Особенности применения стиля баухауз в интерьере: история и оригинальные варианты. Что такое баухаус Баухаус и Россия

В современных домах зачастую наблюдается нехватка пространства и это в значительной степени затрудняет работу оформителя при выборе стиля. Оформление должно быть красивым, практичным и удобным для владельца дома. Всем этим требованиям отвечает стиль баухауз, название которого в переводе с немецкого означает «строительство дома».

Основные черты стиля

Это направление в дизайне стало сочетанием истинно немецкой практичности и при этом, простоты окружения. Все предметы меблировки имеют незамысловатые строгие линии, отдавая большую дань практичности, но, при этом, оставаясь достаточно привлекательными с точки зрения эстетики. Главные формы, используемые дизайнерами при отделке дома в стиле баухауз – квадрат, круг, овал и другие простые геометрические фигуры.

Смешение натурального дерева, стекла, кожи и одновременно искусственных материалов – яркая черта, присущая этому стилю. Диваны имеют прямоугольные подушки и лишены подлокотников, а столы часто выполнены со стеклянной столешницей, и опираются на металлические ножки.

Встроенная мебель появилась в интерьере именно тогда, когда миру был представлен стиль баухауз. Шкафы – купе стали одной из характерных особенностей этого вида оформления. Такой громоздкий предмет интерьера занимал слишком много места и его убрали в стену. Больше пространства для жизни и меньше – для мебели. Эта идея стала одним из основных девизов данного направления в дизайне.

Цвета и декор

Отделка поверхностей сочетает в себе одновременно холодную и тёплую цветовую гамму, а декоративных украшений почти нет. Если декор все же присутствует, он обязательно выполнен в общей идее и предельно функционален. Нередко, в качестве декоративных элементов используются не дополнительные аксессуары, а светильники или бытовая техника.

Основной палитрой здесь будут бежевые, серые, черные и другие нейтральные тона. Однако, они часто разбавляются довольно ярким пятном желтого, синего или зеленого цвета. Главное, чтобы яркие цвета не превалировали над основной нейтральной гаммой оформления.

Материалы

Основным материалом отделки стен стала штукатурка. Если это обои, то они, как правило, имеют четкий мелкий рисунок, напоминающий фактуру ткани. Тоже самое относится и к потолочным поверхностям – преобладают однотонные покрытия спокойных расцветок.

Несмотря на некоторую «искусственность» всего окружения, в таких интерьерах часто встречаются натуральные материалы. Однако, ни один из них не занимает главенствующую позицию. Стекло соседствует с металлом, натуральное дерево и кожа – с искусственным или натуральным камнем.

Мебель

Эстетика здесь уходит на второй план. На первом месте всегда будет функционал. Вся используемая в подобных интерьерах мебель должна быть удобной, практичной и не слишком дорогой. Нередко стулья и диваны лишены подлокотников, а в качестве основного материала основания может выступать пластик или металл.

Внешний вид такой мебели прост, обычно, это сочетание горизонтальных и вертикальных плоскостей. Так как одной из главных идей является экономия пространства, предметы меблировки нередко выполнены трансформируемыми. Стулья легко вкладываются один в другой, а корпусная мебель зачастую представлена модульными решениями.

Свет

Освещению в том дизайне, который подразумевает стиль баухауз, отводится отдельная роль. Именно этот вид оформления стал основой идеи раздельного освещения. Каждая функциональная зона имеет свой источник света, который можно включать отдельно от остальных. Кроме того, яркими световыми пятнами заменяется привычный декор в виде дополнительных аксессуаров.

Для такого оформления характерно обилие света, падающего в комнаты из больших окон и дополненного множеством светильников. Осветительные приборы по большей части встроенные, а выполнены в виде шара или тарелки.

Стиль баухауз зародился в 20-х годах прошлого века, в Германии. Основателем стал архитектор Вальтер Гропиус — руководитель высшей школы строительства и конструирования. Идея стиля заключалась в максимально эффективном использовании жилого пространства, отказе от излишней роскоши и фактурных форм, в пользу эргономики и функционализма.

