Кафедральный собор вены. Венский собор святого стефана, средневековый памятник австрии

Собор Святого Стефана может по праву называться не только главной достопримечательностью Вены, но и всей Австрии в общем. Это сердце Вены, в котором находятся различные важные реликвии, который хранит множество тайн и посетить который необходимо просто пренепременно!

Это Собор, как и в Барселоне очаровывает, приковывает к себе все внимание и хочется побольше рассмотреть мельчайшие детали, коих здесь множество.

С внешней стороны Собора взгляд в первую очередь падает на яркую, красивую крышу из черепицы. С этой стороны выложен двуглавый орел.

2.

Помимо черепицы производят впечатление готические шпили по всему внешнему периметру Собора, его даже иногда сравнивают с колючкой благодаря им.

3.

4.

5.

6.

Множество небольших скульптур украшает его. Но, кстати, большая часть - это копии, оригиналы многих скульптур, лепнины хранятся внутри Собора, в катакомбах.

7.

Возле Святого Стефана, очень много повозок с лошадьми, на которых можно совершить оригинальную экскурсию по Вене, почувствовав себя жителем века так XVII-XVIII, когда именно такой транспорт преобладал на улицах города.

8.

Возле входа в Собор и на близлежащих улицах наверное никогда не бывает пустынно, толпы туристов оккупируют это место.

9.

10.

Мистические часики с черепом, змеей, песочными часами и изогнутыми стрелками..

11.

Ювелирная работа..Такое огромное строение, а украшено сотнями всевозможных небольших вещей, каждая из которых несет свой смысл.

12.

13.

14.

15.

Заходим внутрь. В сам Собор можно попасть абсолютно бесплатно ежедневно с 6 утра до 10 вечера, в воскресенье и выходные дни с 7 до 10 утра. Если кому-то интересны экскурсии, то они совершаются с понедельника по пятницу с 9:00 до 11:30, с 13:00 до 16:30. Лично мы экскурсии не брали, не вижу в этом смысла. Большую часть Собора Вы прекрасно сможете рассмотреть самостоятельно абсолютно бесплатно. Я имею ввиду экскурсии именно по Собору, спуститься в катакомбы или подняться на башни стоит. Мы выбрали только спуск в катакомбы, так как на город сверху мы решили посмотреть в другом месте, о котором я расскажу в одном из следующих постов. Вот это был вид и не только!

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Кафедра XV века. Она украшена статуями четырех первых учителей церкви. А на перилах лестницы, ведущей на кафедру изображен орнамент из чередующихся жаб и ящериц - аллегории борьбы добра и зла.

22.

Витражи не могу сказать, что сильно меня впечатлили, встречаются и поэффектнее, но все равно достаточно симпатично.

23.

Приходя в любой Собор помните о дресс-коде! При входе в католические церки обязательно должны быть закрыты плечи, а также не допускаются короткие шорты и юбки.

24.

Один из органов Собора Святого Стефана.

25.

Недалеко от входа можно увидеть красивые резные ворота..

26.

За которыми расположен небольшой алтарь, недоступный для простых посетителей.

27.

Более подробную и актуальную информацию о Соборе Святого Стефана можно найти на его Официальном сайте . Он, кстати, доступен на русском языке тоже!

28.

Под этим крестом находится вход в катакомбы! Запомните, мы долго искали, где вход). Посещение стоит около 4,5 евро, оплата, кстати, осуществляется экскурсоводу при выходе из катакомб! Очень необычно, удивило нас). Экскурсия проводится на немецком и английском языках, но также выдаются листики с описанием в том числе на русском языке. Спуститься туда стоит, очень таинственная, мистическая экскурсия. Вам покажут надгробия нескольких поколений Габсбургов, а перед надгробиями Вы увидите емкости, в которых находятся их внутренние органы (емкости закрыты, не пугайтесь!). Сердца хранятся в другом месте, в церкви Августинцев. Также Вам покажут оригиналы некоторых скульптур с фасада Собора и самое впечатляющее и пугающее: кости 11 тысяч людей, умерших в свое время от эпидемии чумы, произошедшей в Вене..Они уже не опасны..Но впечатления, конечно, угнетающие очень..Но для любителей пощекотать нервишки самое то..

29.

Из катакомб Вас выведут прямо на улицу, так что после экскурсии заходим обратно в Собор еще раз. Впервые Собор на этом месте был построен в далеких 1137-1147гг., в нынешнем виде Собор Святого Стефана приобрел свой вид к 1511г.

30.

31.

32.

33.

А вот эти витражи мне очень понравились.

34.

Собор Св. Стефана не пострадал при Второй Мировой Войне и при первых днях наступательной операции Советских войск в 1945г. При отступлении из Вены, комендант города приказал немецким войскам уничтожить центр Вены, но приказ не был выполнен. Однако, местные мародеры 11 апреля 1945г. подожгли разграбленные лавки, пожар перекинулся и на Собор, в результате чего тот значительно пострадал: рухнула кровля, самый большой колокол обрушился и разбился внутри Северной башни, сгорели интерьеры, большой орган. Только благодаря добровольцам Собор был восстановлен. Все послевоенные восстановления завершились только к 1960г.

