Стадии эмоционального выгорания. Эмоциональные стадии переживания потери

Ранние этапы эмоционального развития

Но вот малыш и дома, трепетно и осторожно ухаживают за ним родители, все делают по распи­санию, слушают советы врачей и старших, читают книги о правилах ухода. Вот только книжки о душевном, эмоциональном развитии малыша им по­падаются редко. Да и зачем: лишь бы был сух, накормлен, хорошо спал, не плакал.

Плач это плохо, его надо избегать, это сигнал, что надо поменять пеленки, дать соску и т. д. А задумываются ли родители, что плач это не только сигнал неудобства и недовольства, а и призыв к общению, это самый первый язык ребенка, форма проявления желания в понимании. Вспомните, что вы делали, когда ваш малыш начинал плакать - брали ли вы его на руки и ласкали, утешали или же, следуя строгим пред­писаниям, кидались менять пеленки, приучали к самостоятельности в отдельной кроватке, чтобы «не привыкал к рукам»? А ведь телесное общение было для малыша понятным еще тогда, когда он сидел в животике, и это наиболее близкая форма взаимоотношений для него сейчас с окружающи­ми тактильные, телесные контакты. А много ли вы разговаривали с малышом, успокаивали, говорили, что любите и понимаете его в первые дни, недели, месяцы его жизни? Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до 30 голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры, обсуждение своих про­блем, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и плач «без видимых причин», бессонные ночи. Неблагополуч­ные взаимоотношения между родителями всегда были, есть и будут причиной возникновения де­тских эмоциональных проблем.

Вспомните, было ли такое у вас, и если «да», то это еще одна из причин вашего теперешнего непонимания своего ребенка, это ответ на недоумение: «Ведь мы все для него делаем, ведь все у нас сейчас хорошо».

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причём это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь - всё это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами и эмоциями.

Чувствами и эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт или делает, к другим людям и самому себе.

Эмоции - переживание отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определённой ситуации,связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.

Чувство - отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении потребностей.

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовольствия, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях

Чувство - это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности.

Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент.

Эмоция как процесс - это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире.

И в жизни взрослого человека, и в жизни ребёнка эмоции играют важную роль. Для малыша - эмоции своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций младенец воспринимает пока ещё маленький мир.ю именно с их помощью даёт понять окружающим.ю что он сейчас ощущает.

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства.

Развитие эмоций в младенчестве.

Первые эмоции ребёнка, которые он испытывает непосредственно после рождения, носят отрицательный характер по физиологическим причинам. Это связано с резким изменением средовых факторов, к которым он привык в утробе матери. Чуть позже, выражаясь в крике и в плаче, эти отрицательные эмоции выполняют защитную функцию и являются сигналом для окружающих о неблагополучии ребёнка (голод, недомогания, мокрые пелёнки, желание спать и т. д.) В этот период ярко обнаруживает себя реакция страха,которая может быть вызвана резким изменением среды, положения, громкими звуками и т.д. Физиологическая природа данных эмоций-безусловные рефлексы (рефлексы, осуществляемые на основе постоянной, генетически обусловленной нервной связи между воспринимающими элементами нервной системы и исполнительными органами. На данном этапе удовлетворения витальных потребностей создаёт лишь предпосылку для появления у малыша чувства радости. Постепенно, с увеличением отрезка бодрствования, взаимодействие со взрослым, который не только обеспечивает уход, но и стремится наполнить жизнь младенца разнообразными впечатлениями, проявляет любовное и заботливое отношение к нему, начинают развиваться положительные эмоции.

Существенным этапом эмоционального развития ребёнка становится образование на основе безусловных эмоциональных реакций условных,которые возникают не только в связи с ощущениями, но уже и в связи с представлениями. Это свидетельствует о расширении информационных полей, стимулирующих появление всё новых и новых источников эмоций и обогащении их содержания. Постепенно расширяются и потребности ребёнка, которые уже не ограничиваются только органическими.

Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Представление - наглядный образ предмета, возникающий на основе прошлого опыта.

