Автомобильный кондиционер польза и вред. Мифы о фреонах

Очень часто от людей приходится слышать странные вещи. Так в частности, высказывается мнение, что автомобильные кондиционеры вредны для здоровья. Возможно, где-то имеется доля истины, но тогда автомобиль вообще смертелен. В квартирах и офисах надо избавляться от холодильников и прочей техники. Картина складывается очень сумбурная и нелепая. На самом деле вреда от автокондиционера никакого нет, если им правильно пользоваться и регулярно проверять. Согласитесь нелепо, резко снизить температуру в салоне автомобиля, простудиться, а после этого во всем обвинить кондиционер.
Но поговорим серьезно о преимуществах этих устройств, их плюсах и возможных минусах. Зачем нужен в машине автомобильный кондиционер ? Пару десятилетий назад отечественные автомобилисты могли только мечтать о таких устройствах. Пределом роскоши была печка, которая могла согреть в не очень сильный мороз. Но времена меняются, и с каждым годом получается так, что человек в автомобиле проводит все больше времени. Особенно такая тенденция стала заметна в крупных городах. Без комфортного климата в салоне не обойтись. Жаркое лето этого года доказало полезность кондиционеров в машинах, без них пользование транспортом могло превратиться в пытку подчас даже смертельно опасную. Автомобиль достаточно сильно нагревается солнцем, особенно если он темного цвета. А открыть окна, если стоишь в пробке или просто проезжая по городу невозможно. Концентрация выхлопных газов в смеси с пылью и копотью такова, что человеку впору задохнуться. Только автомобильный кондиционер может спасти в такой ситуации.
Кроме того, комфортная температура в салоне позволяет водителю не отвлекаться на раздражающие факторы, поэтому он реже совершает ошибки и попадает в аварии. Человек же раздраженный духотой может злиться на окружающих из-за неудобств и, в результате, повести себя неадекватно, что на дороге весьма опасно. Так же у такого человека снижается скорость реакции и быстрее наступает усталость.
Отличие автокондиционера от обычного бытового состоит во множестве деталей. Основное то, что воздух в автомобиль поступает снаружи, а не гоняется внутренний по кругу. Но это и понятно. Люди, находящиеся в замкнутом, закрытом пространстве салона автомобиля со временем израсходуют большую часть кислорода, поэтому поступление воздуха снаружи весьма благоприятно. Но как уже говорилось, простым проветриванием ничего хорошего не добьешься. Кондиционер, забирая воздух с улицы, проводит его через систему с хладагентом и охлаждает. Но лишняя влага внутри ни к чему, поскольку ее и так выделяют люди, поэтому проводится еще и осушение воздуха. Таким образом, создается уникальный микроклимат, который позволяет чувствовать себя в автомобиле очень комфортно.
Другим положительным моментом работы кондиционера можно назвать фильтрацию воздуха. Никто не назовет воздух на дороге чистым, поэтому производя его забор, агрегат не только охлаждает, но и осаждает пыль и другие компоненты. В салон воздух поступает максимально чистым.
Все эти преимущества показывают, насколько полезным может быть автомобильный кондиционер. Но его преимуществом является и простота устройства. Чем проще сделан агрегат, тем меньше у него возможностей сломаться - такая простая истина известна давно. Но даже в этом случае кондиционер требует своевременного осмотра и профилактики. Периодически требуется его прочищать, поскольку осаждающаяся пыль может привести к неприятностям, ну и, разумеется, требует смены хладагент и проверки все основные работающие части. Своевременная проверка не позволит остаться на полпути без столь важного оборудования.

Кроме обеспечения комфортной температуры в салоне летом кондиционер также подсушивает воздух. Это помогает эффективно бороться с запотеванием стекол круглый год, поэтому он востребован даже зимой. Однако в зависимости от температуры за бортом система управления может запретить включение компрессора кондиционера. В этом вопросе бал правят законы физики и защитные функции электроники.

