Виды резьбы по дереву в россии. Характеристика видов резьбы по дереву

С глубокой древности люди с благодарностью и уважением относились к дереву.

Вполне закономерно, что резьба по дереву широко распространена в нашей стране, как декоративное искусство. Россия -это огромная страна бескрайних лесов с вековыми дубравами, сосновыми борами и светлыми березовыми рощами. Дерево не имеет себе равных по широте применения.

Русские мастера с помощью топора ножа и других вспомогательных инструментов делали все необходимое для жизни: жилища, мосты, ветряки, крепостные стены, церкви, орудия труда, корабли, сани, телеги, посуда, мебель, детские игрушки и многое другое.

Кроме того, дерево было куда послушнее камня. С помощью нехитрых инструментов люди строили себе дома, делали орудия охоты и пахоты. А еще они быстро научились использовать дерево как основу для создания прекрасных вещей.

Огромная роль, которую сыграло дерево в истории развития человечество, заставила людей боготворить этот дар природы. Во многих культурах в течение тысячелетий существовало поклонение дереву, ему приписывали роль русла, по которому текут силы земли и неба. Дерево обожествляли, поскольку оно верно хранило на своей поверхности просьбы и мольбы к богам, облик людей, растений и зверей.

Деревянные изделия были «родными» – теплыми, надежными, удобными, красивыми.

В разных музеях по всему миру хранятся памятники искусству резьбы по дереву.

Самый древний из них – Шигирский идол – найден в России, неподалеку от Екатеринбурга. Ученые полагают, что его создали в VIII тысячелетии до нашей эры, этот идол старше египетских пирамид. Но дело не только в древности – на поверхности идола отчетливо видны письмена, которые, по мнению исследователей, рассказывают о том, каким видели мир наши далекие предки.

Традиционные предметы быта в России, вырезанные из дерева, выразительной формы, затем покрывались богатейшим резным орнаментом или же художественной росписью, которая символизировала окружающий мир мастера. Растения, животные, сцены труда и отдыха- такая роспись указывала на основные мотивы деревянной резьбы в России.

В XIX века образовалось направление в резном народном творчестве так называемая домовая резьба. Дельцы повсеместно на Руси стали украшать крестьянские дома ажурной резьбой с красивым коньком на крыше, такие дома напоминали сказочные избушки.

Резьба у каждого умельца своя ничем не похожая на соседнюю. Геометрические кружева, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок берегинь, волшебные птицы и звери- все это ставило резной декор на уровень мировой архитектуры.

Прошло много лет, человечество изобрело огромное количество новых строительных материалов, инструментов и предметов обихода, но дерево по прежнему остается любимым материалом.


В настоящее время все чаще можно встретить строительство дом из дерева это деревянные дома из цельного и клеенного бруса, бревна, срубы из ручной рубки, оцилиндрованного бревна, и множество типов каркасного строительства, правда некоторые из них являются на половину деревянными.

Деревянные дома, в которых сохранена естественная красота дерева, несут в себе положительный эмоциональный заряд.

Но не только дома и бани, но и поделки, которыми мы украшаем свое жилище, мы с радостью носим деревянные украшения.

И это возможно потому, что и сегодня искусство резьбы по дереву живо.

Стр. 1. Введение 2 2. Материал 3 3. Оборудование, инструмент и приспособления 8 4. Виды резьбы и техника ее выполнения 10 5. Виды орнамента 21 6. Техника безопасности 24 7. Заключение 25 8. Литература 26

1. Введение

Резьба подереву – это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях.Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусстваи применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий иархитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметовдекоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работыпо дереву - национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русскийкрестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние изимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву.

Древнейшееискусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла впоследнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакиеискусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева.Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.

Попав в рукиистинного мастера, дерево приобре­тало вторую жизнь. Резьбой украшали жилища ико­рабли, мебель, посуду, орудия труда. Русское искус­ство художественнойобработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитек­турныепамятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит кискусству Древней Руси. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы,звери, которые, по свидетельству лето­писи, казалось, обладали жизнью. Русскиемастера художественной обработки древесины обладали неис­черпаемой фантазией,отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждойработе - от величественного храма до деревянной иг­рушки - создавать подлинныепроизведения искусства.

2. Материал

Для резьбы по деревуиспользуют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит отназначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных породдеревьев часто для резьбы применяет липу . Древесина липы легко и чисторежется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердостилипу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограниченомелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируетсяпод другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной длявсех видов работ.

Прекрасный материал длярезьбы – древесина березы . Она тверже липы и ольхи и режется труднее, нокачество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Еенедостатки – способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность ккороблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях.Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и другихизделий.

Для резьбы на мелкихизделиях – посуде, сувенирах – используют древесину тополя и осины .

Дуб издавна применяли для крупныхдекоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубусложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться,но очень выразительна и декоративна.

Древесина бука потвердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна.Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяютбук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха –наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всехнаправлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу.Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют приизготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы всочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малыхформ и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшимматериалом.

Для мелких изделий,украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню , черешню и т.д.

Из хвойных пород длярезьбы применяют древесину сосны , ели , кедра , тиса .Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Этарезьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и позднейдревесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны,но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется длярезьбы.

Для резьбынеобходимо применять высококачественную древесину,

2.1. Подготовкаматериала

Заготовку древесины длярезных работ нужно произ­водить с октября по январь, когда прекращается движе­ниесоков в стволе и уменьшается опасность растрескива­ния древесины и поражения еегрибками и насекомыми.

Доски, предназначенныедля резных работ, высу­шивают до влажности 8-10 %, следя за тем, чтобы необразовалось трещин и коробления.

Доски, предназначенныедля резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках,затем прострагивают в размер на фуговальных и рейс­мусовых станках.

Широкие заготовкиполучают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. Приэтом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление слоеву них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков спротивоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижаетхудожественную ценность резьбы, а при окрашива­нии водными красителями получаютбруски раз­ных оттенков.

Перед резьбой поверхностьзаготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют,так как в поры древесины могут попасть аб­разивные зерна, которые быстрозатупят инструмент

2.2. Сушка древесины

Любая древесина оченьчутко реагирует на измене­ние влажности окружающей среды. Это свойство явля­етсяодним из недостатков лесоматериалов. При повы­шенной влажности древесина легковбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыха­ет икоробится. Сушка древесины - очень долгое и хлопотное дело. Очень сложно сушитьтвердую древесину, имеющую ядро. Даже сухостой после распиливания на короткие />/>/>/>/>/>кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами.Особенно ценится ядро, древесина которого более твердая и сухая, а поры еезаполнены особым консервирующим веществом. При высыхании кряжа растрескиваетсясначала заболонь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболоньстесывают топором и сма­зывают торцы замазкой. Без заболони ядровая древесинадовольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.

