Государственное устройство. Новгородская земля

Общинно-вечевое правление в Новгороде зародилось в древнейшие времена. Начиная с XII столетия, вече стало свободным от княжеской власти и получило право избирать посадника, тысяцкого и даже епископа. Таким образом, именно вече назначало всю административную верхушку города. В ХШ веке наступил расцвет вечевой организации. Территория княжества расширялась, его экономическая мощь росла, параллельно шло развитие политических вольностей.

Новгородом, как правило, владел князь, державший киевский престол. Это давало возможность старшему среди Рюриковичей князю держать под контролем путь «из варяг в греки» и, фактически, править на Руси.

В 1136 году боярство, обладавшее значительной экономической мощью, воспользовалось восстанием новгородцев и сумело отобрать власть у князя. Новгород превратился в боярскую республику.

Новгородские князья после 1136 года стали должностными лицами. Их права и обязанности оговаривались особым соглашением с вече.

Первым должностным лицом в новгородской администрации был посадник. Как правило, великий князь Киева «сажал» старшего сына наместником в Новгороде. Посадник являлся главой правительства. Он руководил управлением и судом. Посадник также командовал войском, возглавлял вечевое собрание и боярский совет, председательствовал на внешних переговорах.

В посадники, по сложившейся традиции, выбирались бояре четырех важнейших родов Новгорода.

Князь, приглашаемый вечем, командовал войском в военных походах. Княжеская дружина занималась поддержанием порядка в городе. Князь был символом единства Новгорода с остальной Русью.

Власть князя была ограничена. «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать». Резиденция князя располагалась вне кремля на ярославовом дворище -- Торговой стороне. Позднее она была перенесена за несколько километров от кремля на Городище.

Князь, по договору с городом, не имел права покупать землю в Новгороде, отдавать земли в новгородских волостях своим приближенным, править новгородскими волостями, совершить суд вне пределов города, издавать законы, объявлять о начале войны и заключать мирные соглашения. Он не должен был также заключать договоры с иностранцами без участия новгородцев, вершить суд над холопами, принимать закладников, из числа купцов и смердов, охотиться и ловить рыбу за границами установленных для него угодий. При нарушении условий договоров князь мог быть изгнан

Вечевая система Новгорода и Пскова, в отличие от Киева, имела более крепкую основу, т. к. включала в себя общественные союзы, в которых были свои веча и выборные административные органы. Низшей административно-территориальной единицей в Новгороде, имевшей право самоуправления была улица. Решением хозяйственных вопросы улицы занималось вече, которое избирало двух и более старост «улицких». Старосты представляли интересы улицы перед князем и прочими должностными лицами. Они также занимались контролем земельных вопросов, участвовали в судебных разбирательствах. На каждой улице была вечевая изба и собственная печать.

Улицы образовывали пять городских концов; в каждом было вече, печать, собственная казна, избирался староста, Конец имел во владении землю. Концы имели административные, судебные, военные, а также дипломатические функции. Старосты концов собирали ополчения, из которых создавалось новгородское войско. Они были участниками на переговорах и в суде, отвечали за распределение повинностей между жителями и занимались разрешением споров. Общегородское вече считалось легитимным, только если в нем участвовали представители всех пяти концов.

Население города было разделено не только на улицы и концы, а также на сотни. Деление на сотни (за исключением «Княжей ста»), было не территориальным. Сотни -- фискальные единицы, в которые с конца XII столетия включалось лишь торгово-ремесленное население. В каждом конце было по две сотни, и входившие в них горожане выбирали сотских старост, платили налоги и исполняли натуральные повинности. Из десяти сотен, как воинское формирование, составлялась тысяча Новгорода. Сотни как в военном, так и в судебном отношении были подчинены тысяцкому. Тысяцкий стоял во главе торгового суда, включавшего десять сотских старост.

Верховная власть в Новгороде принадлежала общегородскому вечевому собранию свободных граждан. Собрания считались правомочными, если в них принимали участие, кроме должностных лиц, представители всего населения -- «и бояре, и житьи люди, и купцы, и черные люди, и весь господин государь Великий Новгород, все пять концов…». Вече обсуждало главные проблемы внутренней и внешней политики: проводило утверждение уставов и законов. Оно утверждало, кому выдать жалованные грамоты, решало вопросы приглашения и изгнания князя, выбирало посадника, тысяцкого и епископа (с 1165 года -- архиепископа).

