Что растет на клумбе плешаков. Какие цветы растут на клумбе – обзор растений с фото

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о распространенных декоративных растениях клумбы (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петунья, календула).

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: различать изученные растения клумбы, цветника;наблюдать за растениями клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам, определять растения цветника с помощью наглядного материала.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Регулятивные: , понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; выполнять практическую работу в паре с целью получения новой информации; рассказывать о любимом цветке.

Коммуникативные: работать в группах, ставить вопросы ученикам группы.

Личностные результаты

Осознавать красоту растений клумбы.

Основные понятия и определения

Клумба, цветник

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, какие растения растут на клумбе. Бу-дем учиться определять растения клумбы с по-мощью атласа-определителя.

Вспомните (по своим наблюдениям), какие из этих цветов растут на клумбе или дачном участке. Отметьте фишками.

Гладиолус. Бархатцы. Календула. Петунья.

Изучение нового материала

Практическая работа. Подумайте, как с по- мощью атласа-определителя узнать названия растений клумбы. Определите 1—2 растения клумбы возле вашей школы.

Если не уверены или не знаете, воспользуйтесь атласом-определителем. Проверьте се-бя

Вывод

Чудесны растения клумбы, цветника! Каждое из них имеет название, которое
можно узнать с помощью атласа-определителя.

Самостоятельное применение знаний

1.Что растёт на клумбе возле школы?

2.Назовите несколько растений клумбы, цветника.

3.Как с помощью атласа-определителя узнать названия растений цветника?

Изучаем цветы

Учим название цветов

Задание 1 Что растёт на клумбе? -

Задание 2 Что растёт на клумбе?

Задание 3 Что растёт на клумбе?

Задание 4 Что растёт на клумбе?

Загадки для детей про цветы

Загадки для детей про цветы.

Подбор растений для будущего цветника – процесс хоть и сложный, но очень интересный, ведь здесь вы будете выступать в роли художника, творящего не на бумаге, а на своем дачном участке, в своем саду. Цветы подбираются и по форме, и по размеру, и по времени цветения , однако, прежде всего, вам нужно выбрать сорта и виды растений, которые вы захотите высадить на клумбе.

Виды цветов:

  • Тенелюбивые, отлично переносящие тень. Именно благодаря этим растения вы сможете оформить клумбу или палисадник за домом, где до цветов доходит лишь часть солнечного света. К ним относят папоротник, барвинок, окопник.
  • , вполне нормально развивающиеся в местах с незначительно тенью. Это маргаритки, аконит, ландыш, настурция.
  • Светолюбивые, которые предпочитают хорошо освещенные и нагреваемые площади. Сюда входят георгины, рудбекии, гладиолусы, петунии, сильвии, незабудки. И эти цветы ни в коем случае нельзя сажать там, где темно, поскольку они будут постоянно «искать» солнца. Это приведет к плохому цветению и быстрой гибели растений.
  • Влаголюбивые цветы для клумб предпочитают землю с достаточно высоким уровнем влажности, а при редких поливах просто погибнут. Это купальница, пион, рудбекия. Стоит отметить, что их лучше высаживать в полутени, в обратном случае вам придется каждый день поливать землю, чтобы она не засыхала.
  • Засухоустойчивые цветы – отличный вариант для высадки на сухих участках. Их чаще всего высаживают те садоводы, которые не могут тратить много времени на полив и уход за растениями. К слову, их вы можете использовать в рокариях и альпинариях, около подпорных стенок и при формировании иных элементов ландшафтного дизайна. Самыми известными из этого ряда считаются вербена, флоксы, очиток и тимьян.

Теперь вы примерно понимаете, какие растения посадить на клумбе, а значит, мы можем переходить к еще одному важному вопросу – цвет и форма.

