Специфика деятельности педагога дополнительного образования. Особенности педагогической деятельности

1.1 Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования

Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов.

Профессиональные функции - это те, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов деятельности.

Остановимся на краткой характеристике в разных видах педагогической деятельности профессиональных функций педагога дополнительного образования детей:

1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;

7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы.

У каждой профессии есть особенности, у педагогической - тоже. Рассмотрим их.

1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников. Следовательно, педагогу необходимо профессионально владеть опытом прошлого, особенно хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, которые могут быть в предстоящей жизни. 2. Из рассмотренной особенности профессиональной деятельности педагога вытекает и следующая:

концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы. Это значит, что формирование заданных, даже одних и тех же, черт личности происходит многие годы, все более расширяясь, пополняясь новыми характеристиками, а в чем-то и изменяясь, т.е. происходит углубление и уточнение представления о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т.п. педагоги начинают формировать уже у дошкольников. Эти же вопросы, но уже на новом витке, в более полном и широком понимании возвращаются к детям в младших классах, в подростковом и юношеском возрасте. 3. Объект педагогической деятельности (воспитанник) - постоянно развивающийся и меняющийся динамичный индивид (или группа). Он имеет свои потребности, цели, мотивы деятельности, интересы и ценностные ориентации, которые регулируют его поведение. И, следовательно, педагогу приходится “приспосабливать” свою работу к особенностям этого объекта, чтобы он стал союзником, активным соучастником учебно-воспитательного процесса. В идеале вместо субъектно-объектного отношения складывается субъектно-субъектное взаимодействие между воспитателем и воспитанником. 4. Педагогическая деятельность имеет коллективный характер. В школе, в других учебно-воспитательных учреждениях, работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического коллектива. Это особенно проявляется в том классе, где работает 8-10 преподавателей-предметников и, кроме учителей, есть еще воспитатели. Любой из них достигнет хороших результатов только тогда, когда будет выработана общая цель на перспективу. На эту особенность педагогической профессии обратил внимание А.С. Макаренко. Он полагал, что в коллективе педагогов каждый учитель, воспитатель, будучи неповторимой личностью, чем-то своим обогащает коллектив, и в свою очередь обогащается сам. Коллектив силен и хорош тот, в котором есть разные учителя: молодые и пожилые, начинающие работать и опытные, мужчины и женщины, любители разных видов искусства. Именно в коллективе учитель получит помощь в случае затруднений, возникающих в работе. В этом состоит смысл коллективного характера работы педагога, составляющего одну из особенностей его профессии.

5. Целенаправленная и организованная профессиональная деятельность педагога проходит в природной и социальной среде. Она в свою очередь представляет собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, воздействующий на развитие и формирование личности. На молодого человека, кроме педагога, оказывают влияние и средства массовой информации (СМИ). В этой ситуации, когда на развитие личности одновременно воздействует много факторов, педагогу приходится вести “конкурентную борьбу” с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде.

8. Учитель не имеет права на ошибку - в его руках - судьба человека. Образно говоря, работа учителя сразу, без репетиций выполняется набело, без черновиков (например, в отличие от театральных постановок), потому что воспитанники - это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Конечно, было бы идеально, если бы в никакой деятельности ошибок не было. К сожалению, так не бывает. Но во многих случаях ошибку без серьезных последствий можно исправить, устранить брак. Другое дело- педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то {к музыке ли, рисованию и т.п.) Не проявившийся талант- это вина учителя. Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо плохих делах, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь - к учителю. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, несложившейся жизнью, разочарованием во всем. Тогда ошибка будет на совести педагога.

9. Особенностью профессии педагога является также гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях. 10. Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Не-прерывное образование, таким образом, является характерной особенностью педагогической профессии.

Таковы, на наш взгляд, существенные особенности педагогической профессии. Внимательный и придирчивый читатель не без основания заметит, что те особенности педагогической профессии, о которых только что говорилось, присущи и представителям некоторых других профессий.

Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.

Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие Чернявская Анна Павловна

2.2. Особенности педагогической деятельности

Социальное назначение педагога, его функции во многом определяют особенности его труда. Прежде всего это общественная значимость труда, которая задается перспективной направленностью деятельности. У скромного учительского стола закладывается сегодня будущее нашего общества. Те дети, которые придут в ваши классы, будут определять развитие общества лет через 20–30. Какими они будут, во многом зависит от их учителей. Отсюда вытекает и следующая особенность – огромная ответственность. Если токарь допустит брак, то общество потеряет лишь мельчайшую частичку материальных ценностей, а ошибки педагога – это судьбы людей.

Одной из особенностей педагогической деятельности является огромная зависимость результатов труда от личности работника. В этом отношении работе учителя сродни труд актера. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность учителя, его отдельные качества как бы проецируются на сотни его учеников. Это относится как к достоинствам, так и к недостаткам педагогов.

Характерной чертой работы учителя является высокий уровень его занятости. Дело в том, что педагогу очень трудно отключиться от своей профессиональной деятельности даже за пределами школы. Да и определить, где работа, а где досуг, не всегда просто. Скажем, учитель читает журнал «Юность» или смотрит программу «Время». Что это – работа или отдых? Вероятно, и то, и другое.

Совершенно справедливо утверждение классика немецкой педагогики А. Дистервега о том, что учитель может учить других только до тех пор, пока учится сам. Следовательно, большая занятость педагога связана прежде всего с необходимостью постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед. Застой, самоуспокоенность противопоказаны учителю.

