Погружение в историю: где находятся Помпеи? Помпеи: достопримечательности. Фото самых интересных мест с описанием Помпея италия

Помпеи - настоящий древний город, здесь у многих состоятельных римлян были загородные виллы. Прогуливаясь по улицам, видишь лавки, виллы, театр, школу гладиаторов, форумы и рынки. Все здесь настоящее. В Саду спасающихся можно даже увидеть «людей»: здесь установлены 17 гипсовых отливок, изготовленных по форме «воздушных карманов», найденных во время раскопок. Мы видим здесь женщину, протягивающую руки вперед, словно она пытается оттолкнуть неизбежную судьбу, людей с открытыми в немом крике ртами, безуспешно старающихся защитить своих детей; есть даже пара влюбленных.

Интересно познакомиться с домом Ветиев, где жили два брата-торговца. Даже цветы в саду оставили четкие отпечатки в пепле, так же, как и капли воды из системы охлаждения в атриуме. В некоторых комнатах удалось обнаружить удивительные, практически не пострадавшие фрески.

Фрески - одно из лучших свидетельств о повседневных занятиях жителей и праздниках. Даже в борделе над каждым дверным проемом - роспись, иллюстрирующая занятия посетителей.

И по сей день раскопки Помпеи представляют собой самый величественный образец древнеримского города и его повседневной культуры - неиссякаемый источник для исследований археологов, историков древнего мира и классических филологов. В 1997 г. Помпеи внесли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, однако это не защищает город от новых разрушений. Длившееся десятилетиями небрежение к старине, вандализм по отношению к памятникам и чрезмерный поток туристов (это самая посещаемая античная достопримечательность Италии, сюда ежегодно устремляются 2 млн туристов) - все вкупе привело к тому, что раскопки ныне находятся в катастрофическом состоянии. Из шестидесяти пяти жилых домов и общественных зданий, еще доступных для обозрения в 1956 г., попасть сегодня можно только в пятнадцать: остальные просто опасны из-за возможного обрушения, они заброшены и запущены. Поэтому многие ученые и представители туриндустрии создали некий культурный институт -«Phoenix Pompeji», который различными акциями и сбором пожертвований пытается сохранить оба города под Везувием: Помпеи и Геркуланум.

Современный город Помпеи примыкает к территории раскопок с восточной стороны. Храм Santuario della Madonna del Rosario, хорошо различимый издалека благодаря пятиэтажной колокольне, построен в конце XIX в. - после явления в этих местах Девы Марии. Особенно много паломников съезжается 8 мая и в первое воскресенье октября.

Извержение везувия

Описание ужасающих событий 79 г. н. э. мы находим в письмах римского писателя Плиния Младшего к Тациту: он наблюдал происходящее из соседнего местечка:

«Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись, мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Тогда наконец решились мы выйти из города; за нами шла потрясенная толпа, которая предпочитает чужое решение своему; в ужасе ей кажется это подобием благоразумия. Огромное количество людей теснило нас и толкало вперед. Выйдя за город, мы остановились. Повозки, которые мы распорядились отправить вперед, на совершенно ровном месте кидало из стороны в сторону, хотя их и подпирали камнями. Мы видели, как море втягивается в себя же; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими. Немного спустя туча эта стала спускаться на землю, покрыла море, опоясала Капреи и скрыла их, унесла из виду Мизенский мыс. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который подобно потоку разливается вслед за нами по земле. Наступила темнота, но не такая, как в безлунную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда тушат огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин... Многие воздевали руки к богам, но большинство утверждали, что богов больше нет и что для мира наступила последняя вечная ночь...»

История

Считается, что Помпеи был основан в VII в. до н.э. древним италийским народом осками. В V в, город покорили этруски, а в конце V в. - самниты, которых в III в. вытеснили римляне. Выгодное расположение - ныне из-за отложений песка море удалилось на 2 км - и плодородные земли у подножия Везувия способствовали скорому превращению Помпеи в процветающий торговый и портовый город, где проживало около 20 тыс. человек, половину которых составляли рабы. Первая природная катастрофа случилась в 62 г. н.э., тогда Помпеи был впервые разрушен сильным землетрясением. Восстановление города было еще в полном разгаре, когда 24 августа 79 г. н.э. произошло новое мощное извержение Везувия, похоронившее Помпеи под шестиметровым слоем пепла и лавы. Тогда погибли примерно 2000 человек, однако большинству жителей удалось бежать, захватив лишь самое дорогое. Город был опустошен, однако и в то время выжившим удавалось найти под еще рыхлым покрывалом из пепла много ценных предметов. Почти 1700 лет Помпеи был как бы законсервирован. Раскопки начались в XVIII в. - и сегодня завершены примерно на две трети. Многие здания лежат в руинах, а самые интересные находки выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. С началом «новых раскопок» в 1911 г. археологи по возможности оставляют на месте внутреннее убранство помещений и предметы домашнего обихода. Несмотря на многие ограничения, нигде, пожалуй, античная культура и ее жилищные традиции, представленные в богатых и не очень богатых домах, а также рыночная площадь и улицы, театры и храмы не предстают перед посетителями так непосредственно и зримо. В «Записной книжке» (1787) Гёте писал о «мумифицированном городе» так: много страшных событий случалось в мире, но очень немногие могут доставить потомкам столько радости.