Естественно, что до того, как определиться, какие цветы сажать на клумбе, вам нужно выбрать, какой вы ее хотели бы видеть: яркой и цветастой либо же более спокойной, настраивающей на отдых. Так, например, настурции и бархатцы могут создать солнечную клумбу, а вот белые лилии – лучшее решение для изысканного цветника. Монохромный цветник нужно создавать из однотонных цветов. Именно потому нужно запомнить, как оттенки и цвета влияют на восприятие человека.

Так, например, желтые и оранжевые либо красные привлекают внимание, а вот синие, зеленые и фиолетовые тона, успокаивая, чаще используются при создании фона. С помощью белых цветов можно сгладить контрасты на цветнике . Однако наиболее выигрышными считаются следующие сочетания цветов:

  • Желтый и фиолетовый;
  • Красный и желтый;
  • Синий и оранжевый;
  • Красный и синий.

Естественно, вам нужно стараться сохранять пропорции и не нагромождать клумбу различными оттенками. Намного красивее и эффектней будет смотреться цветник с монохромными цветами, нежели хаотично сформированная клумба.

После того, как вы решили, какие тона будете использовать на своей клумбе, пришло время определиться и с формой растений. Например, отлично соседствуют между собой красные многоколосники и лиловые флоксы. Отлично гармонируют мелкоцветковые и крупноцветковые сорта растений, цветы с листьями овальной и узкой формы. К таким сочетаниям можно отнести и астильбы, соседствующие на одной клумбе.

Также не стоит забывать про время цветения растений. Например, если мы говорим о регулярной клумбе, то эти сроки должны совпадать, а вот если вы решили оформить клумбу нерегулярного типа, важно сочетать на ней растения, расцветающие друг за другом. Так, самыми первыми начинают вырастать нарциссы, крокусы и виолы (луковичные сорта), ближе к лету распускают свои бутоны незабудки, фиалки и маргаритки (двухлетние виды), в июле радует глаз календула и петунии (однолетники).

Определяя, какие цветы растут на клумбе вместе, и не мешают ли они друг другу, помните – ваш цветник не должен «зиять» пустыми дырами.

А потому учитывайте, как они цветут, как долго живут, смогут ли соседствовать между собой. Также было бы хорошо, если бы выбранные вами растения имели одинаковые требования к почве, подкормке и увлажнению. Для большей части цветов требуется неокисленная форма, а в качестве подкормки может быть использована древесная зола или торф. При уходе учитывайте, что луковичные сорта нуждаются в азотных удобрениях, а вот

Все любители цветов стараются создать постоянно цветущий сад, но если земельный участок не очень большой, то вполне хватит и шикарной клумбы. Для неё можно подобрать декоративные культуры, распускающиеся поочередно, в течение теплого периода, с ранней весны до поздней осени. Выбор можно остановить как на однолетних, так и многолетних культурах, а ещё фактурных хвойных или необычных злаковых растениях.

Какие цветы можно посадить на клумбе

Существует огромное количество вариантов оформления приусадебной территории. Можно создать цветник из растений в единой цветовой гамме или же сыграть на контрастах. Даже начинающему цветоводу под силу изобразить различные узоры на клумбе. Кроме того, опытные садоводы-любители и специалисты по ландшафтному дизайну советуют не забывать о приеме под названием творческий беспорядок.

Особенности жизненного цикла цветов

Чтобы приусадебный участок выглядел привлекательно в течение длительного периода, тщательно изучите информацию о периоде цветения, размерах, сроках опадания листвы растений, которые вы планируете использовать для создания живых композиций.

Габариты и структура цветов, их листьев и стеблей

Любители густых зарослей по достоинству оценят волжанку и клопогон. Для формирования цветочного ковра лучше использовать ясколку или живучку. Обратите внимание на то, что ирисы и тысячелистник образуют плотные кустики, а герань и шалфей выглядят более рыхлыми. При создании цветника постарайтесь соблюсти видовой баланс и гармоничное сочетание растительности.

Если у вас есть маленькие дети и любопытные домашние питомцы, откажитесь от высадки растений семейства лилейных. Клубни этих цветов очень ядовиты.

