Утрамбовка грунта своими руками. Что такое вибротрамбовка

После строительства дома неизменно приходит очередь благоустраивать дачу: делать садовые дорожки, организовывать площадку для патио и т.д. И всякий раз, когда сталкиваешь с дороговизной необходимых материалов и оборудования, задумываешься о том, не попробовать ли сделать их своими руками. Участники форума «Дом и дача» делятся опытом своих творческих экспериментов.

Вибростол

Многие домохозяева думают, что покупать специальное оборудование «на раз» и уж, тем более, делать его самому – дело хлопотное и ненужное: легче попросить у знакомых или взять в аренду. Как только realsystem решил, что вибростол ему необходим для строительства пары извилистых дорожек через весь участок в шесть соток и стоянки для машины 30 кв.м, он начал штудировать информацию о том, как и строительные блоки.

Главной причиной столь смелого решения была высокая цена на материалы. Плитку он запланировал размером 40х40 или 50х50 см и толщиной 60-70 мм, с армированием. Столик сделал без чертежей, всего за пару недель. Были использованы обрезки трубы 40х20, лист 2,5 мм, пара пластин 10 мм и старый вибратор, купленный за 500 рублей, с размерами 1050х550 см.

Подвижную часть стола realsystem расположил на шести грузовых клапанных пружинах с обрезками резинового шланга внутри них. Пружины стоят в стаканах. Дополнительно по периметру он закрепил стяжные пружины. После пробного включения проявился первый недочет: песок собирался ближе к центру, смещался к правой дальней части и ссыпался на пол, т.к. стол не был выставлен и стоял на неровном полу. Хозяин сделал вывод, что нужно сделать бортик.

Ножки стола были сделаны из трубы 40х40. Первый блин комом, потому получились они кривоватыми из-за перегрева. Плитку realsystem делает из бетона с отсевом с использованием кладочной сетки.


Чтобы получить белую плитку, можно смешать белый цемент (дороже обычного) с мраморной крошкой.


Другой участник форума, tarasiki, поступил немного проще: сделал столик без пружин (их функции выполняет дерево) и вибратора, заменив последний двигателем со стиральной машины с «эксцентриком». Среди недостатков своего изделия форумчанин отмечает малую площадь стола, также нужно закрепить станину к полу. В качестве состава для изготовления плитки он берет одну часть 400-го краматорского цемента, одну часть речного песка и три части щебня.

Бюджетная трамбовка из подручного хлама

Петр_1 пожалел тратить деньги на аренду виброплиты для отсыпки под фундамент. Порывшись в гараже, пункте приема чермета и близлежащем автосервисе, он нашел все необходимое: барабан от настольного деревообрабатывающего станка, мотор от стиральной машины, кусок металла толщиной 5 мм, куски уголка 30 мм, кучу различных резиновых опор от автотехники, обрезки металла 2-3-4 мм, кусок шпильки 12 мм и пару баллонов из-под фреона. Там же разжился куском провода, выключателем и пусковым конденсатором для мотора. Купил лишь ремень и две подушки от вазовской КПП за 600 рублей.

Пачка электродов, пять часов работы сварочным аппаратом, болгаркой и дрелью, несколько переделок виброузла, и вот результат – виброплита, которая вполне приемлемо трамбует небольшие слои песка. С помощью самодельного оборудования была утрамбована подушка под фундамент гаража и началась работа над фундаментом под дом.

Конструкция виброплиты достаточно проста: горизонтальный баллон для веса залит бетоном, вертикальный сделан для воды. На передней трубке – 12 отверстий Ф 1,3 мм. В качестве вибратора использован барабан от строгального станка. Его половину Петр_1 срезал болгаркой, на второй половине установил два свинцовых грузика.

Результаты : вибрация до рук не доходит из-за тройной виброизоляции. К тому же, на ручки надет теплоизолятор от холодильных установок. Трамбовка, работая, сама движется вперед, по 60-80 см в минуту, ее необходимо лишь направлять. Т.к. хозяин счел неоправданным использовать двойной реверс-ход и два вибромеханизма, плиту приходится разворачивать, чтобы она двигалась в обратном направлении.

Также открылась одна интересная и полезная особенность оборудования: при работе виброплита немного раскачивается вправо-влево, особенно когда трамбовка достигает необходимой плотности. Это является сигналом о том, что машину нужно переставить на новое место.

После эксплуатации трамбовки, Петр_1 открыл несколько недостатков , которые в дальнейшем планирует исправить. Первым оказалось слабое крепление балласта. Форумчанин планирует усилить хомуты и сделать на разборно-хомутовом, а не на сварном соединении – плиту можно перемещать в разобранном виде. Для этого верхняя платформа вместе с балластом и емкостью для воды была сделана съемной, однако практика показала, что нужно было сделать съемным непосредственно балласт.

Хозяин сделал вывод о том, что балласт нужно сместить ближе к середине плиты, а не размещать спереди – чтобы плита не зарывалась при поворотах. Для этой же цели нужно приподнять переднюю «лыжу» трамбовки. Так же следует лучше защитить вибробарабан кожухом, потому как щебень мелких фракций попадает в механизм и вылетает оттуда с большой скоростью.

Еще одной доработкой должно стать улучшенное охлаждение двигателя: при температуре выше +35 °C приходится останавливаться спустя каждые 40-50 минут работы, чтобы охладить мотор. В качестве одного из вариантов, можно приделать осевой вентилятор или кулер от сервера.

Участника форума Tim1313 использовал для изготовления виброплиты такие материалы : площадочный вибратор ИВ-98Е, УЗО к нему, чугунную станину от советского сверлильного станка, реактивные тяги с сайлентблоками от советских автомобилей и лист нержавейки 6 мм, 45х70 см.

Последовательность работы : закрепили вибратор на станине (насверлили отверстия, нарезали резьбу, вкрутили болты d12), сделали ручку и через сайлентблоки прикрепили к станине. С помощью самостоятельного созданного пресса было прикреплено основание виброплиты. Затем перпендикулярно приварили две пластины, чтобы закрепить станину с приводом к основанию: сделали четыре отверстия и закрепили болтами d10. Готовую трамбовку покрасили.


Для орошения песка можно предусмотреть крепление канистры.


Результат: скорость – 6-7 м/мин. За день было утрамбовано 10 кубометров песка, слоями по 10 см. Качество трамбовки: еле видны следы при ходьбе.

Минусы : сильная вибрация, которая то появляется, то исчезает, из-за этого под конец дня болят суставы пальцев, запястья и локти. К тому же, спустя четыре часа после начала трамбовк, перестало включаться купленное УЗО. Проблему решили с помощью обыкновенной розетки, благо ручка крепилась на резиновых сайлентблоках.


По материалам участников форума "Дом и Дача"

Хотите узнать, как собирается виброплита своими руками? Я расскажу, какие нужны материалы и инструменты и дам пошаговую инструкцию сборки. А также объясню ее принцип действия и познакомлю с разновидностями данного оборудования.

Как это работает

Принцип работы виброплиты основан на вращении эксцентрика, который за каждый оборот смещенного маховика создает колебание:

  • Привод, за счёт смещенного груза на вале создаёт вибрацию, которая передаётся металлической плите - подошве;
  • Чем тяжелее плита в основании агрегата и чем сильнее вибрация, тем эффективнее уплотнение.

По схожему принципу работает виброплощадка, с помощью которой производятся прессованные блоки из шлакобетонов. Только в этом случае, двигатель с эксцентриком располагается не над рабочей поверхностью, а под ней.

Тип привода

Современные виброплиты оснащаются двумя типами приводов:

  1. Бензиновые или дизельные двигатели . Двигатели внутреннего сгорания используются на тяжёлых и массивных установках весом более 200 кг. Из-за выхлопных газов, дизельная или бензиновая виброплита рекомендована для применения на открытых участках.