Данное направление значительно повлияло на массовое производство мебели. Создатели стиля стремились к промышленному, конвейерному производству красивых, удобных и доступных вещей, в которых будут использованы новейшие разработки и материалы.

Именно в стилистике Баухауз, впервые стали использоваться встроенные шкафы и мебель на металлическом каркасе, а также разборная и модульная мебель.

В России Баухауз быстро обрел популярность и востребованность, так как был родственным , который тогда, уже зародился в советском пространстве.

Баухауз в интерьере: каноны стиля

Главными постулатами в интерьере Баухауз являются эргономика и эстетика.
К тому же все предметы интерьера должны быть функциональными и полезными.
Украшением комнаты считается не декор и аксессуары, а рациональное использование пространства, правильная геометрия, продуманное освещение и качественная бытовая техника.

Для интерьера в стиле Баухауз, все элементы подбираются под конкретные особенности человека, чтобы сделать пребывание в доме максимально комфортным и продуктивным.

Материалы и оформление

Фаворитами при выборе отделочных материалов являются самые практичные: металл, дерево, кожа, стекло и пластик.
Цветовую гамму в баухаузе составляют: желтый, красный, черный, серый, и как дополнительные: коричневый, зеленый, синий.

Отделочные работы характеризуются простотой. Стены оформляются штукатуркой или обоями с простым геометрическим рисунком.
На пол можно стелить качественный линолеум (имитирующий дерево или металлическую поверхность) либо паркет, ламинат.

Стилевая мебель

Простота, практичность, функциональность — вот чем стоит руководствоваться при выборе мебели. Отсутствие лишнего декора и компактность также важные критерии выбора. Такие громоздкие предметы мебели, как шкаф, необходимо встраивать, в угоду экономии полезного пространства.

Кстати, мебель на хромированном металлическом каркасе является визитной карточкой стиля.

Освещение

Освещение должно быть обильным. Большие окна, встроенные светильники, настольные лампы и напольные торшеры (с плафонами правильной геометрической формы: прямоугольник, круг, квадрат) прекрасно впишутся в стиль.



Декор?

Поскольку лишние предметы, а в особенности декоративные безделушки, в интерьере баухауз не жалуют, дополнить стиль смогут разве что картины в стиле абстракционизма или кубизма, и добротный ковер на полу, дополняющий собой цветовую палитру интерьера.



Стиль баухауз в интерьере ванной комнаты
Гостиная в стиле Баухауз

Стиль баухауз в интерьере спальной комнаты

Стиль баухауз предлагает иной взгляд на красоту и доказывает, что простые формы красивы сами по себе, а порядок и эргономичность дороже массивности и пышности.
Такой интерьер придется по душе прагматичным людям, которые ценят комфорт и практичность.

На стиль баухауз, ставший популярным в начале XX века, особое влияние оказало всеобщее увлечение в тот период геометризмом, кубизмом и конструктивизмом. В интерьере баухауз было принято использовать практичность и функциональность, отходя от ненужной роскоши буржуазии.

Эволюция стиля

От момента своего становления и до наших дней стиль баухауз непрерывно развивался и совершенствовался. Основная идея этого стиля — особая простота, соответствующая духу времени.

Используемые для дома предметы мебели и декоративные элементы должны обладать высокими качественными характеристиками, привлекательным внешним видом и обязательно функциональностью, удобством применения и доступной для большинства людей стоимостью. Предметы, находящиеся в интерьере, должны быть изготовлены в соответствии с принципами рационального и экономного расхода сырья.

Стиль баухауз ввел в моду потолки разной высоты для каждой комнаты в квартире.

Последователи направления баухауз впервые стали для изготовления удобной и необходимой мебели использовать металл. Впервые в качестве каркаса для стульев и столов применялась изогнутая металлическая труба.


Активно использовалась легко трансформируемая и принимающая разные формы и положения мебель. На сегодня эти идеи не только составляют основу современного дома, но и широко используются в офисах.

