Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Рождество Пресвятой Богородицы: история, традиции и приметы праздника Рождение пресвятой богородицы как праздновать

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы . Этот праздник установлен Церковью еще в IV веке и относится к числу двунадесятых праздников — 12 самых важных праздников после Пасхи.

Где родилась Богородица и кем были ее родители?

Согласно Церковному Преданию, Дева Мария родилась в галилейском городе Назарет. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона . Долгое время они были бездетны.

Однажды Иоаким, будучи уже в преклонном возрасте, во время одного из еврейских праздников пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, однако первосвященник отклонил дары, поскольку Иоаким не имел детей (как считалось раньше, по причине своей греховности).

Иоаким и Анна долго молили Господа послать им дитя и однажды супругам явился ангел и сообщил о том, что их молитва была услышана, и у них скоро родится ребенок. По прошествии положенного срока праведная Анна родила дочь и назвала Марией, как повелел ей Ангел.

«Встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот», Мастер жития Марии, ок. 1460, Старая Пинакотека. Источник: Public Domain

Когда и как празднуется Рождество Богородицы?

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

В этот день поста нет, то есть верующим разрешается употреблять любую пищу.

В православных храмах в день Рождения Пресвятой Богородицы совершается богослужение. В службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

Народные традиции празднования

Святые Иоаким и Анна с Марией. Источник: Public Domain

Праздник Рождества Богородицы в народном календаре связывают с приходом осени и праздником урожая.

Этот праздник еще называют Малой Пречистою (Большой Пречистою называют Успение Богоматери), или Госпожинками.

В этот день устраивали гуляния на целую неделю и ходили друг к другу в гости. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям (тестю и теще) вместе со свекром и свекровью для установления и укрепления добрых отношений между членами семьи.

В это время также убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, к этому времени заканчивалась уборка хлеба. Все летние работы заканчивались и крестьяне благодарили Богородицу за урожай и просили ее помощи на год будущий.

В народе говорили :

  • «На Пречисту в поле чисто»
  • «Придет Пречиста, будет чисто-чисто».
  • «Пречиста — картопля чиста» (укр.).
  • «На вторую Пречистую заготавливают калину» (укр.).
  • Если в этот день хорошая погода — будет теплой осень.

Рождество Богородицы - важный церковный праздник, относящийся к числу двунадесятых. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 21 сентября (н. ст. или 8 сентября по ст. стилю). Рождество Богородицы 21 сентября празднует кроме Русской Православной Церкви также Иерусалимская, Грузинская и Сербская; 8 сентября празднуют Католическая церковь, Элладская и ряд иных поместных православных церквей. Праздник Рождества Богородицы был установлен Церковью в IV веке.

История праздника Рождества Пресвятой Богородицы

В городе Назарете проживала праведная и благочестивая супружеская пара - Иоаким и Анна. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Иоаким и Анна дожили до глубокой старости, но детей не имели, что очень огорчало их. Несмотря на старость, Иоаким и Анна не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. При этом они дали обет - посвятить младенца на служение Богу.

Каждый еврей в то время надеялся, что через своё потомство может стать участником в царстве Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи.

Однажды Иоаким принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу, но первосвященник не захотел принять эти дару, поскольку Иоаким был бездетен. В это время Анна, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары. Анна узнала также, что муж ее Иоаким, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала.

После этого Анна пошла в свой сад, и сев под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами. Вверху дерева было свито гнездо в котором пищали маленькие птенцы. Анна подумала: «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости». Вдруг пред ней предстал архангел Гавриил, сказавший: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Неё получат благословение Божие и все земные народы. Через Неё будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

Одновременно ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Потрясенный Иоаким поспешил в Иерусалим к храму. Там Иоаким увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Анна также рассказала Иоакиму об увиденном и услышанном о рождении Дочери - Марии. Помолившись Богу супруги вернулись в свой дом.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Спустя 9 месяцев Анна родила Дочь - Марию. О рождестве Богородицы радовались небо и земля. По случаю рождения Марии Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом Иоаким устроил в своем доме большой пир, где все веселились и славили Бога. Святая Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от их Пресвятой дочери Марии родился Спаситель - Иисус Христос.

Прославляя Рождество Пречистой Богоматери, разрешившее от неплодства ее родителей, мы должны стремиться к разрешению от неплодства душ наших, чтобы нам не устами только восхвалять преславное Рождество Божией Матери, но и на деле стараться не в себя, а в Бога богатеть, принося плод святости и жизни вечной. Мы должны молить Богоматерь, чтобы помогла Она нам избавиться от духовного неплодия, от ежедневного сеяния дел смерти духовной, и как Сама Она постоянно слагала словеса (Лк. 2:19) жизни в сердце Своем, так насадила бы в наши сердца семена слова Божия, которые, возрастая, давали плод, если не в сто, шестьдесят, тридцать крат (Мф. 13:8), то хотя бы настолько, чтобы нам избавиться от голода и жажды духовной, которые будут мучить и палить нас, как пламя геенны (Лк. 16:24).