Вече собиралось по звону колокола на Торговой площади. Владыка в вече не принимал участия в вече, но отправлял своего посланника и благословлял всех участников веча. Посадник или прочие должностные лица с помоста («степени») объявляли повестку собрания. Голоса не подсчитывались. Принятие решения проводилось по силе крика участников собрания. Если возникали разногласия, то недовольные решением созывали свое вече на Софийской стороне. Противники сходились на мосту через Волхов, бывало, что лишь вмешательство духовенства могло предотвратить кровопролитную драку. Решения, принятые вечем вечевой дьяк оформлялял в вечевой избе.

Вопросы, которые должно было решать вече, прорабатывались «советом господ». Совет собирался в палатах архиепископа под его председательством. Этот совет, являвшийся фактически правительством, состоял из княжеского наместника, посадника, тысяцкого, старост концов, сотских, а также бывших посадников и тысяцких. На грамоте Соловецкому монастырю, дававшей право на владение Соловецкими островами (середина XV века.) имеется восемь печатей: епископа, посадника, тысяцкого и пять печатей городских концов.

В управлении Новгородом особой была роль архиепископа. Все решения веча принимались от имени владыки и всего Новгорода. Архиепископ председательствовал в совете господ, стоял во главе посольства, вершил суд в делах веры и осуществлял контроль над торговлей.

Общегородское вече управляло обширной территорией, входившей в Новгородское государство. Вокруг небольших городков или пригородов формировались волости. Волости-пригороды делились на погосты, а те -- на сельские общины. Каждый погост мог иметь по два должностных лица -- сельского и сотского старост.

Налоги пригороды и волости платили Новгороду. Жители Новгорода, по мнению исследователей, были вероятнее всего от налогов. Население пригородов выказывало недовольство зависимостью от Новгорода и стремилось от нее освободиться.

Настроениями недовольства воспользовались московские князья. После 1479 года была произведена конфискация земель и репрессии против бояр. Это разрушило базис независимости и экономической мощи Вольного Новгорода. Однако самой важной из причин падения Новгорода, по мнению исследователей, стало противоборство между боярами, сосредоточившими в своих руках власть над городом, и низшими слоями населения. Новгородское «народоправство» фактически стало боярской олигархией.

Многие историки называют вечевой строй Новгорода «феодальной республикой», хотя до начала XX века это понятие не употреблялось. Сами новгородцы именовали свое государство «Великий Новгород» или «Господин Великий Новгород». Это приближает Новгород к понятию «город-государство». По мнению И.И. Дитятина, в удельно-вечевой период роль русских городов была очень важна в политической жизни.

Новгород развивался в более благоприятных условиях и более длительно, чем другие города удельного периода. Поэтому именно здесь в полной мере проявились черты политического быта, только намечавшегося в Киеве. Сначала дуализм власти веча и князя в этих городах склонялся в сторону веча, имевшего более давнюю историю, как форма власти. По мнению В.О. Ключевского, князья Киевской Руси, «поддерживали в ней существовавший житейский порядок, определяли подробности земского строя, но не могли сказать, что они создали самые основания этого строя, были творцами общества, которым правили».

Важно отметить, что демократическое устройство Новгородского государства и его модель в плане демократичности устройства в дальнейшем использовали казачьи сообщества России, строя свои государственные образования по типу, образу и подобию Новгородской Республики. Эти аспекты нашли свое выражение в трудах ряда российских и иностранных ученых, в частности И.Ю. Ерохина.

Территория Новгородской земли складывалась постепенно. Центром ее была древняя область поселения славян, расположенная в бассейне озера Ильменя и рек - Волхова, Ловати, Меты и Мологи. Крайним северным пунктом был город Ладога - сильная крепость в устье Волхова. В дальнейшем эта древняя область обрастала новыми территориями, из которых одни органически слились с первоначальным ядром Новгородской земли, другие составили своего рода колонии Новгорода.

В XII - XIII вв. Новгород владел на севере землями по Онежскому озеру, бассейном ладожского озера и северными берегами Финского залива. На западе Новгород укрепился в Чудской земле, где опорным пунктом его стал основанный Ярославом Мудрым город Юрьев (Тарту). Но особенно быстро шел рост новгородских владений в северо-восточном направлении, где Новгороду принадлежала полоса земли, вытянувшаяся до Урала и за Урал.

