Отбор проб масла на харг. Хроматографический анализ газов

В этой статье мы расскажем о том, для чего нужен хроматографический анализ . В проблеме продления срока службы трансформаторных масел важную роль играют способы контроля их текущего состояния. Зная, как себя чувствует в данный момент изоляционная жидкость, можно своевременно принять решение о ее замене или восстановлении без опасных последствий для силового трансформатора и другого маслонаполненного оборудования.

Хроматографический анализ трансформаторного масла: как проводить?

Хроматографический анализ трансформаторного масла – один из самых эффективных методов ранней диагностики состояния изоляционных жидкостей. Он основывается на работе с растворенными газами, которые являются следствием разложения изоляции. Как правило, для проведения анализа необходимо определение таких газов, как водород, азот, кислород, этилен, ацетилен, оксид и диоксид углерода, метан. Чем качественнее выполнен хроматографический анализ, тем достовернее данные о состоянии изоляционной системы.

Впервые данный вид исследования был применен в 70-хх годах прошлого века в Англии. Первый опыт оказался успешным, поэтому далее хроматографический анализ начал использоваться в большинстве развитых стран.

Основные этапы хроматографического анализа трансформаторного масла:

  • отбор проб;
  • транспортировка отобранных проб в лабораторию;
  • выполнение подготовительных работ;
  • собственно хроматографический анализ;
  • работа с полученными результатами, выводы.

К преимуществам такого анализа относят возможность диагностики с высокой степенью достоверности развивающихся в трансформаторе дефектов, которые вызываются локальными перегревами и (или) электрическими разрядами. Одновременно с этим метод имеет и свои недостатки, которые выражаются в относительно большом времени измерений, существенных материальных затратах и потребности в химических реактивах. Наличие перечисленных недостатков пока не позволяет включить хроматографический анализ в программу экспресс-анализа трансформаторного масла.

Для получения как можно более достоверных результатов необходимо корректно выполнять отбор проб, проводить хранение и транспортировку проб в место проведения анализа.

Прибор для хроматографического разделения и анализа смесей веществ называется хроматографом . Хроматограф состоит из: системы ввода пробы, хроматографической колонки, детектора, системы регистрации и термостатирования, и приспособлений для приема разделенных компонентов. Хроматографы бывают жидкостными и газовыми, в зависимости от агрегатного состояния подвижной фазы. Чаще всего используют проявительную хроматографию.

Хроматограф работает следующим образом. Из баллона в хроматографическую колонку через регуляторы давления и расхода непрерывно подается газ-носитель с переменной либо постоянной скоростью. Колонка помещена в термостат и заполнена сорбентом. Температура поддерживается постоянной, и находится в пределах до 500°С.

Жидкая и газообразная пробы вводятся шприцем. В колонке происходит разделение многокомпонентной смеси на несколько бинарных смесей, в состав которых входит как газ носитель, так и один из анализируемых компонентов. В зависимости от того, насколько компоненты бинарных смесей сорбируемы, смеси поступают в детектор в определенном порядке. По результату детектирования фиксируется изменение концентрации компонентов на выходе. Происходящие в детекторе процессы преобразуются в электрический сигнал, затем записываются в виде хроматограммы.

За последние десять лет широкое распространение в электроэнергетике получил хроматографический анализ трансформаторного масла , показывающий хорошие результаты при диагностике трансформаторов, помогающий выявить растворенные в масле газы, и определить по ним наличие дефектов в трансформаторе.

Электромонтер просто отбирает пробу , доставляет ее в лабораторию, где работник химической службы выполняет хроматографический анализ, затем ему остается сделать правильные выводы из полученных результатов, и принять решение, стоит ли эксплуатировать трансформатор дальше или он нуждается в ремонте либо замене.

В зависимости от способа выделения из трансформаторного масла газов, есть несколько способов забора пробы. Далее рассмотрим два самых популярных способа.

