События строительство городов из глины. Баня из глиночурки


Современные обыватели настолько привыкли ко всем благам цивилизации, что многие из них просто не могут представить себе, что где-то в пустыне есть настоящие города, построенные практически из грязи. Именно в Йемене посреди безжизненного ландшафта над обрывами горных вершин или в затерянных равнинах находятся такие селения, сделанные не из камня или цемента, а из глиняного кирпича-сырца. Каждый год многоэтажные дома размывает во время краткосрочного сезона дождей, а жители упорно достраивают их заново. От увиденного просто захватывает дух.




За исключением прибрежных долин у Красного моря, рельеф страны Йемен характеризуется засушливыми горными районами. Особое место среди них занимают сезонные речные долины, называемые «Вади» (Wadi). Они заполняются водой только в дождливые летние месяцы, в то время как в другие времена года там стоит засуха. Наиболее известными из них являются Вади Хадрамаут (Wadi Hadramut ) и Вади Даван (Wadi Dawan ). На плато выстроены целые деревни и города с многоэтажными глиняными домами.



На плато, поднявшемся над уровнем долины на 200 метров, находится селение Haid Al-Jazil. Оно буквально напоминает декорации к фильму о приключениях Индианы Джонса. Кажется, что дома вот-вот сорвутся с обрыва, унося с собой жизни обреченных жителей. Но это только первое впечатление неосведомленных туристов. На самом же деле, Haid Al-Jazil стоит на этом месте уже более 500 лет. Жители следят за состоянием глиняных построек и при необходимости тут же ремонтируют.



Упоминая уникальные города Вади, нельзя не остановиться на Шибаме (Shibam ), основанном в 16 веке. Очень неожиданно наблюдать подобную архитектуру посреди безжизненных песков, но высота каждого из домов составляет от 6 до 11 этажей! Не зря это место называют «Манхэттеном пустыни». Как и любой другой средневековый город, Шибам был обнесен крепостной стеной. Однако со временем жителей становилось больше, поэтому дома росли не вширь, а ввысь. Потрясающе, но в городе до сих пор можно насчитать около 500 многоэтажных жилых зданий. Глиняные кирпичи и деревянные полы – вот основные строительные материалы для уникальных жилищ. Стоит отметить, что эти постройки постоянно ремонтируются, т. к. во время сезона дождей многие фасады просто размываются.






По-настоящему радует глаз деревня Al-Khurayba . Издалека традиционные дома напоминают разноцветные квадратики лоскутного одеяла. Такому фасаду дома обязаны бизнесмену из Саудовской Аравии, детство которого прошло в Al-Khurayba. Кроме того, меценат также построил несколько новых школ и больниц в селении.



Не над всеми древними городами сжалилось время. Многие архитектурные памятники, имеющую всемирную славу, сегодня невозможно увидеть по ряду причин. От этих , остались только одни руины и летописные воспоминания.

На фоне сложившегося стереотипа о банном помещении, как постройке из бревна, кирпича или пеноблока, баня из глиночурки, самана, глиняных блоков выглядит, как возвращение в прошлый век. Тем не менее, природные материалы обладают великолепными теплоизоляционными характеристиками. Чтобы понять преимущества коробки из глиночурки, стоит хотя бы вспомнить дома с глинобитными стенами из дранки и самана.

Можно ли из глиночурки сделать баню

На первый взгляд, чурка и глина — не самые лучшие материалы для постройки банного помещения, тем более, парилки. И дело тут не в том, что дерево, обработанное глиняным раствором, плохо противостоит влажному пару и температуре. При соблюдении технологии стены бани могут выдерживать условия сухого горячего пара, а в отдельных случаях можно париться и в русской парной.

Обычно энтузиасты строительства бани из всевозможных альтернативных материалов при возведении коробки сталкиваются с более серьезными трудностями:

  • Глиночурка представляет собой обрезок бревна в виде полена или колотой чурки. При выкладке стен из такого материала очень сложно вывести ровные плоскости и удержать геометрию коробки бани, особенно в углах помещения. Поэтому обычно здание строят округлой формы;
  • Эффективная изоляция стен бани из глиночурки от замокания поверхностными грунтовыми водами. Зачастую приходится поднимать здание на каменную или кирпичную ленту и изолировать основание рулонными материалами.