Физика процесса

Работа любого кондиционера (в том числе и обычного холодильника) основана на переходе хладагента (фреона), циркулирующего по системе, из газообразного состояния в жидкое, и наоборот. Именно эти изменения агрегатного состояния и обеспечивают поглощение и выделение большого количества тепла (тепловой энергии).

Фреон поступает в салонный радиатор (испаритель) в жидком состоянии и при низкой температуре. Через соты теплообменника он активно поглощает тепло из воздуха, попутно подсушивая его, и закипает, полностью превращаясь в газ. Во внешнем радиаторе системы (конденсоре) он отдает эту энергию в окружающую среду, снова превращаясь в жидкость.

Полное испарение фреона критически важно для здоровья компрессора, который обеспечивает его циркуляцию по системе. Попадание в него даже малого объема жидкого хладагента будет фатальным. Поэтому в систему управления включены различные контролирующие датчики, чтобы исключить такой риск. На основании их показаний электроника может принудительно отключить компрессор при работе или вообще запретить его активацию.

Переменные

Сейчас в подавляющем большинстве автомобильных кондиционеров используют фреон R134a. При атмосферном давлении он начинает кипеть уже при -26°C. Но в системе кондиционирования он находится под избыточным давлением. Соответственно, температура его кипения будет уже выше. Переход в газообразное состояние в испарителе возможно примерно при 0°C. В зимний период часто бывает так, что фреону попросту недостаточно тепла от воздуха в салоне, чтобы превратиться в газ. За этим пристально следит датчик температуры окружающей среды и дополнительный сенсор климат-контроля в салоне. Поэтому при определенных условиях за бортом система управления запретит включение компрессора кондиционера.

За давлением в системе кондиционирования следит комбинированный датчик. При слишком низком или высоком давлении включение компрессора будет запрещено, дабы исключить риск повреждений. Это сделано для того, чтобы система не активировалась, к примеру, когда в ней будет недостаточно фреона. Важный момент: когда кондиционер работает, давление фреона перед компрессором обычно составляет около 3 бар, а после компрессора - примерно 14 бар. Спустя небольшое время после его остановки показатели сравниваются. При 20°C это давление составляет около 5–6 бар, а вот при 0°C оно падает до 2 бар. И на некоторых моделях машин этого достаточно, чтобы система управления заблокировала включение компрессора.

В зависимости от конкретной модели автомобиля датчики давления и температуры обладают разным приоритетом. К примеру, на многих машинах блок управления ориентируется на показания наружного температурного сенсора. Если машина заехала в отапливаемый гараж с мороза, то даже когда давление в системе физически поднимется до рабочего диапазона, электронным «мозгам» потребуется еще немного времени на то, чтобы осознать реальное, а не сиюминутное изменение условий окружающей среды и дать добро на включение компрессора.

Главный вывод: зимой можно смело пользоваться кондиционером. Это никоим образом не сказывается на ресурсе его элементов. Вопрос лишь в том, одобрит ли это система управления конкретного автомобиля, которую обучили перестраховываться. На каких-то автомобилях компрессор кондиционера включится и при отрицательной температуре за бортом (немногим ниже нуля). А, к примеру, на некоторых Фордах он откажется работать, когда на приборном щитке загорится «снежинка» (падение температуры ниже 3°C). Тут уж все зависит от программного обеспечения и конструкции системы кондиционирования конкретного автомобиля, то есть ее рабочих характеристик. К слову, сервисмены рекомендуют регулярно включать кондиционер в зимний период, чтобы снизить риск закисания прижимной металлической пластины муфты включения компрессора.

Система защиты кондиционера очень надежна. Она опирается на показания нескольких датчиков и имеет различные страховочные алгоритмы. В целом, мало известно о реальных фактах включения компрессора при неблагоприятных условиях. Но если по какой-то причине это все же произойдет и в него попадет жидкий фреон, то смерть его будет скоропостижной, остальные элементы системы это не затронет.