Запаривание ускоряет сушку древесины. В подходя­щий по размерамчан кладут сырую древесину, на дно наливают немного воды, накрывают и ставят впротоп­ленный духовой шкаф газовой или электрической печи, плотно прикрыв еезаслонкой. Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но иприобретает глубокий коричнева­то-золотистый цвет.

Вываривание в масле . Небольшие кусочки дерева вываривают в хлопковом масле,олифе или любом растительном масле. Посуда из древесины, пропаренной в масле,очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании.

Вываривание в соляномрастворе ускоряет сушку небольших кусковтвердых пород дерева. Сырую древесину кладут в кастрюлю или выварку, заливаютнасыщенным раствором поваренной соли и варят на медленном огне примерно 3-4часа. После этого сушат при комнатной температуре примерно 2-3 недели. Этотспособ особенно приемлем для древесины твердых пород.

Сушкой готовых изделий в песке можнодобиться интересного декоративного эффекта. В подходящую емкость засыпают слойчистого речного песка, уклады­вают изделие и засыпают новым слоем песка. Приэтом изделие не должно прикасаться к стенкам. После этого емкость без крышкиставят на под затопленной русской печи. Эффект сушки достигается оптимальнымрассто­янием емкости по отношению к огню.

Сушка в зерне на Руси была хорошо известна. Весной, за нескольконедель до посева, заготовку или изделие зарывали в посевное зерно, котороевбирало в себя влагу из древесины. Затем заготовку />/>/>/>/>/>/>/>/>вынимали и досушивали при комнатнойтемпературе.

Сушка на цементном илибетонном полуоснована на способности цементного камня интенсивно втягивать в себя влагу.Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол и через 2-3 часапереворачивают ее так чтобы попеременно то одна, то другая грань прилегала кцементному полу.

Применяется также сушкав навозе, стружках, полиэтилене и на воздухе.

Естественный вид сушки -атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом ина сквозняке. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специальноустроенный навес.

При сушке на солнцевнешняя поверхность древе­сины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой.Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится.

После атмосферной сушкипри теплой сухой погоде влажность древесины составляет 15-20 %. Заготовки, предназначенныедля внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение идосушить.

При сушке изделий оченьчасто возникают трещи­ны. Самый лучший способ заделки крупной трещи­ны - этовставка в нее кусочка такой же древесины. Если невозможно выбрать кусок дереваиз той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далекоот сердцевины ствола и ориен­тированного таким же образом к центру. После высы­ханияклея место соединения строгают и зачищают ру­банком. Мелкие трещины обычнозаделываются замазкой на основе опилок.

3. Инструменты

Для успешной работырезчику по дереву необходи­мы хорошо оборудованное рабочее место, соответству­ющиеинструменты и приспособления.

Для работы резчиковнеобходимо сухое светлое по­мещение с постоянными температурой и влажностьювоздуха. Стены и потолок помещения должны быть вы­крашены в светлые тона. Оснащениерабочего места резчика зависит от ха­рактера выполняемых резных работ. Приизготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Дляизделий большого размера подходит вер­стак.

Верстак или стол ставяттак, чтобы свет падал спе­реди и слева. Лучшее освещение - естественное, безпрямых солнечных лучей. При искусственном осве­щении свет должен исходить издвух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней.

В мастерской необходимодин столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточныйстанок и стол для заточки и правки инструмента.

Для резьбы по деревуприменяют различной формы, долота или стамески.

Прямые стамески с шириной по­лотна 3-30 ммиспользуют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяютв кон­турной резьбе.

Косые стамески , называемые так­же резаками,являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Онииспользуются как при выполнении черновой работы (срезание древе­сины полнымлезвием), так и при зачистке резьбы кон­чиком ножа. Желательно иметь нескольконожей с раз­ной формой кончика: от острого (30°) до закругленного.

Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может бытьразличной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также длярезания в труднодос­тупных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в ре­льефнойрезьбе.

Полукруглые стамески с шириной полотна 3-
30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:

Отлогие с большимрадиусом кривизны;

Средние илиполукруглые;

Крутые с малымрадиусом кривизны

Это основной инструментпри выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяютлишь для вырезания полукруглых лунок.

Стамески-уголки шириной полотна 5-15 мм применяютпри выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол50-70°. Та­кие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна 2-3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, нопрофиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружокполукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой метал­лическиестержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек.Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.

Кроме основного режущегоинструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент,инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту такжеотносятся:

Киянки для ударапо ручке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;

Коловорот илидрель с набором сверл для свер­ления отверстий в прорезной резьбе ивысверливания глубоких мест в рельефной;

Лобзик и пилкидля выпиливания фона в прорез­ной резьбе.

Кроме этого, резчикуможет понадобиться столяр­ный инструмент при подготовке деталей под резьбу:рубанок, фуганок, цикли и др.

4.Виды резьбы и техника ее выполнения

Существующие виды резьбы по дереву можно под­разделить нагруппы. Основные из них следующие:

Плосковыемчатая,или углубленная;

Плоскорельефная;

Рельефная;

Прорезная, илиажурная;

Скульптурная, илиобъемная;

Домовая(корабельная).

Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку итехнике выполнения на разновидности.

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фономявляется плоская поверхность украшаемого изделия, а рисунок образуют различнойформы углуб­ления - выемки. В зависимости от формы вы­емок и характера рисункаплосковыемчатая резьба мо­жет быть геометрической или контурной.

Плосковыемчатая резьба, вкоторой орнамент уг­лублен в толщу заготовки незначительно, а фон остает­сяплоским, нетронутым, называется геометрической . Плосковыемчатая резьба,в которой орнамент остается на начальном уровне, а фон углубляется в толщу заго­товки,называется контурной резьбой.

Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбыпо дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различныхкомбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразныхэлементов ножом-кося­ком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы попу­лярениз-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых приработе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специ­альныхзнаний теории рисунка. Еще одним преимущест­вом геометрической резьбы являетсянебольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого из­делия.

Геометрическая резьбасостоит из различных ком­бинаций нескольких основных элементов, выполняемыхножом-косячком и полукруглыми стамесками.

Двугранные выемки прямолинейнойили кри­волинейной формы различной ширины и глубины счи­таются самыми простымиэлементами геометрической резьбы. При повторении прямых выемок, расположен­ныхвертикально или под углом, создается узор, полу­чивший название лесенки.

