Сократ и его учение кратко. Философия Сократа: кратко и понятно

Сократ достижения в философии известного древнегреческого мыслителя и философа кратко изложены в этой статье.

Сократ и его вклад в философию

В развитии Античной философии немаловажную роль сыграл Сократ (470/469 - 399 гг. до н. э.). Всю жизнь он посвятил этой науке, хотя и не оставил ни одного произведения после своей смерти. Предметом философии Сократа были душа, человеческое сознание и жизнь в целом. Также он заложил основы аристотелевского и платоновского воззрений.

В философии мыслитель руководствовался принципами, которые сформулированные оракулы:

  • познать самого себя
  • ни один человек ничего не знает достоверно, и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает.

Данные принципы должны были побудить людей расширять свои знания к постижению истины. Современным языком это метод приобщения к познанию через иронию и признание собственного невежества.

Познание самого себя, +как говорил Сократ, это поиск знаний и принципов жизни, знаний и добродетели. Человеческое невежество проявляется в том, добродетель и знание рассматривается людьми как 2 независимые, различные субстанции. Также они думают, что знания не влияют на поведение человека. А Сократ впервые обосновал этическую концепцию, базировавшуюся на знании и преодолении невежества.

Еще вклад Сократа состоит в разработке индуктивных рассуждений и общих определений. Индуктивное рассуждение – это анализ отдельных суждений или определенного числа вещей. Оно предназначено для определений понятий, которые выражают природу вещей или сущность. Таким образом, Сократ был первым, кто стоял у истоков зарождения общих понятий в философии.

Большой вклад внес мыслитель и в развитие диалектики. Другой философ Аристотель считал, что до Сократа ее не существовало вообще. Диалектика – это учение про отрицание противоречия, преодоление противоречия, недопущение противоречия. Она тесно переплетается с учением о целесообразности.

Имя: Сократ (Socrat)

Дата рождения: 469 г. до н. э.

Возраст: 70 лет

Дата смерти: 399 г. до н. э.

Деятельность: философ

Семейное положение: был женат

Сократ: биография

Сократ – величайший философ древности, его учениками были , Алкивиад, Ксенофонт, Евклид. Учение Сократа ознаменовало новый этап в развитии античной философии, когда в центре внимания оказались не природа и мир, а человек и духовные ценности.

Детство и юность

По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска и повитухи Фенареты. У будущего великого мыслителя был старший брат Патрокл, который унаследовал отцовское имущество, но и Сократ не остался в нищете.


Об этом можно судить по тому факту, что на войну со Спартой философ отправился в обмундировании тяжеловооруженного воина, а оплатить его было по силам только обеспеченным гражданам. Отсюда следует вывод, что отец Сократа был зажиточным горожанином и неплохо зарабатывал, орудуя резцом и прочими инструментами.

Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он спас от гибели своего военачальника, Алкивиада.


Мыслитель родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что предопределило его судьбу. Согласно древнегреческим законам, Сократ стал хранителем устоев афинского общества и государства, причем безвозмездно. В дальнейшем общественные обязанности философ исполнял с должным рвением, но без фанатизма, и поплатился жизнью за убеждения, честность и стойкость.

В молодости Сократ обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая,общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства мудрости и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников, современников и последователей. Одним из них был великий .

Философия

При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.


При этом знание, по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.

Противоречивы трактовки понятия зла, выведенные Сократом, а точнее, упоминания о них в трудах Платона и Ксенофонта, учеников великого философа. Согласно Платону, Сократ отрицательно относился к злу как к таковому, даже к тому злу, которое человек причиняет врагам. Ксенофонт имеет противоположное мнение по этому вопросу, передавая слова Сократа о необходимом зле во время конфликтов, чинимом ради защиты.


Противоположные трактовки высказываний объясняются характером обучения, свойственного сократовской школе. Философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина. Поэтому логично предположить, что воин Сократ беседовал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примере военных конфликтов с противником на поле боя.

