Правильная речь примеры из жизни. Как развить отчетливую речь: основные техники и упражнения

Все мы умеем разговаривать. Но всё же красиво и правильно излагают свои мысли далеко не все: одних слушать приятно, другие же не могут донести мысль до слушателя и привлечь внимание. А как обучиться грамотной речи? Это вполне возможно, если приложить усилия и действовать целенаправленно.

Зачем говорить грамотно?

Для чего нужна правильная речь? Вообще, разговор – это основной инструмент общения разумных людей, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют между собой. Хотя, конечно, даже несвязные фразы вполне можно понять, но вот будут ли воспринимать серьёзного того, кто их произносит? Наверняка, нет.

Так зачем же нужна правильная речь?

  • Чтобы общаться и быть понятым. Если вы изъясняетесь чётко, то быстрее сможете донести свои мысли и получить ответы на вопросы.
  • Чтобы учиться и развиваться. В настоящее время ценятся образованные люди, и чтобы стать именно таким человеком и добиться восприятия себя как состоявшейся личности, нужно научиться правильно говорить.
  • Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности. Сотрудник, который не умеет грамотно говорить и излагать мысли, вряд ли построит карьеру, особенно в крупной организации. А вот умелый и талантливый оратор наверняка покажет себя с лучшей стороны и станет успешным.
  • Чтобы воспитывать подрастающее поколение. Дети впитывают всё, словно губки, и если родители нецензурно выражаются или не владеют навыками грамотной речи, то и ребёнок наверняка не научится правильно говорить.
  • Чтобы гордиться своим языком, ведь каждый красив по-своему.

Суть понятия

Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор. Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.

Составляющие грамотной речи

Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:

  • Дикция, то есть правильное и чёткое произношение всех звуков. Без этой составляющей вы будете просто «коверкать» слова.
  • Дыхание. Если вы не научитесь правильно дышать во время разговора, то ваша речь не будет правильно построенной и достаточно убедительной. Кроме того, длинные предложения автоматически доставят дискомфорт.
  • Точное, лаконичное и понятное изложение. Не стоит перенасыщать речь лишними словами: протяжными звуками, вводными фразами, междометиями и прочими не самыми важными, а порой и совсем не нужными элементами.
  • Содержание – это тема разговора, то есть то, о чём вы говорите. Вы должны изначально определить суть и придерживаться её, чтобы ваша мысль была понятной и ясной.
  • Логика – это правильно построенные фразы и предложения, а также уместно использованные отдельные слова. Грамотная речь обязательно должна быть логичной, чтобы говорящего поняли.
  • Словарный запас – это слова, которые вы знаете и которыми умеете владеть. Если мысль сложная, то донести её с помощью ограниченного количества понятий вряд ли удастся.
  • Ораторские способности – это то, что делает речь интересной, наполненной смыслом и эмоциями. Талантливые ораторы раньше ценились на вес золота, и в современной жизни такие навыки придутся весьма кстати во многих ситуациях.

Как научиться делать это правильно?

Если вы до сих пор не умеете говорить грамотно и красиво, то начинайте исправлять ситуацию как можно скорее. Вот увидите, это пойдёт вам на пользу.

Пол-светского Киева ходит на курсы ораторского мастерства к Веронике Селегe. Алена Пономаренко взяла несколько уроков - и поняла, чем вызван ажиотаж.

Широко распахиваю рот, жду три секунды, пока расслабятся мышцы, а затем растягиваю губы, чтобы получилась улыбка-оскал. У меня первое занятие в школе ораторского мастерства «Аристотель», на курсе Вероники Селеги, и я делаю упражнение «Открытая пасть», чтобы разогреть мышцы артикуляционного аппарата. Мышц всего 21, и работают они так себе. Во-первых, потому, что в славянской культуре, в отличие от американской, исторически не принято активно артикулировать. Во-вторых, с возрастом мышцы становятся более зажатыми. Это накладывает отпечаток на то, как человек говорит, и, конечно, на то, как его речь воспринимают окружающие.

Вероника уверена, что артикуляционная гимнастика показана всем, а особенно тем, кто часто выступает перед публикой, бывает в эфире или просто хочет звучать красиво и убедительно. Если заглянуть за кулисы любого ток-шоу, говорит она, можно увидеть, как спикеры с будничным видом растягивают мышцы - делают «лошадку», «медузу» (когда нижняя губа с силой прочесывает зубы), кусают язык. «Кстати, если во время выступления пересохло во рту, то можно просто покусать язык - это вызовет мгновенный приток слюны», - говорит она. И это лишь один из сотни лайфхаков, которые мне предстоит узнать в ближайшие несколько дней.

Среди клиентов Вероники - политики, адвокаты и прочие типичные «ораторы»: жены дипломатов, бизнесменов, люди, недавно получившие повышение и так далее. Всем им надо не просто красиво говорить, но и знать этикет, уметь находить темы для разговора и подавать себя, выбирать правильную аудиторию и собеседников, отвечать на неудобные, а подчас и на хамские вопросы, элегантно уходить от ответов. «Публичное выступление, - объясняет Вероника, - это необязательно огромный зал и спикер с микрофоном. Это и рабочее совещание, и презентация своего проекта, и тост на дне рождения, и объяснение детям, что такое хорошо и что такое плохо». Курсы нельзя отнести к категории «развлечения»: это все-таки труд (хотя и очень благодарный) - с домашними заданиями, упражнениями, чтением дополнительной литературы. Всего 16 занятий, а потом люди иногда возвращаются, чтобы усовершенствовать навыки, - например, «выбить» русские звуки из украинской речи.