Трехгранные выемки (треугольники)получи­ли наибольшее распространение в геометрической резьбе. Такие выемкимогут быть разнообразными по форме, размеру и технике исполнения.

Четырехгранные выемки различнойформы в геометрической резьбе делают квадратными, прямо­угольными илиромбическими.

Скобчатые порезки-лунки выполняюткак ножом-косячком, так и полукруглыми стамесками.

Трехгранные выемки криволинейнойформы являются наиболее сложными по выполнению элемен­тами геометрическойрезьбы. Их исполнение требует определенных навыков и большого внимания.

Комбинируя основныеэлементы геометрической резь­бы, можно построить бесконечное множество орнамен­тальныхкомпозиций.

Техника выполнениягеометрической резьбы

Небольшие по размеруизделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальномприспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следуетрезать по слою, в направлении естественного роста и развития во­локондревесины. В этом случае поверхность изделия по­лучается гладкой и блестящей.При резьбе против слоя древесины волокна перерезаются, задираются, поверх­ностьполучается шероховатой, матовой.

Выполнение резьбы состоитиз двух этапов: надрезания и подрезания.

При надрезании нож-косячокзажимают в руке лезвием на себя и ведут по линиям рисунка обычно с наклономвправо.

При подрезании положениеножа в руке не ме­няется, только руку наклоняют в противоположную сторону иделают подрезку уже надрезанного контура.

Выемки поперек волокондревесины начинают с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят остриемлезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклономк себе. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. При погруженииострия резачка />/>/>/>/>/>в древесину пятка косячка должна быть выше поверх,ности заготовки. В конце прорези пятку ко­сячка погружают в древесину или,наоборот приподнимают. Таким образом, прорезают все средние линии на заготовке.Резать нужно строго по карандашным линиям, держа косячок в вертикальнойплоскости и погружая его на одинаковую глубину. Очень важно не перерезатьлинию, ограничивающую орнамент.

При резьбе наклонныхграней выемки косячок на­клоняют вправо или влево. Угол наклона дол­жен быть впределах 30-40°. При большем наклоне грани выемки получатся пологими иневыразительны­ми, при меньшем наклоне - слишком резкими.

/>/>/> Точно так же производится резьбалевых граней с наклоном косячка влево. Резать следует медленно с постояннымнажимом на резец.

Торцовые грани выемокподрезают, соблюдая все вышеописанные правила. Стружки в виде трехграннойсоломки должны отделяться сами или от дуновения рез­чика. Если стружка где-либоне отделилась, повторяют все операции сначала в том же порядке. Не следует от­диратьстружку пальцами или выламывать ее ножом.

Выемки вдоль волокондревесины требу­ют при резьбе меньше усилий, но резать их несколько сложнее,потому что резец стремится пойти по слою древесины и его нужно постоянноудерживать на пря­мой линии. Это требует внимания и твердости руки, а такжетщательной заточки инструмента. Выемки под углом к волокнам древеси­ны режут вразных направлениях. Обычно правую грань режут по направлению к себе, а левую -от себя. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легкопрорезают в направлении слоев. Резьбу лунок с углублением у овального контуравыполняют косячком и полукруглой стамеской, про­филь которой долженсоответствовать дуге окружнос­ти. Стамеску ставят вертикально на линию дуги ок­ружности.Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 2-3 мм. Таким образом,делают надре­зы лунок первого вертикального ряда, расположенных поперекволокон. Затем косячком срезают грани к осно­ванию надреза так же, как приподрезке уголков. Грани получаются плоскими.

При резьбе лунок суглублением по средней линии сначала косячком делают вертикальный надрез посред­ней линии, а затем соответствующей по размеру и профи­лю стамескойподрезают грани лунок. Подрезать грани лунок нужно в разных направлениях, чтобырезать по слою древесины: нижние грани - движением к себе свер­ху вниз, аверхние - движением от себя снизу вверх.

При резьбе лунок в виденоготков подбирают полу­круглую стамеску соответствующего размера. Стамес­куберут за черенок фаской к себе, правый угол лезвия ставят на линию и, вращаястамеску справа налево, делают вертикальный надрез в виде дуги. В результате отзаготовки от­скакивает стружка в виде ноготка, а внутри образуется выемка сполукруглыми краями.

Этими же приемами,располагая порезки в шахмат­ном порядке, выполняют узор чешуйки, распространен­ныйв геометрической резьбе.

Контурная резьба характеризуется контурной обрисовкойизображаемых фигур резко выраженной ли­нией-выемкой. Ширина и глубина такихлиний чаще ос­тается одинаковой на всем протяжении рисунка, но мо­жет именяться. В отличие от геометрической резьбы, в контурной резьбе используютглавным образом изоб­разительные мотивы: листья, цветы, фигурки живот­ных, птици т. д.

Техника выполненияконтурной резьбы

В композициях контурнойрезьбы используют раз­нообразные линии, которые образует контурная канав­ка.Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают вкулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая его, по­могаядвижению или, наоборот, сдерживая ход лезвия.

Однако, несмотря напростоту рисунка и отсутствие ре­льефа, техника контурной резьбы требуетбольшого внимания, свободного владения инструментом.

В большинстве случаевконтурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно выре­зать дажеокружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплоховсе-таки иметь в запасе одну-две остро отточенные полукруглые стамески.

Рисунок наносят как начистую, неотделанную поверх­ность, так и на лакированную или окрашенную. Частопо­верхность сначала окрашивают в темный цвет, покрывают лаком и полируют, апотом по ней вырезают рисунок.

Резьба косой стамеской(косячком). Линии, расположенные поперек волокон,режут ост­рием косячка движением к себе. Сначала надрезают линию с наклономкосячка вправо, а затем подрезают линию с наклоном косячка влево. Линии,расположенные вдоль волокон, режут с наклоном косячка к себе и от себя, взависимости от рисунка. Резание должно быть непрерывным и плавным кончиккосячка как бы рисует кривую линию.

Резьба полукруглымистамесками. Длярезьбы применяют полукруглые стамески: кру­тую, среднюю и отлогую. Сначалакрутой стамеской надрезают внешние контуры рисунка. Уголок стамески ставят вначало линии. Нажимая на черенок и вращая его, совмещают лезвие стамески скривой и делают надрез. Для подрезки контура применяют отлогую ста­меску.

Иногда при контурнойрезьбе надрез контура с вну­тренней стороны выполняют круто, а подрезку с внеш­нейстороны - полого. Это делает рисунок более выра­зительным.

Техника контурной резьбытребует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом ивысокого художественного вкуса.

Плоскорельефная резьба - это резьба с невысоким условнымрельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем украшаемой поверхности.