Какие цветы украсят клумбу летом

Пионы. Они любимы всеми садоводами за их неповторимые своеобразные формы, цвета, оттенки и ароматы. Цветут в первой половине лета.

Они не предъявляют особых требований к почвам, но более комфортно чувствуют себя и хорошо развиваются на черноземах и плодородных суглинках. Посаженные в песчаном месте пионы раньше зацветают, но быстрее стареют. Не любят сырые заболоченные места, плохо растут около деревьев, кустарников и строений.

Алиссум. Цветет в июне. Это многолетнее растение, у которого стелющиеся или приподнимающиеся стебли и продолговато-ланцетовидные опушенные листья. Если систематически удалять отцветающие соцветия, алиссум будет радовать вас своим видом все лето.

Бархатцы, или тагетес. Растение обретает свой золотисто-желтый, оранжевый и красно-коричневый наряд в июне и сохраняет его до заморозков. Цветы тагетеса растут быстро, любят тепло, хорошо переносят засуху. Бархатцы сажают на открытых солнечных местах, но они могут развиваться и в затенении. Предпочтительнее для них плодородные суглинистые почвы с достаточным количеством влаги.

Дельфиниум, или живокость, шпорник. Цветение этого красивого многолетнего растения начинается в июне - начале июля. По типу цветов различают простые, полумахровые и махровые дельфиниумы. Бывают розовыми, белыми, сиреневыми, фиолетовыми, голубыми и синими. Последние два являются наиболее распространенными.

Флокс метельчатый. Обильно цветет начиная с июля и до конца лета. Это многолетник с коротким корневищем, соцветия которого удивляют разнообразием красок: белые, розовые, фиолетовые и красные, встречаются также двухцветные.

Цинния. Также является июльским цветком. Существуют однолетние и многолетние ее разновидности. Многообразные ее сорта делятся на простые, полумахровые и махровые, отличаясь обилием красок, кроме голубой и синей. Растение очень любит свет и тепло и даже при небольших заморозках гибнет.

Георгина. Период цветения начинается в июле и длится до первых заморозков. Этот цветок относится к разряду многолетников и размножается корне клубнями. Георгина отличается размером соцветий: от небольших до гигантской величины. Является требовательной культурой: любит свет и тепло, хорошо растет на суглинистых или супесчаных почвах с плодородным слоем.

Какие цветы украсят клумбу осенью

Георгины

Одни из самых неприхотливых и красивых цветов. Насчитывается около 20000 видов георгин. Между собой они отличаются по высоте куста, по строению и форме соцветий, по размеру цветков.

Хризантемы

Хризантема на осенней клумбе так хороша, что бесспорно занимает самый верх цветочных хит-парадов. Разнообразные расцветки хризантем не перестают нас восхищать: розовые и бронзовые, белые и кремовые, жёлтые и оранжевые, красные и сиреневые… одни хризантемы могут украсить весь мир.

Хризантема - цветок короткого дня, поэтому и цветет, когда день идет на убыль. Имеется множество сортов хризантемы, они украсят любую осеннюю клумбу.

Анемона

Эти милые цветы похожи на весенние первоцветы. Лёгкие и нежные, они пленяют своей беззащитностью накануне суровой зимы, создавая контраст между мягкой чистотой лепестков и холодным увяданиям природы.

Многолетние астры

Эта красавица является классикой жанра на осенней клумбе. Большое разнообразие форм и раскрасок для осеннего времени - настоящий подарок природы.

Весь сентябрь астра будет полыхать всеми оттенками ушедшего лета: лиловыми, розовыми и фиолетовыми цветами.

Золотарник

Золотарник, осенняя мимоза, северная мимоза, солидаго… можно по-всякому называть растение, способное дополнить оформление сада осенью.

Очиток видный

Очиток видный – холодостойкое растение, которое не боится заморозков. Расцветает очиток в августе и когда уже практически все цветы увяли, очиток видный продолжает цвести ярким пятном.