Здесь я получаю самый ценный совет в жизни по украинскому произношению. Оказывается, чтобы говорить, как телеведущая (или просто киевская интеллигентка в пятом поколении), достаточно правильно произносить «ч» и «щ»: ч - всегда твердая (буквально - «чОрный», «чЫстый»), щ - образована двумя звуками: «ш» и «ч». Как только я попробовала выговорить «ШЧедрый» и «ШЧастя», все изменилось - я поняла, что могу звучать не хуже Екатерины Осадчей. Кстати, ее артикуляция («большой открытый рот») и дикция (предельно четкие звуки) считаются эталонными. И конечно, над ними Осадчей пришлось потрудиться. Главный редактор сайта сайт Наталья Васюра, несколько лет проработавшая шеф-редактором «Светской жизни», говорит, что сценической речью с Осадчей занималась народная артистка Украины Лидия Вовкун.

Занятия построены так, чтобы одновременно с увлекательным процессом самопознания быстро ухватить полезные навыки. Селега считает, что, когда человек знает свою сверхзадачу (например, «общение с прессой»), результат приходит быстро. «С теми, кто просто чувствует, что чего-то не хватает в его выступлениях, мы первым делом анализируем проблемы, затем разрабатываем программу занятий и определяем желаемый результат».

Вероника задает простые сложные вопросы вроде «Когда люди любят вас слушать?» («Когда я хорошо разбираюсь в том, о чем говорю»); «Почему вы делитесь информацией?» («Обожаю делиться хорошим»), «Насколько ваша внешность располагает к общению?» («Наверное, стоило бы быть более миловидной»). Мои ответы Вероника тезисно фиксирует на доске - так ей становится ясно, над чем придется поработать, а что и так в порядке. Вопросы перетекают из одного в другой, периодически всплывают новые детали. Главная моя проблема и есть самая распространенная: спич перед аудиторией. Когда моя голова стремительно пустеет, и вместо отведенных на выступление 30 минут я справляюсь за пять, отбарабанив все одним махом и упустив главное.

Что интересно, просьбы к скоростным спикерам говорить медленнее зачастую бессмысленны. Люди не способны контролировать темп своей речи дольше пары минут. Отлично помогает чтение вслух. Выясняется, что читать в темпе, в котором обычно объясняют какие-то простые вещи, - не так уж и легко. Но еще сложнее - первая скорость, когда паузы надо делать между всеми словами. Мне это удается только со второй попытки. Для этого приходится занять специальную позу: вальяжно сесть, закинув ногу на ногу, и положить руку на спинку кресла. Положение тела помогает говорить совсем иначе - но об этом я узнаю чуть позже, на занятии с телесно ориентированным психотерапевтом. А пока Вероника открывает мне еще один секрет: чтобы замедлить речь и звучать более внушительно, надо четко проговаривать согласные. И побольше читать на первой скорости - именно так и переучивают тех, кто тараторит.

Для четкой, легкой и свободной речи есть еще один лайфхак - как у Элизы Дулиттл в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, когда она тренировалась говорить с полным ртом орехов. Вместо орехов Вероника советует зажать в зубах пробку - чтобы не повредить эмаль. Выбираю одну от шампанского - и приступаю: «пкти, пктэ, пкта, пкто, пкту, пкты» - и другие труднопроизносимые сочетания. Но стоит убрать пробку - и случается волшебство: звуки выскакивают легко, как у диктора. «Это как если бы вы делали упражнения с гантелями, а потом отложили их», - говорит Вероника.

Я узнала секреты внезапных зависаний при выступлении - когда вдруг напрочь забываешь, что хотел сказать. Такого не случится, если дать мозгу передышку и осознанно «выключиться» хотя бы на 2‑3 секунды. Вероника дала мне ключ и к телефонным интервью. Оказывается, когда не видишь собеседника, легко растеряться и забыть главное. Чтобы этого не произошло, надо уйти в тихое помещение и максимально сосредоточиться, иначе не избежать такой ситуации, которая возникла у меня с интервью радио «Аристократам»: я стояла в очереди в «Мыстецкий Арсенал», лил дождь, галдела публика, и я предсказуемо забыла все, о чем хотела рассказать в эфире.

Потом мы играли в ассоциации: Вероника называла слово, а я быстро говорила первое, что приходило на ум. Было страшно брякнуть что-то неприличное, но обошлось. Оказывается, игра нужна была, чтобы выявить атавистические звуки вроде «эээ», «ммм» и «ааа», когда люди тянут и озвучивают паузы (я вошла в число тех редких 10 %, которые этого не делают).

Мы играли и в другую игру, которая помогает расширить словарный запас и активировать пассивный запас. Вероника выдала слово «точка», а мне надо было пристраивать к нему другие, чтобы получались правильные сочетания: «точка пересечения», «точка с запятой», «точка опоры», «жирная точка» и так далее. В таких играх сначала на ум приходят очевидные сочетания, и только потом всплывает словарный резерв. Вероника говорит, что слова, которыми хочется обогатить свою речь, надо немедленно «ставить на язык» - произносить вслух, пусть сначала они будут и не к месту. Именно так интуитивно поступают дети, когда учатся говорить.