Баня на основе глиночурки строится с центральным расположением печки. Поверхность стен, торцы чурок затираются тощей глиной, практически не впитывающей воду. По окончании парильно-банных процедур раскаленная печка отлично высушивает внутреннее пространство бани.

Баня из глины и дров

Слегка непривычная по своей конструкции баня из глиночурки привлекает внимание простотой устройства, экологичностью материала и огромными возможностями в реализации самых смелых и необычных форм здания.

Глиночурка, фото, представляет собой пиленные или рубленые куски ствола сосны или ели, с которых удалена кора, сучки.

После подгонки размеров строительный материал для бани пропитывается противогнилостным раствором, обтирается жидкой глиной с небольшой примесью аммиака и сушится в тени. Получается сыроватая на ощупь глиночурка, которая не горит и не гниет. Для цокольной части бани используют обожженную древесину. Если грунт сухой, с низким уровнем грунтовых вод, то коробку из глиночурки можно ставить прямо на площадку со снятым верхним почвенным покровом.

Строить баню из глины своими руками имеет смысл по двум причинам:

  • Очень простая технология возведения коробки дома. Возможно, времени на постройку уйдет больше, чем при использовании традиционных материалов, но зато с работой справятся даже начинающие строители;
  • Низкая себестоимость возведения бани и дешевые материалы. Бревна и глинистое связующее для изготовления глиночурки можно добыть в ближайшем лесу и карьере.

Разумеется, в такой парилке уровень удобств далек от деревянных и, тем более, кирпичных строений. Но, в любом случае, помещение бани получается необычайно теплым и легким для дыхания. Даже если его построили любители. По отзывам, в такой бане элементарно лечится простуда, ломота в суставах и закреп.

К сведению! Жар раскаленной атмосферы в бане из глиночурки или самана переносится намного легче, чем в деревянной парилке, а по воздействию сравним с каменкой русской печи.

Строим фундамент под коробку бани

У подобной технологии есть еще один недостаток – слабость коробки. Если установить стены из чурки на глинистый грунт, то через месяц-другой коробка бани просто разъедется.

Лучше всего строить помещение на цоколе из бутового камня, уложенного в грунт на глубину 20-30 см.

Через каменную кладку всегда уходит много тепла, поэтому изнутри цоколь облицовывают кладочной смесью, или устанавливают опалубку и засыпают обожженной глиной.

На косогоре под баню из чурки лучше всего использовать столбчатый фундамент и деревянный настил.

Стены и крыша бани из глиночурки

Под укладку обработанных глиной чурок готовят специальную смесь, в которую добавляют конский навоз, жирную глину, рубленную ржаную солому. Для отделки бани внутри помещения вместо навоза можно использовать небольшую добавку цемента, джутовое или льняное волокно.

Если толщина стен бани не превышает 30 см, или коробку предстоит построить на сложном рельефе, перед укладкой чурки желательно установить каркас из бревен и бруса. Для больших строений под укладку глиночурки используют дранку или решетку. Длинные рейки, набитые на внутреннюю поверхность стен бани, упрощают контроль толщины и геометрии стеновой кладки.

Перед выкладкой глиночурки саманную массы наносят на верхнюю часть стеновой кладки «колбасками» в два ряда. Один ряд вдоль кромки наружной поверхности. Второй аналогично втирается с внутренней стороны стены.

Таким образом, внутри стеновой кладки между глиночурками образуется пустое пространство, благодаря чему стены обладают хорошей теплоизоляцией и отлично пропускают водяные пары. Баня не замокает даже в сырую зимнюю погоду.

Баня из дров и цемента

Подобный принцип двухрядной укладки связующего лучше всего использовать в постройке стен бани на основе глиночурки и цемента. Наличие пустот крайне важно при использовании цементного раствора, хорошо удаляется влага, и нет трещин в стенах. Коробка получается значительно прочнее, чем на саманной глине, поэтому помещение бани можно строить в более традиционном прямоугольном или квадратном исполнении.

