Зачем в храме нужны иконостас и завеса над Царскими вратами? Иллюстрированный обзор. Другие иконы храма Что изображается на царских вратах в церкви

(22 голоса : 4.7 из 5 )

Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, где Он изображен с Книгой и благословляющим жестом. Слева – икона Богородицы (как правило, с Младенцем Иисусом на руках). Христос и Богородица встречают нас во вратах Царства Небесного и ведут к спасению через всю нашу жизнь. Господь сказал о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (); «Я – дверь овцам» (). Богородицу называют Одигитрией, что значит»путеводительница» (обычно здесь и помещают иконографический вариант Богоматери Одигитрии).

Икона, следующая после образа Спасителя (справа по отношению к предстоящим), изображает святого или праздник, в честь которого данный храм назван. Если вы вошли в незнакомый храм, достаточно посмотреть на вторую икону справа от Царских врат, чтобы определить, в каком храме вы находитесь – в Никольском храме на этом месте будет образ св. Николая Мирликийского, в Троицком – икона Святой Троицы, в Успенском – Успение Пресвятой Богородицы, в храме Космы и Дамиана – образ свв. бессребреников и т.д.

Кроме Царских врат, в нижнем ряду расположены также южные и северные двери (называемые ещё диаконскими , потому, что именно диакон в процессе богослужения пользуется ими чаще других). Как правило, они гораздо меньшего размера и ведут в боковые части алтаря – жертвенник, где совершается Проскомидия, и дьяконник или ризницу, где священник облачается перед литургией и где хранятся облачение и утварь. На дьяконских дверях обычно изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидиаконов Стефана и Лаврентия, показавших истинный пример служения Господу.

Изнутри Царских врат привешивается (греч. καταπέτασμα - катапетасма), которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения.

Царские врата открываются только во время богослужения и только в определенные его моменты. Во время Светлой (Пасхальной) седмицы не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос отверз нам врата Небесного Царствия.

Царские врата отверзаются во время Литургии:

– для Малого входа с Евангелием, знаменующего явление Господа на проповедь Евангелия, а по прочтении Евангелия затворяются;

– для Великого входа, на котором Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, после закрываются, что обозначает сошествие Спасителя во ад;

– при изнесении Святых Даров для причащения народа, что изображает явление Господа Своим ученикам по воскресении, вознесение на небо и Открытие Царства Небесного.

Сквозь царские врата позволяется проходить только священнослужителям.

В 2009 году в храме установлены три ряда иконостаса. Изготовлен он в мастерской Сергиева Посада, выполнен в древнерусском стиле.

Нижний ряд (чин) или местный . На нем располагаются царские врата с изображением на двух створах Благовещения и четырех евангелистов. Обрамление царских врат имеют изображение святителей, а сверху икона Евхаристии – Причащения апостолов Христом.

Справа от царских врат - икона Спасителя «Спас на престоле». На этой иконе Иисус Христос сидит на царском троне. На плече материя – покрывало, в левой руке - открытая Библия. Престол – символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того – царственный знак славы Спасителя.

Слева от царских вратикона Божией Матери «Пантанасса» (Всецарица). Эта икона относится к иконографическому типу Панахранта, что в переводе с греческого означает «Пренепорочная», «Пречистая». «Всемилостивая» - второе название икон Богородицы данного типа. Общим признаком таких икон является то, что Богородица изображается восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие и славу Божией Матери, самой совершенной из всех рожденных на земле. Образ иконы «Всецарица» находится на святой горе Афон в Греции. Древнее монастырское предание гласит, что однажды к иконе подошел некий юноша. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам, что вел греховную жизнь и занимался колдовством. Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния.


На северных и южных вратах изображены архангелы Михаил и Гавриил.

Справа от иконы Спаса на Престоле находится поясная икона – Александра Невского. В иконографии часть икон изображают период с 1221 года по 1262 год – время, когда благоверный князь Александр Невский был воином и великим полководцем. На таких иконах его обычно изображают с оружием, в княжеской одежде. Другая часть икон указывает на конец жизни Александра Невского, когда в 1263 году он принял схиму с именем Алексей и стал монахом. Такая икона Святого живописует благоверного князя в монашеском одеянии. Такой тип изображения иконы соответствует в допетровской России. 15 июня 1724 года Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «в одеждах великокняжеских» . Именно к этому типу иконографии относится наша икона святого князя Александра Невского. Эта традиция соединяет в себе старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской.

