Георг зиммель идеи. Краткая биография Г

Культурная теория Г. Зиммеля

1. Краткая биография Г. Зиммеля

Родился Георг Зиммель в Берлине. Окончил классическую гимназию и поступил в Берлинский университет. Получил докторскую степень по философии за диссертацию о Канте. Стал профессором университетов в Берлине и Страсбурге. В университетах он читал логику, историю философии, метафизику, этику, философию религии, философию искусства, социальную психологию, социологию и спецкурсы по Канту, Шопенгауэру и Дарвину. Междисциплинарный характер лекций Зиммеля привлекал к себе внимание не только студентов, но и представителей интеллектуальной элиты Берлина .

Ранний период отмечен влиянием Г. Спенсера и Ч. Дарвина. Зиммель пишет очерк "Дарвинизм и теория познания", в котором дает биологически-утилитаристское обоснование этики и теории познания; применяет принцип дифференциации, характерный для спенсеровского эволюционизма, в качестве универсального средства при анализе развития в любой сфере природы, общества и культуры.

Затем Зиммель стал искать априорные формы социального познания, опираясь на философию И. Канта. В центре его внимания на неокантианском этапе духовного развития - ценности и культура, относимые к сфере, лежащей по ту сторону природной каузальности. Тогда-то родилась "формальная социология", которая призвана исследовать не содержание отдельных социальных феноменов, а социальные формы, присущие всем социальным явлениям. Деятельность гуманитариев понимается им как "трансцендентальное формотворчество". Источник творчества - личность с ее априорно заданным способом видения. В этот период Зиммелем написаны многочисленные работы о Канте, создан труд по философии истории.

В дальнейшем Зиммель становится одним из наиболее значительных представителей поздней "философии жизни". Он пишет работу "Философия денег", в которой делает попытку культурологической интерпретации понятия "отчуждение". В соответствии с формами видения возникают различные "миры" культуры": религия, философия, наука, искусство - каждый со своеобразной внутренней организацией, собственной уникальной логикой. Для философии, например, характерно постижение мира в его целостности. Целостность философ усматривает через каждую конкретную вещь, причем этот способ видения не может быть ни подтвержден, ни опровергнут наукой. Зиммель говорит в этой связи о различных "дистанциях познавания". Различие дистанций определяет различие образов мира .

Индивид всегда живет в нескольких мирах, и в этом источник его внутренних конфликтов, имеющих глубинные основания в "жизни". Сложная идейная эволюция, широта и разбросанность интересов, эссеистский стиль большинства работ затрудняют адекватное понимание и оценку творчества Георга Зиммеля. И, тем не менее, можно выделить общую тему его творчества - взаимодействие общества, человека и культуры. Общество рассматривалось им как совокупность форм и систем взаимодействия; человек - как "общественный атом", а культура - как совокупность объективированных форм человеческого сознания. Общим для творчества было и "представление о предмете, методе и задачах социологической науки" .

Зиммель написал около 200 статей и более 30 книг. Назовем некоторые. "Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования" (1890), "Проблемы философии истории" (1892), "Введение в этику" в двух томах (1893), "Философия денег" (1900), "Религия" (1906), "Социология. Исследование форм обобществле - ния" (1908), "Философия культуры" (1911), "Гёте" (1913), "Рембрандт" (1916), "Фундаментальные вопросы социологии" (1917), "Конфликт современной культуры" (1918) .

Живопись Доменико Цампьери

Родился в Болонье 21 октября 1581, учился в Академии братьев Карраччи. В 1602 приехал в Рим вместе с Аннибале Карраччи и помогал ему в росписи палаццо Фарнезе; в Риме Доменикино прожил около тридцати лет...

Иван Андреевич Крылов как драматург, комедия "Трумф" и её политический смысл

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 в Москве. Умер 9 ноября 1844 в Санкт-Петербурге (даты по старому стилю). Он был знаменитым русским поэтом, баснописцем, переводчиком и писателем. В молодости Иван Андреевич был известен, прежде всего...

Изготовление оригинального художественного изделия

Европейская культура средневековья представляла собой некую целостность. Русь напротив, прошла долгий путь, прежде чем черты ее национальной культуры определились окончательно...

Культурная и духовная жизнь японцев

Название страны - Япония во всех европейских языках от искаженного чтения двух иероглифических знаков, составляющих собственное название этой страны - Нихон (или более официальное название - Ниппон). Первый из этих знаков обозначает - солнце...

