Особенности зимней рыбалки на льду, движение и ловля рыбы со льда, прирост толщины и безопасные нагрузки на лед. Когда выходить на лёд

По какому льду можно ходить. Оптимальная толщина льда

Тонкий лед может стать серьезной опасностью не только для тех, кто любит зимнюю рыбалку, но и для людей, которые хотят срезать дорогу по замерзшему водоему. Люди не понимают того риска, который может возникнуть во время прогулок по льду. Поэтому, нужно обязательно беспокоиться о своей безопасности и принимать все необходимые меры.


Как определить безопасность водоема

Человек, который собирается ходить по зимним водоемам, обязательно должен знать толщину ледяного покрова. Она должна быть не меньше 7 сантиметров, а лучше все 15 см. Лед может быть разных видов: мутный, либо прозрачный с зеленоватыми оттенками. Последний появляется при очень низкой температуре и погоде без ветра, и осадков. Если этот лед имеет нужную толщину, по нему спокойно можно передвигаться. При ходьбе вы можете услышать, как он хрустит. Такая поверхность считается безопасной, так как даже участки с самой тонкой толщиной разрушаются не сразу, сначала они трескаются.

Лед молочного цвета менее безопасен. Он складывается из снегов во время морозов, поэтому состоит практически из одних снежинок. Такая застывшая консистенция опасна для жизни, она может обрушиться сразу без предупреждения (трещин). Толщина такого льда может быть и большой, но из-за своей структуры он будет очень хрупким.

Люди часто задают вопрос, какая самая оптимальная температура для перехода по застывшему льду. Недавно застывший водоем может быть опасен, так как толщина его ледяного покрова не достигла необходимого значения. Температура замерзания пресной воды равна 0 градусов Цельсия. Поэтому, когда вы собираетесь на зимнюю рыбалку или просто на прогулку, проверьте температуру воздуха и обратите пристальное внимание на толщину ледяной поверхности, она должна быть не меньше 10 см, что гарантирует безопасность.

Если вы, все-таки, переходите водоем, то обязательно идите друг за другом по одному, чтобы, в случае проваливания, спасти своего попутчика.

Самый коварный лед - это первый, поэтому лучше подождать, когда вода застынет покрепче (увеличится толщина ледяного покрова) и можно будет со спокойной душой отправиться на рыбалку или прогулку.


Правила передвижения по застывшим водоемам

Самый лучший способ обезопасить себя - это вообще не выходить на лед, но это не всегда возможно. Иногда обстоятельства вынуждают нас отправиться на такую прогулку, а иногда просто обычное желание побывать на рыбалке. Разве можно отказать своему увлечению рыбалкой.

Когда долгое время держится теплая погода, лед становится менее плотным, соответственно, повышается его хрупкость, независимо от толщины.

Нужно обязательно соблюдать все меры безопасности.

Рассмотрим несколько обязательных правил:

  • Определить цвет поверхности льда, чем выше мутность, тем опаснее будет переход;
  • Никогда не переходите поверхность замерзшего водоема ночью или в условиях плохой видимости. Вероятность того, что вас кто-то увидит, когда вы провалитесь, равняется нулю;
  • Используйте официальные переправы через лед, если такие есть в наличии. На них всегда много людей;
  • В случае, если вас несколько человек, то ходить по льду нужно группой, соблюдая дистанцию в 5-6 метров, друг от друга;
  • Чтобы легко перейти лед можно использовать лыжи. На лыжах нужно ходить с расстегнутыми креплениями и свободно держа палки в руках. Человек в лыжах создает меньшее давление на поверхность льда, нежели человек без лыж;
  • Если у вас с собой какая-либо ноша, держите ее так, чтобы в случае чего (проваливания под лед) быстро от нее избавиться;
  • Можно взять с собой веревку с большой петлей на одном конце и грузом на другом. Благодаря тяжелому грузу, который создает малое давление на поверхность льда, вы сможете без проблем выбраться из-подо льда, если провалитесь.
  • Если идете на рыбалку, необходимо останавливаться там, где много рыбаков. На рыбалке не следует употреблять алкогольные напитки.
  • Если температура начинает подниматься, лучше отмените рыбалку или ходьбу по замерзшему водоему. Период повышения температуры воздуха можно и дома пересидеть.

