Философия ее предмет и объект исследования. Насущные проблемы философии

1. Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение.

Термин ≪философия≫ приблизительно в VI столетии до н. э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. phileo - любовь и sophia - мудрость, т.е. философия - это любовь к мудрости, или, как говорили в древние времена на Руси, ≪любомудрие≫. Объяснение и закрепление в европейской культуре слова ≪философия≫ связано с именем Платона (427-347 гг. до н. э.). Философы - это, по его мнению, люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания - это ≪софийное≫, мудрое знание и поучения на его основе.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности. Ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в ≪потрясении≫ сознания. Потрясение - пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

Структура и предмет философии . Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия ис­тории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро­пология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, историю философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагоги­чески, дифференцировались ее разделы. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержа­ния и смысла., т.е. мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект -объектного отношения, иначе говоря, отношения ≪человек - мир≫. Таким образом, философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему ≪человек - мир≫ в целом и состояние, в котором она находится.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей и познанием, а потому выполняет разнообразные функции.

1. Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. 2. Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека. 3. Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку общих принципов и норм познавательной деятельности. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них.4. Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. 5. Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию

культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной позиции в межличностных и социально-культурных диалогах. 6. Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. 7. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. 8. Интегративна я функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей. Его целостное философское осмысление - необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. 9. Критическая . философия осуществляет критическую ≪селекцию≫, аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи последующим поколениям. 10. Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.11. Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.

Все функции философии взаимосвязаны, и преобладающее проявление какой-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, целевой установки теоретической или практической деятельности.

Философия состав­ляет теоретическую основу мировоззрения , или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обоб­щенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обла­дает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, ска­жем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у че­ловека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к той действительности, которая его окружает, и к себе самому, т. е. наиболее обобщенные взгляды на смысл жизни, на цель человеческой деятельности. В истории человечества ранее всех возникло мифологическое мировоззрение, в котором человек предстает слитым воедино с окружающей средой и не отделяется ни от природы, ни от своего рода. Религиозному мировоззрению присуще разделение мира на земной, естественный и сверхъестественный, небесный. Философия от мифологических и религиозных форм мировоззрения отличается тем, что реализует свою мировоззренческую функцию на основе критического отношения к действительности, обращаясь к фактам логических построений, вырабатывая гносеологические и логические категории и критерии для сознательного поиска и отбора истинных взглядов.

Возникновение философии стало историческим поворотом в духовной жизни общества. Он означал разрыв с мифологическими представлениями о существовании человека и мира, религиозно-нравственными представлениями о них и предметно-образным мышлением па пользу теоретико-понятийного мышления. Философия призвана отвечать па вопрос, что на них не может дать ответ ни одна наука. В теоретических построениях философия опирается на данные науки, но вместе с тем показывает основные направления ее развития, является надежной методологической базой ее исследований. Научно-теоретический и практически-духовный аспекты мировоззрения в философии объединены органично и целесообразно. Шаг за шагом философия с элитарной формы культуры превращается в сердцевину образа жизни и мышления каждого человека цивилизованного демократического общества.

Появление термина "философия" связывают с именами двух известных мыслителей Древней Греции: по одним источникам - Гераклита (530-470 до н. Э.), В других - Пифагора (580-500 до н. Э.). Этот термин переводится с греческого языка как "любовь к мудрости", что понять без объяснения и глубокого научного анализа невозможно.

