Особенности составления учебных планов для детей обучающихся. Теоретическое обоснование введения индивидуального учебного плана в процессе обучения

Порядок действий при наличии академической задолженности, под которой понимается неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, определен в ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 5 ст. 58 обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности.

Часть 9 ст. 58 предоставляет на выбор три варианта решения вопроса в случае наличия по итогам учебного года академической задолженности в школе. Такие обучающиеся 1) оставляются на повторное обучение, 2) переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, либо 3) переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану.

Родители вправе не только получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, но и давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, а также отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся (п 6 ч 3 ст 44).

Родители также вправе присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения .

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (Пункт 23).

Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана школы.

Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются ФГОС.

Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся:

  • с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье;
  • с высокой степенью успешности в освоении программ;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • либо по иным основаниям, которые определила школа.

Так, на обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности. Для таких учащихся индивидуальный учебный план может содержать меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

Индивидуальный учебный план является переходным этапом от обычных (традиционных) условий к иным формам получения образования ( , обучение по адаптированной образовательной программе).

В редких случаях, когда обучающийся проявляет выдающиеся особенности, в отношении него разрабатывается индивидуальная образовательная программа, в рамках которой планируется обучение в течение более продолжительного временного промежутка, чем учебный план.

Целью перевода обучающегося на индивидуальный учебный план является необходимость более продолжительной корректировки освоения обучающимся образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением, чем это можно реализовать в рамках дополнительных консультационных занятий. Обучение в рамках индивидуального учебного плана должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению государственной итоговой аттестации.

Наиболее сложной проблемой внедрения индивидуального учебного плана в традиционной школе является проблема финансового и ресурсного обеспечения образовательного процесса, построенного на принципах индивидуализации. На сегодняшний день эта проблема решается путем фактического введения дополнительной нагрузки на педагогов школы в рамках проведения дополнительных консультаций обучающихся.

Соответственно, каждый индивидуальный учебный план воспринимается как ЧП (чрезвычайное происшествие). Поэтому образовательному учреждению более удобно осуществлять работу с «проблемными» подростками через оставление их на повторное обучение или перевод на обучение по адаптированным образовательным программам.

Обучение по индивидуальному плану: содержание понятия

При организации подобного обучения необходимо рассмотреть, что из себя представляет понятие ИУП. В действительности суть такого плана отлично выражена в соответствующем федеральном законе, где понятие изложено в точной форме. Итак ИУП - это индивидуальная образовательная траектория, помогающая освоить учебную программу конкретной категории учащихся, она создаётся на основе некоторых особенностей личности учащегося а также образовательных потребностей. Такая трактовка понятия существенно отличается от ранее используемой, где индивидуальный учебный план ребёнка с овз, к примеру, трактовался как совокупность школьных предметов или учебных курсов выбранных учащимся из основного общеобразовательного плана обучения. Новая трактовка очевидно увеличивает шансы получить образование, детям с врождёнными проблемами здоровья. На уровне частного случая, конкретной образовательной организации ИУП определяется как обучение по индивидуальному плану на основе маршрутного листа занятий, ориентированного в личном порядке на одного учащегося. При этом отсутствует какая-либо практика использования ИУП для детей проявляющих поразительные успехи в конкретных учебных предметах или тех кто занимается по дополнительным общеразвивающим, профессиональным образовательным программам. Современная практика реализации индивидуальной образовательной траектории проявляется в учёбе на дому или обучении по профилю. На самом деле ИУП теоретически может быть внесён в учебный процесс на любых уровнях, при самых разных условиях и формах обучения.

Обучение по индивидуальному плану: особенности программы

Итак цели стандартной программы ИУП очевидны:

  • Поддержать выдающихся учеников и молодых талантов.
  • Подготовить учащихся находящихся на уровне освоения учебной программы, к освоению более сложных предметов.
  • Разработать хотя бы один индивидуальный учебный план ребёнка с овз.
  • Удовлетворить потребности учащихся занимающихся по профильной или углублённой программе.
  • Дать образование детям с явными формами дезадаптации в больших коллективах.

Особенности обучения по индивидуальному плану:

  1. ИУП составляется исключительно для обучающихся в ОО.
  2. Такая система обучения может быть создана на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся: особо способных к освоению программы (мотивированные и талантливые); изучающих дополнительные предметы на углублённом и профильном уровне; желающих получить индивидуальную образовательную траекторию и наконец сдать экзамены; не погасивших академические задолженности в назначенные сроки; категории не определённые на институциональном уровне в рамках действующих законов РФ.
  3. Материально-техническая база учебного процесса должна быть оснащена в полной мере, так чтобы учащиеся по ИУП могли беспрепятственно заниматься изучением образовательных предметов.
  4. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с овз должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения.
  5. Процесс обучения по ИУП проходит на основе того, что учитываются ранее приобретённые знания учащегося и соответственно составляется план.
  6. Порядок изучения программы определяется исключительно самой образовательной организацией.
  7. Основная программа может состоять из нескольких учебных планов в том числе и обучения по индивидуальному плану.