Э то несколько простых правил, которые помогут вам в случае перехода по замершему водоему и, возможно, спасут вашу жизнь. Никогда не выходите на замерзшую поверхность в состоянии алкогольного опьянения, что часто случается во время рыбалки. Не отпускайте своих детей играть на воду без вашего присмотра. Будьте внимательны и дорожите своей жизнью и жизнью своих близких людей.

Озвучено специально для Рарог Выживание

«Я впервые собираюсь на зимнюю рыбалку. Читал у вас, что лед еще тонкий, и выходить на него опасно. Как определить, можно ли выходить на лед?»
(СМС)

ОТ РЕДАКЦИИ: ответ на этот вопрос нам предоставили в пресс-центре МЧС по Челябинской области.

«В период становления льда вода замерзает, как правило, неравномерно - по частям: сначала у берега, на мелководье (в защищенных от ветра заливах), а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек) лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает образование льда. Даже на одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
Скрепленный вечерним или ночным холодом, в период с ноября по декабрь лед еще способен выдержать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится очень слабым, хотя и сохраняет достаточную толщину.
Каковы же признаки так называемого «тонкого льда»? Серый, молочно-мутного цвета, ноздреватый и пористый - такой лед очень опасен, так как обрушивается без предупреждающего потрескивания. Лед может быть непрочным около стока вод; на течении (особенно быстром), на глубоких и открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в местах выхода подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий. Следует обойти площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лед всегда тоньше, к тому же снег маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова.
Для уверенной переправы одного человека при температуре воздуха ниже нуля достаточно толщины льда не менее 7 см; массовой пешей переправы - не менее 15 см; для транспортного средства весом 0,8 тонн требуется лед толщиной 20 см; для автомобиля весом 3,5 тонны разрешается переправа при толщине льда 25 см.
Чтобы измерить толщину льда, надо пробить лунки по сторонам переправы и промерить их. Следует иметь в виду, что состоит из двух слоев: верхнего (мутного) и нижнего (прозрачного и прочного). Измерить точную толщину можно, лишь очистив сначала верхний (мутный) слой от снегового, совсем уже непрочного льда. В период потепления прочность льда уменьшается, при среднесуточной температуре, превышающей ноль градусов в течение трех дней, прочность льда снижается на 25 процентов.
Чего нужно избегать в период становления льда:
* не выходите на лед в темное время суток и при плохой видимости (если есть туман, снегопад, дождь);
* не проверяйте на прочность лед ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палки покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при потрескивании льда и образовании в нем трещин».

Зимняя рыбалка – это захватывающие и интересное хобби. Однако оно сопряжено с опасностью – в любой момент лед под рыбаком может провалиться, и человек окажется в холодной воде. Чтобы обезопасить себя и своих друзей, важно знать, какова безопасная толщина льда для рыбалки.

Большая часть территории России расположена в северных широтах, и зима здесь длится до 9 месяцев. В среднем лед, который может выдержать человека, на озерах и реках встает в конце ноября или начале декабря. А ближе к январю устанавливается лед, достаточный для того, чтобы выдержать машину или другую технику.

Обычно именно в это время и устанавливают специализированные переправы по льду. Действуют они до самой весны, если зимой не случается длительных сильных оттепелей. За состоянием переправ постоянно следят, и при необходимости движения по ним перекрывают.

Важно помнить, что в разных регионах и в разные годы толщина льда для рыбалки устанавливается в разное время. Лучше ориентироваться на прогнозы погоды и официальные заявления властей.

