Предмет и объект социологии. Понятие социологии

Социоломгия -- это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

Термин «социология» был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии». По мнению ряда исследователей, О. Конт не был первым, кто ввёл и применил этот термин -- известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше О. Конта использовал его, вкладывая в термин «социология» несколько иной смысл. В «Курсе позитивной философии» О.Конт обосновывает новую науку -- социологию. Конт считал, что социология -- это наука, занимающаяся, как и другие науки (формы «позитивного знания»), наблюдением, опытом и сравнением, которые адекватны новому социальному порядку индустриального общества. По мнению Г.Спенсера, основной задачей социологии является изучение эволюционных изменений в социальных структурах и институтах. В. И. Ленин полагал, что только с открытием материалистического понимания истории социология впервые была возведена на ступень науки. Он отмечал, что Маркс "впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноисторический процесс". Несмотря на политическую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших социологическую мысль.

По определению Энтони Гидденса, социология -- это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В.А., социология -- это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов (см. мультипарадигматизм), характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество. социология исследование общественный факт

Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии -- это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВА 4
1.1. Понятие общества, его структура и функции 4
1.2. Общество как целостная социокультурная система 10
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ 16
2.1. Понятие общественной системы 16
2.2. Новые явления в мировом общественном развитии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Введение

В социологии понятие общество имеет более широкое, универ­сальное содержание и сущность. Если в обыденном определении об­щества отмечалось взаимодействие индивидов, складывающиеся между ними взаимосвязи и отношения, то в определении социологии общес­тво - совокупность всех способов взаимодействия и форм объедине­ния людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

Современное общество - это система, состоящая из отдельных уровней социальных общностей.

При изучении любого феномена важно не только выделить его характерные черты, отличающие его от других социальных образова­ний, но и показать многообразие его проявления, развития в реальной жизни. Даже поверхностный взгляд позволяет охватить мно­гокрасочную картину современных обществ. Отличия проявляются как явно (язык общения, культура, географическое положение, полити­ческий строй, уровень благосостояния), так и не столь открыто (Уровень стабильности, степень социальной интеграции, возможнос­ти для самореализации личности).

Целью работы является изучение обществас точки зрения социологии как социокультурной системы.

Задачами работы стали:

Изучить понятие общества и основные подходы в социологии к данному понятию;

Изучить структурную организацию общества;

Исследовать типологию общественных систем.

ГЛАВА 1. Сущность, структура и функции общества

1.1. Понятие общества, его структура и функции

Общество - совокупность людей, объеди­ненных конкретными интересами, потребностями, либо взаимными сим­патиями, либо видом деятельности. Это обыденное определение.

Общество - структурно или генетически определенный тип (род, вид, подвид и т. п.) общения, предстающий как исторически опреде­ленная целостность или относительно самостоятельный элемент (ас­пект, момент и т. п.) устойчивой целостности.

Основным важным признаком общества есть территория, на кото­рой консолидиризуются социальные связи. Планета представила воз­можность многим общностям людей найти свою экологическую ячейку для обеспечения удовлетворения жизненных потребностей людей и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом.

Территория-основа социального пространства, в котором скла­дываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсив­ность внутренних связей - второй признак, отличительная черта об­щества. Коллективное сознание, наличие общей воли, препятствую­щей развитию губительной силы человеческого эгоизма, Эмиль Дюр­кгейм считал основой устойчивости и единства общества. Именно благодаря фундаментальным ценностям, усваиваемым большинством на­селения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм сов­местной жизнедеятельности, и сохраняется общество, считает социо­лог Роберт Мертон, а американский социолог Эдвард Шилз убежден, что общество существует только под воздействием "общей воли, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру".

В начале зарождения общества людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимовлечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и под­держки. И Фердинанд Теннис называет общество, базирующееся на родстве и соседстве, на взаимном влечении друг к другу, общиной. Но системой межличностного взаимодействия не могла больше поддер­живаться устойчивость связей между людьми по мере роста населе­ния. Социальные структуры становятся основным стабилизирующим фактором общества.

