Влияние освещения на цвета предметов. Световое оформление интерьера

Мы живем в цветном мире. И только слепой от рождения может не замечать этого. Когда мы видим прозрачную голубизну неба, яркие краски цветов на зеленой траве, желтое ослепительное солнце трудно оставаться равнодушным. У каждого из нас есть цвета, которые нравятся больше других, мы догадываемся, что цвета как-то действуют на нас, могут влиять на наше настроение и может быть на самочувствие.

Многие в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный.

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией цветового восприятия.

Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, этими вопросами занимается наука, которая называется - психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

  1. Свет и цвет.

Что такое цвет и свет? Свет это: рассвет, восход солнца, это тот или иной источник освещения. Свет - это лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Таково, образно говоря, "гуманитарное" определение понятия свет. А вот, так сказать, "физическое" определение этого же понятия: свет - это видимые глазом электромагнитные волны оптического диапазона длиной 380-760 нм, воспринимаемые сетчатой оболочкой зрительного анализатора - самого тонкого и универсального органа чувств. Свет является естественным условием жизни человека на Земле, необходимым для сохранения здоровья и высокой производительности труда.

А что такое цвет? Цвет – это световой тон чего либо. Яркий цвет - это резкие по чистоте и свежести тона. Цвет (по-гречески "хромос") - это одно из свойств объектов материального мира, которое воспринимается как осознанное ощущение. Разноокрашенные предметы, их разноосвещенные участки, а также источники света и создаваемое ими освещение могут создавать (и создают) различные световые ощущения. При этом несамосветящиеся тела отражают или пропускают свет, излучаемый каким-либо источниками, и человек фактически видит не цвет, а только освещенные «поверхности».

Таким образом, цвет предмета обусловлен, прежде всего, его окраской и свойствами его поверхности; оптическими свойствами источников света и среды, через которую свет распространяется; свойствами человеческого глаза (зрительного анализатора); особенностями переработки зрительной информации в мозгу человека.

Как же возникло наименование цветов? Зная, какую роль, играла и продолжает играть окраска предметов при определении их цвета, нетрудно понять, почему наименования многих цветов произошли от названия объектов с сильно выраженной окраской: малиновый, розовый, изумрудный и т.п. Нередко даже цвет естественного источника света - Солнца образно описывают так, как будто оно представляет собой несветящийся объект: кроваво-красный диск Солнца. Однако в повседневной жизни цвет искусственных источников света чаще всего определяют (простите за каламбур) неопределенно - понятием "белый цвет". Это связано с тем, что как правило, данный конкретный источник искусственного света редко сопоставляется с другими источниками, и человеческий глаз в значительной степени адаптируется к условиям освещения.

Для более точного качественного описания цвета обычно используют три его основные свойства: цветовой тон (ЦТ, или оттенок цвета), насыщенность и светлоту. При этом нередко учитывают также соотношение хроматического и ахроматического цветового тона. Разделение цвета на три взаимосвязанные компоненты - это результат мыслительного процесса человека, который существенно зависит от навыка и обучения. Наиболее важный компонент цвета - это ЦТ, или оттенок цвета. В человеческом сознании он прочно ассоциируется с окраской предмета определенным типом пигмента или красителя (например, зеленый тон присваивают предметам с окраской, близкой к окраске естественной зелени). Насыщенность характеризует степень или силу выражения оттенка цвета, т.е. количество (концентрацию) пигмента или красителя. Серые тона называют ахроматическими (бесцветными) и считают, что они не имеют насыщенности и различаются лишь по светлоте. Светлоту обычно связывают с количеством черного или белого пигмента, реже - с освещенностью. Светлоту разноокрашенных объектов оценивают, сопоставляя их с ахроматичными объектами. Цвет ахроматичных поверхностей, отражающих максимум цвета, называют «белым»

Поверхности с белой окраской часто служат своеобразным "эталоном": их всегда сразу узнают, и именно сопоставление с ними, позволяет бессознательно вводить поправку на освещение. Даже если наблюдаются только белые предметы, по ним опознаётся цвет самого освещения.

Восприятие цвета и их тончайших оттенков во многом зависит от среды обитания человека. Так, вопрос: "Сколько вы можете назвать оттенков белого снега?" наверняка поставит вас в тупик. Вы можете назвать не более трех-четырёх оттенков, а эскимос, не задумываясь, на своём родном языке назовёт до 30 таких оттенков.

К ахромотическим цветовым тонам относятся черный, серый и белый цвета, к хроматическим - все остальные. При воссоединении хроматических (иначе говоря, локальных) цветов с белым получаются различные разбелённые цвета, а при соединении с черным - затемненные. Именно так составляются всем хорошо известные «колерные» книжки.

Цветовые гармонии

    Теплые тона – красные, оранжевые, желтые, пурпурно-красные.

    Холодные тона – фиолетовые, голубые, синие, пурпурно-фиолетовые.

Эти группы действуют на физиологические функции и психику противоположно.

      Теплые - возбуждают мышечную работоспособность, понижают слуховую чувствительность, затрудняют перенесение высоких температур.

      Холодные – наоборот – повышают слуховую чувствительность, облегчают перенесение высоких температур и снижают мышечную работоспособность

Но длительное восприятие одного цвета или группы цветов приводит к цветовому утомлению, и действия цветов сменяются на противоположное.

Наименее утомляющим являются желто-зеленые и светлые ахроматические цвета, которые означают оптимистичность. Все цветовые гармонии могут быть разделены на 2 группы:

1. Контрастные гармонии

2. Гармонии близких цветов

Цветовая гармония – это равновесие цветовых сил.

  1. Влияние цвета на психику человека

То, что цвет сказывается на наших эмоциях и даже психике, люди интуитивно заметили давно. Недаром мы говорим о "праздничных, радостных, веселеньких" цветах и "унылых, мрачных" тонах.