Безопасная толщина льда для рыбалки


Считается, что выдержать человека и не проломиться может лед от 7 сантиметров толщиной, однако для верности рекомендуется дождаться, пока лед станет толще – 10-12 сантиметров.

Чтобы можно было устанавливать регулярную пешую переправу, лед должен быть не меньше 15 сантиметров, для автомобильной переправы лед должен быть не меньше 30 сантиметров.

Не стоит забывать и о том, что толщина льда на водоеме не равномерная. Обычно толщина льда меньше в следующих точках водоема:

  • возле берега;
  • в местах слияния рек или впадения реки в море или озеро;
  • в зарослях камыша и других речных растений;
  • возле вмерзших предметов;
  • в местах, где в воду выливаются канализационные воды или промышленные отходы.

Признаки опасного льда

Для того, чтобы обезопасить себя, очень важно, как свои пять пальцев, затвердить признаки непрочного, опасного льда. Самым опасным является первый, еще недостаточно прочный лед, и лед весенний, когда уже начинаются оттепели. Лучше всего, закончить зимнюю рыбалку, как только появляется яркое весеннее солнышко.

Опасный лед даже внешне отличается от прочного и безопасного. На лед можно выходить, только если он ровный, свободный от снега, без трещин. Цвет прочного, плотного льда – голубоватый.

Весенний лед становится рыхлым, приобретает белый цвет. При наступании на такой лед, из лунок часто вытекает воды. Если лед прогибается под ногой, издает хруст и другие характерные звуки, на него также лучше не выходить.

Избегайте льда, занесенного снегом. Под снегом не видно, в каком состоянии находится лед. Его невозможно оценить.

Проверяем толщину льда


Перед тем, как выходить на лед, очень важно проверить его толщину, убедиться в его безопасности. Перед установкой переправы из льда вырубают небольшой кусок и замеряют его толщину.

Однако рыбаку такая процедура для проверки льда не удобна. Поэтому перед выходом на лед нужно быть очень внимательным. Во-первых, внимательно следить за проявлением признаков, о которых говорилось в предыдущем пункте.

Во-вторых, нужно заранее приготовить длинную палку, которой и будете проверять толщину льда. Делается это просто: когда человек уже вышел на лед, он палкой как следует простукивает лед. Если он начинает трещать или прогибаться, нужно срочно вернуться на берег. Важно не проверять прочность льда ударом ноги. От этого лед может проломиться под человеком.

Способы передвижения по льду

Многие рыбаки предпочитают доехать до самого места рыбалки на машине, и там же, на льду, ее и оставить. Но делать этого не рекомендуется. Лед может не выдержать длительной высокой нагрузки и проломиться под автомобилем.

Опытные рыбаки оставляют машину на берегу и добираются до места рыбалки пешком. Это вполне можно делать и в обычной зимней обуви, но некоторые предпочитают облегчить себе путь и обезопасить себя.

Для этого применяются лыжи и снегоступы. Общий плюс того и другого – увеличение площади давления. Если вспомнить школьный курс физики, то становится понятно, что если масса распределяется по большей площади, то и давление на единицу площади будет меньше.

В лыжах можно не только шагать, но и скользить по льду, в снегоступах только шагать. Впрочем, скользить на льду не слишком безопасно: велик риск упасть и проломить лед.

Еще один момент – при выходе на лед нужно расстегивать крепления лыж, чтобы в случае попадания в воду можно было быстро их скинуть. В противном случае лыжи будут сильно мешать при попытках выбраться.

Быстро и относительно безопасно добраться до места рыбалки по льду можно на снегоходе. Однако для этого минимальная толщина для должна быть не менее 15 сантиметров. Если уверенности в достаточной толщине льда, лучше ограничиться пешим передвижением.

Как вести себя на льду


Прежде всего, нужно убедиться, что погода за окном подходящая. Пригодная для подледной рыбалки. Не стоит выходить на лед в плохую погоду: снег, дождь, туман, а также ночное время суток – это повод отказаться от запланированной рыбалки.

