Накормим всех: как открыть прибыльный бизнес по доставке еды. От первого лица: как я работал курьером в доставке еды

» Алексей Гисак написал для сайт колонку, в которой обобщил свой опыт организации доставки еды. Автор убеждён, что при неотлаженной работе доставка может полностью погубить торговую точку.

Когда вы открываете точку на фудкорте, стрит-ритейл или даже небольшой павильон в центральном парке города, вам скорее всего захочется в какой-то момент дозагрузить эту точку доставкой. Или в принципе сделать доставку. И акцентировать внимание на ней.

Действительно, доставка - это значительная часть бизнеса быстрого питания, которая выглядит очень привлекательной. У нее небольшие капитальные вложения, ее проще тиражировать и это тиражирование кажется проще, нежели строительство сети отдельно стоящих кафе. Да, доставка - история вполне перспективная, но, чтобы на ней заработать, нужно делать несколько ключевых вещей правильно.

Во-первых, мы всем своим франчайзи, открывшим новые точки, первые четыре-шесть месяцев не даем возможность делать доставку. Многим кажется, что им не хватает оборота и именно доставка может с этой задачей справиться. В каком-то смысле да, но только когда процессы на точке хорошо отлажены, нет никакого хаоса и бардака, скорость обслуживания высокая, работа команды слаженная, все плановые пики прогнозируемы, и команда к ним подготовлена. На самом деле, доставка при неналаженной работе может полностью погубить точку и отторгнуть аудиторию.

Когда у нас была открыта первая фабрика-кухня на «Семеновской» и там случились временные неполадки, мы перенесли доставку в ТЦ «Метрополис», тем самым полностью запоров ее. Удивительно, что люди хотят есть в одно и то же время. Следовательно, пик доставки и работы на точке пришелся на одно и то же время.

У людей рос негатив - когда стоишь в очереди, можешь визуально спланировать, когда будет готов заказ. Но если в эту очередь еще вклиниваются онлайн-заказы, тебя как гостя это начинает бесить. А заказавшего в интернете бесит, что ты везешь долго, хотя находишься рядом. Через месяц мучений мы вернули доставку на фабрику.

Доставка - не панацея. Доставка не спасет вас, если работа на точке близка к хаосу. Доставка работает в фастфуде, если вы хорошо выбираете весь дневной трафик, сотрудники с ним эффективно справляются, и вы можете спокойно обрабатывать в то же самое пиковое время дополнительное количество заказов. Вы не сможете приучить клиентов заказывать обед позже, даже если у вас будет миллион дополнительных скидок и предложений.

Помнится, мы делали много акций на тему «заказывайте после 16», все дешевле и так далее. Но это давало очень слабый отклик, и я сделал один простой вывод - люди хотят есть, ровно, когда они хотят. Ради скидки даже в 100 рублей человек не станет терпеть голод (если, конечно, он не ультражадина).

Доставка еды и доставка товаров в онлайн-магазине - это две огромные разницы. В случае заказа телефона вам не принципиально, приедет ли он сегодня, завтра или даже послезавтра и что доставка будет стоить еще 400 рублей. Еду же вы закатываете в тот момент, когда уже голодны, следовательно, ждать готовы максимум час. После этого вы уже сами не рады, что заказали, начинаете оставлять гневные комментарии в социальных сетях, звонить по телефону и выяснять статус заказа.

И стоит ли говорить, что за доставку на 800 рублей вы вряд ли готовы заплатить еще 400 сверху. Отсюда все сложности - нужно открутить весь полный цикл приема заказа, его приготовления, сборки и доставки максимум за 60 минут и еще уложить стоимость курьерских услуг внутрь стоимости заказа. Клиенту нужно, чтобы все было максимально быстро, стоимость обязательного заказа была минимальна, а сама доставка была бесплатной.

