Святые отцы об отчаянии. Я пришёл призвать не праведников, но грешников

Евангелие от Марка. Глава 2, с 14 по 17 стих.

14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

(Мк, 2, 14-17)

Не случайно мы слышим этот евангельский отрывок в дни Великого поста. Здесь для нас открывается несколько важных, глубоких, непреходящих истин. Господь призывает мытаря Левия Алфеева в ученики. Мытарями в то время были сборщики податей и налогов. Чаще всего они были иудеями из среды обычного народа, но состояли на службе у римлян, и в глазах простого народа считались настоящими предателями. Они могли пользоваться положением: обирать людей и наживать себе богатства. Образы мытарей мы встречаем на протяжении всего Евангелия. Один из них — Закхей, который залез на смоковницу, чтобы увидеть Христа. Господь отвечает ему любовью и посещает его дом. Закхей по-настоящему покаялся и осмыслил свою жизнь, обещая раздать свое имение нищим.

Левий Алфеев становится учеником Христа и следует за Ним. Удивляет решимость, с которой он идет за Христом. Христос сказал: «Иди за Мной!» — и он оставил свои дела, встал и пошел. Также и первые ученики, как только Господь призвал их с места работы, оставили отца и лодку, и идут за Христом. Мы должны научиться этой решимости — мы тоже ученики Христа, и нас тоже призвал Господь. Часто нам не хватает легкости — эта решительность могла бы принести нам великую пользу. Можно вспомнить пример жены Лотовой, которая оборачивается на оставленный город и превращается в соляной столб. Мы привязаны к нашей повседневной жизни и потому часто не имеем достаточной легкости.

Христос возлежал с мытарями и грешниками — фарисеи и книжники считали мытарей последними людьми, предателями. Присутствие Христа, который заявлял Себя Мессией, в доме такого человека, для них было непонятно. Они считали, что Он тем самым оскверняется, а Его учение странно. Но Господь, услышав это, дает очень важный ответ — «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Эти слова раскрывают всю суть служения Христа. Бог нужен тем людям, которые в Нем по-настоящему нуждаются, — им Он и открывается. Книжники были людьми грамотными и образованными, но были не способны воспринять весть Христову, их сердце настолько огрубело, что они не могли почувствовать благодать и силу дел Христовых. Они не считали себя грешниками, грех видели в других людях, а в себе — исполнение праведности. Для них Господь не приходит и не открывается — их сердца заперты изнутри. Вот такой парадокс может случиться — Бог приходит ко всем, но слышат Его лишь те, кто нуждаются в Нем. Фарисеи, казалось, нуждались в Мессии и хотели видеть Его, но не были готовы признать свои недостатки. Эти слова Христа должны раскрыть суть подвига, который мы совершаем в эти дни. Мы не должны превозноситься в том, как преуспели, но должны с большим смирением относиться к тому, что происходит вокруг нас. Страсть гордости может нивелировать все наши заслуги перед лицом Божиим, и мы можем оказаться в среде тех, кого Господь осуждает за их жизнь. Храни вас Господь.

Расшифровка: Наталья Маслова

(Мк. 2, 14-17)

(Ин. 5, 24-30)

(Евр. 10, 32-38)

(1 Фес. 4, 13-17)

Прошли почти три недели Великого поста. Мы потрудились, получили в таинстве покаяния прощение грехов, приобщились Тела и Крови Христовых. И только-только мы ощутили некоторый прилив духовного здоровья, как вдруг Господь говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Тогда эти слова были обращены к фарисеям, которые осудили Господа за то, что Он имел общение «с мытарями и грешниками». После этих слов считавшие себя праведниками должны были почувствовать, что этот уважаемый всеми Учитель не имеет к ним никакого отношения.

Зато грешники должны воспрянуть духом. Раз Господь пришел к ним, то Он им непременно поможет. Трудно оставить грех, тем более, если грехом зарабатываешь на жизнь, и ничего другого не умеешь. Порой ничего не остается, как только плакать. А от Господа не укроется ни одна слеза. Вот зашел мытарь между своими делами помолиться в храм, поплакал, а Господь уже приводит его в пример, противопоставляет внешним праведникам. И хотя этот мытарь еще не может оставить своего ремесла, но Господь уже не забудет его слез. Может быть, будущий Апостол Матфей и был тем самым мытарем, слезы которого увидел Господь и рассказал о них в притче (Лк. 18). Но все же Матфей продолжал сидеть «у сбора пошлин». Тогда Господь Сам подошел к нему и сказал: «следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним».