35.

36.

37.

38.

В 1980-е годы начался второй этап реставрации, продолжающийся до сих пор.

39.

40.

41.

42.

Наиболее узнаваемая внешняя часть Собора Святого Стефана.

43.

44.

45.

Но больше всего меня впечатлил Собор вечером! Обязательно придите туда, когда уже стемнеет. Это что-то волшебное! Играет орган, включена нереальная подсветка, непередаваемые ощущения!

46.

47.

48.

49.

50.

51.

В следующем посте мы прогуляемся по знаменитой улице Грабен до Собора Святого Петра и посетим его.

Национальным символом Австрии и украшением города Вены стал грандиозный храм Святого Стефана, наполненный чудесными реликвиями и настоящими произведениями искусства. Под ним находятся не менее знаменитые катакомбы, где лежат останки всех австрийских императоров, начиная с князя, выстроившего этот великолепный храм, Рудольфа VI, далее семьдесят два Габсбурга, Евгений Савойский и многие настоятели собора. С любой из двух башен открывается великолепный вид на старинный и красивейший город.

Символ Вены

Строительство собора было начато в двенадцатом веке, а на сегодняшний день это самое значительное готическое сооружение Австрии общей высотой в 107 метров и с вознёсшимися башнями ещё на 30. Посетители часто взбираются на колокольню, одолев триста пятьдесят ступеней. Это стоит того: вид открывается из комнаты звонаря просто великолепный. Да и те 23 колокола разных размеров, что являются одной из главных достопримечательностей храма Святого Стефана, собор украшают исключительно: один только "Пуммерин" считается самым большим колоколом в Западной Европе. Сверху хорошо видна крыша, где яркой черепицей выложен и герб Австрии.

Внутри храма оформление менялось часто, поэтому за столько столетий архитектура приобрела признаки практически всех веяний и течений, вплоть до барокко. Каждый гость города считает не только своим долгом, но и первейшей обязанностью посетить эту жемчужину зодчества. Причём одного дня для осмотра явно не хватит. Потому что храм Святого Стефана - собор огромный и буквально на каждом квадратном метре своей площади содержащий ту или иную достопримечательность.

Реликвии

Сокровища собора более чем впечатляющи: огромное количество ценных алтарей, боковых часовен, реликвии, украшенные драгоценностями и золотом: ковчеги, книги, литургические тексты, одеяния. Внушительны и саркофаги. Крышка надгробия Фридриха III весит, например, восемь тонн. Принц Евгений упокоился в отдельной часовне, украшенной чрезвычайно прихотливо. Если учесть, что первые захоронения появились здесь в начале двенадцатого века, можно по характеру погребений проследить становление традиций как зодчества, так и решений интерьерного плана.

В настоящее время храм Святого Стефана - в нём заседает венский архиепископ. Первоначально церковь была построена в центре города в 1147 году, к пятнадцатому веку она приобрела сегодняшние границы, а современный вид - только в шестнадцатом веке. Самые старые постройки - в романском стиле, это видно по стене собора, там, где портал и две башни, которые позже всё-таки перестроили в готическом стиле - после пожара в 1258 году.

Архитектура

В 1340 году к романской церкви пристроили с востока Альбертовы хоры в трёх нефах (названные в честь двух королей Альбертов - Первого и Второго), они сохранились по сей день в первозданном виде. Северный неф посвятили Деве Марии, тот, что посередине, - святому Стефану и всем остальным святым, а южный неф посвящён двенадцати апостолам. В 1359 году Рудольф IV заложил новый храм - готический, на его месте теперь - самая высокая южная башня, фундамент которой на удивление прочен, хотя очень мал - всего полтора метра. При подъёме на южную башню можно увидеть древнейшую статую собора Святого Стефана в Вене, которая когда-то служила украшением фасада. Отсюда, с этой скамьи, которая расположена рядом со статуей святого Стефана, граф Штархемберг вёл наблюдение за турками во время осады.

Северная башня строилась более ста лет, только в 1578 году её оснастили красивым куполом в стиле ренессанс. Коренным венцам она до сих пор кажется более похожей на водонапорную башню, хотя называется Орлиной, и ведущий от неё в Женский неф портал носит такое же название. После того как собор Святого Стефана стал кафедральным, скульптор Роллингер изготовил резные, с уникальным рисунком хоры, а в 1513 году там установили орган. Все интерьеры тех времён были выполнены, разумеется, в барочном стиле. В 1647 году началась реконструкция: появился уникальный алтарь работы Якоба и Покка, в 1700-м - два боковых алтаря, по красоте не уступавших главному, написаны две иконы Девы Марии, сразу ставшие знаменитыми. Статус храма был повышен до архиепископского через 40 лет после победы над турками - в 1722 году.