Следовательно: учёба в рамках ИУП может проходить только в образовательных учреждениях и не может выходить за рамки основной программы учащегося, но предусматривает образовательные потребности учащегося, его личностные особенности, а также проблемы со здоровьем. Соответственно этому создаётся индивидуальная образовательная траектория. Это совершенно не означает, что ученик будет проходить облегчённую программу, напротив он должен будет освоить стандартную программу в полной мере. Максимум ученических часов ИУП определяют соответственно требованиям общеобразовательного учреждения. Минимум при этом составляет стандартное количество часов для учебного плана школы, вуза.

Структура обучения по индивидуальному плану в стандартном образовательном учреждении

Предлагаем ознакомится с авторским видением структуры ИУП для учащихся образовательных учреждений, которое основано на информационно-методических и нормативно правовых документах, а также личном опыте работы в сфере образования, составителя. План индивидуальной образовательной траектории состоит из пояснительной записки и сетки часов. Ниже представлена суть двух разделов пояснительной записки:

  1. Общее положение: здесь составляют полное описание разработки ИУП, основы, срок обучения в году, форма освоения стандартной программы, сдача экзаменов и промежуточные аттестации.
  2. Собственно ИУП учащегося, где указывается особенности программы и подход к созданию.

Сетка часов обучения по индивидуальному плану представляет собой графические таблицы где указываются изучаемые предметы, затраченные на их изучение часы, а также формы срезов знаний, промежуточных аттестаций. Здесь необходимо отметить что конкретная таблица соответствует конкретному плану обучения. Например: для индивидуального учебного плана ребёнка с овз может быть использован ниже представленный образец №1, а образцы №2 и №3 могут быть использованы для ИУП в рамках профильного обучения.

Основанием для формирования ИУП является решение коллегиального органа управления ОО, как правило, педагогического совета, принятое на основании заявления / заявки от обучающихся и (или) родителей (законных представителей) и закрепленное приказом по организации, например «О формировании обучения по индивидуальному плану ОО на 20__/__ учебный год», издаваемым в январе - феврале текущего учебного года, т. е. в тот период, когда идет работа по формированию учебного плана всей ОО. Если вести речь о более правильном подходе индивидуальной образовательной траектории, то следует говорить о разработке (если ООП данного уровня общего образования в ОО не было) или о коррекции ООП соответствующего уровня. Исключение могут составлять те ИУП, необходимость в которых возникает в зависимости от сложившейся ситуации в течение учебного года, что решается в каждом конкретном случае и в каждой отдельной ОО самостоятельно. При формировании ИУП обучающемуся при наличии финансовой возможности в ОО можно предложить внеурочную деятельность, которая дополнит и обогатит его содержание.

Документация при сопровождении учащихся обучающихся по индивидуальному плану

Учебный план старшей ступени обучения предназначен для обеспечения профилизации и специализации учащихся. Учебный план предусматривает глубокое овладение выбранными учебными предметами и завершение базовой подготовки учащихся по непрофилирующим направлениям.

В основе подхода, принятого при разработке учебного плана старшей ступени, лежит выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов:

  • курсы базового уровня;
  • профильные курсы;
  • элективные курсы (спецкурсы или курсы углубленного изучения).

Базовые курсы предназначены для завершения базового образования учащихся по непрофилирующим предметам или областям, они могут быть интегративными.

Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в выбранной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального). Профильным курсом может быть и традиционный курс углубленного изучения предмета.

Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе элективных курсов .

Фиксация перечня, объема и основного содержания профильных учебных курсов на основе стандартов профильного обучения позволяет создать равные стартовые условия для всех учащихся, обеспечить единство требований ко всем выпускникам старшей ступени обучения, обеспечить преемственность и согласованность образовательных программ общего и профессионального образования.

Наиболее перспективным является подход к организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. Каждый ученик самостоятельно строит свой учебный план, выбирая предметы из числа предлагаемых школой.

Общеобразовательное учреждение вводит в свой учебный план выбранные учащимися предметы (при условии, что их выбрали не менее 25 учащихся по базовым курсам, и не менее 13 учащихся по профильным и элективным курсам). Обучение ведется в группах переменного состава.

При этом учащиеся обязаны освоить профилированные курсы по двум-трем выбранным образовательным областям, а также курсы базового уровня по остальным областям. Выбор профильных предметов должен соотноситься с тем набором экзаменов, который будет сдавать выпускник школы.