Цвет создает определенную эмоциональную атмосферу, влияет на настроение и работоспособность и даже на самочувствие. Можно привести о один пример: при исследованиях специалистами было установлено, что при температуре воздуха +15-17 С, находясь в комнате с яркими желтыми или оранжевыми стенами, здоровый человек в рубашке с коротким рукавом не ощущает холода, но при этой же температуре он мерзнет в помещении с серо-голубыми стенами. Поэтому обязательно нужно тщательно подбирать цвета для окраски стен, потолков и полов.

Проблемой воздействия цвета на психику занимались и занимаются многие ученые. Например, один из самых достоверных и распространенных тестов о состояния человека - тест Люшера. Испытуемому предлагают выбрать наиболее приятный ему цвет из группы цветов, потом, из оставшихся, опять предлагают выбрать самый приятный, и так далее.

Обсчитывая соответствующим образом результаты, делают вывод о психоэмоциональном состоянии человека, о его физическом здоровье. Тем же Люшером решена и обратная задача - предъявляя человеку цвета по определенной программе, добиваются изменений его эмоционального и физиологического состояний.

На физиологию человека цвет действует почти автоматически, вот общие а) характеристики воздействия цвета:

    Красный цвет является возбуждающим, активным, действует навязчиво, принудительно. У человека изменяются дыхание и пульс, как при любом волнении. При кратком воздействии этого цвета работоспособность повышается, но ненадолго. Вскоре наступает утомление, снижается внимание и реакция.

    Оранжевый цвет вызывает ощущение теплоты, бодрости, веселья, создает хорошее настроение. При не очень длительном воздействии благоприятно влияет на работоспособность.

    Желтый цвет создает иллюзию солнечного освещения. Является активным, бодрящим, создающим прекрасное настроение.

    Зеленый цвет успокаивающий, нейтральный, мягкий цвет. Его длительное воздействие не только не утомляет, но и вызывает устойчивый подъем работоспособности. Имеет множество оттенков, которые по-разному влияют на организм человека. Например, в сочетании с желтым зеленый цвет становится мягким и создает хорошее настроение, а в сочетании с синим - становится пассивным.

    Голубой цвет вызывает ослабление и замедление жизненных процессов, т. к. является пассивным цветом. Понижает активность и эмоциональное напряжение, способствует ощущению прохлады.

    Синий цвет при его воздействии снижается активность жизненных процессов, нормализуется дыхание и пульс, т. к. он считается пассивным, спокойным, холодным. Вызывает состояние созерцательности и размышления.

    Фиолетовый цвет это самый пассивный из всех цветов, вызывающий снижение жизненного тонуса, понижение активности. При его длительном воздействии возникает состояние угнетенности и беспокойства.

    Коричневый цвет создает меланхоличное, мягкое настроение, вызывает ощущение тепла, является спокойным и сдержанным.

    Черный цвет вызывает резкое понижение настроения, являясь мрачным, тяжелым, гнетущим цветом.

    Серый цвет создает унылое настроение, вызывая апатию и скуку.

    Белый цвет холодный, чистый, спокойный цвет. Возникает впечатление простоты и скромности.

б) Цветовые пары и их воздействие на человека

    «Желтый – синий» – ощущение подвижности (обратите внимание на оформление некоторых передач, показываемых телевидением), сильная напряженность, требует уравновешивания.

    «Красный – зеленый» – мерцание, беспокойство, импульсивность

    «Красный – желтый» - в их сумме проявляется жизнестойкость

    «Оранжевый – синий»– впечатляющий, интенсивная пара

    «пурпур – зеленый» – ощущение жизни утверждения

    «Фиолетовый - лимонно-желтый» – подчеркивает тяжесть и легкость в сочетании

в) Неполярные цвета

    «Желто-красный» – лучезарность, теплота

    «Золотой – красный» – роскошь, теплота

    «Оранжево-красный» – кричащий

    «Желто-пурпурный» – диссонанс, неблагополучие, подвижность

    «Золотой – пурпурный» – мощь, достоинство, праздник

    «Красный – пурпурный» - диссонанс

    «Желтый – цвет зеленого листа» – веселье, радость

    «Желтый – оливковый» – диссонанс

    «Желто-оранжевый – цвет липового листа» – умеренно возбуждающие

    «Оранжево-красный – зеленый» - импульсивный

    «Оранжево–фиолетовый» – оглушение, опьянение

    «Красный – синий» – динамика отталкивания, не восприятие, волнение

    «Красный – ультрамариновый» – резкая сила

    «Оранжевый – ультрамарин» – притензионность

    «Синий – розовый» – робость, застенчивость

    «Пастельно-зеленый – синий» – пассивность, неясность

    «Пастельно-зеленый – розовый» – слабость, нежность, радушие

    «Желто-зеленый – красновато-серый» – диссонанс

    «Бежевый – красный» – легкий диссонанс

    «Бежевый – цвет липы» – успокаивающая теплота

    «Коричневый – зеленый (оливковый)» – приземленность

    «Темно-коричневый – синий» – бескомпромиссность

    «Темно-коричневый – охра»– жесткость, приземленность

    «Зеленый – серый» – родственность, пассивность

    «Синий – серый» – нейтральность, холодность

    «Красный – черный» – подавленность, опасность

    «Оранжево-черный» – насилие

    Желто-черный – фиксация внимания

    «Синий – черный» – ночь

    «Желто-белый» – прояснение

    «Синий-белый» – чистота, холодность

    «Зеленый – белый» – чистота, ясность

    «Розовый – белый» – слабость

    «Желто-зеленое» – лучистость желтого и ощущение покоя зеленого дает ощущение жизнерадостности.

Попробуем более подробно разобрать психологического влияние на человека. Выделим три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное.

Реферат >> Психология

Составляющих звука, воздействующих на психику человека . Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей... мyзыкy, а pастения и цветы под классическyю мyзыкy быстpее pаспpавляют... вы забудете обо всем на свете" . Особое внимание нужно...