Одним из доводов, которые используют «противники» учительской профессии, пытаясь отговорить молодежь от поступления в педагогические учебные заведения, является якобы ее однообразие, монотонность. Эти «знатоки» говорят о том, что повторять из года в год одно и то же – вот удел учителя. Попробуем им ответить. Спросите любого педагога о том, можно ли дать два совершенно одинаковых урока в двух параллельных классах. Это практически невозможно: классы неповторимы, да и урок – это творчество. Кроме того, учителю и на уроке, и в воспитательной работе приходится ежедневно решать педагогические задачи. Эти задачи относятся к разряду творческих, ибо нет и не может быть абсолютно надежной формулы, схемы, трафарета их решения. В каждой ситуации педагог сталкивается с неповторимой личностью ученика, каждая личность глубоко индивидуальна. По творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессией художника, актера, скульптора. Действительно, педагоги, как скульпторы, лепят душу человека, формируя его личность. Как актеры, они постоянно перед зрителями, играют роль, правда, всегда одну и ту же – самого себя.

Особенностью педагогической деятельности является то, что она осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется прежде всего учителем. Оптимальным типом такого взаимодействия является сотрудничество, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих партнеров.

И еще об одной особенности педагогического труда: учитель – это профессия вечной юности. Несмотря на возраст, он живет интересами подрастающего поколения, общение с которым дает ему возможность всю жизнь оставаться духовно молодым.

Подводя итоги по этому разделу, отметим, что к особенностям педагогического труда относятся: большая социальная значимость, перспективная направленность, высокая общественная ответственность, творческий характер, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

2. Психологические особенности трудовой деятельности В практической трудовой деятельности человек проходит несколько психологических этапов: профессиональный выбор, профессиональная адаптация и самоидентификация, формирование собственного пространства на рабочем

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

16. Понятие трудового коллектива. Психологические особенности трудовой деятельности Трудовой коллектив – группа людей, объединенных одной трудовой и профессиональной деятельностью, местом работы или принадлежностью к одному предприятию, учреждению, организации. От

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

Глава 2 Сущность и особенности педагогической деятельности

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Глава 3 Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Глава 23. Психологический пол, особенности личности и выбор вида деятельности 23.1. Психологический пол и особенности личностиИмеющиеся разногласия между исследователями по поводу того, какие способности или личностные особенности выражены больше у мужчин или женщин,

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Психологическая характеристика физических качествЦель тренировки заключается для спортсмена в подготовке к наивысшим спортивным достижениям, что, как известно, зависит от спортивных возможностей и

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

15. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под педагогической деятельностью по главным своим показателям понимают сознательно избираемую и осуществляемую деятельность взрослых, старших, граждан, разных должностных лиц и специалистов (это могут быть родители, учителя,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

8.10. Психологические особенности деятельности работников службы занятости населения В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости, осуществляющие государственную политику занятости по двум основным направлениям:

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

14.2. Мотивы педагогической деятельности Мотивы поступления в педагогический вуз и выбора профессии педагога (учителя, воспитателя детского сада и т. д.) разнообразны, причем некоторые из них не соответствуют педагогической деятельности. Это обстоятельство давно

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

14.3. Особенности мотивации научной деятельности При рассмотрении этого вопроса необходимо дифференцировать два аспекта. Один аспект - это мотивация выбора научной деятельности, другой - выяснение причин того, почему ученый взялся за разработку данной научной темы, что

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Глава 2. Особенности личности и выбор вида деятельности и профессии 2.1. Склонности и выбор вида деятельности Большинству людей известно, что не всякая работа является для них притягательной, а только та, которая отвечает их склонностям, которая встречает, как писал Н. С.

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

§ 1. Психологические особенности судебной деятельности Вслед за предварительным расследованием наступает стадия судебного рассмотрения дела и вынесения приговора.Правосудие осуществляется только судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях

Из книги автора

§ 5. Психологические особенности деятельности прокурора в суде В судебном разбирательстве уголовного дела прокурор участвует в качестве государственного обвинителя; он поддерживает государственное обвинение, отстаивает интересы государства и общества. Обвинение

Из книги автора

УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель – организатор жизни и деятельности учеников. Содержание деятельности учащихся вытекает из целей и задач обучения и воспитания и определяется учебным планом, программами по предметам и примерным содержанием

Из книги автора

8.4. Психофизиологические особенности деятельности спасателей 8.4.1. Требования к психофизиологическим качествам личности и психическая адаптация Профессия спасателя входит в десятку самых опасных и рискованных профессий нашей страны. Прежде всего, это работа, требующая

Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, нс может быть воспитателем.

А. С. Макаренко

Специфика педагогической деятельности. Отношение педагога к своему труду. Взаимоотношения в системе «педагог-

студент».

Специфика профессиональной деятельности педагога, ее уникальность и исключительность определяются, в первую очередь, предметом педагогического труда. Если у инженера предметом его труда являются механизмы и машины, у агронома - растения и земля, у врача - человеческое тело, то у педагога предметом труда является живая человеческая душа. Ее формирование, развитие, становление происходит на глазах педагога и с его помощью. Волею судьбы или случая, по личному призванию или по назначению общества человек становится учителем - и получает право, как поется в гимне Санкт-Петербургского педагогического университета им. А. Герцена, «учиться и учить на Человека». Это удивительное свойство профессии педагога является в то же время источником его огромной ответственности.