Отдельно хочу отметить, что далеко не все фастфудные позиции могут «жить» в доставке. Поэтому вам обязательно нужно сделать стресс-тест продукта: упаковать, оставить на максимально возможный срок (например, два часа), после открыть и посмотреть, что произошло с продуктом, упаковкой, насколько он остался презентабельным и съедобным. И уже исходя из теста вы начинаете корректировать продукт, чтобы он максимально сохранял товарный вид и вкусовые качества в доставке.

Например, мы проводили много тестов, в результате которых нам приходилось менять лапшу - потому что определенная лапша за два часа разбухает от образовавшейся внутри коробки влаги и впитывает весь соус - на выходе гость получает размокшую кашу из лапши, которая при этом еще и с сухой начинкой. Или коробки, которые, находясь в термопакете, начинают тускнеть и отдавать краску. Срок у доставки, даже если вы спланируете процесс, в определенные моменты может вырасти в три-четыре раза. Вот тут-то и нужно понимание этого стрессового состояния продукта.


Вообще, наша история с доставкой имела спиралевидное развитие. Сразу оговорюсь, несколько вещей мы делали, на мой текущий взгляд, категорически неправильно, но они сыграли нам в плюс. Наша доставка началась из одной фабрики, которая была расположена рядом с метро, и на первые несколько лет именно эти факторы определили логику её развития.

Мы поняли, что будем доставлять исключительно на метро. И исключительно с фабрики. Это была ошибка номер один, с которой мы жили очень много лет. Сейчас я верю исключительно в децентрализованную доставку с узким радиусом - только такая модель может обеспечить экономическую выгоду процесса и гарантировать время доставки.

В тот момент, когда вы обладаете уникальным продуктом на рынке, люди будут готовы вас ждать и час, и три, но как только у вас появятся конкуренты, которые начнут доставлять его быстрее и только по району, то многие, пусть даже у ваших конкурентов будет чуть хуже качество и сервис, будут выбирать ближайшую быструю доставку. Потому что в доставке еды рулит именно скорость, и клиенты иногда готовы поступиться даже качеством ради нее.

Например, в моем доме есть доставка суши, которые мне не очень нравятся. Но иногда, возвращаясь с работы, когда я устал и хочу есть, я понимаю, что ждать лень и по дороге заказываю суши, а через 10 минут спускаюсь и забираю их. Да, может быть эти суши существенно проще и менее интересные, но я их гарантированно забираю ровно через 10 минут. Скорость и голод - выбирать не приходится.

Ошибка номер два заключалась в том, что мы послушали нашего отважного директора по доставке, который сказал, что готов возить по всей Москве, а на наше беспокойство ответил только - не боись, ребята, прорвемся. Мы сразу задекларировали зону до МКАД и дальше отступать уже было некуда. Разумеется, мы сразу собрали огромное количество всех возможных косяков и накладок в такой большой зоне - опаздывали, терялись и так далее.

Если делаете доставку - зону стоит увеличивать плавно и прогнозируемо, чтобы вы четко понимали, что укладываетесь в обещанные лимиты по времени. Но большой плюс этого шага заключался в том, что замахнувшись на всю территорию Москвы и запустив рекламу в социальных сетях, мы стали узнаваемы во всем городе. И небольшая сеть из пяти лапшичных, но делающая доставку по всему городу, автоматически прокачивала свою известность и свои точки. Доставка выполняла для нас в том числе и маркетинговую функцию.

В принципе, служба доставки работает на нескольких ключевых моментах - обязательно локально, в жестко привязанном радиусе, децентрализованная и лучше из точек или небольших помещений-сателлитов в каждом из районов, которые работают именно на этот район.

Доставка по времени и с учетом пиков - жесткий регламентированный процесс, на каждую фазу которого отведен четкий лимит времени - только тогда вы можете уложить доставку в срок.

Чтобы не быть совсем голословным, наша модель действительно кардинально изменилась с 2010 года - тогда мы могли везти где час, где три часа, курьеры сложно управлялись и это все работало в режиме ручного хаоса. Оборот у доставки был около 15 млн рублей, но при этом почти не было прибыли из-за большого количества курьеров и кучи внутренних проблем.