Не менее важно правильно выбрать место спуска на лед. Это должно быть удобное, пологое место. В противном случае есть риск поскользнуться и свалиться на лед, проломив его.

Избегайте опасных мест и тех мест, где потенциально лед тоньше. О том. Где расположены такие места, говорилось выше. Также не стоит собираться в одном месте большой компанией и сверлить лунки слишком близко друг к другу. Перфорированный лед держит хуже цельного.

Зато передвигаться по льду лучше по нахоженным тропам. Если здесь прошел один человек, то и следующего лед, скорее всего, выдержит. Если тропы нет, то нужно пробивать свою тропу. Предварительно проверяя подозрительные места палкой. Если вы не уверенны в надежности льда в каком-то месте, лучше обойдите участок. Избегайте также мест старых рыбалок, лунок и полыньи.

Важно помнить, что человек с большим весом, а снаряжение для ловли рыбы весит не мало, подвергается дополнительной опасности. Перед выходом на лед стоит ослабить лямки рюкзака, чтобы в случае чего можно было быстро его скинуть. Снаряжение можно купить новое, а вот новую жизнь взять просто негде.

Если при передвижении по льду, вы услышите треск или увидите воду поверх льда, лучше сразу покинуть опасное место, вернуться к берегу. Делать это нужно медленно, без резких движений. Лучше всего, просто лечь на лед, широко расставив руки и ноги, и передвигаться ползком.

Что делать, если вы оказались в воде

Если по какой-то причине вы или кто-то из ваших товарищей провалились в воду, очень важно не паниковать, взять себя в руки и действовать быстро, но осторожно.

Прежде всего, нужно скинуть лишний груз: рюкзак, если получится, то и промокшую обувь. Чтобы успокоиться и отдохнуть, широко раскиньте руки и обопритесь на льдину. Только аккуратно, чтобы не обломить край.

Если водоем не глубокий, и человек может достать ногами до дна, не погружаясь полностью в воду, то нужно ногами оттолкнуться от дна и постараться закинуть свое тело как можно дальше на льдину, а затем поочередно вынимать ноги из воды.

Если вы уверенны, что глубина невелика до самого берега и если берег близко, то можно просто проламывать лед грудью и идти в сторону берега.

Если дно глубоко, то выбираться придется без опоры. В этом случае также нужно раскинуть руки, опереться на льдину и рывком лечь на льдину животом или хотя бы грудью. Затем нужно постепенно выползать на льдину и закидывать на нее ноги. Когда человек полностью выберется из воды, нужно ползти по льдине, не вставая на ноги.

Если вы увидели, как кто-то провалился в воду, действовать нужно быстро. В холодной воде быстро начинается переохлаждение, да и силы пострадавший теряет очень быстро. Первым делом громким криком оповестите человека о том, что к нему идет помощь. Это подбодрит пострадавшего, даст ему надежду, успокоит.

Если есть возможность спасти человека, не покидая берега, лучше сделать именно так: бросьте тонущему веревку или протяните длинную палку и с их помощью затяните человека на лед. Если же приходится идти по льду к месту пролома, то, несмотря на необходимость делать все быстро, торопиться нельзя: резкие движения могут спровоцировать новую трещину во льду. Лучше лечь на поверхность и ползти в сторону пролома.

Не стоит подползать к самому краю. Остановитесь на безопасном расстоянии и используйте для спасения все те же веревку или палку.

Как только водоемы покрываются коркой льда, тут же появляется целая армия ценителей зимнего экстрима - рыболовы, туристы, любители съехать с гористого берега реки на санках или желающие превратить часть реки или пруда в каток. Автолюбители тоже не дремлют: наконец-то им не нужно добираться до ближайшего моста или переправы, ведь есть ледовая дорога! Жители озерных и речных краев устраивают пешеходные и автомобильные переправы, чтобы сократить путь до пункта назначения. Как определить, безопасно ли передвигаться по льду пешком, на автомобиле или кататься на коньках? Не стоит рисковать, подвергая опасности себя и товарищей: для каждого из таких случаев существуют специальные правила. Если у вас есть дети, обязательно научите их тому, какая толщина первого льда безопасна. Легче предупредить несчастный случай, чем спасать попавшего на непрочный лед!