Если выделение растворенных газов будет производиться посредством вакуума, то забор пробы производится в герметичные стеклянные шприцы 5 или 10 мл. На герметичность шприц проверяют так: оттягивая поршень до конца, втыкают конец иглы в пробку, надавливают на поршень, доводя его до середины шприца, затем погружают пробку с воткнутой в нее иглой, вместе со шприцем с вдавленным на половину поршнем, под воду. Если пузырьков воздуха нет, значит шприц герметичен.

В трансформаторе имеется патрубок для забора пробы масла. Патрубок очищают, сливают некоторое количество застоявшегося в нем масла, промывают маслом шприц и маслоотборное приспособление, затем берут пробу. Операция забора пробы выполняется в следующей последовательности. Тройник 5 с пробкой 7 соединяют с патрубком 1 при помощи трубки 2, а трубку 3 соединяют с краном 4.

Вентиль на трансформаторе открывают, затем открывают кран 4, сливают через него до 2 литров трансформаторного масла, затем закрывают. Иглу шприца 6 вводят насквозь в пробку 7 тройника 5, и заполняют маслом шприц. Открывают немного кран 4, выдавливают из шприца масло - это промывка шприца, данную процедуру повторяют 2 раза. Затем набирают пробу масла в шприц, вынимают его из пробки тройника, и втыкают в заранее подготовленную пробку.

Перекрывают вентиль трансформатора, снимают маслоотборную систему. Шприц маркируют, указывая дату, имя сотрудника, взявшего пробу, название объекта, маркировку трансформатора, место отбора масла (бак, ввод), затем помещают шприц в специальную тару, которую отправляют в лабораторию. Часто маркировку делают сокращенно, а расшифровку заносят в журнал.


Если планируется провести частичное выделение растворенных газов, то проба берется в специальный маслоотборник. Точность будет выше, но и объем масла потребуется больший, до трех литров. Поршень 1 изначально опускается на дно, барботер 2, оснащенный термодатчиком 3, при закрытом вентиле 4, вворачивается в отверстие 5, при этом вентиль 6 закрыт. Заглушка 8 запирает отверстие 7 на дне маслоотборника. Пробу берут из патрубка 9, закрытого пробкой, присоединенного к поддону трансформатора. Сливают 2 литра масла.

Трубку с накидной гайкой 10 присоединяют к патрубку. Штуцер с гайкой направляют вверх, позволяя маслу понемногу стекать, не более 1 мл в секунду. Выворачивают барботер 2, и штоком 11 нажимают на поршень 1 через отверстие 7, выводя его вверх. Перевернув маслоотборник, гайку 10 накручивают на отверстие 5 до тех пор, пока масло не перестанет подтекать.

Маслоотбойник заполняется трансформаторным маслом со скоростью пол литра в минуту. При появлении хвостовика 12 поршня 1 в отверстии 7, заглушку 8 устанавливают на место, на отверстие 7. Подачу масла перекрывают, шланг не отсоединяют, переворачивают маслоотборник, отворачивают штуцер 10, убеждаются, что масло доходит до патрубка 5, вворачивают барботер 2 на место, вентиль 4 должен быть закрыт. Маслоотборник отправляют в лабораторию для хроматографического анализа.

Пробы хранятся до анализа не более суток. Лабораторный анализ позволяет получить результаты, указывающие на отклонение содержания растворенных газов от нормы, в связи с чем электротехнической службой принимается решение о дальнейшей судьбе трансформатора.

Хроматографический анализ позволяет определить содержание в масле растворенных: углекислого газа, водорода, окиси углерода, а также метана, этана, ацетилена и этилена, азота и кислорода. Чаще всего анализируют наличие этилена, ацетилена и углекислого газа. Чем меньше количество анализируемых газов, тем меньшее разнообразие начинающихся повреждений выявляется.

На данный момент благодаря хроматографическому анализу возможно выявление двух групп повреждений трансформаторов:

    Дефекты изоляции (разряды в бумажно-масляной изоляции, перегревы твердой изоляции);

    Дефекты токоведущих частей (перегрев металла, разряды в масле).