Какие цветы украсят клумбу весной

Дороникум имеет солнечно-желтые цветки, напоминающие знакомые нам белые ромашки, он достигает высоты 50-70 см, поэтому сажаем его на средний план цветника.

Все любят нежно-розовые и белые маргаритки, они совсем маленькие, не более 15 см в высоту, поэтому их нужно посадить поближе к переднему краю клумбы. Cейчас есть красивые сорта с махровыми цветками.

Примулы тоже служат прекрасным украшением весеннего цветника. У них есть разные виды и сорта – примула Юлии, п. зубчатая, п. ушковая и др. Примулы поражают богатством расцветок, можно сделать клумбу из одних только примул, правда летом она уже не будет цвести.

Анютины глазки или фиалка Виттрока украсит любой цветник своими пестрыми и выразительными цветками желтых, голубых, фиолетовых, белых, пурпурных, оранжевых цветов. Ее можно вырастить из семян или купить готовую уже цветущую рассаду.

Дицентра или разбитое сердце – очень романтичное растение, на его побегах образуются маленькие бело-розовые сердечки, растение средне рослое и любит полутень.

Многолетние цветы для клумбы

Подбирать варианты с разными сроками цветения. Например, для весны – крокусы, нарциссы, тюльпаны; для лета - лилии, ромашки, розы; для осени – хризантемы, георгины.

Высаживать многолетники, цветущие все лето. Это могут быть гвоздика, антемис, гипсофила метельчатая, рудбекия и некоторые другие. Все лето будут радовать своим цветением и ароматом английские розы.

Веронику. Цветет в виде пик, расположенных на макушке растений, высота которых от 30 до 60 сантиметров. Расцветка может быть красного или синего оттенка, цветение длится все лето. Но, растение теплолюбивое, на зиму необходимо укрывать. Веронику применяют для лечения и профилактики заболеваний дыхательных путей, желедочно - кишечного тракта.

Эхинацея пурпурная. Напоминает ромашку, цветет в течение лета, и легко переносит засуху. Ее высота около 70 сантиметров, растение хорошо смотрится в центре или на заднем плане клумбы. Эхинацею можно добавлять при заваривании чая.

Васильки. Считаются «народным» цветком, и способны расти даже при минимальном уходе. Кроме привычного синего цвета, они могут быть окрашены в белый, розоватый, желтый, бордовый оттенки. Особой популярностью пользуются сорта, имеющие махровые цветки.

Свежие статьи о саде и огороде

Низкорослые цветы для клумбы

Львиный зев. Очень похожи на гладиолусы, но гораздо компактнее. Они цветут вертикально, гамма очень разнообразна, из - за этой особенности львиный зев очень популярен среди дачников. Это хоть и многолетнее растение, его чаще всего выращивают как обычный однолетник, ведь, для преодоления зимы, ему нужен уход, легче заново его посадить на тоже место.

Иберис. Хорошо сочетаются с яркими цветками, поскольку очень контрастно выглядят белые цвета, на фоне более пестрых композиций. Относится иберис к крестоцветным, количество различных сортов свыше 40, есть как однолетние так и многолетние цветы. Морозостойкие, и любящие тепло, вы сможете подобрать подходящий вариант для вашей климатической зоны, и вкусов.

Маргаритки. Эти изящные цветочки, украшения любого сада, к тому же цветовая гамма самая разнообразная, выбирайте любой вариант, и составляйте композиции на свой вкус. Это многолетники, но в прохладном климате их выращивают как обычные низкорослые однолетники, но цвести они смогут все лето, фото ниже.

Изучение “Окружающего мира” невозможно без соприкосновения с объектами природы. И помогают с ними познакомиться уроки-экскурсии.

Урок, проведённый вне классного кабинета, не только повышает познавательную активность учащихся, но и формирует у них конкретные представления и впечатления об окружающем мире.

Слово “экскурсия”, пришедшее в русский язык в 19 веке, первоначально означало “выбегание, военный набег ”. Позже оно приобрело несколько иной смысловой оттенок – “вылазка, поездка”.

