Презентация на тему: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Здоровьесберегающие технологии (презентация) Здоровьесберегающие технологии в школе презентация

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы санаторная школа-интернат № 32

Департамента социальной защиты населения города Москвы

(Выступление на педагогическом совете школы)

подготовила

учитель начальных классов

Иванова Наталья Геннадьевна

г. Москва
2014

1 слайд

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

«Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский

2 слайд

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:
« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий
счастливее больного короля ».

3 слайд
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Николай Иванович Пирогов, « всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему»

4 слайд
В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного,
Владимир Филиппович Базарный (род. 4 мая 1942, с. Юрковцы, Талаевский район, Сумская область, УССР, СССР) - российский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики.

включающая в себя:

основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, использование конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.
Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол.
Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.
В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики. . А что мы делаем? Мы заключаем детей с 6-7 лет в бетонные тупики. И ещё в 30- сантиметровые книжные тупики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье. Сильное впечатление производит на меня идея В.Ф.Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается сельский пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето.
Продумывая урок, я планирую, где можно использовать материал экологической стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.
5 слайд
Какие же ориентиры я использую на уроках?

Слайд 2

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».

В.А.Сухомлинский.

Слайд 3

Здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
  • Слайд 4

    Здоровьесберегающие образовательные технологии

    Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

    Слайд 5

    Принципы здоровьесбережения:

    • «Не навреди!».
    • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
    • Непрерывность и преемственность.
    • Субьект-субьективные взаимоотношения.
    • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям усащихся.
    • Комплексный, междисциплинарный подход.
    • Успех порождает успех.
    • Активность.
    • Ответственность за свое здоровье.
  • Слайд 6

    Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

    Слайд 7

    Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    • Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
    • Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек
  • Слайд 11

    Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы

  • Слайд 12

    Работоспособность в течение учебного дня 7-11 классы

  • Слайд 13

    Работоспособность в течение рабочей недели 1-6 классы

  • Слайд 14

    Работоспособность в течение рабочей недели 7-11 классы

  • Слайд 15

    Физкультурно-оздоровительная работа в школе

  • Слайд 16

    Требования к проведению физкультминуток

    • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
    • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
    • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
    • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
    • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Слайд 17

    Виды физкультминуток

    • Упражнения для снятия общего или локального утомления.
    • Упражнения для кистей рук.
    • Гимнастика для глаз.
    • Гимнастика для слуха.
    • Упражнения корректирующие осанку.
    • Дыхательная гимнастика.
  • Слайд 18

    Литература

    1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
    2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
    3. Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.

    Посмотреть все слайды

    Здоровьесберегающие технологии в школе

    Подготовила: учитель начальных классов Соколова Н.Е.


    Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности. (К. Д. Ушинский )

    «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».

    В.А.Сухомлинский .



    • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
    • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
    • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
    • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
    • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.


    Здоровьесберегающее обучение

    • направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
    • опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации)
    • достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
    • приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.


    • Стретчинг
    • Витаминизация и аромотерапия
    • Динамические паузы
    • Подвижные и спортивные игры
    • Релаксация
    • Гимнастика пальчиковая
    • Гимнастика для глаз- самокоррекция
    • Гимнастика дыхательная
    • Гимнастика бодрящая
    • Организация работы в режиме смены позы

    • Физкультурные занятия
    • Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
    • Занятия из серии «Здоровье»-Валеология
    • Самомассаж


    Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – рациональная

    организация урока .

    Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

    Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

    в школе;

    Занятия активно-двигательного характера : динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.


    Релаксация

    Релаксация - это расслабление после напряженной умственной дея-тельности.

    Цель её - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вы-звать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.

    Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, шутки, пение, танцы.


    динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений,

    чтобы снять усталость.

    Достаточно всего 3-4 упражнений,

    чтобы снять усталость.


    Требования к проведению физкультминуток

    • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
    • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
    • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
    • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
    • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.