Как отмечает Г.А.Урунтаева (Дошкольная психология.М., 1999), первая социальная эмоция - улыбка в ответ на ласковый голос близкого взрослого и его склонённое лицо-появляется у малыша приблизительно на 3-4-й неделе. К 3-4-м месяцам положительные эмоции складываются в « комплекс оживления » , представляющий собой специфическое поведение в отношении взрослого. В этот довербальный период радостные эмоциональные реакции малыша являются главным коммуникативным средством. Необходимо отметить, что до 6 месяцев общение вызывает у ребёнка только положительные эмоции.Кроме того, негативные эмоциональные переживания взрослого, обращённые к нему, не воспринимаются. И только во втором полугодии своей жизни ребёнок начинает дифференцировать эмоциональные состояния взрослого, чутко реагируя на его мимику, интонационную окраску голоса, его действия. На этой основе начинает формироваться симпатия и любовь к близким как ответная реакция на их теплоту и заботу, ласку и доброжелательное внимание.

Если на первых месяцах жизни реакцию радости вызывает общение со взрослым, то уже после 4 месяцев её способна вызвать и игрушка. Побудительным фактором становится новизна предметов, попадающих в непосредственное поле зрения и доступных для манипулирования. Удовольствие доставляет и собственная двигательная активность и различные звуковые эффекты. Важной характеристикой эмоционального мира младенца является его «заражение» эмоциями окружающих людей. Свидетельством начала формирования познавательной потребности является появление чувства удивления, возникающего при непосредственном воздействии необычного раздражителя.Это чувство берёт своё начало в ориентировочном рефлексе «что такое?» . В эмоциональном развитии в младенческом возрасте можно выделить такие ключевые моменты:

    для детей младенческого возраста характерными являются приметивные эмоции, вызываемые удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей;

    основным средством общения в довербальный период для ребёнка являются выразительные эмоциональные реакции;

    способность к дифференциации эмоций у ребёнка развивается в ходе ситуативно-личностного общения со взрослым;

    расширение источников информации способствует развитию познавательной активности, находящей выражение в переживании радости от собственных действий и развитию чувства удивления;

    закладываются основы высших чувств - любви и симпатии к близким взрослым, в основе которых лежит подражание.

Развитие эмоций в раннем детстве.

Как и в младенческом возрасте, эмоции ребёнка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение.Также характерным является эффект «эмоционального заражения» . Эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют всё поведение ребёнка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо. Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо-плохо».

К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия касаются и характера музыки, её «настроения» . Но если в младенческом возрасте радость вызывает всё и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок.

Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде удовольствия при удовлетворении интереса к окружающем. В этот период ребёнок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера.

Е.Волосова отмечает, что эмоции детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью или неупешностью их предметной деятельности. Источником проявлений данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умениями, а также результатами своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, что «происходит дальнейшая социализация эмоций».

Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с которым приходится его делить. При обращении внимания взрослого на состояние другого ребёнка малыш 2-3 лет способен проникнуться к своему сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей данного возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны.

Особое значение приобретает слово, включённое в протекание эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений становится основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а затем и без таковых.Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения, заключающаяся в связи слова и представлений, что способствует развитию некоторой целенаправленности действий ребёнка.

В ситуации развития у ребёнка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, a также чувство стыда. Последнее, по мнению Р.Х.Шакурова, свидетельствует о формировании у ребёнка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения.

Определены такие ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста:

    эмоции также неустойчивы и изменчивы,как и в младенческом возрасте;

    эмоции являются мотивами поведения ребёнка, что объясняет их импульсивность;

    более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

    особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.

Развитие эмоций в дошкольном возрасте. Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей. Чувства ребёнка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию.Тем не менее остаются трудноконтролируемые эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т.д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребёнком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Своё влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребёнка и усложнением его отношений с окружающим миром.

Около 4-5 лет у ребёнка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребёнком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых.Наиболее яркое чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Эстетические чувства также получают своё дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребёнка.

Ключевыми моментами эмоционального развития этого возраста являются:

    освоение социальных форм выражения эмоций;

    формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные, моральные чувства;

    благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

    эмоции являются показателем общего состояния ребёнка, его психического и физического самочувствия

Сравнительная характеристика эмоционального развития ребёнка раннего и

дошкольного возраста.