Война

При бомбардировках собор Святого Стефана не пострадал, и наступательная операция советских войск тоже не причинила ему вреда. Однако комендант Вены генерал Зепп Дитрих велел гитлеровской артиллерии снести весь центр города. К огромному счастью, приказ этот не был выполнен. Но несчастье пришло, откуда не ждали: местные жители - мародёры разграбили все близлежащие лавки и подожгли их, а пожар перекинулся на храмовый комплекс.

Последствия были ужасны: кровля провалилась во многих местах, огромный колокол рухнул в Северную башню и разбился, множество интерьеров Святого Стефана в Вене, даже роллингеровские хоры, были практически полностью уничтожены. Сохранились кафедры и - благодаря кирпичным саркофагам - самые ценные реликвии.

Собор восстанавливали добровольцы, и это удалось сделать лишь в 1960 году. В декабре 1948-го над главным нефом появилась кровля, а в апреле 1952-го уже была возможность возобновить службы. Второй этап реставрации начали в 1980-м, он длится по сей день. Реставрируются известняковые стены и статуи, коих очень много, а время безжалостно даже к самым твёрдым материалам.

Первомученик

Кафедральный собор Святого Стефана существует не только в Вене. Этого человека, первого мученика, чтят во всех христианских конфессиях. Он происходил из еврейской диаспоры и жил в Иерусалиме. За свою проповедь, прочитанную примерно в 33-36 гг., то есть сразу после воскресения и вознесения Христа, был привлечён к синедриальному суду и побит камнями. В книге "Деяния святых апостолов" подробно написано о его служении Христу и о принятом мученичестве. Православные чтят его память 9 января, а католики - 26 декабря.

Не вполне ясно, погиб Стефан по вынесению смертного приговора или же его просто линчевала толпа, не дожидаясь окончания суда. Он говорил вещи, которые тогда ещё не проникли в сознание людей, даже бывших современниками Господа и, возможно, слушавших его притчи и видевших чудеса, которые он творил. Стефан рассказывал о том, что видел своими глазами: сидящего одесную Отца. Это казалось кощунством. Сама описанная сцена убийства не похожа на лапидацию (каменование), это, скорее, та же самая толпа, на чьей совести и Крест Господень. К тому же сразу после суда казнить никого было нельзя - сначала римская власть должна была дать добро, а на это уходила уйма времени. Казнимый Стефан молился о своих убийцах. При погребении над ним раздавался "великий плач" (Деяние 8:2).

Венгрия

Базилику (собор) Святого Стефана Будапешт чтит как самый главный храм страны, называя святого по-венгерски - Иштваном. Это другой святой, не первомученик, но король и создатель страны. Именно потому это один из крупнейших храмов Европы, с высотой колокольни в девяносто шесть метров. Построен в стиле неоклассицизма, который был весьма популярен в девятнадцатом столетии. Этот собор - яркий пример строгой и лаконичной классики. Первый архитектор - Хильд - рассчитал не всё правильно, и однажды, через многие годы после его смерти, купол обвалился. Исправить ошибки взялся его последователь - Миклош Ибль. Он сумел придать величественному облику храма некоторую лёгкость и воздушность, поскольку колокольня и купол вобрали в себя немного эклектики.

Надо сказать, что консультировал строительство сам Эйфель, поэтому конструкции оказались надёжными, с тех пор ничего более не рухнуло. Венский собор Святого Стефана может гордиться таким богатым соседством. Внутри базилика роскошна: позолота, резьба, великолепие росписей, изящество статуй и огромный величественный алтарь. Свод купола украшен сценой сотворения мира. На одной из колоколен есть смотровая площадка для любопытных туристов, которые могут подниматься по винтовой лестнице, а для ленивых оборудованы два лифта. На второй колокольне такой площадки нет - там колокол девяти тонн весом.

Чехия

А вот чешский собор Святого Стефана (Литомержице, что в Устецком крае) посвящён первомученику. Этот капитульный, кафедральный и приходской храм построен в архитектурном стиле барокко. Стоит он высоко на Домском холме, который так и назывался - гора Святого Стефана. Романская базилика появилась здесь ещё в 1157 году, затем в шестнадцатом веке её реконструировали в готике.

В 1664 году храм был разрушен полностью, и тогда итальянец Доминико Орси за четыре года возвёл одно из самых красивых барочных сооружений Европы с отдельно стоящей колокольней, соединяющейся с основным зданием арочным мостом. Орган в этом соборе состоит из четырёх тысяч труб, изготовлен он в стиле рококо.

Германия

Баварский кафедральный собор Святого Стефана (Пассау) тоже весьма впечатляющ: длина храма - 102 метра, ширина - 33, а высота - 30. Выстроен в стиле поздней готики с элементами барокко. Баварцы считают его одной из главных достопримечательностей наряду со знаменитыми замками. Готика с душой барокко, как говорят искусствоведы, присутствует и во внутреннем убранстве, оно не менее величественно и помпезно. Третий по величине в мире орган и самый крупный в Европе тоже находится здесь. У него только мануалов 5, 229 регистров и почти 18 тысяч труб. Орган-труженик, он звучит здесь ежедневно.

