Каникулы 5 1. Каникулы в школе: четверти или модули? График каникул в московских школах, работающих по традиционному графику

«Летидор» разбирается, есть ли сильные отличия в обучении по триместрам и четвертям, и пытается понять, почему с каждым годом все больше российских школ отказывается от проверенной десятилетиями системы в пользу новомодного варианта.

Согласно закону «Об образовании РФ» каждая школа может самостоятельно выбирать систему организации обучения и устанавливать сроки каникул.

График каникул

Если в школе проводится обучение по четвертям, то для учащихся устанавливаются каникулы:

  • 9 дней осенью – последняя неделя октября и первая ноября;
  • две недели на Новый год – последние дни декабря и 10 дней в январе;
  • 7 дней весной – обычно выпадают на конец марта;
  • дополнительные каникулы для первоклашек и учеников коррекционных классов – 7 дней зимой;
  • три летних месяца.

Если школой избран график обучения по триместрам, то 5 учебных недель сменяет 1 неделя отдыха. Исключение в каникулярной системе триместров – зимние каникулы. На них дети, которые занимаются по триместрам, отдыхают 2 недели.

Плюсы обучения по триместрам

    Частые каникулы – один из существенных плюсов триместровой системы обучения. Ученики, особенно в начальной школе, быстро устают от интенсивного графика. А регулярный отдых – позволяет во время восстановить силы. Как следствие – дети меньше болеют.

    Триместр длиннее четверти (длится 11 недель с перерывом на каникулы), поэтому в течение него выставляют больше оценок – у детей нет проблем с аттестацией, даже если предмет стоит в расписании 1 раз в неделю. Все успевают ответить и получить отметку.

Минусы обучения по триместрам

  • Каникулы в середине триместра вызывают ощущение незавершенности, ведь не проставлены отметки и отдых как бы «незаслуженный».
  • Родителям чаще приходится решать проблему с досугом ребенка во время каникул. Хотя сейчас некоторые лагеря весной и осенью делают смены, подстраиваясь под триместровый график, большинство «заточено» под привычную систему.
  • Школьные каникулы не совпадают с каникулами в школах искусств, музыкальных, художественных школах. Дети не отдыхают полноценно, не чувствуют перерыва –каникулы вроде бы есть, а дополнительное обучение еще идет…
  • Многие учителя считают, что учиться с таким графиком каникул сложнее. Дети, возвращаясь с отдыха, в первую неделю пишут контрольные и проверочные. В то время как им нужно как минимум две недели после каникул, чтобы «втянуться» в учебный процесс. Когда они входят в ритм – снова приходит время отдыхать.

Плюсы обучения по четвертям

  • Каникулы совпадают с каникулами в музыкальных, художественных и школах искусств.
  • Родителям не надо беспокоиться о детском досуге в каникулы.
  • Каникулы связанны с окончанием четверти. У детей появляется ощущение завершенности: все контрольные написаны, итоговые оценки стоят в дневнике. Не нужно ходить в школу в дни отдыха, чтобы «закрывать» двойки.

Минусы обучения по четвертям

  • Меньше период учебы. Ребенок не всегда получает достаточное количества оценок для аттестации по тому или иному предмету. А если полчетверти он болел – ему гарантированно придется делать дополнительные задания, оставаться после уроков, чтобы получить итоговую оценку.
  • Дети, сильно устают во время длинной четверти и, соответственно, чаще болеют. Пик заболеваемости вирусными заболеваниями среди школьников приходится на самую длинную третью весеннюю четверть.
  • Неравноценное количество дней в четвертях делает одни четверти – длиннее и труднее, а другие – легче и короче. Учителям непросто распределить нагрузку так, чтобы у всех детей получилось усвоить материал как следует.

С 5 по 11 ноября согласно официальному письму департамента образования московские школьники - осенние каникулы. Правда, далеко не все: школы Москвы постепенно отказываются от традиционного учебного года, разбитого на четверти, и переходят на более щадящую систему триместров.

Идея каникулярной перестройки возникла на волне либерализации образования в 90-х годах и заключалась в следующем: дети учатся по жесткой схеме - 5 недель ходят в школу, каждая шестая неделя - каникулы. При этом учебный год делится не на четыре части, а на три: с начала года до 20-х чисел ноября - первый триместр, с декабря по 20 февраля - второй, с марта по майские праздники - третий. Остаток мая отводится на экзамены и аттестации. В некоторых районах Москвы, например в Зеленограде, по системе триместров учится около 30% школьников. Детские физиологи этому только рады.