Для человека

Опытные охотники и рыболовы умеют распознавать примерную толщину льда по его цвету. Синеватый или «с зеленью» лед считается прочным, и чем прозрачнее ледовое покрытие, тем оно прочней. Матово-белый или с желтизной цвет свидетельствует о ненадежности. Если вы видите участок реки подо льдом, на котором отсутствуют следы животных и человека, задумайтесь, отчего это. Скорее всего это место, где бьют ключи, корочка льда там очень тонка, а из-за снега этого не видно.

Это нужно знать:

  1. Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной воде и 15 см в соленой.
  2. В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена.
  3. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
  4. Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.

Видео о правилах нахождения на льду

Закрепим материал о прочности льда:

  • лёд голубого цвета – прочный,
  • белого – прочность его в 2 раза меньше,
  • матово белый или с желтоватым оттенком – ненадежен.

Не стоит относиться к зимним прогулкам легкомысленно и не готовиться заранее. Провалившемуся под лед очень трудно выбраться, так как края полыньи будут обламываться под его тяжестью. Взрослый или ребенок могут утонуть от переохлаждения, которое наступает через четверть часа. У некоторых случается холодовой шок.

Памятку о безопасности и правилам поведения на льду, вы можете скачать после статьи

Для зимней переправы

Приводим данные в таблице ниже.

Безопасная толщина, м С учетом веса, т
там, где пресная вода там, где морская вода
0,10 0,15 до 0,1 5
0,20 0,25 до 0,8 10
0,25 0,30 до 3,0 20
0,35 0,45 до 6,5 25
0,40 0,50 до 10 26

Для техники

Безопасная толщина, м С учетом веса, т С учетом расстояния до кромки льда, м
там, где пресная вода там, где морская вода
0,70 0,55 до 20 30
100 0,95 до 40 40

Занимаясь организацией переправы для техники, учитывают следующие факторы:

  • глубину водоема;
  • скорость течения;
  • расстоянием между берегами реки;
  • интенсивность грузопотока;
  • когда поблизости расположена гидроэлектростанция, данные по расчету трассы сопоставляются с режимом работы ГЭС.

Теория и практика

Ледовую трассу расчищают от снега по обе стороны от оси (не меньше, чем на 10м) и обозначают вехами (каждые 15-20 м). Поскольку движение на трассе одностороннее, дорогу с обратным движением следует прокладывать не менее, чем в 100 м. Толщина льда измеряется путем пробивания лунок на протяжении 5 м друг от друга (у берегов расстояние сокращается до 3 м), диаметр лунок - от 6 до 10 см. Лунки располагаются по принципу шахматных клеток на расстоянии 5 м от оси по направлению в обе стороны. Для безопасности их ограждают снеговой насыпью по окружности и закрывают щитами из дерева. Возникающие «зависания» льда обрушивают механическим путем. Замеры производит местная гидрометеослужба каждые 5 дней, а в случае оттепелей - чаще.

Помимо веса техники, делаются поправки на интенсивность движения по формуле:

H тр = n a · P

В ней учитываются:

  • H – толщина льда;
  • n – коэффициент интенсивности движения (при пропускаемости 500 автомашин в сутки показатель n равен 1, если 1 – это 500, то 400 – 0,8 и т.д.);
  • a – показатель характеристики нагрузки (колесная, гусеничная);
  • P – масса груза, т.

Формула может быть дополнена, в зависимости от особенностей местных условий.

