Название какого цветка появилось благодаря головному убору. Развлекательно-познавательная викторина: «В мире цветов

Цветы – жемчужины природы. Именно в цветы природа вложила свою душу, именно цветам она подарила свою нежность. Многообразие цветов потрясают наше воображение. Ароматы цветов – чудо из чудес.

Хорошо ли нам знакомы цветы? Об этом мы узнаем, ответив на вопросы викторины «Цветы». Все вопросы – с ответами.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какую страну считают родиной розы?
Индию
Персию +
Францию

P.S. Персию в древности называли Гулистан (сад роз)

2. Какой цветок самый крупный на Земле?
Цветок раффлезии +
Цветок хлебного дерева
Подсолнух

3. Какой цветок называют божественным цветком, «цветком Зевса»?
Гладиолус
Гвоздика +
Герань

4. Какой цветок, по преданию, вырос из пылинки упавшей звезды?
Астра +
Лютик
Ромашка

5. День какого цветка ежегодно отмечается во французском городе Канны?
Василек
Лилия
Мимоза +

6. Угадайте, что это за цветок? Его используют в медицине, из его листьев делают салат, а из корней – заменитель кофе
Мята
Одуванчик +
Колокольчик

7. Ни один цветок мира не стоил так дорого. За луковицу этого цветка платили золотом и драгоценными камнями. О каком цветке идёт речь?
О пионе
О хризантеме
О тюльпане +

8. В переводе с греческого название этого цветка звучит так: «цветок дождей». Его родина – Ближний Восток. Он невысок, соцветие – кистевидное. Какой это цветок?
Кипрей
Гусиный лук
Гиацинт +

9. Это и конфета и цветок. Название цветку подарил Гиппократ. Цветок – символ красноречия в Древнем Египте
Ирис +
Валерьяна
Дельфиниум

10. Какие цветы предпочитают жить в водоёмах со стоячей водой?
Козлобородник
Горицвет
Кувшинка +

11. Первые изображения этого цветка археологи обнаружили на вазах во дворце Миноса на Крите. У христиан этот цветок означает чистоту и является цветком Девы Марии
Лилия +
Клевер

ГКОУ «Турунтаевская СКОШИ» VIII вида

Развлекательно-познавательная викторина:

«В мире цветов»

с. Турунтаево

Цель: Пополнение знаний детей интересными сведениями о цветах.

Задачи:

    Создать условия для расширения знаний учащихся о цветах;

    Способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления;

    Содействовать воспитанию уважительного отношения к природе;

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, экран, эмблемы команд.

План мероприятия:

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

    Основная часть:

Вопросы о цветах;

Загадки о цветах;

Физкультминутка;

Цветы из сказки;

Цветочные ребусы.

    Подведение итогов. Награждение.

Ход мероприятия

    Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые ребята и гости. Разрешите представиться, я –Флора – королева растений. Сегодня мы побываем с Вами в Мире Цветов. Наше путешествие пройдет в виде викторины, в которой будут участвовать две команды. Наша группа уже разделена на команды, поприветствуем друг друга: команда «Ромашки»….команда «Одуванчики». Оценивать конкурсы будет жюри. А теперь поприветствуем наше жюри …

2. Вступительное слово учителя.

Цветы разводили с глубокой древности, и они играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду. В древности цветы не только радовали человека, но и помогали им в целительности, охраняли от сглаза, служили для украшения алтарей и жертвоприношений и многое другое. И Вы многое знаете о цветах, о их предназначениях, о их красоте.

Состязаясь, мы пополним наши знания интересными сведениями о них. И, надеюсь, вы будете еще внимательнее к окружающей нас живой природе. Итак, приступим.

Наша викторина состоит из нескольких заданий:

Жеребьевкой выберем, какая команда будет отвечать первой. В случае, если команда на свой вопрос не может дать ответ или дает не правильный ответ, то право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Отвечать на вопросы команды будут попеременке.

Итоги будет подводить наше жюри после каждого конкурса, а в конце будет подведен общий итог. Команда, набравшая большее количество баллов и будет победителем. Итак, приступим….

3. Основная часть.

- Учитель. Первый конкурс “Вопросы о цветах”. Первый вопрос команде «_________________».

    Как называется цветок с девичьими очами?