Традиционная система школьных четвертей крайне нерациональна, - рассказала "Известиям" заведующая лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Марина Степанова. - В основном - из-за длинной третьей четверти, которая приходится на самое неблагоприятное время года, при этом материал дети изучают очень сложный. В результате ярко выраженное утомление у школьников к началу весенних каникул даже превышает утомление в конце учебного года. При расписании "пять недель учебы - неделя отдыха" дети меньше болеют, а нередко и лучше учатся.

Учителя также одобряют нововведение. Во-первых, переход с четвертей на триместры для педагогов означает, что одним отчетом у них будет меньше. Во-вторых, выставление годовых оценок превращается в чисто техническую процедуру: если оценки, набранные учеником за год, выглядят как "5, 5, 4" - естественно, напрашивается итоговая "пятерка". В отличие от "5, 5, 4, 4", когда педагогу приходится принимать волевое решение. Кстати, школьникам также перепадает меньше стрессов, волнений и подозрений в учительской несправедливости: с цифрами не поспоришь.

У системы есть и недостатки: если кроме обычной школы ребенок занимается, скажем, в музыкальной или художественной, то фактически полноценно он отдыхает всего один раз - в новогоднюю неделю, когда традиционные и триместровые каникулы совпадают. В остальное время он где-нибудь да учится. Расписание детских праздников и театральных представлений также рассчитано на обычный учебный график. Но, видимо, плюсы триместров перевешивают - пока в Москве ни одного случая, чтобы школа, попробовав новую систему, вернулась к старой, не зафиксировано.

Каникулы 2007/2008

Осенние - с 05.11.2007 г. по 11.11.2007 г. - 7 дней;

зимние - с 26.12.2007 г. по 09.01.2008 г. - 15 дней;

весенние - с 22.03.2008 г. по 31.03.2008 г. - 10 дней.

Общая продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается не менее 30 календарных дней.

Многие российские школы перешли на модульную систему организации каникул. Как это может отразиться на качестве обучения? Какое отношение к модулям у родителей? И что говорят специалисты? Данные вопросы мы и рассмотрим в этой статье.

Школьные каникулы всегда были излюбленной порой среди детей. В нашей системе образования традиционно были предусмотрены учебные четверти, между которыми были 1-2 недели каникул (за исключением летних каникул, которые длятся 3 месяца). Однако реформа российского образования, которая сегодня активно внедряется во все учебные процессы, затронула и школьные каникулы. Многие российские школы уже перешли на модульную систему организации каникул.

Как это может отразиться на качестве обучения? Какое отношение к модулям у родителей? И что говорят специалисты? Данные вопросы мы и рассмотрим в этой статье.

Чем модули отличаются от четвертей?

Традиционная организация образовательного процесса в школе подразумевает разбивку учебного года на четыре части, каждая из которых называется четвертью. Между окончанием старой и началом новой четверти предусмотрены каникулы, продолжительностью 1-2 недели.

Модульная организации образовательного процесса "5+1" подразумевает такую систему: пять недель учебы и одну – каникул. В некоторых случаях учебных недель шесть. Летние каникулы, несмотря на опасения школьников и их родителей, не сокращаются. Единственное, что урезается, – это зимние каникулы, которые составляют одну неделю вместо двух.

То есть, по факту, количество дней для отдыха детей от учебы практически не изменилось: просто в модульном графике самих каникул стало больше. Если традиционный график предусматривает только осенние, зимние и весенние каникулы, то модульный график дает возможность два раза отдохнуть осенью, два раза – зимой, и один раз – весной.


Откуда пошла тенденция модульных каникул?

Немногие российские школы до определенного момента практиковали модульные каникулы – всех вполне устраивали четверти. Существенные изменения произошли, когда в 2014 году на портале "Активный гражданин" прошло голосование, где жителям Москвы предлагалось выбрать один из вариантов организации каникул в школах: четверти, модули или триместры. Последний вариант набрал лишь 6% голосов, а вот первые два – 48,7% и 44,7% соответственно. Правительство Москвы приняло решение предоставлять школам самостоятельный выбор графика каникул – четверти или модули.

Таким образом, с учебного года 2015/2016 немалая часть московских школ уже работала по модульному графику. Другие города также потихоньку начали переходить модульную систему.