Занятие с телесно ориентированным психотерапевтом для меня стало настоящим откровением. Психолог Елена Козелецкая говорит, что люди общаются вербально только на 30 %, а остальные 70 % информации считывают через язык тела. Имеет значение буквально все: как человек сидит, как расправляет плечи, как держит спину. «Наклон позвоночника, - говорит она, - играет большую роль. Стоит чуть наклониться вперед - и все пойдет не так». Оказывается, собеседник может расценить наклон как агрессию или, того хуже, воспринять позу как просящую. Поза интервьюера, при которой тело откинуто назад, может быть истолкована как скучающая и хамская. Зато если так сидит интервьюируемый - например, мужчина-звезда, - это вполне нормально.

Елена наблюдала за мной, а потом, чтобы мне было проще оценить себя со стороны, «отзеркаливала» мои позы, жесты и мимику. Сразу стало ясно, что я веду себя как отличница, которая намерена хорошо поволноваться: сомкнутые колени, прямая спина, закрытые плечи. Психолог посоветовала походить на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп. «Уверенность в теле живет в икроножных мышцах, - объясняет она. - Чувствовать их - значит твердо стоять на ногах». И советует всем, кто волнуется перед ответственной встречей, фотосессией или лекцией, зайти в ванную и немного размяться - это и правда помогает. Есть и еще кое-что. Выясняется, что один из самых важных телесных маркеров - спина. Она должна быть: а) сильной («поскольку несет все ценности») и б) гибкой («чтобы быстро реагировать на изменения вокруг и успешно к ним приспосабливаться»). Потому спину надо тренировать - на тренажерах с небольшим весом, и растягивать - занимаясь йогой или пилатесом.

«Грудной отдел позвоночника, - говорит Елена, - отвечает за то, насколько мы уверены в себе». Грудные мышцы часто называют мышцами Тарзана - это именно в них бьют самцы шимпанзе, когда хотят ошеломить противника. Этот трюк можно повторить - и «включить» уверенность в себе. Чтобы уверенность не выключалась, нужны тренировки. «С унылыми плечами можно годами безуспешно ходить к психотерапевту, - говорит Елена, - но стоит завести новый паттерн - и жизнь пойдет по-другому». Я проверила: если подобрать плечи и удерживать их лопатками, голос звучит крепче и смелее, а значит, произвести впечатление уверенного в себе и напористого человека очень легко.

В школе много времени посвящают не только артикуляции и дикции, но и работе с голосом (есть даже специалист-фониатр), техникам дыхания и правилам подготовки к выступлениям. Один из хороших проверенных рецептов - накануне проговорить свою речь, причем не перед зеркалом, а, например, с коллегами - так всплывут неожиданные нюансы и байки, которые потом оживят спич. Вероника учит отвечать на неудобные вопросы, правильно вести себя перед камерой, журналистами или просто публикой; объясняет, как лучше одеться, чтобы максимально соответствовать обстановке. Советов так много, и все они настолько живые, что я начала следовать им мгновенно. И удивительное дело: первое же интервью после курсов у меня прошло блестяще. Осталось записаться на пилатес.

Что посмотреть и прочесть на тему

«Король говорит!»

Герцог (Колин Ферт) готовится принять трон и занимается с логопедом-экспериментатором (Джеффри Раш), чтобы избавиться от нервного заикания и неуверенности в себе. Селега считает, что это лучший фильм о занятиях риторикой, а еще «он ближе всего к правде об отношениях ученика и преподавателя».

«Общество мертвых поэтов»

Джон Китинг (Робин Уильямс) учит студентов на курсе английской словесности слышать себя и найти свой голос.

Конференции TED

Американский некоммерческий фонд TED (Technology Entertainment Design - технологии, развлечения, дизайн») прославился своими конференциями, на которых выдающиеся ораторы делятся идеями, касающимися науки,бизнеса, технологий и так далее. Лекции доступны онлайн - например, на YouTube можно найти спичи Клинтона и нобелевских лауреатов. «Стоит смотреть выступления по интересующим темам и параллельно анализировать их», - советует Вероника.

Учебник с упражнениями по риторике Хайнца Леммермана

Своеобразная «Википедия» для тех, кто хочет овладеть основами ораторского мастерства.

13 упражнений для легкой речи

Артикуляционная гимнастика занимает всего пять минут, но отлично включает мышцы, и говорить потом очень легко. Если времени мало, достаточно сделать «медузу» и «открытую пасть» - прямо перед эфиром.

1. «Трубочка »: вытянуть губы, а потом растянуть их в улыбке, не размыкая.

2. «Трубочка с зубами »: то же, только с обнажением зубов. Чем шире, тем лучше - это не улыбка, а механический оскал.

3. «Медуза » (см. в тексте): рот стоит открывать пошире.

4. «Верхняя медуза »: то же, только работают верхняя губа и верхние зубы. Бонус: упражнение помогает уменьшить носогубные складки.

5. «Две медузы »: третье и четвертое упражнения выполняются одновременно.

6. «Вращение »: надо вращать языком по часовой стрелке.

7. «Укусы »: покусывать язык - от кончика до корня.

8. «Уколы »: кончиком напряженного языка точечно касаться неба, внутренней стороны щек и губ.