А мы — кем себя считаем: праведниками или грешниками? Конечно, скажем: «грешниками», и даже «грешнейшими всех человек». Но почему же мы вдруг остановились, стали оглядываться назад и по сторонам, с тайным удовлетворением, что, вот, могу же и я! — Не так, как другие, «прочие человецы». Только почувствуешь себя здоровым, самоуверенным, как вдруг — словно Господь отвернулся, словно стал чужим: «Ты здоров, значит, Я тебе не нужен. Ты не грешник, значит, Я не к тебе пришел». И словно отнимается Его рука, и все начинает рушиться.

Слова Господни о том, что Он пришел «призвать не праведников, но грешников к покаянию», должны для каждого христианина всегда звучать радостной вестью, словно Господь говорит тебе, как единственному: «Я пришел и пострадал только ради тебя. И только ради тебя Я еще раз приду на землю, во славе». Ну кто мог от лица всех грешников выразить такую дерзновенную надежду, что когда «Сам Господь» «сойдет с неба», мы «восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем»? Конечно же, только тот, кто всю жизнь помнил и говорил, «что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1, 15).

Мк, 8 зач., 2, 14-17

Проходя, увидел Иисус Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Это Евангелие о призвании Левия, именуемого также Матфеем, и о трапезе Господа с грешниками. Мы видим знакомую картину начала служения Господа: берег озера, толпы народа, слово Господне, обращенное к ним. Все сходно с тем, как Господь призвал первых учеников (Мк. 1, 16-20). Но на этот раз тот, кто примет власть прощать грехи (Мк. 2, 10), - сам первый из грешников. Левий - мытарь, один из тех мелких чиновников, которые занимались сбором пошлин. Эти люди славились дурной репутацией по двум причинам. Во-первых, они злоупотребляли властью определять размер пошлин и неправедно обогащались. Их служение обыкновенно было связано с обманом, подкупом, лжесвидетельствами. Во-вторых, они работали на римских оккупантов. Но Господь зовет этого презираемого всеми грешника присоединиться к Его ученикам. «Он говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним».

Еще раз мы поражаемся державному слову Господа и изумительной способности людей, все оставив, идти вслед Христу. Но самое замечательное - это то, что Господь останавливает Свой выбор на известном грешнике. В одно мгновение Левий сжег все мосты, навсегда лишился своей прибыльной работы. Только человек большой души способен на такой решительный шаг. Но в жизни каждого человека бывает момент, когда надо сделать главный выбор. Зато теперь никакая грязь не прилипнет больше к его рукам. И оттого что совесть его стала чиста, его ум обрел покой. Он потерял одно служение, но приобрел другое - несравненно большее. Он станет проповедником слова Божия - не только в тех землях, где он будет ходить, но на всей земле, во всех веках. Евангелие его имени принесет ему то, что он меньше всего искал, - бессмертную всемирную славу. Все люди будут знать его имя, навсегда связанное с благовестием о Христе. Миллионы и миллиарды грешников, читая это слово, вдохновленное Духом Святым, последуют за ним, обретая спасение.

А книжники и фарисеи всех времен, видя, что Господь ест и пьет на Вечери Любви с мытарями и грешниками, будут говорить ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» Но с самого начала Господь непоколебим в избранном Им пути. Многие ложные праведники полагали, что мытарей должно презирать и ненавидеть. «Нет, - говорит Христос, - их должно жалеть, они больны, и нуждаются во враче. Они грешники, и нуждаются в Спасителе». Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи, и мы узнаем еще одно Его именование - Он Врач душ и телес наших.

