Реформы и революции. Социальные изменения

Понятием «социальные изменения » обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.

Формы социальных изменений:

Эволюция в широком смысле – это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, т.е. Революции .

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда - это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией . Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально "перепахивают" людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья.

От других форм социальных изменений революции отличаются особенностями. 1. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов. 2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества. 3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса. 4. По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно. 5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего. 6. Они, как правило, опираются на насилие.

Социальная модернизация . Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития Западных стран, также предполагали модернизацию. «Модернизация» в этом смысле означает достижение определенных «мировых стандартов» или «современного» уровня развития.

40КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Социальные процессы тесным образом связаны с изменениями в обществе. Так, любой прогресс может рассматриваться как социальный процесс, состоящий из определенного количества социальных и культурных изменений.

Под социальным процессом будем понимать совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий. Процессы, протекающие в обществе, крайне многообразны.

Например, существуют глобальные процессы (гибели, зарождения и т.д.), процессы, касающиеся определенных видов человеческой деятельности, и многие другие.

Из всего многообразия социальных процессов целесообразно выделить те процессы, которые являются универсальными и постоянно присутствуют во всех или многих видах человеческой деятельности. К таким процессам можно отнести процессы кооперации, конкуренции, приспособления, ассимиляции, мобильности, конфликта и т.д.

Одними из наиболее важных процессов в человеческом обществе являются процессы кооперации и конкуренции .

В ходе процессов кооперации члены общества или социальной группы строят свои действия таким образом, чтобы способствовать достижению как своих целей, так и целей других индивидов. Природа процесса кооперации кроется в социальной природе человека, совместные действия людей были необходимым условием выживания каждого члена социальной группы. В основе любого процесса кооперации лежат согласованные действия людей и достижение общих целей. Для этого необходимы также такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Главный смысл кооперации заключается в обоюдной пользе. Большое значение для успешной кооперации имеет способность отдельных личностей включаться в кооперативные взаимосвязи с другими людьми. Каждая современная организация включает в себя управленческие действия по созданию приемлемых условий кооперации между членами этой организации.

Конкуренция представляет собой попытку достижения большего вознаграждения путем отстранения или опережения соперника, стремящегося к идентичным целям. Конкуренция, как правило, протекает в условиях дефицита ресурсов или неравного распределения ресурсов между членами общества. В связи с этим конкуренция представляет собой один из методов распределения вознаграждения в современном обществе. Конкуренция может проявляться как на личностном уровне, так и носить безличный характер. Этот coциальный процесс основан на том факте, что люди всегда стремятся удовлетворить свои желания в более полной мере. Современное общество пытается вырабатывать определенные правила, в которых должна протекать конкурентная борьба. Если правила конкурентной борьбы отсутствуют, конкуренция может легко превратиться в социальный конфликт, что в значительной степени затрудняет управление социальным процессом.

Социальные движения: способы их изучения
Особый вид социальных процессов составляют социальные движения. По определению американского социолога Р. Тернера, социальное движение представляет собой совокупность коллективных социальных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе.

Это определение объединяет широкий круг социальных движений, включая религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др. Таким образом, даже по своему определению социальные движения отличаются от социальных институтов или организаций.

При изучении социальных движений ученые исследуют:
условия развития и распространения социальных движений, которые включают культурные течения в обществе, степень социальной дезорганизации, социальную неудовлетворенность условиями жизни; структурные предпосылки возникновения социальных движений;
виды и особенности социальных движений в зависимости от специфики группы или общества, а также характера изменений, происходящих в обществе;
причины вовлечения личности в социальные движения, включая такие явления как мобильность, маргинальность личности, социальная изоляция личности, изменение личностного социального статуса, потеря семейных связей, личностная неудовлетворенность.

В современном обществе любые крупные социальные изменения сопровождаются созданием и последующей деятельностью социальных движений. Имени благодаря социальным движениям многие изменения были приняты в обществе и поддержаны значительной частью членов общества или социальных групп.

41 Социализация личности

1. Понятие «социализация» является одним из ключевых в работе организатора работы с молодежью. Он широко используется в философии, психологии, социологии и педагогике. Однако однозначного определения не выработано.

Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе.

В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, навыки социального взаимодействия.

Можно говорить о социализированной и десоциализированной личности.

