Как делает печатает фотографии сальгадо. Соль Земли — бразильский фотограф Себастьян Сальгадо

Все мои проекты связаны между собой как разные главы одной книги

«У каждого творческого человека есть две даты рождения. Вторая дата — когда он поймет, в чем его истинное призвание — намного важнее первой», — говорил знаменитый венгерский фотограф Брассай. Вероятно, то же самое имел в виду его не менее прославленный соотечественник, говоривший о себе: «Роберт Капа родился в Париже в возрасте 22-х лет». И их бразильский коллега Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) вполне мог бы сказать что-нибудь подобное о себе - тем более что у него это «второе рождение» выражено гораздо более четко, чем у подавляющего большинства его коллег. Оно произошло в конце 1960-х - начале 1970-х годов. «Моя жена купила фотоаппарат, когда изучала архитектуру в Париже», - описывал Сальгадо начало этого процесса, - «Я до этого никогда не фотографировал, но, взяв камеру в руки и посмотрев в видоискатель, получил огромное удовольствие».

Себастио Сальгадо с женой переехали в Европу из Бразилии совсем незадолго до описываемых событий. Тогда он мечтал о карьере экономиста и вовсю готовился к защите докторской диссертации. В начале 1970-х годов он много путешествует по Африке в рамках экономических программ Международного Банка. Насмотревшись в видоискатель фотоаппарата своей жены, он приобрел собственную «Лейку» и естественно всегда брал ее с собой. Постепенно фотография увлекает его все больше и больше и, вернувшись из очередной поездки, он решил начать жизнь «сначала» - на этот раз фотографом: «Уж слишком огромным было удовольствие», - как будто оправдываясь вспоминал он впоследствии. Кстати сказать, слово «огромное» («enormous») - его любимое прилагательное, когда речь идет о фотографии.

Сальгадо поселился в Париже, но застать его дома было практически невозможно: фотограф освещал войны в Анголе и Испанской (Западной) Сахаре, знаменитую операцию по освобождению израильских заложников (операция Энтеббе), покушение на президента США Рональда Рейгана, ряд других знаменитых и не очень происшествий и конфликтов. Уже первые журнальные и газетные публикации принесли Себастио Сальгадо мировую известность. В 1979 году (задолго до выхода его первой книги) его пригласили в самое знаменитое объединение фотографов-документалистов в мире: фотоагентство «Magnum Photos».

На свой первый крупный проект, посвященный Латинской Америке, молодой фотограф потратил семь лет с 1977 по 1984 год. Эти годы «были похожи на путешествие во времени на семь столетий назад», - рассказывал Сальгадо, - «Я наблюдал как передо мной в медленном, крайне ленивом темпе - темпе, который символизирует скорость течения времени в этом регионе - протекает поток различных культур, столь схожих между собой своими верованиями, историей и страданиями». Результатом проекта стала вышедшая в 1986 году книга «Другие Америки» («Other Americas») - на сегодняшний день лучшее свидетельство о бедственном положении крестьянства и коренных народов Латинской Америки.

В том же году увидела свет вторая книга Сальгадо: «Сахель: Человек в Беде» («Sahel: Man in Distress») над материалами для которой он работал в 1984-1985 годах на севере Африки в районах пострадавших от сильнейшей засухи. Фотографии рассказывали о мужестве и самоотверженности тех, кто пришел на помощь терпящим бедствие: молодым врачам и медсестрам из организации «Доктора без границ», инженерам, рабочим, обслуживающему персоналу; но конечно главное внимание уделено жертвам засухи и голода. «Эти лица пронзительно кричащие не разжимая губ - уже не просто "чьи-то" лица», - писал в послесловии к книге известный уругвайский журналист и писатель Эдуардо Галеано. И ведь действительно так - герои фотографий Сальгадо совсем не кажутся «чужими» или «незнакомыми».

С 1986 по 1992 год основной темой фотографий Себастио Сальгадо были рабочие - рыбаки, сталевары, ткачихи, шахтеры, строители, золотоискатели - выполняющие тяжелую физическую работу своими руками. Они уже сегодня - археологическая редкость, встречающаяся в основном в странах третьего мира, а завтра в результате автоматизации технологических процессов они и там могут остаться без работы и средств к существованию. Результатом работы фотографа стал изданный в 1993 году фотоальбом « » (« »). Книга вышла на восьми языках тиражом более ста тысяч экземпляров.