Античный город

Центром античного Помпеи был Форум, где, как и повсюду в римских городах, располагались важнейшие здания, а рядом - постоялые дворы, таверны и кухни, термы, отхожие места, до тридцати лупанариев - публичных домов, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские: пекарни, красильни, сукновальни и ткацкие мастерские. Дороги вымощены кусками окаменевшей лавы, для перехода на другую сторону улицы для пешеходов сделаны мостки из камней, а глубокие борозды на мостовой свидетельствуют об оживленном движении повозок и колесниц. Перекрестки были украшены фонтанами, а фасады многих домов -фресками.

Типичный римский городской дом в плане имел прямоугольник. Наружные стены почти не имели окон: помещения, выходившие на улицу, чаще всего использовались как торговые лавки или мастерские. Входная дверь вела в короткую галерею и сразу - в атрий с бассейном для сбора дождевой воды. Вокруг атрия располагались спальные и жилые помещения, а напротив входа - таблиний - гостиная и кабинет. Внутри дома, как правило, был разбит сад, обрамленный крытой колоннадой - перистилем. Иногда к нему примыкал еще один сад. В перистиле был триклиний - столовая, а кухня и погреб размещались в каждом доме по-своему. Многие жилища имели верхний этаж с балконами. Сохранившиеся фрагменты лепных украшений, причудливой настенной росписи и мозаичных полов говорят о вкусе и богатстве прежних жильцов.

Живопись в Поимеи

Несмотря на то что расцвет Помпеи продлился всего 160 лет, в искусстве городской настенной живописи принято выделять четыре стиля. Для первого стиля, сохранявшего актуальность примерно до 80 г. до н.э. характерно отсутствие фигур. Стены украшены росписью, имитирующей инкрустацию мрамором, как это, к примеру, можно видеть в доме Casa di Sallustio.

Второму стилю (примерно до 10 г. н.э.) свойственны изображения с перспективой; самый известный пример - Вилла Мистерий. Для третьего стиля, оформившегося в последующие 40 лет, характерны пейзажи и изображения на мифологические сюжеты - вместо перспективной живописи, например в доме Casa di Lucretio Fronto. Наконец, времена упадка города характеризуются четвертым стилем: стены покрывают росписями в духе маньеризма, возвращается пространственно-перспективное изображение; фрески населены мифическими существами и украшены орнаментом - самую красивую настенную роспись можно увидеть в доме Casa di Loreius Tiburtinus.

Раскопки в Помпеи

Город, занимающий территорию более 60 га и равный территории ста современных футбольных полей, разрешено осматривать только в некоторых его районах.

Антиквариум

За городскими воротами справа - Антиквариум, где хранятся археологические находки с досамнитских до римских времен. Особенно впечатляют гипсовые слепки с погибших при извержении Везувия людей и животных. Их тела сохранились в пустотах слоя лавы и были извлечены в конце XIX в., когда пустоты были залиты гипсом. От Антиквариума к Форуму ведет Via Marina. Там, где улица переходит в площадь, справа стоит самое большое здание Помпеи - базилика II в. до н.э., которая служила биржей, судом или местом для публичных собраний.

Форум

Вытянутый в длину Форум прежде был вымощен мраморными плитами и с трех сторон окружен двухэтажными колоннадами. Здесь находилось главное святилище города - обрамленный сорока восемью ионическими колоннами храм Аполлона; второй храм, посвященный Юпитеру, - на северной стороне. Во время извержения Везувия его как раз реставрировали. Рядом находились окруженный торговыми лавками или рыночными прилавками рыночный павильон, храм императора Веспасиана и здание эвмахия - предположительно цеха торговцев сукном. На южной стороне Форума среди трех колонн был городской совет.

Стабиевы термы

Следуя по Via dell"Abbondanza, главной торговой улице древнего Помпеи - Decumanus Maior, можно выйти к Стабиевым термам, самым крупным и хорошо сохранившимся римским баням. Сначала посетитель попадает в окруженную колоннами палестру - помещение, где занимались физическим воспитанием юношей. Слева - плавательный бассейн с помещением для переодевания, справа - мужская баня, к которой примыкала женская, они разделены отопительными помещениями. Бани отапливались особой системой труб (гипокауст), размещенной под полом. По этим трубам шел горячий воздух из печи - систему можно довольно хорошо изучить. В мужской бане имелась круглая купальня с холодной водой; к мужской и к женской половинам примыкало по одной раздевалке с нишами, где можно было сложить одежду, и проходное, слабо отапливавшееся помещение, а также парная. В переулке слева от терм - лупанарий, помещения которого расписаны фресками эротического содержания.