Платон же был мирным гражданином Афин, и Сократ с Платоном говорили об этических нормах внутри общества, причем речь шла о своих же согражданах, близких людях и о том, допустимо ли совершать зло по отношению к ним.


Диалоги – не единственное отличие сократовской философии. К ярким чертам постижения этических, человеческих ценностей, исповедуемого философом, относятся:

  • диалектическая, разговорная форма поиска истины;
  • определение понятий методом индукции, от частного – к общему;
  • поиск ответов на вопросы при помощи майевтики.

Сократов метод поиска истины заключался в том, что философ задавал собеседнику наводящие вопросы с определенным подтекстом, так что отвечающий терялся и в итоге приходил к неожиданным для себя выводам. Славился мыслитель и заковыристыми вопросами «от противного», заставляя оппонента противоречить самому себе.


Сам учитель никак не претендовал на звание всезнающего педагога. С этой особенностью сократовского учения связана приписываемая ему фраза:

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Философ спрашивал, подталкивая собеседника к новым мыслям и формулировкам. От общих предметов он переходил к определению конкретных понятий: что есть мужество, любовь, доброта?


Определение сократовскому методу дал Аристотель, которому было суждено родиться спустя поколение после Сократа и стать учеником Платона. Согласно Аристотелю главный сократовский парадокс гласит: «Человеческая добродетель есть состояние ума».

К Сократу, который вел аскетический образ жизни, люди приходили за знаниями, в поисках истины. Он не обучал ораторскому искусству и другим ремеслам, но учил быть добродетельными по отношению к близким: семье, родным, друзьям, слугам и рабам.

Философ не брал денег с учеников, однако недоброжелатели все-таки причислили его к софистам. Последние тоже увлекались обсуждением этических норм и человеческой духовности, но не гнушались зарабатывать звонкие монеты своими лекциями.


Поводов к недовольству с точки зрения общества Древней Греции и граждан Афин Сократ давал немало. Для того времени считалось нормой, чтобы подросшие дети учились у родителей, а школ как таковых не было. Молодежь воодушевилась славой этого человека и гурьбой валила к прославленному философу. Старшее поколение было недовольно таким положением вещей, отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».

Людям казалось, что философ подрывает самые устои общества, настраивая молодых людей против собственных родителей, развращая неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.


Другой момент, ставший роковым для Сократа и приведший к смерти мыслителя, связан с обвинением в неблагочестии и поклонении другим богам вместо тех, которые признавали афиняне. Сократ считал, что о человеке сложно судить по поступкам, ведь зло творится по незнанию. В то же время в душе каждого человека есть место добру, а у каждой души есть демон-покровитель. Голос этого внутреннего демона, которого сегодня мы бы назвали ангелом-хранителем, периодически нашептывал Сократу, как поступить в сложной ситуации.

Демон приходил на помощь философу в самых отчаянных обстоятельствах и всегда выручал, поэтому ослушаться его Сократ считал недопустимым. Этого демона и приняли за новое божество, которому мыслитель якобы поклонялся.

Личная жизнь

До 37 лет жизнь философа не отличалась громкими событиями. После этого мирный и аполитичный Сократ три раза участвовал в военных действиях, причем показал себя как храбрый и мужественный воин. В одном бою ему довелось спасти жизнь ученика, полководца Алкивиада, разогнав одной дубинкой вооруженных до зубов спартанцев.

Этот подвиг впоследствии тоже поставили в вину Сократу, поскольку Алкивиад, придя к власти в Афинах, установил режим диктатуры вместо любимой греками демократии. Отстраниться от политики и жизни общества и предаться философии и аскетизму Сократу так и не удалось. Он защищал несправедливо осужденных, а затем по мере сил противился методам правления пришедших к власти диктаторов.


В пожилом возрасте философ женился на Ксантиппе, у которой от него было трое сыновей. По слухам, жена Сократа не ценила великий ум супруга и отличалась вздорным нравом. Неудивительно: отец троих детей совершенно не участвовал в жизни семьи, не зарабатывал денег, не помогал родным. Сам мыслитель довольствовался малым: жил на улице, ходил в рваных одеждах и слыл чудаковатым софистом, каким и представил его в своих комедиях Аристофан.