(Анютины глазки . Однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа(одного из титанов, держащих небесный свод. Бедная девушка обратилась к Зевсу(главный из Богов) с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв её мольбам, превратил ее в чудный цветок- Анютины глазки (фиалку) и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса. )

    Это королева цветов. Она цветет летом и прекрасно пахнет. (Роза. По данным археологов роза на Земле существует уже порядка 25 миллионов лет, в культуре же ее выращивают более пяти тысяч лет и больший период этого времени роза считалась настоящим священным символом, аромат которой всегда ассоциировался с чем-то божественным .)

    Это растение – куст с благоухающими гроздьями цветков. Он цветет весной, а летом цветки бывают всех оттенков от белого до темно-сиреневого цвета. (Сирень. Если из ствола или ветки сирени извлечь мягкую сердцевину, из нее можно сделать дудку, свирель. Согласно греческой мифологии, флейту изобрел бог Пан - бог лесов и лугов. Он сделал ее из тростника, в который превратилась спасавшаяся от его преследования красавица нимфа Сиринга - нежная вестница утренней зари. )

    Как называется растение, в названии которого есть кусок железа? (Гвоздика. Во Франции и Англии гвоздика была цветком высших сословий, ее любили короли, в Бельгии она стала цветком простонародья, символом благоустроенного домашнего очага; в Германии она символизировала постоянство и верность. Именно немцы дали цветку название “гвоздика” - за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева; из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем в русский язык. )

    Как называется цветок с отличной памятью? (Незабудка . По средневековым преданиям, когда два любящих друг друга сердца расстаются, то на прощание они дарят друг другу незабудку, т.е. этот цветок говорит «Не забывай» )

    Как называется цветок, который носит имя самовлюбленного принца? (Нарцисс. Красота и изящность цветка – причина восхищения. Про него сложены мифы еще в глубокой древности. Назвать кого - либо "нарциссом", как известно, все равно, что сказать: этот человек влюблен сам в себя. На языке цветов "нарцисс" означает обманчивые надежды, желания, эгоизм.. )

    Какой цветок пытаются найти в ночь на Ивана-Купала? (Папоротник. Папоротники появились на земле более 400 миллионов лет назад. Представляете? В ту непредставимо далекую эпоху всю землю покрывали леса из огромных папоротников. Сейчас они, конечно, обмельчали. Не встретишь папоротник ростом с дерево.)

    Какой цветок облюбовала царевна-лягушка? (Кувшинка. Другое название – водяная лилия. Молва приписывает ей волшебные свойства. Ее наделяли свойствами охранять людей, она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. Кувшинку вкладывали в ладанку и носили, как амулет. )

Молодцы ребята. Кроме того, что Вы ответили на вопросы о цветах, Вы еще узнали истории и легенды об этих цветах.

А сейчас жюри объявит итоги конкурса «Вопросы о цветах». (объявляются итоги конкурса)

- Учитель. Следующий конкурс называется “Загадки о цветах”. Первая загадка команде «__________________»

Белые горошки,
На зелёной ножке.

(Ландыш - один из первых весенних цветов. Целительные свойства ландыша известны со времен глубокой древности и до сих пор не утратили своего значения. В средние века из растения готовили лекарства от эпилепсии, лихорадки, сердечных болезней. В настоящее время в медицине широко применяется настойка ландыша, помогающая при неврозах сердца . )

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

(Василек. Прелестный синий, как южное небо, цветочек этот служит необходимой принадлежностью и верным спутником ржаного поля и почти никогда и нигде в другом месте в диком виде не встречается; а если бы и встретился, то это могло бы служить верным указанием того, что там, где он теперь растет, было некогда хлебное поле или дорога, которая вела к нему. )

Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички.

(Ромашка. Настой соцветий ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, антисептическое, болеутоляющее, седативное, противосудорожное, потогонное и желчегонное действие. Эфирное масло ромашки обладает дезинфицирующим и потогонным действием, уменьшает образование газов, снимает боль, ослабляет воспалительные процессы, нормализует функцию пищеварительного канала, расширяет сосуды головного мозга, усиливает и учащает дыхание. )

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

(Колокольчики. В основном колокольчики используются в декоративных целях, но обладая рядом лечебных свойств, таких как противовоспалительное, антимикробное, успокаивающее и обезболивающее, используются для лечения многих заболеваний. Это лихорадка, кашель, головная боль, запор, маточное кровотечение, обильные менструации, боль в горле. При укусах собак применяют припарки, помогающие заживлять раны. )

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк.

Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он морозов не боится,
Хоть и маленький.

(Подснежник . У подснежника довольно широкий спектр действия, но особенно часто его применяют при лечении последствий полиомиелита и детских церебральных параличей. Послевоенная вспышка полиомиелита, пронесшаяся по многим странам, когда еще не было эффективных предупредительных вакцинаций, сделала этот препарат весьма актуальным. Под влиянием подснежника у больных детей восстанавливаются полностью или частично двигательные функции. )

Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжет макушку,
Сделать хочет погремушку.

(Мак . Растертые семена смешивают с медом и едят при заболеваниях печени. Сухие лепестки маковых цветов, растертые в порошок, употребляют при болезнях желудка в виде простого отвара, а лепестки, растертые в порошок и отваренные на молоке или на меду - от бессонницы, и также при умственном переутомлении. )

Я – травянистое растение,
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

(Ирис. Обладает отхаркивающими свойствами, применяется при бронхите. Ускоряет процесс прорезывания зубов. Используют при ангинах, для обработки инфицированных ран, при болях в животе, при желчекаменной болезни. )

Балерина вышла:
Юбочка пышна.
Сборки да оборки,
Складки да подкладки.
А имя у артистки –
Небесной прописки.

(Астра. Настои и отвары травы применяют при заболеваниях золотухой, экземой, при болях в суставах, головокружении, кашле, экземе, язве желудка. Отвар цветков астры используют при кожных заболеваниях, при туберкулёзе, а также при заболевании желудочно-кишечного тракта. )

На шесте флаги.
Под шестом – шпаги.

(Гладиолус . В древние времена маги и шаманы наделяли гладиолус магическими свойствами. Считалось, что если корни гладиолуса повесить на груди в виде амулета, то это оградит хозяина от гибели и защитит от ран и поможет победить в поединке. )

Ребята, Вы отгадали загадки о разных цветах, о полевых и декоративных. Но где бы не росли цветы, когда бы не цвели – все имеют лечебные, полезные свойства. Можно сделать вывод о том, что цветы – это не только украшение нашей жизни, это еще и целители, помощники нашему здоровью.

- Физкультминутка.

Пока жюри подводит итоги конкурса, мы с Вами немного отдохнем и разомнемся. Встанем все. Каждый себя представим каким-нибудь цветком. Спинки выпрямили, расслабились. А сейчас представим, что встает солнышко. Мы тянемся к солнышку, лепестки распустили. Тянемся-тянемся. А сейчас подул легкий ветерок. Цветы колышатся. А сейчас солнышко садится. Лепестки опускаются, цветочки закрываются. Молодцы. Солнышко село. И мы садимся на свои места. Отдохнули.

А сейчас послушаем итоги конкурса «Загадки о цветах». Слово жюри.

Учитель. Многие писатели – сказочники цветам приписывали волшебные свойства, наделяли их волшебной силой. Я надеюсь, Вы знакомы с такими сказками. Итак, переходим к конкурсу “Цветы из сказки”. Первый вопрос команде «________________».

    В какой сказке девочка с голубыми волосами, умываясь утром, пудрила щечки и носик цветочной пыльцой, а после пыталась научить грамоте непослушного деревянного мальчишку, заставляя писать его волшебный диктант: “А роза упала на лапу Азору”? (А. Толстой “Приключения Буратино”)

    В какой сказке маленькая девочка спасла незадачливых садовников от гнева их хозяйки – очень злой Карточной королевы? Эта особа приказала отрубить им головы за то, что они посадили в саду не красные розы, а белые, и, чтобы исправить свою ошибку, садовники решили покрасить цветы красной краской. За этим занятием их и застала королева со своей свитой. (Л. Кэрролл “Алиса в стране чудес”)

    В какой сказке лепестки удивительного цветка помогли девочке получить горы игрушек, много-много сладостей, побывать на Северном полюсе…, и, наконец, понять, что счастливым человек можно стать лишь тогда, когда помогаешь другим, заботишься о ком-то? (В.Катаев “Цветик-семицветик”)

    В какой волшебной сказке девочка родилась в цветке, очень похожем на тюльпан. Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки - периной, а лепесток розы - одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе. (Г.Х.Андерсен, «Дюймовочка»)

    Как называется сказка, в которой очень самоуверенная королева зимой, под Новый год придумала “новый закон природы”? (С.Маршак “Двенадцать месяцев”)

    В какой сказке младшая дочка поклонилась в ноги отцу и попросила привезти “цветочек, которого бы краше не было на белом свете”? (С.Аксаков “Аленький цветочек”)

А сейчас послушаем результаты конкурса. Слово нашему жюри.