Социализация – двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, с другой – он активно воспроизводит систему социальных связей, преобразуя и социальную среду, и себя самого.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но преобразует его в собственные ценности, установки, позиции.

Социализация начинается по сути с момента рождения и продолжается всю жизнь, так как человек переходит из одной социальной группы в другую (безработные, беженцы, пенсионеры).

Социализация одновременно типична и единична:

Социализация в той или иной социальной группе протекает похоже,

На социализацию влияет индивидуальная специфика человека.

Понятие «социализация» не подменяет понятия «воспитание», «развитие личности» и т. п., хотя они стоят достаточно близко. По Мудрику Анатолию Викторовичу, социализация – более широкое понятие, чем воспитание. Воспитание – процесс педагогически организованного, целенаправленного влияния на человека. По Андреевой Галине Михайловне, социализация ближе в развитию личности, чем к воспитанию. К социализации примыкает понятие социально-психологической адаптации как приспособления личности к изменениям среды, овладения ролью в иной социальной ситуации. Это один из механизмов социализации.

2. Структура социализации:

Широта, т. е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность; определяет, насколько социально зрелой и развитой является личность.

3. Социализация личности осуществляется в результате ее включения в различные социальные группы, взаимодействие с другими людьми и приобретение соответствующих умений. Поэтому исходной для социализации является наличие у человека потребности в общении.

Три основные сферы, в которых происходит социализация:

Деятельность (происходит выбор видов деятельности, их иерархия, выделение ведущего вида, освоение соответствующих ролей),

Общение (неразрывно связано с деятельностью, усложняются диалоговые формы, вырабатывается умение ориентироваться на партнера, адекватно его воспринимать),

Самосознание (становление образа Я – «Я-концепции»).

4. Главный критерий социализированности – не степень приспособленчества, конформизма, а степень независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Главная цель социализации – в удовлетворении потребности в самоактуализации (Абрахам Маслоу), в развитии способностей, а не в нивелировке личности.

5. Стадии социализации

По Фрейду:

Первичная (оральная, анальная и фаллическая),

Маргинальная (промежуточная) – социализация подростка, псевдоустойчивая по сути,

Устойчивая – связана со стабильным положением в обществе, обретением определенного статуса и набора ролей,

Последняя – сопряжена с утратой статуса и ряда ролей, связана с дезадаптацией.

Ранняя (до школы),
- стадия обучения,

Трудовая,

Послетрудовая (дискуссия: десоциализация?), по Эрику Эриксону – стадия зрелости, когда человек может обрести мудрость.

По Лоренсу Кольбергу:

Доконвенциональный уровень морального развития (до 7 лет) – поведение определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение,

Групповой (около 13 лет) – поступок оценивается с точки зрения референтной группы,

Постконвенциональный (достигают лишь 10% детей старше 16 лет) – проявляется общечеловеческий уровень идентичности.

6. Факторы социализации личности принято разделять на макро- (обусловленные проживанием в больших общностях – страна и т. п.), мезо- (нация, регион, село или город) и микрофакторы (малые группы), отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и другие особенности развития личности.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системе общественных норм и ценностей, называют институтами социализации:

Школа (в широком смысле – вся система образования),

Для взрослых – трудовой коллектив,
- неорганизованная среда (от «уличных» явлений до телевидения),

Общественные объединения разного рода,

Иногда выделяют еще и систему досуга – учреждения культуры. (??)

Влияние исторического этапа на социализацию (Гумилев Лев Николаевич).

7. Особенности социализации в условиях общественного кризиса, при нарушении «идеологической целостности» (Эрик Эриксон).

42Место России в мировом сообществе

Проблема самоопределения России, поиска ею своего места в мире не нова. Всякий раз, когда Россия оказывалась на пороге пе­ремен, возобновлялись и разгорались интеллектуальные споры о ее будущем развитии.

Вопрос о месте России в мире традиционно был по существу вопросом ее геополитической и цивилизационной самоидентифи­кации. Проблемароли России в мире обсуждалась на основе характери­стик внутреннего состояния российского общества и отражалась в оппозиции пессимистических и оптимистических прогнозов отно­сительно ее статуса в мировом сообществе: мировая держава или региональное государство, иначе говоря, субъект или объект миро­вого развития.

Современный тур дискуссий, начавшийся вместе с «перестрой­кой» в середине 80-х годов прошлого века, пошел по традицион­ным российским линиям: в вопросе о месте России в современном мире обозначились западники, антизападники и евразийцы; в вопросе о статусе - сторонники мирового и регионального позицио­нирования.