Материалы, цвет и освещение

Цветовая гамма стиля баухауз – преимущественно нейтральные тона (черный, белый, бежевый и серый). Часто эту палитру цветов разбавляют при помощи ярких вспышек – пятен красного, голубого, разных оттенков синего, зеленого и желтого. В интерьере применяются не только стеклянные, пластиковые и металлические поверхности, но и кожа с древесиной. Широко используются абстрактные рисунки и геометрические узоры.


Дом, оформленный в соответствии со стилем баухауз, можно назвать светлым – высокие потолки и яркие источники света помогают делать интерьер прозрачным. Для стиля характерно использование преимущественно горизонтальных плоскостей. К вертикальным можно отнести только окна и лестничные пролеты.


Дом, где используется стиль баухауз, распознать можно и по некоторым другим приметам.

  • Интерьер такого дома обязательно содержит геометрические формы – квадрат и круг, простой и вытянутый прямоугольник.
  • В пространстве широко применяются диагонали, вытянутые линии и некоторая асимметрия.

Традиционно в стиле баухауз используют просто оштукатуренные стены. Если применяются обои, то их поверхность должна напоминать ткань с геометрическим узором. Мелкий рисунок на обоях позволит сделать помещение более просторным. Современные обои, используемые в интерьере баухауз, – это графически точно выстроенный особый рисунок, позволяющий создать разнообразные кинетические эффекты. За счет таких рисунков интерьер становится утонченным и контрастным.


На пол принято стелить качественный линолеум с нейтральными рисунками. Органично в интерьер вписывается линолеум, имитирующий дерево или металлическую поверхность.

Особенности декора

Декор в стиле баухауз занимает очень небольшую нишу. В отделке преобладают монохромные и практически гладкие поверхности.


Лучшим украшением для таких интерьеров считается не использование различных аксессуаров, а оформление комнаты при помощи современной бытовой техники и ярких источников света, выделяющих отдельные зоны. В чистом виде стиль баухауз встречается достаточно редко, но его характерные черты заметить можно в таких стилях, как модерн, хай-тек, контемпорари, минимализм.

Выбор мебели

Мебель в стиле баухауз – это мебель для среднестатистического человека с самыми скромными доходами. Столы, стулья, диваны выбираются не из-за презентабельного вида, а из-за их высокой функциональности. Лаконичные и четкие формы, отсутствие декоративных элементов придают изделиям из дерева, пластика и металла простоту, удобство и современное совершенство. Для конструирования кресел и стульев используется принцип простого пересечения плоскостей. Обычно такие предметы мебели не имеют ручек и подлокотников.


Эргономичные стулья из гнутых металлических трубок, с подушками из кожи или брезента в качестве сидений считаются уже классикой в стиле баухауз. Основатели этого стиля считали, что предметы мебели должны быть не слишком дорогими, предельно функциональными и разборными. Использование металла и пластика позволяет сделать интерьер и гигиеничным, так как такие материалы легко чистить. На сегодня такая мебель прочно вписалась в интерьер офисов, общеобразовательных и медицинских учреждений.


Широкой популярностью пользуется трансформируемая мебель – столы и стулья, легко убирающиеся друг в друга, разборные табуретки и тумбочки. Столы от Джозефа Альберса помещаются один в один, их столешницы из закаленного стекла узнаваемы по чистым, ярким цветам. Простота и функциональность позволяет сделать интерьер комфортным для всех живущих в доме людей.

Стиль баухаус отражает традиционную немецкую практичность. Даже в его названии выражено стремление к простоте: "bauhaus" в переводе с немецкого означает "строить дом". Именно под таким названием впервые сформировались новые принципы архитектурного дизайна.



Совсем немного истории

Годом основания стиля считается 1919-й, когда в германском городе Веймар молодой архитектор Вальтер Гропиус, заняв кресло руководителя новой высшей школы строительства и конструирования, предложил сосредоточиться на объединении индустриальных возможностей производства с простыми, но эстетичными формами.

Первые же проекты наглядно продемонстрировали перспективность нового взгляда на архитектуру, и стиль баухаус мгновенно стал символом новой эпохи индустриализации. Вскоре принципы нового стиля были отражены и в интерьерах.