Если в рамках этого проекта Себастио Сальгадо фотографировал «всего» в 23 странах, то во время работы над следующим ему пришлось посетить 47 стран. Этот проект он посвятил одной из самых кровоточащих проблем современности - массовым миграциям. «Я знаю о миграции не понаслышке», - объяснял фотограф одну из причин побудившую его взяться за эту работу, - «Я родился на бразильской ферме. В пять лет я стал жить в маленьком городе. В пятнадцать я покинул этот город и переехал в другой - среднего размера с населением 120 тысяч человек. Здесь я встретил свою будущую жену Лелию Делуиз Уаник. 33 года назад (1967 год - А.В.) мы переехали жить в Сан-Паулу, затем по политическим причинам были вынуждены бежать во Францию. Даже сегодня я - иностранец, живущий в чужой стране».

Работа над проектом заняла у Сальгадо более шести лет. В 2000 году вышло две книги об эмигрантах: «Миграция: Человечество в движении» («Migrations: Humanity in Transition») и «Дети: беженцы и мигранты» («The Children: Refugees and Migrants»).

Уже после выхода первых двух альбомов Себастио Сальгадо стал без преувеличения одним из самых знаменитых фотожурналистов в мире, работа над следующими проектами только укрепила его популярность. Но что еще более важно - он показал себя талантливым фотохудожником. Может показаться странным факт, что сам фотограф считает свои фотографии результатом работы простого документалиста, полагает, что «Не фотографирующий, но фотографируемый делает фотографию». «Я не хочу, чтобы на мои фотографии смотрели как на произведения искусства», — говорит он. Остается только порадоваться факту, что дальнейшая жизнь произведений искусства не зависит от воли автора. Фотографии Сальгадо - удивительно красивые, несмотря на то, что они рассказывают ужасные истории - уже давно живут собственной жизнью на многочисленных выставках, в более чем ста музеях по всему миру, в частных коллекциях, в книгах и на электронных носителях.

В 1994 году Сальгадо вышел из состава «Magnum Photos» и вместе с супругой основал свое собственное агентство - «Amazonas Images» - вероятно самое маленькое фотоагентство в мире, состоящее всего из одного фотографа. Агентство занимается не только фотографической, но и природоохранной деятельностью. Супруги выкупили землю в Бразилии на которой когда-то стояла ферма отца Сальгадо и основали там «Институт земли» («Instituto Terra») главной целью которого стала охрана лесов и просветительская деятельность в этой области. В 1998 они добились учреждения на этих землях заповедника и занялись восстановлением леса, ведь с 1940-х годов количество зеленных насаждений уменьшилось более чем в 300 раз! И хотя до полного восстановления еще далеко, но за 10 лет на территории заповедника было высажено более миллиона деревьев.

С природоохранной деятельностью связан следующий проект фотографа, который многие посчитали за кардинальную смену деятельности; сам же фотограф считает эту работу продолжением своих предыдущих исследований. Сальгадо решил доказать что на земле остались уголки неиспорченные цивилизацией, показать всем как они прекрасны. «Я надеюсь, что этот проект поможет человечеству переосмыслить свое место в окружающей среде. Я назвал его Генезис, потому что хочу насколько возможно вернуться к началу жизни на планете: к воздуху, воде и огню которые породили жизнь; к тем животным, которые не хотят приручаться и до сих пор "дикие"; к отдаленным племенам, "примитивная" жизнь которых осталось в основном без изменений; к ранним формам человеческих поселений и организаций».

Он начал работу над проектом на Галапагосских островах - тех самых, на которых в 1835 году Чарльза Дарвина впервые посетили идеи об эволюции. Может быть впервые в жизни Сальгадо фотографировал рассветы и закаты, птиц и черепах, гигантских ящериц или - как иногда ему казалось - маленьких динозавров. Несмотря на возраст - к началу проекта ему было уже шестьдесят, он радовался как ребенок: «Это просто восхитительно! У меня есть даже фотография где одна игуана обнимает другую!» После возвращения с островов фотограф, конечно, не успокоился: его ждали Камчатка, Антарктида, Руанда, Патагония, родная Бразилия … Он отвел себе на завершение проекта не менее восьми лет, так что думается главные открытия у него еще впереди.