Культурная теория Г. Зиммеля

Культурная теория Г. Зиммеля

Выводами из культурофилософской концепции для Зиммеля становятся пессимизм и глубокий индивидуализм. Отчаяние от неудавшейся жизни породило внутренний разлад. Пессимизм относится и к религии. С тех пор как религиозные импульсы...

Пространственно-временной континуум в творчестве К.С. Петрова-Водкина

Целостное представление о художнике и лучшее понимание его произведений возможно лишь в том случае, если исследователь имеет хорошее представление о его жизни: творчество художника сгладывается из отдельных событий жизни...

Творчество Владимира Высоцкого

Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву...

Творчество Карла Брюллова

Карл Павлович Брюллов - русский живописец и рисовальщик. Творчество художника внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Блестящий мастер парадного портрета. Родился Карл Брюллов 12 (23) декабря 1799 году в Петербурге...

Творчество Константина Менье

Менье, Константин (Meunier, Constantin; 1831, Эттербеке - 1905, Брюссель). Бельгийский скульптор и живописец. Родился в Эттербеке (ныне в составе Брюсселя) 12 апреля 1831 года. Константин был шестым ребенком в семье, рано лишился отца...

Философское и эстетическое толкование творчества С. Дали

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в городе Фигуэрас (Каталония) в семье нотариуса. Юный Сальвадор отличался от своих сверстников экстравагантными выходками, манией величия, некоторой психической неуравновешенностью...

Родился Георг Зиммель в Берлине. Окончил классическую гимназию и поступил в Берлинский университет. Получил докторскую степень по философии за диссертацию о Канте. Стал профессором университетов в Берлине и Страсбурге. В университетах он читал логику, историю философии, метафизику, этику, философию религии, философию искусства, социальную психологию, социологию и спецкурсы по Канту, Шопенгауэру и Дарвину. Междисциплинарный характер лекций Зиммеля привлекал к себе внимание не только студентов, но и представителей интеллектуальной элиты Берлина .

Ранний период отмечен влиянием Г. Спенсера и Ч. Дарвина. Зиммель пишет очерк "Дарвинизм и теория познания", в котором дает биологически-утилитаристское обоснование этики и теории познания; применяет принцип дифференциации, характерный для спенсеровского эволюционизма, в качестве универсального средства при анализе развития в любой сфере природы, общества и культуры.

Затем Зиммель стал искать априорные формы социального познания, опираясь на философию И. Канта. В центре его внимания на неокантианском этапе духовного развития - ценности и культура, относимые к сфере, лежащей по ту сторону природной каузальности. Тогда-то родилась "формальная социология", которая призвана исследовать не содержание отдельных социальных феноменов, а социальные формы, присущие всем социальным явлениям. Деятельность гуманитариев понимается им как "трансцендентальное формотворчество". Источник творчества - личность с ее априорно заданным способом видения. В этот период Зиммелем написаны многочисленные работы о Канте, создан труд по философии истории.

В дальнейшем Зиммель становится одним из наиболее значительных представителей поздней "философии жизни". Он пишет работу "Философия денег", в которой делает попытку культурологической интерпретации понятия "отчуждение". В соответствии с формами видения возникают различные "миры" культуры": религия, философия, наука, искусство - каждый со своеобразной внутренней организацией, собственной уникальной логикой. Для философии, например, характерно постижение мира в его целостности. Целостность философ усматривает через каждую конкретную вещь, причем этот способ видения не может быть ни подтвержден, ни опровергнут наукой. Зиммель говорит в этой связи о различных "дистанциях познавания". Различие дистанций определяет различие образов мира .

Индивид всегда живет в нескольких мирах, и в этом источник его внутренних конфликтов, имеющих глубинные основания в "жизни". Сложная идейная эволюция, широта и разбросанность интересов, эссеистский стиль большинства работ затрудняют адекватное понимание и оценку творчества Георга Зиммеля. И, тем не менее, можно выделить общую тему его творчества - взаимодействие общества, человека и культуры. Общество рассматривалось им как совокупность форм и систем взаимодействия; человек - как "общественный атом", а культура - как совокупность объективированных форм человеческого сознания. Общим для творчества было и "представление о предмете, методе и задачах социологической науки" .

Зиммель написал около 200 статей и более 30 книг. Назовем некоторые. "Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования" (1890), "Проблемы философии истории" (1892), "Введение в этику" в двух томах (1893), "Философия денег" (1900), "Религия" (1906), "Социология. Исследование форм обобществле - ния" (1908), "Философия культуры" (1911), "Гёте" (1913), "Рембрандт" (1916), "Фундаментальные вопросы социологии" (1917), "Конфликт современной культуры" (1918) .

