Блок 12 читать краткое содержание.

Действие совершается в Санкт-Петербурге, в разгар революции, зимой 1917-1918 гг. Питер тем не менее представляет собой и реальный город, и центр мироздания, точку мировых катастроф.

Поэма Блока "12": краткое содержание

Первая глава произведения изображает морозные, снежные улочки города, истязаемого бунтами и переворотами. Народ продвигается по тропинкам, глядя на слоганы. На нерегулируемых собраниях, скорее всего, поэт рассуждает о проданной стране. Среди пешеходов есть следующие герои поэмы Блока "12": безрадостный священник, богач, помещица, испуганные старушки. Слышны отрывочные вопли с пограничных митингов. Смеркается, ветер усиливается.

Следующая глава: в ночи шагает группа из 12 людей. Морозу сопутствует чувство абсолютной независимости; человек намерен сделать все возможное, дабы отстоять новый мир. По пути солдаты говорят о своем товарище — Ваньке, сблизившемся с зажиточной девицей Катькой, бранят его.

В третьей главе исполняется удалая песенка, несомненно, людьми из двенадцати. Конечные слова — обещание большого пожара, в котором исчезнут все толстосумы. Разрешение на пожар просится тем не менее у Господа.

Четвертая глава изображает вышеупомянутого солдата: они с Катькой едут по Санкт-Петербургу. Симпатичный боец заключает в объятия девушку, что-то болтает ей, и она, оживленная, радостно хохочет.

В последующей главе Ванька обращается к Катьке. Он вспоминает былые времена куртизанки, которая перебежала от офицеров к рядовым. Легкомысленное поведение девушки сказалось на ее прекрасном теле — рубцами и ранами от ударов ножами бывших любовников. В достаточно жестких оборотах боец вспоминает развратной девице об убийстве некоего офицера, с которым Катька, очевидно, имела связь. И в этот момент Ванька просит: «Попляши!», «Поблуди!», «Согреши!»

В шестой главе кучер, который подвозит солдата и Катьку, встречается с группой из двенадцати человек. Люди с оружием набрасываются на сани, палят по тем, кто в них сидит, угрожая бойцу растерзанием за то, что прикарманил чужое. Под этим они подразумевают девушку. Кучер тем не менее увозит солдата из-под обстрела; Катька с продырявленной головой покоится на снегу.

Отряд из двенадцати людей шагает вперед так же энергично, как перед схваткой с лихачом. Только душегуб — Петруха — печалится по девушке, которая когда-то являлась его возлюбленной. Приятели порицают его, говоря, что для этого сейчас вовсе не подходящее время. И он в самом деле, забыв о грусти, расположен продолжать ход. Расположение духа в отряде по-настоящему воинственное.

Бессвязные размышления Петрухи, который очень грустил об убитой Катьке, раскрываются в восьмой главе; он умоляет упокоить ее душу. Собственное уныние он намеревается развеять новым кровопролитием.

В девятой главе звучит романс в честь краха прежнего мира. Вместо полицейского на дороге зябнет богач, за ним — отлично подходящая под данную сутулую фигуру паршивая собака.

Отряд продолжает свое движение сквозь метельную ночь. Петруха вспоминает Бога, поражаясь силе вьюги. Товарищи сетуют на его неосознанность и вновь говорят, что он уже запачкан кровью Катьки, а это означает, что от Господа поддержки не стоит ждать.

Таким образом, отряд с красным знаменем решительно шагает вперед, настроенный в любую минуту отразить удар неприятеля. Его ход становится бессрочным.

В заключительной главе за двенадцатью идет паршивая псина, то есть старый мир. Солдаты угрожают ему штыками, стараясь отгонять. Впереди, во мгле, они лицезрят кого-то; силясь понять, кто это, они берутся за стрельбу. Вот о чем мы узнаем из краткого содержания поэмы "12" Блока. Тип, однако, не пропадает, он настойчиво ступает впереди.