Но придя к локальной доставке с точки, должному количеству курьеров, которые с одной стороны не увеличат ваш ФОТ, а с другой - не оставят готовый заказ на прилавке на полчаса, потому что сейчас нет курьера. Мы пусть и возвращаем упущенные обороты (в какой-то момент, поняв, что много делаем, но мало получаем, мы на пару лет забили на раскрутку доставки и она жила сама по себе), но рентабельность доставки сейчас стремится к ~25%, что становится явно экономически интереснее.

В век Интернета, огромных скоростей и постоянного цейтнота стало возможным заказать доставку еды в любую точку города. Многие кафе и рестораны, пиццерии и суши-бары предоставляют услугу «доставка еды». Сегодня на улицах Москвы и Санкт-Петербурга все чаще можно увидеть молодых людей в ярко-жёлтых курточках.

Это они, курьеры полезного сервиса Яндекс.Еда спешат доставить людям разные вкусности к ужину или на обед. Румяная ароматная пицца, экзотически вкусные суши и роллы, сытные бургеры будут доставлены заказчику быстро и без проблем.

Довольные клиенты уже оценили преимущества нового сервиса по доставке еды. А что же доставщики? Сколько зарабатывает курьер в яндекс еде? Стоит ли устраиваться туда, чтобы получать гарантированный доход? Или работать пешим курьером невыгодно и лучше поискать другую работу?

Профессиональные обязанности и особенности труда

Недавно Яндекс приобрел популярный сервис доставки еды Foodfox. Сегодня «Яндекс Еда» является одним из фирменных сервисов от Яндекс. Он имеет широкую партнерскую сеть с тысячей ресторанов Москвы, Петербурга, Нижннго Новгорода, Воронежа, Саратова, Сочи, Краснодара и других городов. Интересно, что Яндекс благотворно сотрудничает с Макдональдс. Хотя у этого ресторана быстрого питания есть собственная доставка, но условия у Яндекс Еды оказались куда выгоднее.

Почему заказать обед в офис выгоднее, чем поесть в Макдональдсе в обеденный перерыв? Доставка избавляет от потери времени на дорогу и стояние в очереди. Таким образом, довольный клиент получает немного свободного времени, которое можно использовать с пользой для здоровья.

Заказать доставку можно на официальном сайте Яндекс Еда . Кроме того, заказ можно будет сделать и не имея под рукой компьютера, если скачать на смартфон приложение.

Важно, что блюда доставят из ближайшего ресторана, значит, ожидание будет не долгим, а обед – горячим. Среднее время доставки не превышает 35-40 минут. На стоимости доставки можно сэкономить, если сумма заказа превысит 500 руб. Если же заказ стоит дешевле, то придется заплатить 99 руб. Так что дешевле получится групповой заказ из офиса.

Для постоянных клиентов сервиса действует скидка – специальный промокод, т.е. специальный купон на скидку, который можно активировать в момент оформления заказа. Первый заказ на Яндекс Еде по такому промокоду позволяет сэкономить 30% от стоимости.

Устроится в Яндекс.Еду можно как пешим курьером, так и курьером водителем. При приеме на работу работодатели отдают предпочтение молодым людям. Так как данная работа требует большой активности сотрудников. Основные требования к соискателям:

  • способность хорошо ориентироваться в городе;
  • наличие смартфона Android с версией от 4.2;
  • доброжелательное и вежливое отношение к клиентам;
  • честность, ответственность, пунктуальность и высокая мобильность.

Главная обязанность в работе курьеров сервиса Яндекс Еда – оперативная доставка еды из ресторанов города по адресу заказчика.

Одной из особенностей работы являются 4-х, 6-ти и 12-часовые смены, поэтому курьеру потребуется хорошее здоровье и физическая подготовка.

