Описание картины джакометти паук. Альберто Джакометти

Мы на четвертом этаже Музея современного искусства, и перед нами крошечная витрина, в которой находится композиция швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Городская площадь», созданная в 1948 году. Странно, что она выполнена именно из бронзы. Этот материал ассоциируется с героической скульптурой, а не с такими маленькими, минималистичными, печальными фигурками. Точно. При входе в музей посетителей встречает грандиозная фигура Бальзака, созданная Роденом. - Из бронзы. - Это копия гигантской статуи, возвышающейся на бульваре Распай в Париже. Она настолько велика, что на нее приходится смотреть снизу вверх. Это в высшей степени героическая скульптура. Еще есть целая традиция конных статуй. А здесь перед нами крошечные фигурки. - Малюсенькие. - Но за ними - целая история. Дело в том, что Джакометти был одним из сюрреалистов-диссидентов. Перед Второй мировой он уехал в Швейцарию - насколько я понимаю, к матери. С друзьями. Чтобы уберечься от нацистской угрозы. И он оставался в Швейцарии до конца войны. Там он работал над скульптурами. Когда война кончилась, он вернулся и привез с собой свои работы - в спичечных коробках. В спичечных коробках уместились все его произведения, созданные за время войны. Эти фигурки были еще меньше тех, которые сейчас перед нами. Они настолько миниатюрны, что мы, кажется, никогда не сможем к ним приблизиться. Вот что забавно. Несмотря на то, что эти фигурки так малы и так мало говорят нам о том, кого именно изобразил скульптор и что за телосложение у этих людей, я все равно вижу, что одна из них принадлежит женщине. Она отличается от остальных. От остальных четырех фигур, которые явно мужские. Мне кажется интересным, что сводя к минимуму индивидуальные особенности этих фигурок, Джакометти оставил те детали, по которым можно определить их половую принадлежность. - Такие, как бедра, грудь… - Одежда. И волосы. А кроме того, если Вы познакомитесь и с другими послевоенными работами Джакометти, то увидите что мужчин он чаще изображал идущими. Женская фигура стоит неподвижно. Посмотрите на ее ноги. Она напоминает древнегреческих кор - женские фигуры, ноги которых не отделены друг от друга, а руки прижаты к телу. Это архаическая греческая скульптура. Правильно. Руки женской фигурки, созданной Джакометти, тоже прижаты к бокам, тогда как мужчины изображены в движении. Вот такие серьезные различия он проводит, изображая людей разного пола. - Меня это беспокоит. - Меня тоже. Меня это заставляет задуматься, что он имел в виду. Она кажется связанной… И меня беспокоит, что он имеет в виду нечто такое, что меня не обрадует. Я подозреваю, что Вы правы. Она выглядит связанной. Правильно. Это создает ощущение того, что в городе мужчины мобильны, а она - нет. Трудно понять, почему, потому что все фигурки такие отчужденные. - Именно так. - Все они выглядят одинокими и изолированными, но она - в большей степени. Вспомните, как он изображал женщин раньше. Прежде всего вспоминается, конечно, «Женщина с перерезанным горлом». Это фигура, которая выглядит так, как будто ее изнасиловали и убили. Она распростерта на полу с раскинутыми руками и ногами. И все-таки здесь насилия даже больше. Помимо того, что на женщину, определенно, нападают, она еще и изображена, как полунасекомое. А именно, как самка богомола. Которая убивает самца после спаривания, так? Это одна из идей, которые особенно интересовали сюрреалистов. Да, она выглядит так, как будто замерла в ожидании жертвы, которой станет из идущих мимо нее мужчин. Возникает вопрос, столкнулись бы эти фигурки друг с другом, если бы что-то привело их в движение, или просто прошли бы мимо, каждая своим путем? Так, что они даже не столкнулись бы друг с другом, и только их пути пересеклись бы. Интересная тема - изоляция человека в обществе, правда? Знаете, что это мне напоминает? Это напоминает мне Сёра. Думаю, Вы правы. Хотя фигурки изображены так скупо, что их тела едва намечены, мы все же можем что-то понять о них. А также разглядеть, что во внешнем пространстве они действуют изолированно. Французский философ Сартр написал вступительное слово к первой крупной послевоенной выставке Джакометти. И сказал, в частности, о том, как фигурки Джакометти выражают идею дистанции между людьми и заявляют о том, что человеку необходима возможность изолироваться от других. Сартр связывает этот мотив в творчестве художника с появлением концлагерей, в одном из которых, как известно, философ находился недолгое время. В лагерях люди были вынуждены постоянно соприкасаться друг с другом, и никакого личного пространства и возможности изолироваться у них не осталось. Да. Тело каждого из них постоянно соприкасалось с чужими телами, они постоянно попадались друг другу на пути. Именно. По словам Сартра, он целыми неделями ощущал прикосновения чьих-то рук и ног. А Джакометти напомнил о необходимости дистанции между людьми, а значит, их независимости друг от друга, позволяющей каждому действовать в пространстве. Но, конечно, особенно значимо то, что женская фигура выглядит неспособной к действию. Это напоминает мне эпизод из графического романа Арта Шпигельмана «Маус». Как главному герою, который находился в концентрационном лагере, - насколько я помню, Дахау, - понадобилось ночью пойти в уборную, и он шел по коридору, переступая через трупы. Сартр не был в немецком концлагере, но, очевидно, побывал в тюрьме, пусть и недолго.