Это значение слова актуально для нас и сейчас.

Сегодня, хорошо подготовленная и проведённая экскурсия имеет большую обучающую и воспитательную ценность. Во время экскурсий дети учатся наблюдать за объектами природы, на основе которых раскрывается учебная тема. Они получают необходимую информацию, овладевают навыками анализа и сравнения, развивается их кругозор.

Каждая экскурсия разрабатывается с учётом её значения в системе работы по конкретному разделу и в соответствии с возрастными особенностями детей. Программа А.Плешакова “Мир вокруг нас” предлагает проводить такие нетрадиционные уроки с первых дней ребёнка в школе. Первая экскурсия – “Знакомство со школой”. На ней ребята узнают историю школы, её традиции, встречаются с работниками школы.

Не стоит планировать для первоклассников дальние поездки в музеи. Большой объём информации, огромное количество экспонатов сделают экскурсию бесполезной. Для шестилетних ребят, у которых ещё преобладает предметно-образное мышление, лучше предложить экскурсию, где они встретят знакомые для себя объекты, но увидят их с другой, научной стороны. Важно, чтобы дети научились видеть удивительное рядом.

Например, экскурсия к школьному цветнику, мимо которого они проходят каждый день по дороге в школу, может стать для них настоящим открытием.

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с распространёнными декоративными растениями клумбы, учить распознавать растения, наблюдать за ними, формировать умение сравнивать, развивать интерес учащихся к природе, их кругозор, прививать любовь к предмету, к красоте природы.

Оборудование:

При помощи родителей в классе подготовлена выставка “Дары цветника” - лосьоны, мыло, шампуни, крема с добавлением розового масла, экстракта календулы; варенье из лепестков роз,

настойка календулы, сироп шиповника, консервированные семена настурции, пирог, украшенный физалисом, букеты из сухих растений.

У учителя – луковица гладиолуса, плоды шиповника, лоскут бархатной ткани, клубень картофеля, корень георгина. У учеников – атлас-определитель “От земли до неба”.

Ход экскурсии:

Растения украшают жизнь людей, радуют их своими красками, ароматом и красотой. Городские жители, дома которых находятся далеко от парковых и лесных зон, не хотят лишать себя общения с природой. Они разбивают на улицах города клумбы, ухаживают за ними, наблюдают за ростом и цветением растений.

Сегодня мы посетим школьный цветник и познакомимся с декоративными (клумбовыми) растениями.

Наша клумба загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье
Всем, кто к ней ни подойдёт.
Сколько красок уместилось,
Просто глаз не оторвать!
Будто радуга спустилась
К нам цветы разрисовать. (Е.Николаева)

Некоторые цветы на нашей клумбе вам хорошо знакомы, но сегодня мы рассмотрим их повнимательней и вы узнаете о них много нового и интересного.

Найдите в центре клумбы самый яркий цветок. Это роза. Её называют королевой клумбы. Роза любимый цветок многих народов, известна с глубокой древности. Существуют сотни сортов роз с различной окраской лепестков. Уже выведены сорта голубого и даже черного цвета. Многие розы обладают удивительно сильным ароматом, поэтому её лепестки используют для изготовления цветочных масел и духов. Ещё из лепестков розы варят варенье. Это растение может предупредить о надвигающемся ненастье. Перед дождем роза плотно сжимает лепестки.

Очень красивы цветы розы, но не даст она себя в обиду. Трудно будет сорвать этот цветок. Догадались почему? Рассмотрите на стебле острые наросты, это шипы. Один из видов диких роз, так и называется - шиповник.Вы наверняка с ним знакомы. Его плоды (учитель показывает плоды шиповника) содержат большое количество полезного для нас витамина С, намного больше чем есть в лимонах и апельсинах.