Совсем недавно я писал статью — . Сегодня я хочу с вами поговорить – вреден ли кондиционер в машине. Вопрос актуальный, поэтому давайте подумаем вместе…


И да, и нет.

Если правильно пользоваться кондиционером или климат-контролем. То все будет хорошо. Кондиционер, не будет нести в себе какой либо угрозы. Однако если вы будете пользоваться им не правильно, то возможны всяческие осложнения, вплоть до осложнений дыхательных путей. Дам несколько советов, которые помогут вам избежать негативных последствий воздействия кондиционера.

1) Охлаждение. Нужно помнить, что охлаждение кондиционером автомобиля, должно быть последовательным, а не резким.

При резком охлаждении автомобиля шанс заболеть увеличивается в разы. Конечно если в солнечный день, вы садитесь в раскаленный автомобиль, вам хочется как можно скорее его охладить. Вы включаете кондиционер практически на максимальный уровень охлаждения и направляете струю холодного воздуха на себя. Тут то, вас может поджидать первая опасность — вас очень быстро продует. Поэтому перед тем как включать кондиционер в раскаленном автомобиле, нужно открыть окна и проветрить салон. А уже затем плавно охлаждать салон. Почитайте , очень полезно.

2) Пыль и грязь. У кондиционеров есть свои салонные фильтры, и их нужно менять. Конечно, если у вас новый автомобиль, то фильтр будет меняться на очередном ТО. А вот если у вас уже не гарантийный автомобиль, давно ли вы меняли свой салонный фильтр? Ведь в этом фильтре могут развиваться опасные бактерии, плесень, да и пыль, очень сильно забивает фильтр кондиционера. И если вы включаете кондиционер, то вы всем этим дышите. Обязательно нужно менять фильтр кондиционера, по регламенту ТО.

3) Воздух от кондиционера. Не для кого, не секрет, что кондиционер сушит воздух. А соответственно, сухой воздух сушит слизистые организма. Такие как глаза, дыхательные пути. Тут может быть прямой вред организму, раздражение слизистых (покраснение глаз и т.д.). Чтобы избежать такого, вам нужно не злоупотреблять закрытием забора воздуха из улицы. Многие чтобы быстрее охладить автомобиль, закрывают забор воздуха с улицы и воздух циркулируется только в автомобиле, автомобиль быстрее охлаждается, но вы и дышите этим сухим воздухом от кондиционера. Каждые полчаса вам нужно отключать циркуляцию и забирать воздух с улицы. Таким образом, воздух будет смешиваться, и вы избежите пересыхания слизистых.

Это самые основные причины вредности кондиционера в машине, как видите всех их можно избежать, если пользоваться с умом. Ведь это устройство также полезно, как и вредно, представьте если вы стоите на жаре в + 30, + 35 градусов в пробке, тут и до теплового удара не далеко, однако кондиционер спасет вас от перегрева.

Думаю, моя статья была вам полезна, читайте наш .

Водители и пассажиры иномарок с кондиционерами «подхватывают» не только ангину, фарингит и тонзиллит, но и болезни посерьезнее - бронхит и даже пневмонию.

Конечно, отказаться от кондиционера сложно, особенно в такую жару, - говорит Сергей Бартаев, врач-терапевт. – Но неправильное использование может привести к тяжелым заболеваниям и даже к летальному исходу.

Из лета в зиму

Если верить официальной медицине, то безопасно для своего здоровья человек может перенести лишь совсем небольшой перепад температур - от 3 до 5 градусов по Цельсию.

Перепад между температурой на улице и в автомобиле с работающим кондиционером доходит до 15 - 20 градусов, - отметил Сергей Бартаев. – Если подвергаться таким перепадам регулярно, то последствия могут быть очень печальными.