Собственно новгородские земли делились на пять больших областей пятин, соответственно пяти концам (районам) Новгорода. На северо-запад от Новгорода, в сторону Финского залива шла Водская пятина, она охватывала земли финского племени водь; к юго-западу, по обе стороны реки Шелона - Шелонская пятина; к юго-востоку, между реками Достою и Ловатыо - Деревская пятина; на северо-восток (С Белому морю но обе стороны Онежского озера - Онежская пятина; за Деревскоп и Онежской пятинами, на юго-восток, лежала Бежецкая пятина.

Помимо пятин, огромное пространство занимали нов­городские волости - Заволочье, или Двинская земля - в районе Северной Двины. Пермская земля - по течению Вычегды и ее притокам, по обеим сторонам Печоры - область Печора, к востоку от Северного Урала - Югра, на север, в пределах Онежского и Ладожского озер, - Корела, наконец, на Кольском полуострове - так называемый Терский берег.

Население Новгородской земли занималось главным образом сельским хозяйством, в первую очередь, земледелием, которое составило основу новгородской экономики. Новгородские бояре и духовенство имели обширные вотчины. Здесь было развито также купеческое землевладение.

В земледелии новгородских пятен преобладала пашенная система, подсека сохранялась лишь в крайних северных районах. Ввиду неблагоприятных почвенно-климатических условий, урожаи были не высоки, поэтому, несмотря на широкое распространение земледелия, оно все же не покрывало потребностей новгородского населения в хлебе. Часть хлеба приходилось ввозить из других русских земель, главным образом, из Ростово-Суздальской и Рязанской. В неурожайные годы, которые были нередким явлением в жизни Новгородской земли, ввоз хлеба приобретал решающее значение.

Наряду с земледелием и скотоводством население Новгородской земли занималось различными промыслами: охотой за пушным и морским зверем, рыбной ловлей, бортничеством, разработкой соли в Старой Руссе и на Вычегде, Добычей железной руды в Вотской пятине. В центре Новгородской земли - Новгороде и его пригороде - Пскове Процветали ремесло и торговля. Новгород издавна славился своими ремесленниками, плотниками, гончарами, кузнецами, оружейниками, кроме того, в нем жили сапожники, кожевники, войлочники, мостовики и много других ремесленников разных специальностей. Новгородцы-плотники выписывались для работы в Киев и так прославились своим искусством, что термин «новгородец» часто обозначал - «плотник».

Большое значение в экономике Новгорода имела внутренняя и внешняя торговля. Через Новгород проходили важнейшие торговые пути того времени из Северной Европы в бассейн Черного моря и из стран Запада в страны Восточной Европы. Это издавна способствовало развитию в нем ремесла и торговли.

Предприимчивые новгородские купцы уже в X в. плавали в своих утлых суденышках по пути «из варяг в греки», достигая берегов Византии. Широкий обмен существовал между Новгородом и Европейскими государствами. Сначала Новгород был связан с островом Готландом - крупным торговым центром Северо-Западной Европы. В самом Новгороде существовал готский двор - торговая колония, обнесенная высокой стеной, с амбарами и домами для проживающих иноземных купцов. Во второй половине XII в. завязываются тесные торговые связи Новгорода с союзом северо-германских городов (Ганзой). В Новгороде был построен новый немецкий торговый двор, выросла новая торговая колония. На территории этих торговых колоний инозем­ные купцы были неприкосновенны. Особый устав «Скра» регулировал жизнь торговой колонии.

Из-за границы в Новгород шли сукна, металлы, оружие и другие товары. Из Новгорода в разные страны везли полотно, пеньку, лен, сало, воск и т.д. Значительной была роль Новгорода как посредника в обмене между Западом и Востоком. Восточные товары для Европы шли Волгой в Новгород, а затем уже в западные страны. Только татаро-монгольское иго и господство Золотой Орды подорвало это посредническое значение Новгорода.

Не менее важную роль для Новгорода играла торговля внутри самой Новгородской республики и с Северо-Восточной Русью, откуда он получал недостающий ему хлеб. Потребность в хлебе всегда заставляла Новгород дорожить своими отношениями с владимиро-суздальскими князьями.

Многочисленное и сильное новгородское купечество имело свои организации наподобие западноевропейских купеческих гильдий. Наиболее сильной из них было так называемое «Ивановское сто» обладавшее большими привилегиями. Оно избирало из своей среды пять старост, которые вместе с тысяцким ведали всеми торговыми делами и торговым судом в Новгороде, устанавливали меры веса, меры длины и наблюдали за правильностью самой торговли.