Родился в состоятельной семье; родители Зиммеля были еврейского происхождения, отец принял католичество, мать - лютеранство, сам Зиммель был крещен в лютеранство в детстве.

Окончив Берлинский университет, более 20 лет преподавал там. Из-за антисемитских настроений начальства карьера складывалась не очень удачно.

w:Georg Simmelas Simmel died in 1918Source неизвестен , Public Domain

Долгое время служил на низкой должности приват-доцента, хотя и пользуясь популярностью среди слушателей и поддержкой таких учёных, как Макс Вебер и Генрих Риккерт.

Внештатный профессор с 1901, штатный сотрудник провинциального Страсбургского университета (1914), где оказался в изоляции от берлинской научной среды, а с начала Первой мировой войны в том же году этот университет прекратил деятельность.

Незадолго до конца войны Зиммель умер в Страсбурге от рака печени.

Философские идеи

Как философа Зиммеля обычно относят к академической ветви «философии жизни», в его работах есть также черты неокантианства (его диссертация посвящена Канту).

В социологии Зиммель - создатель теории социального взаимодействия. Зиммеля относят к основоположникам конфликтологии (см. также теория социального конфликта).

По Зиммелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудочно-механическому познанию.

Только через непосредственное переживание событий истории, многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь.

Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется «судьбе», в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. В этом понимании специфики гуманитарного знания Зиммель близок выдвинутым Дильтеем методологическим принципам.

неизвестен , Public Domain

Формальная социология

Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий.

Формы социальной жизни - это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д.

Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект Ф. с. лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием.

Основные формы социальной жизни

  1. Социальные процессы - к ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т. д. Образцом может служить такое явление, как мода. Мода предполагает и подражание, и индивидуализацию личности. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе.
  2. Социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка).
  3. «Модели развития» - универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности её членов. По мере роста численности, члены группы все меньше и меньше становятся похожими друг на друга. Развитие индивидуальности сопровождается уменьшением сплоченности группы и её единства. Исторически развивается в сторону индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик.

Классификация форм социальной жизни по степени их удаленности от непосредственного потока жизни:

  1. Ближе всего к жизни находятся спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и др.
  2. Несколько далее от потока жизни, то есть от общественных содержаний, стоят такие устойчивые и независимые формы, как экономические и пр. формы государственно-правовых организаций.
  3. Наибольшую дистанцию от социальной жизни сохраняют формы «игровые». Это чистые формы социации, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в социальной жизни формы: «старый режим», то есть политическая форма, пережившая свое время и не удовлетворяющая запросам участвующих индивидов; «наука для науки», то есть знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть «орудием в борьбе за существование».

Формы социации абстрагировались Зиммелем от соответствующего содержания для того, чтобы выработать «опорные пункты» научного анализа. Через создание научно обоснованных понятий Зиммель видел путь к утверждению социологии как самостоятельной науки. Научно обоснованные понятия прежде всего должны отражать действительность, и методологическая ценность их в том, насколько они способствуют пониманию и упорядочению теоретически важных аспектов различных социальных процессов и социально-исторической жизни в целом.

По Зиммелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудочно-механическому познанию. Только через непосредственное переживание событий истории, многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь. Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется «судьбе », в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. В этом понимании специфики гуманитарного знания Зиммель близок выдвинутым Дильтеем методологическим принципам.

Формальная социология

Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социальной жизни - это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д. Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект Ф. с. лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием.

Основные формы социальной жизни

Фото 1914 года

  1. Социальные процессы - к ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т. д. Образцом может служить такое явление, как мода. Мода предполагает и подражание, и индивидуализацию личности. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе.
  2. Социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка).
  3. «Модели развития» - универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности её членов. По мере роста численности, члены группы все меньше и меньше становятся похожими друг на друга. Развитие индивидуальности сопровождается уменьшением сплоченности группы и её единства. Исторически развивается в сторону индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик.

Классификация форм социальной жизни по степени их удаленности от непосредственного потока жизни:

  1. Ближе всего к жизни находятся спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и др.
  2. Несколько далее от потока жизни, то есть от общественных содержаний, стоят такие устойчивые и независимые формы, как экономические и пр. формы государственно-правовых организаций.
  3. Наибольшую дистанцию от социальной жизни сохраняют формы «игровые». Это чистые формы социации, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в социальной жизни формы: «старый режим», то есть политическая форма, пережившая свое время и не удовлетворяющая запросам участвующих индивидов; «наука для науки», то есть знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть «орудием в борьбе за существование».