Любое системное знание имеет объект и предмет. Под объектом понимается то, что в исследовании противостоит субъекту, то есть сознания, внутреннему миру людей, как реальность в ее практически-преобразовательной и познавательной деятельности. Предметом считается определенная целостность, выделяется из объекта, те его аспекты, части, свойства, которые изучаются. В одном объекте могут иметь свой предмет многие науки. Например, природу, как объект познания, изучают физика, химия, астрономия, естествознание в целом, причем каждая из них исследует в природе свой аспект или предмет. Так, биология изучает общие и частные закономерности жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособления и т.д.); биогеохимия - химический состав живого вещества и геохимические процессы в биосфере Земли, происходящие с участием живых организмов; агрометеорология - метеорологические, климатические и гидрологические условия выращивания сельскохозяйственных культур и т. д. Очевидно, что противопоставление предмета и объекта изучения в общепознавательных плане неправомерно. Основное отличие предмета от объекта заключается в том, что предмету относятся только главные, существенные с точки зрения конкретного исследования, свойства, качества и признаки объекта. По философы, то ее объектом всегда были и есть:

1) природа и сущность мира;

2) природа и сущность человека;

3) взаимоотношения между миром и человеком.

Философия - исторически подвижный и конкретный. Он постоянно совершенствуется, уточняется и изменяется. Эти процессы происходили и происходят по двум основным путям: "ответвлением", то есть отделением от различных систем знаний по мере их накопления, и "самоопределением".

В древнем мире философия рассматривалась как "наука наук", объединение всей суммы внерелигиозного знаний, искусства и тогдашних знаний об общих правилах и нормах поведения людей. Так, Аристотель (384-382 до н. Э.) Выделял в философии теоретическую (умозрительную), практическую и поэтическую (творческую) ее части. Цель теоретической философии он определял как "знание ради знания", включал в нее математику, физику и "первой философии", или метафизику. У последователей Аристотеля название "метафизика" (то, что после физики) превратилась па синоним философии. Теперь этим термином обозначают также и онтологию и общий метод, противоположный диалектике. Целью практической философии Аристотель считал "знания ради деятельности" и включал в нее этику, экономику и политику, а поэтической - "знание ради творчества", то есть поэтику, риторику, искусство.

Понимание предмета философии как "науки наук" сохранялось на протяжении длительного исторического времени. Даже в середине XVII в. выдающийся французский философ и математик Р. Декарт утверждал: "Вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, которые состоят из трех главных: медицине, механике и этики ". Великий ученый И. Ньютон свое произведение по механике назвал "Математические начала натуральной философии" (тысяча шестьсот восемьдесят семь), К. Линней - по основам ботаники - "Философией ботаники" (175И), а Ж.-Б. Ламарк - по биологии - "Философией зоологии" (1809).

Постепенно от философии отпочковывались и приобретали относительной самостоятельности такие науки, как механика земных и небесных тел, астрономия, математика, физика, биология и др. Одновременно самовизначалась и сама философия. Уже у стоиков (IV в. До н. Э.) Философия начиналась с логики, а этика считалась главным учением по осмыслению судьбы людей и их отношение к вечному и бесконечному миру. Основоположник немецкой классической философии Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, а ведущая фигура этой философии Гегель - как систему диалектической логики, философии природы и философии духа, в которой вип понимал комплекс философских учений о государстве и праве, всемирную историю, искусство, религию и саму философию. Представитель материалистического направления в немецкой философии Л. Фейербах считал единственным, универсальным и высшим предметом философии учение о человеке, а основатели марксистской философии К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали, что предметом философии является общие законы развития природы, общества и сознания людей.

Наполнение предмета философии новым содержанием продолжается и сейчас, потому что философская мысль - ЦС учение о вечном. В течение всей своей истории она развивается и обогащается, но сохраняет одновременно преемственность познанного. Объект ее изучения неисчерпаем. Он реализуется в предмете, который включает:

Онтологию - учение о бытии;

Гносеологии - учения о познании;

Аксиологии - учение о природе ценностей и их место в реальности, о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и содержанием личности;

Методологию - учение о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;

Логику - учение о средствах доказывания и опровержения, о общезначимые формы и средства мышления, необходимые для рационального познания;

Социальную философию - учение об обществе и личность;

Этику - учение о морали как форму общественного сознания;

Эстетику - учение о прекрасном, отношение человека к миру с точки зрения совершенства - несовершенства, прекрасного - недостойного, трагического - комического и его художественной деятельности;

Философские вопросы науки вообще и отдельных наук.