Дефекты первой группы сопровождаются выделением окиси углерода и углекислого газа. Концентрация углекислого газа служит критерием состояния трансформаторов с открытым дыханием и азотной защитой трансформаторного масла. Определены критические значения концентрации, позволяющие судить об опасных дефектах первой группы, есть специальные таблицы.

Дефекты второй группы характеризуются образованием в масле ацетилена и этилена, и в качестве сопутствующих газов - водород и метан.

Дефекты первой группы, связанные с повреждением изоляции проводников обмоток представляют наибольшую опасность. Даже при небольшом механическом воздействии на место дефекта, уже может образоваться дуга. Такие трансформаторы в первую очередь нуждаются в ремонте.

Но углекислый газ может образовываться и по другим причинам, не связанным с повреждением обмоток, например причинами могут оказаться старение масла или частые перегрузки и перегревы, связанные с отказом системы охлаждения. Были случаи, когда в систему охлаждения по ошибке вместо азота подавали углекислый газ, поэтому важно учесть данные химического анализа и электрических испытаний, прежде чем делать выводы. Можно сравнить данные хроматографического анализа аналогичного трансформатора, работавшего в аналогичных условиях.

При диагностике, место повреждения изоляции будет темно-коричневого цвета, и отчетливо выделится на общем фоне целой изоляции. Возможны следы разряда на изоляции в виде ветвистых побегов.

Дефекты токоведущих соединений, расположенные вблизи твердой изоляции наиболее опасны. Рост концентрации углекислого газа свидетельствует о том, что затронута твердая изоляция, тем более при сравнении данных анализа для аналогичного трансформатора. Измеряют сопротивление обмоток, выявляют неисправность. Трансформаторы с данными дефектами, равно как и с дефектами первой группы, следует ремонтировать прежде всего.

В случае, если при нормальной концентрации углекислого газа превышены ацетилен и этилен, имеет место перегрев магнитопровода или частей конструкции. Такой трансформатор нуждается в капитальном ремонте в течение ближайшего полугода. Важно рассмотреть и иные причины, например связанные с нарушением работы системы охлаждения.

При ремонтном обслуживании трансформаторов с выявленными повреждениями второй группы, обнаруживают твердые и вязкие продукты разложения масла в местах повреждений, они имеют черный цвет. При возобновлении эксплуатации трансформатора после ремонта, скорый анализ, в течение первого месяца после ремонта, скорее всего покажет наличие ранее обнаруженных газов, однако концентрация их будет значительно ниже; концентрация углекислого газа возрастать не будет. Если концентрация станет возрастать, значит дефект остался.

Трансформаторы с пленочной защитой масла и другие трансформаторы, у которых по данным анализа предполагаемое повреждение твердой изоляции не подтвердилось, подвергают расширенному хроматографическому анализу растворенных газов.

Повреждение твердой изоляции, сопровождаемое частыми разрядами, - наиболее опасный вид повреждения. Если на него указывают два и более соотношений концентраций газов, дальнейшая эксплуатация трансформатора рискованна, и допускается лишь с разрешения изготовителя, при этом дефект не должен затрагивать твердую изоляцию.

Хроматографический анализ повторяют каждые две недели, и если на протяжении трех месяцев соотношения концентраций растворенных газов не изменяются, значит твердая изоляция не задета.

Скорость изменения концентрации газов также свидетельствует о дефектах. Ацетилен при частых разрядах в масле увеличивает свою концентрацию на 0,004 - 0,01% за месяц и более, и на 0,02-0,03% за месяц - при частых разрядах в твердой изоляции. При перегревах скорость роста концентрации ацетилена и метана снижается, в таком случае необходима дегазация масла и последующий анализ раз в пол месяца.

Согласно нормативам, хроматографический анализ трансформаторного масла необходимо проводить раз в пол года, а трансформаторы на 750 кВ нуждаются в анализе через две недели после ввода в эксплуатацию.

Эффективная диагностика трансформаторного масла посредством хроматографического анализа позволяет сегодня снизить количество работ по дорогостоящему обслуживанию трансформаторов во многих энергосистемах. Уже не нужно отключать сети для измерения характеристик изоляции, достаточно просто взять пробу трансформаторного масла.