Моя первая встреча с творчеством Альберто Джакометти произошла осенью 2008 года на выставке в музее Личных Коллекции. В это время я училась на четвёртом курсе и начинала выходить из узкого византийского затвора, в котором пребывала все три первых года обучения. Стоит ли говорить о том, что выставка произвела тогда сильнейшее впечатление. Очарованная его послевоенными работами, захваченная ритмикой их форм и неожиданными пространственными находками, я совсем не обратила внимание на скульптуры 30х годов. Прошла мимо них, повесив клише "сюрреализм" и даже особенно про них не вспоминала. Однако благодаря Розалинде Краусс мне посчастливолось вернуться к этим пропущенным работам и внимательно посмотреть на них.

Розалинда Краусс выделяет два основных фактора, повлиявших на поиски молодого Джакометти. Во-первых, это увлечение искусством стран Африки, Океании и доколумбовой Америки. Во-вторых, это дружба с писателем и философом Жоржем Батаем.
Во второй половине 1920х годов во Франции вспыхнул интерес к т.н. примитивному искусству колониальных стран. Этот интерес каснулся не только работавших тогда художников, но также этнографов, психологов и писателей. В 1926г. вышла книга ≪Примитивная негритянская скульптура≫, автор которой Поль Гийом стремился встроить примитивное искусство в эстетический контекст 20х годов. Вслед за Гийомом психолог Люке сравнивал творчество древних с рисунками детей "Доисторическая пещерная живопись развивалась по той же схеме, что и рисование современного ребенка: сначала случайные мазки, потом постепенный переход к осознанному повторению тех или иных контуров, наконец, фигуративное изображение. Сходство с предметами внешнего мира, в какой-то момент ≪опознанное≫ в нефигуративной мазне, со временем совершенствуется и усложняется. (…) художественный импульс - желание рисовать - рождается из абсолютной свободы и удовольствия; именно этот инстинкт первичен, а не желание изобразить реальность". Это было радостное видение древнего искусства, восхищение внешними формами и желание ассимилировать их в европейскую канву. Именно от такого представления отталкивался Джакометти в 1926- 1927 годах, когда создавал свои знаменитые работы "Пара" и "Женщина-ложка". «Примитивизм был краеугольным камнем для Джакометти в его преодолении как классической скульптурной традиции, так и кубистских конструкций, появившихся в его работе в начале 1920-х в качестве единственной логичной альтернативы. Творческая зрелость Джакометти наступила именно тогда, когда он открыл в себе умение придумывать скульптуру, очень тесно связанную с примитивными первоисточниками". В 1926 году он создал скульптуру Пара. Джакометти "использует модный тогда style negre, который влиял буквально на все, от мебели Ар Деко до театральных декораций Леже 20-х годов. (...) Наложение декоративной экзотической детали на стилизованный плоский фон - это формальная стратегия, которую можно назвать Негр Деко; именно она присутствует в «Паре», создавая в этой работе некую общую африканско-примитивистскую атмосферу, но не отсылая ни к какому конкретному скульптурному прототипу".


1. Пара. 1926.

По-настоящему самостоятельной и значимой скульптурой Р. Краусс считает "Женщину-ложку" 1927г. " В «Женщине-ложке» скульптор использовал метафору, которой определяется форма ковшей для зерна африканского племени дан. В этих ковшах черпало оформляется в виде нижней части женского тела, предстающего как вместилище, сосуд, полый резервуар. (…) Перевернув метафору, из «ложки в форме женщины» сделав «женщину в форме ложки», Джакометти смог усилить смысл метафоры и универсализировать ее, обобщив и абстрагировав изначально натуралистичные формы африканского резного ковша. Взяв из африканского прототипа образ женщины, которая вся - утроба, Джакометти сблизил изящество формы африканского ковша и брутальность неолитических каменных венер. Посредством этого дифирамба первичному назначению женщины, спетого при помощи примитивизированной формы, Джакометти занял самую авангардную из позиций. Он оказался союзником визуального авангарда с его тогдашним агрессивным антизападным настроем. (…) Но ≪Женщина-ложка≫ - это и кое-что еще. (...) Ее стиль (можно определить) как ≪мягкий≫ примитивизм, примитивизм, целиком ушедший в форму и поэтому утративший свою мощь".

2. Женщина-ложка. 1927.

В 1928 году в Музее декоративного искусства в Париже прошла выставка "Исчезнувшая Америка", на которой были показаны памятники индейской культуры, а в 1930 году был опубликован каталог со статьёй Жоржа Батая. Батай увидел в искусстве древних народов Америки начало, противоположное детской беспечности, о которой принято было говорить прежде. Он заметил, что первобытное искусство в одно и то же время может создавать подробные и правдивые изображения животных и уродливые деформированные изображения людей. «Батай настаивает на том, что это преднамеренно, что это есть некий первобытный вандализм, проявившийся в изображениях людей». Мирный принцип удовольствия Люке Батай хочет заменить деструктивностью. В каждой (...) стадии развития Батай видит исполнение нового желания увечить и деформировать то, что находится перед глазами: ≪Искусство - поскольку это несомненно искусство - идет путем последовательных разрушений. Поэтому инстинкты, которое оно высвобождает, - это садистские инстинкты≫.". В 1930 году, когда была опубликована ≪Исчезнувшая Америка≫, Джакометти перешел на сторону Батая и вошёл в круг его единомышленников, объединённый вокруг журнала Documents. В этот круг входили учёные-этнографы, благодаря дружбе с ними Джакометти ознакомился в подробностях не только с этнографией, но и с тем, как ее понимала и как с ней обращалась группа авторов Documents.