Структура новгородской экономики определяла собой его социальный и политический строй. Господствующим классом в Новгороде были светские и духовные феодалы, землевладельцы и богатое новгородское купечество. В руках новгородских бояр и церкви находились обширные земельные владения. Один из иностранных путешественников - Лалуа - свидетельствует, что в Новгороде были такие сеньоры, которые владели землями на сотни верст. Пример - боярская фамилия Борецких, которая владела огромными территориями по Белому морю и Северной Двине.

Помимо бояр и церкви, в Новгороде существовали также крупные землевладельцы, занимавшиеся разной торговлей. Это так называемые «житьи люди».

Владельцы вотчин эксплуатировали труд феодально-зависимых людей - «половников», «поручников», «давных людей». Основной формой эксплуатации феодально-зависимого населения в Новгородской земле было взимание оброка.

Крупные феодалы бы­ли хозяевами положения не только в своих вотчинах, но и в городе. Вместе с купеческой верхушкой они образовывали городской патрициат, в руках которого находилась хозяй­ственная и политическая жизнь Новгорода.

Особенности социально-экономического развития Новгорода обусловили установление в нем особого, отличного от других русских земель политического строя. Первоначально в Новгороде сидели князья-наместники, посылаемые великими киевскими князьями. Они назначали посадников и тысяцких. Но сильные новгородские бояре и богатые горожане все неохотнее подчинялись подручным киевского князя. В 1136 г. новгородцы восстали против князя Всеволода и, говорит летописец, «всадиша князя Всеволода в епископском дворе с женой и детьми с тещей и стражье Стрежаху дено и нощь. 30 муж на день с оружием». Затем Всеволод был выслан в Псков. С этого времени в Новгороде устанавливается новый политический порядок.

Верховным органом в Новгороде стало вече - народное собрание. Вече созывал обычно посадник или тысяцкий. Созывалось оно на торговой стороне па Ярославском дворе звоном вечевого колокола. В концы посылались бирючи и подвойские кликать народ на вечевую сходку. Участвовать в вече могли все свободные люди, мужчины. Вече обладало большими полномочиями. Оно избирало посадника, тысяцкого, раннее назначавшихся князем, новгородского епископа, объявляло войну, заключало мир, обсуждало и утверждало законодательные акты, судило за преступления посадников, тысяцких, сотских, заключало договоры с иностранными державами. Вече, наконец, приглашало князя, а иногда изгоняло его («показывало ему путь»), заменяя его новым.

Исполнительная власть в Новгороде сосредоточивалась в руках посадника и тысяцкого. Посадник избирался на неопределенный срок, он контролировал князя, следил за деятельностью новгородских властей, в его руках находился верховный суд республики, право смещения и назначения должностных лиц. В случае военной опасности посадник шел в поход в качестве помощника князя. По приказу посадника звоном в колокол собиралось вече, которое он возглавлял. Посадник принимал иностранных послов и, в случае отсутствия князя, командовал новгородским войском. Тысяцкий был первым помощником посадника, командовал отдельными отрядами во время войны, а в мирное время ведал торговыми делами, торговым судом.

В пользу посадника и тысяцкого шло так называемое поралье, т.е. известный доход с плуга; этот доход и служил посаднику и тысяцкому в качестве определенного жалования.

На политическую жизнь Новгорода оказывал огромное влияние новгородский епископ, а с 1165 г. - архиепископ. В его руках находился церковный суд, он ведал делами сношения Новгорода с иностранными государствами, а главное - он был самым крупным из новгородских феодалов.

С изгнанием в 1136 г. из Новгорода князя Всеволода новгородцы не устранили вовсе князя, но значение и роль князя в Новгороде резко изменилось. Новгородцы теперь сами избирали себе на вече (приглашали) того или другого князя, заключая с ним договор «ряд», который крайне ограничивал права и круг деятельности князя. Князь не мог без соглашения с вече пи объявить войну, ни заключить мир. Он не имел права приобретать земли в новгородских владениях. Он мог собирать дань, но только в определенных, назначенных ему волостей. Во всей своей деятельности князь был подконтролен посаднику. Короче, новгородский князь был «кормленым» князем. Он был только военным специалистом, который должен был стоять во главе новгородского войска во время военной опасности. Судебные и админи­стративные функции у него отнимались и передавались начальным людям - посадским и тысяцким.