Позиция антизападников исходит из представлений о культурной «самобытности» России и представляет собой видение ее дальней­шего развития с опорой на собственные силы - путь автаркии, т.е. существования системы только за счет внутренних ресурсов. Имен­но автаркия Советского Союза воспрепятствовала динамичному и инновационному развитию его экономики и способствовала его ос­лаблению, в противостоянии с Западом. В условиях глобализации закрытость почти невозможна, а с учетом нашего исторического опыта этот путь совершенно бесперспективен.

«Западники» или «восточники» мыслят развитие России в преде­лах региональных группировок - Европейского Союза или Азиат­ско-Тихоокеанского экономического сообщества. Сегодня поста­новка вопроса о месте России в мире только в линейно-плоскостной дихотомии «Запад-Восток» устарела. По сути Россия сохраняет объективную геополитиче­скую потенцию оси, то есть системообразующего начала для новой группировки множества стран и народов. К тому же, какими бы ни были сильными европейский или азиатский региональные союзы, они не смогут безболезненно для себя освоить российскую мас­штабность и разнородность.

Евразийцы исходят из особого цивилизационного начала России как синтеза европейских и азиатских факторов развития и мыслят ее будущее в обширном пространстве континентального блока стран Европы и Азии. Россия - уникальная евразийская цивилиза­ция, соединяющая в себе Восток и Запад, а посредством Востока и Запада - и весь мир. Объективно, геополитически и цивилизационно России уготовлена осевая, объединяющая, глобальная роль.

Объективные возможности глобализации создают среду, в кото­рой в полной мере может быть реализован геополитический, эко­номический, культурный и, что очень важно, субъектный потенциал России в современном мировом развитии. Но у России сейчас очень много проблем внутреннего развития.

С позиции мир-системного подхода Россия по различным пока­зателям присутствует сейчас во всех трех структурах мира-системы.Исходя из исторической традиции и законов политической инерции, учитывая территориальный масштаб страны (10 % терри­тории Земли), ее мощный ядерный потенциал, высокие интеллек­туальные возможности, Россию включают пока в круг великих дер­жав, то есть, в мировое «ядро». Есть и внешние атрибуты этой при­надлежности: Россия - постоянный член Совета Безопасности ООН, участник саммитов «Россия - ЕС», часть «Большой Вось­мерки», член Совета «Россия - НАТО», есть продвижение к вступ­лению в ВТО (Всемирную торговую организацию).По экономическому потенциалу, по качеству жизни, экономи­ческого и социального развития Россия занимает сейчас 64-е место в мире (СССР занимал 35-е место). Эти критерии позиционируют Россию ближе к нижней части полупериферии.По параметрам представительства в глобальном экономическом и информационном пространстве Россия находится пока в третьей, периферийной структуре мира-системы.Вместе с тем, эта реальная позиция очень сильно не совпадает с нереализованным потенциалом России. Россия - одна из богатейших держав мира. По расчетам Гос­комстата РФ и РАН, национальное богатство России составляет 340-380 трлн долл., и на душу населения национальных богатств здесь в два раза больше, чем в США, и в 22 раза больше, чем в Японии. В России сосредоточено более 21 % мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе 45 % мировых запасов природного газа, 13 % нефти, 23 % угля. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли - на 80 % больше, чем в Финляндии, на 30 % больше, чем в США.У России богатый интеллектуальный потенциал. Треть всех ве­личайших научных открытий XX в. сделана учеными бывшего СССР и России. У России богатейшие культурные традиции. Из трех при­знанных величайших вершин развития человеческой цивилизации (Классическая Греция, Итальянское Возрождение) одна неразрывно связана с Россией и правомерно носит название «Русский XIX век».

Решающим условием включения России в процессы глобализа­ции является успешное решение ее внутренних проблем. Чтобы сделать весь свой потенциал функциональным, России уже сейчас важно ориентироваться на инновационное, а не догоняющее разви­тие.

Введение

Реформы и революции -- две главные формы социального развития и социального изменения общества. Они подразделяются на несколько видов, различающихся сферой применения, характером, продолжительностью, масштабом. Мы рассмотрим основные понятия и определения и принципиальные различия.