Плоскорельефная резьбаявляется переходным ви­дом от контурной резьбы к рельефной. Свое название онаполучила оттого, что фигуры изображения, остава­ясь в основном плоскими, нетолько обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает ил­люзиюрельефа. Этот вид резьбы дает резчику возмож­ность выполнять различныекомпозиции с растительным орнаментом, изображением птиц, человека, животных.

Плоскорельефная резьбаимеет несколько разно­видностей:

Резьба сзаоваленными контурами;

Резьба сподушечным фоном;

Резьба сподобранным (выбранным) фоном.

Резьба с заоваленнымиконтурами , как иконтурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру ри­сунка, но выемкирежутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются).

Резьба с подушечнымфоном . В некоторых случаях фон заоваливаюттак, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют поду­шечным, а резьбу- заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду иназначению такая резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.

Плоскорельефная резьбас выбранным фоном выпол­няется так же, как и обычная заоваленная резьба. Фон в этой резьбевыбирают на небольшую глубину, поэтому орнамент как бы лежит на ровнойплоскости. Для игры светотени и контраста фон иногда чеканится.

Плоскорельефную резьбувыполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению кфону и художественно обработано в преде­лах глубины фона. Рельефная резьбапочти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются ре­льефом разнойвысоты. Изображение может быть углуб­лено по отношению к фону. Такой рельефназывается вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространен.

Рельефная резьба имеетследующие подвиды:

барельефная резьба - резьба с низким релье­фом; узорвыступает над фоном незначительно, харак­тер рельефа - силуэтный.

горельефная резьба - резьба с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игрусветотени. Обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины,это создает много­плановые композиции, способствует лучшему выявле­нию формыизображения.

Техника выполнениярельефной резьбы

Рельефная резьба требуетот исполнителя высокого мастерства. При ее выполнении используют все инст­рументыдля резьбы по дереву и самые разнообразные приемы работы. Как правило,рельефную резьбу вы­полняют стоя. Заготовку закрепляют на верстаке непо­движнои поворачивают только в крайних случаях.

Несмотря на большоеразнообразие методов и при­емов обработки поверхности при рельефной резьбе, по­рядокее выполнения во всех случаях остается примерно одинаковым. Основными этапамивыполнения рельефной резьбы являются:

Нанесение рисункапри помощи копировальной бумаги;

Надрез и подрезкаконтура орнамента;

Выявление формрельефа орнамента;

Зачистка фона;

Выявление мелкогорельефа орнамента;

Чеканка фона.

Нанесение рисунка припомощи копировальной бумаги

Рисунок (шаблон)изготавливают в натуральную ве­личину, переводят на кальку, а с кальки черезкопиро­вальную бумагу - на основу. Чтобы рисунок не стерся с заготовки во времяработы, его покрывают тонким слоем прозрачного лака.

При выполнении сложногорельефного орнамента на­чинающему резчику целесообразно предварительно вылепитьрельеф из пластилина. Лепка рельефа пе­ред резьбой помогает точнеепочувствовать форму и избежать ошибок во время резьбы.

Надрез и подрезкаконтура орнамента. Надрезпроизводят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Для над­резанияпрямых линий применяют косячок, для надре­зания криволинейных - полукруглуюстамеску соот­ветствующего сечения. При надрезании инструмент слегка наклоняютв сторону рисунка. Подрезку контура делают отлогими, средними или круглыми стамесками.Стамеску держат под углом примерно 45° к поверхности и нажимают на конец ручкиладонью. Глубина подрезки должна быть везде одинаковой.

/>/>/>/>/> При относительно большой глубинефона глубина надреза и подрезки с одного раза может получиться недостаточной. Втаких случаях эти операции повторяют. Первый надрез производят с легким нажимомна стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линиинадре­за были чистыми и плавными.

При выполнениигорельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Лез­виеставят на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяякиянкой по ручке стамес­ки, обрубают контур. Главное в этой работе - точнорассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужнуюглубину.

Прорезная резьба . Прорезной называется резьба, у которой элементыизображения связаны между собой, а фон удален. Ино­гда рельефную прорезнуюрезьбу называют ажурной. Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.

Прорезная резьба можетвыполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так ив технике рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом илиножовкой. В последнем случае резьбу называют пропильной. Выпиливать орнаменты иузоры легче, чем вырезать их на заготовке. Прорези в фоне могут быть также ипри других видах резьбы (выемчатой, контурной). Иногда прорезную резьбуприклеивают к деревян­ной основе. В этом случае ее называют накладной, илинаклейной.

Техника выполненияпрорезной резьбы

На заготовке высверливаютотверстия и ножовкой проводят опиловку. Заготовку зачищают шкуркой, снимаютфаски. Самый простой и удобный инстру­мент, применяемый в прорезной резьбе, -электро­лобзик.

Скульптурная(объемная) резьба - это художественнооб­работанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основномотделенная от фона. В отличие от одно­стороннего изображения объекта вплоскорельефной и рельефной резьбе, в объемной резьбе объект просматри­ваетсясо всех сторон. Скульптурная резьба сложна по технике выполнения. От резчикатребуется опыт, худо­жественное чутье, набор различных инструментов. Приступатьк скульптурной резьбе можно, только овладев другими видами резьбы.

Скульптурная резьбаслужила для украшения инте­рьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев икресел часто делали в виде звериных лап, подлокотни­ки кресел украшали фигурамифантастических живот­ных, птиц. К этому виду резьбы относится и современ­наястанковая скульптура, выполненная из дерева.

При выполнениискульптурной резьбы различают 4 этапа:

- />/>изготовление модели скульптуры изглины, гипса в натуральную величину в двух проекциях (спереди и сбоку);

Разметказаготовки с необходимым припуском на обработку;

Обруб основныхформ;

Проработкарельефа и деталей скульптуры.

Скульптурная резьба - этокропотливая работа, связанная с непрерывной сменой инструмента, его за­точкой иправкой. Готовую скульптуру выдерживают в сухом месте, при появлении трещин ихзаделывают. Просушенную скульптуру отделывают и наносят за­щитные покрытия.

Домовая резьба - это крупномасштабная резьба, выполненная с помощьютопора, пилы и доло­та. Как правило, домовая резьба применяется для ук­рашенияпостроек. Домовую резьбу называют также корабельной, так как считается, чторезные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. По характеруи технике выполнения домовая резьба бывает:

Рельефной - такойрезьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора украшалифронтоны домов, наличники окон и т. д. Мотивами резьбы чаще всего являлисьрастительные орнаменты;

Прорезной(пропильной) - такой ажурной резь­бой, выполненной с помощью лобзика, украшалифрон­тоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.