Характеристика эмоционального развития ребёнка раннего возраста (1 – 3 года)

Характеристика эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста (3 – 7 лет)

Эмоциональные реакции непосредственно связаны с потребностями витального характера;

эмоциональные реакции бурные, легко провоцируемые;

отсутствует соподчинение мотивов;

эгоцентризм распространяется на все сферы взаимодействия;

зарождается самосознание, самоидентификация;

ориентация на оценку взрослого;

самооценка завышена

эмоциональный фон значительно уравновешен;

развивается эмоциональное предвосхищение;

слово начинает играть роль регулятора эмоциональных состояний;

формируется чувство долга как по отношению к сверстникам, и по отношению ко взрослым;

эмоции подчиняются общей иерархии мотивов

Роль эмоций в образовании детей.

Л.С.Выготский считал, что « эмоциональное развитие детей-одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога

Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка » .Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов. Автор этой системы, Н Ежкова, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включённости в неё эмоциональных проявлений ребёнка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой-акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на равных правах с познавательным и действенно-практическим.

    собственно-эмоциональное развитие;

    опосредованно-эмоциональное развитие.

Собственно-эмоциональное развитие-это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определённые способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.Собственно-эмоциональное развитие включает:

    развитие эмоционального реагирования;

    развитие эмоциональной экспрессии;

    развитие эмпатии;

    формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

    формирование словаря эмоциональной лексики.

Опосредованно-эмоциональное развитие-это преднамеренное воздейсвие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования

Процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом.Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать прежде всего поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоциональные ситуации. Опосредованно-эмоциональная сторона направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом. Условиями для этого будут:

    Формирование ценностных представлений:

    нравственных (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость);

    интеллектуальных (истина, знание, творчество);

    эстетических (красота, гармония);

    социальных (семья, этнос, отечество);

    валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон);

    материальных (предметы труда, быта, жилище, одежда)

    Использование приёмов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации, стимулирующих развитие собственных оценочных суждений как основы морального самосознания.

Особо важно учитывать в работе с детьми дошкольного возраста момент взаимосвязи эмоционального компонента и интеллектуального, так как, во-первых, эмоции определяют всю жизнедеятельность детей, а, во-вторых, опосредуют процесс познавательной активности.Поэтому в современных методиках обучения принципиальным является положение о необходимости

стимулирования положительных эмоций.

Немаловажно значение эмоций в обучении, эффективность которого зависит от того, какие чувства вызывает сам процесс, как ребёнок переживает свои успехи и неудачи. Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания-мышление, внимание, воображение, восприярие, ощущение.Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти, быстро забывается же нейтральная информация. Взаимосвязи существуют и в соотношении эмоций и качества мышления. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая мотивационные механизмы.

Вследствие своих специфических особенностей у ребёнка возникает желание что-либо узнать и чему-либо научиться, когда ему это интересно, другими словами, когда знания соответствуют его потребностям. Обучение благоприятно и эффективно для ребёнка, если он переживает чувство радости от того, что он сделал и узнал.

Для обучения опасны как перегрузки, так и недооценивание возможностей ребёнка. Если он достаточно хорошо владеет вопросом, а задание получит на общем уровне, это будет снижать интерес к занятию и повышать его отвлекаемость. Задача педагога-повысить мотивацию к активной деятельности на занятиях: подбирать содержание, созвучное опыту детей, отвечающее их потребностям, вызывающее эмоциональный отклик; использовать методы и приёмы, стимулирующие активность ребёнка, побуждающие его к практической деятельности.

Это интересно. 6 этапов эмоционального развития младенцев (в рамках отношений с окружающими по Гринспен-Эйнсворт-Боулби)

Зная определенные этапы эмоционального развития ребенка родители смогут лучше ориентироваться в возникающих потребностях на каждом конкретном этапе развития ребенка.

Итак, вот они:

1.Приспосабливание и интерес к миру - этот период длится с рождения до 3 месяцев.

В первые недели жизни младенцы стремятся к регулярности и покою, но вместе с тем пытаются не упустить ни одного из своих ощущений и переживаний, связанных с окружающим миром. Они стремятся найти баланс между избытком и недостатком стимуляции. На этой стадии младенцы не проводят различия между теми,кто о них заботится, и другими людьми, реагируя на всех примерно одинаково.