История создания

Поэма «12» Блока является апогеем его поэзии. В целом в русской литературе также считается сильным трудом. Рождена работа была через год после Февральской революции. Поэма писалась крайне стремительно. Питер того периода был опустошен.

Город словно затих, зловещее молчание тяготило обитателей. Что удивительно, во время смуты произошел неимоверный взлет в поэзии. Воздух был пропитан духом свободы, а чувство реальности своих только недавно неосуществимых революционных задумок было родником искусства.

Факты

Автор скоро закончил поэму, а на редактирование у него ушло не больше месяца. Для стихотворения подобной величины это большая редкость. Поэтому многие находят историю создания поэмы "12" Блока очень интересной.

Писатель давал высокую оценку своей поэме. В своем дневнике во время написания стихотворения он отметил, что ощущает себя великим. Тогда он будто ненароком сопоставил свои гулы в голове с гулами несравненного Гоголя. Очевидно, незримая сила придала поэту творческий подъем.

Образы

Образы старого мира, которые использует поэт, вполне логичны: священник, буржуй, спрятавший в воротнике свой нос, старуха не одержат верх над революцией.

Отнюдь не каждому переворотные идеи казались нужными и ясными. А связь со священником в толпе говорит о том, что былые принципы, старорусские обычаи разрушаются. Нет прошлой религиозности и почтения к храму. Беззаконие и грех господствуют повсюду. Таково краткое содержание поэмы Блока "12".

Символы

Неистовствуют империалистические ураганы, старый мир противится, не выпускает людей. И в такой атмосфере возникают 12 бойцов Красной Армии, которые шагают в новый мир. На самом деле "двенадцать" - центральное слово произведения, и массу символов можно объединить именно с ним. 12 часов - наступает полночь, 12 месяцев - заканчивается год. Зарождается мысль о “рубежной” цифре. Таким образом, завершение прежнего дня, как и наступление нового, - это вечно прохождение некоторой границы, шаг в неведомое будущее. Это главная тема поэмы "12" Блока.

Особенности

Для писателя подобной чертой являлось крушение старого мира. Иная цифровая связь - это двенадцать апостолов.

Вместе с тем в окончании поэмы их ходом внезапно руководит, хотя и незримо для них, Иисус Христос с багряным флагом. Они не знают сочувствия, им не чуждо хищение и душегубство. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что даже краткое содержание поэмы "12" Блока вполне объясняет основную мысль произведения.

Концепция. Анализом поэмы «Двенадцать»
занимались очень многие авторы, пытаясь
«расшифровать» образы поэмы, но на наш
взгляд, концепция А. Грачевой, изложенной
в статье «Поэма Блока "Двенадцать", наиболее удачна.
По этой концепции восприятие Блоком революции дано в поэме
не на оценочном уровне. «А. Блок никак не оценивал революцию.
Блок отнесся к ней с историческим фатализмом Толстого».
К этой поэме стягиваются все нити его поэзии, это завершающий
этап всего его творчества, после этой поэмы Блок уже не смог ничего
написать, хотя, конечно, попытки были. Он обратился к прозе. Написал
«неудачное» начало повести «Исповедь язычника».
В мировидении поэта большое место занимала стихия, он был
человеком «стихийным, о том свидетельствует его поэзия». И в поэме
«Двенадцать» стихия прорвалась, и через «музыку» излилась в сложную
образность.
Композиция поэмы. Само название многозначно, оно варьируется
на разных уровнях: 12 глав, 12 красногвардейцев в патруле, 12 учеников
у ИисусаХриста, 12 часов (полночь), когда появляется нечистая сила.
Композиция напоминает срез дерева, полученного из полукругов,
полукруг - это одна глава, которая смыкается с другой, образуя круг.
аналитическое
Главы соединяются по смысловому значению. Например, в первой
главе звучит вопрос: «Что впереди?» - в последней главе дан ответ:
«Иисус Христос». Во второй главе - у героев-красногвардейцев нет
цели, а в одиннадцатой цель уже определена («Вот проснется лютый
враг». «Вперед, вперед, рабочий народ!»)
В третьей («Мировой пожар раздуем») - заявка на мировую революцию.
В десятой - у каждого руки в крови («Али руки не в крови
из-за Катькиной любви? - шаг держи революционный!»).
В четвертой - для таких, как Катька, делалась революция, но для
нее ничего не изменилось. В девятой - безначалие и безлюдие
(«И старый мир, как пес безродный, // Стоит за ним, поджавши хвост»).
В пятой главе о Катьке, ее жизни проститутки, бесовские соблазны -
в восьмой «выходит плебс», те, для кого нет ничего святого.
Центр композиции 6 и 7 главы - сердцевина - преодоление тоски
по Катьке.
Такая композиция, сотканная из 12 глав, символизирующих
соединение и личного начала, (жизни конкретного человека), и мировой
истории, позволили реализовать идею революции, как идею разрушения
и катастрофы.