Треугольный форум

Via dei Teatri заканчивается в театральном квартале, расположенном на Треугольном форуме. Рядом - руины греческого храма VI в. до н.э.; в казарме напротив жили и тренировались гладиаторы. Большой театр (Teatro Grande, 200-150 гг. до н.э.) вмещал 5000 зрителей. Стоящий рядом Малый театр, Одеон, сохранился лучше; это древнейший образец крытого римского театра на 1000 мест. Около 75 г. до н. э. здесь давали в основном музыкальные представления, кроме того, выступали чтецы-декламаторы. Чуть к северу слева стоит небольшой храм Юпитера Мейлихия, за ним - сооруженный в 62 г. н.э. храм Исиды, волшебные настенные росписи из которого можно увидеть в Национальном музее Неаполя. На стене храма увековечил в 1817 г. свое имя и некий Анри Бейль, знаменитый французский писатель, известный как Стендаль. По Via Stabiana можно выйти к Дому кифареда - одного из самых больших в Помпеи, при доме были также суконная мастерская, пекарня и таверна.

Новые раскопки

Ha Via dell"Abbondanza, примерно в 100 м по правой стороне, начинаются так наз. Новые раскопки (Nuovi Scavi), что означает: настенную роспись и домашнее убранство оставляют там, где ее нашли; так удалось сохранить многие верхние этажи с балконами и лоджиями. Множество найденных надписей позволили составить так наз. «Адресную книгу» с пятьюстами пятьюдесятью именами. Квартал, в котором селились в основном торговцы, относится к последнему периоду существования Помпеи.

Художественные изыски ждут посетителей перед домом Casa di Lucius Ceius Secundus, где лепнина на фасаде дома имитирует кладку из тесаных камней; дом Fullonica Stefani явно был красильней; в доме Casa del Criptoportico - проложенный в подземном этаже проход, защищенный от непогоды.

Хорошо сохранившийся и украшенный настенными росписями и мозаикой дом Менандра принадлежал богатому купцу, а именем дом обязан изображению греческого комедиографа Менандра в нише великолепного перистиля. Далее слева но Via dell"Ab-bondanza - дом Termopolio di Asellina, он был таверной, где подавали напитки и еду. В прилавок, выходивший на улицу, были вставлены горшки и сосуды. Фасад с множеством надписей относится к дому Требия Валенса; стоящий рядом справа дом Лорея Тибуртина - один из самых больших частных домов Помпеи - имел великолепный сад.

Далее к югу и к востоку от Via dell"Abbondanza расположены новейшие раскопки; особенно интересны дом Садовника, дом Венеры с великолепным изображением Венеры, а также дом Юлии Фелис - это городская вилла, позже перестроенная в доходный дом.

Рядом с домом Лорея Тибуртина - городская спортивная площадь, называемая Палестрой, она с трех сторон окружена портиками с колоннами, в центре - плавательный бассейн. К площади примыкает амфитеатр на 20 тыс. зрителей, который начали строить около 80 г. до н.э. Это один из самых древних римских амфитеатров, в нем, в отличие от позднейших, нет подземных сооружений. Рядом проходит городская стена с воротами Porta di Nocera, за которыми, как и во всех античных городах, вдоль улицы, ведущей из города, располагались некрополи и надгробные сооружения.

В северной части раскопок можно осмотреть и другие знаменитые дома, среди них Casa del Centenario с множеством живописных изображений животных и пейзажей и Casa di Lucretius Frontone, где в медальонах, украшающих стены, многократно повторяется изображение Эрота. В Casa delle Nozze d"Argento (или дом Серебряной свадьбы) - красивый атрий и перистиль; в саду дома Позолоченных Амуров сохранилось украшение из мрамора.

Дом Веттиев

Один из самых известных домов - дом Веттнев, он датируется последними десятилетиями существования Помпеи. Владельцами дома, украшенного многими настенными росписями, были братья - богатые купцы Веттии. У входа справа - фреска с изображением бога плодородия Приапа с огромным фаллосом; фрески в триклинии - справа от перистиля - представляют мифологические сцены. Окруженный колоннами двор со статуями и бассейнами красиво засажен; помещение на узкой стороне дома украшает черный фриз с фигурами амурчиков, подражающих занятиям людей. В кухне сохранилась древняя кухонная утварь. Соседний дом Лабиринта восходит ко временам самнитов.

Дом Фавна

Напротив наискосок раскинулся дом Фавна, занимающий целую ннсулу. Вход в него - с Via di Nola. Рядом с имплювием - бассейном в атрии - копия найденной здесь статуи танцующего Фавна (отсюда и название дома). В помещении с красными колоннами была найдена знаменитая мозаика, на которой изображена битва Александра Македонского - оба шедевра можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя. Расположенные в двух шагах термы Форума немного меньше и скромнее, чем Стабиевы Термы, по точно так же занимают целую инсулу.