В 720 году здесь располагалась Святого Стефана, построенная на месте раннехристианской церкви Святого Северина. Естественно, с тех пор собор перестраивался множество раз - войны, пожары, даже и само время вряд ли сможет донести до нас первозданность такой давней постройки. В 1221 году началось почти столетнее строительство на этом месте кафедрального собора, а в 1407-м почти двухсотлетняя перестройка - уже в стиле поздней готики. Так возвели всю восточную часть храма - трансепту, хоры, увеличили раннеготический неф. Трудились над этим произведением искусства очень многие архитекторы, а закончил работу Ханс Глапсбергер в начале шестнадцатого века. Таким мы видим этот сейчас баварский собор Святого Стефана.

Австрия

Вернёмся к самому крупному и самому знаменитому храму этого имени для того, чтобы привести для сопоставления некоторые детали. Например, длина кровли только главного нефа здесь равняется 110 метрам. Впечатляет, не правда ли? Высота до конька крыши от водосточного жёлоба - 38 метров (с наклоном кровли в некоторых местах к горизонтали до 80 градусов), несущий каркас крыши был до пожара деревянным (2 тысячи метров), теперь он из стали (около 600 тонн). А само покрытие - 230 тысяч разноцветных черепиц, которые покрыты блестящей глазурью. Именно из них выложили герб Австрии и герб Вены.

Три нефа базилики подсказывают, что должны быть три входных портала, но это не так. В кафедральный собор Святого Стефана вход только один - это центральный портал, называемый Исполинским, или иначе Воротами гигантов. Найденная при строительстве огромная кость (было решено, что это дракон, о мамонтах в те времена не догадывались) подсказала такие названия. По сторонам от этих ворот расположились трёхъярусные языческие башни. Языческие не потому, что в Средние века здесь встречался экуменизм. Просто мрамор и другой камень заимствовали из разрушенных римских храмов. Над башнями возвышается стрельчатое окно на центральном фасаде, а весь портал оформлен по мотивам Страшного суда. В тимпане - Христос и ангелы, справа и слева - апостолы и евангелисты Лука и Марк как свидетели Страшного суда. А под ними, то есть над капителями колонн, которые слева, - демоны с топорами и верёвочными петлями и химеры. Справа же - пороки человеческие. Сами колонны увивает виноград - символ причастия.

Скульптурные портреты и алтари

В скульптурных портретах изображены Отцы Церкви: юный сангвиник святой Амброзий, старый холерик святой Иероним, зрелый флегматик Григорий Великий и молодой меланхолик святой Августин. Все лестничные перила на ограждениях в декоративном орнаменте: колёса с тремя спицами как символ Святой Троицы, катящиеся вверх, и с четырьмя - спускающиеся, которые символизируют всё земное - времена года, темпераменты, возрасты. Сами же перила - с орнаментом фантастическим: змеи, пожирающие друг друга, жабы, ящерицы. Есть и собачка, которая не пускает всю эту нечисть на кафедру, где проповедует священник.

Наверное, мало храмов на земле, где присутствует такое количество алтарей, сколько имеет Собор Святого Стефана (Вена, Австрия). Их восемнадцать, если не считать те, которые находятся в капеллах. Знаменитейшие - высокий (центральный) и Винер-Нойштадский. Последний - удивительнейшее по красоте сооружение - готический алтарь с росписями и резьбой по дереву - был создан в 1447 году. Название его происходит от города, в котором его создавали и где он первое время находился. в позолоте посвящены сценам из жизни Девы Марии. Открыты створки алтаря бывают только в воскресение. На внешней стороне - фигуры 72 святых. Главный алтарь создал Тобиас Пок, в архитектурном аккорде появляется барочная нота. На створках изображены муки святого Стефана. Выполнен из чёрного мрамора первый алтарь Вены. Статуи рядом с алтарём - святые Флориан и Леопольд, покровители города, и святой Рох - защитник от чумы, о которой тоже многое может поведать собор Святого Стефана.

Катакомбы

Первая церковь 1137 года была расположена на территории древнего кладбища, где хоронили людей в далёкие римские времена. Катакомбы, оставшиеся под храмом, продолжали служить для захоронений, но массовыми погребения стали только в 1732 году, когда из-за эпидемии чумы Карл VI хоронить людей на традиционных городских кладбищах запретил. До 1783 года, когда указом Иосифа II подземный некрополь был закрыт, успели похоронить в катакомбах одиннадцать тысяч человек. Катакомбами эти коридоры со склепами начали называться лишь при романтизме, в веке девятнадцатом. Тогда же и туристы начали посещать собор Святого Стефана. Фото, сделанное здесь на память, будет всю жизнь возвращать незабываемые ощущения.