Мнение педагогов

Учителя, а особенно представители более молодого поколения, находят немало преимуществ в модульном графике каникул. В частности, внимание акцентируется на снижении нагрузки на детей и оптимальном ее распределении. Четверти значительно различаются по своей протяженности, а под конец третьей (самой долгой) четверти обучение становится гораздо менее эффективным. По крайней мере, так считают сторонники модулей.

Каникулы по модулям позволят успешно переживать эпидемии, когда с четвертями приходится закрывать многие школы на карантин. Ко всему прочему, с модулями удобнее организовывать экскурсии и туристические поездки классов.

Однако многие опытные педагоги скептически относятся к изменениям. По их мнению:

  • Четверти использовались еще в советские времена. А поскольку тогда наше образование считалось лучшим в мире, то и традиционный график каникул тоже лучше, чем модульный
  • Модульная система может только расслабить учащихся и понизить качество обучения. Как правило, на последней неделе перед каникулами школьники становятся менее усердными и учителя их сильно не нагружают, а после каникул нужно настраиваться на рабочий лад. У некоторых педагогов есть опасения, что из-за увеличения количества каникул, таких периодов будет больше.

Кстати, в ответ на замечания молодых педагогов по поводу продолжительности третьей четверти, в качестве защиты учителя старой закалки оперируют тем фактом, что этот период компенсируется многочисленными выходными в связи с праздниками.


Мнение родителей

Некоторые родители относились с опаской к таким изменениям, но и они, и их дети остались довольны. Однако часть родителей не совсем удовлетворена и совершенно оправдано жалуются. Их жалобы чаще всего относятся к проблеме распределения собственного времени, поскольку ученики младших классов на период каникул нуждаются в присмотре. А что делать, если оба родителя работают, и в семье нет бабушек/дедушек, способных присмотреть за внуками? Если при традиционной системе каникул можно по возможности договориться с начальником или отправить ребенка к родственникам в деревню, то к просьбам об отгулах через каждые пять недель редкий начальник будет снисходителен, а постоянные поездки к бабушке превратятся в весьма утомительные мероприятия.

Мнение психологов

В целом, психологи положительно оценивают систему "5+1". Частый отдых позволит снизить утомляемость, из-за которой обычно дети хуже воспринимают учебный материал.

Интересное наблюдение: окончание каникул часто сопровождается эмоциональным упадком у школьников, которые понимают, что следующие каникулы будут нескоро. А вот с модульной системой такие переживания будут менее существенными, ведь ждать придется чуть больше месяца.

С другой стороны, после школы многие выпускники пойдут в высшие учебные заведения, где будет более нагруженный график и гораздо меньше времени на отдых. Не повлияет ли модульная организация каникул на адаптацию к университетским программам? Этот вопрос пока остается открытым.

Не одно поколение россиян обучалось по традиционной системе, которая в целом неплохо справлялась со своей задачей. Но время идет и на смену четвертям приходят модули, которые уже успели себя неплохо зарекомендовать хотя бы в плане меньшей нагрузки на школьников, но оправдают ли они себя в долгосрочной перспективе пока неясно. Зато можно с уверенностью говорить, что российская система образования не стоит на месте и всегда открыта к чему-то новому.

В принципе, школьные каникулы — это уже устоявшаяся величина. Количество дней давно не меняется. Летние каникулы — это три месяца. Осенние и весенние — по одной неделе. В зимние каникулы школьники отдыхают две недели.

Министерство образования называет приблизительные сроки каникул, а администрация школы уже окончательно их утверждает, согласно заданным временным рамкам.

Министерство образования РФ не устанавливает точные даты для детских каникул во всех образовательных учреждениях, а лишь ограничивается рекомендациями по времени проведения периодов отдыха учеников России с учетом их обучения по четвертям или триместрам. Существуют также школы и гимназии, предоставляющие детям дополнительные каникулярные периоды, а для первоклассников, помимо общих, обязательными являются 7-дневные каникулы в феврале.

График каникул на 2018-2019 учебный год

При обучении в школе по четвертям рекомендованные периоды отдыха в школах, гимназиях и лицеях составляют 7 календарных дней осенью, 2 недели - зимой и 1 неделю весной. Два дополнительных дня по усмотрению администрации образовательного учреждения могут быть добавлены к осеннему или зимнему отдыху с учетом государственных праздников (4 ноября и Новый год).