Дом трагического поэта

Роскошно обустроенный Дом трагического поэта стал знаменит благодаря напольной мозаике у входа: на ней изображена собака на цепи и сделана надпись «Cave Сфтуь» (лат. - берегись собаки). Он граничит с домом Casa di Pansa (из рода Вибиев) эллинистической эпохи, позже перестроенным в многоквартирный дом. Севернее Дома трагического поэта - Fullonica (сукновальня): рядом слева - дом Большого фонтана и дом Малого фонтана - в обоих действительно красивые фонтаны.

Дом Саллюстия

От дома Малого фонтана по Vicolo di Mercurio можно пройти к дому Саллюстия, украшенному красивыми росписями. В Доме хирурга на Via Consolare было найдено множество медицинских инструментов; видимо, около 2000 лет назад здесь практиковал врач-хирург.

Улица гробниц и вилла Диомеда

За городской стеной и Геркуланскнмн воротами начинается окаймленная кипарисами улица Via dei Sepolcri, так наз. Улица гробниц. Здешние внушительные гробницы наряду с надгробиями на римской Аппиевой дороге - один из самых впечатляющих примеров захоронений знатных или богатых граждан вдоль общественных дорог. На северо-западном конце стоит вилла Диомеда; в саду, объятом портиком, - павильон с бассейном. В подвалах виллы были найдены восемнадцать тел погибших здесь женщин и детей. Вблизи замурованных сегодня дверей, прежде ведших из сада к морю, были найдены двое; предполагаемый владелец дома с ключом в руках, а рядом - раб, державший кошель с деньгами.

Вилла Мистерий

Красивейшие древние фрески сохранились во всей свежести великолепных красок на вилле Мистерий. В просторном триклинии можно хорошо рассмотреть цикл фресок (в длину 17 м) с фигурами, изображенными почти в человеческий рост и написанными, вероятнее всего, между 70 и 50 гг. до н. э. по образцам III в. до н.э. Предполагается, что этот цикл представляет посвящение некой дамы в таинства культа Дионисия.

Окрестности Помпеи

Среди многочисленных античных вилл, расположенных в 4 км от Помпеи в окрестностях города Боскореале, следует посетить виллу Регина - небольшой, однако хорошо сохранившийся загородный дом. Неподалеку, на Via Settembrini 15, стоит малоизвестный, но тем не менее весьма интересный музей древностей - Antiquarium di Boscoreale, экспозиции которого рассказывают о заселении региона Везувия и жизни жителей Помпеи, а также об истории раскопок.

Обзорная точка

Вокруг городских стен Помпеи идет длинная (3,5 км) дорога, высотой до 8 м, с которой открываются интересные виды. Хороший обзор дает и высокая колокольня (80 м) храма Santuario della Beata Vergine del Rosario, что на территории современного города Помпеи. На подъемнике можно подняться к обзорной террасе.

Время работы:
май-окт. 9.00-13.00,15.30-18.30;
нояб.-апр. 9.00-13.00

Последнее извержение Везувия

24 апреля 1872 г. произошло одно из нескольких сильнейших извержений вулкана Везувий: под огненной лавой было погребено две деревни, а последнее крупное извержение - в 1944 г., и тогда лава разрушила г. Сан-Себастьяно.

Приезд

В Помпеи лучше всего добираться общественным транспортом, например по железной дороге Ferrovia Circumve-suviana Neapel-Sorrent до станции Villa dei Misteri. Другой вариант: поезд Неаполь-Салерно до станции Pompei Scavi. На автомобиле надо ехать по шоссе А 3, съезд к Pompei-Scavi.

Справки

Via Sacra 1,80045 Pompei;
Тел.: 08 18 50 72 55;
www.pompei.it
www.pompeiisites.org

Помпеи является древним римским городом. Располагался недалеко от Неаполя, а ныне он погребен под слоем вулканического пепла. Город подвергся извержению Везувия. Произошло это 24 августа 79 года. На данный момент на месте города расположен музей. Сам же город внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Проведенные раскопки показали, что еще в I тысячелетии до н. э. около современного города Нола было поселение. Помпеи - новое поселение - основали оски в VI веке до н. э. По мнению ученых, название города имеет оскское происхождение: pumpe - пять. Такое название является свидетельством того, что Помпей сформировался в результате слияния пяти поселений.

Другая версия говорит о том, что название происходит от греческого pompe, что означает триумфальное шествие. Так, как гласит легенда, Помпеи и Геркуланума были основаны героем Гераклом. Когда он победил великана Гериона, то величественно шествовал по городу.

Что касается ранней истории города, то она мало известна. Сохранились некоторые источники, которые говорят о столкновениях, происходящих между греками и этрусками. Некогда Помпеи были территорией кумов, а с конца VI века до н. э. они перешли под власть этрусков. Само же поселение входило в союз городов во главе с Капуей. В 525 до н. э. здесь был возведен дорический храм, где поклонялись греческим богам. Разгром этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. привел к тому, что господство в регионе снова перешло к грекам. В 20-е годы V века до н. э. территория переходит под влияние самнитов, однако исходом Второй Самнитской войны происходит разгром самнитов Римской республикой. Это привело к тому, что Помпеи становятся союзниками Рима.