И хочется надеяться, что за «Генезисом» последуют другие проекты, ведь сам Сальгадо полон оптимизма: «Фотографы обычно живут до старости», - говорил он в интервью в 2007 году, - «И я надеюсь, что смогу фотографировать до самого конца. То удовольствие, которое я получал от своих первых фотографий, до сих пор никуда не ушло. Это огромное удовольствие».

Включает 245 великолепных фотографий, отобранных из тысяч снимков, сделанных за восемь лет путешествий в 32 разных места. Выставка - это фотографическая экспедиция вокруг Земли, путешествие по тем местам на планете, где ее обитателям пока удалось избежать разрушительного воздействия современной цивилизации. Это свидетельство того, что на нашей планете до сих пор есть большие регионы, где правит величественная природа. «ГЕНЕЗИС» делится со зрителями этой красотой и обращает их внимание на то, что на планете еще сохранилось в неприкосновенности, что уже подвергается опасности исчезновения, и что еще можно спасти.

«ГЕНЕЗИС» был начат в 2004 году и завершен в 2011. За годы работы над проектом Сальгадо посетил пустыню Калахари, джунгли Индонезии, Галапагосские острова, Мадагаскар, Аляску, Антарктику и другие места, где красота нетронутой человеком, первозданной природы поражает эпическим великолепием и вдохновляет на то, чтобы ее сохранить для будущих поколений. Большая часть фотографий была сделана в России - на полуострове Камчатка и острове Врангеля.

В отличие от социально окрашенных фотопроектов, сделавших Сальгадо знаменитым («Другие Америки» 1986г., «Рабочие» 1993г., «Земля» 1997г., «Миграции и портреты» 2000г., «Африка» 2007г.), «ГЕНЕЗИС» эстетизирует величие планеты Земля, 46% территории которой до сих пор сохранили нетронутый вид.

Проект «ГЕНЕЗИС» уже увидели более 3 000 000 зрителей в 25 городах по всему миру, в том числе в таких институциях как:
Музей естественной истории // Лондон
Королевский музей Онтарио // Торонто
Музей Ара Пачис // Рим
Ботанический сад // Рио-де-Жанейро
Музей фотографии Fotografiska // Стокгольм
Европейский дом фотографии // Париж
Международный Центр Фотографии // Нью-Йорк
Национальный Музей Сингапура
Музей Естественной Истории // Шанхай

Себастио Сальгадо (р. 1944) - бразильский фотограф, фотожурналист, совместно с Лелией Ваник Сальгадо со-основатель агентства Amazonas Images в Париже, член престижного агентства Magnum Photo с 1979 по 1994г. Сальгадо является обладателем многочисленных наград за вклад в фотографию, дважды получал титул «Фотограф года» от Международного Центра Фотографии ICP (International Center of Photography, New York). С 2001 года носит титул посла доброй воли ЮНИСЕФ, почётного члена Американской академии искусств и наук, а также был награждён медалью столетия Королевского фотографического общества.

Работа Себастио Сальгадо стала материалом для документального фильма «Соль земли», снятого в 2014 году знаменитым режиссером Вимом Вендерсом совместно с сыном Сальгадо, Джулиано Рибейро Сальгадо. Картина была отмечена специальным призом на Кинофестивале в Каннах.

Работы этого фотографа, подчеркивающего, что у него нет любимого снимка, привлекают пристальное внимание зрителей на протяжении многих лет. Лауреат престижных премий призывает вести полемику о проблемах современного мира и поиске их решений. Рассказывающий о судьбах других людей, Sebastiao Salgado регулярно радует своих поклонников новыми шедеврами, молчаливо повествующими не только о красоте, но и о смерти и разрушении.

Экономист, ставший знаменитым фотографом

Знаменитый мастер-документалист Себастьян Сальгадо родился в 1944 году в небольшом городке Айморес (Бразилия). Он поступает в университет Сан-Паулу, где получает степень магистра по экономике. После того как в стране устанавливается военная диктатура, юноша эмигрирует в Париж и устраивается на работу в международную организацию. Молодой человек вынужден много путешествовать по странам Африки.

Посмотрев однажды в объектив фотокамеры, которую приобрела его жена Лейла, он находит свое призвание. Сальгадо увольняется, заявляя, что его более не привлекает профессия экономиста. На четвертом десятке Себастьян полностью отдается фотографии, которая становится его главной страстью в жизни, и любимая поддерживает своего мужа, изменившего карьерные планы.