Если нас что пугает или тревожит в обществе, то винить, кроме нас, педагогов, некого: ведь и народные депутаты, и предприниматели, и ученые мужи - все они прошли школу и имели учителей. Все они в конечном счете - результат чьей-то педагогической деятельности (в том числе и «брак», который педагогу так хочется отнести не на свой счет, а на счет «среды», «улицы» и т.д.).

Глобальное понимание ответственности не у всех вызывает согласие. «Воспитывает не учитель, а окружающая среда», «учитель не может противостоять развращающему влиянию действительности», «семья должна формировать душу ребенка»... Все это действительно так. Конечно, и семья, и улица, и средства массовой информации, и состояние общества - на душу ребенка воздействует все. Но только школа и учитель специально подготовлены к формированию личности. Только они профессионально и целенаправленно должны заниматься этим.

Наверное, каждый педагог относится к этому по-разному: кто-то с негодованием отвергнет это требование глобальной ответственности, кто-то воспримет как само собой разумеющееся, кто-то всю свою долгую профессиональную жизнь будет мучиться и страдать от сомнений - тому ли учу, то ли и так ли делаю. Последний вариант и есть один из важнейших показателей высокой профессиональной культуры учителя.

Безусловно, каждый педагог, в первую очередь, должен быть специалистом в своей области, ведь фундаментом педагогической деятельности является безукоризненное знание своего предмета. Однако это необходимое, но недостаточное условие профессиональной культуры педагога.

Хорошему инженеру, например, достаточно свободно разбираться в машинах и механизмах, хорошему врачу - в анатомии, физиологии человека и симптомах заболевания. Для педагога мачо же досконально знать свой предмет. Можно быть прекрасным специалистом в области ботаники, физики или эстетики, сделать научное открытие или защитить диссертацию, но нс быть при этом хорошим педагогом.

Высокий профессионализм педагога предполагает кроме наличия специальных знаний умение передать их, умение научить , воздействовать на сознание, пробудить его к жизни. В этом и заключается педагогическое мастерство.

Потребность в этих качествах определяется полифунк- циональным характером педагогической деятельности. Он проявляется в трех ее основных функциях: селекции, консервации и трансляции (ретрансляции) знаний.

Селекция - это отбор из всего многообразия постоянно увеличивающегося культурного наследия тех необходимых фундаментальных знаний, которые могут лечь в основу дальнейшего развития цивилизации. Чем дольше и дальше развивается человечество, тем больше увеличивается объем и усложняется содержание этого знания и тем сложнее вести необходимую селекцию, чтобы вместить его в краткий отрезок времени, отведенный на обучение новых поколений. Осуществление этого отбора поручается, как правило, специально уполномоченным чиновникам министерств и ведомств. Именно они решают, чему следует учить школьников и студентов.

В любом случае важно иметь в виду, что процесс селекции чрезвычайно ответственен и для рядового педагога.

Консервация - сохранение и закрепление отобранного человечеством знания, признанного на определенном этапе развития высшей культурной ценностью. Она является логическим продолжением селекции.

Осуществляется консервация всей системой образования в целом и каждым педагогом в отдельности.

Вместе с тем, здесь таится серьезная моральная опасность: незаметно для самого учителя консервация знания из профессиональной необходимости может превратиться в личный консерватизм , становясь не только характеристикой деятельности, но и характеристикой личности. Постоянное, из урока в урок, повторение «вечных», незыблемых истин, самоновторение (с незначительными вариациями) собственных педагогических находок может привести к тому, что постепенно начинают консервироваться взгляды, убеждения, манера поведения самого преподавателя. Более того, с присущей всем педагогам категоричностью он начинает навязывать их окружающим.

Действительно, каждый год, в сентябре, он заходит в класс и говорит: «Здравствуйте, меня зовут... Тема сегодняшнего урока...» Не меняются теоремы Пифагора и законы Ньютона, остается тем же количество тычинок вокруг пестика, и Волга по-прежнему впадает в Каспийское море... А учитель повторяет эти бесспорные истины из года в год. Он - их хранитель - «консерватор», в этом его предназначение. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа здесь нет.

Конечно, как и любой человек, педагог имеет право на собственные взгляды, даже ошибочные, может сохранять верность старым убеждениям, выработанным им в той системе, в которой он формировался как личность. Но как учитель, готовящий новое поколение к жизни, имеет ли он право нести их своим ученикам? Не закладывает ли он тем самым в них основы «старого» - «консервативного» мышления? Не затруднит ли он этим их и без того трудное вхождение в новую жизнь?

Трансляция - это процесс передачи знаний от поколения к поколению. Именно она требует от учителя педагогического мастерства - от логики мышления, умения аргументированно и увлекательно преподнести материал до виртуозного владения культурой речи и личного обаяния. Но для этого педагог должен прежде всего принять как необходимость задачу постоянного совершенствования мастерства передачи знаний. И это задача, нацеливающая педагога на готовность и желание творчества.

Казалось бы, какое творчество может быть у педагога, когда он зажат в тиски учебных программ, рабочих планов, отчетности и г.д.? И вместе с гем творчество - сущность профессиональной культуры педагога.

Во-первых, как бы ни готовился педагог к занятию, ни предусматривал все средства и методы воздействия, ни подбирал дидактический материал, никогда один урок не будет похож на другой.

Во-вторых, творческого подхода требует процесс адаптации современного научного знания к возможностям и потребностям учебного процесса в соответствии с возрастом, интеллектуально-познавательным и общим культурным уровнем учащихся.