Городу пришлось пережить восстание италийских союзных городов. Происходило это в 90-88 годов до н. э. В ходе этого восстания в 89 году до н. э. был взят Суллой, который ограничили в самоуправлении и сделали римской колонией.

В Помпеях располагались виллы многих знатных римлян. Найдено доказательство тому, что большое количество римских ветеранов размещались в большой территории, которая была огорожена и располагалась на юго-востоке города.

Сообщения Тацита говорят о том, что в 59 году н. э. между жителями Помпей и Нуцерии происходило достаточно жестокое побоище. Конфликт начался с обычной перебранки, когда на помпейской арене происходили гладиаторские игры. Далее он перерос в драку, в которой победили помпейцы. Что касается нуцерийцев, то много людей погибло и получило увечья. Разбирательства по данному инциденту осуществлялись Сенатом. Всех виновников драки отправили в ссылку, а в городе запретили проводить игры на 10 лет. Однако в 62 году запрет был снят.

Сильное землетрясение, которое произошло 5 февраля 62 года н.э. спровоцировало извержение Везувия. Такие события нанесли большой урон городу. Большое число построек было повреждено или вовсе разрушено. Здания отремонтировали, но некоторые так и остались с повреждениями до самой гибели города в 79 году. Везувий начал извергаться днём 24 августа 79 года. Извержение длилось около суток. Об этом говорят некоторые манускрипты «Писем» Плиния Младшего, которые сохранились. Извержение привело к гибели трёх городов - Помпеи, Геркуланума, Стабии. Также погибли некоторые небольшие селения и виллы.

При раскопках было обнаружено, что в городах всё осталось таким, каким было до катастрофы. Под многометровой толщей пепла располагались улицы, останки животных и людей, дома с полной обстановкой. Извержение было настолько мощным, что пепел от него смог долететь до Египта и Сирии. В результате извержения из 20 000 жителей Помпей погибло примерно 2000 человек. Многие люди покинули город еще до катастрофы, но останки погибших обнаружены и за пределами города. По этой причине нельзя установить точное число погибших.

К числу погибших от извержения относится и Плиний Старший. Его научный интерес и желание помочь людям не позволили ему покинуть город. Он пытался приблизиться к Везувию на судне, однако оказался в одном из очагов катастрофы - у Стабии.

Часы работы города-музея Помпеи: 8.30 - 19.30 летом, 8.30 - 17.00 зимой, вход не позднее, чем за 90 мин до закрытия.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Ruins of Pompeii
  • Адрес : Piazza Porta Marina Inferiore, 1, 80045 Pompei Napoli, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 40.74735 , 14.483252
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/sights/1855.jpg

Достопримечательности Помпеи

1. Амфитеатр Помпеи (Pompeii Spectacula)

Построенный в 70 г. до н.э., амфитеатр Помпеи является старейшим сохранившимся древнеримским амфитеатром в мире. Амфитеатр Помпеи является также одним первых амфитеатров построенных из камня, а не из дерева как ранее, следующий римский амфитеатр, который был построен из камня, это Колизей в Риме, который был создан более века спустя.

2. Вилла де Мистери (Villa dei Misteri)

Расположенная за пределами города на дороге, которая ведет вниз к гавани, это довольно хорошо сохранившиеся римская вилла. Вилла мистерий является одной из самых посещаемых зданий Помпеи, вилла получила известность благодаря своим фрескам , изображающих тайный обряд.


3. Муляжи (Plaster Casts)

Те, кто не успел убежать из города до извержения были обречены, и их трупы были полностью похоронены под горячей золой, которая падала с неба как черный дождь. В 1870 году, Джузеппе Фиорелли используя методику основанную на заполнение пустых пространств жидким гипсом (пустые пространства, это трупы животных и людей, которые разложились в течении времени) этот метод был использован для получения отливок человеческих тел, животных и объектов. "Сад беглецов" показывает наибольшее число жертв, найденных в одном месте, где 13 человек погибли в фруктовом саду.


4. Храм Аполлона (Temple of Apollo)

Старейшее здание в Помпеях, это храм Аполлона, обращенный к городу, он иллюстрирует изменения в архитектурных стилях римской империи, которые произошли начиная с 6 века до нашей эры и до момента его разрушения в 79 г. н.э. Оригинальный дизайн этрусков был изменен греками, а затем расширен римлянами благодаря добавлением периметра наружных колонн.


5. Дом Веттии (House of the Vettii)

В Помпеях, одной из самых известных роскошных резиденций (Domus) является так называемый Дом Веттии , который довольно хорошо сохранился при извержении Везувия в 79 году нашей эры. Дом назван в честь его владельцев, двух успешных вольноотпущенников. Дом расположен в западном секторе Помпеи. Дом Веттии является относительно типичным примером дома, построенного во время римского периода, он был расположен в одном из спокойных районов Помпеи.