Итак, философия - это теоретическое миропонимание, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, система ее обобщенных взглядов на мир в целом и свое место в нем. Объектом изучения философия утверждает ценность человека как личности, гуманизм общественных отношений, социальный прогресс и научное творчество. Философская мысль является научно-теоретической и духовно-практической мнением о вечном. Объект философского осмысления остается, он существует всегда. Вместе с тем философская мысль постоянно отражает потребности времени, влияет на умы и сердца современников. Многочисленные направления, течения и школы в философии являются наследниками ее предмета. Влияние философии на жизнедеятельность человека и общества проявляется в ее функциях.

1.4.1. Философия как наука

Философия - это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Как любая наука, она имеет свой собственный объект и предмет исследования, свои философские категории, свой основной вопрос, свою структуру, функции и методы исследования. Она находится в тесной взаимосвязи с другими науками - социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках; в свою очередь, она использует эмпирический материал других наук подтверждения или опровержения тех или иных философских гипотез, концепций, предположений. Она берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.

Философское понимание мира осуществляется посредством формирования различных философских теорий. Понятие теория в самом широком смысле обозначает комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснения какого-либо явления. Теория в узком и специальном смысле -это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории.

Любая философская теория обязательно проходит проверку практикой. Практика - это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

1.4.2. Предмет и объект философии

В научной и философской литературе термин «объект» всегда соотносится с термином «субъект». Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Нередко в философской литературе имеет место отождествление предмета и объекта, в то время как это совершенно различные понятия. Объект любой науки - это та часть объективной действительности, на изучение которой направлены действия познающего субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Объектом изучения ранних греческих философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и т.д. В конечном счете объектом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях.

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

1.4.3. Основной вопрос философии

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию «материализм» является понятие «натурализм» - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо.

В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

Понятие «душа», близкое понятию «дух», выражает исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. В религии и ряде философских учений - это понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Абсолют - философское понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: «Познаваем ли окружающий мир?» При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.

1.4.4. Категории философии

Философия как наука располагает набором своих базовых понятий или категорий. Поскольку мир человека состоит из таких вещей, свойств, отношений, которые во многом равны, тождественны друг другу, постольку категории философии выражают эту общность отдельных составляющих мира человека, создают предпосылки для диалога людей. Категории философии могут быть выражены в языке или речи.

Философские категории постоянно развиваются, уточняются, подвергаются критике, отвергаются, наполняются новым содержанием. Ведущими категориями философии являются: «бытие», «материя», «природа», «общество», «человек», «движение», «развитие», «закон», «вещь», «отношение», «содержание», «форма», «свойство», «общее», «единичное», «сущность», «явление», «причина», «следствие» и другие.

1.4.5. Структура философии

Философия как система знаний имеет свою собственную структуру. Ее структурными элементами являются философские учения, рассматривающие какую-либо одну сторону материального и духовного мира. В качестве составных частей философии как науки выделяются история философии и теория философии, которая включает в себя онтологию - учение о бытии; социальную философию - учение об обществе; диалектику - учение о всеобщей связи и развитии предметов, явлений и процессов материального мира; гносеологию или эпистемологию - теорию познания; философскую антропологию - учение о человеке; аксиологию - учение о ценностях; праксеологию - учение об общественной практике; методологию - учение о методах.

Возможно выделение и других составных частей в структуре философского знания. В частности, в некоторых случаях в качестве составной части философской теории выделяется натурфилософия, или философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Понимание предмета философского познания исторически менялось. Не существует единого определения философии и сегодня. Вместе с тем, на наш взгляд, наиболее точно выражает специфику философии трактовка ее предмета как всеобщего в системе отношений «мир-человек ». Данная система включает различные типы отношений человека к миру: познавательный, практический, ценностно-ориентирующий.

Представляется, что эти типы отношений весьма точно выявлены немецким философом Имманулом Кантом (1724 — 1804) в сформулированных им трех вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии.