Суд и казнь

О смерти великого философа нам известно по трудам учеников. Подробно процесс суда и последние минуты мыслителя описали Платон в «Апологии Сократа» и Ксенофонт в «Защите Сократа на суде». Афиняне обвинили Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и сам произнес речь в собственную защиту, отрицая обвинения. Он не стал предлагать штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по законам демократичных Афин это было возможно.


Сократ не принял помощь друзей, предлагавших ему побег или похищение из тюрьмы, а предпочел встретиться лицом к лицу с собственной судьбой. Он полагал, что смерть найдет его везде, куда бы ни увезли его друзья, раз уж так суждено. Другие варианты наказания философ считал признанием собственной вины и не мог с этим смириться. Сократ предпочел казнь, приняв яд.

Цитаты и афоризмы

  • Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
  • Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
  • Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
  • Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

– афинянин, родившейся в простой семье, стал самым известным древнегреческим мыслителем своего времени. В чем заключалась философия Сократа, биография и высказывания в материале статьи.

Биография Сократа

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Значение философии Сократа

Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения.

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

  1. Иронии.
  2. Майевтике.

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

  1. Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
  2. Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
  3. Участники спора находят истину.
  4. В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей. Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого. Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу. Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью. Миром и небом правит мудрость. Пьянство обнаруживает порок, а счастье не меняет характер. Умение радоваться малому – признак богатой натуры. Зло возникает, когда человек не познал добро.

Об истине

Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.

Учение Сократа о Боге

Богословие стало завершением философии мудреца. Он утверждает, что люди не способны к пониманию истины, все знает только Бог. Афинский философ не испытывал страха перед смертью, поскольку не знал является ли она добром, злом, или высшим благом, и говорил, что человек перед лицом смерти может прорицать. Знамение не оставляет его по дороге в суд и выходящего из зала суда, все происходит так, как нужно. В противном случае, его остановили бы знамением. Хорошего человека Боги оберегают при жизни и после смерти, заботясь о его делах. О Боге Сократ говорил так: «Я знаю, он есть и знаю чем он является». Материя в его определении – выражение божественных мыслей. Отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

  1. «Брак – необходимое зло».
  2. «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом».
  3. «Работа без цели лучше бездействия».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья – ловятся и приручаются через любовь и доброту».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите чтобы есть».

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой . Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализм, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Сократа – это первый афинский философ и яркий представитель аттической мысли. По данным родился в городе Афины в 470 году до н.э. происходил из семьи каменотеса и повитухи. Благодаря матери, которая и была повитухой, он создал свой собственный стиль философствования — майевтику – поясняя, что он помогал крупицам разумности родиться в человеческих душах, подобно тому, как его мать помогала появиться на свет человеческим телам.

Обучался он своему искусству философствования у известного мастера и философа Анаксогора (из Клазомен). Свои собственные философские воззрения Сократ передавал в устной форме, не оставляя никаких письменных документов будущим поколениям. Таким образом он считал, что отдает истинное знание, жизнь ради бесед. Беседы имели необычайных успех, к тому же, благодаря атмосфере, которая царила на подобных собраниях. Даже своих учеников Сократ называл не иначе, как друзьями. Письменные упоминания об этом великом античном философе мы можем встретить у Платона, Ксенофонта, Плутарха, Аристотеля, Диогена Лаэрского.

Благодаря методу диалогов, Сократ пытался вызвать появление истинного знания у его собеседника. Он всеми возможными путями подводил самого человека к проявлению, угадыванию сути той темы, какой они предавались. С наиболее дерзкими и неприятными личностями Сократ расправлялся с помощью иронии. Ему достаточно было задать один простейший вопрос, никаким образом, не задевая и не принижая чувства другого человека, однако тот чувствовал себя явно дискомфорта и понимал всю глупость своего поведения. Это еще один из методов ведения диалога, который мы можем перебрать от Сократа.