В 1930-м г. Джакометти создал скульптуру ≪Подвешенный шар≫. Эта работа "произвела фурор среди ортодоксальных сюрреалистов, моментально обеспечив Джакометти контакт с Бретоном и Дали, скульптура, с которой среди сюрреалистов началась мода на объекты с эротическим подтекстом, она все же связана с сюрреализмом гораздо менее тесно, чем с Батаем. Скольжение, которое в этой скульптуре соединяет надрезанный шар и его партнера-полумесяц, означает не только ласку, но и акт разрезания - воспроизводящий, например, ошеломляющую сцену из начала ≪Андалузского пса≫, когда бритва разрезает открытый глаз (…) или рог быка из ≪Истории глаза≫ Батая, рог, пробивающий глазницу матадора, убивающий его и вырывающий его глаз". «И еще полумесяц может быть также связанным с миром священного насилия, интерес к которому к 1930 году стал для Джакометти и Батая общим. Форма полумесяца повторяет форму резных камней, использовавшихся древними мексиканцами при игре в мяч. Почти нагие игроки носили - как считается, для защиты - эти каменные полумесяцы". Далее Р. Краусс анализирует «Историю глаза» Батая и находит более сложные и глубокии аналогии и ассоциации. Я эти фрагменты опускаю, а особо заинтересовавшихся отправляю к первоисточнику.

3. Подвешенный шар. 1930-1931.


4. Подвешенный шар. 1930-1931.

Сразу после этой скульптуры Джакометти начинает восприни мать саму скульптуру как поле для игры в мяч или игровую площадку, что отразилось в его работах: ≪Острием в глаз≫, ≪Замкнутый круг≫ и ≪On ne joue plus≫ (≪Игра окончена≫).



5. Остриё, направленное в глаз. 1930. Интерес к мексиканской теме проявился в работе ≪Час следов≫" как экстатический образ человеческого жертвоприношения. Человеческая фигура в верхней части работы, рот которой искажен то ли экстатическим наслаждением, то ли болью (или, как сказал бы Батай, и тем и другим одновременно), стоит на алтаре, под которым подвешено вырванное из тела сердце".


6. Час следов. 1930.

В том же 1930м году появляется скульптура "Женщина, голова, дерево". Женщина здесь изображена в виде богомола; Образ этого насекомого был популярен у сюрреалистов: известно, что самка богомола убивает и пожирает самца после или даже во время совокупления. И поскольку форма тела богомола напоминает очертания человеческого тела, его брачные повадки казались сюрреалистам весьма знаменательными.

7. Женщина, голова, дерево. 1930.

«...возможно, под влиянием этой скульптуры была создана ≪Клетка≫ следующего года. Здесь обобщенный образ богомола вписан в кошмарный сюжет скульптуры: богомол набрасывается на партнера-самца, которого обозначает простая сфера или череп . Фигуру богомола в этих работах представляют разъятые формы, считавшиеся главной визуальной характеристикой искусства Океании, залогом его силы и дикарской поэзии. Одна из тех нескольких фигур маллангганов (mallanggan) из Новой Ирландии, с которыми в то время мог быть знаком Джакометти, является очень вероятным источником его идеи разорванной фигуры в клетке»


8. Клетка. 1930-31.

Помимо всего прочего человек с головой насекомого — ацефал — один из любимых образов Батая, ведь в этом образе заключён парадокс, который очень любил обнаруживать Батай. "Там, где был признак его (человека) высших способностей, его ума, его духа, теперь нечто низкое, он похож на червя, на раздавленного паука. (...) сквозь призму acephale вертикальность человека - его возвышение и в биологическом, и в моральном смысле - воспринимается через свое собственное отрицание: возврат к первобытности, нисхождение.