- Учитель. Названия цветов часто содержат в себе сочетания различных, известных нам слов.Последний конкурс нашей викторины “Цветочные ребусы” . Отвечает «Команда».

ЧЕРЁ

Черемуха

Гвоздика

Неза

Незабудка

Левкой

Ромашка

Молодцы, ребята!!! Вы справились и с последним конкурсом. Увидели, что названия цветов содержат в себе самые различные предметы и даже названия животных.

А сейчас жюри огласит итоги последнего конкурса.

5.Подведение итогов. Награждение.

Закончилась наша викторина. Пока жюри подводит окончательный итог, мы поговорим с Вами о нашей викторине. Вы очень много знаете о цветах. Но сегодня мы с Вами не просто говорили о них, мы с Вами побывали в Мире цветов, где узнали много интересного: легенды о цветах, их лечебные свойства. Вспомнили сказки, где говорится о цветах и разгадали ребусы с названиями цветов.

А сейчас жюри объявит победителей нашей викторины. Слово жюри.

1. По древней легенде, цветы эти появились на месте последнего угасшего костра при наступлении ледникового периода как знак того, что оледенение не вечно, что жизнь и радость на земле воскреснут.

Предсказания цветов оправдались. Но по сей день они под радостной расцветкой скрывают грусть расставания с людьми. Какие это цветы? (Георгины)

2. Эти цветы схожи по форме с зонтиками, и, по легенде, они в древние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется цветком, либо сорвет его и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. О каком цветке идет речь в этой легенде? (Ромашка)

3. В Китае этот цветок - символ долголетия и любви, а в Японии - олицетворение застенчивости. В Пакистане, Иране, Индии - это символ неуклюжести и глупой гордости. Назовите имя цветка. (Пион)

4. Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела, и только один цветок остался без имени. Однако Флора одарила его чудесной силой - возвращать память людям. Какое имя у этого цветка? (Незабудка)

5. Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, поэтому этот цветок стал символом надежды. Что это за цветок? (Подснежник)

6. Древние люди наделили его сверхъестественными свойствами, предполагая, что в цветок переселяется душа человека, чтобы пообщаться с оставшимися в живых родственниками и друзьями, чтобы передать им последний поклон - привет от усопшего. Назовите этот цветок. (Бессмертник)

7. Отгадайте загадку: «Цветы ангельские, а когти дьявольские». (Шиповник, роза)

8. О каком цветке эта загадка: «Что в хлебе родится, а есть не годится»? (О васильке)

9. Цветы какого гигантского африканского дерева опыляют не насекомые, а летучие мыши? (Баобаб)

10. Какой расцветки цветы у растений, которые опыляют ночные насекомые? (Белого цвета - так их лучше видно в темноте)

11. Сколько килограммов лепестков розы требуется, чтобы приготовить один килограмм розового масла? (Три тысячи килограммов, то есть три тонны лепестков)

12. Как называется японское искусство составления букетов? (Икебана)

13. Из какого цветка был сделан яд, который попросила Джульетта у отца Лоренцо? (Из лютика)

14. Как в русском народе называют цветы лютика? (Куриная слепота)

15. В окружении каких цветов изображают бога Сна - Морфея? (Мак)

16. От какого красного цветка приходил в ужас тигр Шерхан в сказке Редьярда Киплинга «Маугли»? (Огонь)

17. В гербе какого государства есть цветок хризантемы? (Япония)

18. Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)

19. В каком цветке изображается у египтян бог Озирис? (Лотос)

20. Какой цветок является символом Шотландии? (Чертополох)

21. Какой цветок в старину на Руси называли «одо- лень-трава»? (Кувшинку)

22. Когда, по народным приметам, на Руси расцветает цветок папоротника? (В ночь на Ивана Купалу, на седьмое июля)

23. Праздник какого цветка каждый год отмечают в феврале во французском городе Канны? (Мимоза)

24. Какой писатель в своей сказке заставил цвести подснежники в феврале? (Самуил Яковлевич Маршак, сказка «Двенадцать месяцев»)