В своих философских взглядах Сократ придерживался четкости. Он наотрез отказывался изучать и рассуждать на тему натурфилософии, однако всячески способствовал изучению религиозно-нравственных концепций. Природу он считал священной, дарованной богами и в эту область не должна ступать нога даже самого мудрого человека. Любое познания, по учению Сократа, выходит их сомнения (я знаю, что я ничего не знаю – ключевая фраза сократовской философии), которое приводит в свою очередь к самопознанию. Он всячески закликал людей познавать свою суть (познай самого себя). Благодаря само рефлексии мы можем познать в последствии такие области знаний, как право, закон, справедливость, добро, зло и другие категории. Сократ обозначал, что материалисты отрицали внешний природный мир, поэтому пришли к полному отбрасыванию божественного и морального в мире, софисты же отбросили все концепции. Сократ считал, что именно человеческий дух и обращение внутрь себя может принести человеку желанную моральность и религиозность.

Сократ был знаменитым скромником, поэтому поддерживал в человеке такие категории, как умеренность, справедливость и храбрость. То есть, человек должен придержать свои страсти, соблюдать человеческие законы и законы полюса (принятие кары от Афин вполне доказывает соответствие поведения философа к наличию его взглядов), а также не бояться преодолевать опасности. Поскольку он был идеалистом, то предполагал, что все окружающее – это лишь проекция существующих идей в мире идей. И поскольку душа философа особенно разумна и уже познала всю глубину мудрости, ей не страшно на этом идеальном уровне, она знает, что есть жизнь и смерть, добро и зло, поэтому повиновение своей участи не должно ее страшить, наоборот, надо принимать все с должностью. Жизнь Сократа была закончена в Афинах, где он принял яд, в следствии решения суда за то, что он, якобы развращал молодые умы своим знанием. Сократ повинуясь воле полиса принял свою участь достойно.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)


ВВЕДЕНИЕ

ИСТОКИ, ПЕРВЫЕ ШАГИ

ФИЛОСОФИЯ В ПОНИМАНИИ СОКРАТА

1 ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ПО СОКРАТУ

2 СОКРАТ КАК ОДИН ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ ПОДЛЕННОГО КРАСНОРЕЧИЯ

3 ИСТИНА, МУДРОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ

4 ГОСУДАРСВЕННЫЕ ФОРМЫ СОКРАТА

СМЕРТЬ СОКРАТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

философия сократ нравственность диалог

Философия Сократа представляет собой

единое целое с его жизнью.


ВВЕДЕНИЕ


В истории философии нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Во-первых потому, что он не оставил письменного наследства. Во-вторых, отношение к Сократу во все времена было различным, даже противоположным. Для одних он был великим философом, для других - скучным моралистом, для третьих - политическим реакционером.

Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. По своему облику и образу жизни он скорее был народным мудрецом, чем философом в современном понимании. «В нем какая-то нелепая, но безумная по глубине наивность, вполне родственная его безобразной наружности»1

Об учении Сократа и его целях мы узнаем из источников, авторы которых были не согласны между собой во взглядах на деятельность Сократа. Источниками для изучения биографии и учения Сократа стали: Диалоги Платона, Воспоминания Ксенофонта, сочинения Аристофана. Аристотеля.

Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, пережила целые эпохи и дошла до наших дней. Сократом интересовались и обращались во все времена, чтобы понять себя и свое время.

Актуальность данной темы, заключается в том, что все те истины, послужившие фундаментальными аспектами Сократовского учения, не утрачивают своего значения и в наши дни.

Целью написания данного реферата является рассмотрение жизни Сократа и его учения, философских взглядов и понятия морали. Поставленная цель достигается рассмотрением следующих вопросов:

Выяснить понятие нравственности, как предмета исследования Сократа.

Рассмотреть специфику сократовского метода ведения диалога

Предмет философии по Сократу.

Смерть Сократа - несправедливость приговора или сознательная установка?