Рождество Богородицы - Видео из цикла "Лето Господне"

Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости.

Храмы Рождества Богородицы в Кашине

В городе Кашине имелось два храма в честь праздника Рождества Богородицы.

Первые храм Рождества Богородицы был построен в 1690 году, получил в народе название «на болоте». Храм был одноглавым, в 19 веке претерпел незначительные изменения. В 1872 году купец Зызыкин облагородил территорию у храма и на месте топкого болота открыл сад. В 1929 году храм подверся разорению, в 1930 году прекращены богослужения, а в 1936 году он был окончательно снесен.

Второй храм Рождества Богородицы строился в 1785 году, в народе получил название «на Чистых прудах», которые до официального переименования, назывались Погаными прудами по названию располагающейся здесь бывшей Поганой слободы (из-за производства белил). Церковь была одноэтажной, имела широкий южный придел. В 1929 году также подверглась разорению, с 1935 года в здании разместилась сапоговаляльная фабрика. В 2012 году здание было переведено из архитектурного статуса в обычную гражданскую постройку и приспособлено под 3D-кинотеатр.

Тропарь праздника Рождества Богородицы

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак праздника Рождества Богородицы

Иоаким и Анна поношения безчадства,/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, / внегда звати Ти: / неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

Источники:

Митрополит Антоний Сурожский, Проповеди;

Святитель Фаддей (Успенский), Слово пастыря на Рождество Пресвятой Богородицы, 1928 г.;

Серафим Слободской, Закон Божий.

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х.

Ежегодно 21 сентября Православная церковь отмечает большой праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. Установлен он в честь чудесного рождения Девы Марии от пожилых родителей – благочестивых Анны и Иоакима. Впервые о празднике упоминается в V веке.

О Божией Матери в Новом Завете мало информации. Историю Её жизни до нас донесло предание, согласно которому родители Девы Марии происходили из рода Давида. Церковь называет их святыми Богоотцами, потому что по плоти они являются предками Иисуса.

Чудесным образом на Анне и Иоакиме проявился Божественный Промысел о спасении человечества: спустя 50 лет супружеской жизни бездетная Анна зачала и родила Богоотроковицу. Ещё до рождения девочки Ангел дал ей имя Мария. Она стала единственной и святейшей Девой, Которой было предсказано исполнить пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве принесет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил» (Ис. 7:14).

История Рождества Пресвятой Богородицы

Согласно преданию, место, где появилась на свет Богородица, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной церкви распространение получила версия, выдвинутая святителем Дмитрием Ростовским: о том, что Дева Мария была рождена в Назарете, где проживали её родители.

Назарет был небольшим городком, ничем не примечательным. Евреи отзывались о нем даже несколько презрительно: «Может ли из Назарета быть что-то доброе?». В этом городе и проживала благочестивая чета Анны и Иоакима, которые были избраны Господом стать прародителями Спасителя людей. Анна происходила из священнического рода, а Иоаким – из рода царя Давида. Племянница Анны, праведная Елисавета, стала двоюродной сестрой Девы Марии и матерью Иоанна Предтечи.

Иоаким был зажиточным человекам, держал большое количество скота. Несмотря на богатство, всю свою жизнь праведная чета верила в Бога и была милосердна к людям. За это их любили и уважали ближние. Омрачала существование супругов только бездетность, которая у евреев считалась Божьим наказанием. Они постоянно просили Господа подарить им малыша. Но чем старше они становились, тем слабее была надежда.

Однажды Иоаким, принося дар Богу, услышал жестокий укор в свой адрес от другого еврея: «Зачем ты раньше других хочешь принести свои дары Господу? Ведь ты, как бесплодный, недостоин этого?». Услышав такое Иоаким сильно огорчился. От великого горя он ушел в пустыню для молитвы и поста.

Узнав об этом, Анна почувствовала себя виновницей их бесчадства, и стала ещё усерднее молиться, чтобы Господь услышал ей и посла им ребенка. Во время одной из молитв явился ей Архангел Гавриил и сказал: «Твоя просьба услышана Богом. Скоро ты зачнешь и родишь благословенную Дочь, которая будет выше всех земных дочерей. Нареки Её Марией». Услышав радостную весть, Анна пообещала отдать дитя на служение Господу.