Наружную поверхность стен не штукатурят, торцы глиночурки остаются в качестве натурального декора. Внутри бани стены затирают тонким слоем песчано-цементной штукатурки.

Одним из недостатков строений на глиночурке и цементном кладочном растворе остается усадка здания. И хотя благодаря наличию чурок в кладке усадочные процессы менее заметны, специалисты все же рекомендуют:

  • Обязательно ставить жесткую коробку бани на ленточный фундамент;
  • Высоту стен из глиночурки ограничивать уровнем 3,5-4 м, иначе внутри кладки происходит деформация глиночурки, отслаивание деревянного вкладыша от цементной основы;
  • Коробку бани, построенную из глиночурки и цементного раствора, выдерживать месяц до этапа укладки потолочного перекрытия и крыши.

В качестве печи для цементно-чурочной бани можно использовать обычные стальные буржуйки. Если кладку из саманной массы и глиночурки нужно защищать от печного жара, то цементная стена справляется с тепловой нагрузкой намного лучше.

Баня из самана

Из всех известных материалов, используемых для строительства домов и бань, саман считается наиболее универсальным и лучше всего подходящим для обустройства жилых помещений, небольшой бани, флигеля и даже погреба с ледником.

Строительный саман несколько отличается от кладочной смеси, используемой для крепежа глиночурки. Саман для бани представляет собой смесь глины, конского навоза и рубленой, хорошо высушенной соломы. Пропорции примерно такие — 10:2:2. Смесь замачивают на сутки, накрывают соломой и выдерживают в переувлажненном состоянии. Далее замес перебивают и перемешивают либо босыми ногами, или специальным инструментом в течение нескольких часов.

После формовки блоки сушат в тени, как и глиночурки. Иногда делают облицовочный саман с добавками извести, песка и цемента для облицовки и укрепления цокольной части стен бани. Такой материал сушат в течение двух недель на солнцепеке, добиваясь кирпичной твердости поверхности.

При укладке стен торцы саманных блоков смачивают водой, затирают специальной щеткой и устанавливают на глиняный раствор. Одновременно с возведением стен в помещении бани устанавливают окна, дверные проемы, настилают пол на блоках.

Как и в случае использования глиночурки, внутри помещения стены затирают жидкой глиной с известью, наружные стены обшивают рейками, вагонкой или сайдингом.

Баня из соломы

Мода на использование экологически чистых материалов для бани или дома коснулась и соломы. Коробку здания можно построить двумя способами. В первом случае стены бани возводят по каркасной технологии, но вместо утеплителя из минерального волокна внутрь укладывают блоки из прессованной соломы.

Второй способ предполагает использование соломенного войлока. Обычно материал изготавливают распрессовкой влажной смеси из соломы, глины, резанного или дробленого камыша и джутового волокна. Получается материал, по внешнему виду напоминающий войлок или соломенные маты.

Прессованной соломой удобно утепляют крышу бани из глиночурки, воду не пропускает, а водяные пары практически не встречают сопротивления. Единственным недостатком является потребность в использовании для крыши бани специальных химикатов, отпугивающих мышей, крыс, насекомых и птиц.




1. Страна двух рек. Долина реки Евфрат. Современный пейзаж. Фото Она лежит между двумя большими реками Евфратом и Тигром. Отсюда и ее название Двуречье или Междуречье. Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, более пяти тысяч лет назад.


2. Города из глиняных кирпичей. Зиккурат и шумерский город. Реконструкция Многие поселения древних земледельцев, вырастая, превращались в города центры небольших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители плавали между ними на суденышках, сплетенных из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук.


2. Города из глиняных кирпичей. Зиккурат Ура. Современный вид В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома все здесь сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой. Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожженный кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.


3. Башни от земли до неба. Шамаш Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога покровителя города. В одном городе это был, например, бог Солнца Шамаш, в другом бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей. Син ЭаИштар


3. Башни от земли до неба. Фигурка шумерского жреца. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни в святилище. Те, кто оставались у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звездам предсказывали людям судьбу. Ученые-жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов.