Социальные изменения

Понятие социальные изменения является исходным для описания динамических процессов, происходящих в обществе. Это понятие не содержит оценочного компонента и охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности. В самом широком смысле под социальными изменениями понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:

структурные социальные изменения (касающиеся структур различных социальных образований - семьи, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев и т.д.);

процессуальные социальные изменения (затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий);

функциональные социальные изменения (касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.);

мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности; так, при формировании рыночной экономики существенно меняются интересы и мотивационные установки значительных слоев населения).

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.

Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества. Они могут охватывать все сферы жизнедеятельности общества - экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.

Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с предшествующей социальной эволюцией), сторонние, коренные изменения общества. Революционные образования носят скачкообразный характер и представлю собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Социальная революция - предмет острых дискуссий и споров в социологии и других общественных науках. Большинство социологов видят в ней социальную аномалию, отклонение естественного хода истории. В свою очередь марксисты рассматривают революции как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества.

В целом, это две различные, но необходимо взаимосвязанные, сопряженные стороны социального развития. Революционные, качественные изменения развитии общества столь же закономерны и неизбежны, как эволюционные, количественные. Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий данной эпохи и данной страны. Современный опыт показывает, что в развитых странах многие социальные проблемы, порождавшие в прошлом революционные выступления, успешно решаются на путях эволюционного, реформаторского развития.

В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне.

В обществе наблюдаются политические, экономические, социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, экономический рост чередуется с экономическим спадом, за повышением уровня благосостояния населения следует его снижение и т.д.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. В качестве примера можно привести периодическую смену у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. Примером волновых процессов может служить цикл технологических инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических социальных изменений. Он предполагает изменение по формуле: <повторение старого на качественно новом уровне>.

Кроме циклических изменений, происходящих в рамках ной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Этот подход нашел отражение в т.н. цивилизационном подходе (Н.Я. Данилевский (1822-1885), О. Шпенглер (1880-1936) и А. Тойнби (1889-1975). В теориях культурно-исторических типов делался акцент на многолинейности развития естественных социокультурных систем как особых цивилизаций. Любая цивилизация имеет свой жизненный цикл и проходит в своем развитии четыре основные фазы: зарождение, становление, расцвет и упадок. При этом каждый культурно-исторический тип призван внести собственный своеобразный вклад в развитие человечества.

В настоящее время социологи также подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов. Они подчеркивают, что общество может изменяться самым неожиданным образом. Это происходит, когда социальная система может восстановить свое равновесие с помощью прежних механизмов, а инновационная активность масс стремится выйти за рамки всех институциональных ограничений. В результате возникает ситуация, когда перед обществом встает проблема выбора из множества вариантов социального развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состояние общества, называется социальной бифуркацией, которая означает непредсказуемость логики общественного развития.

Таким образом, переход общества из одного состояния в другое не всегда носит детерминированный характер.


Революция как форма социальных изменений.
Эволюционные изменения. Социальные реформы.

План.
1.Введение.
2.Социальные изменения.
3. Революция как форма социальных изменений.
4. Эволюционные изменения.
5. Социальные реформы.
6. Заключение.