Это означает, что расписание каникул на 2018-2019 гг. может предусматривать следующие даты отдыха:

  • осенний - с 27 октября по 5 ноября 2018 г.;
  • зимний - с 26.12.2018 по 8.01.2019;
  • весенний - с 23 по 31 марта 2019 г.

Летний отдых начинается у учеников младших классов 23-25 мая, а у старшеклассников (кроме 9-х и 11-х классов) - с 1 июня. Выпускники закончат учебный процесс в соответствии с расписанием экзаменов, проходящих с конца мая до конца июня.

День народного единства в 2018 г. приходится на воскресенье, поэтому осенние каникулы 2018-2019 учебного года вероятнее всего начнутся 29 октября и закончатся 5 ноября, составив 8 дней, а с учетом выходных дней (27 и 28 октября) - 9-10 дней. За это время школьники смогут хорошо отдохнуть, посетить музеи и театры, сходить в кино и провести время с родителями и друзьями.

Новогодние каникулы 2019 года начинаются у школьников после 25 декабря 2018 г. и продолжаются до 9 января 2019 г. На это время приходятся общероссийские новогодние праздники, поэтому ребятам удастся провести их вместе с родными. Семейный отдых можно провести на лыжных курортах, в поездках по интересным местам России. По всей стране в это время предлагается множество развлекательных мероприятий для детей, которые можно посетить всей семьей.

Весной каникулы 2018-2019 учебного года начнутся 23 марта, а к учебе школьники приступят 1 апреля 2019 г. Третья четверть является самой длинной, и после нее отдых особенно нужен. Предстоит окончание учебного года, и следует хорошо отдохнуть, чтобы завершить его без проблем. Если позволяет погода, это время стоит посвятить прогулкам и играм на свежем воздухе. Каникулы также позволят подтянуть знания по тем предметам, которые требуют дополнительной подготовки.

Многие российские школы с согласия родительских комитетов перешли на обучение по триместрам, которое предполагает разделение учебного периода на 3 части. Это влечет изменение времени отдыха школьников по сравнению с учащимися по четвертям.

Каникулы при модульной системе рассчитываются по такой схеме: обучение - 5-6 недель, затем отдых - 7 дней. Дети делают следующие перерывы в учебе:

  • осенью 2018 г. эти дни приходятся на 7-13 октября и 18-24 ноября;
  • зимой - с 29.12.2018 по 8.01.2019 и 18-24 февраля;
  • весной 2019 г. - 8-14 апреля.
  • Летний отдых будет продолжаться с 1 июня до 31 августа.

Каникулы для учащихся первых классов

Дополнительные каникулы у первоклассников в 2018-2019 году пройдут с 25 февраля по 3 марта. Они введены для того, чтобы помочь юному школьнику лучше адаптироваться к учебе и провести самую длинную четверть в учебном периоде. Такой же дополнительный каникулярный период рекомендуется и для учащихся коррекционных учебных заведений. В некоторых школах отдых в феврале устраивают для всех учеников начальных классов с 1 по 4.

Любимым временем в году для школьников является лето — это самый длительный каникулярный период, когда можно отдохнуть от занятий и не думать об уроках. В остальное время у ребят также есть возможность ненадолго отвлечься от учебы: осенью, зимой и весной предусмотрены периоды отдыха после окончания каждой четверти.

Школьные каникулы на протяжении 2018-2019 учебного года тоже не будут исключением, и детям удастся сделать перерывы в учебе, хотя и не во всех школах они будут проходить одновременно.

Общие положения

Периоды, свободные от занятий в школе, обязательно предоставляются всем ученикам в одно время. Их продолжительность регламентируется законом РФ «Об образовании» и школьным Уставом. Календарный график на учебный год должен быть разработан и утвержден общеобразовательным учреждением.

Министерство образования РФ не устанавливает точные даты для детских каникул во всех образовательных учреждениях, а лишь ограничивается рекомендациями по времени проведения периодов отдыха учеников России с учетом их обучения по четвертям или триместрам. Существуют также школы и гимназии, предоставляющие детям дополнительные каникулярные периоды, а для первоклассников, помимо общих, обязательными являются 7-дневные каникулы в феврале.

В течение учебного года общее число дней отдыха составляет не менее 30 (для первоклассников — 35), а летом — не менее 56 календарных дней. Обязательной является дата начала учебы — 1 сентября.