  • Что я могу знать? — Или каковы познавательные возможности рода человеческого (познавательный тип отношения человека к миру).
  • Что я должен делать? — Иначе говоря, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру).
  • На что я смею надеяться? — Это вопрос о ценностях и идеалах (Ценностный тип отношения человека к миру).

Ответив на эти три вопроса, мы получаем ответ на интегративный вопрос: «Что есть человек?»

— все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Структура философии

Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из следующих областей:

  • Онтология — учение о бытии (о первоначалах и первопричинах всего сущего).
  • Гносеология - учение о познании (философская теория познания), отвечающая на вопросы о том, что есть истинное и достоверное знание, каковы критерии и способы получения истинного знания, какова специфика различных форм познавательной деятельности.
  • Аксиология — учение о ценностях.
  • Философская антропология - учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д.
  • Логика — учение о законах и формах человеческого мышления.
  • Этика — учение о законах и принципах морали.
  • Эстетика - учение, исследующее эстетические ценности (красота, безобразие, трагическое, комическое, низменное и т.д.) и искусство как особую художественную деятельность.

В XIX-XX веке формируются: философия религии, философия культуры, философия науки и техники и другие отрасли философского знания.

Философия включает в себя:

  • учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);
  • о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);
  • учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
  • теорию познания;
  • проблемы теории познания и творчества;
  • этику;
  • эстетику;
  • теорию культуры;
  • свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет Философии

Термин “философия ” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в и , но классической формы достигла в . Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен . Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в , не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности . На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание.

Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Цель Философии

Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность . Это означает, что философия, накапливая, соединяет в себе, c одной стороны, наиболее общие представления о мире в целом, а с другой стороны, сведения о наиболее масштабных принципах отношения к миру, применяемых в ходе познавательной и практической деятельности. Отталкиваясь от ранее сложившихся форм внефилософского, дофилософского и предфилософского миропонимания, подвергая их критическому переосмыслению, философия на основе рационального отношения к миру и теоретического синтезирования сведений о нем формирует обобщенный его образ применительно к потребностям обеспечения жизни людей. Для этого философии необходимо разрабатывать особый понятийный аппарат, составляющий основу ее языка, помогающего выразить философское отношение человека к миру. Однако формирование философского языка, приемов и методов философского познания выступает лишь компонентом цели философии. Сущность же цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация философией этой цели превращает ее в основу для понимания человеком смысла и цели жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире.

Такое понимание цели философии и ее назначения сложилось не сразу. С развитием философии оно изменялось в зависимости от представлений о том, что она собой представляет. Согласно Платону, философия — это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Для Аристотеля философия — исследование причин и принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов. Стоики рассматривали философию как средство организации должного отношения человека к миру, обществу и самому себе. Цель философии отсюда заключается в обеспечении следования долгу. Эпикурейцы видели в философии руководство к достижению счастья. Соответственно целью философии для них было обеспечение достижения счастья. Для Фомы Аквинского философия — это знание истины, относящейся к первому началу бытия. И, следовательно, цель ее — в раскрытии таких истин. В понимании Р. Декарта философия — не только условие благоразумия в делах, но и источник знания обо всем, что познает человек. Согласно Т. Гоббсу, философия есть познание, объясняющее действия из известных нам причин или производящих оснований. В понимании цели философии они были близки и видели ее в выполнении этой дисциплиной роли средства организации познания мира и руководства практикой. Для И. Канта философия является наукой о последних целях человеческого разума. Соответственно цель этой науки видится И. Кантом в их выявлении.
Г. В. Ф. Гегель считал философию мыслящим рассмотрением предметов, проникновением в разумное, постижением наличного и действительного . Иными словами, такое проникновение и постижение и есть цель философии. По мнению М. Хайдеггера, философия — это размышление, направленное на целое и предельнейшее. Следовательно, целью философии выступает прояснение сути целого и предельнейшего.