Характерные черты

Основные характерные черты стиля баухаус были определены еще его основателями:

  • функциональность,
  • простота,
  • эстетизм.

При этом особое внимание уделялось максимальному использованию всех возможностей промышленного производства. Иными словами, создатели стиля стремились к промышленному, потоковому производству красивых и удобных вещей, в которых будут использованы новейшие разработки и материалы.

По сути, баухаус — это конвейерное производство шедевров, в которых красота форм неотделима от практичности, а простота является синонимом удобства.

Во многом именно благодаря стилю баухаус дизайн стал постепенно проникать в дома и квартиры рядовых граждан со средним достатком.













Форма, материалы и цвета

Баухаус легко определить в стиле интерьера и, в особенности, в стиле мебели. Его отличительные черты — прямые плоскости и линии, строгие геометрические формы, отсутствие лишних, отвлекающих и нефункциональных деталей.

Наличие металла в мебели практически безошибочно указывает на баухаус. Именно этот стиль доказал, что даже холодность стали может стать символом уюта и комфорта.

Являясь рупором индустриализации, баухаус не стесняется искусственных материалов, умело и эффектно сочетая их с деревом, стеклом, натуральной кожей и камнем.

Мебель в стиле баухаус — это кожа, грубая ткань, хромированные металлические элементы, пересекающиеся по диагонали стальные трубки. Весьма выразительна мягкая мебель в этом стиле — гнутые стальные трубки, строгие прямоугольные подушки, отсутствие подлокотников в креслах. Концепция встроенной мебели, яркими представителями которой являются шкафы-купе, тоже создана в рамках этого стиля.

Баухаус не отказывается от использования декора, но несколько по-иному смотрит на его использование. Декор в интерьере баухаус — не самостоятельное украшение, а часть общей идеи — красивый, но непременно функциональный.

Цветовая гамма в баухаусе, это обязательное сочетание холодных и теплых оттенков. Камень и светлая штукатурка непременно "разбиваются" теплотой натурального дерева, холодность металла и стекла — кожей или текстилем.








3 концепции стиля баухаус

  • Пространство — это жизнь.

Согласно концепции баухаус, человек должен жить не среди вещей и предметов мебели. Все они лишь его помощники, а не красивое и бесполезное окружение, поэтому каждый предмет мебели или декора должен быть простым — без излишней и пустой пышности.

Такие массивные и габаритные предметы как шкафы, необходимо встраивать, освобождая пространство для жизни.

  • Минимум украшений.

Создавая этот стиль, не следует увлекаться узорами, орнаментами, декоративным оформлением. В искусственных материалах отдавайте предпочтение однотонным глянцевым или матовым поверхностям, а заботу о декоративной привлекательности натуральных материалов оставьте самой природе: кожа, камень, дерево — фактура и декоративность каждого из этих материалов украсит помещение сама собой.

Баухауз - самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века.За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауза стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.

В этой статье мы расскажем про основные этапы ее становления и про то, как и кем были заложены принципы самого смелого учебного учреждения XX века. Также вы узнаете о досуге и знаменитых вечеринках студентов Баухауза и о некоторых работах, созданных его мастерами и студентами.

Баухауз в Веймаре 1919-1925


Первое здание университета Баухауз в Веймаре, построенное в 1904 году

25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования - Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.

Гропиус считал, что каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между художником и ремесленником. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года. «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам». Революционный дух манифеста соответствовал духу послевоенного времени. Манифест сопровождала Гравюра Лайонела Фейнингера (Lyonel Feininger) «Собор».


Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году

«Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник - лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.»

Подход к отбору и обучению студентов

Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.

Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.

Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.

Василий Кандинский, 1922–1933, Преподаватель / 1923–1933, Заместитель директора

Иоханнес Иттен, 1919–1923 - заместитель директора

Ласло Мохой-Надь, 1923–1928 - преподаватель

Герхард Маркс, 1919–1924 - преподаватель

Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.