Начало карьеры

В 70-х годах прошлого века он сотрудничает с агентствами Sygma и Gamma на непостоянной основе, а уже через несколько лет его приглашает на работу известная компания Magnum Photos. Двадцать три года назад бразилец, ставший одним из самых влиятельных фотографов, организовывает с женой Лейлой свою студию Amazonas Images, получившую мировую известность. Теперь он сам дает себе задания и сам их исполняет.

Книги, вызвавшие резонанс в обществе

В 1977 году занимающийся любимым делом Себастьян Сальгадо приступает к работе над первым своим проектом, посвященным Латинской Америке. Семь лет он изучает культуру, различные верования, знакомится с богатой историей страны. Бедственное положение коренного населения поражает фотографа, а результатом его работы становится книга под многозначительным названием "Другие Америки".

Автор шокирующего заявление о том, что его работы не должны приравниваться к произведениям искусства, выпускает вторую книгу, в которой собраны снимки, посвященные последствиям страшной засухи на севере Африки. Главными героями являются жители тропической саванны, а также врачи и обслуживающий персонал. Работу "Сахель: человек в беде" высоко оценили профессионалы и покупатели, а знаменитый драматург А. Миллер назвал пронзительные снимки художника, исследующего неблагополучную жизнь людей, "актом глубочайшей веры".

Обрушившаяся критика и мнение автора

После выхода книг на Себастьяна Сальгадо обрушивается критика: многие высказывают мнение о том, что автор намеренно эстетизирует катастрофы, горе и беды жителей Африки и Латинской Америки. А зрители, которые видят все ужасы, больше испытывают не сострадание, а чувство бессилия. И, по мнению многих, бразилец просто злоупотребляет человеческими эмоциями, не опирающимися на конкретные действия.

Однако обладающий индивидуальным стилем фотограф категорически не согласен с таким подходом. Через судьбы других людей он показывает и свою, честно рассказывая о семье. Его выразительные монохромные фотографии не оставляют никого равнодушным, и неслучайно творчество гениального мастера по силе воздействия сравнивают с произведениями Леонардо да Винчи. Отражающий изнанку современного общества, Себастьян Сальгадо сочувствует человеческой трагедии, а не смотрит на нее свысока. Он правдиво показывает ужасающую бедность населения, проживающего в странах так называемого третьего мира, военные конфликты, уносящие жизни женщин и детей.

Диалог с вечностью

Самыми мощными работами фотографа являются те, в которых он сосредотачивается на людских страданиях: снимки жестокости и бесчеловечности вызывают противоречивые чувства. Себастьян Сальгадо, в фотографиях которого зрители видят диалог с вечностью, словно останавливает время. Черно-белые произведения, похожие на полотна художников Ренессанса, полны деталей, точно передающих мрачное настроение их автора. Говоря о смерти, мастер показывает ее как самый страшный процесс, который коснется каждого, и любой ракурс, взгляд, жест становятся значимыми.

Себастьян, насмотревшийся жестокости и ужасов за то время, что путешествовал по Африке, убеждает всех в аморальности боевых действий и видит норму только в мире. Бразилец признается, что давно потерял веру в людей и прошло немало времени прежде, чем он вышел из состояния отчаяния.

Попытка найти себя в природе

На замысел нового проекта под названием "Генезис" Себастьяна Сальгадо натолкнула история с фамильным ранчо, которое погибало. Из-за того, что были вырублены окружающие леса, началась экологическая катастрофа, и зеленые поля превращались в выжженную пустыню. В конце 90-х годов прошлого века фотограф с супругой восстанавливает часть Атлантического леса в Бразилии, превращая эти земли в заповедник, и работает над созданием фонда, занимающегося охраной окружающей среды страны. Genesis - это один из последних проектов Себастьяна Сальгадо, доносящего до зрителя мысль, что еще можно успеть спасти нашу планету, пока не стало поздно.

Главной мыслью серии фотографий девственных уголков нашей планеты является попытка найти себя в природе, которую он воспринимает как землю обетованную.