Иными словами, если на улице почти 40 градусов жары, а кондиционер в машине установлен на +20 градусов, то риск развития различных заболеваний сильно повышается. Кроме того, если за кондиционером не ухаживать и своевременно не менять фильтр, то он может стать настоящим разносчиком заразы.

Салон автомобиля - замкнутое пространство, - говорит врач. – Если в фильтре кондиционера скопилось много микробов, то их влияние на здоровье человека усиливается в разы.

Охлаждайтесь постепенно

Чтобы не подхватить пневмонию или бронхит, кондиционером нужно пользоваться с умом. Самое главное – не включать его сразу на всю мощность. Пусть салон машины охлаждается постепенно.

Сначала понизьте температуру примерно на 5 градусов по сравнению с уличной, а через 15 - 20 минут еще на 5 градусов, - советует Сергей Бартаев. – Дайте организму привыкнуть.

Помните, что оптимальной для человека считается температура плюс 20 - 25 градусов. Старайтесь придерживаться этого значения и при использовании кондиционера.

Тут опасен не холод сам по себе, а именно перепады, - считает терапевт. – Ведь, сев в автомобиль, вы периодически выходите из него, а потом садитесь вновь.

Врачи не советуют направлять потоки холодного воздуха в ноги и лицо. Это может привести к переохлаждению и спровоцировать скоротечное развитие воспаления легких.

Берегите… кондиционер!

За состоянием кондиционера нужно следить так же, как за состоянием всего автомобиля. Прежде всего нужно вовремя менять фильтры. Микробы, а также пыль и грязь, скапливающиеся внутри, крайне опасны для здоровья.

Перед тем как включить кондиционер, нужно закрыть все окна. Если этого не сделать, пострадать можете и вы, и кондиционер. Из-за двойного потока воздуха (с улицы и из кондиционера) риск простудиться возрастает. А сам кондиционер рассчитан лишь на охлаждение салона автомобиля и из-за повышенной нагрузки может выйти из строя.

В том случае, если вы попали в одну из многочисленных улан-удэнских пробок, обращайте внимание на температуру двигателя. Замедленное движение вкупе с работающим кондиционером повышает нагрузку на систему охлаждения и может вызвать неисправность.

Пользуйтесь кондиционером правильно

Если машина долго стояла на жаре и успела «раскалиться», то для начала откройте все окна или двери и проветрите салон. Затем закройте окна и включите кондиционер. Не забудьте установить «замкнутую» циркуляцию воздуха.

Из-за перегрева растет число аварий

По мнению экспертов, отсутствие кондиционера в автомобиле приводит к тому, что в жару резко увеличивается количество аварий.
Так по результатам проведенных исследований немецкого автомобильного клуба AvD, при повышении температуры в салоне автомобиля до 32 ºС опасность возникновения ДТП возрастает на 15%, а при достижении 37 ºС уже на 35%.

Лето. Жара. На «копейке» с закрытыми наглухо окнами едут муж с женой. Жена, уже вся мокрая, не выдерживает:
—Дорогой, ну можно я всё-таки открою, наконец, окно...
— Нет! Пусть все думают, что у нас кондиционер!

Текст: Анна Хитрик

Вот почему так получается: лето, жара, на солнце так вообще пекло, и вдруг начинает побаливать горло, из носа течет, а на губах высыпает герпес. Неприятно. И непонятно — откуда всё это?! А может, посидели под кондиционером? Вещь эта, кстати, настолько же опасная, насколько и приятная. И дело не только в офисных или домашних кондиционерах. Автомобильные «кондишены» устроены практически так же, как и бытовые. «Проветрили мозги» в офисе и контрольный удар нанесли в автомобиле по дороге домой? Тогда не удивляйтесь недомоганию и разным периодически вылезающим болячкам!