Задача усложняется тем, что в разных школах и вузах, а порой в одном классе и студенческой группе, обучаются дети с разным уровнем культуры и знаний и с разными потребностями в знаниях. И найти в этих условиях единственно нужные и возможные аргументы, примеры, язык, интонацию бывает иногда делом не просто педагогического мастерства, но и профессиональной виртуозности.

В-третьих, творческий характер профессии педагога определяется необходимостью вести «конкурентную борьбу» за влияние на умы и души детей.

Сравнительно недавно учитель был фигурой исключительной - монопольным и потому авторитетным носителем истины и информации. Сегодня же его деятельность протекает в условиях влияния на учащихся самых разнообразных факторов, среди которых главным «конкурентом» учителя выступают средства массовой информации. Мы можем сколь угодно возмущаться их растлевающим влиянием, пропагандой пошлости и насилия и т.п., но это реальность, не считаться с которой нельзя, бороться с которой бессмысленно. Единственный выход в этих условиях - творчески использовать эти средства, превратить их из конкурента в помощника, органично включать их в свое общение с учениками, комментируя, ссылаясь на них или дискутируя с ними.

В-четвертых, творческий подход в педагогической профессии связан с задачей преодоления собственного консерватизма и проявляется в требовании творчески-критичес- кой позиции.

Еще недавно педагогу было довольно просто работать по единым учебникам и программам. Все было понятно и ясно: цели, задачи, идеалы. Сегодня все обстоит по-другому. Как быть учителю в ситуации, когда даже учебники перестали быть носителями истины и часто противоречат друг другу?

Пересматривать ли собственные взгляды и позиции или гордиться их незыблемостью? Есть ли у педагога в принципе готовность, силы, желание и понимание необходимости время от времени производить подобную «переоценку ценностей» в этом меняющемся мире?

Вот тут и становится понятно, что учитель - профессия творческая. И, как всякая творческая профессия, требует от исполнителя высокой профессиональной культуры, в основе которой лежат, прежде всего, знания и гибкость мышления.

И, наконец, творческий характер педагогического труда определяется тем, что каждый урок, лекция или семинар - это спектакль, который должен проходить по всем канонам драматического жанра, не оставляя никого равнодушным, и в котором зрители и действующие лица то и дело меняются местами. Это «театр одного актера», в котором творчество педагога сродни творчеству актера.

Из арсенала актерского мастерства учитель вообще может многое почерпнуть. Скажем, можно привлечь ослабшее внимание учащихся замечанием, окриком, нотацией. А можно и по-другому. В телевизионном спектакле «Театр» по С. Моэму героиня говорит, что главное для актера - умение держать паузу: «Чем больше артист, тем больше пауза». Действительно активизирует внимание учащихся. Эффективное использование средств общения из разных источников - от сценического мастерства до специальных тонкостей Д. Карнеги («искренне, как можно чаще и доброжелательнее улыбайтесь людям») - свидетельство профессиональной культуры педагога и его творческого подхода к своему делу.

Первое требование , регламентирующее отношение педагога к труду, формулируется довольно жестко: педагог обязан постоянно ставить перед собой вопрос о своем соответствии требованиям современной школы.

Но что значит соответствовать требованиям современной школы? Это:

  • - постоянно помнить о специфике своей профессии;
  • - осознавать и нести ответственность за все, что ты делаешь, за формирование тех качеств, которые ты вырабатываешь у личности;
  • - уметь проявлять гибкость собственного мышления, адекватно реагировать на изменения, происходящие в жизни общества;
  • - знать, понимать и принимать проблемы, потребности и интересы современной молодежи и считаться с объективной ситуацией.

Поэтому соответствовать - это значит искать новые пути и методы обучения. Ведь добиться успеха в обучении детей послушных, стремящихся к знаниям, не так уж сложно. Показателем же подлинного педагогического мастерства служит умение научить слабых и «трудных». Здесь апробированные, традиционные методы педагогического воздействия и общения могут не сработать. Нужны поиск, дополнительные усилия, переоценка моральных ценностей и ориентиров. Именно эта тяжелая работа, готовность к ней и означает соответствовать.

Вопрос о соответствии учителя требованиям дня - вопрос жесткий и даже жестокий. Если учитель чувствует, что школа, дети начинают раздражать его, вызывают постоянное недовольство, то он должен честно признаться себе, что это не они не соответствуют его представлениям, желанию и умению, а не соответствует школе он сам. По образному выражению Я. Корчака, это симптомы «педагогического старчества», которому не может быть места рядом с детьми.

Ответ на вопрос о соответствии педагога школе порождает второе требование: необходимость принятия решения. В случае принятия отрицательного ответа (несоответствия) возможны два выхода. Первый - оставить школу. Выход жестокий по отношению к одному педагогу, но милосердный но отношению ко многим детям. Потому что, если учитель не любит детей - кто дал ему право своей нелюбовью калечить души сотен детей? Конечно, такой выход - проблема не административная, никто не может и не должен вынудить учителя сделать такой шаг. Это дело внутренней совести каждого педагога.

Вопрос этот должны одинаково ставить перед собой и молодые, и опытные учителя, ибо педагогическое «старчество» - болезнь не возрастная, а состояние души. Им может страдать и педагог молодой, начинающий. Конечно, в этом случае решение уйти, сменить профессию менее болезненно. Но принимать его следует чем раньше, тем лучше. Не должно быть в школе людей случайных, для которых педагогическая деятельность нс призвание, а просто работа.