4. Письмена на глиняных табличках. Глиняная табличка с клинописью. 3-е тыс. до н.э. Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанные таблички обычно обжигались в печи. Клинообразные значки это особое письмо Двуречья, клинопись.


4. Письмена на глиняных табличках. Превращение рисунков в клинописные знаки. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» выражал также слог «кур» как в наших ребусах.


4. Письмена на глиняных табличках. В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей. Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыновьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» он следил за дисциплиной.


Каталог заданий.
Задания 4. Рассказ о событиях древней истории

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Строительство пирамиды фараона Хеопса, изгнание Тарквиния Гордого, строительство городов из глины, существование кастовой системы, деятельность правителя Дария I, Марафонская битва.


Перечень тем

В) Древний Египет

Б) Древняя Индия

Г) Древняя Греция

Пояснение.

1. Соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - строительство городов из глины, Б - существование кастовой системы, В - строительство пирамиды фараона Хеопса, Г - Марафонская битва.

2. Рассказ об указанном событии (процессе, явлении).

Источник: Всероссийская проверочная работа по истории 5 класс 2017 год. Демонстрационная версия., Демонстрационная версия ВПР по истории 5 класс 2017 год.

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Битва при Марафоне, правление царя Давида, создание Карфагенской средиземноморской державы, походы фараона Тутмоса III, Первая Пуническая война, издание законов царя Хаммурапи.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А -походы фараона Тутмоса III; Б - создание Карфагенской средиземноморской державы; В - издание законов царя Хаммурапи; Г - правление царя Давида;

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Битва при Гавгамелах, правление императора Траяна, изобретение пороха, создание государства Маурьев, битва при Мегиддо, возникновение орошаемого земледелия в долине Ефрата.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Перечень тем

А) Древняя Индия

Б) Древняя Греция

Г) Древний Китай

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - создание государства Маурьев; Б - Битва при Гавгамелах; В - возникновение орошаемого земледелия в долине Евфрата; Г - изобретение пороха;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Проведение Олимпийских игр, битва у мыса Акций, принятие буддизма в государстве царя Ашоки, правление царя Соломона, создание державы Хань, правление царя Навуходоносора II.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - правление царя Навуходоносора II; Б - правление царя Соломона; В - принятие буддизма в государстве царя Ашоки; Г - проведение Олимпийских игр;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Захват Вавилона царём Киром, борьба древних евреев с филистимлянами, битва при Херонее, земельные реформы братьев Гракхов, изобретение бумаги, строительство пирамид-гробниц фараонов.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - земельные реформы братьев Гракхов; Б - изобретение бумаги; В - захват Вавилона царём Киром; Г - борьба древних евреев с филистимлянами;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Строительство Персеполя, религиозная реформа Эхнатона, начало широкого использования конного войска, создание Израильского царства, битва при Платеях, правление императора Нерона.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - битва при Платеях; Б - создание Израильского царства; В - начало широкого использования конного войска; Г - религиозная реформа Эхнатона;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Изобретение компаса, создание иероглифического письма, учреждение государственной почты, Троянская война, правление царя Сервия Туллия, деятельность пророка Моисея.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Перечень тем

А) Древний Египет

В) Древняя Греция

Б) Древний Рим

Г) Древний Китай

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А -создание иероглифического письма; Б - правление царя Сервия Туллия; В - Троянская война; Г - изобретение компаса;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Проповедь Сиддхартхи Гуатамы, производство пурпурной краски, восстание Спартака, правление царя Филиппа в Македонии, создание поэмы о Гильгамеше, разливы реки Нил.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Перечень тем