Учебная программа Баухауза в Веймаре

Первая учебная программа Баухауза состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном студенты изучали основы формы и работы с материалами. На практическом - занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, детально изучая проблемы формы и цвета. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем, цветом. На строительном курсе подмастерья работали уже на строительных площадках.


Диаграмма Гропиуса

Такой подход к обучению давал ученикам Баухауза возможность почувствовать радость от создания новых объектов. Студенты должны были понимать, что их будущее связано с промышленностью и массовым производством.

Одним из первых преподавателей подготовительного курса стал швейцарский художник Иоганнес Иттен, которому Гропиус лично предложил присоединиться к школе. Из Вены, где Иттен преподавал, с ним приехало шестнадцать учеников, они стали первыми студентами Баухауза.


Йоханнес Иттен занимается с учениками физическими упражнениями на крыше школы, 1931

Иттен разработал «форкурс» - новый метод художественного образования, призванный помочь художнику найти свой путь, не подавляя его личность. В Баухауз поступали люди разного уровня подготовки, знания ремесла и истории искусств. На форкурс, по настоянию Иттена, зачисляли всех, кто хотел заниматься искусством.

Форкурс длился один семестр: студенты должны были раскрепоститься и освободиться от условностей; выбрать профессию и материал, с которым интересно работать; изучить законы цвета и формы. После курса студенты переходили в интересующие их мастерские для изучения непосредственно ремесла.

«Чтобы развить чувство единства форм, я давал шрифтовые упражнения, предлагая поработать над шрифтом и различными формами, используя принципы квадрата, треугольника или круга»

Для расслабления и концентрации студентов Иттен начинал занятия с медитации и дыхательных упражнений. На курсе художественной грамоты они, наоборот, хаотично двигались и танцевали, чтобы понять, как изобразить ритм на бумаге.

Композиция из разных по конрасту форм, Веймар 1920

Упражнение на контраст форм и контраст светлого и темного, Веймар 1920

Упражнение с круговыми формами, Веймар 1920

Белые и черные круги. Ф. Дикер, Веймар, 1919

После ухода Иттена из Баухауза в 1923 году подготовительный курс стал вести Ласло Мохой-Надь, а с 1928 - художник и дизайнер Джозеф Альберс.

Выставка 1923 года в Веймаре

Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.


Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн - пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.


Жилой дом Хауз-ам-Хорн
Интерьер кухни дома

Театральный курс

Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.


Групповое фото танцоров Триадического балета, 1927
Костюм, разработанный немецким художником Оскаром Шлеммером для «Триадического балета», 1922

В 1922 году на сцене Национального театра в Штутгарте состоялась премьера постановки «Триадический балет» (или балет «Триада»), для которой немецкий художник Оскар Шлиммер разработал четыре типа костюма-формы: «Вращающаяся архитектура», «Марионетка», «Технический организм» и «Метафизическая выразительная форма».

Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.

Работа курсов

У каждого мастера Баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы - все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала студентов. Мы уже о самых знаменитых предметах, придуманных в стенах Баухауза. Ниже представлены менее известные работы и наброски, созданные в процессе обучения.

Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.

Немецкий композитор Гертруда Грунов преподавала в Баухаузе «Теорию гармонизации». Она считала, что способность личности к самовыражению зависит от чувства цвета, звука и формы. Развитие чувствительности, логические упражнения и даже отдельные психологические сеансы были составными частями курса Грунов.

Пауль Клее ставил перед собой задачу обучить студентов основам цвета и форм так, чтобы они могли работать с ними самостоятельно. Он избегал на своих занятиях сложных дискуссий, стремясь к гармонии и естественности. Из-за своего мудрого и проникновенного способа передачи знаний в Баухаузе Клее получил прозвище «magician» (маг, волшебник).

Танцы нон-стоп

В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.


Четыре ученика Баухауза в кружке: Роберт Ленц, Хин Бредендик, Лони Нейман и Герман Готель

Танцы, фестивали и маскарады, купание в общественных водоемах (по некоторым сведениям - голышом), боксирование - все это было неотъемлемой частью студенчества Баухауза и привлекало к себе немало внимания. Танцы были популярны в зимнее время. Фаркаш Мольнар в эссе 1925 года «Жизнь в Баухаузе» писал, что зима - это «сезон, когда нужно танцевать, чтобы быть здоровым». Он также отмечал особую красоту студенток Баухауза.