К счастью, есть другой выход, когда в свои права вступает третье требование , регулирующее отношение педагога к своему труду: педагог должен постоянно стремиться развивать и совершенствовать не только свое педагогическое мастерство , но и личные качества. Необходимость самосовершенствования особенно возрастает в наше время, когда изменения происходят так быстро и носят столь радикальный характер.

Гражданский и профессиональный долг педагога - честно и непредвзято донести всю информацию до своих учеников. Ребенок должен уходить из школы не с готовыми ответами, а с собственными мучительными вопросами. Не к демократии и не к диктатуре надо готовить человека, а к жизни в условиях непредсказуемости. Таковы правила плюрализма в действии.

Рассмотренные требования предполагают наличие у педагога особого - интегрального стиля мышления , который представляет собой системное единство мировоззренческого, специально-педагогического, психологического, морально-этического подходов. Этот стиль мышления в конечном счете должен стать основой формирования профессиональных личностных качеств педагога. Их совокупность можно рассматривать как профессиограмму педагогической специальности.

Е. О. Галицких выделяет следующие необходимые качества и свойства личности, выступающие показателем готовности и способности педагога к интегральному стилю мышления.

  • - умственная самостоятельность;
  • - единство интеллектуальных, эмоциональных и нравственных переживаний как следствие потребности личности в целостном восприятии мира и себя в нем;
  • - открытость диалогу, основанная на способности видеть в другом человеке цель, а не средство; творческая активность педагога.

Эти интегральные свойства и качества личности не являются простой суммой индивидуальных проявлений; они отражают сущность, качественное своеобразие сознания педагога, уклад и стиль его жизни, являясь результатом его профессионального и личностного развития. Вместе с тем, они определяют моральные принципы отношений педагога с коллегами и учениками.

Общение в системе «педагог - учащийся» и «педагог - педагог» является показателем профессиональной культуры педагога и предъявляет к нему особые требования.

Мы рассмотрели специфику труда преподавателя и особенности его деятельности. Мы не будем касаться специфики поведения учеников: оно достаточно регламентировано правилами для учащихся и сложившимися традициями. Также не будем подробно останавливаться на системе взаимоотношений «по вертикали» и «по горизонтали».

Мы более подробно остановимся на взаимоотношениях «педагог - студент» и посмотрим, в чем эти отличия от школьной системы.

Поведение преподавателя вуза включает несколько блоков.

1. Это его отношение к своему труду , включающее осознание ответственности перед студентами, коллегами; выбор стратегии и тактики обучения; использование собственного научного опыта в качестве информации для слушателей и др.

Специфичным для вузовской педагогики является отношение преподавателя к общепринятым программам и стандартам вузовского образования, регламентирующим преподавательский труд. В вузе отношение к ним иное, чем в школе. Учитывая более высокий уровень профессионализма, самостоятельный научный вклад вузовских преподавателей в развитие своей отрасли знания, допускается, например, гораздо большая свобода в соблюдении, возможной модификации и изменениях вузовских стандартов. Это проявляется, в частности, в поощрении создания авторских программ основных курсов, разработки спецкурсов, модификации учебных планов. На первый план выдвигаются такие требования, как свобода творчества, соединение в одно целое своей научной и учебной деятельности, более персонифицированная ответственность за результаты обучения студентов.

  • 2. Это взаимоотношения двух главных участников процесса - преподавателя и студента. Отношения между ними более демократичные, чем в школе между учителем и учеником.
  • 3. Это отношения преподавателей между собой в процессе достижения общей цели - передачи студентам надежных знаний.
  • 4. Это научное творчество, которое является отличительной особенностью высшей школы. Педагог обязан сочетать в своей жизнедеятельности функции преподавателя и ученого.

Все названные аспекты тесно переплетаются друг с другом. Определить, какой из них важнее, практически невозможно.

Одной из особенностей педагогической деятельности вообще является то, что обе участвующие в ней стороны - и тот, и кто учит, и тот, кто учится, являются партнерами. В вузовской педагогике эта особенность проявляется гораздо ярче, чем в школьной.

Во-первых, студент - это взрослый человек, с вполне сформировавшимися взглядами, интересами, убеждениями.

Во-вторых, если школьное образование является обязательным, то студент добровольно и сознательно выбирает ту сферу, в которой он стремится получить высшее образование, и подтверждает твердость своего намерения тем, что выдерживает вступительные экзамены в избранный им самим вуз. Если школьник просто расширяет свой кругозор, то студент стремится к углублению и расширению познаний в определенной области - той, которая уже выбрана им как сфера будущей профессиональной деятельности, карьерных перспектив и личного самосовершенствования. Поэтому студент в большей мере, чем школьник, активно заинтересован в получении знаний.

В-третьих, учебную деятельность студентов отличает самостоятельное (и добровольное) усвоение знаний, понимание их смысла и назначения, владение способами учебной работы, умение проконтролировать и оценить качество своих учебных действий.

В-четвертых, учебная деятельность студентов по способам и средствам осуществления приближается к научно-исследовательской.

В-пятых, период обучения в вузе не так долог, и студент уже через несколько лет сам будет являться специалистом в той области, в которую его вводит преподаватель.

В-шестых, положения и задачи вузовского преподавателя и школьного учителя также существенно отличаются. Если учитель должен излагать «азбучные истины», обычно существенно не меняющиеся за время жизни одного поколения, то задача педагога высшей школы - знакомить студента с самыми передовыми достижениями в соответствующей области знаний. Здесь преподавателю трудно претендовать на роль носителя истины «в последней инстанции», тем более, что различные научные школы и направления нередко имеют прямо противоположные взгляды на некоторые вопросы.