А) Финикия

В) Древний Рим

Б) Шумерские города-государства

Г) Древняя Индия

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - производство пурпурной краски; Б - создание поэмы о Гильгамеше; В - восстание Спартака; Г - проповедь Сиддхартхи Гуатамы;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Правление Гильгамеша в городе Урук, создание гвардии бессмертных, тирания Писистрата, возникновение единобожия, создание единого государства во главе с царём Чандрагуптой, третья Пуническая война.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - создание гвардии бессмертных; Б - создание единого государства во главе с царём Чандрагуптой; В - возникновение единобожия; Г - Правление Гильгамеша в городе Урук;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Правление царя Саргона в Аккаде, строительство Царской дороги, основание Константинополя, войны фараона Рамсеса II с хеттами, правление царя Хаммурапи, распад державы Александра Македонского.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - основание Константинополя; Б - войны фараона Рамсеса II с хеттами; В - правление царя Хаммурапи; Г - строительство Царской дороги;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Первое морское путешествие вокруг Африки, производство шёлка, реформы Солона в Афинах, свержение царя Тарквиния Гордого, строительство храмов-зиккуратов, строительство пирамиды фараона Хефрена.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - реформы Солона в Афинах; Б - производство шёлка; В - свержение царя Тарквиния Гордого; Г - строительство храмов-зиккуратов;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Строительство усыпальниц-пирамид, реформы Клисфена в Афинах, создание державы Цинь, диктатура Юлия Цезаря, строительство висячих садов царицы Семирамиды, расцвет империи в правление царя Ашоки.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - строительство усыпальниц-пирамид; Б - диктатура Юлия Цезаря; В - расцвет империи в правление царя Ашоки; Г - строительство висячих садов царицы Семирамиды;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Дорийское завоевание, разделение территории государства на двадцать сатрапий, правление императора Цинь Шихуанди, правление императора Диоклетиана, первое морское путешествие вокруг Африки, строительство городов из глиняных кирпичей.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Перечень тем

А) Шумерские города-государства

В) Древний Китай

Б) Персидская держава

Г) Финикия

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - строительство городов из глиняных кирпичей; Б - разделение территории государства на двадцать сатрапий; В - правление императора Цинь Шихуанди; Г - первое морское путешествие вокруг Африки;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Вторая Пуническая война, расцвет государства при царе Соломоне, возникновение буддизма, расширение государства при царе Кире, Пелопоннесская война, разливы реки Нил.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - расцвет государства при царе Соломоне; Б - Пелопоннесская война; В - расширение государства при царе Кире; Г - возникновение буддизма;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Правление Перикла в Афинах, битва при Каннах, объединение Верхнего и Нижнего царства, изобретение письменности на глиняных табличках, Бехистунская надпись.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Перечень тем

А) Древняя Греция

В) Шумерские города-государства

Б) Персидская держава

Г) Древний Египет

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - правление Перикла в Афинах; Б - Бехистунская надпись; В - изобретение письменности на глиняных табличках; Г - объединение Верхнего и Нижнего царства;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Правление царя Филиппа II в Македонии, строительство Персеполя, создание эпоса о приключениях царя Урука в поисках бессмертия, правление императора Марка Аврелия, варно-кастовая система, постройка стены вокруг страны для защиты от кочевников.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Перечень тем

А) Шумерские города-государства

В) Древний Китай

Б) Древняя Индия

Г) Персидская держава

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - создание эпоса о приключениях царя Урука в поисках бессмертия; Б - варно-кастовая система; В - постройка стены вокруг страны для защиты от кочевников; Г - строительство Персеполя;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Захват и разрушение Ниневии, битва при Кадеше, реформы Ликурга в Спарте, расцвет государства при Дарии I, основание города на Капитолийском холме, расцвет Хараппской цивилизации.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Перечень тем

А) Персидская держава

В) Ассирийское государство

Б) Древний Рим

Г) Древний Египет

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - расцвет государства при Дарии I; Б - основание города на Капитолийском холме; В - захват и разрушение Ниневии; Г - битва при Кадеше;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Правление царя Ашоки, образование государства Цинь, перенос столицы государства в Ахетатон, союз Красса, Помпея и Цезаря, борьба древних евреев с филистимлянами, процедура остракизма.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Перечень тем

А) Древний Египет

В) Древний Рим

Б) Древняя Греция

Г) Древняя Индия

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - перенос столицы государства в Ахетатон; Б - процедура остракизма; В - союз Красса, Помпея и Цезаря; Г - правление царя Ашоки;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Появление должности народного трибуна, строительство ступенчатой пирамиды Джосера, создание поэм «Махабхарата» и «Рамаяна», укрепление государства при царе Соломоне, правление Валтасара, строительство Кносского дворца.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - правление Валтасара; Б - укрепление государства при царе Соломоне; В - создание поэм «Махабхарата» и «Рамаяна»; Г - появление должности народного трибуна;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Изобретение пороха, создание библиотеки Ашшурбанапала, гибель Кира Великого, Саламинское сражение, борьба между патрициями и плебеями, разделение общества варны.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Перечень тем