  • Влияние цвета на продажи

    Реферат >> Маркетинг

    Не столько воздействие цвета на потребителя, сколько... человека . Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека . Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света ... занимается изучением влияния цвета на психику человека , опубликованы результаты...

  • Использование цвета на эмоциях человека в современных рекламных технологиях.

    Курсовая работа >> Маркетинг

    Он отражает. Силу воздействия цвета на сознание и здоровье человека замечали еще жрецы... в конечном счете действует подавляюще на психику . Особенно неприятное впечатление производит грязно... как застывший солнечный свет . Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и...

  • Сетчатка состоит из двух видов светочувствительных клеток - палочек и колбочек. Днем, при ярком освещении, мы воспринимаем зрительную картину и различаем цвета с помощью колбочек. При слабом же освещении в действие вступают палочки, которые более чувствительны к свету, но не воспринимают цвета. Поэтому-то в сумерках мы видим все в сером цвете, и даже существует пословица "Ночью все кошки серые

    Потому что в глазу есть два типа светочувствительных элементов: колбочки и палочки. Колбочки различают цвета, а палочки различают только интенсивность света, то есть видят всё в черно-белом изображении. Колбочки менее светочувствительны, чем палочки, так что при слабой освещенности они вообще ничего не видят. Палочки же очень чувствительны и реагируют даже на очень слабый свет. Вот поэтому в полутьме мы не различаем цветов, хотя и видим контуры. Кстати, колбочки в основном сконцентрированы в центре поля зрения, а палочки по краям. Этим объясняется то, что наше боковое зрение тоже не очень-то цветное, даже при дневном свете. Кроме того, по этой же самой причине астрономы прошлых веков старались при наблюдениях использовать боковое зрение: в темноте оно острее прямого.

    35. Бывает ли 100% белизна и 100% чернота? В каких единицах измеряется белизна ?

    В научном цветоведении для оценки светлотных качеств поверхности пользуются также термином «белизна», который имеет особо значение для практики и теории живописи. Термин «белизна» по своему содержанию близок к понятиям «яркость» и «светлота», однако, в отличие от последних, она содержит оттенок качественной характеристики и даже в какой-то мере эстетической.

    Что же такое белизна? Белизна характеризует восприятие отражательной способности. Чем больше поверхность отражает падающего на неё света, тем она будет белее, и теоретически идеально белой поверхностью следует считать поверхность, отражающую все падающие на неё лучи, однако практически таких поверхностей не существует, так же как не существует поверхностей, которые полностью поглощали бы падающий на них свет.

    Начнём с вопроса, какого цвета бумага в школьных тетрадях, альбомах, книгах?

    Вы, наверно, подумали, что за пустой вопрос? Конечно белого. Правильно – белого! Ну, а рама, подоконник, покрашены какой краской? Тоже белой. Всё правильно! А теперь возьмите тетрадный лист, газету, несколько листов из разных альбомов для рисования и черчения, положите их на подоконник и внимательно рассмотрите какого они цвета. Оказывается, будучи белыми, они все разного цвета (правильнее было бы сказать – разного оттенка). Один бело-серый, другой бело-розовый, третий бело-голубой и т.д. Так какой же из них «чисто белый»?

    Практически мы называем белыми поверхности, отражающие различную долю света. Например, меловой грунт мы оцениваем как белый грунт. Но стоит на нём выкрасить квадрат цинковыми белилами, как он утратит свою белизну, если же внутри затем закрасить квадрат белилами, имеющими ещё большую отражательную способность, например баритовыми, то первый квадрат также частично утратит свою белизну, хотя все три поверхности мы практически будем считать белыми.

    Выходит, что понятие «белизна относительно, но в то же время имеется какой-то рубеж, с которого воспринимаемую поверхность мы начнём считать уже не белой.

    Понятие белизны можно выразить математически.

    Отношение светового потока, отражённого поверхностью, к потоку, падающему на неё (в процентах) носит название «АЛЬБЕДО» (от лат. albus – белый)

    АЛЬБЕДО (от позднелат. albedo – белизна), величина, характеризующая способность поверхности отражать падающий на неё поток электромагнитного излучения или частиц. Альбедо равно отношению отраженного потока к падающему.

    Это отношение для данной поверхности в основном сохраняется при различных условиях освещённости, и поэтому белизна является более постоянным качеством поверхности, нежели светлота.

    Для белых поверхностей альбедо будет равняться 80 – 95%. Белизна различных белых веществ, таким образом, может быть выражена через отражательную способность.

    В.Оствальд даёт следующую таблицу белизны различных белых материалов.

    Сернокислый барий

    (баритовые белила)

    99%

    Цинковые белила

    94%

    Свинцовые белила

    93%

    Гипс

    90%

    Свежий снег

    90%

    Бумага

    86%

    Мел

    84%

    Тело, которое совершенно не отражает света, в физике называется абсолютно чёрным. Но самая чёрная видимая нами поверхность не будет с физической точки зрения абсолютно чёрной. Поскольку она видима, то отражает хоть какую-то долю света и, таким образом, содержит хотя бы ничтожный процент белизны – так же как поверхность, приближающаяся к идеально белой, можно сказать, содержит хотя бы ничтожный процент черноты.

    Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий Яцюк Ольга Григорьевна

    2.7. Влияние освещения на цвет

    Видимый объект освещается солнцем или искусственным источником света. При искусственном освещении зачастую используются цветофильтры, что существенно влияет на восприятие. Например, если осветить синий объект оранжевым светом, он будет казаться черным, т. к. в оранжевом луче нет синей составляющей, которая могла бы отразиться от этого объекта, следовательно, все лучи поглощаются.

    Существует ряд правил восприятия.

    Чем сильнее естественный свет, тем ярче и звонче любой цвет.