Все свидетельствует о том, что взаимодействие в системе «преподаватель - студент» должно быть демократичным, должно строиться на основе диалога и взаимного уважения обеих сторон.

Взаимоотношения преподавателя вуза и студентов складываются постепенно. Они зависят не только от установок и направленности личности вузовского педагога, но и от опыта обучающихся (жизненного, учебного, общественного), традиции вуза, кафедры, университета.

Молодой человек, поступивший в вуз, не сразу по своим психологическим характеристикам становится студентом: идут разноплановые адаптационные процессы. На процесс адаптации влияет вся вузовская атмосфера. Неправомерный перенос «школьных» форм взаимоотношений на вузовскую систему обучения будет деформировать общую структуру педагогического общения.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. В чем заключается целостность педагогического процесса и почему она нам необходима?
  • 2. Почему вуз можно назвать педагогической системой и каковы ее основные компоненты?
  • 3. Каковы основные различия процессов обучения и воспитания личности? Какой из них вам представляется более сложным и почему?
  • 4. Какими принципами необходимо руководствоваться при организации педагогического процесса и почему?
  • 5. Каков алгоритм организации педагогического процесса и в чем его универсальность?
  • 6. Как осуществляются организация и руководство образовательным учреждением?
  • 7. Какие результаты характеризуют деятельность образовательного учреждения?
  • 8. Как сказывается специфика вузовского образования на взаимоотношениях преподавателей и студентов?
  • 9. Какие причины порождают конфликты в образовательном учреждении?
  • 10. Назовите функции педагогического общения и дайте их характеристику.
  • В параграфе использованы материалы из учебного пособия:Мишаткина Т. В. Педагогическая этика. Мм.: ТетраСистемс, 2004.

Введение

1.

2.

.

Заключение

Литература

Введение

Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого труда. Успешное выполнение педагогической деятельности требует, чтобы каждый учитель, глубоко овладел: 1) своим предметом; 2) теорией познания и педагогическими науками; 3) умением вскрывать связи и отношения между отдельными понятиями; 4) умением органически связывать полученные учащимися знания по разным предметам в единую систему научных взглядов; 5) умением использовать различные средства массовых коммуникаций (художественную литературу, радио, кино, телевидение и т. д.) для развития познавательной деятельности школьника, его общественной активности и самостоятельности.

Современное научно-психологическое исследование любого субъекта педагогической деятельности предусматривает психологический анализ его профессиональной компетентности. Этот термин совмещает в себе три основных стороны феномена педагогического труда: педагогическую деятельность, педагогическое общение и проявления личности педагога, которые считаются отдельными процессуальными показателями (или блоками) такой компетентности.

Результативность педагогического труда учителя, воспитателя или преподавателя оценивается по тем качественным позитивным изменениям в психическом развитии учеников, воспитанников или студентов, которые состоялись под воздействием педагога. Здесь учитывается личностное и интеллектуальное развитие объекта приложения педагогических усилий, его становления как личности и субъекта учебной деятельности.

В результативных показателях профессиональной компетентности принято различать два блока:

обученность и обучаемость;

воспитанность и воспитуемость.

Педагогический труд - это один из самых сложных видов человеческой деятельности. Эффективное осуществление его требует наличия определенных психологических качеств, а также операция широкими и разносторонними профессиональными знаниями и умениями, на основе которых педагог производит собственно практическое решение. Как и любой другой деятельности, такой деятельности присущи: мотивированность, целеполагание и предметность (психологическая структура деятельности: мотив, цель, предмет, средства, способы, продукт и результат), а ее специфическим признаком является производительность.

1.Эффективность педагогической деятельности

Для научно обоснованного управления учебно-воспитательным процессом учителю необходимо не только хорошо знать ту науку, которую он преподает, ее современное состояние, ее связь с другими пауками, с жизнью, с практикой, но и уметь передавать свои знания детям. Без этого нельзя стать хорошим педагогом.

Каждый школьный предмет, каждая область научных знаний имеет свои особенности, свои трудности, свой основной метод познания. В связи с этим для каждой школьной дисциплины должна быть глубоко продуманная методика преподавания. Знание методики преподавания помогает учителю обеспечить глубокое понимание и прочное усвоение учащимися основ науки, связей между явлениями природы и окружающей жизнью, умелое применение полученных знаний на практике и использование усвоенных знаний для развития и формирования личности школьника.

Эффективность обучения и воспитания учащихся зависит прежде всего от внутреннего единства знаний, целенаправленных умственных действий и правильно сформированных отношений ребенка к окружающей действительности, к людям, к делу и к самому себе как субъекту деятельности. А если это так, то совершенно очевидно, что в своей педагогической деятельности учитель не может ограничиться только функцией сообщения знаний учащимся. Он обязательно должен уметь руководить умственной деятельностью учащихся, корректировать и направлять ее. Только в этом случае учитель в состоянии обеспечить всестороннее развитие и воспитание ребенка как личности.

Эффективность управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения зависит не только от упорядочения источника информации (содержания знаний, сообщаемых учащимся), но и от упорядочения самой системы умственных действий детей. Эта система должна обеспечить решение конкретных задач. Только при этих условиях каждый школьник может активно функционировать как сознательный и самостоятельно мыслящий субъект учебной деятельности.

Вот почему учитель должен овладеть не только соответствующими знаниями, но и умениями и навыками преподнесения этих знаний. Он должен уметь мобилизовать внимание учащихся, развивать их мышление и формировать у них общественнозначимые ценностные ориентации .