Так, хроматографический анализ трансформаторного масла является на сегодняшний день незаменимым методом контроля дефектов трансформатора на самом раннем этапе их появления, он позволяет определить предполагаемый характер дефектов и степень их развития. Состояние трансформатора оценивается по концентрациям растворенных в масле газов и скорости их роста, сравнением их с граничными значениями. Для трансформаторов напряжением 100 кВ и выше такой анализ должен проводится не реже одного раза в полгода.

Именно хроматографические методы анализа позволяют судить о степени изношенности изоляторов, о перегревах токоведущих частей, о наличии электрических разрядов в масле. Исходя из степени предполагаемой деструкции изоляции трансформатора, на основании данных, полученных после серии анализов, можно судить о необходимости вывода трансформатора из эксплуатации и постановке на ремонт. Чем раньше будут выявлены развивающиеся дефекты, тем меньшим будет риск аварийного повреждения, и тем меньшим окажется объем ремонтных работ.

Хроматографический анализ газов в масле (ХАРГ) - один из наиболее чувствительных и точных методов оценки состояния маслонаполненного оборудования. Этот вид контроля давно и довольно широко используется в эксплуатации для диагностики состояния измерительных трансформаторов (ИТ) несмотря на то, что требования к выполнению этого анализа не включены в РД . Поскольку до настоящего времени отсутствуют российские нормативы граничного содержания газов в масле нормально работающих ИТ, заключение по результатам анализа в эксплуатации нередко дается на основании зарубежного опыта (Стандарт МЭК ) или российских норм для силовых трансформаторов и вводов РД . Такой подход представляется неправильным и необоснованным.

Поэтому установление граничных концентраций газов в масле работающих ИТ представляется авторам достаточно актуальной задачей. В настоящей статье обсуждаются результаты ХАРГ эксплуатируемых трансформаторов тока (ТТ) звеньевой конструкции типа ТФЗМ и трансформаторов (ТН) типа НКФ.

МЕТОДИКА

Для получения статистически значимых выборок данных авторами статьи был собран большой объем результатов ХАРГ при профилактическом контроле ИТ. В выборках представлены данные об ИТ, эксплуатируемых в различных климатических регионах, в том числе ОАО «Ленэнерго», МЭС Северо-Запада, Центра, Юга, сетевых предприятий Сибири, Урала и Дальнего Востока, Центрального региона. Расчет граничных значений проводился с помощью экспертно-диагностической информационной системы «Альбатрос», разработанной И.В. Давиденко, Уральский Политехнический институт, с программным модулем статистической обработки результатов ХАРГ согласно требованиям РД . В базу данных для расчета включалось по одному результату анализа при профилактическом контроле каждой единицы ИТ.

В отличие от РД – число интервалов для расчета было увеличено с 15 до 50; – в качестве граничных концентраций газового компонента в масле нормально работающих в эксплуатации ИТ рассматривались расчетные значения концентрации, соответствующие уровням интегральной функции распределения F = 0,90 или 0,95. Установленные таким образом значения граничных концентраций оказываются не превышенными у 90 или 95 % общего количества ИТ рассматриваемой группы. Данные, собранные отдельно по классам для каждого типа ИТ, группировались в выборки для расчета граничных концентраций вначале по отдельным предприятиям. Это позволило рассмотреть влияние региональных климатических условий на процессы, происходящие в изоляции, а также таких факторов, как особенности измерительного комплекса и парка оборудования.