9. L : нужно произносить вслух звук «л», меняя положение кончика языка (то внутрь, то наружу).

10. «Ириска »: язык прилипает к небу, и от натяжения происходит щелчок. Это упражнение помогает активизировать центр языка.

11. «Лошадка »: цокать языком, чтобы активировать его кончик, отвечающий за красивую правильную букву «р».

12. «Орехи »: рот закрыт, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка надо постараться достать до «шестерок» - задних зубов.

13. «Открытая пасть » (см. в тексте).

Никто, думаю, не станет спорить с тем, что умение красиво говорить - ценнейшее человеческое качество.

Человек, владеющий грамотной речью, производит выгодное впечатление, он чаще добивается поставленной цели, он более успешен в профессиональной деятельности, ему легче адаптироваться в любой жизненной ситуации.

Правильная речь имеет почти магическое действие. Ее хочется слушать и слушать; а от иной - закрыть уши и бежать подальше.

Владение искусством красиво и грамотно говорить, к сожалению, встречается все реже.

Люди, мыслящие шедеврально, порой не умеют столь же ярко выразить себя на словах. Многим бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать что-либо интересное из прочитанного, увиденного, пережитого.

А ведь за безыскусной речью таких людей порой скрывается великолепный интеллект, интересная личность. Но чтобы распознать это, требуется время. А время - это то, чего нам постоянно не достает.

Отсюда только один путь - свою речь нужно и можно тренировать. Ведь умение красиво говорить - это не природный дар, а благоприобретенный навык, который можно довести до совершенства. Даже если вы не собираетесь стать профессиональным оратором, умение красиво говорить, правильно пользоваться речью, необычайно пригодится как в работе, так и в повседневной личной жизни.

Следование некоторым правилам может существенно повысить качество речи.

Во-первых, больше читайте. Газеты, журналы, качественная художественная литература. В этом смысле идеально подойдет наша отечественная классика, которую мы все штудировали в школьные годы (или не штудировали, что печально). Читайте или перечитывайте классиков! Причем вслух, не торопясь. Такое чтение даст колоссальный эффект. Оно приучит вас к правильному построению слов в предложении, увеличит словарный запас.

В-третьих, следите за темпом речи. Она не должна быть монотонной. Паузой выделяйте главные моменты разговора. Она должна быть уместна и не затянута.

В-четвертых, используйте в разговорной речи, беседе сравнения, метафоры, образные выражения, поговорки, наконец. Это оживит речь, сделает ее более интересной. И конечно, беспроигрышный вариант - юмор. Уместная самоирония, шутки придадут блеск вашей речи. Ведь слова - это только средства для передачи информации, а то, как вы их составите, произнесете - либо западет в душу, либо нет.

В-пятых, говорите, тренируйте речь как можно больше. Это легко сделать, если у вас широкий круг общения. Если же его нет, то поможет телевизор или радио. Выберите телеведущего, который вам больше всех нравится, и старайтесь подражать ему. Повторяйте вслух (!) за ним фразы, копируя также его голосовые интонации. Это не просто, но спустя некоторое время вы непременно увидите прогресс. Кроме выработки мелодичной речи, вы пополните свой лексикон.

Есть еще одно забавное, и только поначалу сложное упражнение. Выберите какой-нибудь простой предмет из домашнего обихода, например, торшер или домашние тапочки. Определите себе лимит времени, в котором будете рассказывать об этом предмете красивым литературным языком. Сначала будет сложно целых 5 минут говорить о каком-то банальном торшере. Но с каждой тренировкой будет проще. Увеличивая лимит времени, и усложняя тему, вы вскоре преодолеете неуверенность, робость перед словами, неумение их подобрать. В итоге же вы целый час сможете увлеченно рассказывать о своих домашних тапочках, ни разу не повторившись. Этим лучше заниматься в группе или с домашними, превратив тренировку в своеобразную игру. Поочередно каждый становится и исполнителем, и слушателем.

Вы не заметите, как влюбитесь в слова: вы почувствуете свою власть над ними, они придадут вам уверенности, и будут служить вам.

Пополняя словарный запас, черпайте информацию отовсюду - из книг, статей, фильмов. Запоминайте яркие фразы, словосочетания, интересные речевые обороты. Записывайте их в блокнот, используйте в повседневной речи.

Узнавайте значение незнакомых слов, обращая внимание на правильное ударение, тренируйте их произношение.

Неправильное произношение и неуместное употребление слов может сделать вашу речь смешной, вмиг обесценив ее. Составляйте сами новые фразы и предложения. Избегайте словарных клише, используйте речевую образность.

В идеале, после нескольких месяцев систематических (!) тренировок, у вас сформируется мелодичная, запоминающаяся и яркая речь. Вы легко простыми предложениями сможете объяснить суть сложных вещей. Ваша речь будет походить на журчание ручейка. Она будет литься легко и свободно. Отныне такая речь всегда и везде будет с вами.

Отличное владение своим родным языком придаст вам уверенности в себе. Более того, изменит качество вашей жизни, - вы без труда и страха сможете общаться с людьми. Вы будете всегда на высоте!

Желаю вам процветания.

Как построить речь для выступления правильно? Делюсь своими секретами...

Построение твоей речи для публичного выступления имеет некоторое созвучие со строительством дома:
Что нам стоит дом построить —
Нарисуем — будем жить...
или
Что нам стоит речь построить —
Взяли тему — и в народ...