6. Лупанарий (Lupanar)

Лупанарий Помпеи, также известный как Lupanare Grande , является самым крупным из множества публичных домов в городе. Расположенный к востоку от форума, он имеет 10 небольших комнат, где на кирпичных платформах лежали матрасы. которые когда-то служил в качестве кровати. Лупанарий - это публичный дом в древнем Риме. Во время раскопок в городе на 20 тыс. населения обнаружилось более 35 лупанариев.


7. Форум (Forum of Pompeii)

Центром древней Помпеи был форум - это прямоугольная открытая площадь, политический, культурный и торговый центр города. Огромная площадь была вымощена травертином. Каждое здание на площади было украшено мраморным фасадом и статуями и имело собственный портик с колоннами, выходящий на Форум. Со второго этажа портиков народ мог наблюдать за представлениями, проходящими на площади.


8. Дом фавна (House of the Faun)

Самая большая из частных вилл в Помпеях. Дом фавна занимает целый городской квартал. Именно в этой массивной структуре, археологи обнаружили одни из величайших художественных сокровищ Римской империи, в том числе Мозаику Александра, на которой изображен Александр Великий с оружием в руках против Дария III. Дом был назван в честь другой известной находки, статуи бронзового фавна.


Адрес: Италия, недалеко от Неаполя
Дата гибели города: 79 год
Координаты: 40°44"59.8"N 14°29"10.5"E

24 августа 79 года в римском городе Помпеи дома вздрогнули от подземного толчка. Земля сотрясалась и трескалась, взволновалось море. Послышался зловещий гул.

Помпеи с высоты птичьего полёта

В недрах земли образовались столь глубокие пропасти, что в одну из них провалилось овечье стадо в 600 голов. Так начал просыпаться Везувий — один из самых грозных вулканов планеты. Небо окутала чёрная туча, закрывшая солнце, и день сменился ночью. Вершина вулкана раскололась на две части, из жерла поднялись столбы чёрного дыма и огромные огненные языки.

Словно из гигантского орудия, с неба посыпались пепел и куски пемзы. Потоки дождя, низвергающиеся из облака, превратили пепел в жидкую грязь. А на следующий день по склонам Везувия потекла лава, залившая окрестности, и разбушевалось цунами. Извержение небывалой силы длилось около 18 часов. Пепел долетал даже до Египта и Сирии. Город Помпеи и 20 тысяч его жителей оказались погребёнными под трёхметровым слоем вулканических пород .

На улицах города

В числе погибших был и Плиний Старший — знаменитый писатель-эрудит. Ведомый научным интересом, он приблизился на лодке к Везувию и оказался около одного из очагов катастрофы. Плиний пытался успокоить людей, советуя привязать полотенцами на головы подушки и бежать из Помпей. Спустя 1750 лет гибель некогда процветающего римского города увековечил на полотне Карл Брюллов. В картине «Последний день Помпеи» русский живописец сумел передать трагедию обречённого народа.

Помпеи - жертва огненной стихии

Перед написанием картины К. Брюллов собрал большой исторический материал. Он посещал руины Помпей, подробно осматривал дома и сделал ряд эскизов — пейзажа, развалин, окаменелых тел людей. Так, изображение женщины с барахтающимся ребёнком воспроизводит позы откопанных слепков, какими их увидел Брюллов в неаполитанском музее.

Большой театр

Учёным удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. На месте разложившегося тела образовывались пустоты, и, заполнив эти полости гипсом, можно точно воссоздать последнее движение умирающего. Помпеи являют собой яркий пример того, как разбушевавшаяся стихия может остановить размеренно текущую жизнь и, подобно фотоаппарату, зафиксировать ужас последнего мгновения. Богачи Помпей умерли с мешками золота за плечами, а нищие застыли в позе просителей.

Традиционно считалось, что смерть помпейцев была долгой и мучительной: вдыхая пары ядовитых газов, люди погибали от удушья. Но недавно группа неапольских вулканологов выдвинула новую версию — жителей Помпей мгновенно уничтожил пирокластический поток температурой 100 — 500°C. Газ и пепел, движущиеся со скоростью 100 км/ч, превратили в уголь деревянные предметы.

Храм Аполлона

Хлеб в пекарне Модеста обуглился и был найден археологами почти 2000 лет спустя. Способ заливки гипсом помог восстановить не только сотни человеческих тел и животных, но даже овощи и фрукты.

Помпеи - город, восставший из глубины веков

Пепел Везувия надёжно запечатал Помпеи, сохраняя их в практически первозданном виде в течение двух тысяч лет. Раскопки начались в 1748 году и продолжаются до сих пор . Перед взором изумлённых исследователей древний город предстал во всём своём великолепии. Здесь обнаружены все основные сооружения, типичные для древнеримской культуры. В центре Помпей расположен римский форум, где сосредоточены административные и культовые здания, крытый рынок, базилика и храм Юпитера с двумя триумфальными арками.