В отечественной философии наших дней отражены разные представления о ее целях , что находит выражение в разнообразии определений понятия “философия”. Одни представители этой науки определяют ее как высший вид миросозерцания. Другими она отождествляется с мировоззренческой рефлексией или деятельностью направленной на составление представлений о ценностях жизни. Для третьих данная дисциплина обозначает науку о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе и мышлении. Четвертые определяют ее как учение, особую систему взглядов, знаний о мире в целом и принципах отношения к нему человека. В имеющихся в учебной литературе определениях философии обращается внимание на такие существенные возможности философии, как возможность быть основой миропонимания, мировоззрения, выступать средством выявления наиболее общих законов и принципов движения и развития в природе, обществе и мышлении, с одной стороны, и быть основанием выработки и воплощения принципов организации оптимальной жизнедеятельности людей, с другой стороны. Множественность представленных в трудах философов смыслов понятия философии свидетельствует о многогранности ее содержания и сложности цели ее предназначения. Концентрированное содержание этой цели заключается в выработке основополагающих принципов практики жизнеобеспечения социальной общности.

Обобщение изложенного выше опыта определений философии предоставляет право определить ее следующим образом: философия — это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике.

Структура философии

Рассмотрение как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.

Философия по своей структуре делится на:
  • теорию познания;
  • метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования);
  • логику (математику, логистику);
  • этику;
  • философию права;
  • эстетику и философию искусства;
  • натурфилософию;
  • философию истории и культуры;
  • социальную и экономическую философию;
  • религиозную философию;
  • психологию.
Основными частями теоретической философии выступают:
  • онтология — учение о бытии;
  • гносеология — учение о познании;
  • диалектика — учение о развитии
  • аксиология (теория ценностей);
  • герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

Сегодня во всем мире ведутся многочисленные дискуссии в отношении различных направлений науки, объясняющей мир. Объектом философии является общество, зачастую природа или отдельный человек. Другими словами, центральные системы действительности. Наука весьма многогранна, поэтому целесообразным будет изучить все ее аспекты.

Будучи методом и формой духовной деятельности, философия зародилась в Китае и Индии, а вот классической природы достигла уже в Древней Греции. Данный термин впервые употребил Платон для обозначения новаторского направления. Если изучать процесс познания как системную структуру, то в качестве его элементов можно выделить субъект и объект в философии . Первый является носителем предметно-практической деятельности, источником активности в отношении познания мира или другого объекта. Значит, второй непосредственно противостоит субъекту (ведь именно на объект философии направляется энергия субъекта). Исторически принято разделять объект изучения философии на три категории: человек (совершенно любое разумное существо и его структура), окружающий мир (в том числе мир идей и другие, даже возможные, миры), а также отношение человека к себе и всему окружающему.

Предметом философских исследований являются свойства объекта действительности, которые вызывают наибольший интерес специалистов научного направления. Важно отметить, что в роли предмета философии может выступать и конкретный аспект объекта со всеми его проявлениями.

Основная идея науки

В начале своего развития философия концентрировалась на всех сферах исследования действительности и порождала конкретные науки, в число которых входит химия, физика, геометрия и так далее. Позже направление начало заниматься рассмотрением специфических аспектов изысканий. Так, базой для формирования философского знания являются сферы и дисциплины исследования, подходы к изысканию, а также методы поиска, проверки и интеграции информации. Философия развивается благодаря следующим областям:

  • Действительность, имеющая материальную природу: все то, что окружает человека, исключая его самого. Важно отметить, что познается представленная сфера науками естествознания, однако специальные методы философии уместно ее дополняют.
  • Метафизическая действительность, исследованиями которой занимается исключительно эта наука, так как объект философии и его предмет имеют соответствующие особенности, недоступные другим направлениям знаний.
  • Социально-общественная сфера рассматривается совместно с гуманитарными науками.
  • Общие или частные установки человека, представляющие собой систему связей конкретного индивида и общественных группировок, которая исследуется философией вместе с иными научными направлениями.