25. В каком балете Петра Ильича Чайковского цветы танцуют вальс? («Щелкунчик»)

26. Название какого цветка с греческого языка переводится «звезда»? (Астра)

27. Название какого цветка происходит от латинского слова «меч»? (Гладиолус)

28. Свое название этот распространенный цветок получил в восемнадцатом веке от латинского слова «журавль». Что же это за цветок? (Герань)

29. Название какого цветка с греческого языка переводится как «золотой цветок»? (Хризантема)

30. Название какого цветка переводится с греческого как «жемчуг» или «перламутр»? (Маргаритка)

31. Какой цветок считается символом неприступности? (Эдельвейс)

32. Какой цветок получил свое название от головного убора, очень распространенного на Ближнем Востоке? (Тюльпан от тюрбан)

33. Какой цветок символизирует Англию? (Роза)

34. Как по-другому называется альпийская фиалка? (Дряква, цикламен)

35. Как в народе называют цветок «календула»? (Ноготок)

36. Как называли войну в Англии между Йорками и Ланкастерами? (Война Алой и Белой розы)

37. Какой цветок имеет второе название Касатик? (Ирис)

38. Какой цветок является символом Ирландии? (Клевер. С помощью этого цветка Святой Патрик, согласно легенде, объяснил триединство Святой Тро

ицы. Он взял листик цветка и показал: один лепесток - Бог-отец, другой - Бог-Сын, третий - Бог- Дух Святой)

39. Какой водный цветок почти все неправильно называют лилией? (Кувшинку)

40. Назовите хотя бы один цветок, у которого всего один лепесток. (Калла, Антуриум)

41. У людей какой профессии эмблемой являются два скрещенных мака? (Анестезиологи)

42. С какими цветами разгуливают монгольские мальчишки по соседним домам и поют:

«К вам в гости пришли цветы!

Поздравляем с Новой весной!»?

(С подснежниками. Хозяева одаривают ребятишек подарками и сладостями)

43. 9 ноября 1620 года корабль «Мэйфлауэр» высадил англичан-полигримов на американский берег на мысе Кейд-Код. Как переводится с английского название корабля? («Майский цветок»)

44. Для многих народов Европы 1 мая - это, прежде всего, Праздник нежнейших цветов. Каких? (Ландышей)

45. В Японии есть Праздник мальчиков. Какое второе, «цветочное», название он носит? (Праздник ирисов)

46. В Японии есть и Праздник девочек. Какое «цветочное» название носит он? (Праздник цветущего персика)

47. Какой цветок в Китае считается символом богатства и знатности? (Пион)

48. В Литве 4 марта отмечают праздник Козюкос, к которому изготавливают тысячи букетов из разноцветных бессмертников в обрамлении сухих колосьев и трав. Как называются эти букеты? (Вербы. Некоторые из них выше человеческого роста)

49. За что цветок «белая дрема» получил такое название? (Белая дрема красуется только ночью. Днем она стоит, опустив голову, словно дремлет)

50. Почему желтые розы называют чайными? (Чайные - значит «китайские», от английского «Chine» - Китай. Эти цветы там являются символами Пекина)

Викторина « Цветы – украшение нашей Земли»

Цели: Углубить и расширить знания детей о цветах,

научить их видеть прекрасное, воспитывать бережное отношение к природе.

Оформление : Стенд « Берегите цветы!»

Альбом « Цветы»

Учител ь: Цветы –украшение нашей Земли. Нет ничего на Земле прекраснее и нежнее цветов. Цветы помогают нам и в горести и в радости. Они поднимают настроение, заставляют улыбаться, делают нас добрее и чувствительнее.

Цветы, как люди, на добро щедры.

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Каких только цветов нет на Земле. Человек всегда старается окружить себя цветами. Наша викторина посвящена цветам!

(Вопросы викторины написаны на лепестках цветика – семицветика, ученик из одной команды срывает лепесток и вся команда отвечает

на вопросы)

)

1 лепесток « Какой это цветок?»

1. Царица цветов. (Роза)

2. Он желтым цветком распускается, после цветения сдувается (одуванчик)

3. Какой цветок связан со словом мед (медуница)

4. Белый лепесток, посередине желток (ромашка)

5. Голубенький, чистый этот цветок, а подле сквозистый, последний снежок. (Подснежник)

2 лепесток. « О чем говорят названия цветов?»