I глава
Черный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете!
Начало символизирует блоковское понимание революции как
стихии. Краски контрастны: черный - белый, потом красный (плакат).
Место действия: весь божий свет. Персонажи - не герои, а только
те, кто в этом вихре страшной стихии не смог устоять на ногах.
Затем пространство сужается до конкретных событий: «Вся власть
Учредительному Собранию» (очень популярный лозунг). Слышатся
разные голоса. Старушка сетует, что из плаката можно было сшить
портянки для детей - это точка зрения масс. Блок считал, и об этом
он писал в своей статье «Каталина», что большинство людей никак
не переживает великие события. Для них революция не является
чем-то грандиозным. «Революция, как все грандиозные события,
всегда подчеркивает черноту..., в которой часть жителей развратничает,
половина спит, немногие мужи совета бодрствуют, верные своим
полицейским обязанностям, и большая часть обывателей, как всегда
и везде, не подозревает о том, что в мире что-то происходит...». Эта
мысль отражена во фразе старушки (точка зрения масс).
Дальнейшие образы I главы:
Б у р ж у й: И буржуй на перекрестке
В воротник засунул нос.
Очень точная оценка дворянского класса народными массами. Он
ждет своего часа.
П и с а т е л ь: А это кто? - Длинные волосы
И говорит вполголоса:
-Предатели!
Погибла Россия!
Должно быть писатель -
Вития...
Такой иронической оценки был удостоен писатель. В действительности
так и было. Интеллигенция на протяжении всего XIX в.
«боролась за счастье народа» и желала революции, но, когда революция
показала свой волчий оскал, сразу растерялась и осудила кровавую
бойню. А разве революции бывают бескровными? Ту же мысль Блок
выскажет в статье «Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали?
Что революция - идиллия? Что творчество ничего не разрушает
на своем пути? Что народ - паинька? Что сотни жуликов, провокаторов,
черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются
ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так "бескровно"
и так "безболезненно" и разрешится вековая распря между "черной"
и "белой костью", между образованными и "необразованными", между
интеллигенцией и народом?» Все происходит по схеме: «сначала
фанатики, потом функционеры, потом клопы».
Появляется еще одна фигура:
П о п: А вон и долгополый -
Сторонкой-засугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Революция - это действо со знаком минус, и поэтому отрицание
всякой культуры, в том числе и духовной, происходит в кощунственной
форме. Блок очень точно подмечает такое кощунственное отношение
к церкви и священникам. «Товарищ поп» - пародия на служителей
культа.
Главное действующее лицо первой главы - ветер: «Ветер веселый /
/ И зол и рад». Ветер революции все ставит на свои места: «Кто был
ничем, тот станет всем». Революция всех поменяет местами: кто был
наверху - тот окажется внизу - барынька подскользнулась и растянулась.
А кто в середине? - опять ветер, и опять плакат: «Вся власть Учредительному
Собранию!...» А дальше немного комическая ситуация:
Профсоюзы: ... И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...
... Обсудили -
Постановили:
На время - десять, на ночь - двадцать пять...
...И меньше-ни с кого не брать...
...Пойдем спать.
Профсоюз проституток устанавливает тариф для клиентов. А почему
бы нет? Но главное - заявлена среда, откуда выйдет героиня
поэмы, Катька. Но пока опять «свищет ветер», и «черное, черное небо».
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
Эпитет «черная» злоба варьируется с эпитетами «грустная», «святая
», он отражает соединение несоединимого (злоба не может быть
святой и грустной). Это метафора состояния сознания людей. Здесь
же задан вопрос: «Кто впереди?» - ответ в двенадцатой главе - Иисус
Христос, но с кровавым флагом.