    Предмет того же цвета, что и освещение, становится ярче. Данное явление широко используют при оформлении экспозиций – в этом случае наиболее эффективно применение светофильтров. Например, красные предметы при красном освещении выглядят очень яркими, а при зеленом – очень темными, почти черными.

    Белый всегда «вбирает» в себя цвет освещения. Белые объекты в красном свете выглядят красноватыми, в зеленом – зеленоватыми и т. д.

    Свет отражается сильнее (предметы выглядят ярче), если лучи падают отвесно, а не под углом.

    При удалении наблюдается изменение цвета: на расстоянии все предметы кажутся голубоватыми. С увеличением расстояния светлые предметы несколько темнеют, а темные смягчаются и светлеют. Следует иметь в виду, что удачное освещение или умелая, целенаправленная подсветка могут дать дополнительный эффект.

    При искусственном освещении происходит изменение цветового тона предметов. Например, белые, серые и зеленые объекты желтеют; синие – темнеют и краснеют; тени предметов резко очерчены; предметы, находящиеся в тени, плохо различимы по цвету (табл. 2.3).

    Очень важен не только цвет освещения, но и его интенсивность. Нужно различать, по крайней мере, три градации силы света: яркий, средний рассеянный и отраженный. Замечено, что темная отделка помещений поглощает лучи и снижает освещенность в среднем на 20–40 %, в зависимости от варианта освещения: прямое – до 20 %, равномерное рассеянное – до 30 %, отраженное – до 40 %. Поэтому, слабо освещенное помещение лучше всего отделывать в светло-желтые и светло-розовые тона. Белый цвет значительно им уступает, так как при слабом освещении белые поверхности кажутся тусклыми и серыми. Отделка хорошо освещенных помещений, обращенных на юг, может быть более темной; допустимо использование серо-голубых тонов. Освещенность нижних этажей, особенно первого, всегда хуже, чем верхних, поэтому цвет нижних этажей должен быть светлее верхних.

    Таблица 2.3. Изменение цветового тона и яркости при искусственном освещении

    Цветная подсветка активно используется в рекламе. Если на выставке Вам нужно подчеркнуть цвет экспоната (например, выделить красный помидор), направьте на него красный софит. Цвет будет особенно ярким и выразительным. Однако в этом случае нужно тщательно подбирать цвета других объектов, включенных в экспозицию: они поменяют свои цвета, и результат может быть неожиданным. Еще один интересный эффект: при дневном свете белый предмет, освещенный дополнительно красным прожектором, дает зеленую тень. При освещении предмета зеленым, тень будет красная. Вообще, при подсветке предмета искусственным источником определенного цвета, предмет будет отбрасывать тень дополнительного цвета.

    Из книги Фотокомпозиция автора Дыко Лидия Павловна

    Понятие "эффект освещения" Работа со светом при фотосъемках должна рассматриваться с изложенных выше позиций. Нужно отметить также, что в фотографии значение освещения объекта съемки повышается еще и в связи с тем, что здесь свет является основой образования

    Из книги Решающий момент автора Картье-Брессон Анри

    Цвет До сих пор в разговоре о композиции мы имели в виду исключительно один, столь символический цвет, - черный. Черно-белая фотография - это, так сказать, формотворчество. Ей удается удается передать все цветовое многообразие мира через абстрактые черный и белый, и это

    Из книги Свет и освещение автора Килпатрик Дэвид

    Уровень освещения Уровни освещения, наблюдаемые на Земле, уже упоминались. При нормальных условиях выход за пределы рабочих диапазонов фотографических или телевизионных систем маловероятен. Тем не менее некоторые камеры старых моделей, используемые с современными

    Из книги Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна

    Контраст освещения Одной из причин, по которой в условиях общего отражающего окружения (например, улиц средиземноморских деревень с побеленными домами) получаются отличные фотоснимки, является малый контраст освещения. В подобных условиях можно с успехом использовать

    Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

    Виды освещения и его организация Теоретически единственный источник света является наилучшим средством имитации естественного освещения, так как само солнце - одиночный источник. Но солнце находится на небосводе, который имеет форму полусферы, играя роль

    Из книги Том 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов автора Малевич Казимир Северинович

    Свет и цвет Белый свет состоит из смеси излучений с длинами волн от 440 до 700 нм. Это по крайней мере стандартное объяснение. На самом деле белого света как такового не существует; просто человеческий глаз, реагируя на излучения с длинами волн в пределах указанного

    Из книги Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий автора Яцюк Ольга Григорьевна

    Цвет в студии Цветовой баланс и цветосодержание влияют на восприятие фотографического изображения. Иногда ошибочно предполагают, что все источники света точно соответствуют друг другу по цветовым характеристикам. Но это не так. Например, электронная импульсная лампа

    Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

    Специальные приемы освещения Есть ряд работ, для которых из-за специальных требований стандартные осветительные установки непригодны. Обычно это общие стандартизированные работы, поэтому, освоив однажды базовую технику и приемы, уже не нужно прибегать к каким-то новым

    Из книги автора

    Усложненная техника освещения Окрашенное освещение Когда окрашенный свет используется в роли основного источника света, а не для создания эффекта, возникают трудности с определением экспозиции. При прямом отсчете показаний экспонометра как по яркости, так и по

    Разложение солнечного света в спектр

    В современной колористике принята трехцветная теория цветового зрения. Начало этой теории положил Михайло Ломоносов. Подробно трехцветная теория была разработана в XIX в. в трудах Гельмгольца. По этой теории световые волны, длина которых соответствует красному, синему и зеленому цветам, составляют основу всех цветов в природе, поэтому красный, синий, зеленый - основные, первичные цвета. При наложении попарно трех цветовых потоков первичных цветов образуются вторичные: голубой, пурпурный, желтый. Желтый цвет получается наложением красного и зеленого; первичный синий в формировании желтого не участвует, поэтому синий и желтый являются взаимодополняющими, комплиментарными цветами. При освещении одуванчика синяя составляющая света поглощается цветком, а красная и зеленая отражаются, поэтому мы воспринимаем одуванчик желтым. При смешивании всех первичных составляющих (красной, синей и зеленой) длины волн суммируются и образуется белый цвет.