Новгородскими князьями, как правило, были Владимиро-Суздальские князья, наиболее сильные из русских князей. Они настойчиво стремились подчинить своей власти Великий Новгород, но последний решительно боролся за свои вольности.

Поражение суздальских войск в 1216 г. на речке Липице завершило эту борьбу. Новгород окончательно превратился в феодальную боярскую республику.

Сложившийся в Новгороде и отделившемся от него в XIV в. Пскове вечевой строй просуществовал до самого присоединения их к Москве.

Следует отметить, что вечевой строй в Новгороде отнюдь не был народоправством. Фактически вся власть находилась в руках новгородской верхушки. Рядом с вече новгородские верхи создали свой аристократический орган - совет господ. В него входили степенные (т.е. действующие) посадник и тысяцкий, бывшие посадники и тысяцкие, старосты новгородских концов. Председателем совета господ был новгородский архиепископ. Совет господ собирался в покоях архиепископа и решал предварительно все дела, какие выносились на вечевую сходку. Постепенно совет господ стал подменять своими решениями вечевые постановления.

Народ протестовал против насилия господ. Вечевая жизнь Новгорода знает не один пример столкновения между фео­дальной знатью и широкими слоями населения.

В период Средневековья на территории Руси находилось 15 княжеств, но их число в результате феодальной раздробленности увеличилось до 50. Однако особую роль играли 3 из них, самых крупных. Это были Галицко-Волынское, Владимирско-Суздальское и Новгородское. О последнем можно что-то более-менее достоверно узнать только с IХ века. Датой официального основания Новгорода считается 859 год, но историки отмечают, что сам город появился значительно раньше, просто установить точное время не представляется возможным.

Дело в том, что все здания в то время были полностью деревянными. Следовательно, они легко сгорали и сгнивали, от них мало что оставалось. А деятельность людей, живших на этой же земле в более поздние века, практически окончательно похоронила надежды археологов что-то достоверно установить о тех временах. Кроме того, многие письменные упоминания о княжестве Новгородском пропали в связи с татаро-монгольским нашествием. Огромное количество документов просто-напросто погибло в огне.

Однако из того, что удалось установить, становится понятно, что Новгородское княжество познакомилось с государственностью довольно рано. А местные краеведы и вовсе предполагают, что здесь был Рюрик. Но подтверждений пока не найдено, одни только предположения.

Самые ранние записи касаются сыновей Святослава, Олега и Ярополка. Между ними разгорелась борьба за власть. В результате ожесточённых битв Ярополк победил своего брата, стал Великим князем, захватив Киев. Для управления Новгородом он выбрал посадников. Которых убил младший брат, Владимир, бежавший к варягам, откуда вернулся с наёмным войском, получил власть сначала в Новгороде, а потом и в Киеве. И именно его сын, Ярослав Мудрый, отказался платить дань Киеву. Владимир, собиравший дружину, чтобы разобраться с этой проблемой, внезапно умер. Власть захватил Святополк Окаянный, который довольно жестоко сражался за власть, не выбирая методы. Но в итоге Ярослав победил, во многом при помощи поддержки народа, боявшегося более жестокого князя. Теперь уже Ярослав стал Великим Князем, а в Новгород он стал отправлять своих сыновей.

Даже краткий пересказ относительно небольшого временного отрезка, касающегося событий с IX по XI века, наглядно показывает, что Новгородское княжество успело привыкнуть и к частой смене князей, и к постоянной борьбе за власть между ними. Заметно, что большинство стремились захватить престол, в конечном счёте, в Киеве. Пребывание же в Новгороде рассматривался часто как промежуточный вариант. Что сказалось на определённом восприятии княжеской власти народом: во-первых, как временной, во-вторых, неразрывно связанной с войной, дружиной и походами.

В то же время Новгород был довольно крупным городом, где постепенно начала формироваться своеобразная демократия с элементами олигархии. Особенно сильно это стало заметно в период феодальной раздробленности, когда князь был вынужден подписывать грамоту (договор), на основании которого он мог законно находиться в городе. При этом его полномочия сильно ограничивались. В частности, князь не мог объявлять войну или заключать мир, самостоятельно торговать, раздавать земли, предоставлять кому-то привилегии. Он не имел права даже охотиться в неположенном месте или же держать дружину в самом городе: последнее было связано с опасением, что власть захватят силой.