График каникул для школ и гимназий на 2018-2019 год

При обучении в школе по четвертям рекомендованные периоды отдыха в школах, гимназиях и лицеях составляют 7 календарных дней осенью, 2 недели — зимой и 1 неделю весной. Два дополнительных дня по усмотрению администрации образовательного учреждения могут быть добавлены к осеннему или зимнему отдыху с учетом государственных праздников (4 ноября и Новый год).

Это означает, что расписание каникул на 2018-2019 гг. может предусматривать следующие даты отдыха:

  • осенний — с 27 октября по 5 ноября 2018 г.;
  • зимний — с 26.12.2018 по 8.01.2019;
  • весенний — с 23 по 31 марта 2019 г.
  1. Летний отдых начинается у учеников младших классов 23-25 мая, а у старшеклассников (кроме 9-х и 11-х классов) — с 1 июня. Выпускники закончат учебный процесс в соответствии с расписанием экзаменов, проходящих с конца мая до конца июня.
  2. День народного единства в 2018 г. приходится на воскресенье, поэтому осенние каникулы 2018-2019 учебного года вероятнее всего начнутся 29 октября и закончатся 5 ноября, составив 8 дней, а с учетом выходных дней (27 и 28 октября) — 9-10 дней. За это время школьники смогут хорошо отдохнуть, посетить музеи и театры, сходить в кино и провести время с родителями и друзьями.
  3. Новогодние каникулы 2019 года начинаются у школьников после 25 декабря 2018 г. и продолжаются до 9 января 2019 г. На это время приходятся общероссийские новогодние праздники, поэтому ребятам удастся провести их вместе с родными. Семейный отдых можно провести на лыжных курортах, в поездках по интересным местам России. По всей стране в это время предлагается множество развлекательных мероприятий для детей, которые можно посетить всей семьей.
  4. Весной каникулы 2018-2019 учебного года начнутся 23 марта, а к учебе школьники приступят 1 апреля 2019 г. Третья четверть является самой длинной, и после нее отдых особенно нужен. Предстоит окончание учебного года, и следует хорошо отдохнуть, чтобы завершить его без проблем. Если позволяет погода, это время стоит посвятить прогулкам и играм на свежем воздухе. Каникулы также позволят подтянуть знания по тем предметам, которые требуют дополнительной подготовки.

Многие российские школы с согласия родительских комитетов перешли на обучение по триместрам, которое предполагает разделение учебного периода на 3 части. Это влечет изменение времени отдыха школьников по сравнению с учащимися по четвертям.

Каникулы при модульной системе рассчитываются по такой схеме: обучение — 5-6 недель, затем отдых — 7 дней. Дети делают следующие перерывы в учебе:

  • осенью 2018 г. эти дни приходятся на 7-13 октября и 18-24 ноября;
  • зимой — с 29.12.2018 по 8.01.2019 и 18-24 февраля;
  • весной 2019 г. — 8-14 апреля.

Дополнительные каникулы для первоклашек

Дополнительные каникулы у первоклассников в 2018-2019 году пройдут с 25 февраля по 3 марта. Они введены для того, чтобы помочь юному школьнику лучше адаптироваться к учебе и провести самую длинную четверть в учебном периоде. Такой же дополнительный каникулярный период рекомендуется и для учащихся коррекционных учебных заведений. В некоторых школах отдых в феврале устраивают для всех учеников начальных классов с 1 по 4.

Где узнавать информацию о каникулах

Расписание каникул в школах различных российских регионов в течение учебного периода может претерпевать незначительные изменения, связанные с переносом праздничных дней и решениями местной школьной администрации. Только в Москве Департамент образования устанавливает единый учебный график для обучающихся по традиционной и модульной системе.

Точный календарь школьных каникул на 2018-2019 учебный год можно узнать наиболее подходящим способом:

  1. Зайти на официальный информационный портал учебного заведения, где имеется календарный график учебного года.
  2. Электронный дневник ребенка тоже должен содержать сведения о периодах отдыха в информационном разделе для родителей или в разделе новостей и объявлений.
  3. Классный руководитель обязан предоставить такую информацию родителям, т. к. учебный план составляется еще летом и график каникул утверждается заранее.
  4. Сведения о периодах отдыха в течение учебного года можно узнать у секретаря, позвонив в приемную учебного заведения.

Владея всей необходимой информацией, родители заранее могут спланировать предстоящий совместный отдых с ребенком.