Объемной - такойрезьбой, выполненной из целого корневища с помощью топора, украшали носовую частькорабля, а позже - гребни крыш над фронтоном. Примером объемной домовой резьбыявляется так называемый «охлупень» - фигурное изображение го­ловы и верхнейчасти туловища коня, оленя, большой птицы и т. п.

Перед началом выполнениядомовой резьбы очень важно правильно подготовить основу.

Подготовка основы. В домовой резьбе для некоторыхэлементов украше­ния требуются широкие доски, нередко имеющие недо­статки. Так,при высыхании или увлажнении доски ча­сто сильно коробятся, растрескиваются истановятся непригодными для дальнейшего использования. Полу­чить нужную ширинузаготовки можно путем склеива­ния нескольких узких досок в щит нужного размера.

Для этого берут строганыедоски нужной длины и толщины и раскладывают их в щит на лицевой сторо­не, гдебудет проводиться резьба. Рисунок текстуры и цвет древесины подбирают так,чтобы «полосатость» различных заготовок не повлияла на качество изделия и неснизила общего эффекта. Затем доски фугуют под углом 90°.

Качество прифуговкипроверяют на просвет, прикладывая доски друг к другу кромками. Точность прифуговкикромок должна быть достаточно вы­сокой, в противном случае в месте склейки щитможет дать трещины.

Прифугованные заготовкизакладывают в струбци­ны, проверяют правильность раскладки по торцам, порисунку текстуры и по плотности кромок, смазывают клеем кромки и зажимаютвинтами. Для получения за­готовок большого сечения доски склеивают пластями.

Склеенные щитыпосле высыхания тщательно выст­ругивают и зачищают рубанком с двойной железкойили фуганком. Щиты перед резьбой не зашлифовыва­ют, так как при шлифовке крошкиабразивного порош­ка застревают в порах древесины и сильно затупляютинструмент.


5. Виды орнамента

Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому припостроении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы рит­мическихповторов одного или нескольких элементов (раппорт).

Орнамент не можетсуществовать вне предмета, потому что главное в орнаменте - это подчиненностьконструктивным особенностям и назначению укра­шаемого предмета, а такжеприродной красоте ма­териала.

Орнамент возник изподражания формам живой природы, но чаще всего при создании мозаичного набо­рамотивы реального мира в орнаменте подвергаются значительной переработке:стилизации или гипербо­лизации.

Каждая национальнаякультура выработала свою систему орнамента, поэтому часто по орнаменту можноопределить, к какому времени и к какой стране отно­сится то или иноепроизведение искусства. Высокого развития орнамент достиг на Руси. Для русскогомоза­ичного орнамента одним из наиболее часто используе­мых мотивов являетсятак называемая плетенка -различного вида переплетения полосок в виде лент,ремней, стеблей растений и цветов.

Известно многоразновидностей орнамента.

По характеру композиции ирасположению на украшаемой поверхности предмета мозаичный орнамент может быть:

- />/>/>/>/>ленточным - в виде прямой иликриволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурныйрисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;

Сетчатым - сплошной геометрический узор, за­полняющий всю поверхность;

Замкнутым - узор, заполняющий площадь опре­деленной геометрической формы (квадрата, ромба,тре­угольника).

Основные мотивы ворнаменте

По используемым мотиваморнамент может быть:

Геометрическим -из различных геометрических элементов. Геометрический орнамент в виде ломаннойпод прямым углом линии называется меандром;

Растительным - изстилизованных раститель­ных форм;

Зооморфным - изстилизованных фигур реаль­ных или фантастических животных и птиц;

Геральдическим - из знаков, символов, эмблем или атрибутов искусства, войны и т. п.;

Гротескным - изфантастических сочетаний де­коративных мотивов;

Комбинированным - из комбинации различных мотивов (например, из геометрических и растительныхмотивов (арабески) и др.).

Геометрическийорнамент можетсостоять как из прямолинейных, так и криволинейных элементов. Основной задачейпри выполнении геометрического ор­намента является подбор гармоничных сочетанийдревесных пород и точность соединения отдельных элементов набора. В построениигеометрического орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы рит­орическихповторов одного или нескольких элементов (раппорт).

При создании орнаментаследует прежде всего про­думать его общую геометрическую основу, которая явитсязатем структурой орнамента. И только когда структура станет легко читаемой,композиционно орга­низованной, в ней будут выделены главные и подчинен­ныечасти, определен уровень значимости отдельных частей, переходят к разработкехарактера деталей, оп­ределяют степень их контраста и прием образования этогоконтраста.

Наиболее характернойчертой построения орнамен­та является контраст, представляющий собой разницумежду смежными элементами. Достигается он разно­стью цвета, тона илисопоставлением различной фор­мы элементов. />/>/>/>/>/>

При выполнении орнамента из квадратови окруж­ностей рисунок наносят на шпон, служащий фоном. Сначала вырезают гнездапо внешнему контуру квадратов. В гнезда помещают квадраты-вставки, при­целнаправление волокон этих вставок должно совпа­дать с направлением волокон фона.После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадра­ты ивставляют в них кусочки фона. Затем вырезают окружность от руки резаком или спомощью циркуля.

/>/>/>/>/>/>/>/>/>Выполнение геометрического орнамента из прямых иокруглых полос начинают со вставки прямых полос. Направление волокон полосдолжно совпа­дать с направлением волокон фона. Кромки полосок должны плотноприлегать к фону, а в местах их пересечений - одна к другой.

Привыполнениегеометрического орнамента в кругесначала из фонового шпона вырезаюткруг. Из более светлого шпона вырезают четырехугольники, склеивают их попарно,а затем по четыре, получая поло­винки звезды. Подровняв места стыка, склеиваютдве половинки в восьмиконечную звезду. Между лучами звезды вклеивают ромбы, а вних врезают лучи. Затем вырезают мелкие детали из фонового шпона. Полученнуюзвезду вставляют в фоновый шпон (в круг).

Выполнение сетчатогоорнамента требуетбольшой точности при исполнении набора. Для сетчатого орнамента используют шпониз пород древесины контрастных цветов.

/>/>/>/>/>/>/>/>/>Рисунок наносят с помощью копировальной бумаги насветлый шпон. Набор ведут последовательно слева направо, ряд за рядом, вырезаяэлементы светлого фона и заполняя гнезда кусочками темного шпона. Направлениеволокон у всех элементов фона должно совпадать с направлением волокон вставок.Это облегчает обра­ботку поверхности набора (шлифование) после прикле­иванияего к основе.