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.

Современному учителю очень трудно идти в ногу со временем. Стремительно изменяются условия обучения, по некоторым школьным предметам имеется от 5 до 14 учебников разных авторов. Ученическая среда характеризуется дифференциацией: один полюс образуют дети, которые знают, чего хотят в своей жизни и как этого можно достичь, а на другом полюсе - дети, которые живут одним днем: ничего не хотят и ни к чему не стремятся. Общение с учащимися усложняется как объективными так и субъективными факторами, что вынуждает учителя вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения. Какова же психологическая сторона педагогического общения?

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции ненаправленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение - многоплановый процесс организации; установления и развития коммуникации, взаимопониманиями взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых.

В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны. Акцентирование выделенных характеристик позволяет говорить, что педагогическое общение должно быть не тяжелым долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия .

Достаточно большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности внешняя регламентация деятельности участников (через распределение ролей или задание способов совместной работы). При этом назначение ведущего, призванного регулировать ход обсуждения в триаде, может стать фактором самоорганизации совместной работы участников учебного сотрудничества. Говоря о способах сотрудничества, важно отметить, что существенное значение имеет не только сама форма сотрудничества, но и способ организации совместного решения задачи .

педагогическая деятельность конфликт саморегуляция

2.Конфликты и педагогическая деятельность

Очень часто люди спрашивают, можно ли прожить жизнь без конфликтов. И очень огорчаются, услышав, что это нереально. Однако одни часто ссорятся с окружающими и слывут конфликтными людьми, а другие - нет. Зависит это от многих факторов, прежде всего личностных, но также и от того, что понимать под конфликтом.

Наиболее широкое определение конфликта - это нарушение общения между людьми. В то же время все конфликты делят на две группы: внутриличностные и межличностные.

Внутриличностный конфликт - это противоборство разных тенденций в самой личности, например, конфликт между «хочу» и «надо», или конфликт между двумя «хочу», или конфликт самоорганизации, самосовершенствования, конфликт самооценки и оценки окружающих и т. д.

Внутренний конфликт всегда так или иначе связан с внешними обстоятельствами. Возникнув под их воздействием, он сказывается в поведении человека, в его поступках, эмоциональном состоянии. Эти конфликты чаще всего появляются в подростковом возрасте, а затем в течение жизни человека могут возникать в любых значимых ситуациях, при жизненных переменах. Например, лучший ученик школы оказывается одним из многих в институте, общительный, коммуникабельный человек не может найти общего языка с коллегами, лучшая студентка не может справиться с работой, с практикой и т. д.

Далеко не все способны самостоятельно разрешить свой конфликт. Большинству людей нужен внимательный и добрый друг, а некоторым - специалист.

Итак, для внутриличиостного конфликта характерно противоречие между наиболее существенными тенденциями личности. При этом обязательно страдает самооценка. Для благоприятного разрешения конфликта необходимо следующее:

Человеку нужно осознать (или помочь ему осознать), какие из его тенденций вступили в противоречие.

Для него должно быть убедительно, что именно эта тенденция нуждается в коррекции. При этом необходимо, чтобы он сам пришел к этому выводу.

Необходимо вернуть человеку эмоциональное благополучие.

Восстановить самооценку и утвердить ее на иной основе.

Самооценку следует сделать более рациональной (рассудочной).

Следует при этом избегать межличностных конфликтов.

Изменять уровень притязаний, развивать самопонимание человека.

Межличностные конфликты - это конфликты между людьми, и возникают они во всех сферах, где люди вступают в контакт друг с другом. В школе это могут быть конфликты между учителем и учеником, учителем и учителем, учителем и родителем (лями). учениками, родителями и детьми (если требуется помощь и вмешательство учителя).

Педагогические конфликты делят на три группы:

Мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. По существу, мотивационные конфликты возникают потому, что и нашей школе учителя и школьники разобщены, противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность.

.Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходятученики в процессе обучения в школе.

Й период - 1-й класс, адаптация к школе.

Й период - 5-й класс, переход в среднюю школу, адаптация к новому образу жизни.

Й период - окончание школы. Готов к дальнейшей жизни или нет.

.Конфликты взаимодействий. Эти конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих.

Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2 - 3 лидеров и их группировок за свое первенство в классе. Могут конфликтовать группа мальчиков и группа девочек, могут 3 - 4 человека конфликтовать с классом и т. д.

Конфликты во взаимодействиях «учитель - ученик», помимо мотивационных, могут выступать как конфликты нраственно-этического характера, когда учителя или ученики поступают нетактично, некорректно.

Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: начиная с проблем школьного расписания и кончая столкновениями интимно-личного порядка.

Во взаимодействиях «учитель - администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.

Любой конфликт имеет определенную структуру, сферу и динамику.

Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта .

Можно выделить такие потенциально конфликтогенные педагогические ситуации:

конфликты деятельности, которые возникают из-за невыполнения учеником учебных заданий, успеваемость, внеучебная деятельность;

конфликты поведения, которые возникают через нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;

конфликты отношений, которые возникают в сфере эмоционально - личностных отношений учеников и учителей и общения в процессе педагогической деятельности.

Особенности педагогических конфликтов:

профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное решение ситуации;

участники конфликтов имеют разный социальный статус, и этим определяется их разное поведение в конфликте;

разница возраста и жизненного опыта порождает разную меру ответственности за ошибки при их решении;

через разное понимание участниками событий и их причин учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями;

присутствие других учеников при конфликте делает их не только свидетелями, но и участниками; конфликт приобретает воспитательное содержание;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место поставить интересы ученика;

любая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты;

конфликт в педагогической деятельности легче предотвратить, чем успешно его разрешить .