Организация многопрофильного обучения - сложная задача, требующая соблюдения определенных принципов и поэтапной реализации. В первую очередь необходимо, чтобы подготовка учащихся к осознанному выбору профиля велась в процессе всего обучения в основной школе . Правильному выбору ребенка способствуют проведение всех занятий на основе дифференциации требований к уровню освоения предмета, организация кратковременных (объемом 34 часа) факультативных курсов, реализация широкой программы внешкольной деятельности (кружки, олимпиады, системы дополнительного образования и т. п.), а также организация диагностических и консультативных мероприятий, направленных на самопознание школьников, выявление мотивов выбора и реальных образовательных потребностей.

Важнейшим этапом в организации профильного обучения является момент непосредственного вы бора , составления старшеклассником проекта собственного индивидуального плана.

Проведение этого этапа требует большой подготовительной работы педагогического коллектива школы, который должен решить следующие задачи:

  • составить перечень востребованных курсов по каждой образовательной области и по каждому учебному предмету;
  • уточнить содержание курсов, основываясь на потребностях детей и имеющемся учебно-методическом обеспечении;
  • разработать рекомендации по составлению индивидуального плана, подготовить памятку для выпускника основной школы, бланки с перечнем предметов и уровнем их изучения, которые будут заполняться учащимися;
  • разъяснить учащимся и их родителям особенности организации учебного процесса, провести индивидуальную работу с каждым ребенком и его родителями, включая итоговое собеседование;
  • освоить новые принципы организации учащихся в группы переменного состава, меняющегося от урока к уроку, от предмета к предмету;
  • освоить технологию составления расписания занятий и ведения школьной документации, в частности проработать вопрос о замене «классного журнала» на «журнал учителя».

Следующим этапом становится согласование и коррекция представленных учащимися проектов индивидуальных учебных планов и разработка сводного учебного плана многопрофильной школы на текущий учебный год.

Отметим, что для реализации модели многопрофильного обучения должно быть набрано не менее трех условных «класс-комплектов». При этом, чем больше учащихся пришло в старшую школу, тем больше открывается возможностей для выбора предметов.

Составление расписания учебных занятий по индивидуальным учебным планам начинается с определения границ предложения и спроса.

На основе Базисного учебного плана составляется бланк индивидуального учебного плана учащегося (табл. 1), который целесообразно предлагать для заполнения будущим десятиклассникам, начиная с середины 9 класса.

Индивидуальный учебный план может составлять от 30 до 36 часов в неделю. В соответствии с действующим федеральным учебным планом (2004 год) в индивидуальном плане в обязательном порядке должны присутствовать русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, алгебра и геометрия, интегрированный курс естествознания или три отдельных предмета (физика, химия и биология), физкультура и ОБЖ, а также хотя бы один из следующих предметов: информатика и ИКТ, география, экономика, МХК, технология, элективный курс.

Следующий этап связан с ориентацией в общем количестве групп, которые предстоит организовать на старшей ступени. После заполнения каждым учащимся своего индивидуального плана составляется сводная таблица «Предметы по выбору» (табл. 2).

Заполнение таблицы «Предметы по выбору» позволяет выявить проблемы, возникающие при комплектовании групп (в нашем примере это численность трех групп по истории и обществоведению), и определить предмет дальнейших собеседований с учащимися 9 классов и их родителями.

После того как выбор учащихся в основном сформирован, целесообразно зафиксировать в единой таблице индивидуальные учебные планы всех учащихся (табл. 3).

Затем можно приступать к распределению нагрузки учителей по учебным группам. Один учитель может вести несколько групп параллели. В идеале, если учитель ведет уроки в 10 классах, то в этот год он не должен работать в параллели 11 классов. Конечно, это возможно только при наличии достаточного количества педагогов. Но чем больше педагогов будет разведено по параллелям, тем легче составлять расписание.

Следующий этап работы связан с составлением и заполнением так называемых учебных комплексов , под которыми понимают совокупность учебных групп.

Учебный комплекс будет пол ным , если входящими в его состав группами охватываются все учащиеся параллели. Составить полный учебный комплекс - это занять на данном уроке теми или иными предметами всех детей в параллели.

В приводимом примере таблицы «Предметы по выбору» (табл. 2) для изучения русского языка и литературы достаточно открыть пять групп, и если в школе есть пять учителей русского языка и литературы, то учебный комплекс, составленный из всех пяти групп по русскому языку и литературе будет полным (все дети заняты на данном уроке изучением русского языка).

Неполным учебным комплексом будет являться такой, в состав которого входят группы, списочный состав которых не охватывает всех учащихся. Это значит, что при использовании неполного учебного комплекса не все учащиеся заняты на данном уроке.