    Указанная трехцветная модель - не единственная. Возможно формирование цветов на основе, например, красного, желтого и синего. Возможны также другие варианты.

    Одним из основоположников колористики был великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете. В 1810 г. он издал трактат "Учение о цвете", в котором описал колориметрический круг, названный им «кругом естественных цветов».

    По физическому состоянию цвет - составная часть света. Его физические свойства раскрываются в зависимости от двух факторов: спектрального излучения или «испускания» (сло­варный термин) света, а точнее, прохождения его сквозь приз­му или прозрачную поверхность и отражения от предметной поверхности. Эти факторы (излучение и отражение) предопре­деляют образование двух основных видов цветов. Первый вид представляют излучаемые (назовем их условно так) или световые, «невещественные» (по Иттену), и отражаемые, «вещественные» (там же) или красочные цвета. Первые харак­терны для цветов, передаваемых компьютерной графикой, вторые - для используемых в традиционном графическом дизайне и современной полиграфии.

    Излучаемые цвета носят специфический характер. Среди них основными являются красный, синий и зеленый цвет. В смешении они дают белый цвет (табл. 3, п. 1). Их физиче­ские свойства подробно разобраны в специальной литературе, посвященной световой колориметрии, в частности исследова­ниям вопросов цветовой коррекции в компьютерных програм­мах (19). Среди отражаемых цветов выделяются три основных цвета: желтый, красный и синий. В гармоническом постро­ении они образуют триаду цветов, которые при смешении дают черный цвет, занимающий ее центр (табл. 3, п. 2). Мы подробнее остановимся на композиционно-художественных свойствах именно этих цветов.



    Объект воспринимается окрашенным в определенный цвет за счет отражения падающего на него света. Белый отражает свет всех цветов (чем больше отражает предмет, тем он кажется белее), черный - поглощает (чем больше поглощает, тем кажется чернее). В природе не существует материала, отражающего 100% падающего на него света, поэтому нет ни идеально белого, ни идеально черного цвета. Самый черный цвет у черного бархата, он поглощает 99,8% падающего на него света. Самый белый - спрессованный в плитку порошок химически чистого сернокислого бария, отражающий около 94% света. Серый цвет отражает свет в зависимости от соотношения в нем белого и черного. Бесконечно разнообразный серый тон предоставляет большие возможности для его использования. Окраска - это способность предмета отражать излучения с теми или иными длинами волн, а цвет - это результат реализации этой способности в определенных условиях освещения. Окраска делится на три вида. Первый - краска проникает в структуру окрашиваемого тела и изменяет его цвет. Второй - красящее вещество образует цветную непрозрачную пленку, покрывающую окрашиваемое тело. Третий - красящее вещество покрывает тело прозрачной окрашенной пленкой и совместно с цветом тела создает новый цвет. Указанные виды окраски могут действовать и совместно. Окраска физически может оцениваться спектральными кривыми отражения, пропускания или оптическими плотностями. Так, к примеру, окраска снега - белая, но в зависимости от освещения он может иметь голубоватый, синеватый или желтоватый цвет.


    Окраска поверхности или степень ее светлоты характеризуется относительными величинами, которые зависят от того, как поверхность отражает или пропускает свет (рис. 16).

    Для количественного описания вводится оптическая плотность - мера почернения изображения. Оптическая плотность характеризует степень черноты. Чем плотность больше, тем чернее рассматриваемый участок изображения. Численно плотность равна десятичному логарифму величины, обратной коэффициенту пропускания или отражения. Отраженный свет возникает, когда некоторая поверхность отражает световые волны, падающие на нее от источника света. Идеально белая поверхность отражает все падающие лучи, ничего не поглощая (рис. 17, а). Серая поверхность равномерно поглощает световые волны разной длины. Отраженный от нее свет не меняет свой спектральный состав, изменяется только интенсивность излучения (рис. 17, б). Черные поверхности, существующие в природе, практически полностью поглощают

    падающий на них свет (рис. 17, в). Идеальная черная

    поверхность не отражает свет вообще.

    Рис. 17.Типы отражающих поверхностей

    Объект, как правило, освещается солнцем или искусственным источником света. При искусственном освещении зачастую используются цветовые фильтры, что существенно влияет на восприятие. Запомните:

    · чем сильнее естественный свет, тем ярче и звонче любой цвет;

    · предмет того же цвета, что и освещение, становится ярче. Данное явление широко используют при оформлении экспозиций - в этом случае наиболее эффективно применение светофильтров. Например, красные предметы при красном освещении выглядят очень яркими, а при зеленом - очень темными, почти черными;

    · белый всегда "вбирает" в себя цвет освещения. Белые объекты в красном свете выглядят красноватыми, в зеленом - зеленоватыми и т.д.;

    · свет отражается сильнее (предметы выглядят ярче), если лучи падают отвесно, а не под углом;

    · при удалении наблюдается изменение цвета: на расстоянии все предметы кажутся голубоватыми. С увеличением расстояния светлые предметы не- сколько темнеют, а темные смягчаются и светлеют. Следует иметь в виду, что удачное освещение или умелая, целенаправленная подсветка могут дать дополнительный эффект;

    · при искусственном освещении происходит изменение цветового тона предметов. Например, белые, серые и зеленые объекты желтеют; синие - темнеют и краснеют; тени предметов резко очерчены; предметы, находящиеся в тени, плохо различимы по цвету (см. табл. 2);

    · темная отделка помещений снижает освещенность в среднем на 20 - 40% - в зависимости от варианта освещения (рис. 5): прямое - до 20%, равномерное рассеянное - до 30%, отраженное - до 40%;

    · слабо освещенное помещение лучше всего отделывать в светло-желтые и светло-розовые тона. Белый цвет значительно им уступает, т. к. при слабом освещении белые поверхности кажутся тусклыми и серыми;

    · отделка хорошо освещенных помещений, обращенных на юг, может быть более темной; допустимо использование серо-голубых тонов;

    · освещенность нижних этажей, особенно первого, всегда хуже, чем верхних, поэтому цвет нижних этажей должен быть светлее верхних.