«Кандинский предпочитает появляться, украшенный, как антенна, Иттен - как аморфный монстр, Фейнингер - как два правильных треугольника, Мохой-Надь - отрезок, пересекаемый крестом, Гропиус - Ле Корбюзье…»

Повод для праздника находили очень просто. Так, например, в ветреный день был организован «Фестиваль воздушных игр» - более двухсот самолетов самых разных размеров, форм и цветов поднялись над головами студентов и мастеров. Отдельного внимания стоят костюмированные вечеринки. Каждый костюм на них был уникальным, созданным вручную специально для конкретного вечера.

Баухауз в Дессау 1925-1931


Здание школы со стороны входа
Комплекс Баухауза в Дессау. Общежитие справа

Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год - к 1926 году.

В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.


Мастера школы на крыше здания в 1926 в Дессау
Пауль Клее и Василий Кандинский за завтраком. Дессау, 1929

В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало - в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.


Герберт Байер создал типографскую идентичность Баухауза

Закрытие Баухауза

Вальтер Гропиус был директором школы 9 лет, в 1928 году его сменил Ханнес Мейер , руководивший курсом архитектуры. Гропиус сам выбрал себе преемника. Недопонимание с муниципальными властями вынудили Мейера покинуть пост уже спустя 2 года. В 1930 году руководство принял .

Мис оставался директором до окончательного закрытия Баухауза в 1933 году в Берлине, куда школа переехала годом ранее. Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.

Во время нацистского режима многие архитекторы-евреи эмигрировали из Германии в Палестину. Более 4000 зданий было построено в Тель-Авиве в 30-е годы. Эти сооружения - всемирное культурное наследие ЮНЕСКО - носят название «Белый город».

Почему Баухауз так важен?

Ниже представлен текст, который был размещен на обложке книги австрийского художника Герберта Байера «Баухауз 1919-1928». Книга была издана в 1938 году к ретроспективе Баухауза в Музее современных искусств в Нью-Йорке, когда принципы Баухауза уже имели значительное влияние в мире искусства и дизайна.

  1. Баухауз смело принимает машины, как инструмент, достойный художника;
  2. Баухауз решает проблему хорошего дизайна для массового производства;
  3. Баухауз собирает на своих факультетах больше выдающихся художников, чем любая другая школа искусств;
  4. Баухауз преодолевает пропасть между художниками и промышленностью;
  5. Баухауз ломает систему, которая разделяет «изобразительное» и «прикладное» искусство;
  6. Баухауз понимает, что можно обучить технике, но нельзя обучить творческой изобретательности;
  7. Здание Баухауза в Дессау - главное архитектурное сооружение 20-х годов;
  8. Методом проб и ошибок Баухауз придумал новый и современный вид красоты;
  9. И, наконец, потому что влияние Баухауза распространилось на весь мир и особенно сильно сегодня в Англии и Соединенных Штатах.

Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.

Почти 100 лет назад ученики Баухауза придумали дома, предметы и мебель, без которых мы не представляем своей жизни сегодня. Доступность, функционализм и эстетика - этими критериями руководствуются многие современные дизайнеры и архитекторы. «Меньше - лучше» - принцип, который мы понимаем уже почти интуитивно.

Мы подготовили для вас подборку интересных материалов, если вы хотите узнать о Баухаузе больше

Смотреть

Лекция цикла Анны Броновицкой «Архитекторы ХХ века. Часть 2», посвященная директору Баухауза Вальтеру Гропиусу:

Лекция Артема Дежурко в Еврейском музее и центре толерантности:

на английском

на английском

Книга Евы Форгач (Éva Forgács) о феномене и развитии Баухауза « » Éva Forgács

Посетить

События 2019 года, посвященные 100-летию Баухауза , от Strelka mag;

Официальный сайт, посвященный