Под структурой в социологии понимаются устойчивые со­циальные образования, связи, отношения: социальные общности, со­циальные институты и т. п. Они-то и осуществляют жизненно важные для общества цели и задачи. Ведь в обществе постоянно или в тече­ние длительного периода существуют и функционируют: институты собственности или государства, социальные общности, слои интелли­генции или профессиональная роль судьи и т. п., хотя конкретные люди, обеспечивающие функционирование социальных структур, сме­няются неоднократно.

В процессе развития общества и складывались социальные структуры, выступая результатом закрепления устойчивых взаимодей­ствий и отношений, возникающих на основе межличностных контактов и взаимосвязей. Именно относительное постоянство и функцио­нальная целесообразность социальных структур и способствует ус­тойчивости общества. Каждая структура регламентирует и воспроиз­водит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Инсти­тут финансов и средств регулирует обмен товаров, институт семьи - брачные отношения, социально-профессиональные общности поддержи­вают разделение труда. В совокупности они обеспечивают преем­ственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.

Слово "социология" происходит от латинского "societas" (общество) и греческого слова "hoyos" (учение). Из этого следует, что социология - изучающая общество. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой интересной областью знания.

Кратко о развитии социологии

Человечество на всех этапах своей истории пыталось осмыслить общество. Многие мыслители древности говорили о нем (Аристотель, Платон). Однако понятие "социология" в научный оборот было введено только в 30-х годах 19 века. Его ввел Огюст Конт, французский философ. Социология в качестве самостоятельной науки активно формировалась в Европе в 19 веке. Наиболее интенсивно в ее развитии участвовали ученые, пишущие на немецком, французском и английском языках.

Основатель социологии и его вклад в науку

Огюст Конт - человек, благодаря которому произошло возникновение социологии как науки. Годы жизни его - 1798-1857. Именно он впервые заговорил о необходимости выделения ее в отдельную дисциплину и обосновал такую необходимость. Так возникла социология. Кратко характеризуя вклад этого ученого, отметим, что он, кроме того, впервые определил ее методы и предмет. Огюст Конт является создателем теории позитивизма. Согласно этой теории, необходимо при изучении различных общественных явлений создать доказательную базу, подобную той, что имеют естественные науки. Конт считал, что социология - это наука, изучающая общество лишь с опорой на научные методы, с помощью которых можно получить эмпирическую информацию. Это, например, методы наблюдения, исторический и сравнительный анализ фактов, эксперимент, метод использования данных статистики и др.

Возникновение социологии сыграло важную роль в изучении общества. Предложенный Огюстом Контом научный подход к его осмыслению противостоял умозрительному рассуждению о нем, которое в то время предлагала метафизика. Согласно этому философскому направлению, реальность, в которой живет каждый из нас, является плодом нашего воображения. После того как Конт предложил свой научный подход, были заложены основы социологии. Она сразу же начала развиваться в качестве эмпирической науки.

Переосмысление содержания предмета

До конца 19 века точка зрения на нее, как на тождественную обществознанию, господствовала в научных кругах. Однако в исследованиях, проведенных в конце 19 - начале 20 века, теория социологии получила дальнейшее развитие. В ней стал выделяться вместе с правовым, демографическим, экономическим и другими аспектами и социальный. В этой связи предмет интересующей нас науки постепенно стал менять свое содержание. Он начал сводиться к изучению общественного развития, его социальных сторон.

Вклад Эмиля Дюркгейма

Первым ученым, который определил эту науку в качестве специфической, отличной от обществознания, был французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (годы жизни - 1858-1917). Именно благодаря ему социология перестала рассматриваться как тождественная обществознанию дисциплина. Она стала самостоятельной, встала в ряд других наук об обществе.

Институционализация социологии в России

Основы социологии были заложены в нашей стране после того, как в мае 1918 года было принято постановление Совнаркома. В нем было указано, что проведение исследований общества является одной из главных задач советской науки. В России с этой целью был основан социобиологический институт. В Петроградском университете в этом же году было создано первое в России социологическое отделение, которое возглавил Питирим Сорокин.

В процессе развития в этой науке, как отечественной, так и зарубежной, выделилось 2 уровня: макро- и микросоциологический.

Макро- и микросоциология

Макросоциология - это наука, изучающая общественные структуры: институты образования, социальные, политики, семьи, экономики с точки зрения их взаимосвязи и функционирования. В рамках этого подхода также изучаются люди, которые вовлечены в систему социальных структур.