Архангел Гавриил явился и Иоакиму. Он тоже сообщил святому прекрасную новость и наказал идти в Иерусалим, где у Золотых ворот он встретит свою супругу. Иоаким поспешил в Иерусалим, взяв с собой дары для Бога и священников.

У Золотых ворот Иоаким встретился с Анной. Они рассказали друг другу о чудесном явлении Ангела Господнего. Ещё какое-то время они провели в Иерусалиме, а потом вернулись домой, в Назарет. Через девять месяцев Анна родила дочь, которую нарекли Марией.

Когда девочке исполнился годик, её отец устроил пир, на который созвал старейшин, священников и всех знакомых. Во время торжества он всем присутствующим показал свою Дочь и попросил священнослужителей Её благословить.

По церковным преданиям, Дева Марии появилась на свет в период, когда религия находилась в упадке и большую популярность получили разные предрассудки. С каждым годом моральные силы людей истощались. Верующие понимали, спасти духовность может только какое-то необыкновенное событие, вмешательства Бога в дела земные. Человеческий образ решил принять Божий Сын, чтобы прийти на землю и спасти от грехов человечество. На роль матери Иисуса была избрана Мария, потому что Она вела очень благочестивую жизнь. Всю себя Она посвятила служению Господу. С детских лет Дева Мария старательно училась, изучая Священное Писание, поэтому идеально подходила для выполнения этой важной миссии.

Рождество Богородицы отмечается как день, в который начал осуществляться Божий промысел относительно спасения человеческого рода от дьявольских затей. С праздником также связан день рожениц. Женщины, мечтающие познать радость материнства, приглашали на обед гостей и заказывали в церкви службу.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» помогает каждому, кто к ней обращается со своими просьбами. Она защищает от всего дурного, отводит беду, помогает исцелить человеческую душу и наставляет на путь истинный. Также у святого образа молятся бездетные люди, мечтающие, чтобы Господь подарил им дитя.

Возникло в Церкви около VII века. Известно, что в западной части христианского мира это празднование было установлено святым Сергием, папой Римским (687-701 гг.).

Как правило, иконография праздника начинает формироваться вскоре после появления церковного празднования. Однако, в VIII - начале IX веков Восточная Церковь переживала трагический период борьбы с ересью иконоборчества, во время которого создание новых иконографических сюжетов было практически невозможно. Очевидно, поэтому первое дошедшее до наших дней изображение Рождества Богородицы - фреска одного из храмов в Каппадокии - относится к IX веку.

Источником при создании произведений о рождении Приснодевы Марии служило Священное Предание. Бывший первоначально устным рассказ об этом событии нашел отражение в таких апокрифических памятниках как Протоевангелие Иакова (гл. 1-7) и Евангелие псевдо-Матфея (гл.1-4).

В античном искусстве сцена рождения того или иного легендарного героя или мифического персонажа входила в посвященный его жизни цикл изображений, который мог помещаться на постаменте памятника или на саркофаге. Некоторые изобразительные схемы и детали были заимствованы художниками-христианами из таких произведений. Например, изображение омовения новорожденного повитухами существовало еще в античной традиции, откуда проникло в христианское искусство.

Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция

В античных произведениях роженица обычно представлена сидящей или стоящей; под руки ее поддерживают одна или две служанки. Этот мотив - поддерживающая праведную Анну служанка - присутствовал на ранних изображениях праздника Рождества Богоматери. Затем эта помощница исчезает, но позже появляется вновь. Иногда она присутствует в произведениях средневизантийского периода и даже на русских иконах позднего Средневековья.

Изображения дев и служанок в данной иконографии обычно отличаются разнообразием. Дева, подносящая дары, присутствует уже на одном из самых ранних памятников - миниатюре из из Минология Василия II (979-989 гг.). В позднейших произведениях к ложу Анны подходят несколько дев, принесших блюда с угощением, различные чаши и сосуды; одна из девушек может быть изображена с опахалом. С нарастанием в искусстве повествовательных тенденций появляется сцена укачивания младенца Марии служанками, одна из которых может качать колыбельку, а другая заботливо обмахивать ребенка опахалом.

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV — нач.XVI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Фигура праведного Иоакима появляется в произведениях последней трети XIII века. Согласно этическим нормам того времени Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Поэтому он изображался как бы вне помещения, в дверном проеме одной из архитектурных кулис (палат), или же заглядывающим через окошко.

В XVIII веке, когда многие русские мастера ориентируются на западноевропейские образцы, а строгие ограничения в семейном быту уходят в прошлое, Иоакима начинают изображать стоящим или сидящим недалеко от ложа Анны.

Конец XVII — нач.XVIII в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех.