Неоспоримое преимущество работы курьером – гибкий график работы. Такой режим труда позволяет совмещать данную работу с учебой или основной работой, и стать хорошим дополнительным источником дохода.

Для того чтобы стать курьером Яндекс Еда нужно оставить заявку на страницы сайта https://yandex.ru/promo/eda/job-courier/ и дождаться приглашения на собеседование.

От чего зависит размер зарплаты

В настоящее время актуальными остаются около 300 предложений для работы курьером в Яндекс Еде. Зарплатные предложения в сегменте «пеший курьер» варьируют в пределах 18-45 тыс. руб. в месяц, в сегменте «курьер-водитель» — от 41,5 до 80 тыс. руб. Также на сайтах по поиску работы указана сумма возможного ежедневного заработка до 2 тыс. рублей.

По отзывам сотрудников Яндекс Еда использует почасовую систему оплаты труда и оплату за каждый выполненный заказ. Размер этой оплаты определяется грейдом, в котором находится работник. Грейд – это вид рейтинга сотрудников, который формируется на основе скорости доставки заказов курьером, отсутствием у него опозданий, нарушений и жалоб.

Так, лучшие работники находятся в первом грейде и зарабатывают в час 125 руб., а за доставку одного заказа им платят 100 руб. Оплата труда курьеров второго грейда – 100 руб. в час и 100 руб. за заказ, третьего грейда – 100 руб. в час и 75 руб. за заказ.

Таким образом, курьер самого высокого грейда за одну 12-часовую смену может заработать 2,3 -2,7 тыс. руб. Если работать месяц без выходных, то заработная плата составит 49-62 тыс. руб.

Бонусы и доплаты

Курьер доставки Яндекс Еда гарантированно получает бесплатную форменную одежду и сумку ярко-желтого цвета. Кроме этого, у работников доставки есть возможность работать рядом с домом, также можно самостоятельно выбрать удобный район для обслуживания.

Работодатели заявляют, что за хорошую работу курьеры получат премии по итогам работы.

Однако опоздания и задержки заказов могут спровоцировать штрафные санкции к сотрудникам. Так штрафы могут уменьшить зарплату курьера на 10-30%.

Анализ предложений работы курьера Яндекс Еда показывает, что для привлечения работников работодатели практикуют приятные бонусы. Например, соискателей, которые успешно трудоустроятся на определенную вакансию, ждет 200-250 рублей на счёт мобильного телефона.

Сколько получают московские курьеры «Яндекс Еды»

Работа курьером по доставке еды в Москве может стать вполне прибыльным занятием. Анализ зарплатных предложений для работников данной категории показал, что в месяц они зарабатывают от 28 до 67 тыс. руб.

Сколько зарабатывают доставщики в других городах России

Необходимо отметить, что сервис Яндекс Еда активно осваивает территорию России. Сегодня воспользоваться данным сервисом могут жители разных городов страны. Однако зарплата провинциальных курьеров существенно отличается от доставщиков еды в столичном регионе. Так, в Санкт-Петербурге в Яндекс Еде пешим курьерам платят 25-57 тыс. руб., в Новосибирске 30-37 тыс. руб., в Екатеринбурге от 25 тыс. руб., в Ростове-на-Дону 27-35 тыс. руб., в Красноярске и Самаре – 20-25 тыс. руб., в Саратове 17-24 тыс. руб.

Таким образом, среднемесячная доходность курьеров Яндекс Еда составляет 24-38 тыс. руб.

Рассматривать работу курьера как постоянный источник дохода, конечно, не следует, так как назвать такую деятельность перспективной нельзя. А вот рассматривать эту работу, как вариант дополнительного заработка весьма перспективно. Особенно удачно сочетать работу курьером и учебу могут студенты. Такая работа подойдет пенсионерам, которые ведут активный образ жизни.