Существенных отличиймежду граничными концентрациями для разных предприятий внутри групп по типам и классам ИТ обнаружено не было. Это позволило объединить выборки по предприятиям в каждой группе в одну расчетную выборку. Для подтверждения диагностической ценности установленных граничных концентраций газов были рассмотрены случаи забракованных в эксплуатации и аварийных ИТ с дефектами, известными по результатам разборки. Диагностика состояния по результатам ХАРГ проводилась по методике, включающей различные диагностические критерии, в том числе с использованием граничных концентраций газов. Газ с максимальным отношением измеренного и граничного значений считался основным, остальные газы с отношениями измеренного и граничного значения больше единицы считались газами с высоким содержанием. Вид развивающегося дефекта определялся по сочетанию основного и характерных газов . Полученные диагнозы сопоставлялись с результатами разборки ИТ и/или с результатами измерения других характеристик изоляции.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты расчета граничных концентраций для ТТ звеньевой конструкции типа ТФЗМ (старое название ТФНД) 220 и 500 кВ по объединенным выборкам представлены в табл. 1. Как видно из табл. 1, у этих двух выборок граничные значения всех газов довольно близки. (Необходимо отметить, что данные по ТФЗМ-500 имелись лишь для нижних блоков). С учетом того, что типа ТФЗМ-500 выпускаются в двухступенчатом исполнении (2 блока по 220 кВ), то есть конструкция изоляции у них одинакова, эти две выборки были объединены.

Результаты расчета для объединенной выборки 528 единиц представлены в последней строке табл.

1. Результаты расчета граничных значений содержания газов в масле ТФЗМ-110 представлены в табл.

2. У этих ТТ обращают на себя внимание высокие значения граничных концентраций некоторых газов. А именно, граничные концентрации водорода Н2, метана СН4 и этана С2Н6 у ТФЗМ класса 110 кВ на два порядка выше, чем у ТФЗМ классов 220 и 500 кВ, хотя граничные значения остальных газов низкие и близки к ТФЗМ других классов напряжения.

Если учесть, что в обоих случаях речь идет о негерметичной конструкции (со свободным дыханием), то трудно объяснить, почему высокие концентрации имеют место для газов с малой растворимостью в масле: водорода и метана. При этом достоверность результатов анализа не вызывает сомнений, поскольку на тех же предприятиях, на которых получены высокие граничные концентрации газов для ТФЗМ-110, граничные концентрации у ТТ других типов и классов гораздо ниже. Можно предположить, что это явление связано с какими-то особенностями конструкции или недостатками технологии изготовления ТФЗМ 110 кВ. Так, объем масла в ТФЗМ 110 кВ почти в 7 раз меньше, чем в ТФЗМ 220 кВ (сравним соотношение объемов в других конструкциях ТТ соседних классов напряжения. Например, у ТТ типа ТФРМ 330 кВ масса масла меньше, чем у ТФРМ 500 кВ всего в 1,2 раза). Возможно, именно малый объем масла и оказывает влияние на повышение концентраций газов у ТФЗМ 110 кВ, однако это касается только трех газов.

С другой стороны, хотя расчет граничных значений для ТФЗМ 110 кВ был выполнен по статистически значимому количеству единиц (467), работающих на многих предприятиях и в разных климатических регионах, на самом деле число работающих в ФСК и энергокомпаниях ТФЗМ 110 кВ намного больше. Не исключено, что при более широком охвате парка ТФЗМ-110 хроматографическим анализом можно ожидать некоторого снижения этих значений. Этот вопрос требует дальнейшего изучения, поэтому в настоящее время полученные для ТФЗМ 110 кВ граничные значения можно рекомендовать как справочные. Результаты расчета граничных концентраций газов в масле ТН типа НКФ по классам (уровни F = 0,90 и 0,95) представлены для сравнения в табл. 3.

Объемы выборок по классам представлены в единицах ТН, а для классов 220-500 кВ (поскольку это блочная конструкция и пробы масла на анализ берутся из каждого блока) дано и количество блоков 110 кВ. Из табл. 3 видно, что при достаточно представительных объемах выборок граничные концентрации газов у ТН разных классов достаточно близки между собой. Это позволяет объединить их вобщую выборку, тем более с учетом одинаковой конструкции блоков. Результаты расчета граничных значений для суммарной выборки ТН 110-500 кВ типа НКФ объемом 1291 блок (814 единиц) представлены в последней строке табл.3. Следует отметить, что расчетные значения концентраций углеводородных газов для ИТ (кроме ТФЗМ 110 кВ) на уровнях F=0,9 и 0,95 различаются примерно в 2-3 раза, причем они значительно ниже граничных концентраций для , установленных при F = 0,9. В связи с этим авторы считают, что для ТФЗМ 220-500 кВ и НКФ 110-500 кВ следует принять в качестве граничных значения концентраций, соответствующие интегральной функции распределения F = 0,95, по крайней мере, по двум причинам.