В центре внимания Р.Краусс находится скульптура "Невидимый объект". Исследовательницу интересует, что могло послужить прототипом для этой работы. Сперва она приводит несколько существующих мнений, а затем на протяжении очерка несколько раз возвращается к "Невидимому объекту", пытаясь дать собственный ответ на волнующий вопрос. Согласно воспоминаниям Бретона, "моделью" для скульптуры послужила маска, которую они вместе с Джакометти нашли на блошином рынке. С этой маски Джакометти сделал гипсовую копию, которая отдалённо напоминает лицо "Нивидимого объекта". Лейрис - современник Джакометти и один из первых исследователей его творчества - говорит о конкретной девочке, которая позировала скульптору. Однако работать с натуры, насколько известно, стало правилом Джакометти только после войны, но никак не в сюрреалистический период. Историк Холь опровергает обе версии и утверждает, что прототип - конкретная скульптура с Соломоновых островов из этнографического музея в Базеле. Ко всем этим версиям Р.Краусс добавляет ещё одно предположение. Она говорит о том, что во время работы над "Невидимым объектом" Джакометти был очень дружен с Максом Эрнстом, создававшим тогда скульптурные образы папуасской птицы-демона Лоплоп. В своих текстах Эрнст ассоциировал Лоплоп с богомолом. Р.Краусс предполагает, что образы таких Лоплоп-богомолов могли также послужит прототипом для "птичьей головы" "Невидимого объекта". " Так возникает концептуальное поле, внутри которого логика ≪Невидимого объекта≫ соединяет дух покойницы с Соломоновых островов с мифическим/биологическим палачом, воплощенным в облике богомола. Опираясь на рассказ Бретона о том, как сменяли друг друга различные версии головы скульптуры, мы теперь можем считать постоянной идею головы-маски, а всю фигуру, следовательно, ассоциировать с идеей ацефала. По мере работы Джакометти над скульптурой в самой маске появляется все больше жестокости и она все сильнее напоминает угловатую морду богомола с огромными глазами. Ещё одна возможная интерпретация - присутствие призрака матери, сокрытое в духе покойницы с Соломоновых островов". Мать — один из важнейших персонажей фантазий Джакометти. "Можно проследить, как эта материнская сила ассоциируется с идеей смерти, переполняющей его творчество, и в то же время задает сюжетную линию беременности и рождения. Джакометти преследовала идея камня, вынашивающего плод".


9. "Невидимый объект". 1934.


10. Невидимый объект. Фрагмент. 1934.

Особое внимание Р.Краусс уделяет горизонтальным скульптурам Джакометти. По её мнению "все вертикальные памятники Джакометти будут менее интересными, то есть менее новаторскими, чем работы, сделанные им с 1930-го по 1933 год. Ибо эти ≪не вписывающиеся≫ работы горизонтальны. Формальное новаторство этих скульптур, практически не имеющее прецедентов в истории жанра, заключалось в том, что в них ось памятника повернулась на девяносто градусов: вертикаль горизонтально легла на землю. В таких объектах, как ≪Проект пассажа≫, ≪Голова/пейзаж≫, и в удивительных игровых площадках - ≪Замкнутом круге≫ и ≪Игра окончена≫ - сама работа просто и прямо совпадает с пьедесталом. Можно попытаться оспорить новаторство этих работ и сказать, что Бранкузи еще в юности отменил разделение на скульптуру и пьедестал, но тогда от нас ускользнет изначальный смысл жеста Джакометти. Ибо пьедесталы/скульптуры Бранкузи остаются вертикальными. Они продолжают существовать в пространстве, отмеченном первоначальным противопоставлением того, что не есть искусство, - земли - и того, что есть искусство, - скульптуры. Сама вертикальность заявляет, что поле репрезентации скульптуры существует отдельно от реального мира, и эту отдельность традиционно обозначает вертикальный пьедестал, поднимающий произведение искусства над землей, выносящий его из пространства реальности. … Поворот оси скульптуры и совпадение ее с горизонталью были в дальнейшем дополнены изменениями в содержании работ - ≪принижением≫ предмета, и таким образом скульптура становилась причастна одновременно земле и реальности — вещественно- сти пространства и буквальности движения в реальном времени. С точки зрения истории современной скульптуры, этот жест - высшая точка искусства Джакометти, предвосхитившая многие аспекты переосмысления скульптуры, происшедшего после второй мировой войны".

" Первая из таких скульптур - ≪Проект пассажа≫ (1930 - 1931), близкая одновременно к ≪анатомиям≫ Эрнста и к взятой из этнографии метафоре тела как группы африканских глиняных хижин. Другое название, которым Джакометти обозначал эту работу, - ≪Лабиринт≫ - подчеркивает связь ее идеи с миром первобытного . В интеллектуальном поле 1930-х, зачарованном образом Минотавра, лабиринт был прямо противопоставлен классической архитектуре с ее ясностью и приматом пространства. Лабиринт управляет человеком, запутывает его, ведет его к гибели".


11. Проект пассажа. 1930-1931.

"Во второй из горизонтальных скульптур тема поворота оси становится более наглядной. ≪Голова/пейзаж≫ (1930 - 1931) первоначально называлась ≪Падение тела на график≫, и это заявленное падение тела - словесное подтверждение тому, что происходит в скульптуре 77 . Структурный принцип ≪Головы/пейзажа≫ опирается на метафорическое отношение между двумя вещами, соединенными таким пространственным приемом, как анаморфоз: лицо, положенное на горизонтальную плоскость, напоминает ландшафт. прототипом - это крышка гроба из Новой Каледонии, хранящегося в парижском Музее Человека. Фотографии этого предмета были опубликованы в богато иллюстрированном специальном выпуске Cahiers d"art, посвященном искусству Океании, - выпуске, который был у Джакометти и с иллюстраций которого Джакометти сделал множество рисунков-копий".


12. Голова/пейзаж. 1930-31.


13. Замкнутый круг. 1931.