Как видите, гораздо легче обезопасить передвижение одного человека, но лишь в том случае, если этот человек будет соблюдать правила. В конечном счете, таблица допустимой толщины льда (и нагрузки на него) при организации переправы техники будет выглядеть следующим образом:

Требуемая толщина ледяного покрова (см) с учетом среднесуточной t в течение 3 прошедших суток Дистанция между автомашинами, м
– 10 °и ниже – 5 °С При кратковременной оттепели до 0 °
Гусеничная техника
4 18 20 28 10
6 22 24 31 15
10 28 31 39 20
16 36 40 50 25
20 40 44 56 30
30 49 54 68 35
40 57 63 80 40
50 63 70 88 55
60 70 77 98 70
Колесная техника
3,5 22 24 31 18
6 29 32 40 20
8 34 37 48 22
10 38 42 53 25
15 46 50 64 30

Поправки и уточнения

При использовании таблицы следует учитывать, что берется среднесуточная температура и «идеальные» условия для формирования разновидности льда «пресноводный раковистый». Показатель толщины пористого льда придется удвоить. При наличии в водоеме соленой воды коэффициент поправки снижается до 1,2. При частых оттепелях грузоподъемность каждой единицы техники определяется практическим путем.

В случае необходимости ледяной покров утолщают искусственно, очищая для этого пространство, поливая его водой и ожидая, пока слои намерзнут. Если требуется переправа техники к месту проведения водолазных работ в местах, где лед покрывает морские водоемы, условия меняются так, как это изложено в первой таблице статьи.

Но вернемся еще раз к требованиям поведения зимой на реке или пруду, действительным для человека, и особенно, для детей, которые чаще, чем взрослые, бывают неразумны. Считается, что лед для безопасного нахождения человека на нем должен быть не менее 10-15 см (в зависимости от воды-пресная или соленая). В случае массовых мероприятий на льду, норма увеличивается до 25 см. Следует знать еще и как себя вести, если кто-то (или вы сами) провалились под лед, ведь паника может привести к печальному исходу.

Когда казавшийся прочным лед для безопасного передвижения сменился пористым и ломким, вы можете внезапно оказаться в воде, возьмите себя в руки и следуйте рекомендациям:

  1. Раскиньте руки в стороны, чтобы можно было опереться, не ломая края «купели» и не захлебнуться.
  2. Из полыньи придется выползать, избегая порывистых движений. Если при вас имеются «ледовые шилья» и веревка, воспользуйтесь ими для подтягивания.
  3. Основное правило: не опираться на отдельные участки небольшой площади, а стараться располагаться так, чтобы опорой служила максимально большой участок.
  4. Откатитесь от краев провала, а встав на ноги, не бегите, двигайтесь не спеша и не поднимая ног над поверхностью льда.
  5. При оказании помощи провалившемуся, найдите то, что поможет расширить площадь опоры (спортивный инвентарь, фанера, пластик).
  6. Не становитесь на край полыньи, действуйте на оптимальном расстоянии.
  7. Бросайте оказавшемуся в полынье веревку и равномерными движениями тяните, помогая выбраться.
  8. Добравшись до дома, переоденьте пострадавшего, напоите чаем (без добавок алкоголя!) и звоните в «скорую».

Спасатели, действующие в условиях, когда требуется передвижение по льду, должны помнить:

  1. При выборе маршрута необходимо помнить о дрейфующих льдах (на море, озере), узнавать скорость и направление течения, ветра.
  2. Стоит запастись противоскользящими приспособлениями.
  3. На воде с течениями толщина льда везде может быть разной.
  4. На болотах, в отличие от рек, лед прочнее в центре, а слабее по краям.