Использование расчетных значений концентраций газов в качестве граничных для нормально работающих ИТ предполагает постановку на учащенный контроль всего оборудования, в котором имеет место превышение нормативов даже по одному из газов. Применение граничных концентраций на уровне F = 0,9 привело бы к значительному количеству оборудования, подлежащего учащенному контролю (до 30 %). Учитывая то обстоятельство, что для отбора пробы масла на ХАРГ из ИТ, в отличие от силовых трансформаторов, необходимо их отключение, применение граничных концентраций на уровне F = 0,95 сократит количество необоснованных отключений. Известно, что публикация МЭК-61464 1998 г. рекомендует для трансформаторных вводов использовать в качестве граничных значения на уровне F = 0,95 (такой же поход для ТТ с изоляцией конденсаторного типа принят в Португалии ), что значительно уменьшает число объектов, подлежащих дополнительному контролю.

Расчетные значения концентраций для ИТ (за исключением ТФЗМ 110 кВ) на уровне F = 0,9 близки к пределам обнаружения. Чем ниже измеренная концентрация газа в масле, тем больше погрешность ее определения. Согласно РД , относительная погрешность анализа при содержании газов в масле ниже 10 мкл/л составляет более 50 %. Применение для оценки состояния оборудования результатов анализа с такой погрешностью может привести к отказу в работе, то есть снизить эффективность контроля. ТТ типа ТФЗМ 110 кВ представляют особый случай, для них предлагается использовать граничные концентрации 90 %-ного уровня, как уже отмечалось, в качестве справочных. Если сравнить результаты расчета граничных концентраций 95 %-ного уровня для ИТ типа ТФЗМ 220500 кВ и ТН типа НКФ 110-500 кВ (см. табл. 4), то видно, что у этих двух групп ИТ граничные концентрации близки. Это позволяет объединить их. Результаты расчета для объединенной группы представлены в последней строке табл. 4. Для подтверждения диагностической ценности полученных значений граничных концентраций газов в масле нормально работающих ИТ было проанализировано 12 случаев забракованных в эксплуатации и аварийных ИТ с дефектами, известными по результатам разборки (6 единиц ТТ типа ТФЗМ и 6 единиц ТН типа НКФ).

Рассмотрим два примера отбракованных ТТ типа ТФЗМ 110 кВ, результаты ХАРГ которых представлены в табл. 5. Значения содержания газов, превышающие граничные концентрации, выделены жирным шрифтом. Гистограммы рис. 1 и 2 показывают отношения измеренных значений каждого газа к граничным концентрациям.

Из табл. 5 и рис. 1 видно, что имеет место превышение граничных концентраций газов СН4, С2Н6 и СО2. По характерному составу газов (С2Н6 - основной газ, СН4 - характерный газ с высоким содержанием ), характер развивающегося повреждения диагностируется как слабый нагрев (t ? 300-400 oC), что согласуется и с повышенным содержанием СО2. При разборке ТТ был выявленослабленный контакт на шпильке заземления обмотки низкого напряжения, что подтверждает правильность поставленного диагноза.

Из табл. 5 и рис. 2 видно, что имеет место превышение граничных концентраций газов С2Н2 и С2Н4. По характерному составу газов: С2Н2 - основной газ, С2Н4 - характерный газ с высоким содержанием , характер развивающегося повреждения диагностируется как дуговой разряд. При осмотре выявлен обрыв первичной обмотки от обмоткодержателя, что совпадает с поставленным диагнозом. Приведенные примеры подтверждают, что установленные для ТФЗМ-110 кВ граничные концентрации можно использовать в качестве справочных. Рассмотрим два примера отбракованных ТН типа НКФ 110 кВ. Результаты ХАРГ представлены в табл. 6. Значения, превышающие граничные концентрации, выделены жирным шрифтом. Гистограммы рис. 3 и 4 показывают отношения измеренных значений каждого газа к граничным концентрациям.

