, надежность, уважение друг к другу, доброта, терпеливость.

Творческое развитие дошкольников в рамках детского сада - один из важных этапов формирования растущей личности.

Обстановка группы, окружающие предметы способствуют любознательности, творчеству, смелым пробам и открытиям.

С учетом того, что большую часть дневного времени ребенок проводит в группе, окружающее пространство и интерьер в ней становятся частью игрового и образовательного процесса. Чем больше возможностей у детей для реализации собственных фантазий, тем проще педагогу направить процесс обучения в нужное русло.

Ребенок относится к предметам и к пространству как к ресурсу, видя в них возможности для реализации своего замысла.

Одной из деталей интерьера, которые могут помочь в творческом развитии и организации жизни группы, является стилизованная . Являясь важным атрибутом театрализованных представлений, обладающим налетом таинственности, она вызывает неподдельный восторг и любопытство у малышей.

Самый простой кукольный театр привлекает малышей намного сильнее, чем нарисованные выдуманные герои.

В зависимости от размеров, с помощью ширмы можно ставить сценки, как для кукольного театра, так и для настоящих маленьких актеров, добавляя процессу зрелищности и повышая интерес.

Ширма в этом случае становится остро необходимым предметом.

Если бюджет группы не позволяет приобрести готовый вариант, а желание организовать театральный кружок у детей есть - можно самостоятельно изготовить ширму из пластиковых труб для детского сада своими руками.

Конструкция этого многофункционального устройства очень проста.

В зависимости от целей использования и возраста детей можно сделать различные конструкции.

Это может быть большая театральная ширма в полный рост.

Либо маленькая настольная версия ширмы, чтобы самостоятельно показывать сценки с кукольными персонажами.

Важным фактором является легкость и многофункциональность конструкции: дети очень ценят редкую возможность самостоятельно изменять расстановку предметов интерьера, используя их не как обязательный устоявшийся порядок, а как ресурс для реализации задумок.

Это развивает навыки управления, а также дает больше пространства для игр и творчества.

Как правило, стандартная модель ширмы из труб пвх делается с тремя секциями.

Достаточно собрать 3 рамки, соединить их между собой и закрыть красиво оформленными занавесами.

Впрочем, это не обязательное правило, и при желании и наличии материала можно сделать и большее количество рамочных составляющих. Дизайн натянутой на каркас ткани зависит только от личных предпочтений - можно выбрать его вместе с детьми из нескольких вариантов, сделав съемные чехлы на креплениях с «липучками».

При выборе чехлов можно проявить свою фантазию и творчество.

Различные цветовые решения чехлов могут ассоциироваться с временами года или тематическими праздниками. К примеру, зеленый фон весной, желтый и оранжевый - с наступлением осени, голубой или синий - в зимнее время года.

Здесь для педагога большое поле для фантазии.

Материалы и инструменты

Изготовление ширмы из пластиковых труб своими руками не потребует больших расходов. Потребуются пропиленовые трубы различной длины, пластмассовые уголки и двусторонние крепления - для соединения секций между собой.

Все это можно взять после недавнего ремонта, либо приобрести в любом специализированном магазине для ремонта.

Соединяются трубы между собой с помощью пластикового уголка.

Секции между собой соединяются специальными двойными крепежами.

Хорошим подспорьем может стать специальный аппарат для сварки пластиковых труб из пропилена, который используют при монтаже профессиональные сантехники.

Если одолжить его негде, можно использовать и метод обычного нагревания над плитой.

При желании трубы пвх можно покрасить краской. Для стойкости следует использовать смесь шпатлевки и обычной гуаши.

Различные способы использования многофункциональных ширм в детском саду подсказывают сами дети.

Для пошива чехлов можно использовать любую имеющуюся ткань. Нужно помнить, что она должна быть прочной и легко стираться, поскольку детские игры чреваты различными последствиями для любой мебели, и не станет исключением.

Материал лучше всего выбирать яркий и пестрый.

В зависимости от дизайна, могут понадобиться крепления на «липучке», ленты или шнурки для подвязки, дополнительный материал для кармашков или петель, а также надежный клей.

Благодаря соблюдению принципа доступности, у детей есть возможность самостоятельно изменять пространство в своей группе в любое время.

Процесс изготовления

Пошаговая инструкция изготовления ширмы из в детский сад достаточно проста.

  1. После того как определены размеры будущей ширмы, нужно обрезать трубы пвх до желаемой длины. Это можно сделать либо самостоятельно (пластиковый материал не требует больших усилий).

    Можно попросить сделать нарезку во время покупки в магазине.

  2. Далее скрепляем каркасы секций с помощью угловых соединений.

    Весь материал достаточно прочный и долговечный в использовании.

    Здесь потребуется либо специальный аппарат, либо небольшие физические усилия по нагреванию и вставке профиля пластиковой трубы в уголок.

    Процесс изготовления несложный и займёт у вас немного времени.

    Теперь время заняться следующим этапом: пошивом чехлов.

    Чехол может нести смысловую нагрузку.

  3. Площадь выбранной ткани должна соответствовать размеру каркасной секции. Края отрезка рекомендуется прострочить. Крепления из ленты с липучками или петли пришиваются, либо приклеиваются по верхней стороне будущего чехла.