    Таблица 2.

    Прежде всего, отражаемые цвета характеризуются разным хроматическим составом. Они разделяются на ахроматические и хроматические.

    К ахроматическим цветам относятся белый и черный цвета, а также серые оттенки, получаемые от их смешения. В своем гармоническом построении они образуют основной ахроматический круг, в котором верхнее положение занимает белый цвет, нижнее - черный, а серые оттенки (среднесерые, светлые и темные) располагаются в промежутке между ними. При таком построении четко определяются отношения между основными и дополнительными или смеж­ными ахроматическими цветами. Более тонкая градация черно-белых цветов позволяет построить полный ахромати­ческий круг, в котором оттенки черного и белого цвета плавно переходят друг в друга (табл. 3, п. 4). Четко видеть этот переход - важнейшее требование, предъявляемое к дизайнеру, строящему ахроматическую композицию. Оно успешно выполняется, когда дизайнер сознательно подходит к подбору тональных отношений элементов композиции в связи с решением тех или иных композиционных задач. Например, задачи целостной организации цветового графического поля с использованием одних светлых или одних темных черно-белых оттенков.

    К хроматическим цветам относятся чистые цвета спек­тра, получаемые при разложении дневного света, проходя­щего сквозь светопреломляющую призму. В первую очередь они различаются по цветовому тону. При своем упрощенном гармоническом построении эти цвета образуют основной хроматический круг, в котором цвета располагаются в поряд­ке, соответствующем их физическому расположению в спек­тральном ряде (как, например, в радуге). В целях более четкого композиционно-графического представления этого ЭЕ круга в ряд спектральных цветов нами введен промежуточный цвет, занимающий место между зеленым и желтым цветами, который образуется от их смешения. Это желто-зеленый цветовой тон. При его введении основные цвета - желтый, красный, синий и зеленый занимают противоположные места на диаметрах круга - табл. 3, п. 5 (в точном компьютерном построении желтый, пурпурный и голубой цвета располагаются в круге под углом в 120 градусов). Между ними располагаются смежные оттенки - оранжевый, фиолетовый и тот же желто-зеленый цвета. При таком расположении четко образуются пары противоположных, так называемых дополнительных цветов, которые при сопоста­влении дополняют, усиливают звучание друг друга.

    При более тщательном смешении хроматических цветов образуются оттенки, которые в том же гармоническом поряд­ке образуют так называемый полный цветовой круг (табл. 3, п. 6). В его построении сохраняется принцип противополож­ного расположения основных и смежных цветов. Объективные закономерности построения этого круга важно учитывать при построении графических композиций, наполненных разнооб­разными хроматическими оттенками.

    Второе важное композиционное свойство хроматического, как и ахроматического, цвета - светлота. Она означает сте­пень присутствия в нем белого или черного цвета. При разном количестве отраженного света хроматический цвет выглядит светлым или темным. Его крайние состояния - собственно белый и черный цвета.

    Третье основное свойство цвета - насыщенность. Она определяется как отношение хроматического (спектрально­го) цвета к серому цвету. Чем «чище», заметнее хроматиче­ский цвет на фоне серого, тем он насыщеннее. В композициях в целях достижения большего единства используются, как правило, цвета одной степени насыщен­ности. При этом общая цветовая композиция оценивается как мягкая, сдержанная, спокойная. Если применяют резко отличающиеся цвета, причем по нескольким свойствам, например светлоте и насыщенности, то она оценивается как активная, контрастная. Резкое отличие цветов по свет­лоте и насыщенности выражается понятием цветовой кон­трастности.

    Яркость цвета связана с его цветовым тоном, насыщенно­стью и светлотой и вызывает ощущение повышенной силы света и повышенной освещенности поверхности. Так, ярко-красный или ярко-синий цвет создает впечатление поверхно­сти, освещенной лучами от сильного источника света.

    Уточним, что совокупность оттенков в цветовой композиции определяется как тональность, или цветовая гамма. Сочетание многих цветов, составляющих не одну, а несколько гамм, рассматривается как полихромия, или палитра цветов (колорит).

    Следует заметить, что в практике графического дизайна довольно редко используются чистые спектральные цвета. Большей частью им придается разная яркость. К тому же они смешиваются. В связи с этим встает проблема гармоничного сочетания таких сложных цветов. Теоретически она решается путем гармонического построения, так называемого цветового тела. Это тело или наиболее полная и наглядная модель сочетающихся цветов представляется в различных видах - кубе, цилиндре, двухвершинном конусе («юле») или шаре. Цветовой шар наиболее полно и наглядно дает представление о гармонических отношениях цветов по светлоте и насыщенности. На концах его вертикального диаметра располагаются основные ахроматические цвета: белый вверху и черный внизу. Центр занимает серый цвет. По «экватору» располагаются насыщенные цвета спектра. При приближении к «полюсам» они высветляются или утемняются, а при приближении к центру теряют насыщенность. Цветовой шар дает возможность легкого прочтения взаимоотношений и свободного подбора в графических композициях самых разных цветов.

    2.1.3. Цветовая гармония и цветовые контрасты

    Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии "гармоничными", обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного- непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

    В области объективных закономерностей гармония - это равновесие, симметрия сил. Так, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его "обратку" - зеленый. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают комплиментарные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом .


    Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат накладывается серый квадрат меньшего размера, но той же яркости. На желтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом - голубовато-серым, на красном - зеленовато-серым, на зеленом - красновато-серым, на синем - оранжево-серым и на фиолетовом - желтовато-серым (рис. 18). Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок.