На уровне микросоциологии рассматривается взаимодействие индивидов. Основной тезис ее состоит в том, что явления в обществе можно понять, проведя анализ личности и ее мотивов, поступков, поведения, ценностных ориентаций, определяющих взаимодействие с другими. Эта структура позволяет определить предмет науки как изучение общества, а также его социальных институтов.

Марксистско-ленинский подход

В марксистско-ленинской концепции возник другой подход в понимании интересующей нас дисциплины. Модель социологии в ней является трехуровневой: специальные теории и исторический материализм. Этот подход характеризуется стремлением вписать науку в структуру мировоззрения марксизма, создать связи между историческим материализмом (социальной философией) и конкретными социологическими явлениями. Предметом дисциплины в этом случае становится философская То есть социология и философия имеют один предмет. Ясно, что это неправильная позиция. Данный подход изолировал от мирового процесса развития знания об обществе.

Интересующую нас науку нельзя сводить к социальной философии, так как особенность ее подхода проявляется в других понятиях и категориях, соотносимых с проверяемыми эмпирическими фактами. Прежде всего, особенность ее как науки заключается в возможности рассматривать существующие в обществе социальные организации, отношения и институты как подлежащие изучению с помощью эмпирических данных.

Подходы других наук в социологии

Отметим, что О. Конт указывал на 2 особенности этой науки:

1) необходимость применять по отношению к изучению общества научные методы;

2) использование полученных данных на практике.

Социология при анализе общества использует подходы и некоторых других наук. Так, применение демографического подхода позволяет изучать народонаселение и деятельность людей, связанную с ним. Психологический же объясняет поведение индивидов с помощью социальных установок и мотивов. Групповой, или общностный подход связан с исследованием коллективного поведения групп, общностей и организаций. Культурологический изучает человеческое поведение через общественные ценности, правила, нормы.

Структура социологии сегодня обусловливает наличие в ней множества теорий и концепций, связанных с изучением отдельных предметных отраслей: религии, семьи, взаимодействий людей, культуры и др.

Подходы на уровне макросоциологии

В понимании общества как системы, то есть на уровне макросоциологическом, можно выделить 2 основных подхода. Речь идет о конфликтологическом и функциональном.

Функционализм

Впервые функциональные теории появились в 19 в. Идея самого подхода принадлежала (на фото выше), сравнивавшему человеческое общество с живым организмом. Подобно ему, оно состоит из множества частей - политической, экономической, военной, медицинской и др. При этом каждая из них выполняет специфическую функцию. Социология имеет свою особую задачу, связанную с исследованием данных функций. Кстати, само название теории (функционализм) именно отсюда.

Эмиль Дюркгейм предложил развернутую концепцию в рамках данного подхода. Ее продолжили развивать Р. Мертон, Т. Парсонс. Основные идеи функционализма следующие: общество в нем понимается как система интегрированных частей, в которой присутствуют механизмы, благодаря которым сохраняется его стабильность. Кроме того, обосновывается необходимость эволюционных преобразований в обществе. Его стабильность и целостность формируются на основе всех этих качеств.

Теории конфликтов

Как функциональную теорию (с определенными оговорками) можно рассматривать также марксизм. Однако он анализируется в западной социологии с другой точки зрения. Так как Маркс (фото его представлено выше) основным источником развития общества считал конфликт между классами и проводил на этой основе свою идею его функционирования и развития, подходы такого рода получили в западной социологии особое название - теории конфликтов. С точки зрения Маркса, классовый конфликт и решение его - движущая сила истории. Из этого следовала необходимость переустройства общества путем революции.

Среди сторонников подхода к рассмотрению социума с точки зрения конфликта можно отметить таких немецких ученых, как Р. Дарендорф и Последний считал, что конфликты появляются из-за существования инстинкта враждебности, который обостряется, когда происходит столкновение интересов. Р. Дарендорф утверждал, что основной их источник - власть одних над другими. Между обладающими властью и не имеющими ее и возникает конфликт.

Подходы на уровне микросоциологии

Второй уровень, микросоциологический, развивался в так называемых теориях интеракционализма (слово "интеракция" переводится как "взаимодействие"). Важную роль в его развитии сыграли Ч. Х. Кули, У. Джеймс, Дж. Г. Мид, Дж. Дьюи, Г. Гарфинкель. Те, кто разрабатывал интеракционистские теории, считали, что взаимодействие между людьми можно понимать, используя категории поощрения и наказания - ведь именно это определяет человеческое поведение.