    Чехлы могут быть разного цвета, от однотонных пастельных, до ярко-нежных детских рисунков.

  4. Если собранной ширме требуется покраска - осуществляем ее в хорошо проветриваемом помещении, даем конструкции высохнуть.

    Межсекционные крепления лучше окрашивать отдельно, чтобы они не утратили свою функциональность.

  5. Завершающий этап - декорирование. На натянутые чехлы можно наклеить красочные аппликации или пришить небольшие кармашки.

    Эти дополнения позволят развить моторику у детей и еще больше увеличат функционал новой ширмы, позволяя использовать ее в различных играх и представлениях.

    ВИДЕО: Что можно сделать своими руками из пластиковых труб.

    Дида ктическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»


    Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»

    В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного образования: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка ».

    Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель – развитие личности ребенка . А как известно, именно среда является одним из основных средств развития личности ребенка , источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

    Один из принципов построения развивающей среды в ДОУ , В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной – принцип гибкого зонирования: «Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной) .

    В ФГОС ДО должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. А также развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая , подвижная и легко меняющаяся, я пришла к решению разработать и создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.

    Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:

    Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;

    Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;

    Способствовать развитию мышления ребенка , стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;

    Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;

    Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

    Формировать ;

    Работать над звукопроизношением и связной речью.

    Характеристика пособия

    Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб диаметром 2,5 см. Состоит из трех частей: центральная (65 см 135 см, от нижней до средней трубы – 87 см ) и боковые части (55 см 135 см) .

    К рамам крепятся полотнища из ткани и шторки, они являются двухсторонними и съемными, т. к. закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна.

    Имеются дополнительные элементы к сюжетно-ролевым играм или украшения, которые крепятся также на тесьму-липучку к полотнам ширмы .

    Первая секция ширмы :

    Имеет прозрачные карманы: форматов А3 – 1 шт., А4 – 2 шт. и 2 широких, но не глубоких кармана.

    Эту секцию можно использовать как стенд по всем образовательным областям, во время организованной образовательной деятельности (ООД, в организованной совместной деятельности (СОД, для демонстрации дидактических картин , наглядного пособия , различных схем и т. д. с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира.

    Кроме этого, данную секцию можно использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллюстраций на разные тематики.

    Вторая секция ширмы :

    Эта часть имеет шторки и карманы из ткани, которые при необходимости увеличиваются. В них можно положить атрибуты для игр или инсценировки.

    Данная секция может использоваться в совместной организованной деятельности (СОД) и в самостоятельной деятельности детей (СД, предназначена для показа театрализованных постановок с разными видами кукол, а также для сюжетно-ролевых игр, например, «Магазин» и др. В этих видах деятельности проглядывается интеграция всех образовательных областей: социально-коммуникативное развитие , художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие , а также физическое развитие (например, пальчиковый театр) .

    Как известно, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра – это то средство , с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры.

    Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.

    Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря : «профессиональный» язык воспитателя, врача, продавца, домашней хозяйки и др.

    Еще одним важным средством в повышении уровня речи детей является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы , краски, звуки. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

    Третья секция ширмы :

    Эта часть имеет полотно с пристроченными к нему полосами тесьмы-липучки (12 полос, предназначенными для прикрепления дидактических картинок , счетного материала, а также для показа театра на фланелеграфе.

    Секцию можно использовать во время организованной образовательной деятельности (ООД, совместной организованной деятельности (СОД, а также в самостоятельной деятельности детей (СД) .

    Через организацию непосредственно образовательной деятельности мы сможем обучать детей грамоте, формировать элементарные математические представления , целостную картину мира, расширять кругозор, а также способствовать развитию мышления ребенка , развивать творческую активность.

    Работая на этой части ширмы , также можно проследить интеграцию всех образовательных областей.

    ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШИРМЫ .

    Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать детям возможность для уединения.

    Внутри ширмы можно создать такой уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книги, пообщаться, поиграть.

    Рассмотрим варианты уединения:

    Ребенок уединился частично.

    Ребенок уединился полностью.

    К ширме прилагается дополнительное полотно – крыша со шторами, с помощью которого, дети могут поиграть, уединившись внутри. Шторы изготовлены из сетки, поэтому хорошо видно, что происходит внутри ширмы .

    Боковины ширмы можно расположить под разными углами, использовать для разделения пространства, для игр по интересам.


    Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Рассмотрим некоторые из них.

    Сюжетно-ролевая игра «Магазин» .

    Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» .

    Сюжетно-ролевая игра «Семья» .

    С помощью дополнительных элементов , ширма превращается в медицинский кабинет.

    Сюжетно-ролевая игра "Больница".

    Ширму можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, в совместной организованной деятельности.

    Например, формировать целостную картину мира или элементарные математические представления .


    Ну и конечно, одна из основных форм применения многофункциональной ширмы , это театрализованная деятельность.

    Я надеюсь, что ширма станет действительно многофункциональной , поможет создать благоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей а также творческой активности в различных видах деятельности, как того требует ФГОС ДО.