На 1-й стадии развитие конфликта можно блокировать, например, заняться практической деятельностью, спортом.

На 2-й стадии подавить конфликт уже не удается: страсти бушуют, участники возбуждены, демонстрируют «силовые приемы». Это надо пережить.

Но вот конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает 3-я стадия. Возникает чувство виноватости, сожаления, раскаяния. Только теперь можно и нужно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов .

3.Саморегуляция педагогической деятельности

Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.етод интроспекции - человек ставит себя на место другого, а затем воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. Но возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого. Необходима постоянная корректировка на основе знаний об этом человеке.

Метод эмпатии - вчувствование во внутренние переживания другого человека. Хорош для эмоциональных людей, «художников» с интуитивным мышлением, умеющих к тому же доверять своим эмоциям, а не только критиковать их.

Метод логического анализа - для рационалистов, опирающихся на мышление. Они анализируют ситуацию, свое представление о партнере общения, его поведение.

Во втором случае человек старается сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой конфликт. Опыт показывает, что если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». Американские психологи предлагают множество остроумных способов сохранения внутреннего спокойствия. Вот некоторые из них:

если вы попали под «удар» противоположной стороны, то, чтобы не слышать реплик нападающего, нужно думать о чем-то своем, декламировать стихи, перемножать многозначные числа, вспоминать анекдоты или рецепты;

можно представить себе, что вы одеты в некий защитный костюм, от которого все слова отскакивают, как мячики, либо стекают, как струйки дождя;

можно представлять свое внутреннее раздражение, которое выходит из вас в виде какого-нибудь облачка или привидения;

можно попытаться представить своего оппонента в смешном виде, например в каком-нибудь маскарадном костюме;

можно, наконец, представить, что все слова, которые «летят» в вас, попадают в него самого и разукрашивают его самым невероятным образом.

В любом случае для сохранения внутреннего спокойствия хороши все средства, и, которые способно ваше воображение, благо, эти средства никому не видны .

Для саморегуляции можно использовать следующие методы самовоспитания и психокоррекции:

В случае неадекватной самооценки - метод самокритики, самоочищения, из методов психокоррекции - интроспекция, идентификация, расширение способов самовыражения.

При личной тревожности, сверхконтроле - педагогический анализ деятельности, самоконтроль, социальная рефлексия, эмпатийное слушание, моделирование поведения, анализ уроков коллег, рефлексия собственного поведения на разных этапах урока, упражнения на снятие напряженности.

При возникновении проблемы дисбаланса культурного и социального развития хорошо использовать самокритику, самообучение, релаксацию, децентрацию.

При эмоциональной холодности, формализме по отношению к ребенку, недостаточно развитой коммуникативной компетентности учителя, авторитарности целесообразно анализировать педагогические ситуации, проводить упражнения на овладение элементами педагогической коммуникации и системы общения в конкретной педагогической ситуации, развитие позитивного восприятия детей, овладение техникой интонации, мимики.

В случае недостаточной профессиональной компетентности в отдельных аспектах деятельности, неумения организовывать свое время, плохо развитых отдельных педагогических способностях - соблюдение распорядка дня, планирование, тренировка рефлексивного поведения, развитие педагогической интуиции, навыков импровизации, самодиагностика личностно - профессиональных недостатков, социально - психологический тренинг .

Решение проблемы самосовершенствования учитель должен начинать с изменения отношения к себе, внимательного отношения к своим личностным потребностям, развития позитивного мышления, своего интеллекта, умения управлять своими эмоциями.

Заключение

Педагогическая деятельность - это система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимися и между собой, а также структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных качеств.

Деятельность учителя - это очень сложный и многогранный по психологическому содержанию труд, требующий от личности высокой идейности, глубоких и разносторонних знаний, высокой общей культуры, устойчивых интересов в области преподавания науки, четко выраженной профессионально-педагогической направленности, любви к детям, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания.

В процессе выполнения педагогической деятельности учитель не только проявляет свои физические и духовные силы, но и формирует их, и чем выше сознание общественной и личной значимости избранной учителем специальности, тем шире возможности для всестороннего развития и формирования его личности. Огромное значение для формирования личности учителя имеют складывающиеся в процессе его деятельности межличностные отношения в педагогическом коллективе.

Высокая активность личности учителя, его педагогическое мастерство во многом зависят от его социальной и профессиональной ориентации, от уровня развития его гражданских и политических качеств, ответственности за свое поведение и действия и, наконец, от степени включенности его в творческую деятельность педагогического коллектива школы по воспитанию подрастающего поколения.

Глубокое осознание своей социальной роли, своего общественного долга и идейного единства с коллективом товарищей по труду создает благоприятные внутренние условия для всестороннего развития и формирования черт личности учителя: целеустремленности, дисциплинированности, организованности, настойчивости и деловитости. Эти качества помогают учителю проявлять волевые усилия при достижении цели, и особенно тогда, когда на его пути встречаются трудности.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

Демидова И. Ф. Педагогическая психология. - М.: Академический проект, Трикста, 2006. - 224 с.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001. - 384 с.

Кутішенко В. П. Вікова та педагогічна психологія. - К.: Центр навчальної літератури, 2005. - 128 с.

Педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 400 с.