В работе ≪Игра окончена≫ "скульптура понимается как игра, ее плоская поверхность испещрена круглыми кратерами, заимствованными из африканской игры в камешки под названием ≪и≫ 92 ; но в центр ее утоплены два крошечных гроба с открытыми крышками. Пространство игровой доски, на которой можно перемещать в реальном времени фигуры, смешивается с образом некрополя".

14. Игра окончена. 1933.

"Первоисточник идеи, заставившей Джакометти перевернуть ось скульптуры на 90°, - идеи горизонтальной скульптуры как игровой площадки, как пьедестала, пьедестала как некрополя, движения в реальном времени. Переворот в скульптуре Джакометти начался в 1930 году, и в это время Джакометти еще был связан с журналом Documents и его кругом. Идея реального времени, которая вошла в его работы начиная с ≪Подвешенного шара≫ и ≪Часа следов≫, ведет к идее реального пространства; а реальное пространства определяется скульптурой, которая превратилась не во что иное, как в свой пьедестал, вертикалью, перевернутой и превращенной в горизонталь. Эту самую операцию постоянно совершал Батай, разворачивая свое понятие basesse - низкого материализма - в журнале Document s . На анатомической карте философии Батая вертикальная ось символи зирует стремление человека к возвышенному, к духовному, к идеальному, его убежденность, что прямохождение, вертикальность человеческого тела является не только биологическим, но и этическим отличием его от животных. Батай, конечно, не верит в это отличие и настаивает на присутствии в человеческой природе - помимо репрессивного высокомерия вертикальности - также и низости, горизонтальности как действительного источника либидной энергии. Горизонталь здесь - одновременно и ось, и направление, горизонтальность праха земного, хлябей реальности. (...). Эти перевернутые работы с тематикой безголового человека и лабиринта роднит еще одна общая черта. Ибо все они - за единственным исключением - несут на себе знаки смерти.

"В 1935 году искусство Джакометти резко меняется. Он начинает работать с жизнью, с натурщиками, позирующими ему в мастерской, и больше не делает скульптур, которые - как он позже говорил о своих работах начала 1930-х - ≪рождались целиком и полностью у меня в голове≫. Разрыв с сюрреалистским кругом, последовавший за этой переменой, оставил в душе Джакометти резкую враждебность к сюрреализму. Джакометти объявляет, что ≪все, что он делал до сего дня, - это мастурбация и у него нет теперь другой цели, кроме как изобразить человеческую голову≫. Есть свидетельства, что в порыве этого отречения он отрекся также и от связи своего творчества с примитивным искусством, заявив, что если он и заимствовал что-нибудь из этой области, то лишь потому, что в начале его творческого пути art nugre было в моде. Джакометти отрекся не просто от сюрреализма или от связанного с ним увлечения искусством примитивных народов. На ином, более глубоком структурном уровне он отрекся от горизонтали и всего того, что она означала: от измерения, переосмысливавшего формальные основания скульптуры, от матрицы alteration человеческой анатомии. Начиная с 1935 года он занимается исключительно вертикальной скульптурой".

Все цитаты из книжки заключены в кавычки, их грамматическая стройность на совести переводчика.

Во время путешествия по Италии в 19-летнем возрасте на глазах Альберто внезапно скончался его молодой попутчик. С тех пор мысли о хрупкости жизни и неотвратимости смерти не покидали Джакометти. После этого случая он спал только при включенном свете.

Начало биографии

Альберто Джакометти родился 10 октября 1901 года (умер 11 января 1966). Его родина - небольшая деревня Боргоново в существовавшем в то время муниципалитете Стампа, италоговорящей части Швейцарии.

Джованни и Аннетта Джакометти, 1925-1931 гг.

Он был старшим из четырех детей швейцарского живописца Джованни Джакометти (1868–1933) и Аннетты Джакометти-Стампы (1871-1964). Три брата росли в творческой среде и впоследствии все они связали свою жизнь с искусством. Диего Джакометти (1902-1985) стал дизайнером и скульптором. Бруно Джакометти (1907-2012) - архитектором. Он был одним из самых известных архитекторов после Второй мировой войны в Швейцарии. Бруно прожил очень длинную жизнь, умер на 105-м году жизни. Их сестра Оттилия умерла после рождения сына в возрасте 33 лет.

Семья. Джованни и Аннетта Джакометти с детими.

Путь Альберто Джакометти в творчестве

Самым одаренным из детей оказался Альберто Джакометти. Он с детства любил рисовать и лепить скульптуры и быстро осознал, что талантлив. Его моделями были близкие, но чаще всего и на долгие годы, младший брат Диего.

В 1919-1920 годах Альберто учился в женевской Школе изящных искусств, а после отправился в Италию. Он стремился осмыслить и понять то, что видел вокруг себя. Обнаружил, что не может в своих произведениях воспроизводить реальность в традиционном виде. Ему казалось, что люди огромны внешне и внутренне, а то, как их принято изображать, не в состоянии отобразить этого.

После Италии поступил в художественную академию де ла Гранд Шомьер в Париже. Его преподавателем по скульптуре был ученик Огюста Родена - Эмиль Антуан Бурдель.