    Также, я ожидаю, что данное пособие станет обучающим пособием с интересными элементами , позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.

    Кроме этого, ширма поможет развивать мелкую моторику , математические способности , ориентироваться в пространстве.

    Немаловажным считаю и то, что наличие ширмы поможет реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде , где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе. Важнейшее условие формирования гендерной идентичности – это создание полифункциональной предметно- развивающей среды , окружающей мальчиков и девочек.

    Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение друг к другу, доброта, терпеливость.

    Мария Бикеева

    В ноябре 2015 года в нашем детском саду прошел семинар Научно-методического центра г. Кемерово на тему "Построение развивающей предметно-пространственной среды - условие готовности перехода ДОУ на ФГОС ДО". Готовясь к семинару педагоги нашей группы приводили развивающую предметно-пространственную среду (РППС) в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования.

    Мы с вами помним, что РППС должна быть:

    Трансформируемой;

    Полифункциональной;

    Доступной;

    Безопасной.

    Перечисленным требованиям соответствует "Многофункциональная ширма", которую приобрели для нашей группы. Предлагаю вам подробно рассмотреть нашу ширму и тогда, может быть, у вас возникнет желание изготовить такую же для своего детского сада. Тем более, что "Многофункциональная ширма" изготовлена из недорогих материалов и вообще проста в исполнении.

    Цель мастер-класса: показать возможности использования дидактического пособия "Многофункциональная ширма" в различных видах детской деятельности.

    Итак, для начала, посмотрим на ширму со всех сторон. Ширма состоит из трех частей.

    Центральная часть:

    Боковые части:



    А теперь все части с другой стороны:




    Другие ракурсы:



    Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб (да-да, из тех самых труб, которые сантехники используют для того, чтобы смонтировать водоснабжение в квартире, для соединения использованы полипропиленовые фитинги.

    Фитинг - соединительная часть трубопровода, устанавливаемая в местах его разветвлений, поворотов, переходов на другой диаметр, а также при необходимости частой сборки и разборки труб.


    Здесь использован фитинг-угольник.


    Этот фитинг соединяет рамы между собой.


    В качестве ножек использована опора одинарная.

    Диаметр труб, которые использованы для изготовления ширмы, примерно, 2,5 см.

    Замеры боковой рамы:

    ширина - 79 см, высота - 118 см.

    Замеры центральной рамы:

    От нижней до средней трубы - 72 см.

    К рамам крепятся полотнища из кожзаменителя, у центральной рамы к верхней трубе крепятся шторки из полиэстера.

    Замеры полотнищ из кожзаменителя:

    боковые полотнища - 112 см на 65 см.

    Замеры нижнего центрального полотнища из кожзаменителя:

    65 см на 65 см.

    Замеры одной шторки:

    длина - 48 см, ширина - 42 см.

    И полотнища кожзаменителя, и шторки крепятся к рамам с помощью широкой резинки и кнопок.


    Длина резинки - 12 см.

    Вот так выглядит шторка с креплениями:


    Многофункциональная ширма имеет прозрачные карманы, куда помещается лист формата А4:


    Карманы пристрочены к кожзаменителю:


    Ширма украшена красивой аппликацией также из кожзаменителя. Детали аппликации пристрочены:


    Мы рассмотрели ширму фабричного производства, а сейчас давайте посмотрим на ширму, которую изготовили умельцы из нашего детского сада. Ничем не хуже, а даже лучше!


    Если ширма-образец из кожзама, то здесь использован ФЕТР, что делает ширму еще более функциональной. Фетровая ширма используется и как фланелеграф, и как основа для мягкого конструктора, и много чего еще можно с ней делать, была бы фантазия у воспитателя!



    А еще натянули шнуры с декоративными прищепками.


    Эта ширма используется в яслях, им кармашки сделали покрупнее, под большие картинки.

    Еще интересное "приложение" к ширме: из садовой сетки вырезали и обработали тканью прямоугольник, который можно пристегивать на кнопки к ширме. С помощью декоративных прищепок можно прикрепить детские работы или фотографии, а можно привязать ленточки, шнурочки. Вариантов масса.


    Ребенок уединился полностью:


    Ребенок уединился частично:


    Показываем кукольный театр:


    Если накрыть тканью, получится палатка:


    Можно и вдвоем посидеть:


    Можно использовать как стенд:


    Создаем пространство сюжетно-ролевой игры "Гости".


    Делим пространство и играем по интересам:


    Шумные игры не отвлекают других детей от чтения, например.


    Надеюсь, что моя публикация будет полезной, спасибо за внимание!

    Публикации по теме:

    Каждый раз восхищаюсь творчеством воспитателей, причем любого возраста. Дай нам задание, из ничего сделаем что-то, достойное восхищения.

    Уважаемые коллеги, хочу я хочу рассказать о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательное пособие. Ведь.

    Для того чтобы сформировать у ребенка правильное дыхание, следует сформировать правильный, плавный выдох. Данное дидактическое пособие позволит.

    Цель игры: развивать представление детей о составе числа в пределах 5; закреплять умение соотносить число с цифрой в пределах 5; Материалы.