Фактически, фигура князя сводилась к роли военачальника, полководца, который обязан был защищать город и получал в связи с этим определённые привилегии. Но его положение оставалось часто шатким. Чтобы собрать людей, кроме собственной дружины, например, для военного похода, князь мог обратиться к жителям на народном вече, оставшемся высшим органом власти. Но он не имел права приказывать.

В вече мог принимать участие любой свободный мужчина. Созывали собрание посадник или тысяцкий, которых вече и назначало, отобрав это право со временем у князя. Высшим судебным органом тоже считалось собрание. Посадник был высшим должностным лицом, принимавшим в отсутствие князя послов, возглавлявшим в таких же условиях вооруженные силы. Тысяцкий являлся его правой рукой и помощником. Точного срока действия их полномочий не оговаривалось, но каждый мог потерять своё положение, утратив доверие народа. Вече имело право снять любого, кого назначило, с соответствующей должности. Вообще широта полномочий ярко демонстрируется тем, что в Новгороде на народном собрании выбирали даже епископа.

Что же касается Боярского совета, то он, по факту, занимался торговыми вопросами. Ещё носил функцию совещательного органа. Объединял всех влиятельных людей, возглавлялся князем. Занимался подготовкой вопросов, которые стоило вынести на вече.

Времена феодальной раздробленности

Уникальность Новгородского княжества в полную меру проявилась и в период феодальной раздробленности. Исторически такое разделение принято оценивать негативно, и оно действительно крайне отрицательно сказалось на славянах, сделав их уязвимыми перед лицом татаро-монгольского ига. Но для отдельных земель в этом были свои преимущества. В частности, географическое расположение Новгородского княжества подарило ему определённую защиту: оно оказалось довольно далеко даже для кочевников, в итоге меньше всех остальных земель пострадало от действий монголов. Защищать западные границы у русских князей же получалось намного лучше. А благодаря раздробленности новгородцы не ввязывались в проблемы своих соседей.

Также не стоит забывать, что Новгородская земля сама по себе была довольно большой. Размерами она была сопоставима с европейскими государствами того же периода. А выгодное географическое положение позволило ей наладить торговлю с Ганзой и с некоторыми другими соседями. Кроме самого Новгорода, в княжество входил Псков, Юрьев, Ладога, Торжок и прочие территории, включая даже часть Урала. Через Новгород можно было получить доступ к Неве и Балтийскому морю. Но не только географическое положение сделало княжество таким уникальным, а сочетание различных факторов, политических, экономических и культурных. И религиозных, в том числе.

Быт, религия и культура

В отношении такого государственного явления как Новгородское княжество характеристика не будет полной, если не уделить внимание вопросам религии, культуры и быта. Крещение Новгорода произошло вскоре после Киева, откуда прислали для этих целей византийского священника Иоакима Корсунянина. Но, как и многие славяне, новгородцы далеко не сразу отказались от языческих верований. Дошло до того, что христианская религия, не желая постоянно сталкиваться с сопротивлением паствы, впитала в себя некоторые традиции, объединив их с Рождеством (гадания и прочие обряды).

Что же касается культуры, то внимательное изучение летописей показывает, что здесь вплоть до захвата Новгородского княжества в XV веке Иваном III сохранялся довольно неплохой уровень письменности и образованности. Сказалось и то, что эти земли меньше остальных пострадали от нашествия татаро-монгольского ига. Многие знания передавались от родителей к детям и сохранились. Что, в свою очередь, повлияло на быт. Так, новгородцы были ярыми приверженцами деревянного домостроения, чистоты, определённых обрядов, связанных с природой. Выявленный культурный пласт настолько мощный, что его до сих пор изучают.

Владения Новгорода располагались на северо-западе русских земель (от Финского залива и Чудского озера на западе до предгорий Урала на востоке; от Северного Ледовитого океана на севере до истоков Волги на юге).

Для Новгородской земли были характерны неблагоприятные климатические условия, малоплодородные почвы, болота, огромные лесные массивы.

Специфика географического положения в значительной мере определила особенности новгородской экономики. Здесь находились важнейшие торговые магистрали Восточной Европы: путь «из варяг в греки»; другой путь – через речную сеть в Волжскую Булгарию, Хазарию и другие страны Востока. Все это способствовало активному развитию внешней торговли.