  1. Электродвигатели . Виброплиты на электромоторе более компактные в сравнении с бензиновыми аналогами:
    • Преимущество электротрамбовок - универсальность применения, ведь их можно использовать не только на открытом участке, но и внутри закрытого объекта;
    • Недостаток электрического оборудования - зависимость от питания, то есть, объект должен быть электрифицирован или на объекте должен использоваться генератор.

Независимо от типа привода, ресурс вибратора редко превышает 1000 часов. Вибрация от смещенного маховика на вале воздействует не только на плиту, но и на подшипники в ступице вала.

Износ подшипников приводит к заклиниванию вала. Поэтому, по истечении заявленного ресурса, подшипники подлежат обязательной замене, даже если они внешне выглядят целыми.

Что можно сделать самому

Рассмотрим, какова инструкция изготовления виброплиты для укладки тротуарной плитки. Цена фабричного оборудования с аналогичными характеристиками начинается от 50 тыс. рублей. Поэтому уверен, что предположенная дальше инструкция будет интересна многим.

Для уплотнения песчаной подсыпки на глубину не менее 20 см, готовый агрегат должен весить не менее 80 кг. Если вес конструкции будет меньше, трамбовку будет трудно удержать, но требуемого действия на грунт она не окажет.

Для транспортировки оборудования с весом 80 и более кг можно будет приспособить автомобильный прицеп.

Материалы и инструменты

Для изготовления трамбовки потребуется сварочный аппарат, болгарка с отрезными дисками по металлу, дрель с набором сверл, струбцины, кувалда, измерительный инструмент. Перечень материалов и комплектующих приведен в следующей таблице:

Материалы и комплектующие Описание

Электродвигатель . Рекомендованная мощность двигателя должна составлять 1,5-2 кВт при 4000-5000 оборотов. Моторы с меньшей мощностью не обеспечат нужной скорости вращения вала, а значит, вибрационное усилие будет недостаточно интенсивным.

Устройство защитного отключения (УЗО). При длительной работе самодельной трамбовки, отдельные части электрической схемы могут перегреваться.

Чтобы исключить сгорание обмотки или плавление изоляции, нужно установить УЗО или хотя бы обычный сетевой прерыватель (автомат).


Листовая сталь с толщиной 5 мм, 8 мм и 10 мм . Листовой металл с самой большой толщиной понадобится, чтобы сделать подошву и груз для эксцентрика.

Металл меньшей потребуется для изготовления площадки под установку мотора.


Съемные шкивы . Шкивы будут нужны для передачи крутящего момента с вала двигателя на вал вибратора.

Чтобы заставить вал вибратора крутиться быстро, шкив на двигателе должен иметь втрое больший диаметр, чем шкив на валу.


Ремень, можно автомобильный ремень ГРМ . Ременная передача нужна для того, чтобы соединить шкивы на валах.

Стальной уголок с шириной полок 5 и 10 см, и с толщиной металла 10 мм . Уголок нужен для того, чтобы усилить конструкцию трамбовки в тех местах, где нет возможности для этого применить трубу.

Стальная труба прямоугольная 50×20 мм . Металлическая труба пригодится для сборки моторной рамы и для сборки ручки, за которую всю конструкцию можно будет передвигать вперед и назад.

Резьбовая шпилька с диаметром 20 мм и гайки под нее . Шпильки и гайки понадобятся для соединения конструктивных элементов.

Закрытые подшипники . Для сборки ступицы вала понадобится два закрытых игольчатых подшипника. Если нет игольчатых подшипников, можно использовать шариковые, но они менее прочные.

Кроме того, понадобится труба с внутренним диаметром, равным внешнему диаметру подшипника.


Цилиндрический стальной прут с диаметром не меньше 30 мм . Прут нужен для изготовления вала, на котором будет закреплен груз.

Сборка трамбовки

Обратите внимание на то, что в качестве привода будет использован электродвигатель. Но точно также, на собранную конструкцию может быть установлен двигатель внутреннего сгорания. Дело в том, что схема установки электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания одинакова, так как мотор крепится к площадке несколькими болтами.

Иллюстрация Описание этапа

Крепление балласта на валу . Для того чтобы аппарат вибрировал, к одной стороне вала приваривается пакет из трех - четырех металлических пластин.

Чтобы менять число пластин, можно высверлить в цилиндре вала сквозные отверстия. Такие же отверстия сверлятся в пластинах, которые крепятся к валу с помощью болтов и гаек.


Заготовка деталей для крепления вала . Заготавливаются два куска угольника длиной по 10 см. и два кожуха ступиц на металлических пластинах. В эти кожухи ступиц потом впрессуем подшипники.

Сборка виброузла . Из заготовленных деталей собираем виброузел, в котором зафиксированы подшипники с продетым в них валом. С торца на вал крепится шкив.

Изготовление рамы и площадки для крепления мотора . Из профильной трубы сваривается рама с внешним периметром 40×60 см. Из стального листа толщиной 8 мм нарезается пластина 40×50 см.

На пластине, как показано на фото, вырезаются выемки под регулировочные болты и привариваются петли.


Сборка петель . Напротив приваренных к пластине колец, к раме привариваем ответные кольца, так, чтобы их расположение полностью совпало.

Сборка всего узла . Подготовленную раму и поворотную пластину соединяем шпилькой через петли. Учитывая то, что конструкция будет вибрировать, шпильку вставляем через резиновые втулки.

В противоположной стороне рамы приваривается вертикальная шпилька, которая должна проходить через прорези в наклонной пластине.


Регулировка ремня . Для того чтобы задать подходящую степень натяжки ремня, с обеих сторон пластины, через шайбы, на вертикальную шпильку накручиваются гайки.

Потом, при усилении натяжки, пластина будет подниматься затяжкой гаек вверх.


Монтаж стоек под раму . С каждого угла рамы приваривается по опоре длиной 10 см. Из листовой стали толщиной 8 мм вырезаются ответные опоры, которые будут крепиться к подошве виброплиты. Соединение опор будет выполняться через резиновые эластичные подушки.

Сборка амортизирующих опор . Заготовленные опоры и ответные планки, через резиновые подушки, стягиваются болтами.

Итого должно получиться четыре амортизатора - по одному на каждый угол рамы.


Установка двигателя и примерка виброузла .
  • На собранную раму с поворотной крышкой, болтами крепим двигатель с установленным шкивом;
  • Пропускаем через шкивы ремень и убеждаемся в том, что конструкция собрана правильно.

Подготовка плиты под подошву . Лист стали толщиной 10 мм размечаем так, чтобы получился прямоугольник 40×120 см.

По сделанной разметке вырезается прямоугольник и крепится струбцинами к рабочей поверхности верстака.


Обрезка углов . По углам подготовленной плиты отмеряем по 50 мм с каждого края и соединяем метки диагональной линией, чтобы получился треугольник с прямым углом.

Болгаркой обрезаем каждый из четырех углов на плите, как это показано на фото.


Загиб переднего и заднего края плиты . От переднего и заднего края отмеряется 100 мм, и на этом расстоянии чертится линия, параллельная краю пластины.

По линии делается надрез глубиной примерно в 2/3 толщины листа.

По сделанному надрезу гнем лист кувалдой, чтобы получился край лыжи, как это показано на фото.


Сборка всех элементов . Собранная ранее конструкция, включая крепёжные кронштейны и моторную раму, прихватывается на подошву сваркой. Заодно провариваются линии сгиба по переднему и заднему краю сгиба подошвы.

Кстати, сгибы нужны с обеих сторон для переднего и заднего хода машины.


Сборка и монтаж рукояти . В задней части подошвы привариваются петли, к которым крепится рукоять, сваренная в форме буквы «П» из профильной трубы.