Теория ролей занимает особое место в микросоциологии. Чем же характеризуется это направление? Социология - наука, в которой теорию ролей развивали такие ученые, как Р. К. Мертон, Я. Л. Морено, Р. Линтон. С точки зрения этого направления, социальный мир - сеть социальных статусов (позиций), связанных между собой. Именно они объясняют поведение человека.

Основания классификации, сосуществование теорий и школ

Научная социология, рассматривая процессы, происходящие в обществе, классифицирует его по различным основаниям. Например, изучая стадии его развития, за основу можно брать развитие технологий и производительных сил (Дж. Гелбрейт). В традиции марксизма в основе классификации - идея формации. Общество можно классифицировать также на основе господствующего языка, религии и др. Смысл любого такого деления состоит в необходимости понять, что оно представляет собой в наше время.

Современная социология строится так, что в ней существуют на равных разные теории и школы. Другими словами, идея универсальной теории отрицается. Ученые начали приходить к выводу, что жестких методов в этой науке нет. Однако от их качества зависит адекватность отражения происходящих в обществе процессов. Смысл данных методов состоит в том, что самому явлению, а не породившим его причинам, придается главное значение.

Экономическая социология

Это направление исследований общества, которое предполагает анализ с позиций социальной теории экономической деятельности. Ее представителями являются М. Вебер, К. Маркс, В. Зомбарт, Й. Шумпетер и др. Экономическая социология - это наука, изучающая совокупность общественных социально-экономических процессов. Они могут касаться как государства или рынков, так и отдельных людей или домохозяйств. При этом используются различные методы сбора данных и их анализа, в том числе и социологические. Экономическая социология в рамках позитивистского подхода понимается как наука, которая изучает поведение каких-либо крупных социальных групп. При этом ее интересует не любое поведение, а связанное с использованием и получением денег и других активов.

Институт социологии (РАН)

Сегодня в России действует важное учреждение, относящееся к Российской академии наук. Это Институт социологии. Его главная цель - осуществление фундаментальных исследований в области социологии, а также прикладных разработок в данной сфере. Институт был основан в 1968 году. С этого времени он является основным учреждением нашей страны в такой отрасли знания, как социология. Исследования его имеют очень большое значение. С 2010 года он издает "Вестник Института социологии" - научный электронный журнал. Общее количество сотрудников составляет около 400 человек, из них примерно 300 научных сотрудников. Проводятся различные семинары, конференции, чтения.

Кроме того, на базе этого института действует социологический факультет ГАУГН. Хотя на этот факультет зачисляют всего примерно 20 студентов в год, о нем стоит задуматься тем, кто выбрал направление "социология".

Социология (от греч. socio — общество, лат. logos — слово, наука) — наука об обществе, о его функционировании, системе, взаимодействии людей. Её основной целью является анализ структуры социальных отношений, складывающиеся в ходе социального взаимодействия.

Впервые данный термин употребил французский философ Огюст Конт в 1840 году. Однако ещё ранее интерес к обществу проявлял Конфуций, индийские, ассирийские, древнеегипетские мыслители. Также социальные идеи прослеживались в трудах Платона, Аристотеля, Жан-Жака Руссо, Вольтера, Дени Дидро, Роберта Оуэна и других. Но именно в 19 веке она получила новое развитие, став наукой, дав новое понимание роли человека изучение сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

В отличие от философии, социология оперирует не высоким уровнем общения, а показывает жизнь во всём её противоречии, разворачивает сущность человеческой природы в действительности. Она осмысливает общество, общественную жизнь, не как что-то абстрактное, а как реальность, пытаясь выразить это в своих положениях.

Специфика социологии состоит в том, что общество рассматривается как упорядоченная система социальных общностей, а индивид, индивидуальное действие изучается на фоне отношений социальных групп. То есть индивид не является независимым объектом, а частью какой-то группы, выражая отношение к другим социальным группам.

Социология изучает то, как система упорядоченности формируется и воспроизводится в ходе общественной практики, как она закрепляется в системе таких социальных норм, ролей и усваивается индивидами таким образом, что становится социально-типичным и предсказуемым.