1.Введение.
Общество может изменяться самым неожиданным, непредсказуемым образом. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развивается прогрессивно. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия труда вытесняются машинами, их место заменяют автоматизированные комплексы. Меняются образ и уровень жизни населения, благоустраиваются города, превращаясь в мегаполисы. Традиционные многоколенные семьи распадаются на множество семей, они не включают в себя дедушек, бабушек и других родственников.
Социальные изменения – одно из наиболее общих социологических понятий. Под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое; смена общественно-экономической формации; существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре; изменение установленных социальных образцов поведения; обновление институциональных форм и др. 1
Социальные изменения могут осуществляться двумя путями:
первый, эволюционный путь предполагает, что изменения являются
результатом естественного, поступательного развития общества;
______________________________ ______________________________ __
второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов.
Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества к обществу индустриальному. Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации. Социальный прогресс ведет к росту самостоятельности и свободы граждан, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества. Карл Маркс считал, что прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. Макс Вебер движущую силу социальных изменений видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие (на Западе) или затрудняющие это развитие (на Востоке).
Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на:
антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно-демократические, социалистические и др. Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву.
В качестве движущих сил революции выступают классы и социальные слои, заинтересованные в ниспровержении существующего строя и способные к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя. Большинство современных концепций революционных социальных изменений базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.
С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве в соответствии с присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции.
Социальная реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основы существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.
Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе».
2.Социальные изменения.
Понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как в социальной системе.
Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства: изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы, открытия и изобретения, аккультурация.
Социальные изменения могут быть вызваны природными причинами - изменением физической среды обитания человека, космическими ритмами социальной активности, импульсами магнитных полей и т.д. Природные стихии - такие, как ураган, землетрясение, наводнение - оказывают влияние на общественную динамику, внося определенные коррективы в социальную организацию общества. Толчком, движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования в экономической, в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия. В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды
______________________________ ________________
1 Кравченко А.И. Три капитализма в России. Т.1. с.300
изменений вообще и социальных изменений в частности:
Содержательные изменения - это совокупность элементов системы, их возникновение, исчезновение или изменение ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации (введение или упразднение каких-то должностей), изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда.
Структурные изменения - это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это, например, перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником.
Функциональные изменения - э то изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут вызваться изменением ее содержания или структуры, окружающей социальной среды, т. е. внешних связей данной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран.
Особый тип изменения - развитие. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов. Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Пример: ребенок и выросший из него специалист в какой-либо области деятельности - это, по существу, разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, т.к. занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому о таком человеке говорят, что он прошел путь развития. Социальные изменения принято разделять на 4 уровня: социальный (глобальный) уровень - это изменения, затрагивающие все сферы общества (экономическое и техническое развитие, политические революции, кризисы, глобальные миграции, урбанизация); уровень больших социальных групп - изменения в социальной структуре общества (социальное расслоение, социальная и профессиональная мобильность); уровень институтов и организаций -изменения, происходящие в отдельных социальных институтах (реформы и реорганизации отдельных сфер общественной жизни); уровень межличностных отношений - изменения социальных связей между отдельными индивидами.
Социальные изменения более высокого уровня приводят изменениям нижестоящего уровня. Изменения низшего уровня обычно не приводят к изменениям на более высоком уровне, если только эти изменения не становятся массовыми и не носят кумулятивный характер.
Все виды социальных изменений, прежде всего, социального развития, по характеру, внутренней структуре и степени влияния на общество можно разделить на две большие группы - эволюционные изменения и революционные изменения .Об этих группах социальных изменений рассказано ниже. 3.Революция как форма социальных изменений.
Революции – это наиболее яркое проявление социальных изменений. Революция (франц., истор .) - коренной и быстрый переворот в государственном и общественном строе страны, сопровождаемый вооруженной борьбой; которая не признается, безусловно, необходимой. Революция предполагает участие в перевороте широких масс народа; задача революции - переустройство управления государства на более демократических и прогрессивных началах. Революции представляют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и людей буквально «перепахивают». Они ничего не оставляют без изменения, заканчивают прежние эпохи и начинают новые. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В момент революции общество достигает пика активности, общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.
Особенностями революции являются:
1) затрагивают все уровни и сферы общества – экономику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей;
2) имеют фундаментальный характер;
3) исключительно быстры, подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса;
4) революции характеризуются необычными реакциями участников: это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, оптимизм, надежда, ощущение силы и могущества, обретение смысла жизни;
5) революции, как правило, опираются на насилие.
Выделяют четыре теории революции:
бихевиористская, или поведенческая , – причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;
психологическая – причина: массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;
структурная - при анализе революций сосредотачивается на уровне макроструктурном и отрицает психологические факторы;
политическая - революция как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством.
Наряду с относительно спокойными периодами развития общества есть и такие, которые отмечены бурно протекающими историческими событиями и процессами, вносящими глубокие изменения в ход истории. Эти события и процессы объединяются понятием социальная революция . Социальная революция по учению социалистов, должна привести к передаче земли и орудий производства в руки трудящихся масс и к более справедливому распределению продуктов труда между различными классами общества.
Социологи, в частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация основного конфликта - конфликта между трудом и капиталом. В них действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство выступает в качестве социального арбитра. Помимо этого, пролетариат раннего капиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры в политической сфере, а большая часть пролетариата составляет средний класс, которому есть что терять. Современные последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.
Социальные революции происходят тогда, когда старая общественно-экономическая система, исчерпав возможности своего развития, должна уступить место новой. Экономической основой социальной революции является конфликт между производительными силами и не соответствующими им производственными отношениями. Важным моментом революции является вопрос о ее движущих силах, т.е. о действии тех классов и социальных групп, которые заинтересованы в победе революции и активно за нее борются. История знает революцию "сверху", т.е. коренные изменения общественных отношений, которые осуществлялись по инициативе сил, способных осознать необходимость назревших перемен и встать на сторону прогресса.
Вообще революцию следует рассматривать как диалектическое отрицание старого. Отказ от старых производственных отношений должен сопровождаться сохранением всего положительного, что накоплено народом за десятилетия предшествующего развития. Всякие попытки силового решения социально-экономических проблем в современный период, призывы к любому виду экстремизма следует рассматривать как преступление перед народом. В современных условиях наиболее приемлемы стали "мягкие", "бархатные" революции, при которых экономические и социальные преобразования, формирование качественно иных, соответствующих достигнутому уровню НТП производственных отношений происходит с помощью политических средств и методов, механизмов демократии, не допуская гражданских войн, то есть мирным путем.