Особое положение Новгорода в составе Киевской Руси определялось тем, что именно отсюда пришла династия Рюриковичей. С IX в. сложилась традиция, по которой великий князь киевский в качестве новгородского наместника сажал в Новгороде своего старшего сына, что обеспечивало контроль Киева функционирования важнейшей торговой артерии.

Во времена Владимира Святого? от дани, ежегодно поступавшей с новгородских территорий, шла в Киев. Ярослав Владимирович первым отказался выполнять это требование. С этих пор дань, собираемая с подвластных территорий, стала оставаться в Новгороде и шла на содержание князя и его администрации.

В XI в. на новгородском столе попеременно побывали дети Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей. Но ни один из них не создал здесь своей династии. Дольше всех на рубеже XI–XII вв. в Новгороде находились представители княжеского дома Всеволода Ярославича. Так, с 1097 по 1117 г. в Новгороде правил Мстислав Великий.

Через двадцать лет своего пребывания на северо-западе Мстислав Владимирович в 1117 г. ушел в Южную Русь, оставив в Новгороде своего старшего сына Всеволода Мстиславича (1117–1136 гг.).

Однако княжеская династия в Новгородской земле так и не сложилась. Этому способствовали события конца XI – первой половины XII вв.

После смерти отца в 1132 г., Всеволод Мстиславич по требованию своего дяди великого князя киевского Ярополка Владимировича отправился на переяславский стол. Переяславль рассматривался тогда как последняя ступень в восхождении на великокняжеский стол. Поэтому младшие братья Мстислава Владимировича Юрий (Долгорукий) и Андрей заволновались, думая, что бездетный князь Ярополк Владимирович прочит на свое место старшего племянника Всеволода Мстиславича. Произошел конфликт, в результате которого братья отца - Юрий и Андрей - изгнали Всеволода Мстиславича, которому пришлось вернуться на покинутый новгородский стол.

После ухода князя в Новгороде было созвано вече. Новгородцы решили за нарушение клятвы изгнать князя из города, но затем все же вернули его на новгородский стол. После этого конфликта Всеволод Мстиславич около 4 лет просидел в Новгороде. А в 1136 г. ситуация повторилась. Снова новгородцы, псковичи и ладожане собрались на вече в Новгороде и приняли решение выгнать князя из города. Ему припомнили прошлую его вину, а также добавили новые претензии: не заботился о населении, обложенном данью; не отличался храбростью и отвагой во время двух военных походов на Суздаль (1134-1135 гг.).


В Новгороде победил принцип «вольности в князьях», действуя согласно которому, новгородцы приглашали по своему усмотрению претендентов на княжеский престол. Таким образом, сложились условия для развития своеобразного политического устройства Новгородской земли, которое в научной литературе получило наименование «новгородской республики».
Большую роль в формировании особенностей новгородской земли сыграло местное боярство, которое было финансово самостоятельно.

Высшим органом власти в Новгороде стало вече , на котором избирались представители исполнительной власти, рассматривалась кандидатура князя, решались наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики. До сих пор среди исследователей нет единого мнения по поводу состава его участников: были ли ими все свободные жители города мужского пола или только владельцы усадеб. Одни считают, что вече номинально было собранием владельцев этих городских боярских усадеб (не более 500 человек), которые управляли городом и всей землей. Другие исследователи полагают, что Новгород представлял собой территориальную общину с чертами дофеодальной демократии. Тогда участниками вечевых собраний были все свободные члены этой общины, независимо от их социальной принадлежности.

Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник ;c 80-х гг. XI в. должность новгородского посадника отделилась от княжеской власти и стала существовать параллельно ей. Сначала посадниками были представители киевской боярской аристократии, назначаемые киевским великим князем. А со второй четверти XII в. на эту должность стали избираться на вече новгородские бояре. Посадник стоял во главе новгородского правительства, председательствовал на вече, ведал общегородским судом и управлением. Фактически посадниками избирались представители нескольких боярских родов.

Вторым важным лицом городского управления был тысяцкий . Он возглавлял городское ополчение, ведал сбором налогов и судом по торговым делам. С 1156 г. к выборным институтам относится также должность новгородского епископа (с 1165 г. – архиепископа). Новгородский владыка распоряжался казной, контролировал внешнеполитические сношения и распоряжения земельным фондом, был хранителем эталонов мер и веса.