Размышления о гармонии и красоте

Побывавший более чем в 120 странах, талантливый фотограф изучает проблемы с самых разных углов. Он рассказывает зрителю о судьбах других людей, однако в последние годы его очень интересуют природоохранная деятельность и экология. Девять лет назад Себастьян Сальгадо, биография которого служит ярким примером того, как человеческая жизнь может круто поменяться, выпускает книгу "Бытие". Это его размышления о гармонии в природе, красоте, культурных традициях людей из далеких от технического прогресса стран, где не знают о благах цивилизации.

Документальная лента о фотографе и человеке

В 2014 году на экраны выходит документальный фильм о творчестве Себастьяна Сальгадо "Соль земли", режиссерами которого выступили известный В. Вендерс и сын фотографа Джулиано. Удостоенный приза Каннского фестиваля, он знакомит не только с работами великого мастера, но и приоткрывает тайны личной жизни бразильца. Лейла, многое сделавшая для своего супруга и поддерживающая его на протяжении всей жизни, дает короткие интервью, и авторы ленты раскрывают личность женщины, остающейся в тени знаменитости.

Кроме того, в картине очень откровенно рассказывается о проблемах семьи, в которой второй сын родился с синдромом Дауна. Себастьян, размышляя о вере и горе, не скрывает чувства отчаяния, охватившего его. Поэтому лента повествует не только о полностью отдающемся работе Сальгадо-фотографе, но и показывает его как переживающего человека. Однако многочисленные снимки все же занимают большую часть документального фильма. "Соль земли" - это глубокое философское произведение, в котором работы во весь экран комментируются автором за кадром, а монолог мастера воспринимается как подпись к каждому снимку. Лента производит невероятное впечатление даже с выключенным звуком.

Призыв к состраданию

Авторские работы Себастьяна Сальгадо ("Дети", "Миграция", "Земля" и другие) отличаются не только богатым внутренним миром, но и грамотно выстроенной композицией. Считающий, что хороший снимок - это результат взаимодействия фотографа и его героя, он вживается в проблемы других людей. Мастер четко понимает, кто стоит перед ним, и от получившихся портретов нельзя оторвать глаз. Это словно стоп-кадры из художественного кино, побуждающие зрителя к мощным эмоциям и переживаниям. Сальгадо, обладающий уникальным даром, призывает нас к главному - не быть равнодушными.

Талантливый художник, несмотря на возраст, полон новых идей. Его история жизни и творчества - это прекрасный образец человека, меняющего современный мир к лучшему.

Себастьян Сальгадо открыл для себя искусство фотографии почти случайно. Когда-то он работал экономистом. А теперь считается одним из самых успешных и знаменитых фотографов на планете Земля. Каким образом его судьба так сложилась? Как он шел к своему успеху? Обо всем этом вы сможете прочесть в статье.

Юность

Родился Себастьян Сальгадо 1944 года в маленьком городке Айморесе, где было всего шестнадцать тысяч жителей. В те годы около семидесяти процентов площади этого региона было занято лесом, который теперь считается «легкими планеты». Тогда территория бразильской сельвы была в два раза больше, скажем, Франции. Теперь же площадь этого леса составляет всего лишь семь процентов от первоначального размера. Когда Себастьян был молод, то его родной город мог предложить ему только начальную школу. Поэтому, чтобы учиться дальше, он вынужден был его покинуть и уехать в Виторию, столицу штата Эспирито Санто. Там он окончил среднюю школу в 1962 году и поступил в университет. Получив диплом в 1967 году, он женился на Лелии Делюйз Ваник.

Зрелость

Себастьян Сальгадо вскоре стал отцом двух мальчиков - Джулиано и Родриго. Однако его ждало большое испытание. У младшего сына оказалась страшная болезнь - синдром Дауна. Семья переехала в Сан-Паулу, где Себастьян получил еще степень мастера в области экономики, а его жена завершила музыкальное образование. Она окончила консерваторию как пианистка.

Затем, в 1969 году, они переехали в Европу, а именно в Париж. Там Себастьян работал над докторской диссертацией, а Лелия стала учиться на архитектора. В 1971 году семья вновь меняет место жительства. Себастьяна приглашают работать экономистом для Международной организации кофе. Он много путешествует, участвуя в различных миссиях, спонсируемых Всемирным банком. Особенно часто он бывал в Африке. Именно там он начал делать свои первые фотографии.