2.Влюбленность - период от 2 до 7 месяцев. В 2 месяца младенцы, приспособившиеся к новой среде обитания, становятся более внимательными к окружающему миру. Они узнают близких людей и направляют свое внимание в первую очередь на тех, кто о них заботится, а не на чужих. Теперь мир людей кажется младенцам привлекательным, волнующим и доставляющим удовольствие, и они это показывают. Малыши с готовностью улыбаются и реагируют движениями всего тела на приближающегося к ним человека.

3.Развитие взаимно активной коммуникации - период от 3 до 10 месяцев. Эта фаза в значительной мере накладывается на предыдущую, но теперь уже младенцы начинают вести диалог с другими. Мать и дитя инициируют свои собственные игровые последовательности взаимодействия: обмениваются взглядами, играют в короткие игры и делают паузы. То же самое происходит между ребёнком и отцом, а также между ребенком и его братьями и сестрами.

4.Появление устойчивого «Я» - от 9 до 18 месяцев. Годовалые дети уже могут лучше обслуживать себя и играют более активную роль в эмоциональных отношениях с матерью и отцом. Они способны оповещать родителей о своих потребностях эффективней и точней, чем раньше. Они начинают пользоваться словами при общении с окружающими, к этому времени у них появляется ряд новых эмоций, включая гнев, печаль и радость. В конце этого периода младенец осознает отличие себя от других.

5.Развитие эмоционального воображения - от 18 до 36 месяцев. Начавшие ходить дети способны к символическому изображению, игровой имитации и созданию внутренних образов людей и предметов. Они могут добывать знания о мире людей благодаря символической игре, в которой воображают себя другими или имитируют их действия. В течении этого периода эмоциональный репертуар детей расширяется и начинает включать в себя социальные эмоции: сочувствие, смущение, а через некоторое время-стыд, гордость, вину. Эти проявления совпадают с дальнейшим развитием у них чувства «Я» и с расширением их знаний о социальных правилах.

6.Эмоциональное мышление: базис для развития фантазии, реализма и самооценки - от 30 до 48 месяцев. К моменту взаимные уступки в близких отношениях со значимыми людьми принимают форму партнерства. Маленькие дети способны понять,чего ждет от них человек, а затем попытаться изменить свое поведение так, чтобы удовлетворить эти ожидания и тем самым достичь собственных целей.

Уважаемые родители! Учитывайте потребности вашего ребёнка в зависимости от того этапа развития, на котором он находится. Не перегружайте его излишней информацией, но и давайте её в том количестве, которое необходимо для её адекватного усвоения.

Сначала необходимо обнаружить и вербализовать (четко выразить словами) иррациональные убеждения. При этом особое внимание уделяется абсолютистским когнициям, которые проявляются в употреблении пациентом слов «надо», «должен», «необходимо». Эта так называемая тирания долженствования и становится главным объектом терапевтической работы. Терапевт должен показать клиенту, как давит на него подобная система взглядов.

После того как основные иррациональные убеждения уточнены, начинается работа по перестройке этих когниций на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

На когнитивном уровне главной задачей терапевта является заставить пациента отказаться от перфекционизма (завышенных требований совершенства), показав ему, что уже это позволит сделать его жизнь более простой и радостной.

Здесь применяются сократовский диалог и когнитивный диспут (поэтапное доведение убеждений клиента до обнаружения их неправильности и вредности).

Для воздействия на эмоциональном уроне разыгрывается драма предпочтений и долженствований для различения этих двух феноменов - «было бы лучше» и «должно» с помощью ролевых игр. Проводится переубеждение на уровне эмоций.

Для усиления эмоционального фона терапевт может, например, предложить членам терапевтической группы сказать одному из ее участников, что они о нем думают, или поощрять признание участников в своих недостатках, «постыдных» чувствах (зависти, враждебности и т. п.). Для этого пациентам придется проявить смелость и сделать усилие над собой, зато в результате они увидят, что группа не осуждает их, принимает такими, как они есть, и участники смогут испытавать чувство взаимного доверия и близости. Для усиления этого эффекта Эллис использовал техники, приносящие чувственное удовольствие: дружеское объятие, поглаживание, выражение добрых слов, на которые пациенты раньше не решались.