    Литература

    • 1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
    • 2.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
    • 3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.
    • 4. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.
    • http://www.openclass.ru/io/9/kostenko Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе».
    • http://www.za-partoi.ru/

    МБОУ Бекасовская сош

    • Здоровьесберегающие технологии в школе Здоровье и школа.
    • Когда нет здоровья, молчит мудрость,
    • не может расцвести искусство, не играют силы,
    • бесполезно богатство, и бессилен разум.
    • Геродот
    • Ж.С.Вылиток
    • «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
    • В.А.Сухомлинский.
    Здоровье ученика в норме, если:
    • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
    • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
    • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
    • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
    • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
    Здоровьесберегающие образовательные технологии .
    • Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
    Принципы здоровьесбережения:
    • «Не навреди !».
    • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащего ся.
    • Непрерывность и преемственность.
    • Субьект -субьективные взаимоотношения .
    • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям усащихся.
    • Комплексный, междисциплинарный подход .
    • Успех порождает успех .
    • Активность.
    • Ответственность за свое здоровье.
    Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.
    • Средняя продолжи- тельность и частота чередова-ния видов деятельно-сти
    Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.
    • Наличие, место, содержание и продолжи- тельность на уроке моментов оздоровле-ния
    • Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек
    Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы офтальмотренажер на потолке использование в учебном процессе специальной мебели - конторок и методики смены динамических поз МАССАЖНЫЙ КОВРИК ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
    • Очень важным моментом в учебном системе по В. Ф. Базарному является детское хоровое пение. В основном это классическая музыка и народные песни. Хоровое пение помогает не только развивать художественное и эстетическое ощущение мира, но и является прочным фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность.
    ХОРОВОЕ ПЕНИЕ ДЕТИ ПИШУТ ПЕРЬЕВЫМИ РУЧКАМИ
    • Дети пишут не шариковыми, а перьевыми ручками. Для того, чтобы школьники овладели навыками письма, используются специальные каллиграфические прописи. Именно такое письмо позволяет формироваться художественным способностям, развиваться психомоторной системе. Только после получения подобных навыков школьники начинают овладевать буквенным письмом.
    Физкультурно-оздоровительное направление в школе ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БУКВАРЬ
    • «Экологический букварь» изготавливается сле дующим образом.На полотне холста (размером по ширине не менее 2-х метров) рисуется яркий сюжет природы. Например, «У речки», «У озера». «На поляне» и т. д. При этом в различных участках пейзажа размещаются различные звери, герои известных детских сказок, которые тащат, держат или несут те или иные буквы. Например, мишка тащит букву «М» к одиноко лежащей под кустом букве «А» и т. д. Размеры букв - 5×10 см. Основой для изучения букв, слогов, слов является возникшая вдруг потребность детей к познавательной деятельности. Например, как показал опыт, в группе даже 4-летних детей обязательно найдутся несколько лидеров, которые проявляют интерес к буквам. Именно они начинают осаждать воспитателя постоянными вопросами: «А это какая буква?» В этих условиях задачей воспитателей или учителя является не назидательно, а точнее. мудро, поддерживать интерес к познанию тех или иных букв у остальных детей. Важным здесь является то, что дети сами по своему усмотрению подходят к стене фиксируя указательным пальцем и отгадывая ту или иную букву.
    Требования к проведению физкультминуток
    • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
    • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
    • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
    • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
    • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
    Виды физкультминуток
    • Упражнения для снятия общего или локального утомления.
    • Упражнения для кистей рук.
    • Гимнастика для глаз.
    • Гимнастика для слуха.
    • Упражнения корректирующие осанку.
    • Дыхательная гимнастика
    Благодаря данной технологии достигается:
    • Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
    • Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
    • Психологический комфорт в образовательном учреждении.
    • Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

    Автор проекта: Знакомова Анна Александровна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 32 имени Л. В. Бобковой
    .Сохранение здоровья детей – одна из важнейших функций школы. Важно, чтобы дети получали теоретические знания о сохранении здоровья и умели их использовать практически.
    Ребёнок – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжёлая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребёнка нужно потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей комплекс мероприятий по укреплению здоровья может помочь ребёнку сохранить здоровье.
    .«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
    От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
    мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