Новая карьера

Однажды, вернувшись в Лондон из очередного путешествия, Себастьян Сальгадо понял, что сделанные им снимки затягивают его все больше и больше. Он даже решил забросить экономику ради того, чтобы посвятить свою жизнь фотографии. Поэтому они с женой вновь вернулись в Париж, который сочли единственным городом, подходящим для этого занятия. Вначале он работал фрилансером, но с 1974 года Себастьян присоединяется к агентству «Сигма». Оно отправляло его в Португалию, Анголу и Мозамбик, где фотограф постепенно оттачивал свое искусство.

Затем он сменил работодателя. Новое агентство - «Гамма» - дало ему возможность путешествовать практически по всей Европе, Африке и Латинской Америке. В это время его жена закончила образование и обрела профессию планировщика-урбаниста. В 1977 году Себастьян начал работать над огромной серией снимков, посвященной жизни индейцев и крестьян в Латинской Америке.

Гуманитарные миссии

В 1979 году фотограф вновь сменил место работы. Его наняла корпорация «Магнум», которой он посвятил пятнадцать лет жизни. В это время он не только прославился своими репортажами из разных стран и снимками, опубликованными в самых престижных журналах мира, но и наконец завершил свою эпопею о жизни простых людей на юге американского континента. На ее основании в 1984 году он выпустил первую книгу. Она называлась «Другие Америки» и вышла одновременно в США, Франции и Испании.

Так Себастьян Сальгадо, фотографии которого сделали его мировой знаменитостью, обрел свой настоящий путь в жизни. Он попытался рассказать о ситуации бедных людей и помогал им, в том числе и тем, что два года сотрудничал с гуманитарной организацией «Врачи без границ», фиксируя по их поручению ужасные сцены Он опубликовал две книги под общим названием «Сахель» - «Человек в отчаянии» и «Конец дороги», а также организовал множество фотовыставок. Так он поддерживал работу «Врачей без границ».

«Рабочие» и «Миграции»

В 1986-1992 годах Себастьян Сальгадо посетил двадцать три страны, чтобы создать серию работ об изнурительном ручном труде. Они были опубликованы в 1993 году в книге «Рабочие». Этот труд разошелся по миру тиражом 100 тысяч экземпляров, а выставка фотографий прошла более чем в 60 музеях.

В качестве продолжения «Рабочих» мастер начинает следующую серию снимков под названием «Миграции». Этот проект привел его в 43 страны. Он проехал по всем континентам, чтобы показать судьбы людей, вынужденных покинуть сельскую местность, чтобы переселиться в города. Например, он снял девять мегаполисов, население которых за последние десятилетия резко выросло. Очень популярными были его снимки из серии «Портреты детей миграций». На основании этих фотографий делались плакаты, публиковались новые книги, создавались специальные учебные программы, а выставки увидели три миллиона человек.

Но Себастьян Сальгадо, биография которого стала темой нашего небольшого исследования, не справился бы со всем этим без помощи своей жены. Именно она была главным креативным элементом всей популяризации искусства мужа. Поэтому в 1994 году они решили создать собственное дело.

«Амазоназ Имеджес»

Наверное, это агентство можно назвать самым маленьким в мире. Но именно здесь Себастьян Сальгадо и его жена смогли в полную силу развернуть свою деятельность, посвященную раскрытию темных сторон современного общества, ужасов войны, страданий бедных и голодных людей, далеких от благополучной жизни богатых стран. Мастера вполне можно назвать автором социальной фотографии. В центре его искусства - лица благородные, хотя часто и искаженные страданием. Все его персонажи обладают глубоким внутренним миром, что только подчеркивает грамотная и умение играть со светом и тенью. Хотя некоторые публицисты обвиняли его в эстетизации боли, на самом деле Себастьян просто пытается привлечь внимание к проблемам, которых никто не хочет видеть, чтобы заставить решить вопросы той части человечества, на которую уже давно все махнули рукой.

«Бытие» и другие проекты

С 2004 по 2011 год фотограф работал над гигантской серией снимков под названием «Генезис». В русскоязычной среде проект часто именуют «Бытие». Наверное, это самая грандиозная работа, которую сделал Себастьян Сальгадо. Животные и люди, дикая природа и человеческие сообщества, вражда и гармония, рождение и смерть - все присутствует в этом удивительном фоторассказе о традиционных племенах и культурах, которые отказались следовать по пути современной цивилизации и технического прогресса.