1. Почему мать- и –мачеха так называется?

2. Что означает название цветка Гладиолус? (меч)

3. В каком цветке встречается женское и мужское имя? (Иван да Марья)

4. В какие цветы, по легенде, превращаются русалки днем?

(в кувшинки)

5. Название какого цветка в переводе означает название головного убора? (тюльпан)

3 лепесток. « Полезные цветы»

1. Какие цветы лечат от сердечных болезней, но могут быть и ядом. (Ландыши)

2. Какие цветы и ее листья используют как лекарство от кашля?

(мать и мачеха)

3. Какие цветы используют для изготовления духов(роза. ландыш, сирень, нарцисс и др.)

4. Какие цветы используют для лечения глазных болезней? (василек)

5. Какие цветы от 99 болезней? (зверобой)

4 лепесток. Удмуртские названия цветов.

Переведите на удмуртский язык.

1. Василек – зангари.

2. Душица – пыштурын

3. Купальница – италмас

4. Одуванчик – унябей

5. Подснежник – кечсин.

5 лепесток. « Интересные цветы»

1. Самые большие цветы на земле (Раффлезия)

2. 2 буквы Л и 2 буквы И, в конце буква Я. (лилия)

3. Почему лютик называют лютиком? (от слова -лютый, потому что этот цветок – ядовитый)

4. Листья каких цветов могут удержать человека (Виктории – регии, водного растения растущего на реке Амазонке)

5. Какие цветы носят человеческие имена?

(Роза, вероника, василек, лилия, мальва, маргаритка)

6 лепесток. « Цветы в литературе»

1. Какой герой сказки жил в Цветочном городе? (Незнайка)Н. Носов

2. Из какого цветка появилась Дюймовочка?(Тюльпана)

3. В какой сказке есть такие слова: « Что ты, баба, белены объелась?»

(« Сказка о золотой рыбке») А. С. Пушкин

4. Какие слова произносила Женя в сказке « Цветик – семицветик»

(«Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг. возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по – моему вели!) В. Катаев

5. Назовите сказку, где в саду у чудища рос аленький цветочек?

7 лепесток. « Цветы символы»

(Вопросы 7 лепестка разгадывают обе команды. кто быстрее)

1. Какой цветок украшает герб Японии (хризантема)

2. Жрицы инков носили на груди золотую эмблему солнца в виде цветка. Какого? (подсолнуха)

3.На языке цветов роза означает – любовь, тюльпан – гордость, а какой цветок означает болтливость (колокольчик)

4. Какой « царский» цветок римляне прозвали просто « синенький»

(василек)

5. Какой цветок. согласно легенде, вырос из пылинки упавшей звезды?

(Астра)

Учитель: Понравилась вам викторина? Что вы узнали нового?

А сейчас последнее задание для команд- написать синквейн « Цветок»

(Пример: Цветок

Красивый, нежный

Цветет, пахнет, лечит

Как природа породила это чудо?

Украшение природы.

Учащиеся читают синквейны. Жюри подчитывает очки.)

Учитель : Ребята посмотрите на стенд. Здесь изображены цветы, которые уже занесены в Красную книгу и которые охраняются от массового сбора.

Ученики:

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенья цветов луговых.

нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо, дыша еле-еле

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели!

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Все: Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Игра-викторина для старших дошкольников «Распускаются цветы небывалой красоты»

Описание материала: Конспект НОД «Распускаются цветы небывалой красоты» с элементами викторины подготовлен и проведен с детьми старшего дошкольного возраста. Игра-викторина будет полезна воспитателям, логопедам и учителям начальной школы при рассмотрении темы «Цветы», так как охватывает широкий объем знаний воспитанников о цветах (луговые, садовые, комнатные).

Цель: Расширить и обобщить представления о мире цветов.
Задачи:
- Пополнить знания воспитанников новыми сведениями о цветах, окружающих нас (комнатные, садовые, полевые).
- Воспитывать интерес к разнообразию цветов, желание охранять их.
- Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, стремление замечать прекрасное в окружающей нас природе.

Предварительная работа:
- Наблюдения за цветущими растениями в помещении, на клумбах, на лугу;
-Посев семян однолетних цветов (космея, календула), наблюдения и уход за ними;
- Уход за комнатными растениями;
-Отгадывание загадок о цветах, чтение интересных сведений о цветах.