Здесь, как и при строительстве дома, необходим крепкий и глубокий фундамент, иначе она, речь, может рассыпаться, как карточный домик. Фундаментом выступают твои знания, а цементом — твои навыки ораторского искусства, твоя мимика, жестикуляция, поза, движение по залу или сцене.

4-е Секрета Взаимоотношений Оратор/Слушатели:

1. Представь себе, что ты – отличный оратор, но темой, которую должен раскрыть в своём выступлении, абсолютно не владеешь. Это всё равно, как бы меня вывели на сцену рассказать о влиянии магнитного поля Земли на размножение кроликов в землях Новой Зеландии. Каким бы я не была супер-пупер продвинутым оратором, ничего полезного от меня публика не услышит – у меня нет знаний по данному вопросу.

2 . Второй случай – ты отлично знаешь все нюансы размножения этих самых новозеландских кроликов под влиянием магнитного поля, ибо ты сам участвуешь в этом процессе …. Но у тебя нет навыков выступления , ты не умеешь донести информацию слушателям. И они не смогут узнать о твоей компетенции – ты не оратор и не можешь раскрыть эту тему.

3. Ты – отлично владеешь навыками выступления перед публикой, ты – профессионал в своей, заявленной для выступления, теме, но в зале собралась не целевая аудитория, которую твои кролики не интересуют вообще. Как слушатели встретят твоё выступление? В лучшем случае – безучастно….

4. Следующий пример: ты – отличный оратор, ты – профессионал в выбранной теме и в зале сидит твоя целевая аудитория, которая ждёт – не дождётся, пока ты ей раскроешь свои секреты в разведении кроликов в перечисленных выше условиях. И только в этом примере совпадает всё, что необходимо, чтобы ты хорошо выступил и публика тебя отлично приняла. И только в этом примере — твой дом построения речи будет крепким и долговечным…

Итог: Ещё до того, как ты выберешь тему выступления, продумай эти 4 пункта.

— Степень твоей компетенции в выбранной теме. Помни слова Сократа: если у тебя в сердце нет того, что на языке, то тебе никто не поверит.
— Твой уровень профессионализма как оратора – только каждодневные тренировки превращают любителя в профессионала.
— Кто твоя целевая аудитория для заявленной темы.
— Насколько интересна твоя тема для целевой аудитории или чем ты можешь привлечь и удержать её внимание. Всегда работай в зоне интересов аудитории.

Секретный Рецепт Приготовления Речи

Каждая хозяйка знает, как испечь слоёный пирог: приготовить три слоя (можно больше) и перемазать их кремом или ещё чем-нибудь.
Точно такой же принцип приготовления твоей речи: печём три слоя (вступление, основная часть и заключение) и перемазываем их взбитым интересом, помадкой из внимания, добавляя цукаты юмора и изюм эмоциональной открытости.

Как видишь – слои разные. Рассмотрим рецепт приготовления каждого из них.

Слой №1. Вступление.

1. Вступление, как и заключение, желательно тщательно продумать до мельчайших деталей. От первого впечатления, которое ты произведёшь на публику, зависит, будет ли публика тебя внимательно слушать или продолжит заниматься другими своими делами. Вызвал ты в неё интерес и доверие или – нет.

2. Самое главное – завоевать внимание публики. Ты вышел перед аудиторией, не спрятался за трибуну, а стал так, что тебя все видят из зала и держишь паузу. При этом спокойно, но требовательно, смотришь в зал, постепенно осматривая всё пространство и всех сидящих людей. И только когда наступит ПОЛНАЯ тишина – ты улыбаешься аудитории, и проговариваешь свою первую фразу.

Подчёркиваю – не говори до тех пор, пока все не закроют рты, не перестанут шуршать и шептаться. Только тогда ты открываешь свой рот….

3. Придумай интригующее начало. Не стоит начинать с обыкновенных фраз: «Сегодня я Вам расскажу то-то и то-то». Лучше всего начать с вопроса к аудитории – это привлечёт её внимание. Лично я люблю провокационные вопросы:

«Скажите, как вам удалось покинуть уютное домашнее кресло у телевизора и прийти в этот зал слушать абсолютно неизвестного вам человека?! Что заставило вас это сделать?»

Я внимательно слушаю один — два ответа и плавно перехожу к комплименту: «Я восхищаюсь Вами: только такие целенаправленные люди и достигают успеха в любом начинании! Давайте поприветствуем друг друга громкими аплодисментами!»
Таким способом ты убил несколько зайцев:

— легко поймал лучики внимания аудитории;
— разговорил зал, а значит, установил контакт;
— сделал комплимент слушателям;
— показал, что ты умеешь руководить залом и мягко заставил выполнить твои требования (аплодировать).

4. Если ты боишься, что тебе никто не ответит – начни своё выступление с цитаты известного человека. Например: « Суворов говорил: тяжело в ученье – легко в бою! И поэтому объявляю наше сегодняшнее ученье открытым!»

Как вариант, можно начать рассказом из личного опыта, но лёгким и коротким.

5. Оговори временные рамки мероприятия. Если оно длинное и с разными выступающими ораторами – лучше раздать при входе расписание всех выступлений и время перерывов.

6. Обязательно проговори цель твоего выступления и что полезного из него получат слушатели . Другими словами – чем ты будешь их сегодня кормить и потчевать. Если у тебя несколько целей в рамках одной темы – скармливай их по очереди.
Обязательно раздели явные цели – ты их проговоришь публике, и скрытые цели – ты их проговоришь только себе. Пример скрытой цели: улучшить качество пауз во время выступления.