В катакомбах - масса шедевров, это излюбленное место туристического паломничества. Например, гробница Фридриха III, где украшениями служат 240 фигур. На постаменте - мифические чудовища, черепа, звери. На стенках саркофага изображены все его добрые дела во время жизни. Наверху - монахи, священники, епископы всех монастырей, которые он основал, молящиеся о спасении души Фридриха. Саркофаг из красного мрамора был придуман и заказан хозяином за тридцать лет до своей смерти.

Собор Святого Стефана — резиденция кардинала — архиепископа, величайшее культовое сооружение Вены. 137-метровая башня давно стала символом города.

Собор Святого Стефана (Stephansdom или короче Steffl) был освящен в 1147 г. Это резиденция кардинала — архиепископа, величайшее культовое сооружение Вены. 137-метровая башня давно стала символом города. От позднероманской постройки, начатой при Фридрихе II, остался западный фасад с Исполинскими воротами и языческими башнями.

При Рудольфе IV началось строительство готического продольного нефа (с 1259 г.), южная башня (башня св. Стефана) была завершена в 1433 г. Работу над Северной башней начал в 1511 г. Ганс Пуксбаум, а в 1556 г. была установлена колокольня. Пик реставрационных работ пришелся на XIX в. Однако вследствие ущерба, причиненного бомбардировками в 1945 г., потребовались серьезные восстановительные мероприятия, длившиеся до 1961 г., вклад в которые внесли все Федеральные земли Австрии.

Одним из наиболее значимых позднероманских произведений искусства в Австрии являются Исполинские ворота — арочные рупорные ворота с богатым скульптурным орнаментом (ок. 1240 г.).

Неизгладимое впечатление производят Готический трехчастный продольный неф и раннеготический хор, в средней части которого сохранились витражи 1340-1360 гг. и сетчатый свод, покоящийся на колоннах.

У колонн стоят по большей части барочные алтари. На одной из колонн зодчий собора Антон Пильграм установил четырехметровую Кафедру, главное произведение позднеготической резьбы по камню (1514-1515 гг.), украшенную бюстами четырех отцов церкви (Амброзия, Иеронима, Папы Григория и Августина). У подножия кафедры мастер поместил свой автопортрет, известный в народе как «Оконный зевака».

У кафедральной колонны также находится «Мадонна для прислуги», раннеготическая статуя Марии, относящаяся к 1320 г.

Особым почтением пользуется Пётчская мадонна, стоящая под балдахином в правом нефе рядом с Певческим порталом.

К выдающимся достопримечательностям относится и надгробие императора Фридриха III (умер в 1493 г.) — самый роскошный готический надгробный памятник работы Никласа Герхерта ван Лейдена. Верхняя часть представляет собой лежащую фигуру императора, высеченную из красного мрамора.

Из капеллы северной башни можно спуститься в катакомбы, разветвленную сеть туннелей и комнат, которая служила склепом, когда места на кладбище на Штефансплац стало не хватать. Иосиф II запретил такой способ похорон и приказал в 1872 г. очистить и замуровать катакомбы. В настоящее время доступна герцогская усыпальница, построенная по желанию Рудольфа IV Основателя. С XVII в. здесь в медных урнах хранятся внутренности всех Габсбургов

В Москве - Кремль, в Берлине - Бранденбургские ворота, а что в Вене? Городским центром, символом Вены многие века служит главная католическая святыня - собор Святого Стефана (Штефансдом). Его невозможно перепутать с другими европейскими католическими соборами по очень простой причине - из двух причитавшихся ему высоких башен со шпилями достроена лишь одна. Как и в Санкт-Петербурге, Штефансдом принадлежит не христианской церкви, а городу. Что накладывает свой отпечаток на его посещение.

1. Собор строился три с половиной века, и перед нами - самая старая из построенных его частей. Это Романские башни и портал (1230-1245). А первая церковь на этом месте была построена к 1147 году, когда Юрий Долгорукий впервые в письме упомянул имя Москвы.

2. В XV веке начали возводить высокие готические башни со шпилями, но построить смогли только южную (на фото). В 1511 году строительство собора прекратилось, и северная башня осталась незаконченной.

3. На стене храма сохранились средневековые венские эталоны длины, сделанные из металлических полос. Круг на стене являлся эталоном размера выпекаемого хлеба.

4. Войдя внутрь храма, сразу бросается в глаза забор, разделяющий зал на две зоны. В первую зону может попасть любой желающий, здесь можно сесть, помолиться и поставить свечку. А вот для прохода в центральный неф и к главному алтарю надо купить билет. Также в стоимость билета может быть включено посещение музея-реликвария, подъём на северную и южную башни, а также экскурсия в катакомбы. Действует такой билет несколько дней.

5. Центральный готический неф собора посвящён Святому Стефану.

6. На одной из колонн расположена кафедра уникальной резной работы.

7.

8.

9. Автором кафедры был скульптор Антон Пилграм (1460-1516), изобразивший себя «поддерживающим» балкон на северной стене собора.

10. Южный неф посвящён двенадцати апостолам. В нём установлен один из трёх органов храма.