Храм Юпитера

В городе существовало два театра: в крытом одеоне ставили музыкальные представления и комедии, а на сцене амфитеатра состязались дикие звери и гладиаторы. На территории древнеримского комплекса сохранились античные бани, резервуары для фонтанов, большое количество жилых, общественных зданий и лавок, названных в честь отдельных событий, богов или личностей.

Так, в саду возле Дома Парфюмера выращивали растения, предназначенные для изготовления духов и благовонных масел. В доме Пинария Цериале, принадлежавшем ювелиру, найдены сотни драгоценных камней, а в Доме хирурга — многочисленные хирургические инструменты. Зажиточные горожане украшали свои жилища роскошными фресками и мозаиками.

Арка Калигулы

Например, в Доме Трагического поэта на фресковых росписях увековечены сцены из греческой мифологии, а настенная живопись в вилле Мистерий иллюстрирует обряд посвящения в дионисийские таинства. Не менее красив Дом Позолоченных Амуров с крытой колоннадой, декорированной росписями по мотивам греческих мифов. В аристократическом доме Фавна пол покрыт мозаикой, изображающей битву Александра Македонского и Дария III при Иссе. Даже бассейны в пригородных термах украшены фресками на тематику «вода» — водопады, горные пещеры и пр. Как и в любом римском городе, в Помпеях функционировал лупанарий. Эротические рисунки, украшающие стены лупанария, служили своеобразной рекламой услуг «жриц любви». Их услуги стоили примерно в 8 раз дороже одной порции вина.

Храм Веспасиана

По этому поводу метко пошутил российский телеведущий Борис Оскарович Бурда: «Если боги покарали Помпеи за распущенность, то от нас скоро вообще ничего не останется». И учёные утверждают, что «кара» не за горами: мощные извержения Везувия, сравнимые по силе с катастрофой 79-года, случаются раз в 2000 лет.

Таинственные Помпеи, древнее поселение, хранящее дыхание Древнего Рима сегодня является музеем под открытым небом. Вымерший город, сегодня он снова возвращается к жизни благодаря усилиям археологов, правда, уже в качестве музейного экспоната.

Страницы истории

До того момента, пока извержение Везувия не смело город с лица земли, Помпеи были весьма высокоразвитым и высокотехнологичным для своего времени поселением.

Помпеи (Pompeii) – не совсем римский город, как принято считать. Он был основан в VIII веке до н.э. племенем оски – одним из древних народов Италии. Название «Помпеи» с древнего языка осков можно перевести как «пять», причина этого название кроется в том, что Pompei были основаны на месте пяти древних поселений осков .

Правда, есть еще одна версия, связанная скорее с мифологией: якобы в этих краях Геракл победил могущественного противника и устроил в городе по этому случаю торжественное шествие (Pompe – именно так переводится «Помпеи» с древнегреческого языка).

В Италии было в ту пору множество греческих колоний , поэтому немного времени спустя оски перенимают греческую культуру и архитектуру. Последнее особенно отчетливо прослеживается: первые застройки являлись хаотичными, порядка застроек не соблюдалось, а позже, под эллинским влиянием городская архитектура приобретает более четкие очертания – строгие ряды улиц и ряды домов. Причем оски даже не подозревали, что строят свои дома прямо на застывшей лаве…

После многочисленных сражений власть над городом получили римляне .

У Помпеи очень удобное расположение в экономическом плане: у подножия Везувия, на реке Сарно . Это расположение позволяло жителям города использовать реку для судоходства и торговли. Жители занимались производством масел, шерсти и вин, что также способствовало торговле и процветанию города. Да и Аппиева дорога, проходившая через город, была важна для экономики и торговли.

Постепенно Pompei переходят под власть Рима и становятся центром отдыха знатных римских патрициев. Город рос и развивался…

Мечтаете побывать во Флоренции — одном из самых романтичных городов Италии? Тогда вам стоит посмотреть на главное архитектурное строение города — Палаццо Веккьо. Подробную информацию .

Трагедия города

Первый «тревожный звонок» прозвенел в 62 году н.э., когда в Помпеях произошло сильнейшее землетрясение . Многие дома и храмы оказались разрушенными. Но жители города сумели в короткие сроки все восстановить и снова жизнь потекла по привычному руслу.

Пик пришелся на 24 августа 79 года . В этот день случилось сильное извержение вулкана Везувия, впоследствии чего город на века был погребен под многометровым слоем пепла.

За день до этого на город стали сыпаться хлопья пепла, причем его было так много, что приходилось постоянно стряхивать его с одежды. Вулкан долгое время считался уснувшим , поэтому поначалу никто из жителей не обратил внимания на облако дыма и огонь, вырывающийся из жерла.

С неба стали сыпаться и камни, а пепел оседал на домах таким толстым слоем, что стали рушиться крыши , погребая под собой оставшихся в помещениях людей.

Более проницательные горожане покинули Помпеи сразу после первых осадков, и бежали до близлежащих деревень. Извержение продолжалось около суток. Город был уничтожен полностью .