Подключение и пробный запуск . Силовой кабель, через УЗО, подсоединяется к двигателю. Вибромашина включается в сеть и выполняется пробный запуск.

В завершение

Теперь вы знаете, как может быть собрана виброплита своими руками с бензиновым двигателем или с электрическим мотором. Также рекомендую посмотреть видео в этой статье, а если остались вопросы, задавайте их в комментариях.

Делаем ручной каток весом 100-200 кг. для укатки асфальта или грунта под газон своими руками. Сделать его можно с 300-от мм. в диаметре трубы или, если под газон, с газового баллона.

Нам понадобится такой инструмент:

Электросварка, болгарка.

Нам понадобится такой материал:

1 метр трубы 300-от мм. или газовый баллон, 50-ти мм. уголок 2 метра, 2 подшипника, вал для подшипников 10 см., 30-ти мм. труба 2.5 метра, 2 куска 5-ти мм. металла 30х30 см., песок или отсев, электроды, круги отрезные и шлифовальный.

Ручной каток из трубы своими руками:

Такой каток подойдет как для укатки асфальта, так и для укатки грунта под газон. Привариваем 1 кусок металла 30х30 к одной стороне трубы, обрезаем лишнее, причем металл не должен быть больше окружности трубы, хорошо обвариваем и шлифуем. Переворачиваем трубу и засыпаем в нее песок, при этом хорошо трамбуем. Тут также привариваем кусок металла, обрезаем и шлифуем. На одной из сторон можно сделать пробку с резьбой, на случай если песок в катке утрамбуется лучше, можно будет досыпать еще. В подшипники забиваем вал по 5 см. и привариваем. С уголка делаем пэ-образную раму 0.4х1.1х0.4 и на края привариваем наружные части подшипников. Вычисляем центр окружности трубы и привариваем вал, который приварен к подшипнику. Можно, конечно и без подшипника, просверлив отверстия в уголке и вставив вал, но будет тяжелее толкать. Теперь посередине пэ-образной рамы привариваем 30-ти мм. трубу 2 метра и на ее конце привариваем полуметровый кусок трубы, это будет ручка. Можно усилить шов трубы, с рамой приварив распорки с арматуры. Все наш каток готов. При укатке асфальта не забывайте смазывать каток соляркой, чтобы не прилипал асфальт.

Ручной каток из газового баллона своими руками:

Этот каток будет легким и подойдет только для укатки грунта под газон. В принципе здесь делаем все также, только нужно подготовить баллон. Для начала нужно полностью спустить оставшийся газ и слить газолин вдали от огня, т.к. это взрывоопасно. Потом выкрутить вентиль из баллона и залить водой, слить и снова залить, слить и оставить на пару дней, чтобы проветрился. Залить воды по уровню 1 метр и срезать не нужный нам верх. Также нужно зашлифовать шов на баллоне, чтобы он в дальнейшем не оставлял следов при укатке.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Надо сказать, что проблема, как вручную утрамбовать щебень, бывает довольно актуальна в частном строительстве.

Нет, конечно же, речь не идет о глобальных проектах, таких, как, например, трамбовка щебневой подушки под фундамент дома площадью свыше 100 кв. м. здесь вам уж точно потребуются специальные средства в виде асфальтового катка или строительной виброплиты, так как объемы работ чересчур велики, и это будет напоминать «закат солнца вручную». Поговорим о небольших формах: площадка под стоянку автомобиля на даче, дорожка в саду или тому подобное. Когда действительно можно справиться – и это реально и проверено на опыте многих – собственными силами, не прибегая к помощи дорогостоящих бригад!

Как вручную утрамбовать щебень? Проблема не из легких: в смысле, физически.

Техническое же ее разрешение имеет несколько вариантов, придуманных нашим могучим на выдумки и смекалистым народом. О них-то и поговорим в сегодняшней нашей статье, но вначале – о некоторых общих принципах трамбовки.

Зачем нужно трамбовать щебень?

Прямо скажем, проблема довольно интересная и некоторым не совсем понятная.

А среди новичков в строительном деле, так и вовсе – наиболее часто встречающийся вопрос. Казалось бы, засыпал поверхности этим прочным и крепким материалом, разровнял и все – можно покрывать финальным покрытием, что же может случиться, ведь камень он и есть камень?
Но не все так просто. Как известно, щебень – камень не простой, природный (как гравий), а дробленый искусственным способом. Он прочен, но имеет острые углы в силу технологии его производства.

Таким образом, дополнительная трамбовка материала создает более плотное прилегание отдельных фракционных фрагментов друг к другу, а излишние пустоты между ними исчезают или сокращаются в объемах. Это создает дополнительный запас прочности укладки.

Послушаем мнения профессионалов. Они подтверждают, что трамбовка щебня при строительстве нужна в обязательном порядке.

Исключения могут составлять такие варианты, когда природные почвы, на которых ведутся работы – скалистые. Тогда будет достаточным тщательное разравнивание щебня перед последующей укладкой на него бетона, плитки или асфальта. Во всех остальных случаях идея такова: щебень в качестве основы должен не просто лежать в грунте, а образовывать вместе с ним такую уплотненную путем трамбовки смесь с плотным заполнением щелей между фракционными фрагментами грунтом.

Толщина может варьироваться для различных целей от 50 до 250 и более мм (это зависит от того, какую нагрузку будет в дальнейшем испытывать финальное покрытие). Теперь, когда с теорией – почему необходима трамбовка – более или менее все ясно, переходим, так сказать, к практическим занятиям.

Ручная трамбовка

Когда нет под рукой виброплиты и катка, средства для трамбовки можно изготовить собственноручно.

Но повторяем, эти механизмы, приводящиеся в движение мышечной силой человека, придуманные народными умельцами, актуальны только для трамбовки не слишком больших фрагментов поверхностей, или тех, которые впоследствии не будут испытывать слишком мощных нагрузок на себя.

Вариантов, как сделать приспособление для ручной трамбовки, существует довольно много. Самый простейший выглядит следующим образом. Берем деревянный брус сечением не менее 100Х100 мм, а лучше – 150х150, тогда получится более широкий захват трамбуемой поверхности.

Высота бруса должна быть удобна для работ (обычно – примерно по грудь выполняющего трамбовку).

Из бруса скругленного 50х50 мм делаем ручки, которые прибиваем к основе гвоздями и креплением из железа или оцинкованного листа. Низ приспособления также обшиваем оцинкованным листом для повышения прочности.

В принципе, простейшее устройство, известное, наверное, еще во времена фараонов, готово к использованию. Конечно, площадь захвата поверхности для трамбовки у него не слишком большая получилась, но при наличии свободного времени и желания им можно трамбовать даже щебневую подушку под фундамент, к примеру, небольшой хозяйственной пристройки.

Правда сил и времени на это уйдет побольше, чем при использовании бензиновой виброплиты, но как вариант, на самом деле довольно широко применяется.

Пользоваться таким ручным механизмом довольно просто, правда, требуется определенная физическая подготовка, потому как реально устаешь.

Делаем самостоятельно каток для газона

За ручки приподнимаем устройство и с силой опускаем его, к примеру, на засыпанную щебнем садовую дорожку. Многократно повторяем движение, двигаясь в заданном направлении.

Таким образом, нужно пройти весь путь по нескольку раз.

Одно примечание: существует множество вариантов такого устройства. Есть более прочные, сделанные из металлической трубы примерно такого же диаметра с металлической же «ногой», приваренной к основанию.

Правда такая конструкция создает при применении слишком большую вибрацию (которую, к примеру, деревянное устройство гасит), и тогда работы следует производить в специальных перчатках.

Каток своими руками

То же касается и ручного асфальтового катка, который также вовсю используется для трамбовки мелких фракций щебня (особенно для различных вариантов дорожек).