В обществе известны различные революции: в производительных силах, науке, технике и культуре. Эти типы революции относятся к бескровным глобальным процессам, происходившим стихийно, без целенаправленного вмешательства партий или групп.
4.Эволюционные изменения.
Эволюционная теория - это монистическое мировоззрение, признающее, что во всей вселенной совершается великий и единый, неудержимо шествующий вперед процесс развития, процесс преобразования простых форм в более совершенные, которому подчинены все состояния и формы явлений: возникновение и движения небесных тел; образование земной коры и горных пород; растительного и животного мира на земле; жизнь человеческих обществ; все произведения человеческого духа: язык, литература, религия, мораль, право, искусство. 2
Эволюционные изменения - это частичные и постепенные изменения, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо свойств, качеств, элементов в различных социальных системах, и приобретающих, в связи с этим, восходящую или нисходящую направленность.
В социологии социальных изменений существует значительное количество концепций, теорий и направлений. Наиболее исследованные теории: эволюционистская, неоэволюционистская, и теория циклических изменений . Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную идею в конце XVIII - начале XIX в. о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития. О.Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. Все общества проходят три стадии: примитивную, промежуточную и научную,
которым соответствуют формы человеческого знания: теологического, метафизического и позитивного. Эволюция общества для него - это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму.
Виднейший представитель эволюционизма Г.Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера. Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур, выживании и процветании приспособленных.
Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только структуры, обеспечивающие социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед
Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли происхождение социальных изменений эндогенными, т.е. внутренними причинами . Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами.Классический эволюционизм, по сути, исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.
Неоэволюционизм . В 50-х гг. XX в. после периода критики и опалы социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые, как Г. Ленски, Дж. Стюарт, Т. Парсонс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям. Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу, что каждая культура, каждое общество наряду с общими тенденциями имеют свою логику эволюционного развития. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений. При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде прямых утверждений. Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно и носят многолинейный характер. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших даже второстепенную роль на предыдущей стадии.
Теории циклических изменений . Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Так, древнегреческие философы Платон , Аристотель и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти. В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего, т. е. движение идет по восходящей спирали. Русский философ и социолог К. Я. Данилевский считал, что каждая цивилизация подобно биологическому организму проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению, ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии. Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби:всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Основные выводы приверженцев данной теории:
1) циклические процессы бывают замкнутыми , когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными , когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне (более высоком или более низком);
2)любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;
3)фазы развития системы, имеют различную интенсивность и временную протяженность: ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменяться длительным застоем (консервацией);
4) ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
5)социальные изменения - результат естественного процесса развития социальных систем и результат активной преобразующей деятельности человека.
Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социализации, период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и приносит в жизнь что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни. Тем самым оно осуществляет многочисленные социальные изменения.
Другой подход к изучению причин социальных революций, экзогенный, представлен теорией диффузии - просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Например, в США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.
Понятия «эволюция» и «революция» помогают понять характер социальных изменений. Часто данные понятия рассматриваются как противоположные. Эволюционные процессы отождествляются с постепенными изменениями, революции – с радикальными переменами в развитии явлений природы и общества. Революции содержат значительные эволюционные вкрапления, во многих случаях совершаются в эволюционной форме. В свою очередь эволюция не сводится только к постепенным изменениям, она включает и качественные скачки. Следовательно, в обществе постепенные количественные и качественные изменения есть взаимообусловленные и взаимопроникающие звенья одного и того же процесса развития.
Социальные революции играют прогрессивную роль: разрешают многочисленные противоречия в эволюционном развитии общества; поднимают общественное развитие на новую степень, отбрасывают все устаревшее. Но в ХХ в. отношение к революционным процессам пересматривается. Показательна позиция английского историка и философа А. Тойнби, который оценивает революцию как торможение прогресса. Он считает, что революция, уничтожая устаревшие порядки, производит громадные разрушения, перечеркивающие положительные моменты революции.
Современная наука, не отрицая революционной формы развития, переносит центр тяжести в анализе социальных изменений на эволюционную, реформистскую форму. Но и нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом, т.к. многие общества в результате социальных изменений оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Например, Россия в результате начавшихся в начале 90-х гг. XX в. либеральных реформ по основным своим показателям (социально-экономическим, технологическим, морально-этическим и др.) оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад. 5.Социальные реформы.
Реформа – это преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда – это процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. Под реформами обычно понимают медленные
эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях.
Реформы проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений. Выделяют следующие виды реформ экономические , политические и социальные . Переход экономики к рыночным ценам, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменение Конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ .
Социальные реформы касаются преобразований в тех сферах общества (сторон общественной жизни), которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Так введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы, но касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионов к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, социальным гарантиям. То есть социальные реформы изменяют существующую систему общественного распределения.
Социальные реформы имеют два подвидах: социальной модернизации и социальной трансформации. Социальная модернизация - прогрессивные социальные изменения, улучшающие параметры функционирования социальной системы (подсистемы). Социальная модернизация - процесс превращения традиционного общества в индустриальное. Модернизация имеет две разновидности: органическую - развитие на собственной основе (процесс превращения традиционного общества с преобладанием натурального хозяйства с сословной иерархией, в индустриальное, с развитой механизацией и автоматизацией труда и массовым производством товаров); органическую - ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость (инициируется « сверху» ). Например, реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития западных стран.
Модернизация анализирует схемы и модели возможных общественных преобразований на пути к индустриальному и постиндустриальному обществу. Поначалу модернизация понималась как «вестернизация», т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни, а в качестве прообраза современного общества выступало американское. Модернизация описывалась как форма «догоняющего развития», а главным средством реформ считалась экономическая помощь западных стран. При этом предполагалось, что достижение определенного уровня дохода на душу населения автоматически вызовет изменения и во всех других сферах общества: политической, социальной, культурной. Такой взгляд не выдержал проверки действительностью. В афро-азиатских, латиноамериканских и других странах либерализация обернулась коррупцией чиновников, катастрофическим расслоением населения, конфликтами в обществе. Стало очевидно, что модернизация может проводиться и вне западной демократической модели. Главный упор делается на национальную форму проведения реформ. А решающим фактором признается социокультурный фактор, а именно - тип личности, национальный характер.
Социальная трансформация
и т.д.................