Качественный сервис, в том числе доставка товаров, – первое правило успешного бизнеса. Владельцы компаний заинтересованы в том, чтобы покупатели гарантированно получали свои заказы быстро, в целости и сохранности. Но содержат собственную курьерскую службу далеко не все, чаще они привлекают компании со стороны.

 

Курьерская служба как бизнес - один из вариантов открытия своего дела с минимальными первоначальными вложениями . Этот вид бизнеса не требует глубоких специальных знаний, больших мощностей или прохождения сложных юридических процедур. Тем не менее, есть нюансы, зная которые, начать и преуспеть в этом деле будет значительно проще.

Тренды в сфере логистики: актуальность бизнеса

Чтобы понять, выгоден ли бизнес на доставке товаров рассмотрим основные новейшие тенденции в сфере логистики - процесса перемещения товаров, документов, ценностей от продавца (производителя, поставщика) покупателю (заказчику, потребителю).

  1. По данным исследовательского агентства Data Insight торговля через интернет растет не менее чем на 25% в год даже в кризис, в то же время большинство интернет-магазинов в целях экономии привлекают курьерские службы со стороны. Итог - увеличение числа посылок, для которых необходимы услуги курьерских служб.
  2. В 2016 году значительно вырос спрос на доставку товаров в пункты самовывоза и постоматы.

    Например, почти 90% заказов в интернет-магазине «Связной» клиенты предпочитают забирать из пунктов вывоза заказов (ПВЗ). Покупатели бронируют товар на сайте с возможностью забрать его в течение 48 часов из наиболее удобного по расположению магазина. Для доставки таких заказов привлекаются сторонние курьерские службы.

  3. 2016 год стал годом роста спроса на доставку специализированных товаров: крупногабаритных грузов, продуктов питания (в том числе готовых блюд из ресторанов, кафе, специализированных баров).
  4. Многие крупные компании объявляют тендеры на курьерские услуги.
  5. Властями обсуждается тема легализации он-лайн торговли лекарствами, алкоголем, ювелирными изделиями. Если это произойдет, то неизбежен скачок спроса на услуги по доставке этих товаров. Для некоторых из них требуется соблюдение особых условий, например, температурного режима для лекарств.

Оформление бизнеса

Работать можно как в статусе ИП, так и ООО. Налогообложение - УСН - 6% от доходов или 15% доходы минус расходы. Коды ОКВЭД по действующему классификатору: 53.20.3 Курьерская деятельность; 53.20.31 Курьерская доставка различными видами транспорта; 53.20.32 Доставка еды на дом (если планируется доставлять продукты питания); 53.20.39 Прочая курьерская деятельность. Лицензия на этот вид деятельности не нужна.

В качестве офиса на первых порах можно использовать собственное жилье, а в качестве устройства связи - личный мобильный телефон. В дальнейшем, целесообразно нанять диспетчера (менеджера), который будет принимать заказы, и арендовать помещение под офис.

Открывать курьерский бизнес имеет смысл в крупных городах, так как в небольших населенных пунктах, где все находится в шаговой доступности и нет постоянных пробок, людям проще самим забрать товар или отправить сотрудника.

Необходимо определиться с форматом: будет это доставка по городу или междугородние курьерские услуги. Использовать в работе личный транспорт или нанимать курьеров с собственными средствами передвижения: грузовыми (при перевозке крупногабаритных грузов), легковыми, скутерами, велосипедами (при организации доставки документов, почтовой корреспонденции, печатной продукции и мелких товаров).

Если планируется осуществлять доставку на общественном транспорте, нужно приобрести проездные билеты для курьеров, это позволит уменьшить транспортные расходы.