А) Ассирийское государство

В) Древний Китай

Б) Древний Рим

Г) Древняя Греция

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - создание библиотеки Ашшурбанапала; Б - борьба между патрициями и плебеями; В - изобретение пороха; Г - Саламинское сражение;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Разведение тутового шелкопряда, строительство ступенчатой пирамиды Джосера, чеканка золотых монет «дариков», Фермопильское сражение, торговля пурпурными тканями, возникновение ирригационного земледелия в Месопотамии.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Перечень тем

А) Шумерские города-государства

В) Финикия

Б) Древняя Греция

Г) Древний Китай

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - возникновение ирригационного земледелия в Месопотамии; Б - Фермопильское сражение; В - торговля пурпурными тканями; Г - разведение тутового шелкопряда;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Разливы Нила, изобретение фарфора, пиратство, укрепление армии царём Тиглатпаласаром III, возвышение Гая Юлия Цезаря, деятельность «отца истории» Геродота.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Перечень тем

А) Финикия

В) Ассирийское государство

Б) Древний Рим

Г) Древний Египет

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - пиратство; Б - возвышение Гая Юлия Цезаря; В - укрепление армии царём Тиглатпаласаром III; Г - разливы Нила;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Походы Ганнибала, строительство Львиных ворот в Микенах, строительство гробниц-пирамид, освоение долины реки Янцзы, возвышение Израильского царства, образование в долине Ганга государств.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - строительство гробниц-пирамид; Б - образование в долине Ганга государств; В - походы Ганнибала; Г - возвышение Израильского царства;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Расцвет Критской цивилизации, победы Марка Красса, возникновение конфуцианского учения, правление царя Соломона в Иерусалиме, гибель державы Дария III, создание поэмы о Гильгамеше.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - расцвет Критской цивилизации; Б - победы Марка Красса; В - гибель державы Дария III; Г - правление царя Соломона в Иерусалиме;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Походы Александра Македонского, реформы императора Константина, деление общества на варны и касты, первое морское путешествие вокруг Африки, распространение учения Лао-Цзы, издание законов царя Хаммурапи.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.


Перечень тем

А) Древняя Греция

Говорят, что войны ускоряют научный и технологический прогресс человечества. В древнем Шумере эту роль, похоже, играло сооружение храмов, способствуя развитию техники, торговли, транспорта, архитектуры и самого общества. Способность осуществлять грандиозные строительные работы в соответствии с заранее разработанным архитектурным проектом, организовывать и обеспечивать необходимым огромное количество рабочей силы, выравнивать площадки и насыпать холмы, обжигать кирпичи и транспортировать каменные блоки, привозить из дальних стран редкие материалы, плавить металл, изготавливать утварь и украшения — все это явно свидетельствует о высокоразвитой цивилизации, уже полностью сформировавшейся в третьем тысячелетии до нашей эры.


Глина была основным сырьем для изготовления повседневной утвари, а также сосудов для хранения и транспортировки товаров. Ее использовали для производства кирпичей — еще одного «изобретения» шумеров, которое позволило строить дома для простых людей, царские дворцы и величественные храмы для богов.

Шумерам принадлежат две технологические инновации, позволившие получить легкие и одновременно очень прочные изделия из глины: армирование и обжиг. Современные строители обнаружили, что необыкновенно прочный железобетон можно изготовить, заливая бетоном формы с железной арматурой. Шумеры придавали своим кирпичам особую прочность, добавляя в сырую глину мелко нарубленные стебли тростника или солому. Они также умели придавать глине прочность и долговечность путем обжига в печи. Эти технологические нововведения позволили древним шумерам строить первые высотные здания и сводчатые арки, а также изготавливать долговечные изделия из керамики.