Социальные изменения не являются линейными и однозначными. Изменения не всегда означают развитие, прогресс. Прогресс, регресс, стагнация – все это встречается в истории общества.

Прогресс тоже неоднозначное явление. Различают две формы социального прогресса: революция и эволюция (предполагает реформы).

2. Революция и её признаки .

· Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий "закон перехода" от одной общественно-экономической формации к другой.

Согласно марксистской методологии под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

3. Типы революции: буржуазные(Английская, Французская – новое время) и социалистические (Октябрьская 1917)

Диалектика понятий "реформа-революция" весьма сложна. Революция как действие более глубокое обычно "вбирает" в себя реформу: действие "снизу" дополняется действием "сверху".

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения роли в истории того социального явления, которое именуют "социальной революцией", от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Эволюционное развитие общества.

· Эволюция – плавное, постепенное развитие общества естественным путем (самоорганизация).

Реформы и их виды.

· Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся "сверху" силами, уже имеющими власти не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли преобразования стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс.

Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволюционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.

Сегодня великие реформы (т.е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике "перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе". Вводится новое положение "реформа-инновация". Под инновацией же понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Тренировочные задания по трем темам:

Ученые выделяют в развитии общества цивилизационный и формационный подходы. Цивилизационный подход предполагает

Культура в широком смысле слова – это

1)степень воспитанности конкретного человека 2)уровень развития науки в определённый момент истории

3)все результаты деятельности в сфере искусства 4)все достижения человечества с момента его возникновения

Верным для характеристики общественного прогресса является утверждение:

Верны ли следующие суждения?