Рассмотрение жизни Сократа и его учения, философских взглядов, понятия морали и нравствености. Истины, послужившие фундаментальными аспектами сократовского учения, их значение и актуальность в наши дни. Специфика сократовского метода ведения диалога.


1.ИСТОКИ. ПЕРВЫЕ ШАГИ


Из книги В.С. Нерсесянца мы узнаем, что Сократ родился в 469 году до н.э. Его отец был каменотесом, мать - повивальной бабкой. Позже он говорил, что занимается тем же ремеслом, но «…принимает роды у мужей, а не у жен и принимает роды души, а не плоти». Вот почему Сократ называл свой философский прием содействия рождения истины в ходе беседы майевтикой, ведь так в Древней Греции именовалось повивальное искусство.

Как и остальные афинские дети, Сократ получил общедоступное начальное образование, которое было нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса (города-государства), его будущего и полноправного гражданина.

Вначале Сократ учился у Анаксагора. Затем его учителем стал Архелай, который высказывал мысль о шарообразной форме Земли. Еще одним человеком, повлиявшим на его взгляды, стал один из величайших философов своего времени Парменид Элейский. Этот философ не принял ни одной из сторон в непримиримом споре об устойчивости мира. «Все в одном» - именно так Парменид сформулировал основной принцип своего учения.

Свое учение Сократ начал излагать на афинской Агоре (так в Древней Греции называлась рыночная площадь). Ксенофонт говорит, что Сократ ежедневно и утром и вечером ходил в многолюдные месса и там говорил на разные темы: «По большей части он говорил так, что всякий мог его слушать». И, будучи еще достаточно молодым, он обрел большую славу и известность, а так же заслужил звание «мудрейшего из людей» (в 440 году до н.э. таковым его провозгласила пифия Дельфийского оракула). несмотря на это он был известен своим изречением: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Этим же обстоятельством он объяснял тот факт, что никогда и ни чего не записывал. Вот что говорит Алкивиал: «Всякий невежественный и недалекий человек посмеялся бы над его рассуждениями. Но стоит раскрыть их и заглянуть в их внутреннее содержание, сейчас же окажется, что они более, чем какие-либо другие рассуждения, имеют внутренний смысл».


2.ФИЛОСОФИЯ В ПОНИМАНИИ СОКРАТА


1 Предмет философии по Сократу


Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ

сделал познание «естества человека», первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания. Суть своих философских забот Сократ однажды выразил Федру: «Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя». Дело в том, что над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано: «Познай самого себя!». Этот призыв стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Оба эти изречения определили суть его философии. «Познай самого себя!» - это послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание. Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще. К выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания представил собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед (диалогов). В этой связи Цицерон метко заметил, что Сократ спустил философия с неба на землю.

Самопознание для Сократа имело вполне определенный смысл. Познать самого себя - значит познать себя как общественное и нравственное существо. Притом не только и не столько как личность. А как человека вообще. Главное содержание, цель философии Сократа - этические вопросы.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение («я знаю, что я ничего не знаю») должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию («познай самого себя»). Только таким индивидуалистическим путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.

Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже не существенное, не стоящее внимание философа.


2 Сократ как один из создателей подлинного красноречия


Своего философского учения Сократ не облекал в письменную форму, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного спора. Мысли Сократа изложены его учеником Платоном в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральным персонажем которых является Сократ. Например, теория красноречия изложена Платоном в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем.

Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет «Во всяком деле, юноша, - обращается Сократ к Федру, - надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки».

Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т.е. сущности предмета: «Прежде всего, надо познать истину относительно любой вещи. О которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте - изложение, на третьем - доказательства, на четвертом - правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

«Сократический» метод, его задача обнаружение истины путем беседы, спора, полемики стал источником идеалистической «диалектики».

«Сократический» метод - это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведения собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. Что и является сократовской «иронией». Но он не ставит своей задачей только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» - «повивальное искусство» Сократа. Он говорил. что как бы помогает своим слушателям родиться заново, познанию «всеобщего» как основы истиной морали.