Фарисеи думали, что Господь, ревнующий о праведности, отделит Себя от грешников. «Нет, - говорит Христос, - Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Он послан в грешный мир, и Его забота прежде всего - о великих грешниках. Время прощения наступило, ибо Мессия пришел. Господь нуждается в праведниках, но чтобы начать идти путем праведности, надо увидеть себя грешником. Христос пришел всех спасти. И единственный, кому Он не может помочь, - тот, кто считает себя настолько праведным, что уже не нуждается в Его помощи. Такой человек утверждает медную стену, как говорят святые отцы, между собой и Богом. А Левий Матфей становится учеником Христовым. Даже апостольство открывается кающимся грешникам.

Гордые фарисеи видят себя праведниками, а мытари исповедуют себя в покаянии грешниками. «От нихже первый аз есмь», как говорит каждый из нас перед трапезой Господней - вместе с апостолом Павлом, святым Иоанном Златоустом и всеми святыми.

На вопрос "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" заданный автором Двутавровый лучший ответ это Во враче нуждаются не здоровые, а больные. Тому, кто безгрешен, не в чем каяться. Они уже и так призванные.

Ответ от ExE [гуру]
Когда Иисус Христос спустился в ад, он перекрестил ворота в ад и отпустил грешников. Я так понимаю это


Ответ от Ольга Дмитриева [гуру]
Иисус пришел для того что бы дать шанс каждому. У праведников и так все хорошо. А вот дать шанс грешнику....


Ответ от Простонать [гуру]
По-моему. всё предельно ясно. Те, кто считает себя праведным, самоправедным, думают, что не нуждаются в покаянии. Человек, считающий себя грешником, понимает, что заслуживает наказания за свои грехи. Иисус снимает с него вину за его преступления и грехов не помянет более. Подтверждением служат стихи о мытаре и фарисее (Лук. 18:10-14) и слова Иисуса: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Матф. 5:20).


Ответ от Посошок [гуру]
ну и так все ясно, новый завет хоть прочитай и все поймеш


Ответ от Вадим Волобуев [гуру]
Обалдеть, как люди сами себя уважают! Да для грешников Он пришёл! Кто "свят" и без Него, тот и будет без Него отчитываться за свою "святость".


Ответ от Ангел Дьявольский [гуру]
Он имел в ввиду, что даже и праведники, хоть и считают себя таковыми, но все равно являются грешниками.


Ответ от Відок [гуру]
праведником стать - очень тяжело, а вот грешником - раз плюнуть, так вот и Иисус дает каждому шанс...