Стилизованный растительныйорнамент по формам и технике выполнения близок к геометрическо­му. Нередкогеометрические фигуры сочетаются со стилизованными растительными элементами.Степени стилизации растительных форм имеют широкий диапа­зон, поэтомурастительный орнамент может быть са­мым разнообразным по характеру композиции.

/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>При выполнении растительного орнамента необхо­димоправильно подобрать направление волокон шпона в каждом элементе орнамента и выбратьтехнические приемы изготовления элементов.

6. Техника безопасности при работе с древесиной

Обработку древесиныследует производить в специальном помещении, оборудованном вытяжнойвентиляцией, вытяжным шкафом, водопроводом, верстаками и столами с кафельнымпокрытием.

Ввиду большой остротыинструментов, их следует хранить в специальных футлярах или отделениях,сделанных в столе или шкафу. Во избежание порезов рук и для сохранения остротыинструментов, рекомендуется надевать на них в специальные чехлы.

При работе с красителями,протравами и отбеливателями необходимо надевать резиновые перчатки, так каккрасители плохо смываются с рук, а протравы и отбеливатели ядовиты.

Электронагревательныеприборы для обжига древесины должны быть установлены на асбестовую плиту ииметь теплоизоляционный кожух.

7. Заключение

В нашей стране существуетмного видов резьбы по дереву. Культура резьбы живет столетия и продолжаетсовершенствоваться, развиваться.

Декоративно–прикладноеискусство – это обширная область искусств, которая служит художественномуформированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрениюв нее эстетического и идейно–образного начала. Благодаря соединению техники,технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством иискусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета.

В представленной выше курсовойработе мы ознакомились с различными видами резьбы по дереву, технике и приемахих выполнения. Представлены ценные рекомендации по приобретению и использованиюдревесины и инструментов для ее обработки. Не забыты также современныеприспособления и материалы.


8.Литература

Полный курс для начинающего. Резьба по дереву. Мн.: Харвест, 2003.

Гасарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву.

Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1978.

Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элдементы с помощью простых и доступных инструментов - топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.

Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.

Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей.

Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеная и долбленая посуда (разнообразные чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски).

Еще в 20-е годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой. Долгое время древнее ремесло существовало разрозненно. К концу 1930-х годов кустари-ремесленники объединяются в артели. В 1947 году артель «Победа», объединяет 107 надомников, половина которых занимается художественной обработкой дерева. Артель выпускает шкатулки различной конфигурации, пеналы, полотенечницы, шкафчики-аптечки, оформленные геометрической резьбой и росписью.

В 1954 году артель освоила выпуск резных шкатулок с инкрустацией. В 1955 году в артели проводится большая экспериментальная работа - применение нескольких техник при изготовлении одного изделия (резьба, инкрустация, выжигание, роспись), усложняется изображение, вводятся пейзажные и архитектурные сюжеты памятников Москвы, Ленинграда, других городов. В 1958 году мастера и художники артели «Победа» выполняют большой заказ для Всемирной выставки в Брюсселе. В этот год ассортимент предприятия насчитывает 70 видов художественных изделий и это единственная в стране промартель с таким профилем продукции.

С образованием в 1968 году Управления по производству игрушек и художественных промыслов вся деятельность по художественной обработке дерева была сосредоточена на фабрике художественных изделий «Идеал». Уже в 1970-х геометрическая резьба прочно вошла в художественное оформление основного ассортимента фабрики «Идеал».

Из простейших элементов мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода. Используя традиционные элементы орнамента, мастера строят композицию изделия на круге, который потом тщательно разрабатывается.

Чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключенного в рамку контурной резьбы, - вот особенности шкатулок от фабрики «Идеал».

Для обогащения художественного образа изделия мастера используют дополнительные средства для усиления декоративности изделия, применяя в резной шкатулке природные материалы (соломку, тисненую бересту).

В настоящее время преемник фабрики «Идеал» предприятие «Идеал Плюс» занимается художественной обработкой липы, березы, можжевельника, ольхи, капокорня. Ассортимент составляет порядка 350 наименований, в том числе разнообразные по форме и размеру шкатулки, сундучки, ларцы, отдельные предметы кухонного назначения, панно, фоторамки, настольные игры.

25 лет занимается геометрической резьбой мастер из города Уржума Валерий Анатольевич Заболотский. Еще в детстве увлекся Валерий Анатольевич народными промыслами: резьбой по дереву, лыкоплетением, лозоплетением и посвятил любимым занятиям всю свою жизнь. Свое ремесло мастер передает молодому поколению, проводя занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума в течение уже 18 лет. Своим личным достижением Валерий Заболоцкий считает тот факт, что большинство выпускников его объединения «Резьба по дереву» связали свою жизнь с геометрической резьбой, и это ремесло стало основным источником дохода в их жизни. В 2007 году Валерию Заболотскому решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Объемная резьба

Многие вятские храмы сохранили иконостасы - памятники монументально-прикладного искусства. Своими высоким художественным достоинством они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Канонические требования, стилевые столичные веяния и местные художественные предпочтения определили появление самобытных произведений в вятском искусстве.

Каменные храмы, которые начинают строить на Вятской земле с конца ХVII века, украшались традиционным высоким русским иконостасом, как тябловым, так и резным в стиле «московского барокко».

Самый ранний из дошедших до настоящего времени и выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII - начала ХVIII веков - иконостас Успенского собора вятского Трифонова монастыря. Деревянный золоченый, в пять ярусов, иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».

Популярный тип вятского иконостаса второй половины ХVIII века использует прием импульсивного нарастания форм к центру и вверх при сохранении высотного ярусного строения. Другой тип местного иконостаса более статичен по общему рисунку очертаний конструкций. В членение вводятся колонны, сохраняется скульптурное оформление.

Утверждение в начале ХIХ века принципов классицизма в архитектуре вятских иконостасов повлекло за собой появление во многих композициях мотива триумфальной арки. Мотив арки стал непременным мотивом вятских классических иконостасов. Арочная дуга размещалась над царскими вратами, усиливая их значимость в композиции.

Работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно в том случае, когда общая композиция создавалась резчиком. Работая над иконостасом по архитектурному «фасаду», мастер мог в границах отведенного ему «участка» разворачивать свою творческую фантазию, воплощая «деревянные узоры» в различные вариации. Образцы своего мастерства в виде рисунков мастера представляли в консисторию на утверждение.

Строгие иконостасы классицистического направления, убранные ордером, сооружались в конце ХIХ века, хотя с 1860-х годов под влиянием романтизма эклектики меняются интерьеры вятских храмов. Иконостасы становятся пышными: в одних случаях легкими и ажурными, в других - тяжеловесными и грубоватыми, но всегда ремесленно добротными.