Интересная смена акцентов происходит со временем в теме принесения даров. Изначально они, очевидно, понимаются как традиционное подношение роженице по случаю радостного события. В ранних произведениях девы держат все подарки в руках. С XIII века в композиции появляется пустой стол, который исполняет, как и архитектурные детали, роль декорации, указывающей на то, что действие происходит внутри дома, в интерьере.

В более поздних произведениях стол передвигается к ложу Анны и часть даров может размещаться на нем. Затем на этом столе принесенные угощения сервируются как полноценная трапеза, за которой праведной Анне прислуживают девы. На столе можно видеть тарелки, кубки, столовые приборы, например, ножи. И, в конце концов, за стол художник «усаживает» Иоакима и сцена приобретает определенный бытовой, повседневный характер. Может быть, изображение этой трапезы очень отдаленно соотносилось с повествованием Предания о пире, устроенном праведным Иоакимом для священников, книжников, старейшин и всего народа Израильского, когда Деве Марии исполнился год. Но очевидным результатом преобразования иконографии стало то, что церемониальная, торжественная сцена принесения даров стала хоть и трогательным, но банальным моментом из семейного быта.

Эти метаморфозы хорошо иллюстрируют тот процесс в церковном искусстве, который принято называть «обмирщением». В искусстве позднего Средневековья неуклонно растет интерес к западноевропейским произведениям, которые творчески перерабатываются с учетом православных традиций. Мастера стремятся добиваться «живоподобия» - убедительного сходства с натурой. Наблюдается чрезвычайное внимание к деталям, часто второ- и третьестепенным. И, в соответствии с идеями гуманизма, возникает желание передавать подробно самые различные стороны человеческого бытия, чтобы как можно лучше выразить полноту жизни, ее многообразие и красоту. Этот процесс трансформации часто характеризуют как некий спад, упадок, кризис в области духовного осмысления целей христианского искусства. Однако, следует учитывать, что художники и их духовные наставники искренне полагали, что такой подход позволяет передать красоту, угодную Богу, что через такое богатство и изысканность деталей тварного мира искусство определенным образом прославляет Творца.

Следует отметить, что одна из идей рассматриваемой иконографии - рождение ребенка - располагает к изображению бытовых подробностей. Например, служанка перед тем, как омыть Младенца Марию, проверяет рукой температуру воды, как это делают и современные женщины.

Новгородская икона. Конец XIV — нач.XV в. ГТГ, Москва

Священное Предание сообщает, что праведные Иоаким и Анна с любовью и нежностью заботились о Дочери и очень ответственно подходили к Ее воспитанию, вплоть до того, что приглашали Ей в няньки только избранных девушек. Тема семейной любви и воспитания отчетливо звучит в сцене «Ласкание Марии», которая из фресковой храмовой живописи проникает в иконописные произведения. Дитя Мария изображается на руках у своих родителей. Протоевангелие Иакова сообщает: праведная Анна, убедившись, что Дочь может ходить, более не опускала Ее на землю, сказав «Жив Господь Бог мой, Ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу Тебя в храм Господень» (гл.6, ст. 1-2).

В иконографии праздника встречается изображение источника, из которого пьют птицы: взрослые и птенцы. Возможно, включая этот, на первый взгляд, пасторальный мотив, художник стремился сделать акцент на теме воспитания, так как птицы известны тщательной заботой о потомстве.

В храмовой декорации композиция «Рождество Богородицы», как правило, входила в Протоевангельский цикл сюжетов. Этот цикл напоминал молящемуся о событиях, предшествующих рождению Девы Марии, о Ее детстве и юности. Предыстория Рождества Богородицы включала сюжеты: праведный Иоаким приносит жертву в Иерусалимский храм, первосвященник отказывается принять жертву у бездетного, плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду, моление Иоакима; моление Анны, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот. Включение некоторых из вышеперечисленных сюжетов в композиционную схему иконы праздника объясняется стремлением художников позднего Средневековья и Нового времени к все большей повествовательности, к подробному иллюстрированию. Особенно часто можно видеть на поздних иконах изображения благовестия ангела Иоакиму и Анне, а также их встречи у Золотых ворот. Сцена встречи часто становится композиционным центром изображенного на втором плане, а Золотые ворота превращаются в весьма затейливое архитектурное сооружение.

Все аспекты этого праздника, историю, иконы и молитвы, мы рассмотрим в данной статье.

Рождество Пресвятой Богородицы: история

Об этом событии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова».

Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.

В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!» От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.»

Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!»

Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.»

Святой Иоаким немедля отправился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Иконы Рождества Пресвятой Богородицы

Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV — начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва

Молитвы Рождества Пресвятой Богородицы

Тропарь Рождества Богородицы, глас 4

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва первая на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая на Рождество Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья на Рождество Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.