Сделать его, при наличии болгарки и сварочного аппарата, а также – определенных материалов, несложно. Металлическую трубу диаметра не менее 30 см отрезаем на длину в метр. С одной стороны завариваем металлическим листом и обрезаем по кругу болгаркой. Точно в середине листа должно быть отверстие для крепления впоследствии ручки.

Переворачиваем трубу открытым концом кверху и засыпаем внутрь песок. Другой конец также завариваем листом и обрезаем по окружности.

Надеваем на приспособление для ручной трамбовки ручку из изогнутой трубы. Получилось универсальное устройство, которое можно, в силу его веса, использовать и для трамбовки мелкого щебня, и для укладки асфальта во дворе, и для песка и грунта, чтобы сделать их плотнее. Пользоваться им довольно легко, но это также потребует от вас определенной сноровки и хорошего физического развития.

Еще варианты

Если вам, к примеру, нужно утрамбовать небольшую площадку для стоянки вашего авто на даче, то можно воспользоваться следующим способом, придуманным в народе и успешно применяющимся, так как ничего особо сложного в технологии нет.

Итак, рассыпаем щебень по замеренной заранее и отмеченной колышками территории (некоторое его количество обязательно оставьте на подсыпку).

Разравниваем лопатой, чтобы слой везде был одинаковой толщины. Затем садимся за руль авто и методично начинаем парковаться на будущей стоянке в различных местах – то по центру, то слева, то справа, то боком – стараясь максимально покрыть засыпанное щебнем пространство. Делаем процедуру много раз (20, 30, 50), пока не убедимся, что щебень по всей плоскости утрамбован весом авто.

В некоторых местах могут появиться неглубокие колеи. Подсыпаем в них заранее приготовленный щебень и продолжаем. Вот такой нехитрый, но действенный способ, правда, не совсем вручную получается, а с использованием веса вашей машины.

Коэффициент уплотнения щебня: как рассчитывается, насыпная плотность гранита и гравия

Коэффициент уплотнения любого сыпучего материала показывает, насколько можно уменьшить его объем при той же массе за счет трамбовки или естественной усадки. Используют этот показатель для определения количества заполнителя как при покупке, так и собственно в процессе строительства.

Поскольку насыпной вес щебня любой фракции после трамбования увеличится, необходимо сразу заложить запас материала. А чтобы не закупить лишнего, пригодится поправочный коэффициент.

  1. Что такое степень трамбовки?
  2. Уплотнение при транспортировке и на площадке
  3. Лабораторные испытания
  4. Самостоятельное определение показателя

На что он влияет?

Коэффициент уплотнения (Ку) – важный показатель, который нужен не только для правильного формирования заказа материалов.

Зная этот параметр для выбранной фракции, можно прогнозировать дальнейшую усадку гравийного слоя после нагружения его строительными конструкциями, а также устойчивость самих объектов.

Поскольку коэффициент трамбовки представляет собой степень уменьшения объема, он меняется под влиянием некоторых факторов:

Способа и параметров загрузки (например, с какой высоты выполняется засыпка).

2. Особенностей транспорта и длительности пути – ведь даже в неподвижной массе происходит постепенное уплотнение, когда она проседает под собственным весом.

3. Фракции щебенки и содержания зерен меньшей крупности, чем нижняя граница конкретного класса.

4. Лещадность – игольчатые камни дают не такую большую осадку, как кубовидные.

От того, насколько точно была определена степень уплотнения, в дальнейшем зависит прочность бетонных конструкций, оснований зданий и дорожных покрытий.

Однако не стоит забывать, что трамбовка на площадке порой выполняется только по верхнему слою, и в этом случае расчетный коэффициент не вполне соответствует фактической усадке подушки.

Особенно этим грешат домашние умельцы и полупрофессиональные строительные бригады из ближнего зарубежья. Хотя по требованиям технологии каждый слой засыпки должен укатываться и проверяться отдельно.

Еще один нюанс – степень трамбовки рассчитывается для массы, которая сжимается без бокового расширения, то есть ограничена стенками и не может расползтись.

На площадке такие условия для засыпки любой фракции щебня создаются не всегда, так что небольшая погрешность сохранится. Учитывайте это при расчете осадки крупных конструкций.

Уплотнение при транспортировке

Найти какое-то стандартное значение сжимаемости не так просто – слишком много факторов на него влияет, о чем мы говорили выше. Коэффициент уплотнения щебня может указывать поставщик в сопроводительных документах, хотя ГОСТ 8267-93 напрямую этого не требует.

Но транспортировка гравия, особенно больших партий, выявляет значительную разницу объемов при загрузке и в конечной точке доставки материала. Поэтому поправочный коэффициент, учитывающий его уплотнение, обязательно вносится в договор и контролируется в пункте приема.

Единственное упоминание со стороны действующего ГОСТ – заявленный показатель независимо от фракции не должен превышать 1,1. Поставщики об этом, конечно же, знают и стараются делать небольшой запас, чтобы не было возвратов.

Способом измерений часто пользуются во время приемки, когда щебень для строительства привозят на площадку, ведь заказывают его не тоннами, а кубометрами.

С приходом транспорта груженый кузов нужно рулеткой обмерить изнутри, чтобы рассчитать объем доставленного гравия, а потом умножить его на коэффициент 1,1. Это позволит примерно определить, сколько кубов было засыпано в машину до отправки. Если полученная с учетом уплотнения цифра будет меньше указанной в сопроводительных документах, значит, автомобиль был недогружен.

Равна или больше – можете командовать разгрузку.

Уплотнение на площадке

Приведенная выше цифра учитывается только при транспортировке.

В условиях стройплощадки, где трамбование щебня выполняется искусственно и с применением тяжелых машин (виброплита, каток), этот коэффициент может возрасти до 1,52.

Как сделать каток для уплотнения грунта

А исполнителям необходимо знать усадку гравийной засыпки наверняка.

Обычно требуемый параметр задается в проектной документации. Но когда точное значение не нужно, пользуются усредненными показателями из СНиП 3.06.03-85:

  • На прочный щебень фракции 40-70 дается уплотнение 1,25-1,3 (если его марка не ниже М800).
  • Для пород крепостью до М600 – от 1,3 до 1,5.

Для мелких и средних классов крупности 5-20 и 20-40 мм эти показатели не установлены, так как они чаще используются только при расклинцовке верхнего несущего слоя из зерен 40-70.

Лабораторные исследования

Коэффициент уплотнения рассчитывается на основании данных лабораторных испытаний, где масса подвергается трамбовке и проверке на различных приспособлениях.

Здесь есть свои методы:

1. Замещение объемов (ГОСТ 28514-90).

2. Стандартное послойное уплотнение щебня (ГОСТ 22733-2002).

Экспресс-методы с применением одного из трех типов плотномеров: статического, водобаллонного или динамического.

Результаты можно получить сразу же или по истечении 1-4 дней, в зависимости от выбранного исследования.

Одна проба для стандартного испытания обойдется в 2500 рублей, всего их понадобится не меньше пяти. Если данные нужны в течение дня, используют экспресс-методы по итогам отбора как минимум 10 точек (по 850 руб.

за каждую). Плюс придется оплатить выезд лаборанта – еще около 3 тысяч. Но на строительстве крупных объектов не обойтись без точных данных, а тем более без официальных документов, подтверждающих соблюдение подрядчиком требований проекта.

Как узнать степень трамбовки самостоятельно?

В полевых условиях и для нужд частного строительства тоже выйдет определить искомый коэффициент по каждому размеру: 5-20, 20-40, 40-70.