На протяжении веков вятские иконостасы свидетельствуют о талантливости местных мастеров, создающих оригинальные, всегда роскошные и сложные по характеру украшений и изяществу работы произведения. В их замысловатых формах проявились народные эстетические представления, породившие дымковскую игрушку и узоры кукарских кружев.

Славные традиции вятских резчиков иконостасов с 1986 года продолжает кировская студия мебели «Aristokrat» (до 2011 года предприятие «Пальметта»). За эти годы специалистами предприятия спроектированы, изготовлены и смонтированы десятки иконостасов в храмах различных городов России.

Прорезная или пропильная резьба

Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвала появление наличников, которые украшают дом и являются его своеобразной границей с внешним миром.

Среди наших современников - мастеров-резчиков можно назвать имя Геннадия Яковлевича Лопатина. Он украшает своими работами в пропильной резьбе музеи города Кирова. Так для дома-музея писателя Салтыкова-Щедрина мастером изготовлены ворота, колодец, качели, а для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова - украшена резьбой беседка. Есть резные работы мастера и в районах Кировской области, а также в других городов России (Москва, Красноярск, Калуга, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург). В2008 году Геннадию Лопатину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

У каждого народа - своя культура, быт, традиции. Но всех объединяет одно - стремление к прекрасному. И если у древнего человека при обустройстве жилья была единственная цель - скрыться от непогоды и диких животных, то с переходом к оседлой жизни меняются приоритеты: развитие науки и культуры ведет к обустройству быта, жилье украшается. Развитие ремесел в той или иной местности зависит от наличия материалов и ископаемых. Так, в районе северных морей, где основными промыслами являются рыбалка и охота, зарождается резьба по моржовой кости. В горных районах с большими запасами руды развивается кузнечное дело. Лесные регионы богаты древесиной. Издавна она используется для строительства жилья и обустройства быта. Заканчивая полевые работы, крестьяне, чтобы скоротать долгие зимние вечера, занимаются резьбой по дереву. Со временем увлекательное хобби превращается в основное ремесло.

Многие достигают в этом небывалого мастерства. Изделия мастеров вправе соперничать с произведениями именитых художников. Да и зачем сравнивать? При помощи нехитрого инструмента и фантазии руки мастера из самой обычной древесины создают необыкновенные и редкие шедевры. Художественная резьба по дереву - явление поистине уникальное.

Резьба по дереву: основные виды

Со временем этот вид прикладного искусства не только не утратил свою популярность, но и наоборот, получил развитие. В зависимости от типа используемых материалов и способа их обработки выделяются новые виды резьбы по дереву: рельефная, плоскорельефная, скульптурная, плосковыемчатая и пропильная. Основное отличие состоит в расположении узора по отношению к поверхности или фону работы. У каждого из этих видов - свои приемы выполнения, задачи и конечный результат. Остановимся на каждом из них подробнее.

Пропильная резьба

Это один из способов резьбы, когда с полотна полностью удаляется фон. Он имеет и другие названия: прорезная или сквозная резьба по дереву.

Этот термин точно описывает процесс обработки дерева. Здесь прекрасно сочетается геометрическая резьба и рельеф. Это один из древнейших приемов, он требует определенного мастерства и сноровки, как, например, ажурная сквозная резьба. Техника здесь следующая: заготовку закрепляют, расчерчивают, наносят основной рисунок и просверливают отверстия для пилы. По контуру производят опиловку и последующую подготовку материала для работы: снятие фаски стамеской и зачистку заготовки шкуркой. Создается эффект воздушности, легкости, невесомости. Работа настолько тонкая и изящная, что иногда трудно поверить в то, что использовалась древесина.

Плоскорельефная резьба

Все виды резьбы по дереву отличаются своим отношением к фону: он либо отсутствует, либо находится в одной плоскости с рисунком, или же утоплен на несколько миллиметров вовнутрь. Фоном служит поверхность изделий, которую украшают геометрические фигуры или растительный узор. В данном случае он вокруг поверхности рисунка удаляется и врезается на 5-7 миллиметров вглубь полотна. Выполняется работа таким образом, что фон и рисунок находятся как в одной плоскости, но при этом выглядят объемными, так и в разных: рисунок приподнимается над фоном за счет углублений по его контуру, но при этом все детали находятся на одинаковой высоте. В этом стиле обычно изображают фигурки людей, животных и птиц, элементы растительного мира. Все зависит от задумки мастера и техники исполнения. Чаще всего плоскорельефная резьба используется в архитектуре и прикладном искусстве.

Рельефная резьба

Все виды резьбы по дереву требуют определенной сноровки и мастерства. Начинать нужно с самых простых узоров. Чтобы правильно понять суть каждого элемента, новичку все новые и более сложные детали лучше воспроизводить из пластилина, а потом приступать к обработке древесины. Это касается и рельефной резьбы.

Она по праву считается наиболее живописной. Это рисунок, высеченный в древесине, обработанный по всей поверхности и выпуклый относительно фона. В качестве идеи могут использоваться изображения флоры и фауны, вензеля, различные символы, геометрические фигуры. Качество готового изделия напрямую зависит от выбора древесины. В этом случае хороши в использовании береза, дуб, бук. Их древесина дает возможность четко проработать каждый элемент вплоть до мельчайших деталей, четко выделить контуры. Фон в этом случае срезается, чтобы занизить все детали орнамента по отношению к основному рисунку на всех одинаковых точках его частей. Далее на пониженных участках орнамент восстанавливается. Затем подбирается и шлифуется фон. Это достаточно трудоемкая техника. Поэтому требует терпения и определенного опыта.

Скульптурная резьба

Рассматривая основные виды резьбы по дереву, нельзя оставить без внимания скульптурную.

Этот способ обработки древесины позволяет создавать объемные изображения без фона - скульптуры, которые можно рассмотреть со всех сторон. Используется техника в основном в процессе изготовления сувениров, игрушек, предметов быта, для украшения интерьера.

Плоскостная резьба

Отличительной чертой этого вида обработки древесины является нанесение орнамента на плоскую поверхность. В зависимости от характера нанесения узора это может быть плосковыемчатая резьба, то есть рисунок выводится в виде выемок, углублений, и плоскорельефная, когда орнамент выступает над поверхностью.

Каждый из этих видов подразделяют на несколько подвидов, среди которых есть и плосковыемчатая геометрическая резьба. Этот вид - один из самых простых. Издавна он используется в декоре различной домашней утвари с плоской поверхностью: разделочных досок, деревянной посуды, мебели. Из инструментов применяется только нож-косяк, а в качестве рисунка используются геометрические фигуры: квадрат, ромб, треугольник, круг, овал и их сочетания. Интересно то, в древности геометрическая резьба использовалась не как простое украшение. Каждый элемент носил символический характер, служил в качестве оберега.