7. Помни, что только голодная публика может проглотить всё подряд, а требовательная захочет запить пищу компотом эмоций. Поэтому – приготовься к эмоциональному стриптизу – открывайся перед публикой, делись собой, своим отношением к ней и тому, о чём ты говоришь, кому ты говоришь и как ты говоришь. Делись своими эмоциями – они имеют намного большее влияние, чем слова!

Слой №2. Основная часть.

1. Главное – не переусердствуй с количеством тем, которые ты хочешь вывалить на головы слушателей . Пусть меньше, но, лучше, качественнее!

Ведь если ты печёшь настоящий слой пирога, ты же не бросаешь в него всё, что есть в доме: от мёда до красной икры. Ты делаешь слой с одним главным ингредиентом, например, орехами и 2-3 дополнительными (изюм, ваниль, цукаты). Так же и при выступлении – в основной части ты раскрываешь главную, ключевую мысль и несколько – дополнительных (2-3).

2. Не забудь вставить соответствующую теме, короткую историю. Этим ты добиваешься принятия изложенных в истории фактов теми, кто – не согласен с твоей точкой зрения.

3. Продумай, как лучше — в логическом порядке, расположить модули , которые раскрывают тему.

4. Используй схемы, картинки, графики и диаграммы, как техническое дополнение к своему выступлению. Подавай их через слайды на экран. Обязательно сделай надпись под каждым слайдом, но не зачитывай её вслух.

5. При переходе от одного модуля к другому, используй паузы, тем самым привлекая внимание зала . Научись соответствующим тоном подчёркивать самое важное предложение или мысль. Только – не слишком сурово, слушатель может испугаться….

6. Сделай себе карточку с тезисами и время от времени в неё подглядывай. Также – следи за временем. Регламент никто не отменял, да и ты сам в начале выступления его оговорил. Будь добр – придерживайся!

7. Именно в этой части выступления важно время от времени тормошить слушателя неожиданным высказыванием или смешным предложением – внимание через каждые 15 минут слабее т и твоё задание – опять его поймать.

8. Уверенность в себе – это твой взгляд в зал, твоя ровная осанка с чуть поднятыми и отведёнными назад плечами, твои свободные жесты и передвижение по сцене. Это размеренный темп речи и умение в любой момент переключить внимание слушателя на то, что в данный момент тебе необходимо показать или сказать.

9. Будь внимателен к залу. Будь приятен залу. Люби своих слушателей и дай им возможность это прочувствовать. Полюби вопросы – это значит, что тебя слышали, а не только слушали.

10. Не тяни кота за хвост! Если есть возможность чётко и кратко изложить свою мысль – сделай это! Люди устают от большого количества ненужных слов. Слушатели – это не мельница, на которую надо лить воду.

11. Время от времени обращайся к слушателям с вопросами:

— А Вы как считаете?
— Вы согласны со мной?
— Как меня слышно на задних рядах?
— У кого есть вопросы?
— Кто понял, подымите, пожалуйста, руки! — и первым подымаешь свою...
— У кого есть вопросы по теме?

Слой №3. Заключение.

1. Заключение играет такую же огромную роль в твоей речи, как и вступление. Раскрыв тему в основной части, ты в заключении подводишь итог того, что раскрыл в своей речи .

2. Ты перечисляешь по пунктам, чем полезным ты сегодня поделился со слушателями. Ещё раз проговариваешь, почему этот материал может быть им полезен и где они могут применить то, что узнали от тебя. Я считаю этот пункт очень важным!

3. Закончи своё выступление краткой историей или смешным предложением. Сделай комплимент аудитории за то, что она была во время твоего выступления внимательна и тепло тебя приняла.

4. Если есть возможность по теме выступления – сделай призыв к действию. Например, у меня по данной теме можно сделать следующий призыв:

Помните – ораторами не рождаются, ими – становятся! Практика, практика и ещё раз практика! Владеющий речью, владеет людьми! Желаю Вам как можно чаще выступать! Постоянно улучшайте свой навык привлечения и удержания внимания слушателей!

5. Постарайтесь не употреблять слов, что Вы на этом закончили своё выступление. Призыв к действию сам по себе об этом говорит. Бывают выступления, когда призыв не уместен – предложите слушателям просто поблагодарить друг друга аплодисментами.

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Сегодня в комментариях мне оставили ссылку на рассказ Ираклия Андроникова «Первый раз на эстраде » , и поскольку там одна сплошная простыня, я не уверенна, что люди это творение дочитают до конца.
Поэтому я даю возможность почитать отрывок, где начальник описывает своё видение всего того, что произошло на сцене... Я читала — и рыдала!!! Вот этот кусок текста:

Если ты действительно ничего не помнишь, — позволь напомнить тебе некоторые эпизоды. В тот момент, когда инспектор подвел тебя к контрабасам, ты внезапно брыкнул его, а потом выбросил ножку вперед, как в балете, и кокетливо подбоченился. После этого потрепал контрабасиста по загривку — дескать: «Не бойсь, свой идет!»- и въехал локтем в физиономию виолончелиста. Желая показать, что получил известное воспитание, повернулся и крикнул: «Пардон!» И зацепился за скрипичный смычок. Тут произошел эпизод, который, как говорится, надо было «снять на кино».