Слева на иконостасе от Божией Матери располагается икона Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского. История образа этой иконы связана с событиями 16 века. В 1521 году при ходатайстве преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского перед Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет – Гирея. Об этом повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской.

Справа от иконы Александра Невского, располагается икона всех Новгородских Святых. Собор новгородских святых известен с 1831 года. Празднование Его установлено по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) в третью неделю по Пятидесятнице. В собор включено более ста святых.

Слева от иконы преподобных Сергия и Варлаама находится икона царственных стр астотерпцев , особо чтимая в нашем храме, в связи с тем, что он был построен в честь трехсотлетия царствования дома Романовых. На ней изображены во весь рост царская семья – император Николай II, императрица Александра Федоровна, их дети – Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, Алексей. На иконе император со своей семьей изображены в стилизованных облачениях, напоминающих облачения русских царей и княжон 16-17 веков. Икона царственных страстотерпцев выполнена в живописной манере письма, если не считать изображения в верхней части иконы двух ангелов, несущих икону «Державной Богоматери», написанную в сугубо иконописной технике.

Второй ряд в нашем иконостасе - праздничный. В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых и некоторых великих праздников.

Слева направо на втором ряду нашего иконостаса изображены следующие иконы:

1. Рождество Богородицы

2. Воздвижение Животворящего Креста Господня

3. Покров Пресвятой Богородицы

4. Введение во храм Пресвятой Богородицы

5. Рождество Христово

6. Крещение(Богоявление)

7. Сретенье Господне

8. Благовещенье Пресвятой Богородицы

9. Вход Господень в Иерусалим

10. Сошествие Христа во ад

11. Вознесение Господне

12. Троица

13. Сошествие Святого Духа

14. Святые апостолы Петр и Павел

15. Преображение Господне

16. Успение Пресвятой Богородицы

Следующий ряд иконостаса – деисусный , который представлен у нас сокращенно. В центре - икона «Спас Вседержитель». На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон, держа в руках открытую Библию. Слева от Него, - в позе молитвенного обращения к Своему Сыну, Богородица. Склоненная голова, поднятая рука, взгляд – так писали молящуюся Богородицу византийские мастера IX в., а русские изографы продолжали следовать их традиции. Справа от Спасителя изображена икона «св. Иоанна Предтечи» . Образ этой иконы является одним из самых ранних из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, датируется 2-й половиной 6 века. Иоанн Предтеча облачен во власяницу и в гиматий, в левой руке держит свиток.

Последний ряд иконостаса храма - пророческий . Установлен он был летом 2013 года. В центре расположена икона Пресвятой Богородицы "Знамение". Слева от нее иконы пророков Иезекииля, Даниила, Моисея, Давида , а справа пророки - Соломон, Исайя, Иеремия и Илия.




Почитаемые иконы храма святого благоверного великого князя Александра Невского

Каргопольская икона Божией Матери.

На южной стороне храма, рядом с иконами Николая Чудотворца и целителя Пантелеимона, можно увидеть Каргопольскую икону Божией Матери ..

Каргопольская икона Божией Матери является одним из списков Казанской чудотворной иконы. Отличается наличием слезинок на ланитах (щеках) Богородицы.

Чудо, прославившее этот образ Богородицы, произошло в 1714году в городе Каргополе, о чем было сообщено тогдашнему митрополиту Новгородскому, Великолуцкому и всего Поморья Иову и в Новгородской летописи сделана запись:

«Февруариа в 24 день, в среду на третьей недели Великого поста, во граде Каргополе бысть знамение от иконы Пресвятыя Богородицы Казанская, в дому некия вдовы Марфы Васильевой, по прозванию Пономаревой, в четвертом часу дне: исчете от тоя святыя иконы из правого ока слеза; вдова же, видевши сие чудо, возвести церкви Воздвижения Честнаго Креста священнику Иоанну Михайлову; он же, вшед в дом ея и, видя текущую струю слезную из ока Пресвятой Богородицы, отре губою и принесе тую святую икону из дому ея в церковь Воздвижения честнаго креста, с молебным пением, и постави в приделе положения ризы Господни, и начат пети часы; и на шестом часу, глаголему во псалтыре псалму: Господь просвещение мое, кого убоюся? и прочая, паки от тоя святыя иконы из правого ока потече струя слезная, пред всем народом; и паки, того же месяца в 26 день, по утреннем пении, в первом часу дне, явися от тоя святыя иконы из обоих пречистых ея очес источник слез, и сие чудо мнози от граждан видеша и потом возвестиша в В. Новеграде преосвященному Иову митрополиту Новгородскому; быше же тогда многая исцеления. Получив известие о таком необычайном знамении от иконы Богоматери и о чудесах, митрополит Иов в следующему 1715 году велел принести тот чудотворный образ из Каргополя в В. Новград, сентемвриа во 8 день; и стоял с соборной церкви Премудрости Слова Божия того же лета ноемвриа до 7 числа, и в том числе свезен был в Каргополь».

(Полное собрание русских летописей, т. III, стр. 278, 279).

В Каргополе чудотворный образ Богородицы был встречен крестным ходом и размещён на северном столпе Христорождественского собора – главной святыни города. «На лицевой стороне (2-го левого) столпа на тумбе... в киоте … чудотворный образ Казанской Божией Матери, длиною 4, шириною 3,5 вершка, на нем риза со стразами и вставками и венец серебряные, чеканные золоченые; клобучец у Богоматери и цата … низаны жемчугом. Кругом того образа... писаны красками акафисты Иисусу и Богородице..." Чудо, случившееся в 1714 г., и происшедшие исцеления от образа были записаны и хранились в соборе, здесь же была и грамота новгородского митрополита Иова об освидетельствовании чуда. (по материалам каргопольского и олонецкого краеведа К.А. Докучаева-Баскова (1849-1916)

Во время великого каргопольского пожара 1765 года, уничтожившего почти весь город, Христорождественский собор (освящ. 1562 г.) сильно пострадал. По сводам и стенам прошли трещины, была утрачена значительная часть внутреннего убранства и многие документы. Из росписи собора сохранился лишь фрагмент фрески на западной стене, с изображением страшного суда.
Пять лет не решались начать восстановительные работы, так как по масштабу разрушений трудно было решить, что лучше – восстанавливать храм или строить заново. Только большая любовь и почитание гражданами города своей святыни позволили вновь восстановить храм. Были найдены средства и в 1778 году три из восьми престолов собора уже были освящены, хотя только в 1802 году были полностью закончены восстановительные работы. Город заново обрел главный храм. На ближнем к входу южном столпе собора расположена икона "Страшный суд", напротив которой на северном столпе после ее обретения и временного пребывания в Новгороде некогда размешалась чудотворная икона Казанской Божьей Матери.
К сожалению, в настоящее время в здании Христорождественского собора города Каргополя находится музей.

Образ Казанской-Каргопольской Богородицы – особо почитаемая и одна из первых икон возрожденного храма святого благоверного князя Александра Невского. Привезена она была из какого-то местечка Новгородской области в очень плачевном состоянии и помещена в антикварный магазин для продажи. Ее купил и пожертвовал храму в 1999-2000 г. прихожанин Орлов Олег Леонидович.

Множество жителей Великого Новгорода и области приходят и приезжают в храм свт. блгв. князя Александра Невского, чтобы приложиться к этому чудесному образу плачущей Богородицы.

Спас Вседержитель Божия Матерь Смоленская

Иконы Спасителя и Божией Матери Смоленской на сводах арки, обращенные друг к другу, выделяются из общего ряда икон, находящихся в храме. Лики обрамлены в тканевую основу, которая украшена жемчугом и драгоценными камнями. Сделаны они с Божией помощью руками Ларисы Васильевны Чичвариной. Стоя перед ними, осознаешь, что икона есть окно в мир Божественного бытия.

Плащаница Божией Матери

В 2007 году, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, была изготовлена плащаница Божией Матери. Прихожане сами собирали на нее средства, молились. Лариса Васильевна Чичварина вышила ее бисером и жемчугом. По краям плащаницы слова: « О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается и лестница к небеси гроб бывает, радуйся о упование и спасение наше».