Джакометти не хотел следовать традиционным канонам, основанным на античности, и мучительно искал собственный путь в творчестве. В Париже он открыл для себя модернизм, кубизм, сюрреализм, африканское искусство и искусство народов Океании. Это утвердило его в нежелании творить в европейской традиции. Он считал, что плоскостное изображение, которое присуще этим культурам, наиболее близко к реальности. Действительно, когда смотрят на человека, то видят только одну его сторону и не знают, что у него сзади. Он создает портреты как маску, как плоскость. Начинает делать кубистические скульптуры, в которых угадываются человеческие фигуры.

В конце концов, Альберто Джакометти кардинально переосмыслил представление о скульптуре и добился своего - нашел свой изобразительный стиль. Фигуры его работ удлинились и невероятно утончились. Такими необычными пропорциями скульптор словно подчеркнул хрупкость и беззащитность живых существ.

Альберто Джакометти, 1960 г., Автор фото Курт Блум.

Мастерская Джакометти находилась в парижском районе Монпарнас. Он проработал в ней около 40 лет. Хотя помещение было небольшим, всего 20 кв.м, и неблагоустроенным, он не хотел никуда перебираться даже тогда, когда финансово уже мог себе это позволить. Он был фанатичным трудоголиком и равнодушным к благам мира. Не следил за своим здоровьем, некачественно питался, курил и посещал заведения с женщинами легкого поведения.

Личная жизнь

Свою будущую жену, 20-летнюю Аннет Арм, Джакометти встретил в Женеве, где жил во Вторую мировую войну. Детей у них не было. В юности Альберто переболел болезнью, которая сделала его бездетным.

Аннет и брат Диего были постоянными и самоотверженными моделями. Брат не только позировал для Альберто, но еще был его лучшим другом, опорой и помощником.

Альберто Джкометти и его жена Аннет, 1954 г.

Альберто Джакометти умер 11 января 1966 года в швейцарском городе Кур. Он не оставил завещания, и все его наследство целиком перешло жене. Ни брату, ни девушке, которую он горячо любил последние годы своей жизни, не досталось ничего.

Альберто Джакометти со своей возлюбленной Каролин

Работы Альберто Джакометти бьют рекорды на аукционах

Альберто Джакометти успел получить признание при жизни. Однако баснословные деньги его работы начали приносить после смерти. Так, в 2010 году его скульптура «Шагающий человек» молниеносно - всего за 8 минут торгов - была продана на аукционе Sotheby"s за сумму в 103,9 миллионов долларов.

Альберто Джакометти, «Шагающий человек»

В 2015 году другая скульптура - «Указывающий человек» поставила новый ценовой рекорд. Ее приобрели за 141,7 миллионов долларов на торгах в Christie"s.

Альберто Джакометти, «Указывающий человек»

Но не только скульптуры Джакометти имеют ошеломительный успех. В 2013 году аукционный дом Christie’s продал живописную работу «Диего в рубашке-шотландке» - портрет младшего брата, друга и помощника, написанный в 1954 году.

Альберто Джакометти, «Диего в рубашке-шотландке»

В 2014 году бронзовая скульптура «Колесница» была продана за 101 миллион долларов.

Альберто Джакометти, «Колесница»

Альберто Джакометти на купюре и в подделках

Коммерческий успех работ Джакометти не давал покоя некоторым завистникам. Так, с 1980-х годов его произведения взялся подделывать голландский художник Роберт Драйссен. Фальшивки под видом оригиналов долгое время пользовались спросом.

Творчество великого скульптора накрепко связано с деньгами ещё одной гранью. С 1996 года в Швейцарии выпускается 100-франковая купюра с изображением Альберто Джакометти и его скульптур.

100 швейцарских фунтов

Альберто Джакометти среди своих скульптур. Фотограф Анри Картье-Брессон.

Галерея скульптур Альберто Джакометти

Альберто Джакометти, «Мужчина и женщина»

Альберто Джакометти, «Невидимый объект»


Альберто Джакометти, «Кошка», «Собака».


Альберто Джакометти, «Рука»


Альберто Джакометти, «Мужчина и женщина»

Альберто Джакометти, «Высокая женщина»

Альберто Джакометти, «Три шагающих человека»

Альберто Джакометти, «Диего» (младший брат)

"…Когда вы смотрите на искусство, сделанное другими людьми, вы видите только то, что вы должны видеть в нем", - это высказывание автора необычных скульптур - Альберто Джакометти. Что же мы должны увидеть в его работах? Печальные, вытянутые силуэты людей словно сошли со страниц произведений Камю, одиноко бредущие по пустому миру. Они скорее похожи на пришельцев, порой не имеют определенного облика.

Биография

Альберто Джакометти родился в 1901 году в небольшой деревушке Стампа на границе Швейцарии с Италией. Его отец - известный художник-постимпрессионист, брат отца Аугусто также был художником. Любовь к изобразительному искусству будущий гений впитал с юных лет. В семье были рады, что сын проявляет интерес к отцовскому занятию. А юное дарование с радостью относилось к своему открытию, что каждый предмет можно изобразить на бумаге. Ему нравилось копировать работы отца, попытался сам работать в его манере. Приверженности к определенному стилю у Альберто не было, это проявилось во всей его жизни.

Скульптуре Альберто Джакометти учился в школе художеств и ремесел в Женеве. В 1920 году отец взял юношу в Италию на XIV биеннале в Венеции. Здесь Альберто открывает для себя великих мастеров: Джотто, Чимабуэ. Он ходит по музеям, церквям, бродит по развалинам Помпеи. Знакомится с мозаиками Сан-Марко, видит стены Колизея. Здесь идет становление личности Джакометти.