II глава
Появляются герои, они обыкновенные люди, даже слишком обыкновенные.
Нет лозунговых речей:
- А Ванька с Катькой-в кабаке.
Ванька не с ними, а значит - против них. Герои понимают свободу
как отказ от запретов:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста.
Цель их похода тоже обозначена:
Как понимают революцию простые красноармейцы?
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Блок в этих строках обозначает сущность нового времени: без
креста. Достоевский полагал, что революция - это прежде всего отказ
от Бога: «Бога нет - и все дозволено». Вот красноармейцы и вышли
в«антикрестовый» поход.

III глава
В ней всего 12 строк, три четверостишия. 1-е четверостишие -
солдатская песня, 2-е - частушка, 3-е - молитва, но кощунственная:
«Господи, благослови!» - но на что: «Мировой пожар в крови» -
на пробуждение нового сознания, когда можно будет переступить
через главное: «Не убий».

IV и V главы
О Катьке. Для таких, как Катька, и делалась революция. Но что
изменилось в ее жизни? - Да только клиенты: «С юнкерьем гулять
ходила, с солдатьем теперь пошла».

VI глава
В этой главе Катька гибнет.
А Катька где? - Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что, Катька, рада?-Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу.
Героям-красноармейцам не жаль Катьку - она не враг, а всего лишь
случайная жертва. А сколько было этих случайных жертв? - Но революции
без жертв не бывает. Через Катьку перешагнули и устремились
вперед, где их ждет «неугомонный враг»:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

VII глава
Воспоминание Петрухи, одного из двенадцати, о своей любви
к Катьке, оно трепетно по своему выражению:
-Ох, товарищи родные,
Эту девку я любил...
И в этой главе убивается любовь к Катьке: «Не такое нынче время».
Тоска и горе одного человека тонут в революционном марше. Что
такое один человек против множества? В литературе о революции
и гражданской войне в последующие годы будет утверждаться гуманизм
общей идеи, где судьба одного человека приносилась в жертву
великой идее масс.
А массы в конце VII главы предаются стихии грабежа:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба-
Гуляет нынче голытьба!

VIII Глава
В начале главы - тоска смертная, «скука скучная». Выходит
на улицу плебс (народ) в худшем его значении.
Уж я темечко
Почешу, почешу...
Уж я семечки
Полущу, полущу...
Для него нет ничего святого:
Уж я ножичком
Полосну, полосну!
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...
Молитва в конце главы произносится по привычке.

IХ глава
Романс. Ничего нет, только опять стоит буржуй как вопрос. А что
будет дальше? Образ буржуя здесь дан как сравнение со старым
миром:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит, безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост. -
Так видят солдаты революции - Блок здесь как проводник всего
увиденного и услышанного.

Х глава
Снова стихия бури, бури революционной. Достоевский говорил
о революции как о бесовской силе, закружившей Россию. П. Флоренский
считал, что в этой главе явно просматривается бесовщина.
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся...
И в этом вихревом кружении совсем иначе все видится:
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
Оказывается, они шли на это сознательно, а Катька - жертва. Все
красноармейцы повязаны кровью, они единомышленники.
-Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

ХI глава
Идут вперед «рыцари-антикрестоносцы»:
...И идут без имени святого
Все двенадцать-вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Цель определена, она направлена на врага, но кто этот враг - они
не видят:
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...
Вьюга (бесы) застилает глаза.