Материалы и оборудование:
- Комнатные цветы в горшках, 2 вазы с букетами полевых и садовых цветов, искусственные цветы, бумажные салфетки с изображением цветов (нарциссы, тюльпаны, подснежники);
- Конфеты «ромашки» и «ирисы»;
- Открытки и картинки с изображением цветов;
- Материал для оформления букетов.
Ход занятия

I Организационный момент
Дети входят в помещение, по предложению воспитателя садятся на стулья, которые стоят вокруг стола. На столе стоят 2 горшка с красиво цветущими комнатными растениями (герань и бальзамин) и 2 вазы: в одной букет полевых цветов, в другой – садовых.
Кроме того, на столе лежат открытки, картинки, бумажные салфетки с изображением цветов, а также искусственные цветы.

Воспитатель: Мы с вами собрались, чтобы поиграть. Наша игра-викторина называется «Распускаются цветы небывалой красоты». Из названия игры вы поняли, что говорить мы будем о цветах. Но у нас не просто игра, а игра-викторина. Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Это значит, что я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. За правильные ответы в конце игры вас ждет сюрприз.

II Основная часть
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки про цветы, а вы попытаетесь их отгадать:
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок -
И остался стебелек. (Одуванчик)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый;
Только жаль, что не душистый. (Василек)

Выросли звоночки в ряд,
Жалко только – не звенят.
Синие бутончики – это …(колокольчики)

Мы сплетем веночки летом Пробивается росток,
Для Оксаны, Маши, Светы, Удивительный цветок.
Для Аленки, двух Наташек, Из-под снега вырастает.
Все веночки из…(ромашек). Солнце глянет – расцветает
(подснежник)
Ежик в рощице у кочек Тот, кому уже семь лет,
говорит Мишутке: Скажет: «Школа, здравствуй!»
«Видишь синие цветочки?» У меня в руках букет -
Это…(незабудки) Праздничные…(астры)

Справка: Астра, по преданию, выросла из пылинки, упавшей со звезды. Греческое слово «астра» означает «звезда». Словно тонкие лучи, расходятся ее лепестки во все стороны. Астры бывают голубые, розовые, темно-красные.
Посмотрите картинки с изображением этих замечательных цветов.
А теперь найдите астры среди живых цветов. Какого они цвета?
(белые, синие).


Воспитатель : Хорошо.
Продолжим отгадывать загадки про цветы.
Посмотрите – у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка …(роза)

Он чуть-чуть похож на розу,
Но не занозишь занозу.
Распустился летом он.
Что за куст такой?...(пион)

Вот колючие кусты,
Лучше их не трогай ты.
Родственник красотки розы,
Затаил в шипах угрозу.
Хоть не кактус, не терновник,
Но колюч в саду… (шиповник)

Разукрашиваем летом
Клумбы, парки, цветники
Мы своим морковным цветом,
А зовемся… (ноготки)


Воспитатель : А как еще по-другому называют ноготки? (календула).
Правильно. Эти цветы мы с вами посеяли на клумбе, ухаживаем за ними и, надеюсь, скоро увидим их цветущими.

Воспитатель: Все цветы по месту произрастания можно разделить на 3 большие группы: комнатные, садовые и полевые. Посмотрите внимательно на цветы, которые стоят на столе и скажите, какие из них можно назвать комнатными? (герань, бальзамин)
Воспитатель : Правильно, эти цветы выращивают в комнате (в помещении). Как вы думаете, почему их выращивают только в помещении?
(потому что зимой на улице они замерзнут, погибнут).
Воспитатель: Верно. А какие цветы называют садовыми?
(цветы, которые люди выращивают в саду, на клумбах).

Воспитатель: Посмотрите на картинки, назовите знакомые вам садовые цветы (тюльпаны, петуньи, розы, астры, календула, бархатцы, флоксы, георгины).
Воспитатель: Хорошо. А полевые цветы, почему так называются?
(потому что они растут в поле).
Да, они растут в поле. Какие полевые цветы вы знаете? (варианты ответов). Назовите, опираясь на картинки (ромашки, васильки, одуванчики, незабудки, подснежники, ландыши).

Выполним гимнастику для глаз.

Не поворачивая головы, только глазами находите те, цветы, которые я назову.
Влево смотрим – незабудки,
Вправо – ландыши в цвету.
Вниз – ромашки, розы, астры.
Вверх – календулу найду.