Правила поведения на замерзшем водоеме

  1. Не экспериментируйте с проверкой прочности покрова ногами, берите с собой жердь.
  2. Находите уже имеющиеся утоптанные тропы.
  3. Если вы прокладываете такую пешеходную тропу одним из первых, пробуйте лед на прочность впереди себя палкой, избегайте мест, не вызывающих доверия.
  4. Запомните признаки непрочного покрытия: треск, подвижность, появление воды над поверхностью. Если это происходит, передвигайтесь от этого места расставив ноги пошире, неторопливо или даже ползком.
  5. Нельзя двигаться компанией (между путниками или идущими на лыжах нужен промежутков не менее 5 метров), с пристегнутыми к ногам лыжами, с надетыми на руки креплениями лыжных палок.
  6. Рыболовам необходимо рассчитывать число лунок на определенной площади и сверлить их на значительном расстоянии друг от друга.
  7. Если у вас груз есть (ранец, рюкзак), лучше закрепить его веревкой и тащить на расстоянии.
  8. Если возникла необходимость преодолеть участок непрочного льда, отправляйтесь туда со страхующим, Даже двигаясь на расстоянии 5 метров, он окажет помощь при несчастном случае.
  9. Если у вас есть такая возможность, лучше всего просверлить лунку и измерить толщину льда перед зимним походом.
  10. Не рекомендуется ловить рыбу поблизости от подтаявших или поврежденных участков льда.
  11. Запаситесь двенадцати метровой (или длиннее) веревкой, на одном ее конце должен быть груз.

Идеальную картину намерзания льда сильно меняет толщина имеющегося на нем снежного покрова

Для рыболовов-зимников, выходящих на лед разных по типу водоемов, просто необходимо знать и понимать, какие условия эволюции ледового покрова определяют безопасность или невозможность нахождения на нем. При этом главной характеристикой льда будет его прочность, которая является величиной непостоянной, сильно зависящей от вида и структуры льда, его температуры и толщины.

Бывает, начало зимы сопровождается частыми оттепелями с осадками в виде дождя или мокрого снега. Тогда ледовый покров намерзает поэтапно в морозные промежутки между циклонами. При этом его толщина прирастает как снизу - за счет кристаллизации поверхностной воды водоема, так и сверху - из-за смерзания снежно-водяной «каши», возникшей поверх льда во время очередного ненастья. Такой лед получается мутным, многослойным. Следует иметь в виду, что он примерно в два раза слабее (выдерживает в два раза меньшую статическую нагрузку) льда, прозрачного как стекло. Поэтому выходить на белесый, непрозрачный ледовый покров безопасно, когда он достигнет толщины более 10 сантиметров, да еще при условии отрицательной температуры воздуха. Это важно знать по той причине, что рыболовы, как правило, стремятся на участки с подобным льдом, так как здесь в условиях пониженной освещенности обычно скапливается рыба и клюет она в таких местах гораздо лучше.

Как уже сказано, наиболее прочен чистый, прозрачный лед. Это кристаллический монолит, образовавшийся от замерзания переохлажденного верхнего слоя воды. Однако ловить рыбу с такого льда имеет смысл лишь над большой глубиной, куда доходит мало света и рыба не пуглива. Поэтому безопасным он будет при достижении толщины не менее 5 сантиметров - лишь в этом случае лед надежно выдерживает одного человека, а вот группами на нем собираться нельзя.

Прочность ледового покрова линейно увеличивается с ростом его толщины и с понижением температуры. Но тут надо представлять, что температура льда по толщине различна: вверху она равна атмосферной, а внизу - соответствует точке замерзания воды, то есть около ноля градусов. А поскольку температурный коэффициент линейного расширения льда огромен (например, в пять раз больше, чем у железа) и многие, наверное, видели, как разрываются прочные сосуды с замерзшей водой, то становится понятно, что аналогичные процессы неизбежны и со льдом на водоеме: по мере роста его толщины имеющие разную температуру слои испытывают расширяющую нагрузку как поперечного, так и продольного направления. Именно поэтому при резких потеплениях или похолоданиях лед на водоемах лопается с оглушительным грохотом и по нему разбегаются длинные трещины. Кроме того, на огромных акваториях озер и водохранилищ эти трещины, с одной стороны, вызывают образование ледовых торосов, а с другой (для компенсации) - широкие разводья, в которые можно запросто угодить, особенно после укрывающих открытую воду снегопадов.