НКФ-110 кВ был снят по результатам ХАРГ. Из табл. 6, первая строка, и рис. 3 видно, что содержание газов С2Н4, С2Н6 и С2Н2 превышает граничные концентрации, причем С2Н2 - основной газ, С2Н6 и С2Н4 - характерные газы с высоким содержанием. По результатам ХАРГ можно диагностировать искровой разряд, сопровождающийся нагревом до 300 oC. При обследовании ТН было установлено, что омическое сопротивление нулевого вывода обмотки ВН изменилось более чем на 10 %. При разборке был обнаружен плохой контакт в нижней части обмотки ВН. Таким образом, применение ХАРГ для диагностики позволило своевременно обнаружить дефект.

Пример 4.

НКФ 110 кВ был поставлен на учащенный контроль по результатам ХАРГ, представленным в табл. 6, вторая строка. Из табл. 6 и рис. 4 видно, что содержание С2Н6, СО и СО2 превышает граничные значения, причем С2Н6 и СО2 - основные газы, СО - характерный газ с высоким содержанием. По характер развивающегося повреждения диагностируется как нагрев до 300 oC бумаги и масла. Установлено, что до отбора пробы ТН подвергался феррорезонансным перенапряжениям, следствием которых был нагрев обмотки ВН и усиленное старение изоляции. Приведенные примеры подтверждают диагностическую ценность предложенных нормативных значений и целесообразность использования ХАРГ для оценки технического состояния ИТ. Для сравнения в табл. 7 даны предложения и рекомендации разных стран по граничным для нормально работающих маслонаполненных ИТ и силовых трансформаторов и браковочным концентрациям газов.

1. Установленные для отечественных ИТ граничные концентрации газов в масле значительно ниже рекомендуемых Стандартом МЭК для ИТ и РД для силовых трансформаторов.

2. Граничные концентрации газов в масле для ТТ типа ТФЗМ классов 220 и 500 кВ и для ТН типа НКФ классов 110-500 кВ близки между собой. Проведенные расчеты показали возможность объединения этих групп ИТ. Для них предложены единые нормативные значения граничных концентраций газов на уровне интегральной функции распределения F = 0,95.

3. Граничные концентрации водорода, метана и этана в масле для ТТ типа ТФЗМ-110 кВ по результатам расчета оказались примерно на два порядка выше, чем у остальных ТФЗМ. Они рассчитаны на уровне интегральной функции распределения F = 0,90 и предлагаются в качестве справочных. Вопрос о нормативных граничных концентрациях газов в масле нормально работающих ТФЗМ110 кВ требует дополнительного изучения.

4. Влияния региональных климатических условий на значения граничных концентраций газов в масле ИТ не выявлено.

5. Использование граничных значений для оценки состояния ИТ и своевременного принятия решения о мероприятиях по обслуживанию оборудования повысит надежность эксплуатации. Для обеспечения безаварийной эксплуатации ИТ недостаточно располагать только нормативными значениями граничных концентраций газов в масле.


Необходимо решить еще целый ряд вопросов, в том числе должны быть определены:

Опасные скорости нарастания газов в масле ИТ; периодичность повторного анализа газов в зависимости от уровня содержания и скорости нарастания газов;

Признаки характера повреждения, для чего надо установить связь между результатами ХАРГ и дефектами, выявленными в результате разборки;

Объем дополнительных измерений и эксплуатационных мероприятий в зависимости от характера предполагаемого дефекта;

Метрологические требования к методике проведения хроматографического анализа для оценки состояния измерительных трансформаторов. Все эти вопросы должны быть учтены при разработке РД или отраслевого стандарта.