Данная типичность и свидетельствует о существовании объективных социальных законов, которые изучает социология, как научные дисциплины.

  1. Позитивизм и натурализм.
  2. Антипозитивизм (понимающая социология). Основная концепция состоит в том, что общество отличается от природы, поскольку в нём действует человек, со своими ценностями и целями.

Помимо этих направлений существует ещё огромная система классификаций и делений. Социология — многосложная структура.

В качестве практического применения социологии в наши дни можно выделить следующие направления:

  • Политическая социология,
  • Меры социального порядка, семьи и общества,
  • Изучение людских ресурсов,
  • Образование,
  • Прикладные социальные исследования (исследования общественного мнения),
  • Государственная политика,
  • Демографический анализ.

Также социологи занимаются проблемами гендерных отношений, вопросами экологического равенства, иммиграцией, нищетой, изоляцией, изучением организаций, массовыми коммуникациями, качеством жизни и т.д.

В социологии нет единой теории. В ней существует множество противоречивых схем и парадигм. Тот или иной подход может быть выдвинут на передний план, давая новое направление развития данной науки. Это связано с постоянными изменениями в развитии сознания общества. Однако весь выработанный социологией комплекс основных теоретических подходов в основном сохраняется и творчески развивается. Все они отражают реальные стороны общества, реальные факторы его развития, позволяя тем самым занимать социологии важное место в современном научном знании.

Термин “социология ” происходит от латинского слова “societas” (общество) и греческого “logos” (слово, учение). В буквальном смысле социология – наука об обществе. Попытка познать, осмыслить общество, выразить свое отношение к нему сопровождало человечество на всех этапах его истории.
Понятие “социология ” введено в научный потребления французским философом Огюстом Контом (1798-1857) в 30-х годах XIX ст. социологию он мыслил как науку, тождественную обществоведению, объединявшее в себе все области знаний об обществе. Философия Конта получила название “позитивизм”. Провозглашенная им “позитивная философия” сводилась к простому накоплению общих выводов отдельных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он усматривал в наблюдении, описании и систематизации фактов, процессов общественной жизни. Философское их осмысления принципиально отрицал как “схоластику” и “метафизику”.
Мнение Конта на социологию господствовала до конца XIX в. В конце XIX – начале XX в. в научных исследованиях общества наряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами стал выделяться и социальный. Согласно сужался предмет социологии, ограничиваясь изучением социальных сторон общественного развития.
Первым, кто дал “узкое” толкование трактовки социологии как науки, был Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог и философ, создавший так называемую французскую социологическую школу. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществоведению, к науке, сосредоточенной на изучении социальных процессов и социальных явлений общественной жизни, т.е. самостоятельной науки, которая граничит с другими общественными науками – историей, философией, политэкономией т.д.
Предмет и объект социологии, как и любой науки, не тождественны, поскольку объектом науки является все, на что направлено соответствующее исследование, а предметом – отдельные аспекты, свойства, отношения, составляющие объект конкретного исследования. Один и тот же объект может изучаться различными науками, предмет – всегда четко очерчивает сферу и цели исследования.
Современное толкование предмета социологии должно учитывать особенности данного этапа социологического познания, прежде всего то, что социология является специфическим научным знанием об обществе, которое отличается от других общественных наук и имеет свой самостоятельный предмет.
Социология – наука о становлении, развитии и функционировании общества, социальных общностей, социальных отношений и социальных процессов, о механизме и принципы их взаимодействия.
Будучи нефилософских наукой, опираясь на обобщение социальных фактов, социология определяет свой предмет на уровне макротеоретичного анализа. Она тесно связана с социально-философским уровня.
Кроме общетеоретического осмысления своего предмета, социология охватывает ряд социологических теорий, предмет которых – изучение особых состояний и форм бытия социальных общностей: социальной структуры, культуры, социальных институтов и организаций, личности, а также процессов социализации индивидов в социальных общностях.
Как наука о социальных сообщества, социология исследует массовые социальные процессы и поведение, состояния и формы социального взаимодействия и социальных взаимосвязей людей, образующих социальные сообщества.
Во всех освещенных проекциях на переднем плане – личность. Но социология рассматривает ее не сквозь призму индивидуально неповторимых свойств и качеств (это предмет психологии), а с позиции ее социально-типических черт как субъекта развития общества.
Социология – это наука об обществе, и такое определение признается практически всеми учеными-социологами. Но дальше ситуация усложняется, потому что именно общество, его структура и движущие силы его развития различными учеными понимаются по-разному. Для одних социологов общество – такой же объект исследования, как и природа, поэтому, изучая его, можно применять методы, заимствованные из естественных наук. По мнению этой группы ученых, общество развивается, как все живое, путем эволюции: от низших форм к высшим, этот процесс объективный и от человека, по сути, независимый. Близким к этому является марксистское понимание общества, в основе развития которого лежат объективные экономические закономерности, приводящие к социальным революциям и перехода от низших (первоначальной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической) до высших (коммунистической общественно-экономической формации с первой фазой – социализмом) ступеней общественного устройства. Человеку в этой концепции места фактически не остается, она вынуждена подчиняться жестокой воле этих закономерностей и не имеет возможности изменить что-либо в их ходе.