Но для этого сперва понадобится узнать их насыпную плотность. Она изменяется в зависимости от минералогического состава, хоть и незначительно. Гораздо большее влияние на объемный вес оказывают фракции щебня. Для расчета можно пользоваться усредненными данными:

Более точные данные плотности для конкретной фракции определяют лабораторным путем.

Или взвешиванием известного объема строительного щебня с последующим несложным расчетом:

  • Насыпной вес = масса / объем.

После этого смесь укатывается до того состояния, в котором она будет использоваться на площадке, и измеряется рулеткой. Снова производится расчет по приведенной выше формуле, и в итоге получают две разных плотности – до и после трамбовки. Поделив обе цифры, узнаем коэффициент уплотнения конкретно для этого материала. При одинаковом весе проб можно просто найти отношение двух объемов – результат будет тот же.

Обратите внимание: если показатель после трамбовки разделить на первоначальную плотность, ответ будет больше единицы – по сути, это коэффициент запаса материала на уплотнение.

В строительстве им пользуются, если известны конечные параметры гравийной подушки и нужно определить, сколько щебня выбранной фракции заказывать. При обратном вычислении получается значение меньше единицы. Но цифры эти равнозначные и при расчетах важно только не запутаться, какую из них брать.

Ручная трамбовка для уплотнения грунта своими руками

В хозяйстве часто возникает потребность в уплотнении грунта или щебня на небольшой площади. Например, нужно подремонтировать дорожку, поднять пол в сарае или подправить столбики забора.

Сколоченная наспех ручная трамбовка служит недолго и обычно отправляется следом за остальным строительным мусором. Не тратьте каждый раз время и силы, выделите два часа и сделайте своими руками добротный инструмент для уплотнения грунта.

Используемые материалы

Подходящий материал для самодельной ручной трамбовки – квадратный брус со стороной 100 или 150 мм. Круглым бревном будет не с руки работать в углах и придется уплотнять со значительным перекрытием предыдущего места удара.

Совсем необязательно брать новый пиломатериал, подойдет использованный брусок.

Главное, чтобы древесина была без гнили и расколов. Выбирайте обрезок бруса, который вам под силу поднимать. Высота ручной трамбовки может быть по пояс или до груди – исходите от удобства использования. При отсутствии опыта работы с этим инструментом возьмите брусок подлиннее, опробуйте в деле и при необходимости укоротите.

Чертеж ручной трамбовки для уплотнения грунта.

Ещё понадобится:

  1. Кусок 2-миллиметровой стальной пластины.
  2. Круглая березовая палка длиной 450 мм (подойдет старый черенок от лопаты).
  3. Шурупы по дереву.
  4. Клей столярный.

Материалы для изготовления ручной трамбовки грунта.

Подготовьте брус

Отпилите торцы заготовки согласно размерам точно под прямым углом.

Подгоните рубанком плоскости нижнего конца бруса под квадрат. Снимите с острых ребер фаски шириной 5 мм.

Готовим брус для трамбовки.

Решите, насколько качественную отделку вы хотите видеть.

Под покраску брусок придется острогать и отшлифовать. Когда красивый вид не нужен, достаточно немного очистить поверхность, чтобы не было заноз.

Сделайте башмак

Перенесите размеры заготовки с чертежа на стальной лист.

Раскрой пластины для башмака.

Можно просто выровнять вертикально установленный на металле брус и обвести контур карандашом.

Делаем башмак уплотнителя грунта.

В зависимости от толщины пластины, вырежьте заготовку ножницами по металлу или выпилите лишнее болгаркой.

Снимите заусенцы напильником, зажав деталь в тисках.

Разметьте и высверлите отверстия под шурупы, сделайте углубления под шляпки зенковкой или сверлом большего диаметра.

Зачистите наждачной шкуркой поверхности.

Башмак для трамбовки.

Согните крылья заготовки в тисках, что будет просто сделать с первыми двумя противоположными сторонами.

Каток для газона своими руками

При сгибе двух оставшихся сторон губки тисков могут оказаться шире башмака, тогда используйте подготовленный для трамбовки брус.

Закрепите башмак

Проверьте посадку стальной накладки на брусе, при необходимости подбейте металл или подточите древесину.

Башмак должен плотно прилегать к торцу всеми плоскостями.
Сделайте в одном крыле дрелью отверстия под шурупы, направляя сверло под небольшим наклоном внутрь древесины, и закрутите винты.

Крепим башмак на подготовленный брус.

Переверните брус противоположной стороной и аналогично закрепите другое крыло.

Следите, чтобы башмак не отошел от торца.

Высверливая последующие отверстия, направляйте их мимо уже вкрученных шурупов.

Закрепленный на ручной трамбовки башмак.

Установите ручку

Наметьте центр сверления на расстоянии 100 мм от верхнего торца.

Подберите перовое сверло диаметром на 2 мм меньше сечения рукоятки. Сделайте сквозное отверстие, перпендикулярное поверхности бруса.

Делаем отверстие для ручки трамбовки.

Даже при аккуратном сверлении наружные части отверстия окажутся чуть больше внутреннего диаметра.

Подточите древесину напильником, периодически пробуя вставить ручку на место.

Заодно исправляйте возможный перекос отверстия относительно плоскости бруса.

Добейтесь плотного (но без значительного усилия) захода рукоятки, при необходимости слегка остругайте палку. Не пытайтесь забить ручку молотком – древесина может расколоться. Поместите палку в брусе и поставьте метки.

Установка ручки на трамбовку для грунта.

Нанесите клей на стенки отверстия.

Поставьте ручку по меткам и вытрите излишки клея.

Просверлите направляющее отверстие и зафиксируйте рукоятку длинным шурупом.

Фиксация ручки на трамбовке.

Фото самодельной ручной трамбовки для грунта.

После использования очищайте приспособление от пыли и храните в закрытом от дождя и снега месте.

Со временем низ трамбовки изнашивается, следите за состоянием металлической накладки и своевременно меняйте её.

При устройстве слоев дорожной одежды из сыпучих материалов таких как песок, песчано-гравийная смесь или щебень, необходимо тщательное уплотнения слоя с помощью дорожных катков.

Каток – это дорожно-строительная машина, предназначенная для уплотнения грунтов и послойного уплотнения слоев дорожной одежды из сыпучих материалов. Катки применяются в дорожном и аэродромном строительстве, на строительстве гидротехнических объектов и железнодорожных путей.

Принцип действия катков может различаться, в зависимости от этого различается и принцип используемый для уплотнения того или иного вида материала.

Уплотнение может быть статическим, то есть используется только вес самого катка. В случае, если каток является вибрационным, к весу машины добавляется еще и вибрация рабочего уплотняющего органа, что повышает эффективность укатывания материала.

Бывают прицепные и самоходные катки. Рабочие органы катков – вальцы бывают так же нескольких видов: кулачковые, гладкие стальные, решетчатые и на пневматических резиновых шинах, одновальцовые, двухвальцовые и трехвальцовые.

Но есть одна характеристика, которая является основной для всех видов катков – это их вес. Но большой вес катка, еще не означает эффективное он уплотнение материала.

Если используемым при строительстве материалом является щебень, то при его уплотнении необходимо учитывать ряд особенностей. Обычно при строительстве дорог используется щебень мелких фракций: 2-10 мм и крупных – от 40 мм до 70 мм.

По поверхности крупной фракции насыпается более мелкая (клинец) и в процессе укатывания образуется проникновение более мелких зерен щебня между более крупными. Происходит так называемая заклинка.

При прохождении катка по слою щебня, из – за трения верхний слой начинает смещаться и могут образовываться волны или наплывы на поверхности щебеночного основания. Таким образом, для образования абсолютно ровной и уплотненной поверхности цикличную нагрузку необходимо прикладывать многократно.

При уплотнении щебеночного слоя дорожной одежды важно выбрать оптимальный вес самого катка.