В Париже

В 1922 году вместе со своим младшим братом Диего Альберто едет в Париж, где пройдет вся его жизнь. Братья зарабатывали себе на пропитание, изготовляя подсвечники, вазы, часы и даже мебель. Спустя время критики окажутся перед дилеммой: считать эти вещи предметами быта или произведениями искусства.

Первым учителем Альберто стал русский скульптор Александр Архипенко, давший понимание ученику, что такое пустота в скульптуре и что она также придает форму. Далее три года Джакометти, учась на курсах Антуана Бурделя, нашел больше ожидаемого. Он заражен жаждой динамизма. Постепенно на второй план уходят рисунок и живопись, главной специальностью, выбранной на всю жизнь, будет ваяние.

Африканское искусство

1925 год - время увлечения африканским искусством. Скульптуры Альберто Джакометти по африканским мотивам совершенны и, как считал автор, более реалистичны, чем римские бюсты. Авангардисты парижской школы считали, что необходимо обращать внимание на настоящее народное искусство государств, не испорченных цивилизацией, таких как страны Африки и Океании.

На протяжении нескольких лет внимание Альберто также привлечено к изучению искусства этих стран, что подтолкнуло его к созданию известных всему миру тонких фигур, которые во французском авангарде определяются как чувство изолированности личности. Его постоянный поиск в выработке своего уникального и узнаваемого типажа скульптур нашел свое отражение в удлиненных и хрупких фигурах. Пробы в этом жанре получились удачными.

"Женщина-ложка" - первая работа Джакометти. Основой скульптуры была ложка, участвующая в церемониях африканского племени. Ложка - это чрево женщины, то есть в этом племени она сделана в виде женщины. Джакометти, выполняя скульптуру, придает ей свой смысл - "Женщина в форме ложки".

Разнообразные стили

Ступени, которыми Альберто шел к своей вершине, своему стилю, были от кубизма и абстракции к сюрреализму. Ему свойственно было начинать изучать предмет. После получения результата он его больше не интересовал. В дневнике Альберто так и записал: "Как только я понял механизм абстрактной композиции, она меня больше не интересовала". Сюрреализм увлек Джакометти. Он создает сборные конструкции, которые двигаются в пространстве. "Время следов" - подвижный, но безмолвный сюрреалистический объект.

Будучи натурой разносторонней, Альберто никогда не запирал себя в одном стиле. Он не был скульптором, который иногда рисовал. Он был и тем, и другим. Рисунки и эскизы у него не наброски. Это вполне самостоятельный жанр Альберто Джакометти. Если это полотна, то они выдержаны в черных и серых тонах и очень напоминают его скульптуры, такие же хрупкие шеи и удлиненные фигуры. Как ни пытался Джакометти вносить в полотна другие цвета, это не получалось. Во время работы цвета палитры как бы устранялись сами собой, оставляя только серый.

Новые работы и новые темы

В 1927 году в Салоне Тюильри были выставлены к обозрению работы скульптора. А первая в жизни Джакометти выставка состоялась в 1932 году, на которой были такие работы, как «Подвешенный шар» (1931). Она, как никакая другая, вызывала материализацию ощущений. Эта агрессивная, исполненная эротизма работа произвела сильное впечатление на Сальвадора Дали. Были и другие работы, построенные вокруг ребристых форм. К примеру "Мужчина и женщина" (1927), где округлые (женские) формы взаимодействуют с прямоугольными формами, символизирующими в данной композиции мужское начало.

Прошел в творчестве Джакометти и сюрреалистический период. Ему стали интересны темы, связанные с происходящим в данный момент в жизни человека.

Работа во время войны

Отъезд в Женеву был связан с началом войны и оккупацией Франции. В Швейцарии Джакометти оставался до ее конца. Мастерская Альберто Джакометти на долгие годы стала и его домом, и его рабочим местом. Масштабных скульптурных работ в этот период было сделано немного.

Он больше занимается рисунком и живописью. Но о скульптуре не забывает. Он начинает эксперименты с размерами, изучает взаимодействие объема и пространства. Некоторые его работы уменьшились до размеров спичечного коробка. Но были и такие, которые спустя годы на аукционе продавались за неимоверные деньги. К таким работам можно отнести скульптуру Альберто Джакометти "Указующий человек". Отлитая в бронзе высотой 1.8 метра была продана за 141,285 млн долларов на аукционе Christie"s в 2015 году.

Известность

Возвращение Альберто в Париж в 1945 году буквально с первых дней включает его в бурлящую столичную жизнь. Он принимает участие в выставках. Статьи о творчестве талантливого скульптора, написанные его друзьями Жене и Сартром, принесли Джакометти известность. Участвуя в выставках в Нью-Йорке и Париже, он представил публике скульптуру, выражающую незащищенного человека в мире с господствующим насилием и невозможность противостояния этому течению времени.