Низкий поклон всем, кто принимал участие в создании плащаницы!

Каждый, кому доводилось бывать в православном храме, видел напротив Престола, ведущие в алтарь и символизирующие собой врата Рая. Это Царские врата. Они являют собой некое наследие, сохранившееся от раннехристианских времён, когда алтарь отделялся от остальной части храма двумя колоннами, или невысоким барьером. После барьер сохранился лишь в некоторых в православных же он, видоизменившись, превратился в иконостас.

Иконы на вратах Рая

Царские врата в храме украшаются иконами, подбор которых регламентируется установившейся традицией. Обычно это бывают изображения четырёх евангелистов и сцены Благовещения. Символический смысл такого сочетания вполне очевиден - Архангел Михаил своим Благовестием возвещает о том, что двери Рая вновь открыты, а Святое Евангелие указывает ведущий в него путь. Впрочем, это всего лишь традиция, а не закон, требующий неукоснительного соблюдения.

Иногда Царские врата бывают украшены по-иному, а если они представляют собой низкие створки, то часто вообще не имеют никаких икон. Также в силу традиции, сложившейся в православных храмах, слева от царских врат помещают икону Пресвятой Богородицы, а с противоположной стороны - Спасителя, за которой следует икона святого или праздника, в честь которого освящён храм.

Украшения, помещённые на Царских вратах боковых приделов и над ними

Если храм достаточно велик, и кроме основного алтаря имеет ещё два придела, то часто врата одного из них украшаются только изображением Благовещения в рост, а другого - четырьмя евангелистами. Но не всегда это позволяет размер, который имеют те или иные царские врата иконостаса в церкви. Евангелисты в этом случае могут изображаться в виде символов. Люди близкие к церкви знают, что Матфея является ангел, Луки - телец, Марка - лев и Иоанна - орёл.

Церковная традиция определяет и изображения, находящиеся над Царскими вратами. В большинстве случаев это сцена «Тайной Вечери», но нередко также встречается и «Причащение апостолов Иисусом Христом», что именуется Евхаристией, а также Ветхозаветная или Новозаветная Троица, украшающие Царские врата. Фото этих вариантов оформления можно увидеть в данной статье.

Особенности изготовления и оформления Царских врат

Во все времена перед зодчими, занимавшимися их созданием, открывались широкие творческие возможности. Кроме внешнего вида, конструкции и оформления, результат работы во многом зависел и от того, из чего выполнены Царские врата. Посещая храмы, можно видеть, что на их изготовление употреблялись самые различные материалы, такие как дерево, железо, фарфор, мрамор и даже обычный камень. Иногда предпочтение, отдававшееся одному из них, определялось художественным замыслом автора, а порой доступностью того или иного материала.

Царские врата - это вход в Рай. Обычно они являются самой украшенной частью иконостаса. Для их оформления могут использоваться различные и золочения, частыми сюжетами которых становятся изображения виноградных гроздьев и райских животных. Встречаются также Царские врата, выполненные в виде Небесного Града Иерусалима. В этом случае все иконы помещаются в ковчежцы-храмы, увенчанные главками с крестами. Вариантов оформления много, но во всех случаях врата расположены строго посередине иконостаса, а за ними находится престол, и ещё дальше - горнее место.

Происхождение названия

Своё название они получили от того, что, согласно вероучению, во время святого причастия именно через них незримо выходит к мирянам Царь Славы Иисус Христос. Однако это название бытует лишь в русском православии, в греческих же церквах они именуются «Святыми». Кроме того, название «Царские врата» умеет и глубоко исторические корни.

В IV веке, когда христианство стало государственной религией и вышло из подполья, по распоряжению императоров богослужения в римских городах из частных домов были перенесены в базилики, являвшиеся самыми крупными общественными зданиями. В них обычно размещались суды и торговые биржи.