На поведенческом уровне работа направлена не только на устранение симптомов, но и на изменение когниций. Например, склонность к перфекционизму может быть уменьшена выполнением следующих заданий терапевта:

  • ? преодолеть робость и назначить свидание;
  • ? нарочно провалиться при выступлении перед публикой (терапевтической группой);
  • ? воображать себя стойко переносящим ситуацию неудачи;
  • ? представить себя в сложных обстоятельствах и принять их;
  • ? позволить себе приятную деятельность только после выполнения неприятной, но необходимой задачи;
  • ? приступать к выполнению дела сразу, не откладывая на потом, претерпевая при этом дискомфорт борьбы с привычкой;
  • ? взяться за неприятное задание ради отсроченных целей;
  • ? время от времени вести себя так, как уже рационально мыслящий человек (для того, чтобы пациент мог понять, что изменения возможны).

Альберт Эллис стремился вывести на один уровень эмоциональное и рациональное восприятие, т. е. показать человеку его истинные нужды, а не те, настоящие, владеющие пациентом, ложные или нереальные, завышенные или заниженные потребности. Работа психотерапевта должна заключаться в значительной мере в ревизии целей и желаний клиента, их оценке - действительно ли это то, что ему необходимо, или это только кажется ему, что, может быть, это надуманные, а не истинные нужды, и именно они уводят энергию от достижения того, что действительно по-настоящему нужно?

Эллис считал, что для психологического благополучия человеку необходимо иметь важные жизненные цели и активно стремиться к их достижению. Потому одной из задач терапевта в когнитивном консультировании является проведение анализа того, какие цели ставит его клиент и что делает для их достижения. Ведь цели могут быть и самые «рациональные», но при этом человек реально ничего не делает, чтобы их достичь, он только думает об этом, но все дела откладывает на потом. Так, например, человек решил найти работу, но каждый день он находит причины отложить поиски, отвлекаясь на всякие другие не связанные с целью дела. Начинай, действуй, а по ходу добавится то, что усилит твои позиции! Потому как отложенные действия, если мы сознаем их необходимость, порождают неврозы, а те в свою очередь усугубляются от дальнейшего бездействия. Поэтому, если человек реально понимает, что надо действовать, он должен начинать действовать, не боясь неудачи. Есть очень хорошая пословица: «Не каждое действие приносит успех, но не бывает успеха без действия». Надо понимать, что не каждый шаг сулит нам успех, но если вообще ничего не делать, то и успеха не будет. Это очень терапевтическая пословица, ее можно использовать в качестве возражения на сопротивление клиента. «Ну вот, я подействовал, подействовал - и ничего не получилось». И вы сразу вспоминаете: «Не каждое действие приносит успех, но не бывает успеха без действия». Пусть ты не добился победы в этот раз, но, не предприняв попытку, шансов достичь ее не было бы вообще.

Очень важно, чтобы цели были адекватными, не завышены, иначе вы никогда не достигнете их, а только разочаруетесь и все время будете пребывать в фрустрации, нервном напряжении, и не занижены, так как они не дадут человеку осуществить личностный рост, раскрывать свой потенциал, что тоже сделает человека несчастным. Абрахам Маслоу сказал: «Предупреждаю, что если вы откажетесь от реализации своих способностей, вы будете глубоко несчастным человеком». Как все в природе, - любая травинка, любое животное, - так и человек запрограммирован на максимальную самореализацию, и когда не в силу каких-то обстоятельств, а самостоятельно человек уходит от развития в пассивность, лень или в какие-то ложные цели, то это со временем вызывает фрустрацию, неудовлетворенность, напряжение и эмоциональные, а иногда даже соматические нарушения.