Использование полных и неполных учебных комплексов при составлении расписания означает, что часть детей приходит к 1-му уроку, еще часть добавляется ко 2-му уроку, а к 3-му уроку приходят все учащиеся параллели. Окончание учебного дня тоже происходит не одновременно. Время начала занятий зависит от того, сколько полных учебных комплексов удастся составить. Чем их будет больше, тем больше будет возможностей начинать учебный день с 1-го урока для всей параллели.

Идея составления учебных комплексов может быть проиллюстрирована с помощью таблицы 4. Каждая ячейка таблицы отражает один из уроков в данный день недели. Поскольку аудиторная учебная нагрузка учащихся может колебаться в пределах от 30 до 36 часов в неделю, 30 уроков должно быть занято всеми учащимися. Соответствующие этим ячейкам уроки должны быть заполнены полными комплексами. В таблице эти ячейки показаны светло - серым цветом . Заполнение расписания следует начинать именно с этих ячеек. Еще 6 уроков (темно - серые ячейки ) могут быть заполнены неполными учебными комплексами, охватывающими детей, чья нагруз­ка составляет от 31 до 36 часов в неделю. Синим цветом показаны резервные уроки. Они нужны в случае, если из-за нетрадиционных выборов детей не удастся составить нужное количество полных учебных комплексов.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ПОЛНЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ

В учебный комплекс каждый данный учитель может входить только один раз.

Сначала стараемся собрать в комплекс предметы с большим количеством часов в неделю (табл. 5). Этот комплекс охватывает 112 человек (13 + 25 + 25+10+12 + 27 = 112).

Если теперь в этот комплекс добавить еще одну какую-либо группу из 13 оставшихся детей, то нам удастся составить полный учебный комплекс, в котором заняты все 125 учащихся параллели. Предмет может быть любым, главное, чтобы учитель, который его ведет, еще не был задействован в данном комплексе. Лучше всего если это будет предмет, рассчитанный на 3 и более часа в неделю, например, иностранный язык. Тогда этот комплекс можно использовать 3 раза (заполнить им три светлосерые ячейки таблицы), так как наименьшее количество часов в задействованных предметах составляет 3 часа. Назовем составленный так комплекс учебным комплексом №1 и заполним им таблицу пока в произвольном порядке (табл. 6).

Полным может оказаться комплекс № 2, охватывающий следующие предметы и группы:

  • 6-часовой курс русского языка и литературы - 25 чел., группа РЯЛ61;
  • 6-часовой курс математики - 25 чел., группа МА62;
  • 6-часовой курс математики - 25 чел., группа МА63;
  • 5-часовой курс иностранного языка - 12 чел., группа ИЯ51;
  • 5-часовой курс физики - 25 чел., группа Ф51;
  • 5-часовой курс иностранно­го языка-13 чел., группа ИЯ52.

Этим полным учебным комп­лексом № 2 можно заполнить еще 5 ячеек таблицы.

Аналогично заполняются и другие ячейки таблицы. Необходимо только тщательно следить за тем, чтобы в состав групп, образующих комплекс, не входили учителя и дети, уже задействованные в нем на том или ином предмете. Целесообразно выполнять эту работу на компьютере в редакторе Excel. Чем больше полных учебных комплексов удастся составить, тем лучше. Обычно на параллель из 100 учащихся можно получить от 13 до 18 полных учебных комплексов.

Неполные учебные комплексы необходимо составлять последовательно с учетом контингента учащихся предшествующего неполного комплекса (табл. 7).

К 3-му уроку приходят все учащиеся параллели, поэтому дальше пойдут полные учебные комплексы.

В конце учебного дня порядок учебных комплексов следующий:

  • 5-й урок - полный учебный комплекс;
  • 6-й урок - неполный учебный комплекс (часть детей уходит домой);
  • 7-й урок - неполный учебный комплекс (большинство детей уходит домой).

После того как будет выполнена самая трудоемкая часть работы - составление учебных комплексов, можно приступать к составлению на их основе учительского расписания, а затем и индивидуального расписания для каждого ученика.

Сетку расписания учителей удобнее заполнять сначала полными учебными комплексами.

Последовательно заполнив все ячейки расписания составленными учебными комплексами, получим обычное учительское расписание, где в ячейках таблицы будут указаны шифры групп. Поскольку известен состав ученических групп, учительское расписание легко трансформируется в ученическое.

Для тарификации на утверждение подается сводный учебный план школы, составленный на основе индивидуальных учебных планов детей.

Более подробные рекомендации по составлению расписания учебных занятий и тарификации при индивидуальном обучении представлены на сайте www.prosv.ru в разделе «Методическая помощь».

Задать вопросы и получить консультацию вы можете по электронному адресу [email protected]

Ольга ЛОГИНОВА ,
кандидат педагогических наук ,
заместитель руководителя
научно - образовательного центра
издательства «Просвещение»
Елена ЗУБАРЕВА ,
заместитель директора СОШ 1131,
Москва