Можно подумать, что трещины на ледовой поверхности образуются бессистемно, хаотично. Однако не все так просто, если вспомнить механизм льдообразования: в начале зимы, когда лед еще не везде одинаков по толщине, напряжения локализуются в узких зонах стыковки толстого и тонкого ледового покрова, то есть там, где мелководье резко переходит на глубину. Опытные рыболовы знают, что донные свалы, где часто держится рыба, следует искать по старым и широким, идущим обычно параллельно основному руслу трещинам. При этом глубокая сторона водоема будет определяться по близко располагающейся к обычно крутому берегу трещине, и наоборот.

Чтобы представлять, какой лед может ожидать на водоеме в начале зимы, следует знать, что его прирост в течение суток сильно зависит от температуры воздуха и уже имеющейся толщины. Это выглядит примерно так: если лед был уже около 10 сантиметров, то за следующие сутки он прибавит 4 см при морозе минус 5; 6 см - при морозе 10; 8 см - при минус 15; 9 см - при минус 20. Но если исходная толщина льда составляет, допустим, 20-30 см, то суточный прирост при тех же температурах уменьшится примерно в 3-4 раза - точнее сказать нельзя, поскольку на это влияет и качество воды.

Конечно, идеальную картину намерзания льда сильно меняет толщина имеющегося на нем снежного покрова, который выполняет как бы роль шубы. Известно, что теплопроводность (холодопроводность) снега до 30 раз меньше, чем у льда (многое зависит еще от плотности снега), поэтому при снегопадах в зависимости от их интенсивности надо вносить в расчеты соответствующую поправку.

Важно понимать по виду первого, непрочного льда, как он реагирует на нагрузку. Рыболовы с опытом говорят, что молодой лед не обманет, не подведет, а вовремя сообщит об опасности громким треском и видом трещин. Приложенная к тонкому льду нагрузка (рыболов на льду) вызывает его прогиб (деформацию) в виде чаши. При малом грузе деформация носит упругий характер, а чаша расширяется симметрично по периметру. Если нагрузка будет выше предела упругости, то начнется пластическая деформация льда и чаша прогиба станет быстрее увеличиваться в глубину, чем в ширину - это начало разрушения льда. В количественном выражении это будет выглядеть так. Для наиболее прочного прозрачного льда центральный прогиб его на глубину в 5 см трещин не вызовет; прогиб в 9 см ведет к усиленному образованию трещин; прогиб в 12 см вызывает сквозное растрескивание; при 15 см лед проваливается.

Под действием нагрузки трещины во льду возникают как радиальные - исходящие от точки приложения, так и концентрические - вокруг этой точки. Радиальные трещины лишь предупреждают о недостаточной прочности льда, что требует предельной осторожности на нем. Но если к радиальным трещинам добавляется концентрическое растрескивание, сопровождаемое характерным скрипящим звуком, нужно скользящим шагом немедленно покинуть опасный участок, в особо критической ситуации лучше лечь на лед, чтобы увеличить площадь распределения веса по поверхности, и отползти в обратном направлении. Нужно знать и другие правила поведения на тонком льду:

Ни в коем случае не ходить по нему гуськом, иначе радиальные трещины на тропе быстро прирастут концентрическими;

Не отправляться на рыбалку в одиночку;

Проверять каждый шаг на льду остроконечной пешней, но не бить ею лед перед собой - лучше сбоку;

Не подходить к другим рыболовам ближе чем на 3 метра;

Не приближаться к местам, где в лед вмерзли коряги, водоросли, воздушные пузыри;

Не ходить рядом со свежей трещиной или по участку льда, отделенному от основного массива несколькими трещинами;

Быстро покинуть опасное место, если из проделанной лунки начинает бить фонтаном вода;

Обязательно иметь средства страховки и спасения (шнур с грузом на конце, длинную жердь, широкую доску);

Не совмещать рыбалку с потреблением спиртного.