Многие из вас 1 сентября пришли в школу с букетами из этих высоких, благородных цветов. Название которых-гладиолусы. Просто не верится, что из такой маленькой луковицы, похожей на луковицу репчатого лука вырастает такой крупный красивый цветок.(Учитель показывает луковицу гладиолуса.) Существует много расцветок этих цветов. Иногда гладиолус называют шпажником. Как вы думаете почему? Рассмотрите листья растения. На что они похожи? На острые мечи или шпаги. Учащиеся находят гладиолус в атласе-определителе “От земли до неба” и сравнивают с растением на клумбе.

Крупные кусты украсили махровые шарики- цветы. Это хризантемы. Этот цветок будет украшать клумбу до самых морозов, когда все цветы уже отцветут. Особенно любимо это растение в Японии. Там им не только любуются,но и делают из него салаты, сладкие десерты, лекарства. Орден Хризантемы - высшая награда в Японии. Ученики рассматривают растение не только в цветнике, но и в атласе-определителе. Один из ребят, умеющих хорошо читать, зачитывает описание растения из книги.

Как красиво смотрятся на осенней клумбе разноцветные астры. Их существует 250 видов, всех цветов и оттенков. Но отличаются они не только по цвету. Бывают астры - махровые с огромным количеством лепестков, торчащих во все стороны. У всех лепестки узенькие, но у одних ровные, прямые, у других волнистые, загнутые внутрь, у третьих заострённые - игольчатые. Есть старинная легенда о появлении астры на Земле.С далёкой звезды упала на нашу планету пылинка и превратилась в очаровательный цветок. Слово “астра” произошло от греческого слова “звезда”. Игольчатая астра особенно похожа на звезду: серединка крупная тёпло- жёлтая, а от неё отходят лучики-лепестки цветка. Некоторые люди верят в то, что если ночью встать среди астр, то можно услышать их разговор со своими сёстрами –звёздами. Давайте пофантазируем: о чем они могут беседовать?

(О жизни на Земле, о других цветах на клумбе, о приближающейся зиме…)

Весёлые оранжевые, бардовые бархатцы обычно обрамляют садовые дорожки, растут по краю цветников. Пушистые кустики с резными листочками украшают клумбу всё лето до глубокой осени. У меня в руках кусочек ткани, которая называется бархат. Свое название растение получило от названия ткани. Как вы думаете почему? Лепестки растения имеют бархатный блеск, на ощупь кажутся такими же мягкими и пушистыми как бархат.

Ноготки или календула похожи на оранжевые ромашки. Этот растение не только украшает клумбу, оно очень полезно для человека. Из него делают лекарственные настойки, добавляют в шампуни, мыло. Используют для заживления ран. Найдите на клумбе растение, где уже есть семена. На что похожи семена? На когти, ногти волшебных существ. Отсюда и название растения-ноготки. Этот цветок можно увидеть не только на клумбе, но на огороде. Огородникам он помогает избавиться от насекомых-вредителей, которые бояться сильного запаха календулы. Ученики находят растение в атласе-определителе.

Через всю клумбу тянутся тонкие плети-стебли настурции. Среди округлых листьев выделяются ярко-оранжевые или красные цветы. Из-за островерхой формы цветка, напоминающего капюшон монаха-капуцина, их иногда называют капуцинами. Это растение обладает лечебными свойствами. В кулинарных книгах можно встретить рецепты из настурции.

Из неё готовят салаты, маринады, супы, солянки, добавляют в пюре и фарши. В пищу используют свежие листья, твёрдые цветочные почки и недозрелые семена. Но не все сорта настурции съедобны. Мы будем любоваться этим растением на клумбе.

Разноцветные ромашки на высоких зелёных ажурных кустах - это космея. Иногда их называют космос. Но к космосу они не имеют никакого отношения. В переводе с греческого языка космея - “украшение”.Она действительно украшение нашей клумбы. Розовые, белые, бардовые и красные космеи колышутся на ветру, образуя разноцветные волны. Садоводы часто называют этот цветок “красотка”.