Необычные форматы - отстройка от конкурентов

Курьерские службы в крупных городах не в диковинку, следовательно, есть конкуренция, и для удачного вхождения в нишу нужны собственные «фишки», позволяющие найти, а возможно, переманить клиентов от конкурентов. Как этого достичь? Например, уникальным необычным предложением, это может быть:

Велопочта. Быстрая доставка документов велосипедным транспортом (или на скутерах и мопедах). На работу в летнее время можно нанимать студентов. Недостаток - сезонность, так как зимой в снегопад и осенью по слякоти под дождем на велосипеде ездить не слишком-то удобно. Но можно эту идею сделать дополнительной услугой на теплое время года. Плюсы: малые издержки (не нужно тратиться на бензин, проездные документы), студенты всегда заинтересованы в дополнительном заработке, а среди них есть много велолюбителей.

Например, американская экспресс-почта UPS доставляет посылки не на привычных грузовиках, а велосипедах с прицепом.

Поздравительная курьерская служба по доставке цветов, подарков, сладостей, воздушных шаров и прочих праздничных атрибутов. У людей не всегда есть время поздравить близких лично, и при грамотной рекламе подобная услуга может иметь хороший спрос.

Круглосуточная доставка. Не каждая курьерская служба может похвастаться 24-х рабочим днем. Это может сыграть на руку начинающему предпринимателю: заказы в ночное время ценятся выше, а доставляются быстрее ввиду отсутствия пробок. Но здесь нужно будет нанимать дополнительных сотрудников для работы посменно.

Доставка женских мелочей или детских товаров. Девушки бывают рассеяны и у них возникают ситуации, когда нет возможности пойти в магазин, например, порвались колготки на работе, закончился лак для волос, памперсы у грудного ребенка и множество других вариантов. Можно позиционировать свою службу, как службу по доставке нужных мелочей или сделать это дополнительной услугой.

Доставка автозапчастей , строительных материалов или крупногабаритных грузов , помощь с переездами. В этом случае понадобятся дополнительные грузчики и грузовой транспорт.

Доставку продукции, выращенной на дачных участках (можно организовать в летне-осенний сезон) или в тепличных хозяйствах : картошки, свеклы, огурцов, помидора и прочего урожая.

И старые как мир, и, тем не менее, работающие способы отстройки от конкурентов - предложение более лояльной ценовой политики, ускорение сроков доставки по сравнению с конкурентами.

Участники тематических форумов, делящиеся своим собственным опытом по открытию службы курьерской доставки, советуют начинающему предпринимателю, «узнать эту кухню изнутри». То есть на непродолжительный срок устроиться на работу в успешно действующую службу курьерской доставки и узнать все нюансы бизнеса.

Где искать клиентов

Возникает закономерный вопрос, сложно ли найти клиентов для службы доставки? Отвечаем: если знать, как и где их искать, то несложно. Конечно, в бизнес-план курьерской службы нужно включить затраты на рекламу, но если проявить смекалку, то они будут небольшими.

Итак, перечень работающих, а главное не требующих больших вложений, вариантов поиска клиентов:


Такие каналы поиска клиентов обязательно помогут найти заказчиков на первое время, в дальнейшем рекламу прекращать не стоит. Лучше сразу заложить в ежемесячные затраты статью: на рекламу. Когда прибыль станет расти, можно будет подумать о расширении, создании сайта, размещении контекстной рекламы.

Франшизы курьерских служб

Еще один вариант упростить старт - открыть бизнес по франшизе . Ниже краткий обзор двух франчайзинговых предложений от российских компаний.

1) CDEC

Новосибирская компания «СДЭК Логистические решения» предлагает франшизу на следующих условиях:

  • Паушальный взнос - 150 тыс. рублей.
  • Роялти: платится с 7-го месяца работы - 10%.
  • Объем инвестиций для старта: от 200 тыс. рублей.
  • Окупаемость вложений: от 3 месяцев.

Заполнить заявку или отправить анкету можно на официальном сайте компании.

2) Экспресс.ру

Франчайзинговое предложение компании действительно для городов: Краснодар, Волгоград, Казань. Условия следующие:

  • Вступительный взнос: от 75 до 200 тыс. рублей в зависимости от города;
  • Окупаемость: 14-21 месяц.
  • Роялти: 8% (выплачивается с 4-го месяца).

Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге. Партнерам предоставляется всесторонняя поддержка, расходные материалы, обучение, описания и инструкции всех бизнес-процессов.

Я получил инструкцию, которая состояла из 8 листов формата А4. Сначала идёт список должностных обязанностей (например, явиться за 15 минут до начала смены, снять показания километража на авто). Очень много внимания в инструкции уделяется внешнему виду курьера, его поведению, разрешению конфликтных ситуаций. Также есть список запрещённых слов: «блин», «короче», «как его», «сука» и так далее. Отдельная страница была посвящена чаевым и как их принимать – этот пункт меня удивил. Даже не думал, что курьер тоже может получить чаевые. В общем, этап обучения дался очень легко. После устных пояснений руководителя курьерской службы Максима вместе с ним мы отправились отвозить первый заказ. Девушка срочно требовала вок и роллы на Судоверфь.

«Я начал работать курьером совершенно случайно, - начал рассказ Максим, когда мы уже ехали с едой. – Заинтересовала вакансия в газете водитель-курьер. Я очень люблю водить, поэтому сразу же устроился, даже не представляя, что это за работа такая. Сейчас понимаю, что это хороший способ заработать. Много денег, правда, уходит на ремонт автомобиля из-за того, что дороги у нас ужасные в городе. За год работы курьером, я выучил все ямки на дорогах и сейчас уже реже меняю амортизаторы.

Рабочий день курьера длится 12 часов в будний день и 14 по выходным, график – два через два. Работают и студенты, но у них там свои условия. Заработок полностью зависит от моей скорости. Если я отвезу в день больше 10 заказов, то за каждый дополнительный получу по 70 рублей. Для примера, мой максимальный заработок за день – 2500 рублей, но это не предел. Транспортные расходы оплачивает компания».


Приехали. К первому клиенту идём вместе с Максимом. Повторяю в голове заученные фразы и боюсь ляпнуть «Доставка Всё и сразу» вместо «Сё и сразу», звоня в домофон. Всё прошло безболезненно. Девушка была очень мила и приветлива. Судя по обуви в коридоре, жила одна. Я отдал заказ, обменял её 1000 рублей на заготовленную заранее сдачу и пожелал приятного аппетита.

Выходя Максим сказал: «Эта ещё спокойная. Бывает, что пройти предлагают, закрывают за тобой дверь и приглашают ужин разделить. Приходится отказываться. Ты на службе и другие заказы везти нужно». Всё это напомнило мне стереотипный сюжет фильма малого экрана. «Но иногда номерки курьеры оставляют,» – с улыбкой добавил мой напарник.

«Заказы делают разные люди: начиная от первоклассников, которым родители оставили деньги, заканчивая бабушками, которые не понимают, что такое роллы. Бывают абсолютно пьяные клиенты. Говорят: “Ты кто такой, зачем ты приехал? Никакую пиццу я не заказывал”. На самом деле он заказывал, но просто напился и уснул. В таком случае звонишь оператору, говоришь, что клиент отказывается брать заказ и увозишь заказ на кухню. Гость потом будет записан в чёрный список. Бывают весёлые и душевные компании. Повеселят тебя, дадут денег на чай. С позитивным настроем пойдёшь дальше. Бывают иностранцы – с ними всё просто. Показываешь сумму на чеке, желаешь приятного аппетита по-английски. Роллы любят заказывать банковские работники. С ними постоянно случается какая-то накладка с подсчётом итоговой суммы. То они дают мало денег, то много. Если дали много, ты обязан сообщить об этом, чтобы клиенты не сказали: “Ах, ты забрал наши деньги!”. Кроме того, в банках часто расплачиваются монетами, чуть ли не десятикопеечными. На следующий заказ едешь, гремя мелочью в карманах.