Ты отнимал смычок, а скрипач не давал смычок. Но ты сумел его вырвать, показал залу, что ты, дескать, сильнее любого скрипача в оркестре, отдал смычок, но при этом стряхнул ноты с пюпитра. И по узенькой тропинке между виолончелей и скрипок, по которой нужно было пройти, прижав рукой полу пиджака, чтобы не зацепляться, ты пошел какой-то развязной, меленькой и гаденькой походочкой.

А когда добрался до дирижерского пульта, стал засучивать, штаны, словно лез в холодную воду. Наконец взгромоздился на подставку, тупо осмотрел зал, ухмыльнулся нахально и, покрутив головой, сказал: «Ну и ну!» После чего поворотился к залу спиной и стал переворачивать листы дирижерской партитуры так, что некоторые подумали, что ты продирижируешь симфонией, а Гаук скажет о ней заключительное слово.

Наконец, тебе подсказали из оркестра, что недурно было бы повернуться к залу лицом. Но ты не хотел поворачиваться, а препирался с оркестрантами и при этом чистил ботинки о штаны — правый ботинок о левую ногу — и при этом говорил оркестрантам: «Все это мое дело — не ваше, когда захочу, тогда и повернусь». Наконец, ты повернулся. Но... лучше бы ты не поворачивался! Здесь вид твой стал окончательно гнусен и вовсе отвратителен. Ты покраснел, двумя трудовыми движениями скинул капли со лба в первый ряд и, всплеснув своими коротенькими ручками, закричал: «О господи!»

И тут твоя левая нога стала выделывать какое-то непонятное движение. Ты стал ею трясти, вертеть, сучить, натирал сукно дирижерской подставки, подскакивал и плясал на самом краю этого крохотного пространства... Потом переменил ногу и откаблучил в обратном направлении, чем вызвал первую бурную реакцию зала. При этом ты корчился, пятился, скалился, кланялся... Публика вытягивала шеи, не в силах постигнуть, как тебе удалось удержаться на этой ограниченной территории. Но тут ты стал размахивать правой рукой.

Размахивал, размахивал и много в том преуспел! Через некоторое время публика с замиранием сердца следила за твоей рукой, как за полетом под куполом цирка. Наиболее слабонервные зажмуривались: казалось, что рука твоя оторвется и полетит в зал. Когда же ты вдоволь насладился страданиями толпы, то завел руку за спину и очень ловко поймал себя кистью правой руки за локоть левой и притом рванул ее с такой силой, что над притихшим залом послышался хруст костей, и можно было подумать, что очень старый медведь жрет очень старого и, следовательно, очень вонючего козла.

Наконец ты сказал: «К сожалению, Сергея Ивановича сегодня нету среди нас. И он не состоит членом Союза композиторов». И ты сделал при этом какое-то непонятное движение рукой так, что все обернулись к входным дверям, полагая, что перетрусивший Танеев ходил и фойе выпить стакан ситро и уже возвращается. Никто не понял, что ты говоришь о покойном классике русской музыки. Но тут ты заговорил о его творчестве. «Танеев не кастрюли паял, — сказал ты, — а создавал творения. И вот его лучшее детище, которое вы сейчас услышите».

И ты несколько раз долбанул по лысине концертмейстера виолончелей, почтенного Илью Осиповича, так, что все и подумали, что это — любимое детище великого музыканта, впрочем, незаконное и посему носящее совершенно другую фамилию. Никто не понял, что ты говоришь о симфонии. Тогда ты решил уточнить и крикнул: «Сегодня мы играем Первую симфонию до-минор, це-моль! Первую, потому что у него были и другие, хотя Первую он написал сперва... Це-моль — это до-минор, а до-минор — це-моль. Это я говорю, чтобы перевести вам с латыни на латинский язык». Потом помолчал и крикнул: «Ах, что это, что это я болтаю? Как бы меня не выгнали!..» Тут публике стало дурно одновременно от радости и конфуза. При этом ты продолжал подскакивать.

Я хотел выбежать на эстраду и воскликнуть: «Играйте аллегро виваче из „Лебединого озера“ — „Испанский танец“...» Это единственно могло оправдать твои странные телодвижения и жесты. Хотел еще крикнуть: «Наш лектор родом с Кавказа! Он страдает тропической лихорадкой — у него начался припадок. Он бредит и не правомочен делать те заявления, которые делает от нашего имени». Но в этот момент ты кончил и не дал мне сделать тебе публичный отвод...

Почему ты ничего не сказал мне? Не предупредил, что у тебя вместо языка какой-то обрубок? Что ты не можешь ни говорить, ни ходить, ни думать? Оказалось, что у тебя в башке торичеллиева пустота. Как при этом ты можешь рассказывать? Непостижимо! Ты страшно меня подвел. Не хочу иметь с тобой никакого дела! Я возмущен тобой!..

А в это время играли первую часть симфонии, которую я страшно любил. Потом вдруг слышу — снова появилась первая тема; она уже предвещает финал. Вот в зале зааплодировали, в гостиную вошел Гаук, очень довольный... Я стал озираться, чтобы куда-нибудь спрятаться. И не успел.