Поскольку человек живет в социуме, то порой достижение его личных целей может не согласовываться с целями и желаниями других людей, что приводит к конфликтам как с окружающими, так и с самим собой. Ему нередко приходится решать дилемму: отказаться от своих желаний или действовать против желаний других. Этот момент также является предметом работы психолога-консультанта или терапевта, который должен посмотреть, где желания и стремления клиента входят в противоречие с желаниями и стремлениями других людей, и помочь ему найти разумный компромисс. Если человек все время будет «тянуть одеяло на себя», его взаимоотношения с окружающими людьми испортятся, станут непрочными и неискренними, а если, наоборот, постоянно будет уступать другим, тогда пострадают его собственные желания и его самореализация не будет происходить, от чего человек также будет чувствовать себя несчастным. Значит, необходимо проявлять дипломатичность и показывать, что «вот я готов уступить, но рассчитываю на определенные уступки с вашей стороны, давайте попробуем быть более взаимоуступчивыми!». Во многих случаях психолог обнаружит, что реальных противоречий как таковых и нет, просто присутствует различная оценка противоречивых событий, которая основывается на различных психологических установках. И может так оказаться, что для разрешения конфликта будет достаточным взглянуть на ситуацию иначе, и тогда станет ясно, что удовлетворение вашего желания на самом деле никому не помешает. Для этого и надо исследовать, какие убеждения лежат в основе действий - рациональные, позволяющие достигать цели или иррациональные, препятствующие этому.

Подход Эллиса также можно назвать гедонистическим. Мы знаем, что есть такое направление в философии - гедонизм. Его родоначальником был Аристипп, живший еще в Древней Греции. Согласно данному течению, цель человеческой жизни заключена в получении удовольствий. И, видимо, сама природа заложила в человеке определенные индикаторы того, к чему ему стремиться. Плохое, как правило, - неприятное, болезненное; а хорошее приносит удовольствие. И следует поменьше идти на поводу у общественных предрассудков и больше доверять голосу природы, ведь не могла она сделать хорошее и приятное греховным и плохим. Надо сказать, что Эллис в данный термин, гедонизм, вкладывал несколько иной смысл. Он говорил о так называемом отсроченном гедонизме. Что это такое? Эллис считал, что человек должен иметь определенные отсроченные удовольствия, ради которых он готов сейчас терпеть некоторый дискомфорт. Например, вы понимаете, что вам доставит удовольствие получение диплома и дальнейшее хорошее трудоустройство. Но для этого сейчас необходимо заниматься и иногда совершать определенную работу, сдавать зачеты и экзамены, которые сейчас вам прямо поперек горла. Знание о том, что ваши настоящие усилия в конечном счете окупятся, помогают вам заставить себя добросовестно учиться (утруждать себя некой деятельностью). Спортсмен тренируется, мучает себя, чтобы потом победить и получить награды и славу, ведь он понимает, что без приложения усилий он не добьется желаемого.

Многие невротические личности не умеют жить отсроченным гедонизмом. Они предпочитают гедонизм мгновенный и следуют принципу «если не могу получить что-то сразу, то и стараться не буду», т. е. не могут настроить себя на то, что усилие сейчас приведет к успеху в будущем. Это одна из самых важных задач в воспитании детей - приучить их с детства работать на отсроченное удовольствие: закончишь хорошо четверть - получишь велосипед и т.д. Дети должны научиться заставлять себя претерпевать трудности, и не просто так, а ради получения удовольствий в будущем. Фридрих Энгельс говорил: «Человек должен жить радостями завтрашнего дня». У человека должно быть как можно больше различных отсроченных радостей, связанных, например, с приятной встречей, достижением, успехом или каким-либо другим удовольствием в будущем, ожидание которых скрашивает нашу сегодняшнюю жизнь.

Исследователи установили, что существует несколько этапов эскалации кризисов в усыновительных семьях. Понимание этой динамики может помочь усыновителям своевременно выявить проблемы, возникающие в отношениях между ними и усыновленным ребенком, и обратиться за помощью в стабилизации этих отношений.

Этап 1. «Медовый месяц»

Сразу после переезда ребенка в усыновительную семью усыновители, как правило, испытывают удовольствие и приятное волнение. Члены семьи полны надежд и уповают на счастливое будущее. Этот этап может продолжаться несколько месяцев, а если в семье не возникают серьезные кризисы, то и несколько лет.

Этап 2. Снижение уровня удовлетворенности

Атмосфера в семье начинает меняться. Усыновители начинают ощущать напряженность в своих отношениях с ребенком. То, что раньше умиляло, начинает раздражать и разочаровывать. Усыновители продолжают надеяться, что это «временно». На этом этапе усыновители часто не делятся ни с кем своими опасениями, полагая, что все «скоро пройдет».