Формы социации абстрагировались Зиммелем от соответствующего содержания для того, чтобы выработать «опорные пункты» научного анализа. Через создание научно обоснованных понятий Зиммель видел путь к утверждению социологии как самостоятельной науки. Научно обоснованные понятия прежде всего должны отражать действительность, и методологическая ценность их в том, насколько они способствуют пониманию и упорядочению теоретически важных аспектов различных социальных процессов и социально-исторической жизни в целом.

Основные труды

  • Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования (1890).
  • Проблемы философии истории (1892-1893)
  • Введение в этику (1892-1893).
  • Философия денег (1900)
  • Большие города и духовная жизнь (1903)
  • Философия моды (1905)
  • Кант и Гёте (1906)
  • Религия (1906)
  • Шопенгауэр и Ницше (1907)
  • Социология. Исследование форм обобществления (1908)
  • Философия культуры (1911)
  • Проблема исторического времени (1916)
  • Рембрандт (1916)
  • Фундаментальные вопросы социологии (1917)
  • Конфликт современной культуры (1918)

Публикации трудов на русском языке

  • Георг Зиммель. Избранное. - М.: Юрист, 1996.
    • Том 1. Философия культуры - М.: Юрист, 1996 - 671 с. - ISBN 5-7357-0052-9
    • Том 2. Созерцание жизни - М.: Юрист, 1996, - 607 с. - ISBN 5-7357-0175-4

Литература

  • Ионин Л.Г. Социология Георга Зиммеля // История буржуазной социологии XIX - начала XX века / Под ред. И.С. Кона . Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. - М .: Наука, 1979. - С. 180-203. - 6400 экз.

Ссылки

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1906-1913.
  • И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич. Западная теоретическая социология. Формальная социология Г. Зиммеля

См. также

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 1 марта
  • Родившиеся в 1858 году
  • Умершие 28 сентября
  • Умершие в 1918 году
  • Философы по алфавиту
  • Философы Германии
  • Социологи Германии
  • Родившиеся в Берлине
  • Умершие в Страсбурге
  • Социология города
  • Социология культуры
  • Социология религии
  • Социология моды
  • Философия жизни

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зиммель, Георг" в других словарях:

    Георг Зиммель Георг Зиммель (нем. Georg Simmel, 1 марта 1858, Берлин 28 сентября 1918, Страсбург) немецкий философ и социолог. Окончив Берлинский университет, более 20 лет преподавал там. Карьера складывалась из за антисемитских настроений… … Википедия

    - (Zimmel) (1858 1918) немецкий философ, социолог, представитель философии жизни, основоположник так называемой формальной социологии. Изучал философию в Берлинском университете, в котором затем преподавал (1901 1914); в последние годы профессор в… … Политология. Словарь.

    - (Simmel, Georg) (1858–1918) Известный представитель германской общественной мысли. Родился, получил образование и большую часть жизни проработал в Берлине. В 1885 г. был назначен приват доцентом (не получающим плату за лекции), а спустя 15 лет… … Политология. Словарь.

    - (Simmel) (1858 1918), немецкий философ, социолог, представитель философии жизни, основоположник так называемой формальной социологии. Усматривал «трагедию творчества» в противоречии между творческой пульсацией жизни и её объективизацией в… … Энциклопедический словарь

    Зиммель Георг - Георг Зиммель: ценности историка и релятивизм фактов Георг Зиммель (1858 1918) высказался на закате жизни в пользу релятивизма, хотя начинал он с обоснования независимости принципа долженствования в духе неокритицизма. В сочинении… … Западная философия от истоков до наших дней

    Зиммель (Simmel) Георг (1.3.1858, Берлин, 26.9.1918, Страсбур), немецкий философ идеалист и социолог. Приват доцент (с 1885) и профессор университетов в Берлине (с 1901) и Страсбуре (с 1914). Ранний период, отмеченный влиянием Г. Спенсера и Ч.… … Большая советская энциклопедия

ЗИММЕЛЬ (Simmel) Георг (1.З.1858, Берлин - 26.9.1918, Страсбург), немецкий социолог и философ. Окончил Берлинский университет (1881), где преподавал с 1885 года (экстраординарный профессор с 1901). С 1914 профессор Страсбургского университета. В творчестве Зиммеля обычно выделяют три периода: ранний - эволюционистски-натуралистический (влияние Г. Спенсера и Ч.Дарвина); неокантианский, характеризующийся априоризмом в понимании культурных ценностей; поздний, связанный с разработкой оригинальной версии философии жизни.