Социальные изменения могут протекать в следующих основных формах: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы.

Функциональные изменения. В социальных системах функциональные изменения имеют адаптивный характер.

Их можно сравнить с профилактическим обслуживанием и текущим ремонтом автомобиля. Такие «ремонты» проводятся для поддержания системы в «рабочем состоянии». В задачу функциональных изменений не входят радикальные реформы, предполагающие качественные структурные преобразования. Их цель - приспособление к меняющимся условиям окружающей среды (природной и социальной) и внутренним потребностям социальной системы.

Реформы. Реформа (от лат. reformare - преобразовать) - это преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они, как правило, проводятся «сверху» с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без ее качественных изменений. Например, реформы Петра 1 коренным образом изменили систему государственного управления страной, но основы самодержавия остались неизменными.

Реформы могут приобретать и революционный характер. Так, реформация церкви, начавшаяся в XVI в. в Западной и Центральной Европе, приобрела форму революционной борьбы против католической церкви и феодального строя. Отмена крепостного права в России в 1861 г. (крестьянская реформа), несмотря на компромиссный характер, также имела революционные последствия.

Опасность быстрых и радикальных реформ заключается в том, что они могут выйти из-под контроля «реформаторов» и общест­венности и приобрести непредсказуемый характер. Так, например, перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г. с целью реформирования социалистического строя (создания социализма с «человеческим лицом»), вышла из-под контроля партийно­политической элиты и привела к развалу Советского Союза. В ходе дальнейшего своего развития (либерализации и демократизации) реформы трансформировались в криминальную «революцию», направленную на разграбление России новыми политическими и экономическими элитами.

Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в соци­альной структуре и ценностных ориентациях. Например, переход Китая от государственной плановой экономики к рыночной проводится методами реформ, которые продолжаются более 20 лет. Начав с приватизации мелких крестьянских хозяйств, рыночные отношения постепенно стали внедрять в средних и крупных предприятиях. В результате таких постепенных и последовательных реформ Китай из отсталой страны превратился в одну из самых стабильно развивающихся социальных систем. Ежегодный прирост ВВП (внутреннего валового продукта) в Китае составляет 10-12 %.

Социальные революции. Революция представляет собой быстрые фундаментальные социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем.

Революция - это переворот «снизу». Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.

Революция вовлекает в активную политическую деятельность народные массы. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на «светлое будущее» мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции активность масс достигает своего апогея, а социальные изменения - невиданных темпов и глубины.

К. Маркс называл революции «локомотивами истории».

Революционными называют также быстрые и радикальные из­менения, происходящие в отдельных сферах (подсистемах) общества, например в политической - смена политических элит, когда к власти приходит политическая оппозиция; радикальные изменения в экономических структурах; эпохальные научно­технические открытия (научно-техническая революция) и др. Широкомасштабные («великие») революции, как правило, при­водят к гражданским войнам и бессмысленному уничтожению большого количества людей. Кроме того, исход революции непредсказуем. В большинстве своем они не заканчиваются тем, о чем мечтали революционеры. Поэтому многие исследователи считают революцию катастрофой для страны и ее народа. Так, П. А. Сорокин считает, что «революция суть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс... Чего бы она не добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой».

Социальная модернизация. Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения

традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I (начало XVIII в.), в результате которых Россия должна была достичь уровня развития западных стран, также предполагали модернизацию. Модернизация в этом смысле означает достижение определенных мировых стандартов или современного уровня развития.

Социальная трансформация. Трансформация (от лат. trans- formatio) - это преобразования, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных.

Социальный кризис. Кризис (от лат. krisis) ~ решение, поворотный пункт, исход, тяжелое переходное состояние социальной системы, предполагающее радикальные изменения для решения возникших проблем.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия «социальные изменения».

2. Что такое социальный процесс?

3. Перечислите основные формы социальных процессов.

4. Назовите основные виды социальных изменений.

5. В чем заключаются различия между реформой и революцией?

6. Что такое модернизация?

7. Каковы основные причины социальных изменений?

3. Какие виды социальных изменений происходили в последние 20 лет в советском и российском обществах?