Так как привилегию входить через главный вход имели лишь император и глава общины, епископ, то эти врата получили название «Царских». Только эти персоны, являясь самыми почётными участниками молебна, обладали правом торжественно проследовать через них в помещение. Для всех остальных существовали боковые двери. Со временем, когда в православных храмах сформировались алтари, это название перешло на ведущую в них

Формирование алтаря в его современном виде

Как свидетельствуют результаты исследований, формирование алтарной части храмов в том виде, в котором она существует сейчас, являлось весьма длительным процессом. Известно, что вначале она отделялась от основного помещения лишь невысокими перегородками, а позже завесами, называвшимися «катапетасмами». Это название за ними сохранилось до наших дней.

В отдельные моменты службы, например, во время освящения Даров, завесы закрывали, хотя часто обходились и без них. Вообще, в документах, относящихся к первому тысячелетию, упоминания о них встречаются довольно редко, и лишь гораздо позже они стали неотъемлемой частью Царских врат, их начали украшать изображениями Богородицы и различных святых.

Забавный эпизод, связанный с использованием завесы, можно встретить в житии Василия Великого, жившего в IV веке. Там рассказывается, о том, что святитель был вынужден ввести в употребление этот не использовавшийся им прежде атрибут лишь потому, что его дьякон постоянно заглядывался на женщин, присутствовавших в храме, чем явно нарушал торжественность богослужения.

Символическое значение Царских врат

Но Царские врата в церкви, фото которых представлены в статье, это не обычный элемент планировки внутреннего помещения. Поскольку находящийся за ними алтарь символизирует собой Рай, то их смысловая нагрузка заключается в том, что они изображают собой вход в него. В православном богослужении это их значение находит своё полное отражение.

Например, на Вечерне и Всенощном бдении в момент, когда происходит открытие Царских врат, в храме зажигается свет, что символизирует наполнение его райским светом. Все же присутствующие в это время совершают поясной поклон. То же они делают и на остальных службах. Кроме того, в православной традиции принято, проходя мимо Царских врат, осенять себя и совершать поклон. В продолжение всей Пасхальной недели - Светлой седмицы - Царские врата в храме (фото в конце статьи) не закрываются, так как Иисус Христос своими крестными страданиями, смертью и последующим воскрешением отверз нам двери Рая.

Некоторые церковные правила, касающиеся настоящей темы

Согласно установленным правилам, входить в царские врата иконостаса в церкви дозволяется лишь священнослужителям и только во время богослужений. В обычное же время они обязаны пользоваться так называемыми дьяконскими дверями, расположенными в северной и южной части иконостаса.

Когда совершается архиерейское богослужение, то отверзают и затворяют Царские врата лишь иподьяконы или пономари, однако им не позволено стоять перед Престолом, и, войдя в алтарь, они занимают места по сторонам от него. Архиерею же принадлежит и исключительное право вне богослужений входить в алтарную часть не облачённым.

Литургическое назначение Царских врат

Во время литургии Царские врата играют весьма важную роль. Достаточно упомянуть Малый вход, когда взятое с Престола Евангелие вносится через Дьяконские ворота, а уносится обратно в алтарь через Царские. Это действие имеет глубокий догматический смысл. С одной стороны, оно символизирует Боговоплощение, в результате которого мир обрёл Спасителя, а с другой - начало общественного служения Иисуса Христа.

Следующий раз процессия священнослужителей следует через них во время Великого входа, сопровождаемого исполнением Херувимской песни. Мирянам, присутствующим в храме, выносится Чаша с вином - будущей кровью Христа. Кроме того, в руках священника находится дискос (блюдо), на котором находится Агнец - хлеб, который воплотится в Тело Христово.

Наиболее распространённое толкование этого обряда состоит в том, что процессия символизирует несения Христа, снятого с креста и умершего, а также положение его во гроб. Продолжением Великого входа является чтение евхаристических молитв, после которых Дары станут Кровью и Телом Христовыми. Для причащения мирян они выносятся также через Царские врата. Смысл евхаристии заключается именно в том, что Спаситель воскресает во Святых дарах, и те, кто ими причащается, становятся наследниками Вечной Жизни.

Сохранённые святыни

Известно немало случаев, когда Царские врата в качестве святыни передавались из одного храма в другой. Особенно часто это происходило в годы перестройки, когда вынесенные из разрушенных коммунистами храмов и тайно сохранённые верующими, они устанавливались в иконостасы новых, недавно отстроенных храмов, или тех, что были восстановлены после многолетнего запустения.