Комнату наполнили музыканты, стали спрашивать: «Что с вами было?» Я хотел отвечать, но Соллертинский шепнул: — Никогда не потакай праздному любопытству. От этих лиц ничего не зависит. Второе: наука еще не объяснила, что было с тобой. И в-третьих: мы еще не придумали, как сделать, чтобы тебя уволили по собственному желанию. Что было потом, помню неясно.

Знаю только, что возле меня сидит человек, которого до этого я видел, наверное, не больше двух раз, — известный ныне искусствовед Исаак Давидович Гликман, коего числю с тех пор среди своих лучших друзей. Он похлопывает меня по плечу, говорит, что не я один, но и филармония виновата. Надо было прослушать сперва, а не так выпускать человека. И он подмигивал Соллертинскому. И Соллертинский уже смеялся и, желая утешить меня, говорил:

— Не надо так расстраиваться. Конечно, теоретически можно допустить, что бывает и хуже. Но ты должен гордиться тем, что покуда гаже ничего еще не бывало. Зал, в котором концертировали Михаил Глинка и Петр Чайковский, Гектор Берлиоз и Франц Лист, — этот зал не помнит подобного представления. Мне жаль не тебя. Жаль Госцирк — их лучшая программа прошла у нас. Мы уже отправили им телеграмму с выражением нашего соболезнования. Кроме того, я жалею директора. Он до сих пор сидит в зале. Он не может войти сюда: он за себя не ручается. Поэтому очистим помещение, поедем ко мне и разопьем бутылочку кахетинского, которую я припас на случай твоего триумфа. Если б я знал, что сегодня произойдет событие историческое, я бы заготовил цистерну горячительного напитка. Но, прости, у меня не хватило воображения!..


С уважением,

На протяжении развития человечества умение правильно, красиво говорить вызывало восхищение. До наших дней дошли имена великих ораторов: Цицерон, Платон, Аристотель, Демосфен. Это были великие ораторы, мыслители, философы.

Умение говорить правильно, нужно современному человеку как никогда. Сотни современных профессий, требуют грамотно формулировать мысли, четко излагать тему, которую важно донести до слушателя.

Профессии, требующие общения с человеком, группой людей, аудиторией: адвокаты, менеджеры по продажам, политики, преподаватели и учителя. Этот список можно продолжить.

Уметь владеть словом, владеть искусством убеждения, говорить грамотно, четко, интересно, чтобы каждое слово доходило до слушателя – вот принципы искусства говорить красиво.

Как этого добиться? Существуют три основных принципа, соблюдение которых позволит добиться успеха в этом направлении:

  1. Четкое произношение слов (дикция).
  2. Техника речи, содержание.
  3. Большой словарный запас.

Представьте человека, который не выговаривает часть букв. Нельзя понять, о чем он говорит, теряется смысл сказанного. Вспомните фразу знаменитого логопеда, сыгранного Роланом Быковым. «Я живу на улице Киевской, а она на Киевской (Кировской)». Каждую гласную и согласную в слове выговаривать четко, ясно.

Кроме явных дефектов речи, есть ошибки произношения, которые не украшают речь и делают её менее убедительной.

К ним относятся:

  1. Неправильное произношение безударных звуков.
  2. Утрата при произношении отдельных согласных звуков.
  3. «Съедание» гласных звуков.
  4. Нечеткое произношение шипящих звуков.
  5. Неверное соединение звуков.
  6. Неправильное произношение мягких звуков.

Это вызывается особенностями произношения в местности, где человек живет. Исправлять дикцию нужно с логопедом. Можно договориться и брать частные уроки.

Важно знать! Чтобы научиться произносить правильно буквы, поработайте над артикуляцией – расслаблением лицевых мышц.

Значительное условие – темп речи. Быстро говорящий человек тараторит, поэтому сложно понять, что он говорит. Чтобы исправить это, произносите текст медленно. Например, считать до ста, произносить список имен, городов. Делая это регулярно проговаривая слова в последовательности: прямой и обратной.

Развивайте речь, пополняйте словарный запас. Это делается только при помощи чтения литературы. Нужно много читать. Желательно классическую литературу – образец грамотной речи.

Взять себе за правило прочитывать в день две, три странички вслух, обязательно с выражением. Смотреть классические постановки: фильмы, спектакли. Другого способа пополнить словарный запас нет.

Красивая речь: уроки и упражнения

Говорить правильно и красиво можно научиться самостоятельно. Для этого нужны ежедневные тренировки. Рассмотрим пять упражнений, помогающих развитию речи.

Выпишите и повторяйте слова с сочетающимися согласными звуками: взвод, дуршлаг, чванливый и так далее.

Выучите наизусть и повторяйте скороговорки, в которых сочетаются сложно проговариваемые согласные звуки.

Произносите поговорки с трудно произносимыми согласными Р и Ш. Сначала читайте медленно, выговаривая каждое слово. Постепенно увеличивайте скорость произнесения.

Возьмите предложение и, повторяя, делайте ударение поочерёдно на каждом слове. «Ученик правильно сделал упражнение». Сначала акцентируйте ударение на первом слове, потом на втором, третьем, четвертом. Следите за тем, как меняется смысл.

Сделав короткий вздох, при выдохе четко произнесите согласные звуки (ааауууоооиииеее). После этого при выдохе, посчитайте до пяти, четко проговаривая цифры.

Быстрый способ

При беседе старайтесь говорить лаконично. Не употребляйте слова, значение которых не знаете, чтобы не показаться смешным.

    Похожие записи