11. Здесь находится целое множество небольших алтарей, а также ложа для императорских особ (справа на фото).

12. Все алтари украшены скульптурами апостолов.

13.

14. Северный неф посвящён Деве Марии и венчается Нойштадтским алтарём.

15. Деталь алтаря XV века.

16. В храме похоронены многие настоятели собора.

17. А под этим пышным надгробием покоится тело Фридриха III, императора Священной Римской империи. Также в соборе похоронен знаменитый принц Евгений Савойский.

18. Главный алтарь.

19. По случаю Нового Года он был украшен ёлками и букетами цветов.

20. Скульптура Девы Марии, венчающей алтарь Святого Стефана.

21. Витражные стёкла в соборе по большей части сохранились.

22. Старинное стекло в дверях, ведущих в оду из шести капелл, пристроенных к основному помещению.

23. Огромное окно в романском стиле расположено за главным органом.

24. Главный орган собора установлен в 1960 году, предыдущий погиб при пожаре 1945 года.

25. Он украшен фигурами парящих ангелов и является крупнейшим в Австрии.

26. Орган имеет 125 регистров и 10 тысяч органных труб.

27. Управляется он четырьмя рядами клавиатур и педалями.

28.

29. Полюбовавшись органом, пройдём музей-реликварий собора.

30. По дороге можно рассмотреть вблизи заложенное окно на романском фасаде.

31.

32. Своды зала.

33. В реликварии собраны различные предметы, использовавшиеся в богослужениях.

34.

35.

36. Персидские стеклянные сосуды.

37. Навершие посоха архиепископа.

38.

39. Один из списков чудотворной Пёчской иконы.

40. При ближайшем рассмотрении оказалось, что нимбы украшены рельефным узором, а сама доска изъедена древоточцами.

41. Также здесь собрано значительное число ковчегов для святых реликвий.

42. На полках шкафов и в влтаре хранятся кости.

43. Есть даже целый застеклённый гроб.

44. Черепа.

45.

46. Тазовая кость.

47. Кости ног.

48. Но больше всего костей хранится под полом собора и прилегающей площади. В катакомбах - подземном кладбище в XVIII веке было погребено до 11 тысяч тел. Сейчас многие кости в беспорядке свалены в подземных казематах. Туда можно пройти с экскурсией, но фотографировать запрещено, поэтому вот фото из интернета.

49.Ещё одна возможность, которой мы не смогли не воспользоваться - подъём на башни. Винтовую лестницу, ведущую на северную башню, разобрали, а вместо неё в шахту встроили лифт с круглой кабиной.

50. Наверху попадаем на большую открытую площадку, на которой должны были возвести шпиль башни.

51. С огороженной сеткой площадки открывается прекрасный вид черепичной крыши собора.

52. Покрытие кровли состоит из 230 тысяч цветных черепиц. Ими выложены изображения гербов Австрии и Вены.

53. А также вид на готическое кружево соседней башни.

54. И на город, конечно.

55. Ещё один символ Вены - старое колесо обозрения в парке Пратер.

56. А на горизонте видно, как вращают лопастями гигантские ветрогенераторы.

57. Дымит труба мусоросжигательного завода Шпиттелау, построенного по проекту знаменитого архитектора Хундертвассера.

58. Дымят трубы электростанции Зиммеринг. при желании на фото можно разглядеть верхушку боевой зенитной башни № 5 в Аренбергапарке и купола венских газометров.

59. В этой же башне установлен главный колокол Пуммерин весом в 21 тонну. Оригинальный колокол был отлит в 1711 году и погиб при пожаре 1945 года.

60. Подъём на южную башню - только пешком по ужасно узкой винтовой лестнице. Лестница настолько узкая, что разойтись со встречными туристами очень затруднительно.

61. Обитатели башни.

62. Наверху попадаем в небольшую комнату с сувенирным магазинчиком.

63. Стены комнаты украшают как надписи XIX века.

64. Так и более новые, оставленные нашими соотечественниками. Как мы помним, Вену освобождали именно совесткие войска.

65. Отсюда виды на город ещё более захватывающие.

66. Вена очень ровный по этажности город, лишь в нескольких местах было разрешено построить высотки.

67. Дворец Бельведер.

68. Купол церкви Святого Петра.

69. Миноритенкирхе и городская Ратуша.

70. Церковь Святого Михаила, Хофбург и парламент Австрии.

71. С башни видно город вплоть до самых окраин.

72. На этом всё. Кто дочитал до конца - молодец!

Собор Святого Стефана или Штефансдом, который местный жители часто называют коротко и ласково «Штеффи», является самым главном символом столицы Австрии — города Вена. Практически из любой точки города виден уникальный величественный шпиль здания, высота которого достигает 136 метров. Потрясающая внешняя красота собора гармонично дополняется его наполнением — внутри Штефансдома хранится огромное количество различных исторических ценностей, как разной церковной утвари и икон, так и множество произведений мирового искусства. Собор Святого Стефана сохранился до нашего времени практически без изменений, его изображение можно увидеть на множестве фотографий и открыток из Вены.