Ключевые функции философии

И ее основные особенности определяют сферы деятельности, в которых проявляется интерес и совершается научное действие. Функции науки составляют совокупность исполнения конкретных задач и целей в соответствии с изменяющимися факторами. Итак, ключевыми функциями философии являются следующие направления:

  • Мировоззренческая функция определяет изыскательные, а также прикладные ориентиры индивида или общества в целом путем исследования мировоззрения.
  • предполагает осмысление действительности, которая окружает конкретный объект философии , и ее абсолютное познание.
  • Методологическая функция заключается в контроле формирования и проверки способов достижения наукой своих целей и исследований.
  • Информационно-коммуникативная функция осуществляет контроль передачи и содержательности сведений между любыми агентами, которые вовлечены в эти процессы.
  • исполняет оценку деятельности, в которой прямым образом участвует конкретный объект философии .

Что же еще?

Дополнительными функциями философии служат следующие категории:

  • Критическая функция предполагает оценку явления или процесса, а также сравнение его с мнением знания, то есть работа по схеме «критика - выводы -заключение».
  • Интегрирующая функция говорит о том, что философия аккумулирует знания и формирует единую их систему.
  • Идеологическая функция осуществляет распределение и оценку комплексных взглядов в отношении различных общественных группировок. Другими словами, данная функция занимается исследованием идеологий.
  • предоставляет прогнозы на базе известной информации. Важно отметить, что модели, соответствующие этой функции, намного лучше интегрируются как в культуру, так и в научное направление (по сравнению с аналогичными направлениями).
  • Проектировочная функция отвечает за формирование замыслов, комплексов и образов. В данном случае объект философии позволяет составлять прогнозы, а также осуществлять моделирование и проектирование.
  • Воспитательная функция предполагает воздействие на создание определенной системы взглядов как человека, так и общества в целом.

Особенности философии

Естественно, что каждое направление знания, которому соответствует тот или иной временной период, определяется своими характеристиками и особенностями. Так, в досократическую эпоху основной чертой философии была систематическая схема размышления и диспута в качестве объяснения своего мнения по тому или иному вопросу. Тогда зачастую формировались догмы, то есть наука строилась на философствованиях субъективной природы, а доказательства, как правило, базировались на авторитете. Позже Сократ сформировал новый методологический комплекс, который предполагал, что любой объект науки философия должен изучаться детально. Следующий этап отличался определением новаторских источников вдохновения и мотивации. Он совпал с абсолютный упадком в культуре из-за отрицания старых принципов и обычаев (в том числе и богов). Помимо нигилизма, ключевыми особенностями данного отрезка времени можно отметить предельное возвышение индивида в науке, что нередко доходило до абсурда. Романский период характеризуется акцентированием внимания на этике и эстетике, а также роли человека в обществе. А вот эпоха эллинизма завершилась переходом от светской культуры к мировоззрению религиозной природы, что привело к полнейшему застою культуры и деградации общества.

Насущные проблемы философии

Как и любая наука, философия занимается исследованием различных гипотез по поводу разрешения определенных вопросов. Так, основными проблемами рассматриваемого научного знания являются следующие категории:

  • Проблема создания, которая является самой актуальной.
  • Проблема познания, что предполагает сохранение достоверности знания.
  • Временная проблема отличается простотой своего выражения, но относительной сложностью решения, ведь время является величиной субъективной. Оно измеряет протяженность процессов или же явлений относительно других аналогичных категорий.
  • предполагает разделение всего на истинное и ложное.
  • Проблема предмета и метода научного направления объясняется различными подходами к решению вопросов и противоположными взглядами на применяемую методологию.
  • Проблема смысла жизни.
  • Проблема личности касательно ее формирования и образования (не то же, что обучение).

Что же еще?