При слишком большом весе дорожной машины, возможно продавливание уплотняемого слоя и деформация нижележащих слоев дорожной одежды, что конечно, является недопустимым.

Для уплотнения слоя щебня из менее прочных скальных пород, например известняка, более эффективно использовать катки на пневматических шинах или не слишком тяжелых весов.

Устройство газона — так ли уж необходим каток?

Под тяжелыми гладкими вальцами слабый непрочный щебень может начать крошиться. Следует отметить, что при уплотнении щебеночного слоя катками на пневмошинах, допускается увеличить скорость прохода такого катка, по сравнению с гладковальцовым.

Скорость катка в рабочем режиме может изменяться от 2 км./ч. до 12 км./ч. Первые проходы по слою щебня делаются на минимальной скорости, а после предварительного уплотнения, оператор скорость увеличивает.

Так же в случае с катком на пневмошинах, давление в шинах на последних проходах можно увеличить.

Перед уплотнением и в процессе уплотнения слоя щебня, необходимо увлажнение материала водой (от 10 л до 25 л в каждый этап укатки).

Уплотнение щебня катками разделяется на три этапа:

1 – этап: 3 - 6 проходов катка по одному следу;

2 – этап: 10 – 40 проходов;

3 этап: 10 – 20 проходов.

После окончания укатки, тяжелый каток не должен оставлять на поверхности щебеночного слоя никаких следов.

Опытным путем, обобщая большой многолетний опыт строительства щебеночных слоев, установлены оптимальные, обеспечивающие максимальное уплотнение слоя параметры катков (масса, тип), а также режимы их работы (статический, вибрационный, скоростной) в зависимости от по­ роды, прочности и зернового состава щебня, а также толщи­ ны слоя.

Установлено, что признаком полного уплотне­ ния слоя является отсутствие следа от прохода тяжелого гладковальцового катка в ста тическом режиме.

Брошенная под валец щебенка раздрабливается. Вышеописанный способ контроля является сегодня единственным, нормируе­мым соответствующими техническими документами.

Следует отметить, что данный метод носит качественный характер, поэтому все годы делались попытки найти количественный метод оценки степени уплотнения слоя.

Ранее предлагался так называемый «метод лунки» для контроля плотности построенного щебеночного слоя. Суть метода заключается в измерении массы и объема щебня, вынутого из лунки в построенном слое.

По измеренным величинам рассчитывается плотность, которая может быть сравнена с плотностью первого построенного участка слоя из того же материала с использованием тех же катков.

Отсутствие стандартной плотности, а также трудоемкость метода не позволили ему найти при менение в практике строительства.

Известны попытки оснащения катков различными датчиками, которые должны были фиксировать степень уплотнения укатываемого слоя. До настоящего времени практического использования такие методы при строительстве щебеночных слоев не нашли.

Имеются предложения по оценке качества уплотнения щебеночного слоя определением его несущей способности.

Следует сказать, что методы определения несущей способности нормированы БСН 46-83 и описаны в этой инструкции и предполагают два способа: измерение прогиба построенной конструкции под колесом грузового автомобиля прогибомером или измерением прогиба построенной конструкции нагруженной через штамп стандартного диаметра от давления грузового автомобиля. По измеренному прогибу рассчитывается общий модуль упругости построенной конструкции (щебень+песок+зем.

полотно). Если задаться или также измерить прогиб подстилающего песчаного слоя и земляного полотна, то можно по ВСН 46-83 рассчитать фактический модуль упругости щебеночного слоя и сравнить его с расчетным (нормативным). Как видно из вышеприведенного, данные предложения контроля качества уплотнения трудоемки и в чистом виде не показывают плотность контролируемого щебеночного слоя.

В последние годы разработаны и находят все более широкое применение динамические про гибомеры, которые фиксируют прогиб построенной конструкции, нагруженной ударом падающей гири на штамп, установленный на испытываемую конструкцию.

Этот способ более оперативен по сравнению с вышеописанными способами определения прогиба по ВСН 46-83. Однако прибор очень дорогой, и при расчете модуля упругости испытываемого слоя ему присущи те же недостатки, что и вышеописанным. Поэтому его наиболее целесообразная об­ ласть применения — оценка качества всей построенной конструкции (щебень-песок-грунт). Анализ известных предлагаемых способов оценки качества щебеночного слоя позволил разработать надежный, простой, легкий и дешевый прибор для количественного контроля степени уплотнения строящегося щебеночного слоя.

Вышеприведенные его отличительные особенности позволяют сказать о возможности его использования во всех полевых дорожно-строительных лабораториях. Ниже приведены его параметры и результаты испытаний.

Прибор разработан ФГУП Союздор НИИ в содружестве с ЗАО « Дорстройприбор» и предназначен для контроля плотности (качества уплотнения) щебеночных слоев дорожной одежды.

Действие прибора основано на нагружен и и плоского штампа, установленного на поверхность испытуемого слоя материала, ударами свободно падающего груза.

За контролируемый параметр, характеризующий степень уплотнения слоя материала, принята величина отскока падающего груза от поверх ности уплотненного слоя.

При работе с прибором необходимо установить штамп 8 прибора на щебеночное основание.

Переместив груз в крайнее верхнее положение, закрепить его рукояткой-фиксатором груза 2. Затем с помощью вертикальной рукоятки 1 прижать штамп к испытываемому щебеночному основанию и отпустить рукоятку- фиксатор груза. Груз свободно падает на наковальню. Величи­ на отскока груза фиксируется язычком-фиксатором отскока.

Все основные параметры прибора (диаметр штампа, вес груза, высота подъема груза, жесткость пружины, система регистрации высоты отскока груза) установлены опытным путем.

Критерием выбора параметров прибора являлось обеспечение требуемой чувствительности прибора к измеряемому параметру (степени уплотнения — жесткости щебеночного слоя), надежности измерений и создание прибора минимального веса и наиболее простого конструктивно.

Диаметр штампа прибора, равный 150 мм, выбран исходя из необходимости выполне­ ния двух условий: первое — диаметр штампа превышает максимальный размер щебенки в 2-3 раза, что позволяет считать выполненным известное условие, что прибор измеряет уп­ ругость слоя, а не отдельной щебенки; второе — исходя из из вестных теоретических поло жений, что динамическая нагрузка передается через штамп на глубину 1,5-3,0 диаметра, что в нашем случае составляет 22,5-45 см и соответствует реальным толщинам устраиваемых щебеночных слоев.

Масса гири 2,5 кг, высота подъема 45 см и применяемая жесткость пружины установлены экспериментально, исходя из обеспечения условия необходимой чувствительности прибора от создаваемой им динамической — кинетической энергии при ударе гири через пружину на штамп и упругих характеристик измеряемого щебеночного слоя.

Испытано несколько систем регистрации высоты отскока груза.

Выбрана наиболее на­дежная и простая.

Применение прибора позволяет установить количествен ную оценку степени уплотнения сл оя и ее взаимосвязь с требованиями СниПа 3.06.03-85. Результаты оценки степени уп лотнения в соответствии с требованиями СниП приведены в таблице.

На каждом месте измерения проводится пять определений высоты отскока ударника (груза) прибора без смещения штампа прибора. Первые два измерения в расчете средней величины отскока не применяются, т.к.

при первых ударах
происходит изменение контакта нижней поверхности штампа прибора с испытываемой поверхностью щебеночного
основания. По последним трем измерениям определяется среднеарифметическое значение величины отскока падающего груза прибора, которое характеризует ка чество уплотнения испытываемого слоя.

В связи с тем что величина отскока груза плотномера для разных материалов является неодинаковой, следует перед началом строительства определять на первом опытном участке основания требуемую величину отскока конкретного материала.