Другие авторы социальных концепций, наоборот, в основу понимания общества ставят прежде всего человека, пытаясь выяснить, почему, как и для чего этот человек создает общество и живет в нем несмотря на такие ее черты, как эгоизм, агрессивность и т.п. Здесь на первый план выступают воля и стремление людей к сожительству и созданию социальных групп; сознание, объединяющую людей и сообщества; интеллект человека, путем все новых и новых открытий и изобретений приводит технический прогресс и прогресс, другие феномены духовной жизни, общения людей и взаимодействия между ними.
Все эти способы объяснения общества места и роли в нем человека имели и имеют своих сторонников. Сегодня, в условиях идеологической свободы, мы не впервые имеем возможность ознакомиться с произведениями ученых, которые олицетворяют выше подходы к пониманию общества, и выбрать для себя тот из них, который наиболее соответствует нашим вкусам, убеждениям. Сейчас нет одной-единственной, исторически верной и всеобъемлющей теории общества и его развития. Ситуацию настоящее определяет теоретический плюрализм, т.е. право на существование различных исследовательских направлений, ибо жизнь является многогранным и сложным, а потому попытки описать и понять его идентичны разнообразными и непохожими.
Но если подойти к социологии с такой точки зрения, то мы будем вынуждены чуть ли не всю жизнь изучать различные социологические теории в поисках наиболее подходящей к нашим представлениям и вкусам. Возможен ли некий компромиссный вариант? Существуют ли в мире социологической науки попытки интеграции социологических знаний, идеи определенной функции теоретической языка социологии? Если человеческое общество в целом тяготеет к интеграции и объединения, то, возможно синтез, опираясь на тщательные эмпирические (опытные) данные.
Полной попыткой в этом направлении есть понимание социологии как науки о социальных сообщества, из которых состоит общество. Социальная общность – это реально существующая совокупность индивидов, которая характеризуется относительной целостностью. Социальные сообщества возникают в ходе исторического развития существования человечества на всех уровнях его существования и отличаются огромным разнообразием форм и содержательных связей внутри них. Эти социальные сообщества является продуктом деятельности людей, которые на протяжении своей жизни входят в уже существующих сообществ и творят новые. На ранних этапах развития человечества, люди объединялись в семьи, роды и племена на основе кровнородственных связей, ища в этих первобытных сообществах защиты от диких животных, стихийных сил природы или внешних врагов. То есть, на первый этап развития человечество тяготело к созданию сообществ, руководствуясь скорее внешними причинами, стремлением обеспечить свое существование и выживание во враждебном и угрожающем для него мире. Со временем в действие вступают другие побудительные причины, и объединение происходит на основе определенных производственных интересов и потребностей, религиозных верований, политических взглядов и т.д. Другими словами, с развитием общества внешние объективные факторы, которые обусловили создание первобытных сообществ, все больше уступают место внутренним субъективным факторам человеческого общежития.
В упрощенном варианте социальную систему можно представить в виде определенной пирамиды, все составляющие которого взаимодействуют между собой.
С такой точки зрения социологии можно определить как науку о становлении и функционировании социальных общностей, между которыми складываются определенные социальные отношения и взаимодействие, а также о социальной человека – творца этих сообществ и главного субъекта исторического развития.