А в 2007 году художник создал проект «Кофе», где продемонстрировал, какой ценой создается популярный напиток на плантациях Бразилии, Индии, Гватемалы и других стран. Вместе со своей женой Себастьяно пытается восстановить утраченный атлантический лес на своей родине. Он создал специальный «Институто Терра», с помощью которого ему удалось превратить эту часть Бразилии в заповедник. Фотограф получил множество премий мирового значения и сделался послом доброй воли в ЮНИСЕФ. Даже в кинематографии оставил след Себастьян Сальгадо. Фильм о нем «Соль земли» (2014), который был снят и сыном фотографа Жулиану Сальгадо, получил премию Каннского фестиваля.

Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado) June 5th, 2013

Всё началось с нескольких фото, после чего я заинтересовался их автором.

Себастьян Сальгадо - доктор экономических наук, которого в возрасте более 40 лет неожиданно застигла страсть к фотографии. Его история заслуживает особого внимания и, как мне кажется, неотделима от его творчества.

Себастьян родился в 1944 году в Бразилии на ферме среди дождевых тропических лесов, где он каждый день был окружен буйством дикой природы. В возрасте около 15 лет он покинул свой дом, чтобы продолжить обучение в школе в ближайшем городке, который казался просто чудом урбанизации по сравнению с первозданными местами, где Себастьян вырос, ведь жители фермы сами потребляли все, что выращивали, и только раз в год отгоняли скот на рынок, покидая ферму.

В то время недовольство диктатурой охватывало Бразилию, и Себастьян Сальгадо был одним из множества молодых активистов левого движения. Однако молодые оппозиционеры должны были принять решение: остаться в стране, подвергаясь опасности, или покинуть её. Централизованным решением организации, к которой принадлежал Себастьян, стал отъезд его и многих других активистов, за границу. Себастьян переехал во францию со своей женой, где получил степень доктора наук и престижную должность в инвестиционном банке, его жена стала архитектором.

Прошли годы и уже не молодого Себастьяна охватила страсть к фотографии. Он бросил работу и все, чем занимался до этого, и стал принимать активное участие в различных проектах по всему миру. Он фотографировал все, что видел и в чем участвовал. Каждая его фотография - это взгляд на то, что окружало его.

Часто бывая в Африке и Латинской Америке Себастьян фотографировал жизнь людей. Это было страшное время для него. Вокруг умирали люди, тысячи людей от бедности и голода, ужасных условий труда. Чем дальше так продолжалось, тем больше становилось его разочарование в людях и фотографии.

Разочарование было настолько сильным, что здоровье Себастьяна стало стремительно ухудшаться. Он пошел к своему другу, врачу, и тот сказал ему, что необходимо прекратить такой образ жизни.

Тогда Себастьян поехал домой в Бразилию к своим постаревшим родителям. За полвека Бразилия прошла путь индустриализации, и от лесов, покрывавших половину его региона, осталась только половина процента. Ферма, стоявшая раньше среди первозданных лесов, была окружена всего лишь отдельными деревьями, а от тысяч голов скота осталось несколько сотен.

Родители передали ферму своему единственному сыну, но он не понимал, что ему теперь делать. Жена, видя все его страдания, предложила безумную идею возродить лес на том месте, где он был раньше. И они стали сажать деревья.

В это были вложены огромные средства, ведь чтобы возродить лес в этих местах требовалось посадить 2,5 миллиона деревьев. Многолетний труд стал приносить результаты, природа начала оживать. Такой вид приобрела ферма к 2011 году:

Видя, как пробуждается природа, Себастьян постепенно стал возвращаться к своему прежнему состоянию, и в 2004 году он снова начал фотографировать.

Тогда же стали появляться и необыкновенные фотографии первобытных людей, сделанные Себастьяном в глуши лесов Амазонки.

Фотографии, сделанные Себастьяном с 2004 года, объединяются в один большой проект с названием "Genesis". Эти фотографии - как бы презентация нашей планеты и должны напоминать нам, что у нас еще осталось и пока не поздно спасти.

Последним репортажем, завершающим проект Genesis, стала поездка Себастьяна в Сибирь и на Камчатку.

Фотографии Себастьяна Сальгадо - лучшее, что я видел за последнее время. И то, что его называют одним из лучших мастеров репортажа, звучит все равно слишком скромно и сдержанно.