В центре столицы ассирийского царя располагался величественный дворец, стены которого были украшены барельефами; если их выстроить в ряд, то они растянутся на целую милю. Над городом и царским дворцом возвышалась ступенчатая пирамида, называвшаяся «зиккурат»; она служила «лестницей в небо» для богов.

Планировка города и многочисленные статуи свидетельствовали о жизни на широкую ногу. Дворцы, храмы, дома, конюшни, склады, стены, ворота, колонны, украшения, скульптуры, башни, бастионы, террасы, сады — все это было построено всего за пять лет. По словам Жоржа Контено («La Vie Quotidiennne a Babylone et en Assyrie»), «можно себе представить могущество империи», которая около 3000 лет назад «могла осуществить такой грандиозный проект за такое короткое время».
Строительство храмовых комплексов осуществлялось по указанию нефилим. Обычно в храмах располагались пункты наблюдений за небом (на вершинах зиккуратов), помещения для "небесных колесниц", хранилища информации и пр.
Правитель Ура Ур-Намму велел изобразить, как бог приказывает ему построить храм, давая соответствующие инструкции и протягивая измерительную рейку и моток веревки

Гудеа, правитель Лагаша, утверждал то же самое. Данные ему в видении инструкции он записал в виде длинного повествования. Ему явился «человек, сияющий, как небеса», стоящий рядом с «божественной птицей», и приказал построить храм. Этот «человек» («…по венцу на главе его, он — бог!») в действительности оказался богом Нингирсу. С ним была богиня, в одной руке державшая «табличку звезд доброго неба», а в другой — «священное стило», которым она указала Гудеа «покровительствующую планету». В руках третьего бога была таблица из драгоценного камня — «и начертан там был вид храма». На одной из статуй Гудеа изображен сидящим с табличкой на коленях; на этой табличке явственно различим божественный чертеж.

Несмотря на всю свою мудрость, Гудеа не смог разобраться в этом архитектурном плане и обратился за советом к богине-прорицательнице, которая умела истолковывать небесные знамения. Она объяснила царю смысл полученных инструкций, размеры храма, а также размеры и форму кирпичей, из которых он должен быть сложен. При помощи мужчины-прорицателя и женщины, «способной открывать тайны», он выяснил место — на окраине города — где бог пожелал иметь свой дом. Затем Гудеа нанял 216 тысяч рабочих, чтобы осуществить этот грандиозный строительный проект.

Растерянность Гудеа вполне объяснима — на примитивном чертеже якобы содержалась информация, достаточная для постройки сложного сооружения, каким являлся семиступенчатыи зиккурат. В статье, опубликованной в «Der Alte Orient» за 1900 год, А. Биллербек привел расшифровку фрагмента божественных инструкций, касавшихся строительства храма. Несмотря на частичное повреждение статуи, в верхней части древнего рисунка можно различить несколько вертикальных линий, количество которых уменьшается по мере возрастания промежутка между ними. По всей видимости, божественные архитекторы с помощью обычного двумерного чертежа, снабженного семью разными масштабными сетками, могли дать представление о параметрах трехмерной конструкции, каковой являлся высокий семиступенчатыи зиккурат.

Многочисленные надписи свидетельствуют о том, что царь стремился найти самые лучшие материалы для строительства храмов: золото доставлялось из Африки и Анатолии, серебро с гор Таурус, кедры из Ливана, другие ценные породы дерева с горы Арарат, медь с хребта Загрос, диорит из Египта, сердолик из Эфиопии, а другие ценные материалы из стран, названия которых еще непонятны ученым.

Какими бы совершенными ни выглядели храмы шумеров, это была лишь верхушка айсберга необыкновенных достижений материальной культуры первой из великих цивилизаций человечества. Шумеры изобрели не только письменность, без которой невозможно формирование высокоразвитой цивилизации, но и печатное дело. За несколько тысяч лет до того, как Иоанн Гутенберг «изобрел» наборный шрифт, шумерские писцы уже применяли набор из готовых печатей с вырезанными на них пиктограммами; они пользовались ими так же, как мы сегодня пользуемся резиновыми штампами, вдавливая их в сырую глину, чтобы получить нужную последовательность символов.