Обнаружили его случайно, в XVII веке, при строительстве водопровода. Честь открытия принадлежит итальянскому архитектору Доменико Фонтана, который при земляных работах наткнулся у реки на остатки стены и хорошо сохранившиеся фрески. Причем долгое время никак не могли предположить, что эти жалкие остатки – руины могущественной Помпеи .

И лишь когда была найдена табличка-указатель (пограничный столб), стало понятно, что здесь и погребен под слоями земли некогда величественный древнеримский город.

Полноценные раскопки начались век спустя, в XVII веке, и продолжаются до сих пор, равно как и научные исследования.

Больше о трагедии Помпеи и раскопках смотрите на видео:

Достопримечательности и интересные места

Сегодня на месте легендарного города можно увидеть лишь остатки былого величия. Найти место раскопок Pompei можно неподалеку от Неаполя. Город-музей под открытым небом ежегодно привлекает множество туристов.

Помпеи – это не только масса интереснейших достопримечательностей Италии, но и уникальный свидетель истории . Благодаря тому, что город практически мгновенно был засыпан пеплом, все уцелевшие здания, фрески, мозаики, скульптуры и предметы очень хорошо сохранились. Итак, что можно сегодня увидеть на том месте, где находятся Помпеи?

  • Форум.

    Это строение можно назвать сердцем древнеримского города, его общественный и экономический центр. Поначалу на месте Форума была лишь торговая площадь, затем рынок был значительно расширен, а жители стали собираться на рынке не только ради покупок, но и ради обсуждений городских событий.

  • Лупанарий.

    «Злачное место» в городе, куда горожане приходили в поисках плотских утех. Само название переводится с итальянского как «волчица» — именно с помощью воя, похожего на волчий, женщины легкого поведения привлекали своих клиентов. Жриц любви того времени узнать было довольно просто – собранные и приподнятые на затылке волосы, и широкий красный пояс на одеждах.

    Все комнаты для любовных свиданий были расписаны эротическими фресками. Сегодня часть этих фресок можно увидеть в Археологическом музее Неаполя. Кстати, это был не единственный публичный дом в городе (всего их было порядка 30), но Лупанарий был наиболее известным.

  • Амфитеатр.

    Масштабное сооружение в двух уровнях было предназначено для проведения гладиаторских боев и различных зрелищ. Сохранились лишь внешние стены и сидения, а вот ступеньки полностью разрушены – они были выполнены из дерева и после извержения просто не сохранились.

  • Жилые дома.

    Все здания и жилые дома очень хорошо сохранились, практически в первозданном виде (если сделать, конечно, поправку на прошедшее время). Внутреннее убранство домов эстетикой не отличалось, а вот внешне они были очень богато отделаны, расписаны фресками или украшены мозаичным орнаментом.

    Окон в домах почти не было (в отличие от дворцов и домов богатых вельмож), их заменяли узкие отверстия. Указателей улиц тоже не было, на каждом дома просто писалось имя его владельца (некоторых из таких табличек хранятся в Археологическом музее). На территории каждого дома находился каменный бассейн для сбора дождевой воды (такая вода считалась священной).

  • Фрески, найденные при раскопках.

    Они хранят в себе исторические сцены и сцены римских забав. Почти все они переданы музею Неаполя, а в отреставрированном городе можно наблюдать лишь искусно выполненные копии.

  • Кроме этого, можно посмотреть еще Храм Юпитера, Малый театр, Большой театр, Стабианские термы, триумфальные арки и другие сохранившиеся строения Помпеи.

При раскопках было найдено множество золотых украшений, керамических изделий . Керамика вообще сохранилась отлично, правда, рисунки и узоры на горшках и кувшинах пострадали от огня и времени.

Найдено несколько пекарен – огромные печи, кухонная утварь и прочее оборудование , а также так называемые термополии – харчевни. Редко в каком доме в Помпеях были кухни с печами, поэтому еда доставлялась из таких вот термополий.

Время работы, стоимость билетов

  • Во время высокого сезона (с начала апреля по конец октября) попасть в Pompei можно с 8.30 часов утра, а время закрытия приходится на 19 ч. (кассы закрываются в 17.30, за полтора часа до закрытия).
  • В низкий сезон (это время с ноября по март) Помпеи можно посмотреть с 8.30 (9.00) утра и до 17 часов (кассы закрываются в 15.30).
  • Стоимость билетов – 13 евро . Их можно приобрести в кассах.

Там же, в кассе, можно взять карту-путеводитель, иначе немудрено заблудиться во всех хитросплетениях древних улочек.

  • Экскурсию в Помпеи можно объединить с посещением других древних городов – Геркуланиума, Боскореале, виллы Стадия и других. В этом случае билет обойдется в 22 евро (со скидкой) .
  • Группы школьников и студентов могут посетить Помпеи по предварительной записи. Никаких ограничений на количество групп здесь нет .

Уточнить цены на билеты, узнать о расписании экскурсий, а также ознакомиться с иной справочной информацией о Помпеях можно на официальном сайте достопримечательности — www.pompeiisites.org