Эпоха, в которой создает свои работы Альберто Джакометти, характеризуется всеобщим чувством неопределенности, но он точно улавливает дух времени и говорит, что его цель - зафиксировать человека современности. Фигуры и бюсты со своих близких, брата и жены, все время совершенствуются и подтачиваются. Они как бы выключены из пространства, но наделены смыслом, понятным автору. Он пытается донести этот смысл зрителю. Пузырящаяся фактура лепки сохраняет энергию скульптора, энергию натянутого лука. Так, если взглянуть на его "Указующего человека" с определенного ракурса, то можно увидеть символизм его вытянутой руки - это лучник, готовый выпустить стрелу.

Немного о живописи

Наряду с удивительными скульптурами, на выставках успехом пользуются графика и картины Альберто Джакометти. Рисунки и живопись не были чем-то вроде набросков к скульптурам. Это были целостные произведения, хотя в этих работах просматривался взгляд скульптора. Каждая линия рисунка была точна и уместна. Живопись, рисунки и скульптуры Джакометти роднит невиданная энергия автора, его работы узнаваемы.

Как и в скульптуре, на живописных его портретах фигурируют близкие ему люди: его жена Аннет и брат Диего. В 1954 году был написан один из лучших портретов "Диего в рубашке-шотландке (Diego en chemise écossaise)". В нем художник изменил своему монохромному серому цвету. Здесь используются оттенки красного в лице, руках и клетке на рубашке. Для создания иллюзии трехмерности пространства картина помещена в еще одну рамку, что смотрится выигрышно.

Человек - главная тема творчества

Поздний период творчества Джакометти определяется разнообразием сюжетов. Это картины, натюрморты, скульптуры. Но красной нитью по его творчеству проходила тема человека. Это известные всему миру шедевры, выполненные скульптором. "Человек, пересекающий площадь" (1947), о котором Джакометти говорит, что фигура может быть как штрихи, с бесконечно вытянутыми силуэтами. Главное, она должна читаться «в лоб».

"Человек, который идет под дождем" (1949), энергично расталкивает окружающее пространство, прокладывая себе путь. Все это читаемо в тонком силуэте. Или в своем "Шагающем человеке" Альберто Джакометти дает символичный образ человека, замершего в полушаге, но готового ступать дальше, идти к своей цели. Все его люди-статуи выражали уязвимость, всматривались в текущее время, ища защиту своей обнаженной душе.

По большей части живя в Париже, Джакометти постоянно наведывался к себе домой, в городок Бергель в горах Баунбюрдена. Но где бы он ни был, он никогда не прекращал работать. Его младший брат Бруно рассказывал, что Альберто часто гостил у него. И всякий раз перед его приездом жена Бруно принималась прятать фигурки Джакометти, расставленные по квартире. Она боялась, что, увидев скульптуры, Альберто достанет свой знаменитый резец и начнет их доделывать и улучшать, ведь он считал, что готовых произведений искусства не бывает.

Наследие Джакометти

Скульптор, живописец, рисовальщик, гравер - все в одном человеке. Его работы эксцентричны, узнаваемы. Это искусство на все времена. Так, по крайней мере, считают в музее Цюриха, где находится основная часть наследия Джакометти. Уже при жизни он сумел добиться заметного успеха. Первая его выставка состоялась в 1962 году как раз в Цюрихском музее Кунстхаус.

Сегодня его фигурки украшают экспозиции ведущих музеев мира. А одна из них, самая значимая скульптура "Шагающий человек" Альберто Джакометти, увековечена на банкноте в 100 швейцарских франков, а на другой его стороне - портрет самого художника.

В настоящее время произведения великого скульптора считаются самыми ценными не только по своему содержанию - велика и их цена на аукционах. «Указующий человек» Альберто Джакометти, как и «Большая голова Диего» (1954), и «Шагающий человек» в 2010-м, поставили рекорды по стоимости на торгах.

Альберто Джакометти (Alberto Giacometti) — один из самых величайших скульпторов в истории. И это далеко не преувеличение. На рынке произведений искусства его скульптуры являются одними из самых дорогостоящих. Скульптура « Шагающий Человек » считается самой дорогой скульптурой в мире. В 2010 году она была продана на аукционе Sotheby\’s за 104.3 миллионов долларов.

Альберто Джакометти родился в 1901 году в Боргоново, Швейцария. Являясь сыном художника, он с детских лет привык видеть вокруг себя предметы искусства. Можно сказать, что любовь к искусству он приобрёл с генами. Впоследствии швейцарский скульптор стал настоящей знаковой личностью, который прославился как и художник, и повлиял на многие последующие течения и развитие искусства в целом.

Стоит сказать, что Альберто Джакометти был дружен с такими известными деятелями искусства, как Андре Бретон, Максом Эрнстом, Сартром, Миро и другими. Именно в Париже, где он жил и работал с 1922 года, Альберто переосмыслил всё своё творчество, увлёкся кубизмом, искусством Африки, примитивизмом. Именно работы, которые были созданы в этот период, стали самыми знаменитыми в его творчестве. Он был признан ещё при жизни, отмечался многими критиками и ценителями искусства, как величайший творец. После смерти в 1966 году в Швейцарии, в честь него была названа одна из улиц. Кроме того, Альберто Джакометти изображён на купюре в 100 швейцарских франков, как один из величайших деятелей Швейцарии, который стал известен во всём мире благодаря своему таланту.