Самые высокие растения в нашем цветнике – георгины. Крупные, яркие цветы. Кажется, что некоторые из них сделаны из гофрированной бумаги. Такие они пышные и нарядные. Корень этого растения похож на клубень картофеля. Учитель показывает картофель и корень георгина. Георгины дальние родственники астр.

Цветущий физалис легко найти на клумбе. Цветы его похожи на оранжевые фонарики. Фонарик защищает плод - маленькую ягодку, похожую на вишню. Учитель раскрывает оранжевую коробочку физалиса и показывает плод. Некоторые сорта физалиса съедобны. Физалис в переводе на русский язык-“пузырь”. Это растение используют для изготовления зимних букетов. За окном сугробы, а эти цветы будут долго напоминать нам о тёплом лете и золотой осени. Ученики работают с атласом-определителем.

Мы сегодня узнали много нового о привычных для нас растениях. Какую пользу приносят

людям декоративные растения? (Украшают наши улицы; некоторые клумбовые растения являются лекарственными, используются в пищу.) Как надо относиться к растениям, которые приносят нам столько радости, приятных впечатлений? Один из учеников читает стихотворение:

Мы цветочки рвать не будем
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям
Всем - и крохам, и большим!

Подведение итогов экскурсии:

Викторина “Угадай растение”. Учащиеся вспоминают названия декоративных растений, которые видели во время экскурсии.

Оранжевый фонарик
На зелёной ножке,
Вырос он на клумбе
Около дорожки. (Физалис.)

На клумбу звёздочка упала
И цветком красивым стала. (Астра.)

Разноцветные ромашки
Восхищают всех ребят.
Дружно машут нам листочками,
В космос улететь хотят. (Космея.)

Ароматен тот цветок,
Но колючий стебелёк. (Роза.)

Сквозь землю прошёл,
Оранжевый ноготок нашёл. (Календула.)

Стебли дынные
Тонкие, длинные.
А под зелёным щитком
Цветки, как атласные
Жёлтые и красные. (Настурция.)

На шесте - флаги.
Под шестом – шпаги. (Гладиолус.)

По краю клумбы
Выстроились в ряд,
Одели мы сегодня
Бархатный наряд. (Бархатцы.)

На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветы её огромные
И светлые, и тёмные. (Георгина.)

Удивительно красива клумба осенью. Мы сюда придём весной и посмотрим, какие растения появятся в цветнике. Учащиеся возвращаются в класс, где для них подготовлена выставка “Дары цветника”.

Во избежание аллергической реакции, не стоит разрешать ребятам во время экскурсии трогать и нюхать растения. В случае отсутствия рядом со школой цветника, можно совершить заочное путешествие при помощи мультимедийного проектора.

Тема: Что растет на клумбе?

Цели: познакомить с декоративными растениями клумбы, цветника; продолжать учить распознавать растения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать расте ния клумбы с помощью атласа-определителя.

Оборудование: букеты цветов (гладиолусы, бархатцы, космея, календула, петуния, георгины) ; у учащихся - цветные карандаши, ножницы, клей, раз ноцветные фишки.

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация знаний

    С какими растениями мы познакомились на прошлом уроке?

    О каких комнатных цветах вы узнали дома? (Ответы детей.)

    Как вы узнавали названия растений? (С помощью атласа- определителя, спрашивали у взрослых.)

    О каких комнатных цветах вы прочитали в школьном сло варике? (Ответы детей.)

(Учитель еше раз показывает цветы, которые есть в классе, учащиеся называют их.)

Теперь и мы с вами, и Муравьишка Вопросик знаем, что рас тет на подоконнике.

III . Самоопределение к деятельности

Мы из цветов составляем букеты,

Подбирая цветок за цветком,

И душистое свежее лето

Вместе с ними приходит в наш дом.

Вы гордитесь красою наряда,

Светом солнечных дней залиты.

Наши гости из школьного сада,

Наших парков и скверов цветы!

-О каких цветах идет речь в стихотворении Муравьишки?
(О цветах, которые растут в саду на клумбе.)