Хроматографический анализ газов растворенных в масле, является специальным методом, служащим для обнаружения повреждений и дефектов конструктивных узлов электрооборудования, но практически не информирующем о качестве и состоянии самого масла. Хроматографический анализ (ХАРГ) позволяет:

  • отслеживать развитие процессов в оборудовании,
  • выявлять дефекты на ранней стадии их развития, не обнаруживаемые традиционными способами,
  • определять предполагаемый характер дефекта и степень имеющегося повреждения
  • ориентироваться при определении места повреждения.
Для оценки состояния маслонаполненного оборудования используются газы: водород (Н2), метан (CH4), этан (C2H6), этилен (C2H4), ацетилен (С2Н2), угарный газ (CO), углекислый газ (CO2). Кроме этого, всегда присутствуют кислород и азот, а их концентрация изменяется в зависимости от герметичности корпуса трансформатора и могут выделяться такие газы как пропан, бутан, бутен и другие, но их исследование в диагностических целях не получило широкого распространения.

Состояние оборудования оценивается сопоставлением полученных при анализе количественных данных с граничными значениями концентрации газов и по скорости роста концентрации газов в масле. Важно различать нормальные и чрезмерные объемы газа. Нормальное старение или газовая генерация изменяется в зависимости от конструкции трансформатора, нагрузки и типа изоляционных материалов.

В заимосвязь основных газов и наиболее характерных видов дефектов.

Водород (Н2) Дефекты электрического характера: частичные разряды, искровые и дуговые разряды
Метан (CH4) Дефекты термического характера: нагрев масла и бумажно-масляной изоляции в диапазоне температур (400-600)°С
или нагрев масла и бумажно-масляной изоляции, сопровождающийся разрядами;
Этан (C2H6) Дефекты термического характера: нагрев масла и бумажно-масляной изоляции в диапазоне температур (300-400)°С;
Этилен (C2H4) Дефекты термического характера: нагрев масла и бумажно-масляной изоляции выше 600°С
Ацетилен (С2Н2) Дефекты электрического характера: электрическая дуга, искрение
У гарный газ (CO) Дефекты термического характера: старение и увлажнение масла и/или твердой изоляции;
Углекислый газ (CO2) Дефекты термического характера: старение и увлажнение масла и/или твердой изоляции;
нагрев твердой изоляции


Дефекты трансформаторов, определяемые с помощью хроматографического анализа:

Наименование дефектов

Основные газы Характерные газы
Перегревы токоведущих соединений

С 2 Н 4 - в случае нагрева масла
и бумажно-масляной
изоляции выше 600°С

Н 2 , С Н 4 и С 2 Н 6

- нагрев и выгорание контактов переключающих устройств;
- ослабление и нагрев места крепления электростатического экрана;
- обрыв электростатического экрана;
- ослабление винтов компенсаторов отводов НН;
- ослабление и нагрев контактных соединений отвода НН и шпильки проходного изолятора;
- лопнувшая пайка элементов обмотки: замыкание параллельных и элементарных проводников обмотки и др

С 2 Н 2 - в случае перегрева масла,
вызванного дуговым разрядом.

Перегревы элементов конструкции остова.
- неудовлетворительная изоляция листов электротехнической стали;
- нарушение изоляции стяжных шпилек или накладок, ярмовых балок с образованием короткозамкнутого контура;
- общий нагрев и недопустимый местный нагрев от магнитных полей рассеяния в ярмовых балках, бандажах,
рессующих кольцах и винтах;
- неправильное заземление магнитопровода;
- нарушение изоляции амортизаторов и шипов поддона реактора, домкратов и прессующих колец
при распрессовке и др.
Частичные разряды Н 2 СН 4 и С 2 Н 2
с малым содержанием
Искровые и дуговые разряды Н 2 или С 2 Н 2 СН 4 и С 2 Н 2
с любым содержанием
Ускоренное старении и/или увлажнение твердой изоляции СО и СO 2
Перегрев твердой изоляции СO 2

Для получения объективных результатов хроматографического анализа трансформаторного масла необходимо квалифицированно произвести отбор проб из маслонаполненного оборудования. Более подробные требования по отбору проб трансформаторного масла представлены в разделе Отбор проб масла