В последнее время ряд проблем, которые активно решает философское знание, значительно расширился. Так, его дополнили следующие категории:

  • Проблема смерти, которая заключается в ответе на вопросы относительно существования смерти и жизни после нее.
  • Проблема общества в целом, тесно связанная с личностным вопросом. Здесь происходит рассмотрение социальных группировок и связей между ними, ведь коллектив не является толпой, а социум - это далеко не общество.
  • Проблема свободы, как правило, знакомая любому индивиду.
  • Проблема веры и разума, которая не имеет ничего общего с религией. Здесь идет речь о мере знаний разума.
  • Проблема идеального порождается существованием взглядов, которые пришли из естествознания, где актуально отвержение идеального.
  • Проблема формирования философского знания.

Острые вопросы философии

Основной вопрос философского знания сводится к формированию связей и закономерностей сущего, а также принципов его организации или же дезорганизации. Помимо этого, существуют и дополнительные вопросы, которые возникают внутри определенных отраслей философии:

  • Вопросы этики: Мера объективности нравственного восприятия? Что значит справедливость? Какова степень дозволенного?
  • Вопросы эстетики: Какую роль играет искусство? Что же есть красота? Границы прекрасного?
  • Вопросы метафизики: Каковы критерии нематериального? Где локализации души? Что же означает сущее индивида?
  • Вопросы аксиологии: Каковы критерии ценности? Что является ценным? Насколько субъективен ценностный ориентир?
  • Вопросы философской науки: Каков критерий научного? Степень субъективности в процессе оценки теоретического знания? Чем является научное знание?
  • Вопросы социально направленной философии: Значение идеологии в эффективной разумности человека? Критерии воссоединения индивида с социальной группировкой? Причины формирования общественной группы?

Философия науки

Помимо рассмотрения философии на уровне общего восприятия, целесообразно представить специфические направления знания, среди которых и философия науки. Данная дисциплина занимается изучением способов, границ компетенции и сущности науки, а также осуществляет исследования в отношении природы, методов развития и обоснования научного знания, его функций и структуры. науки составляет система абсолютно всех научных направлений, известных за период времени формирования и совершенствования культуры народов мира. Предметом философии науки являются закономерности общего и частного характера, а также тенденции изменения в данный момент и в перспективе особенной деятельности разума в отношении производства научного знания. К актуальным вопросам рассматриваемой категории следует отнести следующие пункты:

  • Какие критерии имеет знание?
  • Чем отличается научное, околонаучное и ненаучное знание?
  • Виды знания.
  • Что представляет собой наука?
  • Компетентность отдельных методов и уровень их научности.

Философия человека

Занимается вопросами, связанными с индивидом, образуемыми им социальными группами и, конечно же, с обществом в целом. Важно отметить, что проблема человека имела место еще задолго до формирования данного направления, то есть служила предметом осмысления за пределами системы научного понимания. В действительности предметов в представленной проблеме множество. Основными из них принято считать человека, его отношение к окружающему миру и к самому себе, критерии данных связей, поступки, а также процесс формирования определенных социальных групп. Следует отметить, что бытие в современном знании рассматривается совместно с достижениями прогресса, ведь он значительно поднял общество на новые высоты существования. Данный прогресс не является плодом деятельности обывателя. Человек считается лишь потребителем, который без снабжения мыслителями и творцами обречен на деградацию до родоплеменного строя и возвращение в пещеры.

Философия права

Является особым разделом данной науки, а также юриспруденции, которая занимается изучением правового смысла, сущности права и, естественно, его основания. Сюда же следует отнести ценность права, его роль в жизни индивида и общества в целом. составляет смысл соответствующей категории. Более того, особое внимание уделяется понятиям правового и юридического направления, категориям ценностной природы, а также предназначению права в общественной жизни. Рассматриваемая дисциплина как бы объединяет принципиально различные отрасли, имеющие юридический характер. Кроме того, связанная с правопониманием, беспрепятственно может охватить абсолютно все области права. Данное единство следует считать сущностно-понятийным.