Кроме того, они придумали прообраз современной ротационной печатной машины — цилиндрическую печать. Это был небольшой цилиндр из очень твердого камня с выгравированной зеркальной надписью или рисунком; при прокатывании цилиндра по сырой глине на ней оставалось «позитивное» изображение. Печать также позволяла удостоверить подлинность документов: новый отпечаток можно было сделать на месте и сравнить его с тем, что стоит на документе.


Изобретение печи для обжига, в которой достигалась высокая, но контролируемая температура, а изделие было защищено от пыли и золы, подготовило еще один технологический прорыв — наступление эры металлов.

Предполагается, что человек обнаружил существование «мягких камней» — природных самородков золота, а также сплавов меди и серебра — и научился выковывать из них предметы утвари или украшения примерно за 6000 лет до нашей эры. Самые древние кованые металлические артефакты были найдены на плоскогорье Загрос и в горах Таурус. Тем не менее Р. Дж. Форбс указывал, что «на Ближнем Востоке запасы самородной меди быстро истощились, что вызвало необходимость перейти к использованию руды». Это требовало знаний и навыков: нужно было найти и добыть руду, измельчить ее, затем расплавить и рафинировать. Все эти процессы невозможны без металлургической печи и общего высокого уровня технологии.

Искусство металлургии вскоре включило в себя умение сплавлять медь с другими металлами, в результате чего был изобретен прочный, но в то же время пригодный для литья и ковкий сплав, который мы называем бронзой. Бронзовый век — первая эпоха металлов — тоже стал вкладом шумеров в человеческую цивилизацию. В древности основным видом торговли была торговля металлами, и она же послужила основой зарождения в Месопотамии банковского дела и появления первых денег — серебряного сикеля («мерного слитка»).

В шумерском и аккадском языках существует множество названий для металлов и их сплавов, а также богатая техническая терминология, что свидетельствует о высоком уровне развития металлургии в Древней Месопотамии. Довольно долго это обстоятельство вызывало недоумение специалистов — на территории Шумера нет месторождений металлических руд, но металлургия, по всей видимости, зародилась именно здесь.

Объяснение этому кажущемуся противоречию — наличие источников энергии. Печи и тигли для плавки и очистки руды, а также получения сплавов требовали большого количества топлива. В Месопотамии могло не быть месторождений руд, но топливо имелось в избытке. Поэтому именно руду доставляли к источникам энергии, а не наоборот — это объясняет многочисленные древние надписи, в которых указывалось, что руды металлов привозили издалека.

Топливо, обеспечившее технологическое преимущество Шумера, — это битум и асфальт, нефтепродукты, которые во многих районах Месопотамии естественным образом выходят на поверхность земли. Р. Дж. Форбс отмечает, что близкие к поверхности земли нефтяные ресурсы Месопотамии служили основным источником топлива с древнейших времен до эпохи Римской империи. Он пришел к выводу, что технологическое применение нефтепродуктов началась в Шумере около 3500 г. до нашей эры, доказав, что древние шумеры знали о разновидностях нефтепродуктов и их свойствах гораздо больше, чем представители последующих цивилизаций.

Нефтепродукты использовались в Древнем Шумере настолько широко — не только в качестве топлива, но и как материал для строительства дорог и гидроизоляции, для изготовления красок, для склеивания изделий и в литейном деле, — что местные жители называли курган, под которым археологи обнаружили руины города Ура, «битумным холмом». Форбс показал, что в шумерском языке имеются названия для всех видов нефтепродуктов, встречающихся в Месопотамии. И действительно, в других языках — аккадском, древнееврейском, египетском, коптском, греческом, латыни и санскрите — названия битума и других нефтепродуктов имеют шумерские корни. Так, например, слово для обозначения всей группы нефтепродуктов — «нафта» — происходит от шумерского «напату» («камни, которые горят»). Использование шумерами нефтепродуктов также заложило базу для развития химии. Шумеры не только были знакомы с различными красками и пигментами, которые использовались, например, в процессе глазурования, но и умели изготавливать искусственные полудрагоценные камни, такие, как лазурит.