История

В 1137 году на месте современного собора Святого Стефана была заложена самая первая церковь в этих местах. Через 10 лет в 1147 году она была построена при помощи Леопольда IV и епископа Пассау. Примерно через 100 лет понадобилось расширение храма (одна западная стена в романском стиле с этого строительства сохранилась до нашего времени), но вскоре после этого в 1258 году церковь, к сожалению, сгорела. Через 5 лет на этом же месте была вновь построена и освящена новая церковь. Постепенно ее помещение росло и расширялось, в это время были построены знаменитые Альбертовы хоры, а закончены все строительные работы были лишь через 77 лет.

Первый камень в масштабное строительство нового собора в готическом стиле был заложен в 1359 году 7 апреля Рудольфом IV. Было спланировано, что сначала будут построены наружные стены церкви, окружающие старый храм, а затем внутри собора старые стены будут разобраны. В 1430 году так и произошло, однако было решено оставить часть стен, в частности Альбертовы хоры.

Южную башню, являющуюся самой высокой точкой Штефансдома, строили практически 100 лет и закончили в 1433 году. Архитекторами была спроектирована также и вторая башня — Северная, ее начали строить в 1450 году, возвели на высоту около 70 метров к 1511 году, и на этом строительство было заморожено.

Целых три века собор Святого Стефана был обычным приходским храмом. Однако в 1469 году здесь была основана Венская епархия, и с этого момента величественный Штефансдом стал считаться кафедральный собором. Сразу же после этих событий в храме были установлены интересные резные хоры известным композитором, по совместительству являвшимся ещё и скульптором, Вильгельмом Роллингером. А ещё чуть позже, в 1513 году, в соборе установили орган.

Во время Второй мировой войны церковь практически не пострадала, но, к сожалению, уже в апреле 1945 года ее подожгли мародеры, разрушив своими действиями Северную башню, которая, вместе со своим известным колоколом, упала и долго горела в огне, потеряв все внутреннее убранство, в том числе уникальные хоры и орган.

Позднее храм был отреставрирован (кстати, исключительно с помощью личных пожертвований горожан) и открыт для посетителей в 1952 году. Но восстановительные работы идут непрерывно и продолжаются до сих пор.

Достопримечательности

Уникальный Штефансдом благодаря своим масштабным размерам 198,2 на 62 метра, хранит в себе множество различных интереснейших достопримечательностей. Во время посещения собора можно узнать его трогательную историю, а также насладиться экстерьером и интерьером уникального здания.

Смотровые площадки на Южной и Северной башнях

Высота Южной башни собора составляет 136,44 метра, Северной башни — 68,3 метра. На обеих башнях собора Святого Стефана в наше время оборудованы две смотровые площадки, с каждой из которых открывается прекрасный вид на различные районы Вены. На смотровую площадку Южной башни ведут 343 ступеньки, открыта она с понедельника по воскресенье с 09:00 до 17:30, а вход на нее составит 5 евро для взрослых, 3 евро для учащихся 15-18 лет, 2 евро для детей 6-14 лет. В Северной башне находится известный колокол Пуммерин, а на ее смотровую площадку посетителей поднимает лифт ежедневно с 09:00 до 17:30, за 6 евро взрослых, 2,5 евро детей 6-14 лет и 0,5 евро для организованных экскурсий для детских садов.

Кровля собора

Очень интересно для того времени спроектирована кровля Штефансдома. Ее длина около 110 метров, а высота примерно 38 метров, при этом в некоторых местах горизонтальный наклон кровли может достигать целых 80 градусов. Это позволяет дождевой воде тщательно промывать черепицу во время выпадения осадков, а если вдруг в городе идет снег, то он не скапливается на кровле, а сразу падает вниз. Изначально каркас крыши был сделан из дерева, но после пожара в 1945 году его заменили на каркас из стали. Кровля покрыта примерно 230 тысячами разноцветных черепиц, которые составляют уникальное изображение герба страны и города, из-за чего крыша Штефансдома похожа на пряничный домик.

Интерьер собора

Уникальным является и само внутреннее убранство храма. На центральном портале находится кафедра Святого Иоанна Капистрана, известная тем, что с нее он призывал всех жителей собраться в крестовый поход на турков. Рядом расположено распятие с необычным выражением лица Христа, из-за которого его называют «зубная боль». Тут же стоят старинные меры из железа, являвшиеся в то время эталонами, а рядом — солнечные часы на арке.

Орган

Музыкальный инструмент, которые имеют возможно наблюдать туристы и местные жители сейчас, был установлен в соборе в 1960 году вместо сгоревшего. Современный орган фирмы Rieger имеет 4 ряда клавиатур, педаль, 125 регистров, 10 000 труб. Он является одним из самых больших органов Австрии. Недалеко от алтаря располагается ещё один орган, изготовленный в 1991 году и имеющий 4 клавиатуры, педаль и 55 регистров. Именно он чаще всего используется при проведении богослужений в соборе.