    Василий Александрович Сухомлинский
    . Актуальность
    Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Ребёнок пошёл в школу, значит, его организм должен перестроиться, чтобы учение было успешным.
    Фундаментальной основой для полноценного и гармоничного развития личности выступает её физическое и духовное развитие.
    . Противоречия
    - Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
    - Отсутствие механизма внедрения принципа здорового образа жизни в массовую практику;
    - Из-за неудовлетворительного уровня своего физического развития многие учащиеся начальных классов с трудом усваивают учебный материал.
    . Проблема
    - Формирование у младших школьников необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
    . Объект исследования
    Здоровьесберегающие технологии обучения в начальных классах
    Предмет исследования
    Здоровьесберегающие средства обучения как «фундамент» для интеллектуальной и творческой надстройки личности на уроках в начальной школе
    . Гипотеза
    - Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей учащихся.
    . Цель
    - Создание условий для интеллектуального и творческого развития личности младших школьников на основе осознания ими ценности здорового образа жизни.
    . Задачи
    - Сформировать потребности в здоровом образе жизни;
    - Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, созданию благоприятной обстановки в классе;
    - Помочь каждому ребёнку осознать свои способности, создать условия для их дальнейшего развития.
    . Участники проекта
    - Обучающиеся 2а и 2б классов
    - Родители
    - Медсестра
    - Срок реализации - 1 год
    . Этапы реализации проекта
    I. Аналитический включает в себя:
    1. Подготовительный. Изучение проблемы. (сентябрь 2014г)
    2. Диагностический. Анкетирование, мониторинги, собеседование, позволяющие выявить способности детей и знания детей о ЗОЖ. (октябрь 2014г)
    II. Практический.
    Достижение поставленной цели и решение поставленных задач. (ноябрь-март 2014/15 гг)
    III. Заключительный.
    Анализ полученных результатов. (март 2015г)
    . Ожидаемые результаты
    - Предотвращение усталости и утомляемости;
    - Повышение мотивации к учебной деятельности;
    - Прирост учебных достижений.
    . Результаты вводной диагностики
    Уровень успеваемости детей: Средний-31,2%; Достаточный-36,4%; Высокий-32,4%
    Качество знаний - 68,8% Успеваемость - 100%
    . Средства здоровьесберегающих образовательных технологий на уроке
    - физкультминутки
    - оздоровительные минутки
    - минутки релаксации
    - дыхательная гимнастика
    - гимнастика для глаз
    - цветотерапия
    - пальчиковая гимнастика
    - массаж активных точек
    - использование музыкальных средств (В.Крутицкого, Р.Шумана, П.Чайковского)
    - Прогулки на свежем воздухе
    - физкульт минутки в начальной школе
    . Цветотерапия

    Игра – цветные сны. (игра может сопровождаться устным описанием учителя слайдов под приятную мелодию)
    . Желтый – стимулирует умственную деятельность;
    . зеленый – умиротворяет, успокаивает;
    голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
    . синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
    . фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
    . черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание
    . Результаты заключительной диагностики
    Уровень успеваемость детей: Средний-22,2%; Достаточный-37,8%; Высокий-40%
    Качество знаний - 77,8% Успеваемость - 100%
    . Вы можете наблюдать динамику роста уровня успеваемости
    . Результат проекта
    - повышение качества знаний, уровня подготовленности обучающихся;
    - стабилизация показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективе;
    - положительная динамика уровня здоровьесберегающей деятельности;
    - увеличение числа участников различных конкурсов;
    - положительная оценка опыта работы на школьном уровне.
    . Вывод
    Правильно подобранные средства здоровьесберегающего обучения позволили не только повысить качество знаний, но и способствовали формированию потребности в здоровом обрезе жизни обучающихся.
    Гипотеза подтвердилась.
    . Масса портфелей у учащихся начальной школы
    В среднем пустой портфель весит 500 – 700 г, портфель с учебниками -2,600; 4,200; 4,300; 4,500 г. И портфель со спортивной формой весит 3,500; 4,900 г.
    . Активный отдых на природе – самый лучший способ восстановить силы и снять утомление. Традицией нашей школы стал ежегодный летний лагерь «Радуга». Только в прошлые года лагерь был оздоровительным, а сейчас мы просто лагерь с дневным пребыванием. Но мы как и раньше устраиваем праздники на сведем воздухе, конкурс «Замков из песка», «Робинзонады», «Пиратские праздники», «Спартакиады» и другие увлекательные праздники.
    В квадратных скобках указаны номера слайдов.

    Презентация на тему: Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах

  •