Так как у меня был довольно большой опыт работы в сфере обслуживания, то отвозить следующие заказы мне доверили самостоятельно и наказали в случае чего сразу звонить оператору. Задача стояла простая отвезти сразу два обеда: воки в салон красоты в районе Большой Медведицы, затем пиццу на памятник Партизанам. Всё забрал на кухне, еду и почти сразу нарываюсь на пробку на Синельникова, где теряю 10 минут. Подъехав к дому решил найти этот салон красоты в 2gis (там указано, с какой стороны здания вход в заведение). Пусто. Начинаю бродить вокруг дома в попытке найти хоть что-то связанное с красотой. Захожу в какой-то подвальчик и вижу там только маникюрный. Решаюсь спросить там. Захожу, а там никого. Просто пустая комната в подвале. И, знаете, как в фильме ужасов, неуверенным шагом я пробираюсь к другой двери скромно приговариваю: «Есть здесь кто? Доставочка Сё и сразу». Откуда-то из-за угла донёсся женский голос: «Мы ничего не заказывали, вам наверное дальше по коридору нужно пройти в другой салон». Радуясь тому, что меня не зарезали на первой самостоятельной доставке, захожу в другую дверь. Здесь меня уже ждали. Девушки-мастера быстро всё приняли и даже разрешили сфотографироваться.


Стало понятно, почему операторы страхуются, и говорят о том, что заказ будет в течение полутора часов. На деле, первый заказ я привёз через час. Если бы не пробки и поиск, то через 30 минут он был бы уже у них. На следующий заказ я приехал уже впритык по времени. Было не очень приятно, что из-за внешних факторов я почти опоздал.

Когда у меня не было заказов, я сидел в отдельном кабинете вместе с другими курьерами и операторами. Кто-то смотрел youtube с планшета и пил чай, кто-то слушал музыку. Я попытался выведать, какие ещё бывает проблемы при доставке.

«Многие любители роллов заканчивают рабочий день в шесть и заказывают роллы домой на семь ровно, – сказал один из отдыхающих курьеров. – Никто не задумывается, что он может попасть в пробку, пока будет добираться домой. В итоге, когда курьер приезжает, он ждёт клиента. Разве трудно заказать роллы не на 19:00, а на 19:30? Зато если опаздывает курьер, начинается вселенская катастрофа. А всякое может быть. Например, на предыдущем адресе клиент 20 минут искал деньги в кошельке. Как будто случится что-то страшное, если вы поедите на 15 минут позже. Некоторые специально внимательно высчитывают, сколько минут составило опоздание, чтобы попытаться выбить себе скидку. В итоге, когда курьер приезжает, задерживают его ещё больше».


«Пробки – самая большая проблема в нашей работе, – добавляет Максим. – Они не считаются веской причиной для опоздания. Значит, неправильно выбрал дорогу, надо было искать пути объезда. Нарушать ПДД не хочется, чтобы не отобрали права, и гробить машину на ужасных дорогах, чтобы срезать маршрут, – тоже. Но безвыходных ситуаций не бывает. Однажды я стоял в пробке, была “односторонка”, ДПС-ники, а у меня выходило время заказа. Я кинул машину прямо на дороге и пошёл пешком… Главное – успел отдать заказ».

Особых проблем за день работы у меня не возникло. Скорее всего, потому что работал я в будний день и отвез всего шесть заказов. Самое интересное обычно происходит по выходным. Ребята говорят, что в такие дни даже пообедать некогда. А сегодня я видел лишь приветливые, иногда смущённые лица людей.

За одну рабочую смену я получил 1600 рублей, плюс компенсацию расходов на бензин. Чаевые мне никто не дал. Побывав в шкуре курьера, мне удалось посмотреть на эту профессию под другим ракурсом. Пробки, нерасторопность клиентов, их незнание собственного адреса – вот основные причины опоздания курьеров, но вы никогда об этом не узнаете, потому что им не положено оправдываться перед вами по должностной инструкции.