3 Истина, мудрость, нравственность


Истина и нравственность для Сократа - понятие совпадающее. Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его…справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому,люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершать никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут не совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость.

Истинная справедливость, по Сократу, это знание того. что хорошо и прекрасно. Вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.

Добродетель, т.е. познание того, что есть благо могут достичь лишь «благородные люди»

Основными добродетелями Сократ считает:

Умеренность - знание, как обуздывать страсти.

Храбрость - знание, как преодолеть опасность.

Справедливость - знание, как соблюдать законы божественные и человеческие.


4 Государственные формы Сократа


Основной принцип сократовской моральной философии, согласно которому добродетель - это знание, в сфере политико-правовой формулируется следующим образом: «Править должны знающие». Этим он говорит о разумных и справедливых началах государства и права. «Цари и правители, - подчеркивает Сократ, - не те, которые носят скипетры, и не те, которые выбраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править»6. Сократ наметил классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Сократ упоминает такие государственные формы как - монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.

Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» сообщает нам, что Сократ в своих характеристиках форм государственного устройства и правления стремился выделить присущие им черты своеобразия, а именно - «относительно царства и тирании он думал, что и то и другое есть власть, но отличается одно от другого. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он называл царством (монархией), а власть против воли народа и основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, называл тиранией. Если правление исходит от таких лиц, которые исполняют законы, то такое устройство он называл аристократией; если оно исходит от богатства - плутократией; а если от воли всех - демократией».

Так по свидетельству Ксенофонта и Платона, в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ называл Спарту и Крит. Он ратовал за правление знающих, а не за господство старой родовой аристократии или новоявленных богачей. Резко отрицательно относился Сократ к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия.


3.СМЕРТЬ СОКРАТА


Весной 399 году до н. э семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не чтит богов, признанных государством, и вводит каких - то новых богов; что он развращает молодежь, побуждая юношей не слушать своих отцов. Это мы узнаем из диалога Сократа и Эвтифона, написанного Платоном. За подрыв народной нравственности Сократа приговорили на суде к смертной казни. Тогда Сократ произносит речи, и говорит о том. что он уже стар и не боится смерти. В памяти же потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом. Тогда как его обвинители пострадают. Все три речи содержатся в произведении Платона «Апология Сократа». Философ имел возможность уклониться от наказания, бежав из Афин. Но он предпочел смерть и в присутствии своих друзей и учеников умер, выпив кубок растительного яда. Тем самым Сократ признал над собой законы своего государства - те самые законы, в подрыве которых он был обвинен. Умирая, Сократ не отказался от своего убеждения в том, что только добродетельный человек может быть счастливым: как повествует Платон, Сократ в тюрьме был спокоен и светел, до последней минуты беседовал с друзьями и убеждал их в том, он счастливый человек.

Сократ остается Сократом до конца. Он явился на суд, вполне сознавая грозящую ему опасность. Взяв слово, он сказал, что защищается только потому, что этого требует закон. «А разве, по-твоему, вся моя жизнь не была подготовкой к защите?...Я всю жизнь не сделал ничего не справедливого: это я считаю лучшей подготовкой к защите». Сократ остался верен своему учению. Друзья философа были поражены величием его духа, философским спокойствием и необычайным мужеством перед смертью. «Так вот, сидя подле него, я испытывал удивительное чувство. Я был свидетелем кончины близкого друга, а между тем жалости к нему не ощущал - он казался мне счастливцем, Эхекрат, я видел поступки и слышал речи счастливого человека!...» А. Мень пишет: «С виду безобидный говорун. Сократ оказался настоящим «возмутителем спокойствия» Афин. Казнив его, сограждане думали, что избавились от «овода», но они ошиблись: смерть сделала его лишь сильнее. После его осуждения и казни возникла обширная «сократическая литература», которая ставила своей целью оправдать учителя перед современниками и сохранить память о нем для потомков»