Избранный на вече и приглашенный в город князь возглавлял новгородское войско. Его дружина поддерживала общественный порядок в городе. Он исполнял представительные функции в других княжествах, был символом единства новгородских земель. Но положение новгородского князя было неустойчивым, так как его судьба очень часто зависела от решения вечевого собрания. С 1095 по 1304 гг. на новгородском столе князья менялись не менее 58 раз.

Таким образом, в новгородской форме правления можно заметить три основных элемента: монархический, республиканский и аристократический. При этом преобладал именно последний.

Дискуссии о происхождении власти в Киевской Руси.

В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.

Концепции происхождения Древнерусского государства:

Материалистическая (классовая) : зарождение государства вследствие возникновения и развития совокупности социально-экономических и политических предпосылок в период распада родовых отношений (появление имущественного неравенства, социальная дифференциация, собственность на орудия труда и землю и т.д.)

Договорная : возникновение государства вследствие договора между людьми.

По поводу образования Древнерусского государства было много ожесточенных научных споров. Более 200 лет назад в исторической науке возникла так называемая «нормандская проблема». Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов. Так в русских источниках именуются жители Скандинавского полуострова. Их называют и по-другому – норманны. По поводу «призвания варягов» и образования Древнерусского государства острые идеологические дискуссии начались позже – в XVIII в., после преобразований Петра 1 и создания Академии наук. В первые десятилетия существования Академии её членами становились в основном ученые иностранного, как правило, немецкого происхождения. Именно немецкие исследователи Г.З.Байер, Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлецер стали основоположниками норманнской теории, согласно которой русская государственность была привнесена из вне. Её основателями назывались не славяне, а пришельцы – скандинавы, бывшие якобы носителями более высокой культуры. В этот же период получила распространение и альтернативная теория – антинорманизм. Его основателями можно считать М.В.Ломоносова и В.К.Тредиаковского. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей.

Большинство историков в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. Вопрос о достоверности летописного сообщения ставился довольно редко, а дату призвания варягов считали началом русской государственности. В исторической науке ХХ в. норманнская теория подверглась серьёзной критике. Непримиримым её противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А.Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определённого влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать.

Теории возникновения государства восточных славян:

Славянская , или антинорманнская: отрицает роль варягов в образовании Древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В.Ломоносов (XVIII), Б.А.Рыбаков (XX)).

Центристская : возникновение Древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов (А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва (ХХ) и большинство современных историков).

Норманнская : создание Древнерусского государства норманнами (варягами) с добровольного согласия славян, которые не могли этого сделать самостоятельно (Г.З.Байер, А.Л.Шлецер, Г.Ф.Миллер (XVIII), Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев (XIX))

Существует также точка зрения, что варяги были представителями южно-балтийского славянства, т.е. тех государственных образований, которые существовали на берегах Балтики и которые неоднократно упоминались в наших и зарубежных летописях. Впоследствии эти крупные племенные конфедерации были завоёваны германцами.

Особенности политического устройства Новгорода Великого.

Новгородская земля, занимавшая северо-западную территорию бывшего Древнерусского государства, Одна из первых стала выходить из-под власти киевского князя. В конце XI – начале XII в. Здесь сложилось своеобразное политическое образование, которое в современной исторической литературе называется феодальной республикой. Сами новгородцы именовали своё государство красиво и торжественно – «Господин Великий Новгород». Новгородские владения простирались от Финского залива на Западе до Уральских гор на Востоке, от Ледовитого океана на севере до границ современных Тверской и Московской областей на юге.

Высшая власть в Великом Новгороде принадлежала народному собранию – Вече. Главную роль в решении важнейших вопросов играл боярский совет (иначе говоря: «совет господ», или «300 золотых поясов»). Главой государства считался посадник. Свои полномочия он делил с князем. В отличие от других Русских земель в Новгороде князь не получал власть по наследству, а приглашался на княжение городом. Его главная задача заключалась в обеспечении защиты государства от внешних врагов. Совместно с посадником князь осуществлял судебные функции. Для содержания княжеского двора выделялись особые земельные угодья. Если князь не устраивал новгородцев, его изгоняли и приглашали другого. Помимо князя, военную функцию исполнял тысяцкий – глава городского ополчения. Большую власть в Великом Новгороде имел глава новгородской епархии – владыка, кандидатура которого согласовывалась с вече. Сам г. Новгород был разделён на несколько районов («концов»), каждым из которых управлял кончанский староста.