Ответ от Sergiy [гуру]
К покаянию годен только тот, кто видит свои грехи, видит свою нищету духа и поэтому считает себы грешником, т. е. несовершенным по сравнению с его имтинным Я.Т. е. тьакие считают себя больными.В отношении таких сказано, что больные нуждаются во враче, но не здоровые.Кто в своем самомнении не видит свои несовершенства и считант здоровым, тому не поможешь.Человек должен научиться распознавать истинныеценности от преходящих, низшее от высшего, слелать сознательный выбор и практически утверждать.Только такому можно помочь.Часто такие оценки не совпадают с представлениями о человеческой хорошести и респектабельности.Учителей интересует пригодность к эволюции, т. е. накопления о которых Христос сказал - "не собирайте богатств на земле, но на небе "Но чтобы увиднеть и осознать себя таким нужно распознавание, которое зависиит от накоплений прошлых воплошений.1967 г. 455. (Авг. 10). Прежнее, устаревшее, клерикальное деление на праведников и грешников отменяется. Если человек безусловно полезен для Эволюции, его можно отнести в стан служителей Света, если вреден – тьмы. Деление людей пойдет по светотени. Если, несмотря на кажущиеся недостатки, светлые излучения в ауре его преобладают, – это сотрудник Света, если преобладают темные излучения – это служитель тьмы, сознательный или бессознательный. Внешняя хорошесть и добродетельность значения не имеет. Ценность человека определяется его космическим паспортом, то есть снимком его ауры. Этот паспорт подделать нельзя. Какие бы кажущиеся достоинства ни имел человек и как бы добродетелен он ни был, если он вреден для Эволюции и если излучения ауры его темные, он причисляется к врагам Света, сознательным или бессознательным. Слишком много лицемерия в жизни и слишком много лжи. Настает время, когда всех прикрывающихся придется выставить в их истинном свете и сорвать маски."1960 г. Май 8. Если лучшее, что в нас есть, побеждается худшим, какая в нем польза от того, что оно лучшее. Только победное лучшее хорошо. Много хороших, но никчемных людей коптят землю и небо. Не они соль земли. У Нас хорошесть человека расценивается иначе. Пусть будет он даже плох, но полезен для эволюции – вот Наш критерий хорошести. Плохость и хорошесть относительны. И надо, чтобы дух восходил независимо от того, плох человек или хорош. Восхождение может включать в себя: расширение сознания, приобретение опыта жизни, утверждение нужных качеств духа или свойств, или труд, полезный для Общего Блага. И не всегда может судить сам человек, восходит он или нисходит. Порой среди самых блестящих условий земных и кажущихся достижений совершается нисхождение духа, а порою – и наоборот. Судить предоставьте Нам, отдав Мне Мою печаль и Мою радость за вас. Ваш путь к Свету, который Мы несем людям. Значит, путь только с Нами – всегда, везде и во всем.... "Грани АЙ"Вы лишь увидели, что у Беннета были немытые руки, нечищеные ногти, что он употреблял грубые слова и вообще для вас имел непривлекательный вид. Но если такого сорта вещи являются вашим критерием морального превосходства иди потенциальной силы, то сколько адептов или чудеса творящих лам выдержат в ваших глазах испытание? Это часть вашей слепоты. Если бы Беннету предстояло умереть в эту минуту – я применю христианскую фразеологию, чтобы вы лучше меня поняли – мало более горячих слез прольется из очей Ангела Смерти над другим таким многострадальным человеком, сколько их достанется на долю Беннета. Мало людей, которые так страдали, и несправедливо страдали – как он страдал; и мало людей, у кого более доброе, самоотверженное сердце. Это все; и немытый Беннет нравственно столько же выше джентльмена Хьюма, насколько вы выше вашего носителя.Правильно то, что Е. П. Б. повторила вам: «Туземцы не замечают грубости Беннета, и К. Х. тоже туземец» . Что я этим хотел сказать? Просто то, что наш Буддоподобный друг в состоянии рассмотреть сквозь слой лака строение дерева и внутри слизкой вонючей устрицы – «сокрытую бесценную жемчужину» !См. далее комментарий


Ответ от Ильич [гуру]
20 фарисеи. Фарисеи были богословскими наследниками хасидов, сторонников движения, возникшего во II в. до Р. Х. в качестве реакции на проникновение в иудаизм эллинистических языческих влияний. Хасиды придавали особое значение личному благочестию, изучению и соблюдению закона. Во времена Иисуса строгое соблюдение закона и особенно правил, касающихся обрядовой чистоты, достигалось за счет исполнения ряда казуистических требований, известных как "предания старцев" (7,3). Необходимость знания самого закона и бесконечных толкований к нему, естественно, порождала социальное и религиозное разделение между профессиональной элитой - "праведными" и прочими людьми - "грешниками".21 (Мар. 2:20,21)


Ответ от Kassandra [гуру]
Очень страшные слова, если вдуматься. Ведь все согрешили, безгрешных нет. В контексте видно, почему так сказал Господь.Согласно представлениям фарисеев, человек, общающийся с мытарями и грешниками, сам становится грешником. Потому что тем, что он разделяет с грешниками их еду и питьё, как бы оправдывает грешников, поддерживает их, одобряя их греховный образ жизни, и сам, присоединяясь к ним, тоже становится таким, как и они грешником. Увидев Христа, вкушающего пищу вместе с грешниками, они бросили упрёк Спасителю в этом. Фарисеи считали себя праведниками, потому что старались делать всё по букве закона, упуская важнейшее - духовное состояние. На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди.. .Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. (Мф, глава 23)К Богу грешник бывает ближе, чем самодовольный праведник, исполняющий все предписания. Потому что самодовольство - это гордыня, только Господь может судить о праведности человека."Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". (Псалом 50).


Ответ от Магелена [гуру]
Праведникам каяться не в чем, на то и праведники. А призвал Иисус покаяться, чтобы перед нами двери в Царствие Небесное не захлопнулись.


Ответ от Alex [гуру]
Иисус Христос ждет нашей (в т. ч. и моей) покаянной исповеди.Спасибо за вопрос!