Итак, мы рассмотрели основные виды резьбы по дереву. Конечно, это материал не одной статьи. И даже не одной книги. Опыт мастеров передается из поколения в поколение на протяжении многих веков. Что-то, к сожалению, утрачено, а что-то сохранилось, видоизменилось и переросло в новую отрасль. А это уже хороший признак. Он еще раз доказывает, что данный вид продолжает развиваться. И сегодня он не менее популярен, чем несколько столетий назад.

Человек всегда был неотделим от природы, даже сегодня, в крайне урбанизированном мире, он зависит от нее целиком и полностью. Глина, дерево, кости животных – все это материалы, которые дарит человеку природа. И именно их человек обрабатывал испокон веков, в соответствии с их свойствами и качествами. Талант применять природные качества материалов позволил создать неповторимые и уникальные шедевры, которые стали со временем культурным наследием целых народов и цивилизаций.

Разные народы, разумеется, применяли те материалы, которые дарила им природная среда обитания. Резьба по дереву, как отдельный вид искусства, возникала лишь в тех местах, где было много деревьев. Славяне обитали в лесных местах, и именно поэтому нет ничего удивительного в том, что они стали искусными мастерами в этом деле. Резьбой по дереву много веков занимались россияне, украинцы, белорусы, киргизы, литовцы, молдаване.

Даже сегодня, в начале технологического двадцать первого века, резьба по дереву не утратила своей актуальности и популярности. Мастера, применяя теперь более совершенные, современные инструменты, как бы воскрешают этот старинный промысел, развивают его с помощью новых технологий и своего таланта.

Резьба по дереву воплощается во многих формах: это и декорирование предметов мебели, и украшение домов, церквей и храмов, создание огромных резных панно и маленьких фигур.

Резьба по дереву – краткий исторический экскурс

На всех континентах, где обитали люди, существовала резьба по дереву. В Африке это были статуэтки и резные деревянные маски, в Америке, у индейцев, это искусство воплощалось в тотемах для различных ритуалов. Австралийские аборигены украшали бытовые предметы резными фигурками людей и животных, а китайцы и японцы украшали резными элементами свои жилища.

Древние славяне были знатными мастерами художественной резьбы, ведь еще в одиннадцатом веке они декорировали резными элементами двери, окна, крыши своих домов. Они полагали, что такие украшения отпугнут от жилища всякую нечисть. Многие историки считают, что украшать дома резьбой славяне начали еще во времена язычества, задолго до крещения Руси. Это подтверждают найденные старинные резные элементы с изображениями языческих богов, фантастических животных.

Славянские резчики по дереву достигли вершин мастерства в своем искусстве, ведь они украшали не только фасады, но и мебель, детские игрушки, посуду, прялки, прочие бытовые предметы.

Но наиболее ярко свои умения они проявили в особом виде искусства – славянской резной иконе. Этот вид резьбы появился сразу же после крещения. Во времена средневековья были приглашены искусные европейские резчики, и уже в шестнадцатом веке на Руси появились новые виды резьбы, новые инструменты. Великолепные резные картины, поражающие тонкостью исполнения, можно было наблюдать в храмах. Также из дерева вырезались образы Иисуса, Богородицы, Святой Троицы, других святых.

Пройдя сквозь века, искусство художественной резьбы по дереву сегодня переживает второе рождение в славянских странах. Современные мастера воскрешают это уникальное старинное ремесло, привносят в него свежие идеи, новые элементы, возрождают интерес обывателей к этому искусству.

Виды художественной резьбы, основные техники

Резьбу по дереву различают согласно глубине резки, ритму, месту расположения узора, его характеру. Каждый народ имеет свои традиции резьбы, поэтому даже обыватель никогда не спутает узорчатые деревянные изделия поморов Севера с лаконичной резьбой Твери, а тонкую резьбу мастеров центральной России – с монументальной, основательной резьбой волжан.

Разумеется, тип узора, размеры элементов диктуется еще и назначением изделия. Узор может идти вдоль окружности, в виде любой геометрической фигурки, заполнять плоскость полностью либо являться просто фрагментом. Например, мастера, создающие резные шкатулки и посуду, применяют плоскорельефную резьбу.

По разным видам приемов различают резьбу контурную, геометрическую, накладную, прорезную, плоскорельефную, пропильную. Наиболее распространена резьба контурная и геометрическая.

Контурная резьба отличается незначительным углублением линий узора относительно поверхности. Рисунок в результате выходит четким, выразительным. Этот вид резьбы требует точности в прорисовке, ведь любые промахи особенно «бросаются в глаза». Применяется резьба контурного типа в основном для небольших изделий.


Резьба геометрического типа – проще в исполнении. Состоит она из наиболее простых в исполнении элементов – выемок, лучей, треугольников. Из этих элементов создаются звездочки, цветы, шашки и другие орнаменты.

Резьба плоскорельефная характеризуется интенсивным углублением рисунка в толщу древесины. При этом резной узор пребывает в единой плоскости с его фоном, то есть с доской.

При пропильной резьбе узоры, предварительно намеченные на плоскости, вырезаются выкрутной пилой либо лобзиком. Декоративность и тонкость работы получается с помощью ажурной сетки. Часто этот вид резьбы является как бы продолжением, более совершенным вариантом резьбы плоскорельефной.

Резьба прорезная – с ее помощью создают плоские узоры. Элементы узора плотно соприкасаются с обрамлением и друг другом. Они могут быть разной высоты, и тогда резьба станет прорезной ажурной. Таким видом резьбы декорируют обычно мебель, предметы быта. А если убрать фон, где узор расположен, рисунок можно будет выпилить лобзиком.

Основные инструменты

Серьезные мастера используют для искусной резьбы полное многообразие инструментов. Однако многие виды резьбы можно исполнить, имея лишь восемь стамесок, различных по ширине ее и кривизне. Например, стамеска двенадцати миллиметровой ширины бывает практически плоской либо искривленной, с кромкой скошенной либо прямой.

Чаще всего в комплект главных инструментов мастера по резьбе входят: две деревянных киянки (круглая и обычная прямоугольная), и несколько самых разных стамесок.

Резьба по дереву – искусство непростое, оно требует терпения, старания, тщательности и терпения. Чтобы освоить ее, нужно начинать с самых простых узоров в геометрической технике. Учиться резать нужно в разных направлениях, лучше сразу и левой, и правой рукой. Каждый, освоивший это древнее искусство, наверняка постепенно сделает его делом своей жизни!