ХII глава
Встреча произошла.
Это-ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
Опять старый мир возникает в образе паршивого пса:
-Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались-поколочу!
Они стреляют в невидимого врага, а этот враг - Христос. Возможны
разные трактовки появления Христа с кровавым флагом, но
тот факт, что Блок все же не отказался от этого образа, усиливает его
мистическое видение. Христос не отказался от России, из которой
изгнали Бога. В образной символике поэмы красный флаг - это символ
России, долгие годы страна Советов будет шагать под красным
знаменем. «В белом венчике из роз» - символика возвращения Христа
в Россию в пророческом будущем:
И за вьюгой невидим
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз-
Впереди Иисус Христос.
Блок в своей поэме занял очень трудную позицию - не высказывать
своего отношения к революции, а показать ее в сложных
взаимоотрицающих процессах, может быть, поэтому поэма сложна
для понимания.

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о преданной России. Среди прохожих - «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта или кого-то из прохожих описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар и спрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!».

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!».

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку...».

Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес.

Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет...».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом [...] Исус Христос».

Год выпуска поэмы: 1918

Поэма Блока «12» читать которую в последнее время все активнее начинают любители поэзии, относится к одним из последних произведений автора. Ее относят к попытке переосмысления Октябрьской революции. В ней ощущается усталость автора от двух лет войны, восхищение «мировым пожаром» и трепет перед наступающей немецкой армией. Все это те кто поэму «12» читал, могут найти в ее строках. Такое сочетание вызвало шквал критики со всех сторон и вероятно поэма «Двенадцать» на данный момент остается самым неоднозначным произведением Блока.

Сюжет поэмы «Двенадцать» кратко

Поэма Блока «12» начинается с описания зимних улиц Петрограда. По ним шагает отряд красноармейцев в составе 12 человек. Они обсуждают своего сослуживца Ваньку, который бросил революционную деятельность, чтоб связаться с бывшей проституткой Катькой. Неожиданно отряд сталкивается с санями, на которых едет Ванька и Катька. Отряд атакует сани, в результате чего Ванька уезжает, но Катька получает пулю. Петька, который произвел смертельный выстрел, печалится, но отряд не осуждает его.

Дальше вы можете в поэме Блока «12» читать, как отряд продолжает движение. Увязавшегося за отрядом пса отгоняют штыками. Вдруг впереди появляется неясная тень. Двенадцать атакуют ее, но нечего не могут сделать. Ведь перед ними Иисус Христос. Так и продолжает движение отряд двенадцати с Иисусом Христом впереди и шелудивым псом сзади.

По мнению многочисленных критиков, поэму «Двенадцать» Блок написал в период душевного восхищения революции. Из-за нее многие его друзья отвернулись от него. Так считал недопустимым даже в бреду выдумывать такие поэмы. Сам же Блок всего через несколько лет, лежа на смертном одре, просил уничтожить все рукописи поэмы. Что достаточно показательно, что поэму «12» читать Блок не мог. В этом он всегда просил помочь свою жену, которую водил на концерты шансонье Савоярова. По мнению Блока «12» читать следует именно как Савояров, исполняя роль босяка.

Поэма «Двенадцать» на сайте Топ книг

Популярность поэму Блока «12» читать настолько велика, что это позволило произведению занять высокое место в нашем рейтинге . При этом интерес к произведению достаточно стабилен, что, по пришествию стольких лет с момента написания, свойственно только действительно знаковым произведениям в литературе.

Поэму Александра Блока «12» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

ДВЕНАДЦАТЬ

Поэма начинается с описания темного зимнего вечера. Дует такой сильный ветер, что сбивает с ног.

Кажется, что нигде от него нельзя спрятаться. Метет метель, роняя на землю белый снег. Снег при­крывает лед, скользящий под ногами и затрудняю­щий движение. Между двумя зданиями протянут плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» На него со слезами смотрит старушка, подсчиты­вая, сколько портянок вышло бы раздетым ребя­тишкам из такого огромного лоскута. Она перехо­дит через сугроб, ругая большевиков.