Этап 3. Поиск проблемы в ребенке

Отношения с ребенком продолжают ухудшаться. Все «плохое» в поведении ребенка – от детских истерик до серьезных проступков – становится невыносимым. Отношения ухудшаются. Ребенок ощущает в усыновителях напряженность, что лишь усиливает его тревогу и ведет к дальнейшему ухудшению поведения. Усыновители воспринимают это как отвержение со стороны ребенка и неадекватно реагируют даже на малозначимые проблемы.

Проблема в ребенке

То, что раньше вас умиляло, начинает раздражать Усыновители становятся напряженными и раздраженными.

Ребенок ощущает напряжение и тревогу и начинает хуже себя вести.

Усыновителям кажется, что ребенок их отвергает, и они начинают неадекватно реагировать на незначительные проступки.

Этап 4. Публичное проявление проблемы

Проблемы вскоре начинают сказываться на общественной жизни семьи. Ребенок начинает плохо себя вести не только дома, но и «на людях» – в присутствии родственников и друзей, в школе и т.п.

Разочарование и смущение часто заставляют усыновителей искать поддержки в окружающих, которым представляется длинный перечень проступков ребенка. Доброхоты могут дать им советы, которые подтверждают мнение усыновителей о том, что проблема кроется в ребенке, и подсознательно подталкивают их к отдалению от ребенка.

Этап 5. Поворотный пункт

Положение дел в семье продолжает ухудшаться. Рано или поздно происходит какое-нибудь происшествие с участием ребенка (ребенок что-нибудь крадет, начинает вести себя в сексуально окрашенной манере, прогуливает занятия в школе), которое усыновители давно ожидали – и которое переполняет чашу их терпения. По мнению усыновителей, ребенок тем самым «переходит Рубикон», после чего не остается никакой надежды на примирение. Семья продолжает жить под одной крышей, но между усыновителями и ребенком возникает непреодолимая стена боли, гнева и отвержения, которая лишает всех надежды на счастливое будущее. Ни у кого не остается душевных сил на то, чтобы вернуться к здоровой семейной жизни. В большинстве семей начинающееся на этом этапе подчеркивание различий еще не становится причиной официального прекращения усыновления, но зачастую оно уже ведет к непримиримым конфликтам и делает невозможным нормальные отношения и восстановление близости. В некоторых случаях отказ усыновителей от ребенка становится неизбежным.

Этап 6. Установление крайнего срока или предъявление ультиматума

В некоторых случаях кульминацией проблем становится семейный кризис. Усыновители предъявляют ребенку ультиматум или устанавливают крайний срок, к которому ситуация должна существенно улучшиться, или ребенок должен покинуть семью. Зачастую их требования носят нереалистичный характер. Например, они могут потребовать, чтобы ребенок НИКОГДА не раскидывал одежду по полу, НИКОГДА ни на кого не злился или НИКОГДА не допускал никаких

проступков.

Этап 7. Завершающий кризис и прекращение усыновления

Джессика сидела в прихожей семейного детского дома для девочек, ожидая прихода своего социального работника. Теперь она будет здесь жить. Ее удочерили, когда ей было три года, и вот она снова возвращается в замещающую семью. «Родители сказали, что если я еще раз опоздаю, то мне придется уйти. Вчера я опоздала – и вот сижу здесь». «В лучшие времена, – вспоминает Джессика, – родители представляли меня как свою дочь. А когда начались проблемы, я стала «чужой».

Наступает день, когда ребенок не выполняет какое-либо из предъявленных ему требований. В семье возникает кризис. Любое, даже самое малозначимое событие может стать «последней каплей».

Усыновители требуют, чтобы ребенка навсегда забрали из их дома. Часто они хотят, чтобы это произошло немедленно. В итоге обе «воюющие стороны» остаются со своей болью: ребенок с чувствами гнева, смятения и отвержения, усыновители – с чувствами гнева, вины и печали.

Если усыновители чувствуют, что ухудшение отношений между ними и ребенком может привести к прекращению усыновления, они должны незамедлительно обратиться за помощью в агентство по усыновлению или в группу взаимопомощи. Для оценки качества отношений в усыновительной семье можно использовать приведенную ниже анкету.