Колокола

В звоннице собора Святого Стефана находится 23 колокола, но используются лишь 20 из них. Самый большой колокол (и второй по величине в Европе) называется Пуммерин, в честь старинного одноименного колокола, погибшего в пожаре 1945 года, он находится в Северной башне. Вес современного колокола — около 21 тонны, установлен он был в 1957 году. Звон Пуммерина можно услышать 11 раз в году: во время церковных праздников, 23 апреля в день освящения собора и ночью нового года. В другое время используются другие 11 колоколов, находящихся в Южной башне и имеющих электрический привод. Эти колокола разного размера, весом от 35 до 5700 килограмм, были установлены в 1960 году.

Усыпальницы

В Штефансдоме хранятся останки множества известных личностей: это и Рудольф IV (основатель собора), Фридрих III, Евгений Савойский, 72 члена династии Габсбургов. Большая часть могил являются чисто символическими, так как с 1633 года в храме оставались на хранение только внутренние органы правителей, кроме сердец, которые отправляли в церковь Святого Августина , и тел — находящихся в Капуцинской церкви.

Катакомбы

Ещё одна достопримечательность, традиционно привлекающая внимание всех туристов, это подземелья, находящиеся под восточной частью собора. Находится там обычное кладбище, на котором хоронили жителей города (всего около 11 тысяч тел). В катакомбах до сих пор принято хоронить людей, но теперь — только высших иерархов австрийской церкви. Катакомбы можно посетить только в рамках экскурсии. Гробницы епископов и королевских дворов, жуткое кладбище под собором со всеми его костями гарантируют неизгладимые впечатления.

Экскурсии

В соборе Святого Стефана постоянно проводится множество различных экскурсий. В стоимость экскурсии по билету all-inclusive входит аудиогид, представляющий информацию на 23 языках (детям аудиогид не выдается). Туристам также выдается карта, на которой представлены все достопримечательности Штефансдома. Продолжительность экскурсии составляет около 40 минут, проводится она круглогодично. Всех посетителей настоятельно просят одеваться и вести себя соответствующим образом.

Посетителям собора можно также заранее заказать индивидуальную экскурсию продолжительностью около 30 минут на немецком (пн-вс 15:00) или английском (пн-сб 10:30) языке. По литургическим или организационным причинам экскурсия может не проводиться, поэтому ее необходимо заказывать заранее.

Групповые экскурсии проводятся для группу туристов количеством от 15 человек и бронируются заранее по телефону или электронной почте.

Режим работы и стоимость входа в собор в 2019 году

Экскурсии проводятся с понедельника по субботу с 9 часов утра до 11:30, а затем после обеда с 13:00 до 16:30. По воскресеньям и праздничным дням собор открыт для посещения с 13:00 до 16:30.

Стоимость входа в собор составляет 6 евро для взрослых и 2,5 евро для детей с 6 до 14 лет, дети до 6 лет посещают Штефансдом бесплатно. Экскурсия в собор стоит 6 евро, учащимся 14-18 лет 3,5 евро, детям 0-14 лет 2 евро. Посещение катакомб занимает около получаса и стоит 6 евро, учащимся 14-18 лет 3,5 евро, детям 0-14 лет 2 евро. Совмещенная экскурсия по собору и катакомбам составит 12 евро для взрослых, 7 евро для учащихся 14-18 лет, 4 евро для детей 0-14 лет. Сокровищница с уникальными произведениями искусства открыта с понедельника по субботу с 09:00 до 17:00, по воскресеньям и праздничным дням с 13:00 до 17:00, посетить ее могут взрослые за 6 евро, дети 6-14 лет за 2 евро, до 6 лет — бесплатно.

Билет all-inclusive позволяет посетить все общедоступные достопримечательности Штефансдома. Билет действителен ежедневно с 9 часов утра до 17:30 (при этом необходимо учитывать различное время работы башен, катакомб, сокровищницы и самого кафедрального собора). Стоимость билета составит 14,90 евро для взрослых (по билету Vienna Pass цена будет 9,90 евро), 3,90 евро для детей. Продолжительность экскурсии 2,5 часа.

Как добраться до собора Святого Стефана

Штефансдом находится в самом центре Вены, поэтому до него проще всего добраться общественным транспортом . В шаговой доступности от него расположена станция метро Stephansplatz линий U1 и U3. Рядом проходят автобусные маршруты 1A и 3A с остановкой Stephansplatz. На личном автомобиле сюда лучше не приезжать, так как сложно будет найти место для парковки в центре города, но при поездке нужно держаться автомагистрали A1, А2, А4, А21 или А23 (но затем лучше пересесть на метро). Та же ситуация и с такси, но если все-таки такая необходимость возникнет, то можно воспользоваться следующими фирмами: Flughafen Taxi, Taxi 31300, Taxi Center и многими другими.

Штефансдом на google-панорамах

Google-панорама интерьеров Штефансдома

Видео Собора Святого Стефана