Каток для газона - изготавливаем своими руками

Эта определенная величина отскока в дальнейшем будет характеризовать соответствие уплотнения участков основания требованиям СНиП 3.06.03-85.

Домашние мастера выполняют строительные работы максимально экономно. В таком случае помогает заранее собранный самодельный инструмент. Комплектующие для него обычно подбираются из подручных материалов. В последнее время востребованной оказывается собранная виброплита своими руками с электродвигателем. Ее применяют для укладки тротуарной плитки, утрамбовывания мелкого грунта, в процессе закладки фундамента.

Основные компоненты конструкции виброплиты

Перед тем, как сделать виброплиту своими силами в гаражных условиях, потребуется подготовить схему или даже составить чертежи в масштабе, чтобы упростить дальнейшую сборку. Основными составляющими в конструкции являются такие части:

  • каркасная рама;
  • базовая металлическая площадка;
  • электромотор;
  • система трансмиссии;
  • подвеска;
  • управленческий блок.

Базовую плиту подбирают из толстостенного стального листа или из ковкого чугуна, чтобы во время работы не происходило разрушений материала. Этому способствует относительная вязкость металла и минимальная хрупкость. Категорически не допускается к сборке чугун сомнительного качества с большим количеством трещин или литейных раковин. При работе с песчаными и гравийными смесями он будет разрушаться от внешнего воздействия.

Листовой металл с самой большой толщиной понадобится, чтобы сделать подошву и груз для эксцентрика

Важно иметь первоначально правильные геометрические размеры базы, так как если сделать виброплиту своими руками в соответствии с этим правилом, то площадка будет самоочищаться от налипания грунта. Площадь также подбирается оптимальной, без необоснованного увеличения. Небольшая рабочая поверхность способствует качественному уплотнению площадки.

Популярные чертежи демонстрируют достаточно простое устройство самодельной виброплиты с электродвигателем. По кинематической схеме на платформе базируется вибратор, а над ним монтируется электро двигатель. Для соединения этих элементов между собой предусмотрена клиноременная передача или соединительная муфта. Фактически мотор обеспечивает вращение, передаваемое вибратору, а он далее формирует колебательный процесс.

Получаемая энергия отдается плите, а от нее переходит к уплотняемому грунту. Во время утрамбовки под укладку тротуарной плитки или для иных целей частицы материала заполняют пустоты в насыпи. В результате получается плотное ровное покрытие.

Типы используемых виброплит

Самодельные конструкции предполагают наличие силовой установки, обеспечивающей основную работу. Используются часто три типа моторов:

  • дизельный;
  • бензиновый;
  • электро 220В.

Двигателя на солярке уместны, когда постоянно требуется большое усилие. В бытовых условиях они малооправданы. Хотя нередко встречается виброплита из мотоблока с установленным двухтактным мотором.

Аппараты с бензиновым двигателем, как и предыдущие конструкции, являются автономными, но чрезвычайно шумными в работе. Двигатель для них подбирается экономный с мощностью в несколько Ватт.

Оптимальным решением для многих оказывается виброплита электрическая своими руками собранная. Достаточно провести к месту работы на участке электричество и можно приступать к утрамбовке грунта. Позитивным фактором служит отсутствие выхлопных газов во время процесса.

По классификации принято делить изделия на несколько групп:

  • легкие - масса менее 70 кг;
  • универсальные - до 90 кг;
  • средней тяжести - 90-140 кг;
  • тяжелая группа - более 140 кг.

Первая группа уместна для обработки придомовой территории, где предполагается прессование слоя не более 15 см. Универсальная актуальная для обработки 25 см. Более тяжелые аппараты рассчитаны на 50-60 см.

Чем больше уплотняемый слой, тем тяжелее должна быть машина

Важно грамотно подбирать электродвигатель для виброплиты. Ведь слишком слабая модель на массивной плите станет тонуть в слоях грунта. Оптимальным считается соотношение, при котором на 100 кг массы используется 5 л.с. или 3,7 кВт.

Подготовка необходимого комплекта

Чтобы сделать виброплиту в домашних или гаражных условиях, не требуется искать каких-то редких либо дорогостоящих деталей. В процессе окажутся востребованными такие инструменты:

  • сварочный аппарат и пачка электродов 3 мм диаметром;
  • полукилограммовый молоток;
  • угловая шлифмашинка с дисками по металлу;
  • набор гаечных ключей и отверток.

Составляющие для аппарата будут включать такой набор:

  • Площадный движок с возможностью включения в бытовую электросеть 220 В. Новый вибратор для виброплиты будет стоить достаточно дорого, поэтому рекомендуется приобретать советские аппараты на разборках или радиорынках. Иногда мастера монтируют даже двигатели со старых стиральных машинок, но недостатком такого метода служит отсутствие возможности регулировки вибрации.

  • Листовой метал толщиной 8-10 мм. Площадь подбирается с учетом того, что края будут загибаться. Оптимальный параметр для бытовых условий составляет 50х80 см плюс припуск на загиб. Найти лист можно на металлоплащадках.
  • Пара швеллеров на 80 мм или куски строительного профиля, которые будут привариваться поперек конструкции. Они нужны для крепления и удержания электродвигателя.
  • Металлическая труба диаметром 20 мм. Ее длина рассчитывается исходя из роста пользователя. Ручка для среднего роста будет оптимальной 120 см, поэтому понадобится около 3 м заготовки.
  • Комплект метизов для крепления мотора, включающий болты М10-М12, гайки к ним, обязательно гроверные шайбы для минимизации влияния вибрации.

Снизить степень влияния вибрации на оператора удастся с помощью вмонтированных допприспособлений. Зачастую для этого используются автомобильные элементы подвески. Без них тоже все будет работать, но оператор станет быстрее утомляться.

ВИДЕО: Изготовление виброплиты своими руками, пошагово, с ошибками и их решением

Пошаговый алгоритм сборки виброплиты своими руками

На первоначальном этапе готовится базовая площадка из металлического листа с помощью болгарки и сварочного аппарата. Отмеряем 10 см от переднего и тыльного края и делаем запил УШМ на половину толщины листа 4-5 мм. При помощи молотка или молота загибаем по этой линии заготовку примерно на 30-40 градусов. Такие салазки снизят вероятность зарывания платформы в грунт, а также позволят перемещать установку в нужном направлении.

Разрезы стоит укрепить с помощью сварки. Электродами формируем внутреннее ребро жесткости, фиксирующее сгиб в нужной позиции. Располагаем швеллеры поперек хода таким образом, чтобы примерная их ось соответствовала расстоянию крепления опор двигателя. Привариваем планки к внутренней поверхности.

Есть два способа крепления мотора. В первом случае используются просверленные отверстия в швеллере для продевания сквозь них болтов. Во втором случае болты приваривают к швеллерам и сажают движок сверху. Данный метод считается более надежным, однако, требует очень четкого соблюдения межосевых расстояний.

При установке электродвижка на площадку стоит знать, что советские модели ИВ-98 имеют внутренний эксцентрик для виброплиты. Его можно подстраивать под оптимальные параметры силы вибрации. Закручиваем гайки, предварительно накинув под них гроверы.

Ответственным этапом является крепление ручки. Для гашения вибрации на ней оказываются полезными сайлентблоки от отечественных или зарубежных автомобилей. Г-образные элементы привариваем к отогнутой части площадки. На них надеваем резиновые элементы, через которые соединена будет ручка.

В домашних условиях удается собрать модель массой 40-50 кг. Этого хватает для прессования 10-12 см грунта.

При длительной работе самодельной машины отдельные части электрической схемы могут перегреваться, поэтому необходимо использовать УЗО.