Ирина Костригина, врач скорой помощи:

— В медицине известен факт, что у человека, постоянно и долгое время находящегося в помещении с включенным кондиционером (неважно, в офисе, дома или в машине) высок риск заболеть легионеллезом («болезнь легионеров»). Это острое инфекционное заболевание бактериальной природы, проявляющееся в тяжелых случаях преимущественно лихорадкой и пневмонией с выраженной интоксикацией, а также нарушениями функций ЦНС и почек, в более легких — респираторным синдромом. Заболеваемость, кстати, выше именно в экономически развитых странах. И по статистике, болеют чаще мужчины, чем женщины. Источник инфекции — системы кондиционирования воздуха, внутри кондиционеров накапливаются бактерии и вирусы, которые распыляются в воздухе. А мы всем этим дышим.
Кроме того, резкая смена температуры чревата различными респираторными заболеваниями. Ведь как мы обычно поступаем? С горячего воздуха плюхаемся в машину, врубаем кондиционер. В итоге - резкое переохлаждение (наше раскаленное тело его не замечает) и здравствуйте, герпес, ринит, ангина! По заверению медиков, практически все, у кого автомобили с кондиционерами, медленно, но верно заболевают. У кого-то появляются хронические респираторные заболевания, у других - аллергия.

Помните, мама в детстве говорила: «Не ешь мороженое помногу! Горло заболит!» А так его хотелось в жару, да сразу большими кусками! Вот, кстати, лоток холодного воздуха на раскаленное тело даст тот же эффект, что и мороженое в жару. Горло прихватит моментально! Так что, если вы подвержены частым простудам, просто направьте поток воздуха автомобильного кондиционера не на себя, а вниз или в сторону. И не пренебрегайте рекомендациями специалистов проводить антибактериальную процедуру по очистке испарителя кондиционера каждую весну.

Но справедливости ради надо сказать, что жара и духота в автомобиле не менее опасны, чем переохлаждение. Человек, раздраженный духотой, может злиться на окружающих из-за неудобств и в результате повести себя неадекватно, у него снижается скорость реакции и быстрее наступает усталость.

Дмитрий, автовладелец:

— Я работаю на машине с утра и до вечера. И летом без комфортного климата в салоне просто не обойтись. Без кондиционера работа превратилась бы в пытку. Автомобиль сильно нагревается солнцем. А открыть окно, если стоишь в пробке или просто проезжаешь по городу, невозможно, впору задохнуться выхлопными газами в смеси с пылью и копотью! Правда, сразу же сев в машину, кондиционер на «полную» я никогда не включаю - стекло лобовое треснет. У моей прошлой машины уже была такая проблема. Из-за резкого перепада температуры внутри салона и снаружи «лобовуха» не выдержала. На приличные деньги я тогда попал. Сейчас я ставлю кондиционер сначала на минимальный обдув, понемногу через какое-то время прибавляя. А когда еду с ребенком, так вообще стараюсь, по возможности, не пользоваться кондиционером, приоткрываю окна со стороны, противоположной той, где сидит ребенок. У детей иммунитет слабый. Один раз дунул - и заболели. Так что лучше не рисковать. Или в крайних случаях включать кондиционер на минимальный обдув.
Самое главное - не бросаться в крайности. Самая комфортная температура в салоне автомобиля - 21-22 градуса. В этом плане очень удобен климат-контроль в автомобиле. В отличие от кондиционера климат-контроль автоматически поддерживает заданную температуру воздуха в салоне.

Дельные советы

Автокондииионер требует правильного и своевременного технического обслуживания. Для обеспечения нормальной работы системы кондиционер рекомендуется включать не менее 1 раза в месяц на 5-10 минут. В зимнее время кондиционер нужно включать в теплом помещении, при температуре воздуха не ниже -f 5°С. Из-за естественных процессов количество хладагента постепенно уменьшается и требуется периодическая (1 раз в 1-2 года) дозаправка кондиционера. Дозаправка осуществляется специализированными сервисными центрами.