Согласно изложенной в работах Зиммеля 1890-1900-х годов концепции формальной социологии, предметом последней должны являться описание и классификация «форм обобществления» - устойчивых конфигураций социального взаимодействия (обмен, иерархия, конфликт, конкуренция, господство и подчинение и т.д.), подлежащих рассмотрению вне зависимости от их конкретно-исторического содержания, то есть мотивов, целей, потребностей людей, вступающих в отношения интеракции. Объектом такой «чистой социологии» могут становиться любые социальные явления, поскольку они порождаются межличностным и групповым взаимодействием. При этом само общество предстаёт у Зиммеля как процесс, в котором постоянно созидаются и воспроизводятся разнообразные модели типовых человеческих отношений.

В ранний период Зиммель рассматривал исторический процесс как прогресс, движение от простого к сложному, как «дифференциацию». Констатируя прямую зависимость уровня развития личности от численности группы, Зиммель связывал с разрастанием и структурным усложнением социальных образований относительное «освобождение индивида». Позднее в фундаментальном труде «Философия денег» («Philosophie des Geldes», 1900) Зиммель акцентировал внимание на негативных аспектах рационализации человеческих отношений в современном обществе, сопровождающейся постепенным устранением эмоциональных компонентов, обеднением душевной жизни, отчуждением объективированных социальных и культурных форм в условиях прогрессирующей специализации и разделения труда. Обезличенные институциональные структуры сковывают внутренние творческие потенции человека; символом современного мира становятся деньги, которые благодаря своему статусу универсального средства обмена превращаются в самоцель, а культурно значимые объекты, ими исчисляемые, низводятся до уровня средства.

Определяя склонность к конфликтам как своего рода «психологическое априори» человека, Зиммель их источником считал не только противоположно направленные интересы, но и субъективно ощущаемые отношения враждебности. Не все конфликты приводят к разрушению социальных связей, они могут выполнять важные социально-интегративные функции: препятствовать размыванию межгрупповых границ, способствовать повышению сплочённости группы перед лицом внешней угрозы, формировать нормы и правила взаимодействия противников и т.д.

Под влиянием В. Дильтея Зиммель разрабатывал собственный проект «понимающей» методологии. «Понимание» рассматривалось Зиммелем не только как инструмент научного познания, но и как универсальная предпосылка социальной жизни, поскольку упорядоченное сосуществование и взаимодействие людей становятся возможными лишь благодаря тому, что индивиды «понимают» (или «думают, что понимают») друг друга. Процедура понимания (как научного, так и повседневного) основывается, по Зиммелю, на субъективном конструировании «упрощённого» образа «другого» путём приписывания ему определённых типических черт и характеристик («чиновник», «военный», «начальник» и т.п.).

Противопоставление «жизни» как творческой стихии и создаваемых ею исторически относительных, преходящих «форм», в силу своей объективации ограничивающих её стремление к постоянному изменению, лежит в основе философии культуры позднего Зиммеля. Непрестанный процесс формообразования, разрушения старых и созидания новых форм является для жизни единственно возможным способом существования. Конфликт жизни и её объективированных форм - источник «трагедии культуры», наблюдаемой в самых разных областях человеческой деятельности. Современный период в развитии культуры характеризуется как «восстание жизни против идеи формы как таковой».

Зиммель - автор многочисленных философских и культурологических работ, написанных в жанре эссе и посвящённых, среди прочего, творчеству Микеланджело, Рембрандта, И. Канта, И. В. Гёте, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Идеи Зиммеля оказали значительное влияние на развитие западной социологии и философии 20 века (функционалистское истолкование социального конфликта у Л. Козера, теория «маргинальной личности» Р. Э. Парка, созданная на основе зиммелевской концепции «чужака», и др.); он явился одним из основоположников социологии моды и социологии города; его критика культуры получила дальнейшее развитие в работах Д. Лукача, Э. Блоха, а также представителей франкфуртской школы (Т. Адорно и М. Хоркхаймера).

Соч.: Gesamtausgabe / Hrsg. О. von Rammstedt. Fr./М., 1989-200З. Bd 1-16; Избранное. М., 1996. Т. 1-2; Избранные работы. К., 2006.

Лит.: Ионин Л. Г. Г. Зиммель - социолог. М., 1981; Jung W. G. Simmel zur Einführung. Hamb., 1990; Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.; СПб., 2000. С. 107-147; Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000; Frisby D. G. Simmel. 3rd ed. L., 2002.