ВИДЕО: Как немцы подготавливают площадку для укладки тротуарной плитки, брусчатки

Виброплита является многофункциональным строительным инструментом, с помощью которого эффективно утрамбовывается поверхности из крупного и мелкого грунта, песка или асфальта. Виброплита, как инструмент незаменима при укладке плитки на тротуарах и подготовки основания во время формирования фундамента.

Преимущество виброплиты в компактном исполнении, в домашних условиях, является ее размер, он позволяет производить работы в самых неудобных участках, размеры которых не дают возможности использовать промышленный каток. Удобный и компактный агрегат можно приобрести или взять в аренду. Но, если у вас большой объем работ и использовать виброплиту планируете часто, изготовление виброплиты своими руками - это очень хороший вариант.

Принцип действия виброплиты

Для понимания принципа действия виброплиты, необходимо рассмотреть ее устройство. Данный инструмент состоит из четырех основных частей:

Основой агрегата является металлическая плита, которая находится в его подножии. Вибратор располагается в центральной части плиты , сверху находится двигатель. Двигатель приводит в действие вибратор через муфту и клиноременную передачу. Затем в вибраторе круговые движения преобразуются в колебательные.

От вибратора колебательные движения передаются на плиту, а от плиты непосредственно в грунт. Благодаря этой вибрации и своей массе агрегат выполняет работу – утрамбовывает грунт разной плотности и толщины.

Основа виброплит выполнена из стали или чугуна, двигатели питаются от бензина, электричества или дизельного топлива. Модели благодаря различным конфигурациям имеют разную мощность двигателя, массу, вибрационный момент.

Сфера использования виброплит

Сфера использования агрегата – ремонт и строительство, прокладка дорог и тротуаров, обустройство различных площадок и других работ. Применяют его как в промышленных масштабах, так и для дома . Уникальность этого механизма в его сравнительно малых габаритах и способности работать в тех условиях, в которых громоздкие аппараты не подойдут. К примеру, укладка садовой дорожки или тротуара в частном доме.

С помощью агрегата утрамбовывают асфальт, бетон, песок, обычную землю на газоне и гравий. Такой аппарат незаменим при прокладке тротуаров и дорог. Работа его осуществляется даже в узких котлованах и траншеях. Преимуществом комплектации механизма является движение задним ходом, это намного упрощает работу на малой территории, где необходимо часто разворачиваться или преодолевать препятствия.

Характеристика виброплит исходя из их массы

Масса плиты - это самый важный показатель при выборе необходимой модели или при покупке деталей для сборки виброплиты в домашних условиях. Масса определяет 70 процентов продуктивности агрегата и его соответствия при выполнении необходимых вам работ. Модели по массе делятся на четыре типа:

  • легкий – с массой до 70 килограмм;
  • универсальный – с массой от 71 до 90 килограмм;
  • среднетяжелый – с массой от 91 до 140 килограмм;
  • тяжелый – с массой от 141 килограмма.

Легкий тип оптимально подходит для работ по облагораживанию придомовой территории, максимальная глубина грунта при этом не должна превышать 15 сантиметров. Также этот тип применяют для работ связанных с укладкой тротуарной плитки , укладки на дорожки демпфирующих ковриков выполненных из полиуретана.

Средний тип применяют вовремя частичного ремонта дорожного полотна с использованием асфальта, укладки на тротуар плитки. Максимальная глубина грунта при этом не должна превышать 25 сантиметров.

Среднетяжелый и тяжелый тип отлично справляется и с более серьезными работами, к примеру – укладка дорожного покрытия в несколько слоев. С помощью агрегатов данного типа уплотняют траншеи после засыпки и периметр фундамента небольшого дома. Максимальный слой почвы для этого типа составляет 60 сантиметров. Ограничение по весу при работе по укладке асфальта – 100 килограмм.

При выборе оптимальной массы вибромашины необходимо обратить внимание на мощность двигателя. Слабый мотор, установленный на массивной плите, может разочаровать вас во время выполнения плана работ. Такой агрегат утонет в слое почвы и потребует применения лишних усилий от производящего работы человека. Особенно критично это несоответствие всплывет у моделей из 3 и 4 типа.

При покупке или изготовлении виброплиты необходимо просчитать данное соотношение. Пример нерационального соотношения – плита весом 140 – 175 килограмм и установленный на ней двигатель мощностью 6 л.с. Пример правильного соотношения – на 100 килограмм 5 л.с. двигателя.

Общая характеристика вибраторов

К дополнительным показателям при выборе агрегатов относятся:

  1. Площадь рабочей поверхности.
  2. Вибрационное усилие.
  3. Мощность мотора и вид потребляемого топлива.

Данные показатели определяют плотность вибротрамбовки, а также легкость в управлении и работе.

Площадь рабочей поверхности – данная характеристика определяет давление вашей плиты на одну единицу поверхности обрабатываемого грунта. У поверхности с малой площадью эта величина будет меньше. Данный параметр не должен превышать показатель 0,3 . Наиболее высокую характеристику показывают модели с чугунной основой, у основ, изготовленных из других материалов данная цифра меньше.

Вибрационное усилие – показатель мощности вибрации механизма основания. Для плотных покрытий и грунтов эта характеристика должна быть максимально высокой. Так как при слабых толчках твердый грунт не утрамбуется до необходимой плотности.

По виду применяемого топлива двигатели бывают бензиновые, электрические и дизельные. Виброплита с использованием бензинового мотора среди специалистов является самой востребованной и удобной . Агрегат с бензиновым двигателем имеет более низкую цену, если сравнивать с дизельным агрегатом, а работает он в любых погодных и производственных условиях.

Виброплита с электрическим приводом имеет меньшую стоимость, чем дизельная или бензиновая, при этом производительность и мощность у нее на том же уровне. Недостаток состоит в том, что не везде есть доступ к электрической сети.

Агрегат с дизельным приводом самый дорогой, но вот топливо для него дешевле, по сравнению с бензиновым агрегатом. Недостаток данного вида привода заключается в высоком уровне шума.

Мощность привода определяет возможность виброплиты двигаться под уклоном и по вязкой поверхности. Чем выше эта характеристика, тем легче агрегат двигается по поверхности. Мощный двигатель сам идет вперед и не требует от работника дополнительных усилий. При низком показателе мощности плита зароется в грунт, особенно это почувствуется при работе под уклоном. Исключением являются модели из первого типа по весу, в которых вес плиты и мощность двигателя соответствуют друг другу.

Полезные дополнения при выборе виброплиты

Кроме основных характеристик существуют необходимые дополнения к механизмам, которые облегчают применение виброплиты. Одно из таких дополнений – наличие складной ручки и колес для транспортировки . В применении и управлении данные функции не нужны, но при транспортировке агрегата значительно помогают.

Хорошим функциональным дополнением является система орошения, с помощью которой легко выполняется уплотнение агрегатом асфальта. Если производить уплотнение асфальта без системы орошения, то вибротрамбовка прилипнет к поверхности асфальта.

Наличие в комплекте кожуха для муфты и ремня продлит срок эксплуатации вашего агрегата . Кожух необходим для защиты механизма от попадания кусочков грунта или утрамбованной поверхности во время работы.

Возможность движения вибротрамбовкой задним ходом. Это дополнение значительно ускорит и облегчит работу агрегатом в труднодоступных и негабаритных участках.

Процесс изготовления виброплиты своими руками и самостоятельного конструирования довольно прост, так как механизм по своей конструкции не сложный.

Виброплита состоит из таких элементов:

Закупив необходимые материалы, приступайте к сборке, при этом чертеж вам не понадобится.

Для удобства транспортировки самодельной виброплиты к ней нужно приварить обрезок трубы, на который затем надо установить колеса. Вес готового аппарата составит примерно 60 килограмм, поэтому колеса не будут лишними. Колеса закрепите так, чтобы их при необходимости руками можно было легко демонтировать и монтировать.