(На полке перед доской стоят букеты цветов: астр, космеи, гладиолусов, календулы, бархатцев, петунии, георгинов.)

    Вы знаете названия этих цветов? (Ответы детей.)

    Догадались, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О цветах, которые растут на клумбе.)

    Сформулируйте учебную задачу урока.

(Если у учащихся не получится, то следует обратиться к учеб нику и прочитать первый абзац текста на с. 26.)

IV . Работа по теме урока

-Откройте учебник на с. 26. Рассмотрите рисунки, может
быть, они помогут вам определить названия цветов, собран ных с клумбы.

(Учащиеся читают названия растений и соотносят рисунок в учебнике с растениями в букетах.)

    Какие из этих растений вы видели на клумбе или на дачном участке? Отметьте их фишками.

    Рассмотрите букет космеи. Что можете сказать об этом цветке? {Цветки яркие, разных цветов: белые, розовые, крас ные, желтые.)

«Космея» в переводе означает «украшение». Эти цветы, действительно, являются украшением сада.

- А сейчас послушайте небольшое стихотворение и скажите, о каком растении идет речь и с чем сравнивают этот цветок.

Астру с прямыми ее лепестками с давних времен называют «звездой». Так бы ее вы назвали и сами, В ней лепестки разбежались лучами От сердцевинки, совсем золотой. (В стихотворении говорится об астре, ее сравнивают со звездой.)

    Рассмотрите это растение. Что можете о нем рассказать? (Астры очень красивые. Они похожи на звезды. Цветки бывают разных цветов.)

    А о каком цветке говорится в следующем стихотворении? С чем сравнивают этот цветок?

У крылечка нашей школы Клумбу свежую стеречь Встал на стражу гладиолус (По латыни это «меч»). (О гладиолусе. Его сравнивают с мечом.)

    Как вы думаете, почему? (Листья гладиолуса по форме напо минают меч.)

    Из каких же цветов Муравьишка Вопросик собрал свой букет?

(Учащиеся рассматривают букет Муравьишки и называют знакомые цветы.)

- А как называются цветы в этих букетах?

(Учитель показывает букеты бархатцев, петунии, календулы, учащиеся сравнивают их с фотографиями в учебнике и называют.)

V . Физкультминутка

Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок -

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

VI . Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в парах

(учащиеся с помощью атласа-определителя называют одно- два растения со школьной клумбы. Затем выполняют задание в ра бочей тетради (с. 15, № 1) и сообщают о результатах своей работы.)

2. Работа по учебнику

    Рассмотрите фотографии на с. 27.

    Какие из этих растений вам знакомы? Как они называются? Обсудите этот вопрос в парах.

    Узнайте, как называются остальные растения, с помощью атласа-определителя.

(Самопроверка по учебнику (с. 89).)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради
№2 (с. 15).

    Рассмотрите рисунки. Соберите из них цветы. (Проверка.)

    Какие цветы вы смогли собрать? (Петунию, космею, гладиолус.) №3(с.16).

    Найдите на с. 61 приложение к этому заданию и вырежьте по линиям.

    Соберите цветник и наклейте. Какие цветы есть в этой мо заике?

    Какие еще цветы растут на клумбах? Где вы видели цветни ки в нашем городе?

4. Беседа

-Как ухаживать за садовыми цветами? (Их обязательно нужно поливать.)

А еще их можно подкармливать удобрениями. Об этом вы смо жете узнать у своей бабушки или мамы,. Они вам подскажут, какое удобрение лучше выбрать для данного вида цветов. Мы все очень любим цветы, ведь они украшают планету и делают нашу жизнь счастливей. Так давайте беречь красоту нашей природы! Давай пройдемся медленно по саду

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться -

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

VII . Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 27, в рамке).)

VIII. Подведение итогов урока

    Для чего выращивают цветы?

(Учитель читает стихотворение.)

Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца обогревая, Как маленькие теплые костры.