Воспитатель: Итак, повторим еще раз: по месту произрастания цветы бывают … (комнатные, садовые, полевые).

Воспитатель: Перед вами на столе в двух вазах стоят цветы. Скажите, как называются срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу, обычно для того, чтобы подарить кому-нибудь или поставить в вазу?
(букет).
Воспитатель: Правильно. А теперь внимательно посмотрите на 2 букета, подумайте и скажите, какой из них состоит только из полевых цветов, а какой – из садовых? (дети рассматривают и называют).

Воспитатель: Обратите внимание: и в том, и в другом букете есть одинаковые цветы – ромашки. Почему, как вы думаете?
(Потому, что ромашки бывают садовые и полевые).

Воспитатель: Да, верно. Садовые ромашки крупнее, а полевые более мелкие. Давайте подготовим наши пальчики к работе и сделаем
Пальчиковую гимнастику «Цветы»
Текст Действия пальчиками
Наши красные цветки согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком
Распускают лепестки. пальцы расставляем в стороны
Ветерок чуть дышит, шевелим пальчиками
Лепестки колышет.
Наши красные цветки снова соединяем пальчики в «бутон»
Закрывают лепестки.
Головками качают, качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук
И тихо засыпают. соединенные кисти рук подкладываем под голову

Воспитатель: Вот, руки разогрелись и готовы к работе. А сейчас вы сами попробуете составить букеты. Подбирать цветы для букета можно по разным признакам: по размеру цветков, по сочетанию цвета, например, белый и красный цвет, синий и желтый, или можно в букет собрать одинаковые цветы, например, только ромашки или только одуванчики. Главное, чтобы ваш букет вам нравился, чтобы вам приятно было на него смотреть. И пусть ваши букетики будут небольшие, чтобы всем хватило цветов. Цветы для своих букетов берите из тех, что стоят на столе.

Практическая работа
Дети составляют букеты. Воспитатель наблюдает за работой, дает положительную оценку, находя что-то хорошее в каждом букете, помогает оформлять букеты.
Воспитатель: Все хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие чудесные букеты получились, у всех разные. Вам нравятся наши букеты? (нравятся, очень нравятся).
Воспитатель: Теперь послушайте последнюю загадку. Наверное, она для вас трудная, но интересная. Если не сможете отгадать, я вам помогу.

Я травянистое растение,
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)


Воспитатель: Это цветок ирис и конфета ирис. В словаре русского языка, который объясняет значение слов, написано: «Ирис – многолетнее травянистое растение с крупными яркими цветками. Ирис – сорт конфет в виде вязких кубиков шоколадного цвета». Ирис – это весенний цветок, он уже отцвел, поэтому я могу показать вам его только на картинке. А конфеты ирис выглядят вот так: (показ конфет в прозрачной упаковке).

Воспитатель: Сейчас устроим короткий «мозговой штурм». Соберитесь, слушайте внимательно:
- Какому цветку все народы во все времена отдавали свое предпочтение? (Розе).
- Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (Астра).
- Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, василек, лилия, маргаритка, иван-да-марья).
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием!

В некоторых странах определенные цветы стали национальным символом. В Голландии – это тюльпан, в Японии – хризантема. А какой цветок – символ нашей страны России? (Ромашка).
Воспитатель: 8 июля, в нашей стране отмечался замечательный праздник: День семьи, любви и верности. В этот день люди дарят друг другу ромашки как символ семьи, любви и верности, поэтому ромашка стала национальным цветком нашей страны.

III Заключительная часть
Воспитатель: Вот и подходит к концу наша викторина.
О чем мы с вами сегодня говорили? (о цветах, разгадывали загадки про цветы).
- Что нового вы узнали? (цветы бывают комнатные, садовые, полевые; у некоторых цветов человеческие имена; астра – это «звезда»…(и другие ответы).

Воспитатель: Наша игра называлась «викторина». А кто запомнил, что такое викторина? (варианты ответов).
- Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.
Наша викторина была на тему: «Распускаются цветы небывалой красоты» и говорили мы о цветах.

Сейчас я вам дам последнее маленькое задание: выкладываю перед вами салфетки. Посмотрите, какие рисунки изображены на салфетках?
(цветы нарциссы, тюльпаны, подснежники).