    Симультанным контрастом , является способность чистых цветов окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет.

    Симультанное действие будет тем сильнее, чем дольше мы будем смотреть на основной цвет и чем ярче его тон. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет свою силу, глаз устает.

    Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порожденные цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанный контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же причине.

    Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Рассмотрим это еще и с другой стороны. Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году в Никольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет. Как физик он исходил из изучения спектральных цветов. В разделе, посвященном физике цвета, уже говорилось, что если изъять какой-либо спектральный цвет, предположим, красный, из цветового спектра, а остальные окрашенные световые лучи собрать с помощью линзы вместе, то сумма этих остаточных цветов будет зеленой, то есть мы получим цвет дополнительный к изъятому. В области физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый цвет, а пигментная же смесь даст в этом случае серо-черный тон.

    Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: "Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция - расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция - их восстановление - уравновешены. Это значит, что средне-серый цвет создает в глазах состояние равновесия". Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на черном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим черный квадрат и на оборот. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.

    Можно получить один и тот же серый цвет из черного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета - желтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета: красный - зеленый = красный - (желтый и синий); синий - оранжевый = синий - (желтый и красный); желтый - фиолетовый = желтый - (красный и синий).

    Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит желтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой. Желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

    Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

    Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией.

    Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов.

    Специфичны родственные отношения цветов (табл. 3, 4), образующих полные ахроматический и хроматический круги. В целом они сводятся к сочетаниям близких и далеких цветов. Их характер определяется расположением оттенков в разных частях полного цветового круга. По родственным отношениям в этом круге можно выделить следующие цветовые гармонии:

    Ахроматическая - построена на сочетании ахроматических оттенков;

    Монохроматическая - сочетание оттенков одного хроматического

    Дихроматические - сочетание оттенков дополнительных цветов

    (цветовой контраст);

    Бихроматическая - сочетание оттенков рядом расположенных цветов;

    Мезохроматическая – сочетание оттенков сближенных хроматических

    Посткилохромия – многоцветная гармония все хроматические цвета

    которой, подчинены оттенку одного хроматического цвета;

    Полярная - сочетание не менее двух хроматических цветов и их

    градация (растяжка) до белого (хроматического) цвета и/или черного(хроматического) цвета;

    Полихроматические - отмеченные сочетанием оттенков разных цветов.

    Табл. 3. Цвета разных родственных отношений. Левый вертикальный ряд - близкие (нюансные) цвета. Правый вертикальный ряд - далекие (контрастные) цвета.


    Табл. 4. Основные виды цветов, различающиеся композиционно-художе­ственными свойствами. Цвета представлены по полному цветовому кругу.

    Выбирая обои, мебель, шторы или любую другую вещь для интерьера своей квартиры, мы в первую очередь обращаем внимание на цвет предмета. Расцветка, это один из основных критериев, который влияет на решение о покупке той или иной вещи для дома. И каково же бывает разочарование, когда видя покупку у себя дома, мы обнаруживаем, что в нашей квартире цвет у неё вдруг стал совсем другим и смотрится уже не так очаровательно, как в магазине. А виноват в этой, довольно распространенной проблеме, метамеризм , термин обозначающий изменение цвета в зависимости от условий наблюдения (освещения и т.д.).

    Различают 4 основных вида метамеризма:

    Метамеризм излучения – изменение цвета в зависимости от источника освещения;

    Метамеризм наблюдателя – естественное явление и давно известный факт, что все люди индивидуально воспринимают цвет, поэтому для разных людей один и тот же цвет будет выглядеть по разному;

    Метамеризм размера измеряемого поля – изменение восприятия цвета в зависимости от его площади, многие цвета становятся более «агрессивными» при большей занимаемой площади;

    Метамеризм геометрии или угла обзора – изменение цвета в зависимости от угла обзора наблюдателя. Особенно этот эффект заметен на металлизированных или покрытых специальными красками поверхностях.

    Как свет меняет цвет?

    Цвет в Вашем доме всегда зависит от освещения. Если Вы наблюдательны, то наверняка и сами это уже заметили. При дневном освещении цвет стен один, а вечером, когда включаются источники света, цвет стен меняется и становится уже другим. И конечно это касается всех поверхностей в комнате.

    Именно поэтому рекомендуется все отделочные материалы проверять при разных источниках света и обязательно дома, чтобы не было неожиданных сюрпризов. Ведь довольно часто бывает, что в магазине обои нравятся, а принесли домой – и уже цвет не тот.

    В изменении цвета под воздействием света есть определенные закономерности. Обобщить их можно примерно так: при теплом свете теплые цвета становятся мягче и нежнее, а холодные цвета тускнеют и сереют. При холодном свете наоборот, холодные цвета становятся ярче и лучистее, а теплые цвета приобретают сероватый оттенок.

    Это надо обязательно учитывать при покупке ламп для ваших светильников. Лампы накаливания, которые на сегодня уже уходят в прошлое, имеют теплый свет. Энергосберегающие лампы могут иметь как теплый, так и холодный свет. На их упаковке всегда отмечено, какой свет дает лампа. Обращайте на это внимание и покупайте именно те лампы, которые выигрышно подчеркнут цвета в вашей комнате.

    Наименьшее изменение цвета отделочных материалов дают простые галогенные лампы, которые излучают белый свет, наиболее близкий к естественному полуденному освещению.

    При естественное освещении надо учитывать климат и расположение окон. В южных широтах свет более яркий, а в северных более рассеянный. При ярком южном свете цвета кажутся бледнее, поэтому чтобы компенсировать этот эффект рекомендуется выбирать цвет на 1-2 тона темнее. Чтобы смягчить слишком солнечные комнаты выбирают холодные темные пастельные (ненасыщенные) цвета.