Мороз крепчает, что заставляет буржуя на пе­рекрестке прятать нос в воротник. Тут же какой- то длинноволосый (должно быть, писатель) рассуж­дает о том, что Россия погибла.

За сугробами прячется невеселый поп, вспоми­ная, как раньше гордо нес свое брюхо с сияющим крестом на народ.

На льду растянулась барыня в каракуле. А ве­тер, злой и веселый, продолжает крутить подолы прохожих и трепать большой плакат. Проходит группа людей с собрания. Улица пустеет, на ней остается один бродяга.

Появляется группа военных из двенадцати че­ловек: «В зубах - цигарка, примят картуз, // На спину б надо бубновый туз!» Военные разговари­вают о Ваньке, который стал солдатом и с кото­рым гуляет Катька. Кругом свобода без креста:

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Спешащие военные - это красногвардейцы, которые в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями все же способны раздуть мировой пожар на горе всем буржуям. По улице летит лихач. Вань­ка с физиономией дурацкой, в солдатской шине­ли, закручивая черный ус, катается с Катькой на санях. Эта женщина в лучшие свои времена гуля­ла с офицерами, ела шоколад, а сейчас опустилась до солдат. Катька ведет насыщенную и довольно опасную жизнь: у нее на шее шрам от ножа, под грудью свежая царапина. Однако мужчины без ума от ее ножек, поэтому она часто оказывается в центре всевозможных скандальных историй.

Лихач налетает на красногвардейцев, начина­ется перестрелка, поскольку один из красногвар­дейцев узнает в девице свою любимую. Катьку случайно убивают. Лихач мчится прочь. Красно­армейцы как ни в чем не бывало продолжают свой путь, оставляя женщину на снегу. Только убийца Катьки Петруха невесел. Он рассказывает това­рищам, как любил женщину. Красногвардейцы успокаивают Петруху и внушают, что сейчас не время разводить нюни. Они призывают его дер­жать себя в руках и «поправить осанку». Доволь­но скоро молодой человек снова вскидывает голо­ву и заметно веселеет. Он думает о том, как будет грабить этажи и погреба, гуляя вместе с такой же, как он, голытьбой:

Ты лети, буржуй, воробышком!

Выпью кровушку За зазнобушку,

Чернобровушку…

Улица пустынна, уже нет городовых. Только бур­жуй стоит на перекрестке, спрятав нос в воротник. К нему жмется паршивый пес, поджавши хвост. Словно пес, стоит за буржуем старый мир. Опять разыгралась вьюга такая, что за четыре шага ни­кого не видно, однако это не останавливает крас­ногвардейцев:

…И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль,

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

И днем и ночью эти двенадцать человек готовы защищать Россию от незримого врага, заглядывая даже в пустынные переулочки, где «одна пылит пурга». С красным флагом они несут свою службу, ожидая, что проснется лютый враг. Нельзя стано­виться у них на пути. Красногвардейцы никогда не теряют бдительность. Вот показалось, что кто- то впереди, но это только ветер, играющий с крас­ным флагом. Впереди сугроб холодный, кто хоро­нится за ним? Опять никого. Только шелудивый пес ковыляет позади. Красногвардейцы хотят от­вязаться от него, как от воплощения всего ненуж­ного, от воплощения старого мира. Однако пес, ска­ля зубы, не отстает.

Впереди все же кто-то есть. Этот кто-то идет беглым шагом, прячась за дома и размахивая красным флагом. Однако как ни пытаются крас­ногвардейцы, они не могут его ни догнать, ни до­стать пулей. Только эхо от выстрелов отражается в домах, да хохочет в снегах вьюга. Так продолжают идти державным шагом двенадцать красногвар­дейцев. Сзади тащится шелудивый пес. А впереди, с флагом в руках, невидимый за вьюгой и непод­властный пуле, еще один персонаж.