Сократ, по словам В.Соловьева. своей благородной смертью исчерпал нравственную силу человеческой мудрости, достиг ее предела. Эта драма смерти Сократа есть единственная в мире сверхличная и сверхисторическая трагедия. Убита Правда. Убит праведник. Убит не грубо личным злодеянием, не своекорыстным предательством, а торжественным публичным приговором законной власти, волею отечественного города. И это еще могло бы быть случайностью, если бы праведник был законно убит по какому-нибудь делу, хотя не винному, но постороннему его праведности. Но он убит именно за нее, за правду, за решимость исполнить нравственный долг до конца.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучив историю жизни и деятельности Сократа можно сделать выводы о том, что главное направление в учении Сократа это формирование социальных и индивидуально-психологических механизмов, позволяющих и требующих от личности самостоятельного, ориентированного на собственные интересы и представления, образа действий.

Сократ был человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Его мировоззрение было земным, жизненным, полным и глубоким выражением античного мира.

Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них и сформировался философский метод Сократа. Его целью было выяснить истину путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов обнаруживались слабые места оппонента. Цель же его философских учений заключалась в помощи людям.

А постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить, таким образом, к новому знанию становится источником понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последователем идеалистической философии - Платоном.

Сократ дал квалификацию государственных форм: монархия, тирания, аристократия, плутократия, демократия. По Сократу, аристократия - это наилучшая форма государственного устройства.

«Фигура Сократа в вышей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную опору, на которой могло бы стоять «здание» нравственности, права и государства после того, как старый традиционный фундамент был уже «подточен» индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты, ни традиционалисты: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев». А защитники традиций - «нигилиста» и разрушителя авторитетов.»

Сократа трудно уместить в какую-нибудь ясную и простую характеристику. «В нем все бурлило,… и притом бурлило гораздо глубже, принципиальнее, опаснее»

Блестящая характеристика жизни и творчества Сократа содержится в произведениях А.И Герцена. Сократ по оценке Герцена, «нанес существующему порядку в Греции тяжелейший удар»; «он осмелился поставить истину выше Афин, разум - выше узкой национальности». Касаясь трагической судьбы Сократа, А.И. Герцен отмечал, что Сократ судился как гражданин, имевший огромное влияние на своих соотечественников и отрицавший неприкосновенную основу афинской жизни.

Сократ - античный мудрец. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, истории политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Герцен А.И. Соч., т.2 , М., 1995. - с.455.

Кессиди Ф.Х.. Сократ. Мыслители прошлого. М.:Мысль,1998. - с.89.

Ксенофонт. Сократические сочинения. - СПб.:Комплект, 2003.- с.197.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Памятники философской мысли. М.: Наука, 1993. - с.131

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М.. 1989.- с.57.

Лосев А.Ф.. Комментарии к диалогам Платона. М.: Мысль, - 1990 - с.89.

Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М.: Юрайт.-2010,- с.114

В. С. Нерсесянц. Сократ. Наука, 1977.- с.151.

Платон. Диалоги. Апология Сократа, - М.: АСТ, 2011, - с.58.

Платон. Диалоги. Сочинения в 3-х томах. Под ред. В. Асмуса. М.: Мысль. 2000 - с.312

Сократ. Жизнеописание. Мировоззрение. Цитаты: за 60 минут - СПб.: Невский проспект; Вектор,2007.- с.187.


ПРИЛОЖЕНИЕ.


ИЗВЕСТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ СОКРАТА

Я знаю только то, что я ничего не знаю, но некоторые не знают и этого.

Если хочешь совершать добрые поступки, ты должен знать, что такое добро вообще.

Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.

Завоевывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами любви.

Так много есть на свете вещей, которые мне не нужны.

В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Нельзя врачевать тело, не врачуя душу.

Точное логическое определение понятий - условие истинного знания.

Заговори со мной, чтоб я тебя увидел.

Кто мудр, тот и добр.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.