    Чтобы северные комнаты не выглядели слишком мрачно и холодно, используют теплые цвета. Если света в помещении недостаточно, то светлые и интенсивные тона могут компенсировать этот недостаток. В целом, под воздействием непрямого северного света, цвета кажутся более темными и менее интенсивными.

    В таблице показаны примеры, как изменяются цвета под воздействием теплого и холодного света. Так как цветопередача вашего монитора может исказить истинные цвета, ориентируйтесь на них, как на примерные. И помните, чтобы не ошибиться в выборе, тестируйте отделочные материалы у себя дома при домашнем освещении.

    Дополнительно на восприятие цвета влияют окружающие его цвета, например, иллюзия контраста и решетки Геринга дают представление об этом явлении. Также цвета в цветовых сочетаниях могут взаимно усилить или ослабить друг друга. Отправляясь в магазин выбирать отделочные материалы и мебель для дома, следует учитывать эти явления.

    Для того чтобы получить именно тот цвет в интерьере, который вы и хотели, нужно подойти к выбору предварительно подготовившись. Во-первых, определите, какие виды освещения будут присутствовать в вашей квартире, и как будет освещаться конкретный предмет или отделочный материал. Как много будет естественного освещения, на какую сторону света выходят окна.

    В южном свете большинство цветов кажутся интенсивнее, но при этом становятся чуть бледнее. Разбеленные, ненасыщенные цвета в южной комнате будут почти белыми. В северном непрямом свете цвета теряют свою интенсивность, но при этом смотрятся темнее. Чтобы компенсировать этот эффект, для северных комнат надо выбирать более насыщенные тона цвета.

    Какие искусственные источники света будут освещать предмет – лампы накаливания, люминесцентные лампы или другие. Наибольшее изменение цвета отделочных материалов наблюдается при освещении их лампами накаливания, натриевыми лампами высокого давления и натриевыми лампами низкого давления. Наименьшее изменение цвета предмета происходит при освещении ртутными лампами высокого давления и металогалогенными лампами высокого давления. Остальные виды ламп имеют среднюю способность влиять на изменение цвета. Кроме того, надо учитывать, что при прочих равных условиях наибольшим изменениям подвержены насыщенные цвета.

    Идеальный вариант решения этой проблемы – перед покупкой принести в дом выбранный образец и посмотреть, как он будет выглядеть. Но это, к сожалению возможно далеко не всегда. Во-первых, при ремонте источники освещения устанавливаются на последнем этапе, и поэтому заранее не увидеть, как будет в итоге смотреться выбранный отделочный материал. А во-вторых, магазины очень редко предоставляют такую услугу.

    Поэтому решать проблему метамеризма придется самостоятельно. Для этого запаситесь разными видами фонариков и не стесняйтесь посветить всеми ими под разными углами на выбираемый материал. Обязательно поднесите выбранный образец к окну и посмотрите, как он смотрится при естественном освещении, не забывая при этом про стороны света. Повертите образец и посмотрите на него под разными углами, обратите внимание, что при этом происходит с его цветом. Принимайте решение о покупке, только если вам понравился цвет при разных видах освещения.
    Если выбираемый вами материал будет занимать большую площадь в комнате, то постарайтесь «включить» объемное воображение и представить, как этот цвет будет смотреться на большой площади. Иногда цвета и расцветки, на маленькой площади выглядят выразительно, а на большой площади теряют свое очарование.

    Если материал подбирается для помещения, где будут проводить свое время несколько человек, обязательно возьмите с собой членов семьи. Выбираемый цвет должен понравиться всем, иначе в будущем возможны ссоры, споры и другие нежелательные последствия. Согласитесь, мало кому понравится часто находиться в неприятном для себя цветовом окружении.

    Следующий момент, на который надо обратить внимание при выборе расцветки отделочного материала, мебели и тканей для интерьера, это цветовые сочетания. Какие еще цвета будут присутствовать в комнате? Какую площадь будет занимать каждый цвет? Если у вас уже есть образцы других материалов, которые будут присутствовать в комнате, возьмите их с собой и приложите к выбираемому материалу. Посмотрите, как цвета влияют друг на друга и делайте покупку только в случае, если вас все устраивает.

    Если же вы все-таки купили материал, ткань или мебель, которые в вашем доме изменили свой цвет неприятным для вас образом, и возвратить товар невозможно, попробуйте смягчить неудачный цвет с помощью аналогового, поместив его поблизости. Например, ярко-зеленый диван можно приглушить, бросив на него подушки нежно-бирюзового цвета. Или, например, если красно-синяя расцветка, которая в магазине смотрелась эффектно, в вашей квартире слилась в единый фиолетовый цвет, то выберите из расцветки тот цвет, который вам больше нравиться и используйте его в качестве доминанты в дополнительных аксессуарах.

    Зная все подводные камни, которые вас ждут на пути выбора цветового решения для интерьера своей квартиры, вы легко сможете их избежать. Ну а уж если вы все-таки что-то не учли и получили не совсем удовлетворительный результат, всегда есть возможность все исправить, задействовав другие цвета из цветовой палитры. Для этого надо всего лишь изучить влияние цветов друг на друга или обратиться к помощи профессионалов.

    Дизайн дома для счастливой жизни, или Как создать идеальное пространство для эмоционального благополучия всей семьи

    В книге описан пошаговый алгоритм создания дизайна интерьера дома своими руками.

    В ней собраны все ключевые моменты важные для дизайна – от придумывания идеи и выбора цвета, до расстановки мебели.

    Эта книга о том, как создать атмосферу душевного тепла и уюта с помощью дизайна.

    В ней собраны практические советы от дизайнера и арт-терапевта по обустройству комфортного жилья для полноценной жизни.

    Простые пошаговые алгоритмы подбора цвета и мебели помогут решить все вопросы, связанные с дизайном интерьера. Вы будете точно знать, как выбрать цвета и расставить мебель так, чтобы в доме хорошо жилось всей семье.