В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые бы не несли смысловую духовную нагрузку.

В том числе и иконостас, и завеса над Царскими вратами являются полноправными «участниками» богослужения.

Фото: Александр Шурлаков

В чем же состоит значение данных предметов в микрокосме православного храма?

Архитектура и внутреннее убранство православного храма - это, если можно так выразиться, небо на земле. Это модель духовного мира - Царствия Небесного - которую нам через святого пророка Моисея открыл Господь на горе Синай.

Тогда Бог повелел создать ветхозаветную скинию по четкому образцу, данному Им Моисею вплоть до мельчайших деталей. Новозаветный православный храм имеет то же устройство, что и ветхозаветный, с той разницей, что Господь наш Иисус Христос вочеловечился и совершил дело спасения рода человеческого. Именно из-за этого грандиозного события произошли изменения в новозаветном храме относительно ветхозаветного.

Но неизменяемой осталась трехчастная структура храма.

При святом пророке Моисее это были: двор, святилище и Святое Святых.

В новозаветном храме это - притвор, средняя часть храма и алтарь.

Притвор и средняя часть храма символизирует собой Церковь земную. Здесь могут находиться все верующие православные христиане. Средней части храма соответствует ветхозаветное святилище. Раньше в нем не мог находиться никто, кроме священников.

Но сегодня, так как Господь пречистой Своею кровию очистил всех нас и соединил с Собою Таинством Крещения, то в средней части храма - этом новозаветном святилище - могут пребывать все православные христиане.

Святому святых Моисеева храма соответствует в новозаветной церкви алтарь.

Он - символ Царствия Небесного. Недаром он строится на возвышении относительно средней части храма и притвора. Само слово «altus» в переводе с латыни обозначает «высокий».

Центром алтаря является престол. Это трон, на котором незримо в храме восседает сам Бог.

Главное место православного храма. Даже священнослужитель без особой нужды (богослужения, требы) и необходимой богослужебной одежды (например, подрясника) не должен прикасаться к нему - это земля святая, место Господа.

Престол с Дарами

Обычно между алтарем и средней частью храма возводится специальная стена, украшенная иконами.

Она называется «иконостасом».

Слово греческое, составное, образованное от слов «икона» и «стоять». Данная перегородка возведена, как иные неправильно думают, не для того, чтобы не было видно, чем батюшка занимался в алтаре. Конечно, нет. Иконостас имеет вполне определенную богослужебную и духовную нагрузку.

Практика возведения иконостасов очень древняя.

По церковному преданию, первым, кто повелел закрыть алтарь завесой, был святитель Василий Великий во второй половине IV века.

Но еще ранее известны перегородки между алтарем и средней частью храма. Например, в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.

Современный вид иконостаса был практически сформирован в церковном искусстве к началу XV столетия.

Итак, что же значит иконостас в духовном и богослужебном смысле?

Он символизирует собой мир святых и Ангелов - Царствие Небесное, еще недоступное нам.

Это то место и состояние души, к которому нам нужно стремиться. Царствие Небесное для нас - живущих на земле - еще отделено и недоступно. Но всякий православный христианин обязан к нему идти и стремиться с помощью тех спасительных средств, которые нам предлагает Церковь и Ее Глава - Христос.

Визуальное отделение алтаря от средней части храма должно мотивировать нас стремиться туда - в горняя, и это стремление является стержнем жизни каждого православного христианина.

Мы верим, что однажды милосердный Господь откроет нам двери в рай и введет в него, как любящий Свое дитя Отец…

С другой стороны, иконы иконостаса рассказывают нам историю спасения рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом.

Например, иконостас может быть одно- и многоярусным.

Иконостас в г. Мышкин

В первом ярусе посредине Царские врата.

Это также место Бога.

Даже священник не имеет права сквозь них проходить: только в облачении и в строго определенное время службы.

Справа и слева находятся так называемые диаконские врата.

Через них могут входить в алтарь священнослужители и церковнослужители. Диаконскими они названы

потому, что через них диаконы выходят из алтаря и заходят обратно во время произнесения специальных молитвословий (ектений) перед Царскими вратами.

Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, а слева Пресвятой Богородицы, на самих же диаконских вратах размещаются, как правило, иконы святых Архангелов Михаила и Гавриила - этих небесных диаконов Бога, или святых диаконов первомученика и архидиакона Стефана и мученика Лаврентия.

Реже - иные иконы. За диаконскими вратами справа помещается храмовая икона.

Если есть в иконостасе второй ярус, он называется «деисусный чин». «Деисис» в переводе с греческого обозначает «моление, прошение».

У нас часто распространена неправильная форма перевода на современный русский язык этого слова - «деисус».

В центре ряда изображается Христос-Пантократор (Вседержитель) на троне, справа от него (если смотреть со стороны храма, то слева) - Пресвятая Богородица в молитвенной позе, а слева (если с храма - то справа) - святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн также с молитвенно протянутыми руками.

Непосредственно над Царскими вратами размещается икона Тайной Вечери - ставшей первой Литургией, совершенной самим Богом.

Это символ главного служения Церкви и храма в том числе - служение Святой Евхаристии - Тела и Крови Христовых.

Если есть в иконостасе третий ярус, то на нем размещаются иконы двунадесятых праздников.

Именно они символизируют собой спасение Христом падшего человечества.

Реже бывают (только в больших соборах) четвертый и пятый ярусы. В четвертом ряду изображаются святые пророки, в пятом - праотцы (святые прародители Адам и Ева, патриархи Авраам, Исаак и т. д.).

В центре верхнего ряда иконостаса помещается икона Святой Троицы.

А венчает его Святой Крест как главное орудие нашего спасения.

Завеса по-церковному называется греческим словом «катапетасма» (в переводе «занавес»).

Она отделяет Царские врата со стороны алтаря от святого престола.

Завеса в обычные дни (во время Великого поста она меняется на черного цвета материю)

Завеса в Пасхальный период (обязательно красного цвета)

Все в храме: и Царские врата, и завеса имеют строго определенное значение.

К примеру, Царские врата - это, если можно так выразиться, двери Христа. Потому на них часто помещаются кругленькие иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех святых евангелистов - они благовествуют о Богочеловеке Христе.

Открытие на богослужении Царских врат и прохождение через них священнослужителей - символ того, что Господь присутствует в храме и благословляет молящихся.

Пример.

Начало всенощного бдения. После девятого часа открываются Царские врата, и священник в тишине совершает каждение, далее он возглашает перед престолом славословие Святой Троице и прочие уставные молитвословия, затем через Царские врата выходит из алтаря и кадит весь храм, иконы, молящихся.

Все это символизирует начало Священной истории, сотворение мира, человечества.

Каждение священником алтаря и молящихся символизирует то, что Бог пребывал в раю с людьми, и они непосредственно зримо общались с Ним. После каждения Царские врата закрываются.

Совершилось грехопадение и изгнание людей из рая. Врата снова открываются на вечерне, совершается малый вход с кадилом - это обетование Бога не оставить согрешивших людей, но послать к ним Сына Своего Единородного для спасения.

Точно так же и на Литургии. Царские врата открываются перед малым входом - символ выхода Христа на проповедь, потому вслед за этим и несколько позже читаются Апостол и Евангелие. Великий вход с Чашей и дискосом - выход Спасителя на крестные страдания.

Закрытие катапетасмы перед возгласом «Вонмем. Святая святым» - символ смерти Христовой, положения Его тела во гроб и затворения гроба камнем.

К примеру, многие великопостные богослужения проводятся не только при закрытых Царских вратах, но и при затворенной завесе. Это символ того, что человечество изгнано из рая, что мы должны теперь плакать и сокрушаться о своих грехах перед закрытым входом в Царствие Небесное.

Открытие и завесы, и Царских врат во время пасхального богослужения - символ восстановления утраченного богообщения, победы Христовой над диаволом, смертью и грехом и открытие пути в Царствие Небесное для каждого из нас.

Это все говорит нам о том, что в православном богослужении, как и в устройстве храма, нет ничего лишнего, но все стройно, гармонично и призвано к тому, чтобы ввести православного христианина в райские чертоги.

Иерей Андрей Чиженко

Канонарх - одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях.

Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.

Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам –